Кто является создателем теста тематической апперцепции. Общая характеристика методики "Тест тематической апперцепции" (ТАТ)

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) является одной из наиболее популярных и богатых по своим возможностям и одновременно одной из наиболее сложных в проведении и обработке психодиагностических методик, используемых в мировой практике.

Методика ТАТ была введена Генри Мюрреем в качестве проективного метода, дающего возможность посредством анализа свободного рассказа, продуцируемого испытуемым, познакомиться:

С самыми значительными для человека темами, волнующими его так или иначе ситуациями,

Кругом и направлением его интересов,

Возможностями оценки и самооценки,

Выявить его потребности и затруднении,

Понять динамику личности.

История возникновения ТАТ

Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов.

ТАТ был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году (Morgan, Murray, 1935).
В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии "Исследование личности" Г.Мюррея с сотрудниками (Murray, 1938). Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году (Murray, 1943).

Первоначально ТАТ задумывался как методика для исследования воображения. По мере его применения, однако, выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью, выходят далеко за рамки этой области и позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребностей и мотивов, отношений к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, особенностей протекания психических процессов, механизмов психологической защиты и др.

В бывшем СССР ТАТ приобрел известность и популярность с конца 60-х - начала 70-х годов, когда утратил свою силу более чем тридцатилетний запрет на психологическое тестирование.

Что представляет собой методика ТАТ?

Полный комплект ТАТ включает в себя 31 таблицу (картину), одна из которых - чистое белое поле. Все остальные таблицы содержат черно-белые изображения с той или иной степенью неопределенности, причем во многих случаях неопределенность касается не только смысла ситуации, но и того, что, собственно, изображено. ТАТ, выполненный типографским способом, печатается на белом бристольском картоне формата А4.

Набор, предъявляемый для обследования, включает от 12 до 20 таблиц; их выбор определяется полом и возрастом обследуемого.

ТАТ можно применять, начиная с 14 лет, однако при работе с людьми в возрасте от 14 до 18 набор таблиц будет несколько отличаться от обычного набора для работы с людьми старше 18 лет - из него исключаются и заменяются другими таблицы, наиболее прямо актуализирующие темы агрессии и секса.

Для индивидуального обследования достаточно ограничиться 10-12 таблицами. Этот объем оптимален и позволяет провести все обследование за одну встречу.

Рассказ по картинам ТАТ может отражать:

1. Актуально переживаемый клиентом конфликт, то, что волнует его сейчас,

2. Внутриличностный конфликт клиента, который он не осознаёт:

В буквально-признательном, автобиографическом выражении,

В проективном выражении, как приписанный персонажам другого, чем обследуемый, пола,

3. Отношение клиента к психологу, которое он не выражает прямо.

Все рассказы ТАТ представляют собой своеобразное сочетание привычных штампов восприятия ситуаций (клише, популярных сюжетов) и индивидуальных продуктов воображения.

Первое, что необходимо сделать при анализе содержания рассказов, - это отделить клише (популярные сюжеты) от истинных продуктов воображения ("идеаторных содержаний", как называет их Рапапорт), иными словами, разделить то, что автоматически приходит на ум клиенту и то, что является результатом его мыслительной деятельности. Популярные сюжеты определяются по специальной таблице.

Когда применять ТАТ?

ТАТ рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время.

Особенно полезен ТАТ в психорапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (депрессии с суицидальным риском, острая тревога).

Считается, что ТАТ весьма полезен для установления контакта терапевта с клиентом и формирования у последнего адекватной психотерапевтической установки. В частности, использование рассказов ТАТ как материала для обсуждения может успешно преодолеть возможные затруднения клиента в коммуникации и обсуждении своих проблем, свободном ассоциировании и др.

Помимо психодиагностических задач, ТАТ используется также в исследовательских целях как инструмент фиксации тех или иных личностных переменных (чаще всего мотивов).

Достоинства и недостатки ТАТ.

Основным недостатком ТАТ является, прежде всего, трудоемкость как процедуры проведения обследования, так и обработки и анализа результатов. Общее время проведения обследования с психически здоровым испытуемым редко бывает меньше двух часов. Почти столько же времени занимает полная обработка полученных результатов. При этом, предъявляются высокие требования к квалификации психодиагноста, от которой решающим образом зависит, удастся ли получить информацию, пригодную для психодиагностической интерпретации.

Главным достоинством ТАТ является богатство, глубина и разнообразие диагностической информации, которую позволяет получить этот метод. В принципе схемы интерпретации, обычно используемые на практике, в том числе и схему, приводимую в данном пособии, можно при желании дополнять новыми показателями, в зависимости от задач, которые ставит себе психодиагност. Возможность совмещать различные интерпретативные схемы или улучшать и дополнять их на основании собственного опыта работы с методикой, возможность обрабатывать одни и те же протоколы многократно по разным схемам, независимость процедуры обработки результатов от процедуры проведения обследования является еще одним существенным достоинством методики.

ТАТ относится к группе прожективных методик. Применяется для выяснения тех особенностей личности, которые проявляются в социальной среде и в социальных отношениях. Это: а) особенности позиции личности (действенная, созерцательная, страдательная); б) особенности интерперсональных связей (симпатии, антипатии, привязанности); в) преобладающие тенденции ; г) способы действия (способы организации действия, особенности практического мышления, способы решения жизненных задач); д) динамическая сторона личности (ритм ее деятельности, эмоциональная лабильность, реактивность).

Полный тест представляет набор из нескольких (от 6 до 30) картин ситуационного типа, которые поочередно предъявляются испытуемому. Для теста подобраны специальные картины, где изображенные ситуации отвечают двум основным требованиям. При достаточно четких и ярких изображениях предметов и действующих лиц сами по себе композиции этих ситуаций являются в то же время объективно неопределенными, не допускающими однозначного толкования. При восприятии таких картин у испытуемого создается своеобразная иллюзия совершенной ясности картины: четкие изображения сразу определяют сферу действий испытуемого, его среду и направления реакции, но в то же время неопределенность композиции (исключающая однозначное и одинаковое решение) заставляет его толковать картины по-своему. Испытуемый в каждое толкование вкладывает свои знания, свой индивидуальный опыт, свой способ действия и свои оценки.

В отношении каждой из предъявляемых картин он должен в свободном рассказе: 1) описать то, что, по его мнению, происходит на картине (т. е. в данный момент); 2) рассказать, что, по его мнению, способствовало возникновению данной ситуации (что ее породило); 3) предсказать, что произойдет в дальнейшем; 4) рассказать о чувствах и переживаниях изображенных лиц; 5) представить мысли людей.

Как и все прожективные тесты, по выражению Омбредано, как бы проецирующие личность на экране, ТАТ также отражает особенности личности в ее ответах. Однако в отличие от других тестов ТАТ передает их подобно кинофильму, т. е. дает развернутую картину особенностей поведения личности динамично и в разных жизненных ситуациях.

В варианте ТАТ, предложенном для практической разработки и в целях ознакомления с методикой, имеется 10 картин. Часть из них достаточно понятна и может напомнить знакомые моменты, другая же часть картин представляется как ситуации, взятые из чуждой для нас жизни, и в связи с этим некоторые картины теста обычно воспринимаются как события знакомых кинофильмов, и действия в них предсказываются по тому, как это было описано в романе, рассказе или детективе. Но принцип действия картин всегда остается неизменным.

От других тестов ТАТ отличается тем, что основывается на проявлениях индивидуальных особенностей динамического строя личности и, имея в качестве основы достаточно определенные Стимулы, дает в то же время неограниченную свободу выбора направления действия. Например, в отличие от теста Г. Роршаха, работающего по схеме «неопределенный раздражитель (пятно) - определенный образ» (где именно сама неопределенность стимула толкает на его организацию) схему ТАТ можно выразить как «определенный стимул--свободный ответ». Ответ по ТАТ именно свободен и не стеснен никакими ограничениями. В тесте же Роршаха ответ всегда ограничен рамками образа, и процесс ответной реакции по существу заканчивается описанием созданного образа. В ТАТ, наоборот, ясный о самого начала образ вызывает ничем не ограниченную цепь ассоциаций и здесь, кроме того, прямо предписывается по инструкции выход из круга образа и картины, действие с этим образом и внутри образа.

Установлено, что такое свободно направленное ассоциирование наилучшим образом выявляет и особенности поведения, и систему поступков, по которым в обычной жизни мы чаще всего судим о характерных (в основном коммуникативных и динамических) чертах личности, о ее свойствах и особенностях.

Материал, полученный в результате интерпретации картин, может быть обработан по разным принципам и допускает постановку различных экспериментальных задач.

Так, Томкинс специально разработал систему, где в баллах вычисляются все возможные соотношения показателей и каждому соотношению заранее дана оценка. Слабым местом такого подхода является то, что критерий той или иной оценки может явиться сам по себе весьма произвольным или, наоборот, если он жесток, то может выполнить роль «прокрустова ложа» для ценного индивидуально-разнообразного материала. Например, когда за норму принимается рассказ в 300 слов и отклонения считаются ненормальностями, то могут пройти незамеченными такие ценные качества личности, как лаконичность и точность суждений.

Другой принцип Мэррей обосновал как принцип «поиска заданного». Например, в экспериментальном материале ищут проявление парных качеств: агрессивности или склонности к обороне, маниакальности или депрессии, оптимизма или пессимизма и т. д.

Тест может также выполнять и такие задачи, как выяснение различных сфер или уровней сознания: осознанное - неосознанное, открытое - скрытое, вытесняемое - замещаемое и т. п. ТАТ допускает постановку таких задач, как установление степени осмысления воспринимаемого, степени эмоциональной устойчивости и т. п. Наконец, перед тестом могут ставиться задачи более узкие, например такие, как установление степени действенности субъекта. В этом случае суждения типа: «мальчик думает», «мальчик мечтает», «мальчик хочет», «мальчик делает» должны быть заранее оценены как различные стадии (и степени) действенности.

Для ознакомления с методикой ТАТ принят наиболее распространённый принцип анализа - нахождение основных пунктов, которые дают ориентирующий материал для определения структурного комплекса личности (впоследствии результаты испытания проверяются другими способами, например путем собирания данных анамнеза).

В целом же такой анализ может дать достаточно объемную схему, пригодную для построения гипотезы о той или иной конкретной структуре личности.

Общие методические указания

Основные категории анализа (признаки и показатели)

Категория «Уходы» . «Уходом» называется поведение испытуемого, направленное на уклонение от требуемых ответов. «Уход» следует отличать от отказа. При «уходе» испытуемый как бы заменяет истинные ответы путем подстановки других ответов. «Уходы» бывают умышленными и неосознанными. Различают 4 основных варианта «ухода».

1. Описательный вариант . В этом случае из всей 5-частной схемы рассказа (момент, изображенный на картине, истоки, исход, мысли, эмоции) испытуемым используется только одна - момент, т. е. дается лишь описание изображенного. Оно может быть либо излишне детализированным, с упоминанием каждой подробности, либо очень кратким. В последнем случае рассказ принимает, примерло, следующий вид: «Здесь сидит мальчик. Вот скрипка. Мальчик сидит и... смотрит на скрипку... Я больше ничего не знаю».

2. Вариант формального построения сюжета (без наполнения его конкретным содержанием). В этом случае испытуемый создает как бы только «каркас» сюжета, не дополняя его ни зримыми образами, ни суждениями, ни характеристиками. Например: «Здесь изображено, что мальчик сидит и смотрит на скрипку. Он играет на скрипке. Что привело к этому моменту? То, что он учится играть. Дальше он будет играть лучше, если будет продолжать учиться. Он думает о том, что он играет на скрипке". Он чувствует, что надо учиться, чтобы играть хорошо...».

3. Подменяющий вариант . Испытуемый вместо создания собственного сюжета подбирает схематически сходный с изображенным готовый материал - литературное произведение, сценарий кинофильма, исторический эпизод, радиопередачу или телевизионную трансляцию и т. д. Например: «Это похоже на кадр из кинофильма «Концерт Бетховена». Там тоже герой фильма - мальчик-музыкант. Когда ему сказали, что он будет участвовать в конкурсе и если займет первое место, то поедет в Москву, то он...» и т. д. В дальнейшем следует изложение содержания упомянутого фильма.

4. Разветвленный вариант . В этом случае сюжет испытуемым создается, однако он старается при каждом его повороте дать максимальное количество самых разнообразных вариантов.

Например: «Это мальчик лет 12 или 13... А может быть старше... Или так выглядит, может, ему только лет 7-8... Перед ним скрипка. Это ему кто-то подарил. Или скрипка не его. Может, его отца. А может брата. Или вообще он не дома. Это чья-то чужая. Он собирается играть на скрипке. Или не хочет играть, ему надоело. Или волнуется перед экзаменом в музыкальной школе. А может, поломал ее и боится, что ему попадет...» и т. д.

«Уход» от правильных ответов может иметь место по отношению ко всем картинам или избирательно к некоторым.

«Уход» на все картины - признак: а) боязни испытания, «боязнь теста», признак установки на сокрытие своих интересов, целей, мотивов; б) затрудненности общения, неконтактности, в) интеллектуальной ограниченности (бедность интеллектуальных ресурсов); г) сниженной способности к интеграции,

«Уход» как реакция на отдельные картины может означать как: а) непринятие ситуации вследствие полного незнания ее (чуждая среда и сфера), так и б) непринятие ситуации вследствие ее значимости. В этом случае указанная реакция свидетельствует о том, что ситуация неприятна и является отражением уже происшедшего «вытеснения».

Категория «Позиция персонажей» . Та или иная жизненная позиция (действенная, страдательная, созерцательная, агрессивная) - это принятие места того или иного персонажа на картинке в личных или общественных отношениях, «отождествление» себя с изображенным лицом. Позиция является отправной точкой для решения жизненных задач и конфликтов. Так, направленность на изменение ситуации, на активный выход из нее, на ее развитие или предупреждение развития наблюдается при действенной позиции и, наоборот, пассивность и бездействие, предоставление действовать другим - при страдательной позиции . «Смотрение со стороны» в качестве «третьего лица», не участвующего в ситуации, но наблюдающего и принимающего в равной степени все исходы - характерно для созерцательной позиции . Направленность на уничтожение, разрушение, вхождение в конфликт- выражение агрессивной позиции.

Все виды позиции являются прямыми показателями соответствующих тенденций личности. Все они дают материал к решению вопросов о способах действия личности. Общими признаками, свидетельствующими о том, что человеком принята какая-то позиция, является рассуждение испытуемого со стороны только одного лица (в картинах с несколькими действующими лицами), а также высокая степень эмоциональности высказываний.

Признаками действенной позиции являются: подборка глаголов преимущественно в настоящем времени, отражающих стремление к изменению существующего положения путем оперирования с собственными возможностями без нарушения зоны действий и интересов другого человека. Характерна также акцентированность на предвидение (хороший прогноз).

Признаками страдательной позиции являются высказывания по поводу влияний и воздействий. Рассуждение ведется обычно от имени лица, на которое воздействуют.

Внимание фиксируется на факте преследования, на несправедливости гонения, давления. Воздействие осуждается. Много внимания обращено на причины, на истоки данной ситуации, на то, что привело к ней (хорошие знания истоков).

Признаками агрессивной позиции (помимо содержательной стороны) является преобладающее количество императивных конструкций. Акцентируется воздействие на другую личность. В отличие от действенной позиции - отсутствие последовательности в намерениях, системы и планов в действиях.

Признаками созерцательной позиции являются рассуждения, включающие моменты эмоционально окрашенного резонерства.

Категория «Солидаризация» . Солидаризация рассматривается как «понимание» какого-либо лица, разделение его взглядов, сочувствие этому лицу и соучастие в его переживаниях. Испытуемый может не принимать позицию лица (т. е. не отождествлять себя с ним), но тем не менее качества и свойства его будут импонировать испытуемому. Обычно эти качества испытуемый прямо называет. «Солидаризация» означает, что с человеком, подобным изображенному, у испытуемого могут быть точки соприкосновения. Таким образом, по особенностям солидаризации мы судим о характере интерперсональных связей, о круге лиц, составляющих среду, в которой действует человек, и (косвенно) об особенностях этой среды.

Различаются отступления справочные и мемориальные. Справочные отступления - показатели склонности к резонерству. Мемориальные - показатели эгоцентричности. Частые отступления расцениваются как «скачка» идей.

Ошибки восприятия - признак доминирования прочных установок, признак нарушенного баланса между внешними и внутренними моментами, определяющими особенности воспринимаемого образа (сдвиг в сторону внутренних тенденций).

Категория «Количество деталей» . Значительное количество деталей, взятых из картины, оценивается как склонность к «полевому поведению». И наоборот, малое количество деталей картины, используемых для построения рассказа, характеризует самостоятельность лица, его независимость, и в то же время сниженное внимание к окружающему.

Категория «Общее время рассказа» . Продолжительные (без пауз) рассказы по всем картинам характеризуют богатую представлениями и ассоциациями сферу сознания, склонность к фантазии. Избирательно длинный рассказ (на одну картину) говорит о том, что ситуация и сюжет, которые увидел испытуемый, захватили его. Паузы более 30 мин (в середине рассказа) -показатели аффективных реакций.

В целом все временные характеристики, их баланс и соотношение представляют сведения о динамической стороне личности.

Примечание. В связи с тем что тест сокращен (введены не все ориентирующие признаки), не адаптирован и не стандартизирован, анализ материалов заключается в основном в выявлении признаков конкретных категорий и установлении (по показателям) их структурных и характерологических значений. Материал, полученный по данному варианту теста, диагностической ценности не имеет
.

Отработка задания

Экспериментальная группа . В эксперименте участвуют два человека - экспериментатор и испытуемый.

Процедура опыта . До начала опыта испытуемый не должен быть осведомлен ни о системе показателей, ни о критериях оценки теста. Карточки теста предъявляются испытуемому в последовательности, отраженной номером отдельной карточки. Испытуемому дается инструкция, состоящая из 5 частей: 1) «что Вы видите на этой картинке?»; «опишите ситуацию»; 2) «что, по Вашему мнению, способствовало возникновению ситуации?»; «что ей предшествовало?»; 3) «что, по Вашему мнению, произойдет дальше?»; 4) «какие мысли у людей, изображенных на картинке?»; 5) «какие чувства испытывают действующие лица?». Все ответы регистрируются в первоначальный протокол (без оценок) и по возможности дословно (запись на чистом листе бумаги).

Порядок обработки экспериментального материала . 1. Все суждения, ответы и описания, записанные в первичном протоколе, анализируются с целью распределения их по соответствующим рубрикам вторичного (стандартного) протокола (см. приложения I, II, III). 2. При обработке конкретные ответы испытуемого соотносятся с пояснениями, данными в тесте. 3. Из общего числа ответов и из их соотношений (совпадение, противоречие) выводится «структура проекции». 4. На основании прямого большинства ответов какой-либо категории устанавливается конкретная психологическая тенденция личности. 5. Составляется общее заключение о личности. Оно должно содержать суждение о среде, в которой в основном ориентируется личность, данные о содержании сознания, позиции, данные о динамическом строе личности, об эмоциональной и волевой сфере,- о способах действия, заключения об отдельных качествах личности и ее направленности. .
Основное внимание экспериментатора при обработке теста должно быть обращено на обоснование окончательного заключения, на его доказательную сторону.

Контрольные вопросы


  1. Что диагностируется при помощи методики ТАТ?
  2. На чем основан метод ТАТ?
  3. В чем основные отличия метода ТАТ от других тестов?
  4. Какие основные показатели должны учитываться при обработке полученных результатов?
  5. Каковы критерии отнесения какого-либо ответа к конкретной рубрике схемы?
Литература

  1. Гильяшева И. Н. О возможностях использования метода ТАТ при изучении личности больного в психоневрологической клинике. Психологические методы исследования в клинике (материалы симпозиума). Ленингр. научно-исслед. психоневрологический ин-т им. В. М. Бехтерева. Л., 1967.
  2. Киященко Н. К. Апробация, варианты, методики ТАТ. В сб.: «Вопросы экспериментальной патопсихологии». Тр. Научно-исслед. ин-та психиатрии, т. 43. М., 1965.
  3. Савенко Ю. С. К обоснованию некоторых методик по изучению личности. «Проблемы личности» (материалы симпозиума). Всесоюзное научное общество невропатологов и психиатров. Ин-т философии АН СССР, 1969.
  4. Цуладзе С. В. О месте и значении проекционных методов в изучении личности. В сб.: «Проблемы личности» (материалы симпозиума). Всесоюзное научное общество невропатологов и психиатров. М., 1969.

Этот тест является необходимым инструментарием психолога, занимающегося консультированием семей, подростков и людей, оказавшихся в трудной жизненой ситуации. Он показательный во всех отношениях: направленность личности, актуальные внутриличностные конфликты, способы реагирования в конфликте.

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея. Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) — это компактный модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г. Мюррея, отнимающий немного времени на обследование и приспособленный к условиям работы практического психолога. К нему разработан совершенно новый стимульный материал, представляющий собой контурные сюжетные картинки. На них схематично изображены человеческие фигурки.

Применяется:

В консультировании семей

При оказании социально-психологической помощи пресуицидентам,

Диагностика внутренних конфликтов и направленности личности,

В клинике неврозов и судебно-психиатрической экспертизе.

Методику можно применять как в индивидуальном, так и в групповом обследовании, как с взрослыми, так и с подростками с 12 лет.


Ход проведения: клиенту даются картинки и предлагается составить по ним рассказ.

Инструкция. Внимательно рассмотрите каждый рисунок по очереди и, не ограничивая свою фантазию, сочините по каждому из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты: Что происходит в данный момент? Кто эти люди? О чем они думают и что чувствуют? Что привело к этой ситуации и чем она закончится? Не используйте известные сюжеты, взятые из книг, театральных постановов или кинофильмов - придумайте что-либо свое. Используйте свое воображение, умение выдумывать, богатство фантазии. Тестовый (стимульный материал).


Обработка результатов.


Анализ творческих рассказов испытуемого (устных или письменных) позволяет выявить его идентификацию (как правило, неосознаваемое отождествление) с кем-либо из «героев» сюжета и проекцию (перенос в сюжет) его собственных переживаний.

О степени отождествления с персонажем сюжета судят по интенсивности, длительности и частоте внимания, уделяемого описанию именно этого участника сюжета.

К признакам, опираясь на которые можно было бы сделать вывод о том, что с данным героем испытуемый отождествляет себя в большей степени относятся следующие :

Одному из участников ситуации приписываются мысли, чувства, поступки, не вытекающие непосредственно из данного, представленного на картинке, сюжета;

Одному из участников ситуации уделяется в процессе описания значительно больше внимания, чем другому;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, одному из них присваивается имя, а другому – нет;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, один из них описывается с использованием более эмоционально заряженных слов, чем другой;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, у одного из них есть прямая речь, а у другого – нет;

На фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, одного описывают в первую очередь, а затем остальных;

Если рассказ составляется в устной форме, то к герою, с которым в большей степени себя отождествляет испытуемый, проявляется более эмоциональное отношение, проявляемое в интонациях голоса, в мимике и жестах;

Если рассказ представляется в письменной форме – особенности почерка так же могут выдать те факты, с которыми происходит большее отождествление – наличие зачеркиваний, помарок, ухудшения почерка, усиление наклона строк вверх или вниз по сравнению с обычным почерком, любые другие явные отклонения от обычного почерка, когда испытуемый пишет в спокойном состоянии.

Далеко не всегда удается с легкостью обнаружить более значимый персонаж в описании картинки. Достаточно часто экспериментатор оказывается в ситуации, когда объем написанного текста не позволяет достаточно уверенно судить – кто герой, а кто – нет. Бывают и другие сложности. Ниже описываются некоторые из них.

Отождествление смещается с одного персонажа на другой, то есть по всем параметрам оба персонажа рассматриваются примерно в одинаковом объеме, причем, сначала описывается полностью один человек, а потом – полностью другой (Б.И. Хасан видит в этом отражение неустойчивости представлений испытуемого о себе).

Испытуемый идентифицирует себя одновременно с двумя персонажами, например с «положительным» и «отрицательным» - в этом случае в описании наблюдается постоянное «перескакивание» с одного персонажа на другой (диалог, или просто описание) причем подчеркиваются именно противоположные друг другу качества у участников сюжета (это может свидетельствовать о внутренней противоречивости автора, о склонности к внутренним конфликтам).

Объектом идентификации может стать персонаж противоположного пола или бесполый персонаж (человек, существо и т.п.), что можно в некоторых случаях, при наличии дополнительных подтверждений в тексте, расценивать как различные проблемы в межполовой сфере личности (наличие страхов, проблемы с самоидентификацией, болезненная зависимость от субъекта противоположного пола и т.п.).

Автор может в рассказе подчеркивать отсутствие своей идентификации с кем-либо из участников сюжета, занимая позицию стороннего наблюдателя, используя высказывания типа: «Вот я наблюдаю следующую картину на улице …». Б.И.Хасан предлагает рассматривать в этом случае героев, как антиподов самого испытуемого. В то же время можно предположить, что это не единственно возможная интерпретация. Так, например, позицию стороннего наблюдателя может занять человек, у которого система защитных механизмов его Эго не позволяет ему осознать в себе наличие качеств, которые он приписывает другим, или это может быть результат страха перед подобными ситуациями и срабатывает механизм диссоциации. Та или иная картинка может ассоциироваться у испытуемого с его собственной жизненной ситуацией, вызывающей фрустрацию. В этом случае герои рассказа реализуют нереализованные в реальной жизни потребности самого рассказчика. Бывает и наоборот – в рассказе описываются препятствия, мешающие реализации потребностей.

Интенсивность, частота и длительность внимания, уделяемые описанию отдельных деталей ситуации, длительность фиксации внимания испытуемого на определенных повторяющихся в разных рассказах ценностях, могут дать общее понимание проблемных психологических зон (неудовлетворенных потребностей, стрессогенных факторов и т.п.) обследуемого человека. Анализ полученных данных проводится в основном на качественном уровне, а также путем простых количественных сопоставлений, позволяющих оценить, помимо всего прочего, баланс между эмоциональной и интеллектуальной сферами личности, наличие внешнего и внутреннего конфликтов, сферу нарушенных отношений, позицию личности испытуемого - пассивную или активную, агрессивную или страдательную (при этом 1:1, то есть 50% на 50% считается условной нормой, а значительный перевес в ту или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 или 1:2 и более).

Ключ.

Характеристика каждого отдельного рассказа (всего должно быть 8 штук):

1. Персонажи рассказа (формальное описание – что известно из рассказа о каждом из участников сюжета – пол, возраст и т.д.);

2. Чувства, переживания, физическое состояние, передаваемые в рассказе (в целом); ведущие мотивы, сфера отношений, ценности (в целом);

3. Конфликты и их сфера (если они присутствуют), препятствия и барьеры на пути у участников данного сюжета к достижению ими целей;

4. Способы разрешения конфликтов;

5. Вектор психологической направленности поведения участников сюжета;

6. Анализ причин, не позволяющих четко определить «героя» сюжета, с которым в большей степени происходит идентификация (если таковые имеются);

7. Наличие в сюжете героя, с которым испытуемый в большей степени идентифицирует себя и описание признаков, по которым именно этот персонаж признается исследователем в качестве «героя» (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

8. Указывается половая и возрастная принадлежность героя (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

9. Определение характеристик героя, его стремлений, чувств, желанней, черт характера (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

10. Оценка силы потребности героя в зависимости от её интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

11. Описание индивидуальных особенностей героя в соответствии со шкалами: импульсивность – самоконтроль, инфантильность – личностная зрелость (с описанием критериев этой оценки) (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

12. Соотнесение характеристик «героя» (мотивы поведения, личностные характеристики и т.п.) с теми характеристиками (потребностями, мотивами, ценностями, чертами характера и т.п.), которые испытуемый в целом отразил в процессе описания данного сюжета (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);

13. Самооценка испытуемого, соотношение его Я-реального и Я-идеального, если судить о них по данному рассказу; особенности стиля изложения текста, почерка;

14. Особенности стиля изложения текста, почерка;

15. Что в данном тексте особенно привлекло внимание исследователя;

16. Предположения об особенностях личности и жизненной ситуации испытуемого с конкретными ссылками на детали рассказа, подтверждающие эти предположения – обобщение выводов по данному рассказу.

Далее что касается применения Рисованного апперцептивного теста (РАТ) в Методике для изучения конфликтных установок, автор Борис Иосифович Хасан (выделено курсивом): Пункт 11 – «оценка силы потребности героя в зависимости от её интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом» или, если существуют трудности с определением «героя», то эту фразу следует понимать как «оценка присутствующей в целом в описании сюжета силы потребности в зависимости от её интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом» заслуживает отдельного описания. С целью определения доминирующих и, возможно, подавленных потребностей испытуемого предлагается ввести ранжирование силы той или иной потребности в каждом из описаний, то есть в каждом из предлагаемых 8-ми рассказов. Таким образом субъективную оценку степени выраженности получают все потребности из списка потребностей Г.Меррея (список приведен выше). Б.И.Хасан предлагает определять интенсивность потребностей только у «героя», но представляется более логичным просто отмечать в баллах силу той или иной потребности, отраженной в описании сюжета, независимо от того кому из персонажей уделено больше внимания, на основании предположения, что весь рассказ в целом есть проекция определенных характеристик личности испытуемого, его образа мира. Для оценки можно выбрать, например, пятибалльную систему.

В этом случае сила такой потребности (по Мерею) как агрессия может быть выражена следующим образом:

Полное отсутствие агрессии – 0 баллов

Склонность кого-то из участников сюжета к раздражительности – 1 балл

Активная вербальная агрессия со стороны одного из участников или косвенная невербальная агрессия (сломал какую-то вещь и т.п.) – 2 балла

Ссора с выраженными угрозами со стороны обоих участников сюжета – 3 балла

Настоящая драка с применением физической силы – 4 балла

Убийство, нанесение увечий, война и проч. – 5 баллов

В списке потребностей Г. Меррея, приведенном в данной разработке всего 22 пункта. Следовательно, в задачу диагностирующего входит составить таблицу, в которой был бы присвоено определенное количество баллов в соответствии с интенсивностью каждой из 22 потребностей в каждом из описаний (не менее 8-ми сюжетов).

Интенсивность выраженности потребностей

потребность

1 рис.

2 рис.

3 рис.

4 рис.

5 рис.

6 рис.

7 рис.

8 рис.

сумма

В самоуничижении

В достижении

В аффилиации

В агрессии

В автономии

В противодействии

В уважении

В доминировании

В эксгибиции

В избегании ущерба

В избегании позора

В порядке

В отвержении

В чувственных впечатлениях

В близости (либидо)

В поддержке

В понимании

В нарциссизме

В социальности (социофилии)

После подсчета суммы баллов по каждой из потребностей исследователь выдвигает предположение о наличии у испытуемого некоторых доминирующих потребностей и, возможно, некоторых подавленных, или же не подавленных, а не актуализированных.

Это делается на основании сравнения данных и выбора нескольких потребностей, получивших максимальное количество суммарных баллов и потребностей с минимальным количеством баллов. Если несколько потребностей (по Г. Мюррею) получили одинаковое, большое количество баллов, то вероятность, что потребность, которая имеет много баллов за счет её отражения почти в каждом описании со средней силой, очень актуальна больше, чем потребность, получившая высокое количество баллов за счет того, что сильно выражена в 2-х – 3-х описаниях, а в остальных – нет. Безусловно, необходимо учитывать и особенности содержания рассказов, в которых сила той или иной потребности высока.

Предлагается также отдельно рассмотреть описываемое поведение персонажей в каждом из рассказов с точки зрения различных типов агрессивности (в теоретической части указано 11 типов поведения - см ниже) и также обобщить результаты.

Интенсивность проявления агрессивности.

потребность

антиагрессивность

интринсивная агрессия

агрессивность недифференцированная

Общая характеристика методики ТАТ

Сущность и назначение ТАТ. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из таблиц с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Обследуемому предъявляется в определенном порядке несколько таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.Первоначально ТАТ задумывался как методика для исследования воображения. По мере его применения, однако, выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью, выходят далеко за рамки этой области и позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребностей и мотивов, отношений к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, особенностей протекания психических процессов, механизмов психологической защиты и др.

Где применять ТАТ?

На основании данных ТАТ можно делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков тех или иных психических нарушений, хотя ставить клинический диагноз на основании одних только данных ТАТ, как впрочем, и любого другого психологического теста, нельзя.

С методикой нельзя работать "вслепую", без предварительной биографической (анамнестической) информации об обследуемом.

Наиболее плодотворным оказывается применение ТАТ в клинике пограничных состояний. При этом его целесообразно использовать в одной батарее с тестом Роршаха или MMPI, которые позволяют получить информацию, дополняющую данные ТАТ. Так, содержательная информация, извлекаемая из ТАТ, как правило, позволяет более глубоко и содержательно интерпретировать структуру профиля MMPI, природу и происхождение тех или иных пиков.

Хотя ТАТ предоставляет возможность получения исключительно глубоких и обширных сведений о личности, он никоим образом не гарантирует получения этих сведений в каждом конкретном случае. Объем и глубина получаемой информации зависит в каждом случае от склада личности обследуемого и, в наибольшей степени, от квалификации психодиагноста, причем недостаток квалификации сказывается не только на этапе интерпретации результатов, но и на этапе проведения исследования. Неумелая работа, неудачное взаимодействие с обследуемым часто вызывает у него сильные защитные реакции и - в лучшем случае - в несколько раз снижает информативность результатов.Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица -- пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, которые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с возраста 14 лет.



Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить какую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В процессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого Как правило, диагностика проводится в два сеанса с интервалом между ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Мюрреевская схема анализа результатов ТАТ не является единственной. Существуют многочисленные ее модификации и дополнения, опирающиеся на разные теоретические концепции. Их возникновение в первую очередь объясняется направленностью на получение личностной информации, которая может маскироваться защитными механизмами. С этой целью наряду с содержательными характеристиками рассказов выделяют их формальные (структурные) показатели.

В настоящее время благодаря усилиям многих психологов, среди которых следует назвать Д. Рапапорта, С. Томкинса, М. Арнольд, Л. Бел-лака, выделено 27 показателей, которые можно получить по ТАТ . Не все являются обязательными, то есть фиксируемыми в каждом рассказе, но важным принципом анализа является ориентация на их целостную систему, а также на их интеграцию с другими данными об испытуемом. Использование ТАТ требует от диагноста высокого профессионализма, означающего не только знания и опыт, но и опору на интуицию.

Правильное, квалифицированное применение этой сложной методики позволяет получить целостное, глобальное знание о личности, в котором представлена информация о доминирующих потребностях, степени их удовлетворения, конфликтах со средой, целях и средствах их достижения, преградах, состоянии аффективной сферы, психологических защитах, жизненной позиции, мировоззрении, самооценке.

ТАТ и использованный в нем подход к оценке личности послужили основой для разработки целого ряда родственных методик, направленных на измерение одной потребности (например, в достижении или агрессии), для диагностики разных возрастных групп (подростковый апперцептивный тест, геронтологический апперцептивный тест).

Известен Тест детской апперцепции (Children"s Apperception Test -- CAT), разработанный Л. Беллаком (1949, 1955, 1965) и предназначенный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет . На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморфных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методика широко используется в практике детских психологов-консультантов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, страхи, конфликты, психологические защиты.

Презентация на тему:
Тематический апперцептивный
тест
Выполнила:
Рязанова Евгения,
группа 31П Определение
Сущность и назначение
История создания методики
Адаптации и модификации методики
Процесс тестирования
Инструкция
Стимульный материал
Описание стимульного материала(пример)
Интерпретация результатов
Пример конкретного случая
Список использованной литературы

Определение

«Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ - это метод,
с помощью которого можно выявить доминантные побуждения,
эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который
способствует определению уровня скрытых тенденций, которые
субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие
их неосознанности»
- Henry A Murray. Thematic apperception test. - Cambridge, Mass:
Harvard University Press, 1943.
Содержание

Сущность и назначение

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из
31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком
белом матовом картоне. Одна из таблиц - чистый белый лист.
Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого
набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его
задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе
изображенной на каждой таблице ситуации.
Помимо психодиагностических задач, ТАТ используется также в
исследовательских целях как инструмент фиксации тех или иных
личностных переменных (чаще всего мотивов).
ТАТ не является исчерпывающим методом исследования ни личности,
ни расстройств поведения, ни психосоматических расстройств, ни неврозов,
ни психозов. Установлено, что метод не результативен при использовании в
работе с детьми младше четырех лет. Так как ТАТ и Rorschach дают
комплиментарную информацию, то комбинация этих двух тестов
исключительно эффективна. Методику рекомендуется использовать как
подготовку к психотерапии или краткому психоанализу.
Содержание

История создания методики

История создания методики
Henry A Murray
Тематический апперцептивный тест был впервые
описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году {Morgan,
Murray, 1935). В этой публикации ТАТ был представлен как
метод исследования воображения, позволяющий
охарактеризовать личность обследуемого благодаря
тому, что задача истолкования изображенных ситуаций,
которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему
фантазировать без видимых ограничений и
способствовала ослаблению механизмов
психологической защиты. Теоретическое обоснование и
стандартизованную схему обработки и интерпретации
ТАТ получил несколько позже, в монографии
"Исследование личности" Г.Мюррея с сотрудниками
{Murray, 1938). Окончательная схема интерпретации ТАТ и
окончательная (третья) редакция стимульного
материала были опубликованы в 1943 году.
Содержание

Адаптации и модификации методики

Варианты ТАТ для разных возрастных групп:
Детский апперцептивный тест (CAT)
Мичиганский рисуночный тест (МРТ)
Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST)
Геронтологический апперцептивный тест (GAT) Уолка
Апперцептивный тест для старшего возраста (SAT) Л.Беллака и С.Беллак
Варианты TAT для разных этнокультурных групп:
ТАТ С.Томпсона для афроамериканцев (Т-ТАТ)
ТАТ для африканцев
Варианты ТАТ для решения разных прикладных задач: Профессиональный
апперцептивный тест (VAT)
Тест групповой проекции (TGP)
Индикатор семейных отношений (FRI)
Школьный апперцептивный метод (SAM)
Учебный апперцептивный тест (EAT)
Тест школьной тревоги (SAT)
Варианты ТАТ для измерения отдельных мотивов:
ТАТ для диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клеланда
ТАТ для диагностики мотивации достижения Х.Хекхаузена
Содержание

Процесс тестирования

Полное обследование с помощью ТАТ занимает 1,5-2 часов и, как правило,
разбивается на два сеанса. При сравнительно коротких рассказах все 20 рассказов
могут уложиться в час. Возможна и обратная ситуация - когда двух сеансов
оказывается недостаточно, и приходится устраивать 3-4 встречи. Во всех случаях,
когда число сеансов больше одного, между ними делается интервал в 1-2 дня. При
необходимости интервал может быть больше, но не должен превышать одной недели.
При этом обследуемый не Должен знать ни общее количество картин, ни то, что при
следующей встрече ему предстоит продолжение той же работы - в противном случае
он бессознательно будет готовить заранее сюжеты для своих рассказов. В начале
работы психолог заранее выкладывает на стол (изображением вниз) не более 3-4
таблиц и затем по мере необходимости достает таблицы по одной в заранее
приготовленной последовательности из стола или сумки. На вопрос о числе картин
дается уклончивый ответ; вместе с тем перед началом работы обследуемый должен
быть настроен на то, что она продлится не менее часа. Нельзя разрешать
обследуемому проглядывать заранее другие таблицы.
Общая ситуация, в которой проводится обследование, должна отвечать трем
требованиям: 1. Должны быть исключены все возможные помехи. 2. Обследуемый
должен чувствовать себя достаточно комфортно. 3. Ситуация и поведение психолога
не должны актуализировать у обследуемого каких-либо мотивов и установок.
Содержание

Инструкция

Инструкция состоит из двух частей. Первая часть должна зачитываться дословно наизусть, причем
два раза подряд, невзирая на возможные протесты обследуемого:
«Я буду показывать Вам картины, Вы посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказ,
сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказе упомянуть. Вы скажете, что, поВашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того,
скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете,
что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того надо сказать,
что чувствуют люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства.
И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли,
решения». Эту часть инструкции нельзя изменять.
Вторая часть инструкции:
"правильных" или "неправильных" вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции,
хорош;
рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу
говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно ввести потом, если будет в этом
нужда;
литературная обработка не требуется, литературные достоинства рассказов оцениваться не будут.
Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Какие-то частные вопросы можно будет задать по ходу.
(Последний пункт не вполне соответствует истине, поскольку в действительности логика рассказов,
лексика и т.п. входят в число значимых диагностических показателей).
После того, как обследуемый подтвердит, что он понял инструкцию, ему дается первая таблица. В
том случае, если какие-то из пяти основных пунктов будут отсутствовать в его рассказе, то
основную часть инструкции следует повторить еще раз. То же самое можно сделать еще раз после
второго рассказа, если и в нем будет упомянуто не все. Начиная с третьего рассказа инструкция
больше не напоминается, а отсутствие в рассказе тех или иных моментов рассматривается как
диагностический показатель. Если обследуемый будет задавать вопросы типа "Все ли я сказал?", то на
них следует отвечать: "Если Вы считаете, что все, то рассказ закончен, переходите к следующей картинке,
если считаете, что нет, и что-то нужно добавить, то добавьте".
Содержание

Стимульный материал

Содержание

10. Стимульный материал

Содержание

11. Стимульный материал

Содержание

12. Описание стимульного материала(пример)

Кодовое
обознач.
табл.
1
2
Описание изображения
Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе
Мальчик смотрит на лежащую перед Отношение к родителям, соотношение автономии и подчинения
ним на столе скрипку.
внешним требованиям, мотивация достижения и ее фрустрация,
символически выраженные сексуальные конфликты.
Деревенская сцена: на переднем Семейные отношения, конфликты с семейным окружением в контексте
плане девушка с книгой, на заднем проблемы автономии-подчинения. Любовный треугольник. Конфликт
- мужчина работает в поле, стремления к личностному росту и консервативной среды. Женщина на
женщина постарше смотрит на него. заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует
соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может
провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В
российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с
отечественной историей и с профессиональным самоутверждением.
3BM
3GF
4
На полу рядом с кушеткой - Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых
скорчившаяся фигура скорее всего гомосексуальных установках. Проблемы агрессии, в частности, аутоагрессии,
мальчика, рядом на полу револьвер.
а также депрессии, суицидальных намерений.
Молодая женщина стоит около двери, Депрессивные чувства.
протянув к ней руку; другая рука
закрывает лицо.
Женщина обнимает мужчину за Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере: темы автономии и
плечи; мужчина как бы стремится неверности, образ мужчин и женщин вообще. Полуобнаженная женская
фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а
вырваться.
не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью,
любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности.
5
6ВМ
Женщина средних лет заглядывает Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском
через
полуоткрытую
дверь
в контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с
старомодно обставленную комнату.
личной интимностью, безопасностью, незащищенностью личной жизни от
чужих глаз.
Невысокая пожилая женщина стоит Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать-сын.
спиной к высокому молодому человеку,
виновато опустившему глаза.
Содержание

13. Интерпретация результатов

Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ.
Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или
неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты.
Следующие 5 допущений связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или
их фрагментов.
1. Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания,
стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
2. Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической
форме.
3. Рассказы обладают неодинаковой значимостью для Диагностики импульсов и конфликтов. В одних может
содержаться много важного диагностического материала, а в Других очень мало или он может вообще
отсутствовать.
4. Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего менее значимы, чем темы, прямо
не обусловленные стимульным материалом.
5. Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.
Еще 4 допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других
аспектов поведения.
1. Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты, но и актуальные, связанные с
текущей ситуацией.
2. Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их
свидетелем, читал о них и т.п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и
конфликтами.
3. В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
4. Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в
поведении или отражаются в сознании рассказчика.
Содержание

14. Пример конкретного случая

Содержание
“Тут какая-то.... хм... изображено что-то такое
непонятное... какая-то планета космическая,
потому что тут какие-то полукруглые
землянки, на заднем
плане........в-видна какая-то планета, причем
космическая и
в то же время древнего вида. Наверно в космосе
тоже было какое-то свое древнее время. Потому
что мир здесь изображен несовременный… Месяц,
как будто.. смотрит, как будто горбом своим лег
на эти ножки, и смотрит вверх. Но это в одной
землянке, а в другой землянке - тоже, значит,
свет там, что-то там такое
- светильник, кто-то там такой.... и, по-моему,
это малыш даже, это их детеныш космический. У
него огромная голова, на голове - повязка
белая… А чувствуют они что... ну, чувствуют.. у
них какие-то одни радости, это можно судить
хотя бы.. по этому малышу, уж слишком он
какой-то гордый, довольный, идет по своей
земляночке небольшой, маленькой.. ”

15. Список использованной литературы

Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд.,
стереотипное. М.: Смысл, 2000. - 254 с.
Соколова Е.Т. Психологическое исследование личности:
проективные методики. - М., ТЕИС, 2002. – 150 с.
http://flogiston.ru/library/tat
Содержание