Цели и задачи проекта Цель проекта: Изучить биографию поэта Сергея Есенина Проанализировать произведения Сергея Есенина, в которых используются образы. Учебный проект: Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина Проектная работа знакомство с поэзией









Сергей Есенин. Имя великого русского поэта – знатока народной души, певца крестьянской Руси, знакомо каждому человеку, стихотворения давно стали русской классикой, а в день рождения Сергея Есенина собираются почитатели его творчества.

Ранние годы

21 сентября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин, выдающийся русский поэт с трагической, но весьма насыщенной судьбой. Через три дня был крещен в местной церкви казанской иконы Божией Матери. Отец и мать были крестьянского происхождения. Их брачный союз с самого начала складывался, мягко говоря, не очень, точнее, они были абсолютно разными людьми.

Почти сразу же после свадьбы Александр Есенин (отец поэта) Вернулся в Москву, где стал работать в мясной лавке. Мать Сергея, в свою очередь, не ужившись с родственниками мужа, вернулась в отчий дом, в котором и провел первые годы жизни Сережа. Именно дедушка и бабушка по материнской линии подтолкнули его к написанию своих первых стихотворений, ведь вслед за отцом юного поэта оставила и мать, уехавшая на заработки в Рязань. Дед Есенина был начитанным и образованным человеком, знал множество церковных книг, а бабушка обладала обширными знаниями в области фольклора, что благотворно повлияло на раннее воспитание юноши.

Обучение

В сентябре 1904 года Сергей поступает в Константиновское земское училище, где учится 5 лет, хотя обучение должно было продолжаться на год меньше. Это было связано с плохим поведением юного Сережи в третьем классе. Во время обучение он вместе с матерью возвращается в отцовский дом. По окончании училища будущий поэт получает похвальный лист.

В этом же году он успешно сдает экзамены для поступления в церковно-приходскую учительскую школу в селе Спас-Клепики родной губернии. На время обучения Сергей обосновался там же, приезжая в Константиновское только в каникулярное время. Именно в школе подготовки сельских учителей Сергей Александрович начинает регулярно писать стихи. Первые произведения датируются началом декабря 1910 года. За неделю появляются: «Наступление весны», «Осень», «Зима», «К друзьям». До конца года Есенин успевает написать еще целый ряд стихотворений.

В 1912 году оканчивает школу и получает диплом по специальности «школьный учитель грамоты».

Переезд в Москву

После окончания школы Сергей Александрович покидает родные края и перебирается в Москву. Там он устраивается в мясную лавку Крылова. Начинает жить в том же доме, где и его отец, на Большом Строченовском переулке, теперь здесь располагается музей Есенина. Сначала отец Есенина был рад приезду сына, искренне надеясь, что тот станет для него опорой и будет ему во всем помогать, но проработав некоторое время в лавке, Сергей заявил отцу, что хочет стать поэтом и начинает искать работу себе по душе.

Сначала он распространяет социально-демократический журнал «Огни», с намерением печататься в нем, но этим планам не суждено было сбыться, так как журнал вскоре закрыли. После, устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Именно здесь Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая позже станет его первой гражданкой женой. Почти одновременно с этим поступает слушателем в Московский городской народный университет им. Шанявского на историко-филологический цикл, но почти сразу его бросает. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка.

Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет:

Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…

Расцвет карьеры поэта

В начале 14-го года, в журнале «Мирок» публикуется первый известный материал Есенина. Был напечатан стих «Береза». В феврале журнал публикует еще ряд его стихотворений. В мае этого же года Есенина начинает печатать большевистская газета «Путь правды».

В сентябре поэт вновь меняет место работы, на этот раз становится корректором в торговом доме «Чернышев и Кобельков». В октябре в журнале «Проталинка» публикуется стихотворение «Молитва матери», посвященное Первой мировой войне. В конце года у Есенина и Изрядновой рождается их первый и единственный ребенок - Юрий.

К сожалению его жизнь оборвется достаточно рано, в 1937 году Юрия расстреляют, и как позже выяснится - по ложным обвинениям, выдвинутым против него.

После рождения сына Сергей Александрович покидает работу в торговом доме.

В начале 15-го года Есенин продолжает активно печататься в журналах «Друг народа», «Мирок» и др. Безвозмездно работает секретарем в литературно-музыкальном кружке, после чего становится членом редакционной комиссии, но покидает ее из-за разногласий с другими членами комиссии по отбору материалов для журнала «Друг народа». В феврале печатается его первая известная статья на литературную тематику «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

В марте этого же года, во время поездки в Петроград, Есенин знакомится с Александром Блоком, которому читает свои стихи у него на квартире. После, активно знакомит со своим творчеством многих известных и уважаемых людей того времени, попутно завязывая с ними выгодные знакомства, среди них Добровольский А.А., Рождественский В.А. Сологуб Ф.К. и многие другие. В результате чего стихи Есенина были напечатаны в ряде журналов, что поспособствовало росту его популярности.

В 1916 году Сергей поступает на военную службу и в этом же году издает сборник стихов «Радуница», который делает его известным. Поэта стали приглашать выступать перед императрицей в Царское село. На одном из таких выступлений она дарит ему золотые часы с цепочкой, на которых был изображен государственный герб.

Зинаида Райх

В 1917 году, находясь в редакции «Дело народа», Есенин знакомится с помощником секретаря - Зинаидой Райх, женщиной весьма недурного ума, владевшей несколькими языками и машинописью. Любовь между ними возникла далеко не с первого взгляда. Все началось с прогулок по Петрограду с их общим знакомым Алексеем Ганиным. Изначально они были конкурентами и в какой-то момент товарищ даже считался фаворитом, пока Есенин не признался Зинаиде в любви, недолго поколебавшись, она ответила взаимностью, тотчас было решено венчаться.

В тот момент молодые люди испытывали серьезные финансовые проблемы. Проблему денег они решили при помощи родителей Райх, отправив им телеграмму с просьбой выслать им средства на свадьбу. Без лишних вопросов деньги были получены. Обвенчались молодые в небольшой церкви, Есенин нарвал полевые цветы и сделал из них свадебный букет. Свидетелем выступил их друг Ганин.

Однако, с самого начала их брак пошел не так, в первую брачную ночь Есенин узнает, что его любимая жена не была невинной, и уже разделяла ложе с кем-то до него. Это очень сильно задело поэта за живое. В этот момент в Сергее взыграла кровь, и глубокая обида поселилась в его сердце. После возвращения в Петроград они стали жить раздельно, и только через две недели, после поездки к ее родителям, они начинают жить вместе.

Возможно, перестраховываясь, Есенин заставляет свою жену уйти с работы из редакции, и как всякой женщине того времени, ей пришлось подчиниться, благо к тому времени финансовое положение семьи наладилось, ведь Сергей Александрович стал уже известным поэтом с хорошими гонорарами. А Зинаида решила устроиться в Наркомат машинисткой.

Какое-то время между супругами установилась семейная идиллия. В их доме бывало много гостей, Сергей устраивал для них приемы, роль добропорядочного хозяина очень ему нравилась. Но именно в этот момент стали проявляться проблемы, которые сильно изменили поэта. Его одолевала ревность, к этому добавились проблемы с алкоголем. Однажды он, обнаружив подарок от неизвестного поклонника, устроил скандал, при этом нецензурно оскорблял Зинаиду, позже они помирились, но прежние отношения вернуть уже не удалось. Их ссоры стали происходить все чаще, со взаимными оскорблениями.

После переезда семьи в Москву, проблемы не ушли, а наоборот усилились, пропал тот домашний уют, друзья, которые поддерживали, вместо этого четыре стены захудалого гостиничного номера. Ко всему этому добавилась ссора с женой по поводу рождения детей, после которой она решила покинуть столицу и уехать в Орел к родителям. Горечь от расставания Есенин заглушал алкоголем.

Летом 1918 года родилась их дочь, которую назвали Татьяной. Но рождение ребенка не способствовало укреплению отношений Есенина и Райх. Из-за редких встреч, девочка совсем не привязывалась к отцу, и в этом он видел «козни» матери. Сам Сергей Александрович считал, что его брак закончился уже тогда, но официально он продлился еще несколько лет. В 1919 году поэт предпринимал попытки возобновить отношения и даже высылал деньги Зинаиде.

Райх решила вернуться в столицу, но отношения вновь не клеились. Тогда Зинаида решила взять все в свои руки и, без согласия мужа, родить второго ребенка. Это стало роковой ошибкой. В феврале 1920 года у них рождается сын, но не на родах, ни после них, поэт не присутствует. Имя мальчику выбирают в ходе телефонного разговора, останавливаются на Константине. Есенин познакомился с сыном в поезде, когда они с Райх случайно пересеклись в одном из городов. В 1921 году их брак был официально расторгнут.

Имажинизм

В 1918 году Есенин знакомиться с Анатолием Мариенгофом, одним и основателей имажинизма. Со временем поэт примкнет к этому движению. В период увлечения этим направлением он напишет ряд сборников, среди которых «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», а также поэма «Пугачев».

Есенин в значительной степени помог становлению имажинизма в литературе серебряного века. Из-за участия в акциях имажинистов, был арестован. В это же время у него разгорелся конфликт с Луначарским, который был недоволен его творчеством.

Айседора Дункан

За два дня до получения официального развода с Зинаидой Райх, на одном из вечеров в доме художника Якулова, Есенин знакомится с известной танцовщицей Айседорой Дункан, которая приехала открывать свою танцевальную школу в нашей стране. Она не знала русский язык, ее словарный запас насчитывал всего лишь пару десятков слов, но это не помешало поэту с первого взгляда влюбиться в танцовщицу и в этот же день получить от нее страстный поцелуй.

К слову, Дункан была старше своего кавалера на 18 лет. Но ни языковой барьер, ни разница в возрасте, не помешали Есенину переехать в особняк на Пречистенке, где проживала танцовщица.

Вскоре Дункан перестало удовлетворять то, как развивается ее карьера в Советском Союзе, и она решила вернуться обратно на родину - в Соединенные Штаты. Айседора хотела, чтобы Сергей последовал вслед за ней, но бюрократические процедуры помешали этому. У Есенина возникли проблемы с получением визы, и для того чтобы ее получить, они решили пожениться.

Сам процесс бракосочетания проходил в Хамовническом ЗАГСе города Москвы. Накануне этого Айседора попросила исправить год своего рождения, чтобы не смущать своего будущего мужа, он согласился.

2 мая состоялась церемония бракосочетания, в том же месяце пара покинула Советский Союз и отправилась на гастроли Есениной-Дункан (оба супруга взяли эту фамилию) сначала в Западную Европу, после чего они должны были отправиться В США.

Отношения молодоженов не складывались с самого начала путешествия. Есенин привык к особому отношению в России и к своей популярности, тут же воспринимали его как супруга великой танцовщицы Дункан.

В Европе у поэта вновь возникают проблемы с алкоголем и ревностью. Изрядно напившись, Сергей начинал оскорблять свою жену, грубо хватая, иногда избивая. Один раз Айседоре пришлось вызывать даже полицию, чтобы утихомирить разбушевавшегося Есенина. Каждый раз после ссор и избиений, Дункан прощала Есенина, но это ни только не остужало его пыл, а наоборот - подогревало его. Поэт презрительно стал высказываться о своей жене среди друзей.

В августе 1923 года, Есенин с супругой возвращаются в Москву, но и тут их отношения не ладятся. А уже в октябре он отправляет Дункан телеграмму об окончательном разрыве их отношений.

Последние годы и смерть

После расставания с Айседорой Дункан жизнь Есенина медленно катилась по наклонной. Регулярное употребление алкоголя, нервные срывы, вызванные публичной травлей поэта в прессе, постоянные аресты и допросы, все это сильно подрывало здоровье поэта.

В ноябре 1925 года его даже положили в клинику Московского государственного университета для больных нервными расстройствами. За последние 5 лет жизни, на Сергея Есенина завели 13 уголовных дел, часть из которых была сфабрикована, например, обвинение в антисемитизме, а другая часть была связана с хулиганством на алкогольной почве.

Творчество Есенина в этот период жизни стало более философским, он переосмысливает многие вещи. Стихи этой поры наполнены музыкальностью и светом. Смерть его друга Александра Ширяевца в 1924 году, подталкивает видеть хорошее в простых вещах. Такие изменения помогают решить поэту внутриличностный конфликт.

Личная жизнь также была далека от идеала. После расставания с Дункан, Есенин поселяется у Галины Бениславской, которая испытывала чувства к поэту. Галина сильно любила Сергея, но он этого не ценил, постоянно пил, устраивал сцены. Бениславская же все прощала, каждый день находилась рядом, вытаскивала его из различных кабаков, где друзья-собутыльники спаивали поэта за его же счет. Но и этот союз продержался не долго. Уехав на Кавказ, Есенин женится на внучке Толстого - Софье. Узнав это Бениславская ложится в физио-диетический санаторий им. Семашко с нервным расстройством. В последствии, после смерти поэта, она покончила с собой на его могиле. В предсмертной записке она написала, что в могиле Есенина лежит все самое дорогое в ее жизни.

В марте 1925 года Есенин знакомится с Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого) на одном из вечеров в доме Галины Бениславской, где собирались многие поэты. Софья пришла вместе с Борисом Пильняком и задержалась там до позднего вечера. Проводить ее вызвался Есенин, но вместо этого они долго гуляли по ночной Москве. После Софья призналась, что эта встреча решила ее судьбу и подарила самую большую любовь ее жизни. Влюбилась она в него с первого взгляда.

После этой прогулки Есенин часто стал появляться в доме Толстых, а уже в июне 1925 года он переезжает в Померанцевый переулок к Софье. Однажды, гуляя по одному из бульваров, они встретили цыганку с попугаем, которая нагадала им свадьбу, при этом попугай во время гадания достал медное кольцо, Есенин тут же подарил его Софье. Она была безумно рада этому кольцу и носила его до конца жизни.

18 сентября 1925 года Сергей Александрович заключает свой последний брак, который продлится весьма недолго. Софья была рада, как маленькая девочка, Есенин также был рад, хвастаясь, что женился на внучке Льва Толстого. А вот родственники Софьи Андреевны были не очень рады ее выбору. Сразу же после свадьбы продолжились постоянные запои поэта, уходы из дома, загулы и больницы, но Софья до последнего боролась за своего любимого.

Осенью этого же года длительный запой завершился госпитализацией Есенина в психиатрическую больницу, где он провел месяц. После его выхода Толстая писала родственникам, чтобы те его не осуждали, ведь несмотря ни на что она его любит, и он делает ее счастливой.

После выхода из психиатрической больницы, Сергей отправляется из Москвы в Ленинград, где поселяется в гостинице «Англетер». Встречается с рядом литераторов, среди которых Клюев, Устинов, Приблудный и др. И в ночь с 27 на 28 декабря, согласно официальной версии следствия, сводит счеты с жизнью, повесившись на трубе центрального отопления при помощи веревки. В его предсмертной записке было написано: «До свиданья, мой друг, до свидания».

Следственные органы отказались возбуждать уголовное дело, сославшись на депрессивное состояние поэта. Однако, многие специалисты, как того времени, так и современники, склоняются к версии насильственной смерти Есенина. Возникли эти сомнения из-за неправильно составленного акта осмотра места самоубийства. Независимые эксперты обнаружили на теле следы насильственной смерти: царапины и порезы, которые не были приняты во внимание.

При разборе документов тех лет обнаружились и другие несоответствия, например, то, что нельзя повеситься самостоятельно на вертикальной трубе. Созданная в 1989 году комиссия, проведя серьезное расследование, пришла к выводу, что смерть поэта была естественной - от удушения, опровергнув все домыслы, которые были весьма популярны в 70-ые годы в Советском Союзе.

После вскрытия, тело Есенина на поезде было доставлено из Ленинграда в Москву, где 31 декабря 1925 года и был похоронен поэт на Ваганьковском кладбище. На момент смерти ему было всего лишь 30 лет. Прощались с Есениным в московском доме печати, туда пришли тысячи людей, несмотря даже на декабрьские морозы. Могила и по сей день находится там, и любой желающий может ее посетить.

Творческий проект «В СТРАНЕ БЕРЕЗОВОГО СИТЦА»

Проблема: художественное своеобразие творчества С.А.Есенина
Мотивация» знание истоков рязанской культуры, влияние поэзии на разные сферы искусства.
Социум : дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатель группы № 11 «Пчелки» Роднова Г.Н.
Продолжительность : долгосрочный (в течении года).
Цель: развивать у детей творческие познавательные способности в процессе социально моделируемой деятельности.
Задачи:
1.Развивать активную деятельность детей и взрослых:
- способность к определению задач на основе поставленной цели (проблемы)
- умение планировать свои действия, аргументируя выбор
2.Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, музыкальной, изобразительной деятельности, дизайна.
3. Совершенствовать уровень накопленных знаний:
- побуждать детей к словотворчеству, опираясь на творчество поэта
- продолжать формировать способность соотносить выразительность поэтического образа с характерными особенностями народа Рязанского края, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями (театр, музыка, живопись)
- побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных мастерству слова С.А.Есенина.
4. Развивать художественный вкус
5. Развивать коммуникативные навыки при объединении детей в творческие группы
Продукты деятельности: создание программно-методического обеспечения, разработка цикла занятий, экскурсий, оформление наглядно-действенного материала (сценарий праздника, «Галерея» творчества детей и родителей).
Распределение деятельности детей и взрослых по этапам проекта
«В стране березового ситца»
Этап 1.
Деятельность педагога:
1. Формулирует проблему – проанализировать влияние творчества С.А.Есенина на различные вилы искусства.
2. Вводит в мир поэзии, музыки, живописи.
3. Формирует задачи – выбрать полюбившееся стихотворение, выразить свои чувства в музыке, рисунке.
Деятельность детей:
1. Входят в проблему: рассматривают иллюстрации, слушают стихи и музыку.
2. Вживаются в проблему: становятся активными действенными участниками изучения творчества поэта.
Этап 2.
Деятельность педагога:
1. Подводит к решению задач
2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, воплотить найденное решение в предметной деятельности)
3. Организует деятельность
Деятельность детей:
1. Принятие задачи – участие в занятиях, конкурсах, викторинах, сбор практического материала.
Этап 3.
Деятельность педагога:
1. Организует работу над проектом – поэтапно направляет на поиск решений, экспериментирование, воплощение найденного решения в предметной деятельности.
2. Активизирует инициативу
3. Реализует ситуацию на равных партнерских отношениях.
Деятельность детей:
1. Самостоятельно ищут решения задач, опираясь на опят взрослого
2. Издательская деятельность (книжки со стихами, альбомы)
Этап 4.
Деятельность педагога:
1. Организует презентации выставок, книг, альбомов, концертов, конкурсов, театральных вечеров.
Деятельность детей:
1. Проживают заключительный этап в празднике.
Ожидаемые результаты.
Ближнесрочные.
1. Создание творческой группы
2. Составление плана работы
3. Разработка этапов совместной деятельности детей и взрослых, составление конспектов занятий, сценариев развлечений, экскурсий, заключительного праздника
Среднесрочные.
1. Деловые игры с детьми и взрослыми.
2. Иллюстрированной составление фактов, документов, событий.
3. Соревнования, литературные конкурсы и викторины, экскурсии.
4. Защита на педагогическом совете.
Дальнесрочные.
1. Спектакль, театрализация.
2. Пресс-конференция – отчет творческой «экспедиции».
3. Реклама.
4. Обобщение опыта работы в режиме совместной проектной деятельности детей и взрослых.

Организация образовательного процесса.

Цель: расширять и обогащать знания детей о жизни С.А.Есенина, его поэзии. Воспитывать любовь и уважение к памяти нашего земляка.
Образовательный процесс складывается из следующих составляющих:
- индивидуальные, подгрупповые, групповые беседы,
- целевые прогулки (памятник С.А.Есенину, улица имени С.А.Есенина, концертный зал имени С.А.Есенина, педагогический университет имени С.А.Есенина, библиотека имени С.А.Есенина),
- экскурсия в село Константиново (посещение мемориально-музейного комплекса),
- развлечения (поэтические, музыкальные).
Материалы и пособия:
1. Поэтические сборники С.А.Есенина
2. Фотоальбомы «В том краю, где желтая крапива…», «Голубая да веселая страна…», «Ты запой мне эту песню…»
3. Панорамы «О Русь, взмахни крылами…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
4. Выставки «Звени, Есенинская Русь», « Отговорила роща золотая…»
5. Вернисажи «Край ты мой заброшенный…», «Несказанное, синее, нежное…»
6. Наборы открыток
7. Подборка фонотеки
Задачи и содержание совместной деятельности взрослых с детьми.
Цель: через театрализованную,музыкальную и изобразительную деятельность знакомить детей с творчеством С.А.Есенина.
Древо целей проекта «Страна березового ситца»
ХОЧУ – показать необходимость выбора проблемы и оптимального уровня готовности детей и взрослых, показать значимость, ценность идеи развития, способствовать ее принятию.
МОГУ – моральное и материальное стимулирование, возможность самовыразиться.
ДЕЛАЮ – занятия, целевые прогулки, экскурсии, выставки,мастерские, вечера, развлечения, конкурсы, праздники.
ПОЛУЧАЮ – достижение высокого уровня психологической готовности, сформирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Театрализованная деятельность.
Цель: - расширить информацию детей о жизни и творчестве С.А,Есенина, развивать навыки анализа текста, умение детей работать над поэтическим словом, создавать положительный эмоциональный настрой от встречи с поэтическими произведениями с.А.Есенина.

1. Знакомство с жизнью и творчеством С.Есенина
- рассказ о жизни и творчестве С.Есенина, село Константиново в творчестве С.Есенина, природа Рязанского края и стихи С.Есенина.
2. Стихи С.Есенина
- стихи о природе, стихи о матери, стихи о России.
3. Праздники, развлечения
- литературная викторина «Край ты мой задумчивый и нежный»
- вечер поэзии «Несказанное, синее, нежное…»
- музыкально-литературный праздник «Звени, звени Есенинская Русь…»
Музыкальная деятельность.
Цели: закрепить знания о поэте-земляке С.Есенине как о поэте-песеннике, побуждать к активному восприятию последующему исполнению песенного репертуара,дать детям понятие о том, какое большое богатство для русского творчества имеет есенинская песня, создавать положительный эмоциональный настрой от встречи с поэзией С.Есенина, положенной на музыку.
Принципы работы:
-максимальное вовлечение детей в музыкальную творческую деятельность
- основа эмоционального настроя – «занимательность»
- развитие коммуникативного поведения (дети-взрослые)
- дифференциация детей по склонностям и способностям
- творческое отношение музыкального руководителя к проведению занятий, развлечений и праздников
- тематический подход.
Репертуар песен на слова С.Есенина:
«Белая береза», «Клен ты мой опавший», «Закружилась листва золотая…», «Письмо матери», «Ой, купало…», «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу…»
Репертуар песен о С.Есенине:
«В селе Константиново», «Рязанская песня»
Развлечение:
Концерт-беседа «Я не знаю родины краше…»
Итоговый музыкально-литературный праздник:
«Звени,звени Есенинская Русь…»
Изобразительная деятельность.
Цели: продолжать знакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем,учить при рассматривании выделять средства выразительности,колорит,композицию,чувствовать настроение,переданное поэтом в стихотворении, формировать умение изображать пейзажи, отображающие разную погоду и времена года, отрабатывать умение использовать несколько цветов акварельных красок при изображении вечернего или утреннего неба путем разлива и вливания красок другого цвета.

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока»

Выполнил:

учащийся 6 класса

МБОУ Павловская СШ

Тарасенков Сергей


  • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
  • Изучить биографию поэтов
  • Подобрать стихи о явлениях природы
  • Научиться выразительно читать стихи
  • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?

Результат проекта:

  • выразительное чтение стихов
  • Компьютерная презентация

Блок Александр Александрович


Биография Александра Блока

Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Первые стихи Блок написал в пять лет.

В честь поэта назван также астероид


Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html



Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Отец и мать С. Есенина


Есенин и Айседора Дункан, 1922

С. А. Есенин и

С. А. Толстая


Сыплет черемуха снегом...

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.

Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.


В ходе работы над проектом я выяснил:

  • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
  • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
  • Читая стихи этих поэтов, я понимаю, что у природы есть душа, она живая.
  1. 1. »
  2. <..." target="_blank"> 2.
    • Проект подготовили уч-ся 11 класса:
    • Изотова Ирина и Скрипкина Юлия
    Тема Родины в лирике Сергея Есенина
  3. Тема Родины актуальна во все врем..." target="_blank"> 3. Актуализация темы
    • Тема Родины актуальна во все времена
    • Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков
  4. Отметить ведущее место темы «Родина» в творчес..." target="_blank"> 4. Цель
    • Отметить ведущее место темы «Родина» в творчестве С.А.Есенина
  5. 5. Задачи
    • Исследовать творчество С.Есенина
    • Отметить особенности изображения природы в стихотворениях
    • Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина
  6. « Тебе одной плету венок,
    • Цветами..." target="_blank"> 6.
      • « Тебе одной плету венок,
      • Цветами сыплю стёжку серую.
      • О, Русь, покойный уголок,
      • Тебя люблю, тебе и верую»
      • С.Есенин
    • 7. Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин
    • 8. Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины
    • 9. С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье
      • «Я рос в атмосфере
      • народной поэзии»,-
      • вспоминает он. Поэтическая
      • речь Есенина развивалась
      • в духе народных традиций.
    • Мир народной жизни во всех её проявлениях открывает..." target="_blank"> 10.
      • Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника.
      • Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями
      Народные истоки
    • 11. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества
    • 12. Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:
    • олиц..." target="_blank"> 13. Пейзажная лирика Особенности пейзажной лирики
      • олицетворение
      • цветопись
      • звукопись
    • 14. Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив.
    • 15. Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки « Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(« Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые / Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)
    • 16. Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
    • 17. Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.
    • 18. Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных ». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов
    • 19. Философская лирика Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл
    • 20. Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом
    • 22. Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».
    • Чуть ли не ка..." target="_blank"> 23. Исповедальность лирики последних лет
      • Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...»
      • (1924 г.), где пронзительно
      • звучат характерные для всего
      • творчества Есенина мотивы
      • странничества, кратковременности
      • пребывания человека на земле…
    • 24. Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.
    • 25. Заключение «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Н.С.Тихонов