Католические праздники, службы, традиции. Священнодейственные обряды Католицизм традиции и обычаи

Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних Матюхина Юлия Алексеевна

Католические ордена и их ритуалы

Один из самых известных католических орденов, «Божье дело» является хранителем древних тайн, дающих власть над миром. Этот орден, основанный в 928 г. и показанный в известном фильме «Код да Винчи», так озвучивает свой девиз: «К цели, несмотря на тернии».

Многие считают, что этот орден по праву можно называть «святой мафией», так как его характер таинственен, культы жестоки и, по всей вероятности, связаны с делами католической власти. Основателем этого закрытого католического ордена был испанский монах Эскрива де Балагуэр, очень быстро официально принятый под покровительство официальной католической церкви. Ритуалы ордена были изложены в книге монаха под названием «Путь» – 999 духовных принципов, являющихся программой развития ордена.

Орден поддерживал Франко и правительства некоторых стран, включая Венесуэлу и Ватикан.

Центром ордена являются 20 % избранных, дающих обет безбрачия и часто сохраняющих анонимность. Члены ордена связаны особым ритуалом: при встрече они обращаются друг к другу со словами «Pax» и «In Alternum» («мир» и «вечность»). К распространенным ритуалам ордена относятся кровавые самоистязания с помощью обрядовой металлической цепочки с острыми шипами, которую следует носить на ноге ежедневно по 2 часа. К ритуальным предметам причисляется веревочная плетка с 8 узловатыми концами для истязания плоти. Режим всеобщего контроля и полного послушания во имя достижения «особой святости» соединяет все известные обряды и мистерии католических орденов в единое целое.

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Ордена и ритуалы В мире существует много различных Орденов, использующих магию, что так или иначе, идейно или ритуально, связано с Каббалой. Эти обряды имеют влияние на мир?Никак с Каббалой это не связано. Даже представить себе невозможно, сколько в мире верований, религий,

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Римско-католические и протестантские воскресные литургийные чтения Система воскресных литургийных чтений в Римско-католической Церкви:Нед. Пасхи_1 Кор. 5, 6–8 (совосстание со Христом); Мк. 16, 1–8 (воскресение).Нед. 2 по Пасхе_1 Ин. 5, 4–10 (вера, побеждающая мир); Ин. 20, 19- 31

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть I автора Малиновский Николай Платонович

§ 8. Р.-католические и протестантские вероизложения и символические книги Западные христианские исповедания содержат частью унаследованные от древне-Вселенской Церкви вероизложения, частью имеют каждое свои собственные, т. е. т. н. символические книги.I. К первым

Из книги У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) автора Донини Амброджо

КАТОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ Приписанное Павлу эпистолярное наследие, отредактированное в соответствии с достаточно распространенными в ту эпоху формальными литературными правилами, содержит главным образом послания отдельным общинам: Фесса-лоник, Коринфа, Эфеса, Филипп,

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Литургический год и католические праздники Литургический, то есть церковный год – это годовой богослужебный круг, в котором определены места религиозных праздников, постов и богослужений. Круг, в котором нет ни начала, ни конца, является символом вечности. Но начало все

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Криминальная история христианства. Поздняя античность. Книга 2 автора Дешнер Карлхайнц

Из книги Христианство и китайская культура автора

Из книги Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве автора Новоселов Михаил Александрович

ГЛАВА 1 КАТОЛИЧЕСКИЕ «ДЕТИ-ИМПЕРАТОРЫ» «Эти правители следовали примеру великого Феодосия». Историк Церкви кардинал Гергенретер1 «Императоры тоже были благочестивыми католиками». Петер Браун2 «Мир гибнет». Св. Иероним3 РАЗДЕЛ ИМПЕРИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВУХ

Из книги Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси автора Верещагина Александра Владимировна

Глава 3. «Спор об именах и ритуалах» и католические миссии в Китае (XVII - начало XVIII

Из книги Религия и этика в изречениях и цитатах. Справочник автора Душенко Константин Васильевич

Католические святые: Маргарита, Гертруда и Тереза «Не желай видеть чувственно ангелов, или силы, или Христа, чтобы с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам демонам… Если желаешь молиться в духе, ничего не заимствуй от плоти». Св. Нил Синайский,

Из книги Православие, инославие, иноверие [Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи] автора Верт Пол В.

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

2. Богослужебные и ритуальные тексты (католические) 28 Больше грехов не помню.Заключительная формула католической исповеди. ? Markiewicz, s. 502.29 Вечный покой даруй им, Господи, и вечный свет да осияет их! // Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis (лат.).Часть заупокойной мессы. Восходит к

Из книги автора

Из книги автора

Средневековые католические сборники канонического права В средневековье основу кодификации римско-католического церковного права составил труд болонского монаха Грациана, предпринятый в середине XII века, - «Concordantia discordantum canonum» (Согласование несогласованных канонов).

КАТОЛИЦИЗМ

Слово "католицизм" (от греч. katholikds, лат. catholicismus) означает - всеобщий, позже - вселенский. И это действительно одно из крупнейших направлений в христианстве. Особенно много верующих католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Чехии, в Польше, Венгрии, в странах Латинской Америки, в США, распространен католицизм в Азии и в Африке. Всего в мире примерно до 800 миллионов его приверженцев.

Начало разделения Христианской Церкви на Католическую и Православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским Патриархом Фотием. На VIII Вселенском Соборе (1054 г.) раскол принял необратимый характер.

Немало католиков в России и других странах бывшего СССР. Римско-католическая церковь всегда уделяла внимание Востоку, стремясь расширить сферу своего влияния. Со второй половины IX в. папство вступило в упорную борьбу за проникновение в славянские страны. Особое место в его планах евангелизации славянских народов занимала Россия. С момента возникновения Русского государства папство стремилось установить с ним контакты. Однако в средние века на территории России католиков практически не было, за исключением иностранцев. Более того, отношение к католицизму в России на протяжении нескольких столетий было негативное. Вплоть до XVIII в. в Российском государстве практически не строилось ни одного католического храма. Лишь после Северной войны (1700-1721 гг.) в составе России появились земли, где значительную часть населения составляли католики. Это - Прибалтика. Число католиков в Российском государстве заметно выросло в царствование Екатерины II, когда в результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) к России отошли обширные территории Украины, Белоруссии, Литвы и Польши, немалая часть населения которых исповедовала католицизм. Именно при Екатерине II между Россией и Ватиканом стали складываться отношения на официальном уровне. В конце XVIII в. был заключен конкордат (соглашение между Св. престолом и Россией).

В настоящее время между Россией и Ватиканом имеются дипломатические отношения. Католические приходы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и др. городах.

Католицизм как одно из направлений христианской религии признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное Писание и Священное Предание. Однако, в отличие от Православной Церкви, Католическая считает Священным Преданием постановления не только семи первых Вселенских Соборов, но и всех последующих Соборов, а кроме того - папские послания и постановления. Власть римского папы выше власти Вселенских Соборов.

В Символе веры, признаваемом Православной Церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли Церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается, т. е. отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда - учение об индульгенциях: об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед Церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие - смертные - грехи, горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу Церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

Православная и Протестантская Церкви учение о чистилище отвергают.

Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-двенадцати лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

Центр культа - храм. Развитию и укреплению католической церкви в немалой степени способствовал готический стиль в архитектуре. Огромное, несоизмеримое с размерами человека, пространство готического собора, его устремленные к небу своды, башни и башенки навевают мысли о вечности, о том, что церковь несет на себе печать царствия небесного. Храмы огромны. В Соборе Парижской Богоматери, например, могут одновременно молиться до девяти тысяч человек.

Особая роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмоционально усиливает действие слова в богослужении.

Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие уклад жизни прихожан-католиков.

Католики чтут, в основном, те же Христовы и Богородичные праздники, что и православные, но отмечают их не по юлианскому, а по григорианскому календарю (новый стиль); поэтому время празднования - разное.

Касаясь религиозных постов, отметим, что Римско-католическая Церковь давно уже отошла от первоначальной строгости их проведения. Во время поста католикам разрешается употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца и масло. Кроме того, от поста освобождаются целые группы лиц по разным признакам.

Число строгих постов в католичестве имело тенденцию к сокращению, строгий пост сейчас соблюдается в начале Великого Поста, в пятницу перед Пасхой и в канун Рождества. Ограничены требования к воздержанию от мясной пищи. Оно сохраняется практически только в отношении пятницы. При условии, что верующий прочитает пять назначенных священником молитв, он получает право не поститься в эти дни. Заметно изменились и требования к поведению верующих во время постов. Не запрещается посещение театров и других увеселительных заведений, проведения застолий по поводу дней рождения и т. д.

Рождественский пост у католиков (адвент) начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея - 30 ноября.

Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чревe Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря. Богоявление у католиков называется праздником Трех царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о поклонении Ему трех царей. В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жертву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло. У католиков есть несколько специфических праздников: праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных Богородичных праздников - Вознесение Богоматери - отмечается 15 августа (у православных - Успение Пресвятой Богородицы). Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католическому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище. Таинство Евхаристии (причащение) Католическая Церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

В католицизме, наряду с христианскими обрядами, сохранились многие обычаи, связанные с древним культом плодородия, обязательным признаком которых является пища. Ритуальная еда сопровождает семейные и календарные праздники. Сюда входит и вкушение первых плодов нового урожая - первинков, и поминальные трапезы, и обильное угощение в особые переходные периоды года - в канун Нового года, например, как символы грядущего изобилия в будущем.

Любимый праздник католиков - Рождество, которому предшествует длительный пост. Заканчивается он Сочельником. В Италии, по традиции, ужин в этот день постный. В Сочельник на столе католиков должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, капуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. Сохранился обычай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трески, устриц и других даров моря.

В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся, мучные и сладкие блюда с обязательным добавлением меда и миндаля, которые, по поверьям "главных католиков" - итальянцев, способствуют благополучию семьи, а также улучшению плодородия почвы и увеличению поголовья скота.

В празднике Нового года много черт, роднящих его с Рождеством. Хозяйки угощают гостей пиццей, сухими финиками и печеными бобами. С глубокой древности в Италии на Новый год едят сушеный в гроздьях виноград, кондитерские изделия с медом и орехами, суп из чечевицы, сваренные вкрутую яйца.

Во многих католических странах традиционны на Рождество гуси, индейки, заливной поросенок, запеченная свиная голова, каплун, кровяная колбаса и т. д.

У католиков-поляков на новогоднем столе обязательно должны присутствовать 12 блюд, причем мясо исключается. Непременно карп жареный или карп заливной, грибной суп (борщ), бигос, каша ячменная с черносливом, клецки с маслом и с маком. На сладкое - шоколадный торт.

Ритуальные трапезы сопровождают и другие католические праздники, связанные с годовым циклом сельскохозяйственных работ, и, конечно, совершенно особое в этом отношении время - весна. Не случайно к этому периоду приурочено проведение языческих по своему смыслу карнавалов, аналогичных русской Масленице.

В Санкт-Петербурге действует приход римско-католической лурдской Богоматери (Ковенский пер., 7) и церковь римско-католическая Св. Екатерины Александрийской (Невский пр., 32/34).

В Москве - католическая церковь Св. Людовика (Малая Лубянка, 12) и костел Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Малая Грузинская, 27).

Обряды и таинства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАТОЛИЦИЗМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАТОЛИЦИЗМ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от греческого katholikos - единый, всеобщий, вселенский) одно из главных исповеданий христианского религиозного вероучения, возникшее в результате распада христианской …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Римо-католицизм ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. katholikos - всеобщий, вселенский), одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. По официальным …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (catholicisme), или католичество — система догматов, учреждений, канонов и обрядов католической церкви …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Современном энциклопедическом словаре:
  • КАТОЛИЦИЗМ
    одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 - 1204 в 16 …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. нет, м. Одно из трех наиболее распространенных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. и КАТОЛИЧЕСТВО, -а, ср. Одно из основных направлений христианства с церковной организацией, возглавляемой римским папой. II прил. …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАТОЛИЦ́ИЗМ, одно из осн. направлений в христ-ве. Разделение христ. церкви на католич. и православную произошло в 1054-1204; в 16 в. …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (catholicisme), или католичество? система догматов, учреждений, канонов и обрядов католической церкви …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    католици"зм, католици"змы, католици"зма, католици"змов, католици"зму, католици"змам, католици"зм, католици"змы, католици"змом, католици"змами, католици"зме, …
  • КАТОЛИЦИЗМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. и катол"ичество, -а, с. Одно из основных направлений в христианстве с церковной иерархической организацией, возглавляемой римским папой. Проповедь …
КАТЕХИЗИС
Катехи́зис или катихи́зис (греч. Κατήχησις - поучение, наставление ) - официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии (во Франции - католичество), огласительное наставление, книга, содержащая основные положения христианского вероучения.
Исполнение обрядов католической церкви – это ритуал, подтверждающий служение Церкви. К обрядам относятся:

  1. Таинства:

  • Крещение (обычно проводится при рождении, рекомендуется запись в соборной книге или свидетельство о крещении как выписка из соборной книги).

  • Евхаристия (причащение) – проводится на мессе только тем, у кого до мессы были отпущены грехи (отбывающие епитимью считаются «непримиренными с Церковью», их причастие невозможно); причащать можно на усмотрение священника не только на мессе.

  • Миропомазание – наложение креста миро (проводится при коронации, во время литургий и иных обрядов).

  • Венчание – освящение брака. Должно подтверждаться записью в соборной книге.

  • Исповедь (примирение с Церковью). Христианин сам просит исповедовать его, может согласиться на предложение священника исповедоваться. У каждого может быть избранный им исповедник. Если такового нет, можно исповедоваться любому монаху или священнослужителю. Сестры орденов, как и рыцари орденов, отпускать грехи не могут. Единственное, что им доступно – выслушать покаяние. Сестры клариссинки и сестры ордена проповедников (доминиканцев) могут соборовать больного или умирающего.

  • Рукоположение – вступление в сан священника (осуществляется только епископом или легатом Папы).

  • Елеосвящение (соборование) умирающего с прощением всех грехов, которые он не смог назвать.

  1. Службы (проводятся согласно чинам, действия для проведения служб и участия в них указаны в Требнике), сестры орденов не могут исполнять обязанности предстоящего священника, обязанности министранта и иных участников службы могут быть ими исполнены (допущение):

  • Утренняя служба (проводится в 08.00)

  • Месса (проводится в 12.00)

  • Вечерняя служба (проводится в 22.00)
Обратите внимание, что нет утренней или вечерней мессы, месса проводится только в полдень, а утром и вечером - службы!
Формулы вероучения

  1. Две заповеди любви (при несоблюдении их следует покаяться на исповеди):

  • Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем разумением твоим.

  • Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

  1. Три богословские добродетели (об обретении следует молиться не только для себя, но и за ближнего):

  • Надежда

  • Любовь

  1. Четыре главные добродетели (об обретении следует молиться не только для себя, но и за ближнего):

  • Благоразумие

  • Справедливость

  • Мужество

  • Воздержанность

  1. Смертные грехи (в них каются на исповеди):

    • Гордыня

    • Скупость

    • Зависть

    • Похоть

    • Обжорство (Чревоугодие)

    • Уныние

  2. Заповеди Божьи (в их несоблюдении раскаиваются на исповеди):

  • Я господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме меня.

  • Не произноси имени Господа твоего напрасно.

  • Помни, что ты должен освящать праздничные дни.

  • Почитай отца твоего и матерь твою.

  • Не убивай.

  • Не прелюбодействуй.

  • Не кради.

  • Не лжесвидетельствуй.

  • Не желай жены ближнего.

  • Не желай чужого добра.

  1. Дела милосердия к ближнему (следует совершать):

  • Накормить голодных.

  • Напоить страждущих.

  • Одеть обнаженных.

  • Приютить странника.

  • Навещать больных.

  • Навещать заключенного.

  • Хоронить усопшего.

  1. Дела милосердия к душе ближнего (следует совершать):

  • Дать совет усомнившемуся

  • Наставить незнающего

  • Увещевать грешника

  • Утешать скорбящего

  • Прощать обиды

  • Терпеливо переносить докучливого человека

  • Молиться за живых

  1. Плоды Святого Духа (об обретении следует молиться не только для себя, но и за ближнего):

  • Любовь

  • Радость

  • Долготерпение

  • Великодушие

  • Благость

  • Благожелательность

  • Кротость

  • Верность

  • Скромность

  • Воздержание

  • Целомудрие

  1. Дары Святого Духа (об обретении следует молиться не только для себя, но и за ближнего):

  • Премудрость

  • Разум

  • Совет

  • Крепость

  • Ведение

  • Благочестие

  • Страх Божий

Примирение (исповедь)
Приступающий к исповеди произносит слова приветствия: Слава Иисусу Христу.

Исповедующий: Во веки веков. Аминь!

Приступающий к исповеди : In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti.

Исповедующий: Бог да будет в твоем сердце, чтобы, сокрушенный духом, ты исповедовал грехи свои.
Далее приступающий к исповеди описывает свое состояние, время последней исповеди, трудности в ведении христианской жизни и другие обстоятельства, знание которых необходимо исповеднику для духовного наставления.

Если есть необходимость, исповедующий задает вопросы.
Наложение епитимии.

Затем исповедующий налагает епитимию, Епитимией может быть молитва, отказ от чего либо, но прежде всего - служение ближним и дела милосердия. Затем исповедующий простирает правую руку к исповедующемуся и произносит слова разрешительной молитвы.
Исповедующий: Страдания Господа нашего Иисуса Христа, заступничество Пресвятой Девы и всех святых, а также твои добрые дела, которые ты совершишь, и страдание, которое перенесешь, да будут милостью за твои грехи и послужат твоему взрастанию в смирении и радости обретения жизни вечной. Бог простил твои грехи. Иди в мире.
После чего исповедующий осеняет исповедующегося крестным знамением.

А исповедующийся целует край столы, там, где вышит крест.

В чем каяться, выбирает исповедующийся. Можно выбрать, например, только грехи или только несоблюдение заповеди. То есть ваш персонаж оценивает сам свои поступки с точки зрения грехов или заповедей.
Исповедник сидит на сидении боком к исповедующемуся, если не получится построить конфессионал, то нужно, по крайней мере, сделать огороженное место и чтобы по возможности разговора в нем не было слышно другим игрокам. Подслушивать исповедь –

тяжкий грех. Исповедующийся стоит на коленях, так что место стоит специально оборудовать для удобства. В экстраординарных случаях исповедующийся может сидеть.
^ МОЛИТВЫ
Pater Noster

Эта молитва предложена самим Иисусом Христом.
Pater noster, qui es in caelis,
Sanctificetur nomen tuum.
Adveniat regnum tuum.
Fiat voluntas tua,
Sicut in caelo, et in terra.
Panem nostrum quotidianum da nobis hodie,
Et dimitte nobis debita nostra,
Sicut et nos dimittimus debitoribus nostris.
Et ne nos inducas in tentationem,
Sed libera nos a malo.
Amen.

транскрипция

ПАтер нОстер, кУИ эс ин цЕлис,
CанкцифицЕтур нОмен тУум.
АдвЕниат рЕгнум тУум.
ФИат волЮнтас тУа,
СИкут ин цАэло эт ин тЭрра.
ПАнем нОструм куотидиАнум дА нОбис хОдие.
Эт димИте нОбис дЭбита нОстра,
СИкут ет нОс димИтимус дебитОрибус нОстрис.
Эт нЭ нос индУкас ин тентетиОнем
Сэд лИбера нос э мАло.
Амен.
перевод

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое,
Да придет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
И на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши,
Как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас во искушение,
Но избавь нас от лукавого.
Аминь.
^ Ave Maria

Средневековая молитва Деве Марии.
Ave, Maria, gratia plena;
Dominus tecum:
Benedicta tu in mulieribus, et benedictus
Fructus ventris tui, Jesus.
Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus,
Nunc et in hora mortis nostrae. Amen.

транскрипция

Аве, Мария, грАциа плЕна.
ДОминус тЕкум.
БенедИкта Ту ин мулиЕрибус, эт бенедИктус
ФрУктус вЕнтрис Туи ИЕзус.
САнкта МарИя, МАтер ДЕи, Ора про нОбис пеккатОрибус
НУнк эт ин Ора мОртис нОстрэ. Амэн.
перевод

Радуйся, Мария, благодати полная!
Господь с Тобою;
Благословенна Ты между женами,
И благословен плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,
Ныне и в час смерти нашей. Аминь.
Credo

^ Символ Веры. Это изложение того, во что верят католики.
Credo in unum Deum, Patrem omnipotentem, factorem caeli et terrae, visibilium omnium et invisibilium. Et in unum Dominum Iesum Christum, Filium Dei unigenitum, et ex Patre natum ante omnia saecula. Deum de Deo, Lumen de Lumine, Deum verum de Deo vero, genitum non factum, consubstantialem Patri, per quem omnia facta sunt. Qui propter nos homines et propter nostram salutem descendit de caelis. Et incarnatus est de Spiritu Sancto ex Maria Virgine, et homo factus est. Crucifixus etiam pro nobis sub Pontio Pilato, passus et sepultus est, et resurrexit tertia die, secundum Scripturas, et ascendit in caelum, sedet ad dexteram Patris. Et iterum venturus est cum gloria, iudicare vivos et mortuos, cuius regni non erit finis. Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre Filioque procedit. Qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur: qui locutus est per prophetas. Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam. Confiteor unum baptisma in remissionem peccatorum. Et expecto resurrectionem mortuorum, et vitam venturi saeculi. Amen.
перевод

Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.
^

Обращения к духовным лицам

К епископам (лиловая шапка): Ваше Преосвященство.

К кардиналам (алая шапка) и легату Папы: Ваше Высокопреосвященство. Также: Эминенца (eminenza). Можно так обращаться и к епископам и ниже, если желаете польстить.

К священникам (белое духовенство не в сане епископа и кардинала, отличать – по цвету шапки): Отец.

К монаху: брат.

К монахине: сестра.

^ Не называйте священников святыми отцами! Святой отец один, и он в Риме.

Отлучения

Отлучать от церкви в своей епархии имеет право епископ. Отлучать города - только Папа. Виды отлучений: интердикт, отлучение, отлучение с изгнанием из христианского сообщества (excommunication major, анафема). Интердикт - запрет человеку или городу на участие в христианских таинствах. Обычно снимается (при покаянии грешника) спустя ограниченное время после наложения. Ничего хорошего, в доме или городе плач и стенания, страдает общественная жизнь и торговля. Отлучение - удаление человека или города от таинств. Отличие от интердикта в том, что отлучение, по-хорошему, накладывается однократно. Снято оно может быть - но это происходит за особые заслуги перед Церковью, не считая покаяния. Excommunication major (анафема) - это еще и изгнание из христианского сообщества за тяжелые преступления против него.
^ Примерные формулы:
Формула интердикта (произносится с кафедры как таинство, или в папской булле):

«С великой скорбью наблюдая за прегрешениями (имя грешника или названия города, список прегрешений), ныне властью всемогущего Бога Отца, Сына и Духа Святого и всех святых удаляем сего недостойного (имя человека или название города) от таинств святой церкви, и да смилуется Господь над его душой (их душами)».
Формула отлучения (произносится с кафедры как таинство или в папской булле):

«Властью всемогущего Бога Отца, Сына и Духа Святого и всех святых отлучаем сего злодея и грешника (имя человека или название города) и изгоняем его за порог святой церкви всемогущего Бога. И как огонь угашается водой, так да угаснет свет сего грешного во веки веков, если он не покается и не загладит своей вины, и да смилуется Господь над заблудшей душой (душами)».
Формула анафемы (произносится с кафедры как таинство или в папской булле):

«Властью всемогущего Бога Отца, Сына и Духа Святого и всех святых отлучаем сего злодея и грешника, и предаем анафеме и изгоняем за порог святой церкви всемогущего Бога, дабы он предан был на вечные муки с Да Фаном и Авироном и со всеми, кто говорит Господу Богу: «Отойди от нас, ибо мы не хотим знать путей Твоих». И как огонь угашается водой, так да угаснет свет его во веки веков, если он не покается и не загладит своей вины. Да проклянет его Бог Отец, сотворивший человека! Да проклянет его Сын Божий, пострадавший за нас! Да проклянет его Дух Святый, ниспосланный нам во святом крещении! Да проклянут его небеса, и земля, и все, что на них есть святого!.. Да будет он проклят, где бы не находился – в доме или на поле, на большой дороге или на глухой тропинке, в лесу, или в роще, или в храме! Да будет он проклят в жизни или в минуту смерти, за едой и за питьем, голодный, жаждущий, постящийся, засыпающий, спящий, бодрствующий, ходящий, стоящий, сидящий, лежащий, работающий, отдыхающий, мочащийся, испражняющийся и кровоточащий! Да будет он проклят во всех способностях своего тела! Да будет он проклят снаружи и внутри! Да будет он проклят в волосах главы своей! Да будет он проклят в мозгу своем! Да будет он проклят в темени, в висках, во лбу, в ушах, в бровях, в глазах, в щеках… Да не будет в нем ничего здорового!»

Епитимьи

Виды епитимий просты: пост, дела милосердия и молитва. Может быть наложена по результатам исповеди или священником, видящим греховную жизнь в пастве. Форма избирается тем, кто накладывает.

Обряды и традиции римско-католической церкви

Католическая церковь является крупнейшей по численности христианской конфессией. В настоящее время в мире насчитывается 1,086 млрд католиков. При этом их число увеличивается за счёт роста количества верующих в Азии, Африке и Америке. Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является доминирующей конфессией во многих странах Европы (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия и Мальта). В 21 государстве Европы католики составляют большинство, а в Германии, Нидерландах и Швейцарии - половину населения. В западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США. В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, немало католиков в Южной Корее и Китае («Китайская патриотическая католическая ассоциация»). На Ближнем Востоке наибольшее число католиков насчитывается в Ливане. В Африке проживают от 110 до 175 млн католиков. В Российской империи до 1917 г., по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (преимущественно в Царстве Польском и Саратовской губернии) и католические храмы были почти во всех центрах российских губерний. В современной России (2005) существует около 300 приходов римско-католической церкви.
Характерной чертой католицизма было его учение о церкви (экклезиология), о её посреднической роли. Католическую церковь всегда отличал ярко выраженный монархический и иерархический характер, в основу которого было положено учение о том, что сам Иисус Христос передал своё первосвященство апостолу Петру, преемниками которого считаются папы. До II Ватиканского собора католическое богословие учило, что римско-католическая церковь является единственной истинной Церковью Христа, поскольку только она имеет постоянную иерархию, унаследованную от апостолов, и первенство, унаследованное от Петра. Сегодня существует понимание того, что церковь является знаком и орудием и посредством неё Бог призывает и приближает мир к своему Царству.

Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат церкви называется Римской курией, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан (было создано в 1929 г. на основании заключённых правительством Б. Муссолини Латеранских соглашений). Святой престол является объектом международного права и постоянным наблюдателем при ООН, получившим в июле 2004 г. право голосования. Католические церкви восточного обряда возглавляются патриархами или верховными архиепископами. Основной территориально-административной единицей католической церкви является епархия (или диоцез), которая возглавляется епископом.

Особое значение в деятельности католической церкви имеют так называемые «институты посвящённой Богу жизни» - монашеские ордена и конгрегации, а также светские общества «апостольской жизни». Монашеские организации имеют собственные уставы (утверждаемые папой). Ещё одной особенностью католической церкви является принцип сакраментальности. Учение о церковных таинствах, которое было разработано схоластами ещё в Средние века, рассматривало таинства как источники благодати, которая может быть воспринята независимо от личных достоинств получателя. Но современное католическое богословие таинств подчёркивает, что они являются прежде всего знаками веры. Таинства сообщают благодать, поскольку представляют собой её явные знаки, и эффективность воздействия таинства ставится в зависимость от глубины веры и благочестия того, кто его принимает. В настоящее время все церковные таинства, как и само богослужение, совершаются не на латыни, а на национальных языках, чтобы сделать эти знаки более понятными.

Три таинства - крещение, миропомазание (конфирмация) и евхаристия - относятся к христианскому посвящению.

  • Крещение. Католическое понимание крещения состоит в том, что в нём отпускается первородный грех и все личные грехи, в которых крещаемый искренне раскаивается. Не принявшие таинства крещения в Царствие Небесное войти не могут. Помимо крещения водой, в католической традиции признаётся «крещение кровью», под которым понимается мученическая смерть за Христа, и «крещение желания», которое получают те, кто выраженно или скрыто желает принять крещение, но в силу обстоятельств не может участвовать в этом таинстве. «Даже те, кто не по своей вине не знает Христа и Его Церкви, могут считаться анонимными христианами, если их благочестивая жизнь фактически является ответом на Его благодать, которая в достаточной мере посылается всем». В латинском обряде крещение обычно совершается через возлияние воды на голову, а не через погружение в воду.
  • Миропомазание (конфирмация) . Богословие миропомазания начало развиваться лишь в эпоху Средневековья. Считается, что миропомазание даётся Святым Духом для укрепления веры (ad robur), в то время как благодать крещения даётся ради прощения (ad rbissionb). В римско-католической церкви таинство миропомазания совершается только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях: например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство или в случае отсутствия епископа на территории, где расположен приход), причём дети принимают его не при крещении, а в подростковом возрасте (обычно в 14-15 лет), после того как они достаточно прочно усвоили основы вероучения и уже осознанно посещают храм и приступают к таинствам. Иногда обряд миропомазания совершается и одновременно с крещением - как правило, если крещение принимается в зрелом возрасте. Но и в первом, и во втором случае подчёркивается, что оба обряда представляют собой два аспекта одного таинства посвящения.
  • Евхаристия . Учение католической церкви содержит положения о жертвенном характере евхаристической службы и пресуществлении Святых Даров. Бескровная жертва Евхаристии отождествляется с Жертвой Иисуса Христа на Голгофе, поскольку и тогда, и сейчас жертва приносится во искупление грехов живущих и умерших. В латинском обряде для совершения Евхаристии употребляется не квасной, а пресный хлеб, который имеет форму круглой плоской облатки (гостия), и сухое виноградное вино (как красное, так и белое). В латинской традиции также отсутствует обычай причащения младенцев. К таинству Евхаристии (первому причастию) дети приступают в возрасте 9-10 лет, после того как они получат начальные знания об основах вероучения. Обряд первого причастия, как правило, совершается в первое воскресенье после празднования торжества Тела и Крови Христовых (май-июнь).

Два таинства - покаяние и елеосвящение больных - связаны с исцелением души и тела.

  • Покаяние (исповедь). К Средним векам таинство покаяния включало в себя четыре элемента: епитимья (дела покаяния), исповедь, сокрушение и разрешение от греха священником (отпуст). Кающийся был обязан признаться во всех серьёзных грехах священнику, который выступал в роли судьи.
  • Елеосвящение больных. В Средние века обряд елеосвящения больных в основном совершался над умирающими, отсюда и его определение Петром Ломбардским как extrba unctio («последнее помазание»). II Ватиканский собор вернул этому таинству название «елеосвящение больных», подчеркнув, что оно «предназначено не только для тех, кто стоит на пороге смерти». Сегодня последнее помазание известно как viaticum - священное напутствие, которое совершается по возможности во время мессы.

Христианский брак считается нерасторжимым, хотя в отдельных случаях допускается его аннуляция, и в этом случае он объявляется «несвершившимся таинством», т. е. не существовавшим. Основания для аннуляции брака были определены в Кодексе канонического права, в 1918 г., но с тех пор список дополнений расширился.

Одной из ярких особенностей католической традиции является широкое почитание Девы Марии, которая была провозглашена не только Матерью Иисуса Христа (Christotokos), но и Богородицей (Theotokos). Это положило начало почитанию Богоматери, и к VIII в. в Риме отмечались четыре праздника, установленные в честь Девы Марии: Благовещение, Очищение Пресвятой Девы Марии (Сретение), Взятие Божией Матери на Небо и Рождество Богородицы. В конце того же века восточные церкви добавили к ним праздник Зачатия Пресвятой Богородицы. Решающий вклад в развитие католической мариологии внёс св. Бернар Клервоский (1091-1153). Он утверждал, что если Иисус Христос выступает не только посредником между человеком и Богом, но и судьёй, то человек нуждается в посреднике между ним и Христом. И в народе образ милостивой заступницы Марии нередко противопоставлялся суровому образу Христа Вседержителя. Почитание Богородицы было особенно распространено в XI- XV вв. К XII в. широкое распространение получили Розарий (чтение молитв по чёткам, включающее пятидесятикратное повторение молитвы Ave Maria) и Angelus («Ангел Господень» - чтение молитв Богородице утром, в полдень и вечером, возвещаемое ударами церковного колокола). Мария рассматривается прежде всего как высочайший нравственный пример и как совершеннейший член церкви.

Литургическая традиция и календарь

Каждый день года в церковном календаре отмечается либо памятью святых, либо праздником, подвижным или неподвижным.

Рождественский период. Рождественский период начинается 24 декабря с Навечерия Рождества Христова и заканчивается в воскресенье после праздника Богоявления, отмечаемого 6 января. Этот период посвящается одному из главных великих праздников - Рождеству Христову. Канун праздника, 24 декабря, характеризуется таким астрономическим явлением, как самый короткий световой день и самая длинная ночь. А с 25 декабря, которое является главным днём праздника и днём зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека, сказавшего: «Я свет миру» (Ин. 8, 12). Праздник отмечается в течение 8 дней (октавы).

Период Великого поста . Период Великого поста (Quadragesima) охватывает 40 дней, предшествующих празднованию Пасхи. Он начинается в Пепельную среду, выпадающую на одно из чисел с 4 по 21 февраля. Затем следуют шесть недель Великого поста. В соответствии с церковными предписаниями каждый католик обязан хотя бы один раз в год - в Великий пост или в Пасхальный период - принять участие в таинствах покаяния и евхаристии. Каждую пятницу Великого поста во всех католических храмах совершаются особая процессия, называемая «Крестный Путь», и поклонение Святому Кресту. Кульминацией Великого поста считается Страстная неделя, которая начинается с празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) и оканчивается Священным Пасхальным Триденствием (Triduum Pasсhalis), которое включает Великий (Страстной) четверг, посвя-щённый воспоминанию Тайной вечери, Великую (Страстную) пятницу, посвящённую воспоминанию Страстей Господних, и Великую (Святую) субботу - канун пасхального торжества.

Рождество Христово. Рождество Христово является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Кроме евангельских повествований о Рождестве Христовом (Мф. 1: 18-25; 2: 1-15; Лк. 1: 2, 1-20), это событие ярко описывается в многочисленных апокрифах, легендах и произведениях народной духовной поэзии. Праздник Рождества Христова по своей значимости считается вторым после Пасхи («трёхдневной Пасхой»), чем подчёркивается его тесная связь с тайной Спасения.

В этот период в храмах и в домах устанавливаются венки Адвента - венки из ветвей ели с четырьмя свечами (белого, фиолетового или красного цвета): первая свеча - «свеча пророков» - символизирует пророков и Иоанна Крестителя, которые предсказывали приход Спасителя в мир, а также царей-волхвов, ожидавших знамений о Его рождении; вторая - «свеча звезды» - символизирует Вифлеемскую звезду, засиявшую на небе за несколько недель до рождения Богомладенца; третья - «свеча пастухов» - символизирует пастухов, которым явился ангел и возвестил о рождении Сына Божия; и четвёртая - «свеча ангелов» - символизирует ангелов, ликующих и воспевающих славу Богомладенцу на небесах. Венок является символом прославления скорого пришествия Спасителя в мир, пламя горящих свечей - символом Самого Иисуса Христа, сказавшего: «Я свет миру» (Ин. 8: 12), а количество свечей соответствует количеству недель Адвента. В первое воскресенье Адвента на венке зажигается одна свеча, во второе - две, в третье - три и в четвёртое - четыре свечи.

Во время Адвента в храмах ранним утром совершаются особые богослужения в честь Девы Марии, называемые Рораты (по первому слову входного песнопения: «Rorate, cаeli, desuper» («Кропите, небеса, свыше» (Ис. 45: 8). Они особо подчёркивают, что во время Адвента христиане вместе с Девой Марией ожидают пришествия Спасителя. Символом этих богослужений является зажжённая свеча, которая освещает путь идущих в храм до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, её помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками.

В первый день Адвента родители дарят детям «календари Адвента» - коробочки, имеющие ячейки с открывающимися дверцами по числу дней Адвента. В каждую ячейку помещается маленькая шоколадка в форме звезды или дерева либо небольшая игрушка, а на дверце ячейки изображается сюжет с текстом из Священного Писания на тему Рождества. Каждый день дети открывают одну дверцу календаря и получают сладкий подарок. Эти календари побуждают детей к размышлениям о смысле праздника Рождества и скрашивают ожидание Сочельника.

В канун Адвента в классах воскресных школ часто сооружается «рождественская лестница» - небольшая лесенка, количество ступенек которой соответствует числу дней Адвента. На верхней ступеньке лестницы крепится Вифлеемская звезда и устанавливается фигурка Младенца Иисуса, а у нижней - пустые ясли с сеном. По мере приближения Рождества фигурка Младенца Иисуса опускается на ступеньку ниже, чтобы в день праздника оказаться в яслях. Как и «календарь Адвента», «рождественская лестница» помогает детям наглядно ощутить приближение радостного праздника.

В канун праздника - Навечерие Рождества (лат. Vigilia - канун, преддверие) - 24 декабря, в течение всего дня соблюдается строгий пост, а вечером совершается торжественное Рождественское богослужение. В XIII в. появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли (лат. рraesepium - ясли, кормушка для скота), в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали устанавливать не только в храмах, но и в домах верующих. Так появились рождественские вертепы - композиции из фигурок, изображающих Младенца Иисуса, Деву Марию и св. Иосифа, волхвов и пастухов, пришедших поклониться Богомладенцу, а также животных - ослёнка и телёнка, лежащих у яслей и согревающих Младенца Иисуса своим дыханием.

С 25 декабря, которое является главным днём праздника и днём зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике Рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека как «Света миру» (Ин. 8: 12).

В дни празднования Рождества у многих народов установился обычай преломлять «рождественский хлеб » - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой в Рождественский сочельник, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником. Делясь облаткой с близкими, друзьями и знакомыми, люди прощают друг другу обиды и желают Божьего благословения, благодати, мира и счастья.

Наиболее характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели . Эта традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель - вечнозелёное растение - была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: её стали устанавливать в домах 24 декабря, когда по западной традиции отмечается также день прародителей Адама и Евы как символ райского древа с изобильными плодами. В контексте Рождества ель уже символизирует древо рая и вечную жизнь, которую вновь обретает человек через Нового Адама - Иисуса Христа, пришедшего в мир ради его спасения. Рождественская ель - это и символ всего мироздания, миниатюрное выражение сути жизни - как небесной, так и земной, поэтому каждое ёлочное украшение тоже имеет свой особый смысл. Венчающая ель звезда является символом Вифлеемской звезды, озарившей путь волхвам, спешащим поклониться родившемуся Спасителю; шары символизируют плоды райского древа и небесную жизнь; поющие и играющие на музыкальных инструментах ангелы возвещают людям о приходе Христа; бусы напоминают о цветении растений в ночь на Рождество. Сюжетные ёлочные игрушки - фигурки пастухов с овечками, колокольчики и звёзды тоже символы Рождества.

Фигурки разных животных символизируют различные качества, необходимые человеку в жизни, - мудрость, храбрость, сообразительность, быстроту и т. д. - и привлекают в дом благополучие, а фигурки - фрукты и овощи символизируют богатство и изобилие в новом году. Широко распространён и обычай вешать на ёлку орехи, завёрнутые в разноцветную фольгу, мандарины, яблоки, пряники, конфеты. Часто внутрь таких украшений для детей прячут разные маленькие игрушки. Особым украшением рождественской ели были свечи - символ света и звёзд, сиявших на небе в час рождения Иисуса Христа. Сначала таких свечей-фонариков было ровно 12 (по числу апостолов и месяцев в году), но в настоящее время вместо свечей используются гирлянды с электрическими лампочками. В России обычай устанавливать рождественскую ель распространился в XVIII в.

В большинстве западных стран существует обычай украшать стены и двери домов венками из ветвей хвойных деревьев и падуба (вечнозелёный кустарник с ярко-красными шаровидными плодами). Такой венок имеет двойную символику: он не только знак триумфа, выражающий радость о пришествии в мир Иисуса Христа, но и символ тернового венца, который напоминает о будущих страданиях Христа и Его Крестной Жертве.

Одним из самых популярных рождественских растений является красная пуансеттия (растение семейства молочайных), которой украшают храмы и жилища, - эта традиция зародилась в Латинской Америке и пришла в Европу в XIX в. Пуансеттия обычно зацветает в канун Рождества, и её красные прицветники по форме напоминают звезду, поэтому это растение часто называют «Вифлеемской звездой».

В Германии и скандинавских странах в канун Рождества на окна выставляют зажжённые семисвечники . В христианской традиции семисвечник символизирует семь светильников Небесного Престола Бога Вседержителя и семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр. 4: 5; 5: 6), а также свет семи Даров Святого Духа, изливающихся на верующих благодаря Искупительной Жертве Иисуса Христа и заключённых в семи таинствах церкви. Семисвечники устанавливаются на окнах в знак того, что христиане бодрствуют в ожидании прихода на землю Иисуса Христа, подобно невестам, ожидающим прихода Жениха с горящими светильниками.

Евангельское повествование о том, что три волхва, пришедшие поклониться Младенцу Иисусу, поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну (Мф. 2: 11), легло в основу традиции дарить в рождественские дни детям и друг другу подарки. И важное место в этой традиции со временем занял образ святого Николая , архиепископа Мир-ликийского (IV в.). Особое почитание и широкая популярность в народе этого святого, а также рассказы жития о заботливом отношении святого к детям и бедным, которым он даже втайне оказывал помощь, сделали его героем народных колядок: он обходит поля и дома, незримо присутствует на рождественской трапезе, благословляет детей, сеет хлеб и заботится о крестьянском хозяйстве. Так возник трогательный и любимый детьми образ св. Николая (сканд. Santa Claus) как Рождественского Деда, приходящего к ним с подарками в дни праздника.

Пасха

На середину февраля - начало мая выпадают два этапа пасхального празднества: предпасхальный период - Великий пост и празднование Светлого Христова Воскресения - Пасхи (евр. «песах» - прохождение) - самого главного праздника христианского года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда (синедриона) и с одобрения римского наместника Понтия Пилата (I в. от Р. Х.).
Пасха является не только самым главным, но и самым древним из всех христианских праздников. Этот праздник установлен и уже отмечался в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания - о страдании и Воскресении Иисуса Христа и посвящала её празднованию дней, предшествующих торжеству Воскресения Христова и последующих за ним. В зависимости от характера воспоминания каждый этап праздника имел своё наименование - Пасха Страданий (или Пасха Крестная) и Пасха Воскресения. Первый этап праздника отмечался постом и покаянием, а второй - праздничными торжествами.

Великий пост

Празднованию Пасхи предшествует 7-недельный период Великого поста, или Святой Четыредесятницы, - время строгого воздержания, когда христиане готовятся к встрече праздника Пасхи. Этот пост установлен в воспоминание о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.
Последняя неделя перед Великим постом по времени совпадала с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который отмечали все народы Европы в дохристианский период. Народы Западной Европы, отмечая этот праздник, проводят карнавалы (лат. carne levari-um - удаление мяса и carne, vale! - прощай, мясо!) - костюмированные шествия и театрализованные представления, а с четверга предпостной недели до вторника перед Великим постом устраивают обильные застолья с большим количеством мясных и жирных блюд (поэтому эти дни получили названия «жирный четверг» и «жирный вторник»).

Страстная неделя

Последняя неделя Великого поста, которая посвящается воспоминанию страданий и смерти Иисуса Христа, получила название Страстной. В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников. Все богослужения Страстной недели отличаются глубиной переживаний и последовательно «воспроизводят» последние дни жизни и страдания Иисуса Христа. Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства брака и крещения (за исключением особых случаев). Каждый день Страстной недели называется великим. В католических храмах на время Страстной недели (до Великой пятницы включительно) принято убирать или завешивать тканью фиолетового цвета все изображения Распятия.
В Великую субботу совершается воспоминание погребения Иисуса Христа, пребывания Его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших Его пришествия. Для христиан день Великой субботы является временем приготовления к встрече праздника Пасхи. Обычно в течение всего этого дня в храмах освящаются блюда пасхальной трапезы - сдобная выпечка, крашеные яйца, мясные продукты (колбаса, ветчина и т. д.) и соль.

Общехристианской традицией, восходящей к I в. от Р. Х., является крашение пасхальных яиц. Согласно преданию, святая Мария Магдалина, одна из учениц Христа, придя с проповедью веры в Рим, попала во дворец императора Тиберия и стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена во время посещения императора было принято подносить ему дары. Но Мария Магдалина была очень бедна и поэтому принесла в дар правителю Римской империи обычное куриное яйцо. Выслушав святую, Тиберий не поверил ей и ответил: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на глазах императора яйцо окрасилось в красный цвет, чем была засвидетельствована истинность слов о Христовом Воскресении. С тех пор христиане всего мира стали окрашивать на Пасху яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия. В христианской традиции пасхальное яйцо имеет особую символику: желток символизирует Христа, поскольку из желтка возникает жизнь; белок - белые пелены, в которые был облечён Христос, когда Его положили во гроб; скорлупа символизирует гроб - могилу Христа; красный цвет яйца - Кровь Христову и возрождение человека к вечной жизни благодаря искупительной жертве Иисуса Христа. А разбивание яйца символизирует раскрытие гроба, т. е. Воскресение Христово.

По традиции многих народов Западной и Центральной Европы, кроме освящённых крашеных яиц и сдобной выпечки, на праздничный пасхальный стол обязательно подаётся испечённый из бисквитного теста барашек (иногда его делают из сахара или сливочного масла). Пасхальный барашек символизирует Иисуса Христа как Агнца Божьего, добровольно принёсшего Себя в жертву ради искупления человечества. Не менее распространённым является и обычай украшать деревья перед домом крашеными яйцами (деревянными, пустыми или в сеточках), а также бумажными цветами, цыплятами и зайчиками (именно они «приносят» маленьким детям пасхальные яйца и подарки). Жители городов чаще устанавливают такие пасхальные деревца в своих домах.

Светлое Христово Воскресение (Пасха)

Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Со времён апостолов оно совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.

В латинской традиции празднование Пасхи достигает своей кульминации во время богослужения Пасхальной ночи, которое начинается с наступлением темноты и оканчивается с зарёй воскресного дня. Светильничное богослужение начинается с того, что в храме полностью гасится свет и на открытом воздухе за пределами храма разжигается огонь, который затем освящается священнослужителем. От освящённого огня зажигается Пасхал - высокая свеча, как правило, жёлтого или белого цвета, которая по традиции украшается крестом, знаками Альфы и Омеги, числами текущего года и пятью гвоздями красного цвета, символизирующими пять ран Христовых (гвозди изготавливаются либо из дерева, либо из вкраплённых в воск красных ягод). Затем священнослужитель вносит в тёмный храм горящий Пасхал и, стоя поочерёдно у входа, в середине и перед алтарём храма, три раза поднимает Пас-хал с возгласом: «Lumen Christi!» («Свет Христов!»), на что прихожане отвечают: «Deo gratias!» («Благодарение Богу!»). Пламя Пасхала распределяется среди верующих, и после того, как все зажгут от Пасхала свои свечи, он устанавливается перед алтарём.

Затем поётся торжественная Пасхальная похвала (Praeconium paschale) - гимн, прославляющий и благословляющий свет Пасхальной свечи (по начальным словам гимна это благословение также называется «Exsultet»). Во время пения «Exsultet» все верующие стоят с зажжёнными свечами. Далее, под звон колоколов, церковный хор поёт славословие «Gloria» («Слава в вышних Богу»), во время пения которого в храме зажигаются все светильники. После завершения обряда крещения все верующие торжественно провозглашают отречение от сатаны и обновляют обеты собственного крещения.

Католический храм

В основе плана традиционного католического храма лежит базилика в форме креста - прямоугольное здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (обычно три) - так называемых кораблей или нефов . В восточной части храма центральный неф завершается полукруглой апсидой , в которой располагается алтарная часть - это место, где рождается Свет и сияет Солнце Справедливости Христа. Перед апсидой продольные нефы пересекает трансепт (поперечный неф), который и образует в плане крест. Над центром пересечения нефов, символизирующим Сердце Иисуса, надстраивается либо большой купол, лежащий на широком барабане, либо небольшая башенка с острым шпилем (если храм построен в готическом стиле).

В западной стороне храма в центре фасада располагается нартекс - центральный вход, который нередко разделяется на внешний (экзонартекс) и внутренний. Раньше нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. Над нартексом обычно находится круглое витражное окно - «готическая роза». Это символ Богоматери - «Роза без шипов», символ вечной любви без преград, побеждающей смерть. С фасада храма эта «роза» выглядит как изысканный геометрический орнамент, но изнутри она воспринимается как бесплотный свет, озаряющий души пришедших к Богу. Над фасадом возводится колокольная башня (одна или две), которую венчает либо длинный остроконечный шпиль, либо купол с крестом наверху. Стиль храмовой базилики непрерывно развивался и обретал новые формы в византийской, романской и готической архитектуре. Базиликальный тип храма встречается также в архитектуре Возрождения и барокко.

Характерной особенностью интерьера католического храма является отсутствие в алтарной части иконостаса, который заменяет невысокая алтарная перегородка. Алтарная часть храма называется пресвитерий - это место, где расположен алтарь, где происходит богослужение и где в особой дарохранительнице, называемой табернакул , хранятся Святые Дары - хлеб, пресуществлённый в Тело Христово. Место расположения табернакула можно легко определить по горящей перед ним неугасимой лампаде.

Кроме центрального алтаря, в храме могут быть и боковые приделы в честь святых. В интерьере храма размещены иконы, статуи и картины, изображающие Иисуса Христа, Богородицу и святых, а также наиболее значимые эпизоды евангельских сюжетов. Перед многими изображениями верующие устанавливают свечи. Непременным атрибутом интерьера католического храма являются 14 «стояний» - изображений Страстей Христовых (в виде барельефов или картин), которые размещены на боковых стенах храма. Перед ними совершается богослужение Крестного Пути (Via Crucis) по пятницам Великого поста.

В храме также выделяется особое место для хора - как правило, это балкон, расположенный над центральным входом, и ризница - отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов (обычно располагается в одном из трансептов). В католическом храме обязателен орган; обычно он устанавливается на уровне второго яруса храма с южной или северной стороны либо на балконе для хора. Мужчины при входе в храм обязательно снимают головные уборы. Женщинам покрывать голову не обязательно. При входе в храм располагается сосуд с освящённой водой, или кропильница, в которую опускают пальцы правой руки и затем совершают крестное знамение - в латинской традиции оно совершается пятью пальцами (символ пяти Ран Христовых) и слева направо. Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (на правое колено) перед табернакулом, и каждый раз, проходя мимо него, верующие совершают коленопреклонение или склоняют голову. В латинской традиции существуют строго определённые правила стояния и коленопреклонения во время совершения литургии. Все главные молитвы Евхаристического канона выслушиваются верующими коленопреклонённо; об их начале оповещает министрант (мальчик - прислужник у алтаря) звоном в небольшой колокольчик. Начальные чтения на литургии Слова и проповедь верующие выслушивают сидя.

В боковых нефах обычно размещаются скамьи для молящихся, имеющие внизу подколенники для коленопреклонений, и кабинки, в которых совершается исповедь, - конфессионалы , а середина центрального нефа всегда остаётся свободной для прохода.

У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах - «Во веки слава!» или «Навеки слава!».

В обыденном сознании католичество прочно ассоциируется с «латинством», т.е. с западной богословской и литургической традицией. А, между тем, в Католической (Вселенской) Церкви присутствует не только латинский, но и целый ряд других обрядов. Если же речь идет о территории нашей страны, то это – , иногда называемый просто «восточным». Главой католиков Восточного обряда, проживающих на территории России, является Владыка Иосиф Верт, который также возглавляет Римско-Католическую Преображенскую епархию в Новосибирске.
Среди людей, не воспитанных в католической традиции, но желающих присоединиться к Католической Церкви, часто возникает вопрос: а к какому обряду я должен принадлежать? Обстоятельный ответ на этот и на целый ряд других сопутствующих вопросов был дан Генеральным викарием Архиепархии Божьей Матери в Москве, монсеньором Сергеем Тимашовым. Соответствующий материал появился на сайте Информационной службы Архиепархии 23 апреля 2010 г. Ниже мы приводим его полностью.

На сайт Информационной службы поступает много вопросов, связанных с присоединением к Католической Церкви, и, в частности, с вопросом сохранения или изменения обряда в данном случае. За разъяснениями мы обратились к Генеральному викарию Архиепархии Божией Матери в Москве монсеньору Сергею Тимашову .

Борис спрашивает: «Здравствуйте! Узнал такую вещь, что якобы при переходе из православия в католичество, после курсов катехизации надо посылать письмо в Ватикан о разрешении стать католиком латинского обряда, а почему тогда настоятели ничего об этом не говорят?»

— В этом вопросе есть сразу несколько моментов, которые требуют уточнения. Прежде всего, некорректно говорить о «переходе», как если бы речь шла о переходе из одного прихода в другой. Католическая Церковь, будучи убежденной в истинности и действительности таинств в Восточных Церквах, не подвергает сомнению ту христианскую традицию, которую эти Церкви сохраняют (об этом ясно свидетельствуют, в частности, документы II Ватиканского Собора). С другой стороны, Католическая Церковь убеждена в том, что ей вверена полнота истины, и потому она не может не принимать в число своих членов людей, которые, будучи действительным образом крещеными вне Католической Церкви, желают вступить в общение с Церковью, собранной вокруг Епископа Рима, в которой, как учит тот же II Ватиканский Собор, пребывает полнота Церкви Христовой.
Во-вторых, желание вступающих в полноту общения с Католической Церковью сделать это именно в латинском обряде совсем не является чем-то очевидным? по крайней мере, для самой Церкви. Ведь согласно канону 35 Кодекса канонов Восточных Церквей «крещеным не-католикам, вступающим в полное общение с Католической Церковью, надлежит сохранять и практиковать свой обряд повсюду в мире и соблюдать его, насколько это в их силах. Таким образом, они должны быть приняты в Церковь sui iuris того же обряда, причем сохраняется право лиц, общин или регионов в особых случаях обращаться к Святому Престолу.
Как видим, Церковь самым настоятельным образом рекомендует присоединяющимся к ней восточным христианам оставаться в своем, то есть в данном случае в византийском обряде, и только если это представляется невозможным, можно обратиться с прошением к Святому Престолу о смене обряда.

— Почему Церковь так настаивает на сохранении обряда?

— Поскольку речь идет о крещеных людях, Церковь не может не обращать внимания на то, что они уже принадлежат к определенной традиции, которая привела их самих, либо их родителей или родственников к идее крещения. Началом христианской жизни является именно крещение, а не момент более или менее сознательного знания катехизиса. Таким образом факт крещения человека в какой-то христианской Церкви или церковной общине означает, что он в силу своей личной истории уже включен в какое-то наследие, которое и называется обрядом. Католическая Церковь признает существование внутри себя обрядов, относящихся к шести традициям, и утверждает равное достоинство Церквей, которые являются выражением этих обрядов.
Надо признать, что исторически во многих случаях имело место представление о некотором превосходстве и совершенстве латинского обряда по сравнению с другими, которое очень часто несознательно (впрочем, иногда и сознательно) приводило к стремлению убедить христиан, осознающих потребность в католическом единстве, практиковать веру именно в латинском обряде. Именно эти заблуждения привели постепенно в XIX веке Римских Пап к необходимости утверждать и защищать равное достоинство всех обрядов, и фактически запрещать латинскому духовенству переманивать в свой обряд неопытных и недостаточно сведущих в реальном церковном учении христиан. Равное достоинство обрядов является твердым и ясным учением Католической Церкви, и это учение, поскольку было омрачено предрассудками, нуждалось в такой дисциплинарной и канонической защите.
Руководствуясь стремлением защитить равенство обрядов и максимально облегчить способ жизни в католической вере, Церковь не оставляет вопрос принадлежности к обряду свободному выбору христианина. Обряд определяется в момент крещения. Его определяют либо родители, желающие крестить ребенка, либо сам взрослый, желающий принять крещение.
При этом важно понимать, что с точки зрения дисциплины Церкви принадлежность к обряду определяется принадлежностью к определенному культурному и духовному наследию, а не принадлежностью служителя крещения. Подчеркну еще раз: обряд определяется происхождением крещаемого, а не тем, в каком храме и каким служителем совершено крещение. Например, если родители-католики в виду отсутствия в пределах досягаемости католического прихода принесли крестить ребенка в православный храм, он не становится от этого членом Русской Православной Церкви.
Однако факт реальной жизненной встречи со Христом в Церкви, практикующей иной обряд, отличной от обряда крещения (например, в латинском обряде для православных христиан) может составлять серьезный мотив для перехода в Церковь именно латинского обряда. Однако определить, является ли этот мотив законной причиной для смены обряда, согласно каноническому праву, может не сам христианин, и даже не настоятель, с которым он связан, но только Апостольский Престол.

«А как быть с теми кто проходил присоединение до того как требовалось разрешение на смену обряда», спрашивает Андрей. «Каков их статус?»

— Кодекс канонов Восточных Церквей действует с 1990 года. Следовательно, по крайней мере с этого времени, никакое имплицитное желание присоединиться к Католической Церкви именно в латинском обряде, если оно не было высказано Апостольскому Престолу в соответствующем письменном прошении, никаких правовых последствий не влечет. Все христиане, которые были крещены в Православной Церкви и впоследствии приняты в полноту общения с Католической Церковью, являются католиками византийского обряда, если они не просили и не получили разрешения Апостольского Престола о смене обряда.
Следует признать, что в течение достаточно долгого времени священнослужители и катехизаторы латинских приходов, встречаясь с просьбами о присоединении к Католической Церкви, не обращали своего внимания и внимания приходящих на эти положения церковной дисциплины.

Вопрос: «Что представляет из себя «обряд» присоединения (если человек уже был крещен в Православной Церкви), это «8-е таинство»?»

— Разумеется, речь не идет о таинстве. Католиком является всякий, кто либо крещен в Католической Церкви, либо вступил в нее формальным актом. Акт присоединения является бесповоротным и неотменимым, поэтому Церковь настаивает на том, чтобы было сделано всё возможное для того, чтобы это решение было принято сознательно. Ответственным за это является настоятель прихода, и он принимает решение, какие формы подготовки для этого необходимы.

Вопрос Ивана: «Является ли катехизация обязательной при переходе из Православной Церкви в Католическую (присоединении)»?

— Поскольку катехизацией называется передача веры при подготовке к крещению, невозможно здесь говорить о катехизации в собственном смысле слова. С другой стороны, очевидно, что само решение о вступлении в полное общение с Католической Церковью должно быть осознанным - не только для того, кто об этом просит, но и для самой Церкви. Общине Церкви должно быть ясно, что христианин, просящий о полном общении, понимает, что такое Церковь, и что с его стороны это не сиюминутное решение. Общение именно предоставляется, в него принимают, и это значит, что недостаточно только желания, но нужно и активное действие другой стороны. Таким образом, то, что в данном случае привычно называют «катехизацией», на самом деле является периодом ознакомления с учением Католической Церкви, знакомства с католической общиной как таковой, чтобы человек ясно видел, куда он идет. Весь этот период направлен на обеспечение большей свободы в принятии решения о присоединении.
Поскольку полное общение очевидным образом предполагает и принятие таинств, то Церковь со своей стороны должна убедиться, что человек к этому принятию таинств готов, что у него есть правильное понимание своей церковной принадлежности, понимание исповеди и причащения. Традиционно это время составляет несколько месяцев. В частности, Церковь обращает большое внимание на должное празднование Дня воскресения Господня, прежде всего, через участие в воскресной литургии.

С этим связан другой вопрос Ивана: «Если человек не хочет проходить катехизацию (по причине нехватки времени, если он уже имеет при этом веру и знания), может ли он быть присоединен, или же он «обязан» пройти ненужный ему курс?»

— Основанием для немедленного присоединения к Католической Церкви может быть только непосредственная опасность смерти. Это может сделать любой католический священник. Во всех остальных случаях причин для особой спешки нет.
Важно понимать, что о присоединении к Церкви можно только просить, этого невозможно требовать. Попытка требовать чего-то у Церкви является свидетельством недостаточно ясного понимания ее природы, и не свидетельствует о наличии у человека католического веры.

Вопрос: «Значит ли это, все же, что узнавшие о своей принадлежности к византийскому обряду католики, теперь должны приступать к таинствам именно в приходах византийского обряда?»

— Уместное слово: призваны . Канон 40 Кодекса канонов Восточных Церквей выражает твердое пожелание Церкви, чтобы верные стремились глубже узнавать и любить свой обряд. В то же время, настаивая на принадлежности обряду, вытекающему из крещения, Церковь предполагает возможность для каждого конкретного христианина приходить и принимать таинства в Католической Церкви любого обряда.