Презентация по русскому языку на тему "Виды БСП" (9 класс). Презентация - бессоюзное сложное предложение Урок бессоюзное сложное предложение с презентацией

Слайд 2

Цели:

создать условия для повторения и закрепления материала о бессоюзном сложном предложении; формирование навыков пунктуационной грамотности учащихся путём сравнивания и обобщения наблюдений над ролью бессоюзных сложных предложений в художественном тексте; привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.

Слайд 3

Эпиграф (тезис)

Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы

Слайд 4

Слайд 5

Запятая и точка с запятой в БСП

Перечисление фактовВ лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки ; ; . - перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинанияКусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.

Слайд 6

Двоеточие в БСП

: [причина].Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет].Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. : [дополняет].Павел почувствовал: чья-то рука легла ему на плечо. : Путешественники смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце

Слайд 7

Тире в БСП

Противопоставление Все ожидали увидеть его на балу - он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню. [время, условие] - .Придёт отец - поедем на выставку. - [вывод, следствие].Ласточки летают низко над землёй - жди дождя. - [быстрая смена событий]. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Слайд 8

Работа с поэтическим текстом

В поле чистом с..р..брит(?)ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит(?)ся По дороге столбовой. Пой в часы дорожной скуки На д..роге в тьме н..чной Сла..ки мне родные звуки Звонкой песни удалой А.С. Пушкин

Слайд 9

Тест:

Какова роль тире в предложении:Высоко над нами зашумел ветер - предвестник бури.а) разделяет подлежащее и сказуемое;б) обозначает пропуск члена предложения;в) разделяет части БСП;г) отделяет предложение. Укажите, почему стоит тире в предложении:Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.а) содержание одного предложения сопоставлено другому;б) предложения рисуют быструю смену событий;в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении

Слайд 10

3. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;б) второе предложение распространяет один из членов первого предложения;в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. 4. Какое утверждение является неверным:а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонациейб) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Слайд 11

Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?»

Приведите аргументы, доказывая свою точку зрения. Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!

Посмотреть все слайды

Открытый урок русского языка 9 класс

Тема «Бессоюзное сложное предложение»

Цель: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении и знаками препинания в нём.

Задачи: 1. Выработать умение использовать основной прием определения бессоюзных сложных предложений – сравнение их с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

2. Сформировать специальные умения и навыки учащихся.

3. Воспитать у учащихся познавательный интерес к теме урока.

Ход урока

1.Организационный момент. Сообщение темы и постановка цели и задач урока.

2. Психологический настрой :

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро вам – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, отзывчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Давайте, ребята, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь от улыбки станет всем светлей. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем на уроке.

3. Актуализация прежних знаний. Какие сложные предложения вы изучили?

Давайте сейчас проверим, умеем ли мы определять ССП и СПП. Запишем число в тетради, оставим строчку для темы. Вы должны по вариантам записать номера предложений (1 в. - ССП, 2 в. – СПП)

1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. (СПП)

2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. (ССП)

3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце. (СПП)

4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. (СПП)

5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный. (СПП)

6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7. Я сразу понял, что это дело мне по силам. (СПП)

8. Лодка причалила к берегу, и мы ощутили под ногами твердую землю. (ССП)

9. Где тонко, там и рвется. (СПП)

10. Дождь продолжал хлестать, и я продрог до костей. (ССП) Все ли предложения вы выписали? Нет. Почему? Какое это предложение, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Приём «Кроссворд » (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

Приставка в слове беспокойный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

Суффикс как в слове сонный (-Н-)

Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?- Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока. - Ответы учащихся.

Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель « вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.

1)Познакомиться с …

2)Учиться … Учащиеся формулируют цели урока.

Приём «Знаю – не знаю»

Соединить стрелками соответствие

Сложносочинённое предложение

Вы должны были, братья, устоять, как стена.

Простое предложение

Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.

Бессоюзное сложное предложение

Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..

Предложение с однородными членами

Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

Сложноподчиненное предложение

Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

Предложение с обращением

Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

4. Изучение новой темы. Что вы знаете о БСП?

Основные признаки бессоюзных сложных предложений

1) Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов.

2) По значению они близки к союзным сложным предложениям.

3) Имеют характерную интонацию.

4) Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях

(приложение 1)

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.

В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:

1. Между частями наблюдается смысловое равноправие , части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).

Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.

2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:

а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно ):

Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи .

б) вторая часть дополняет смысл первой (= что ):

Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.

в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что ):

Я удивился: в двери торчала записка.

Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).

3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая - резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:

а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:

Прихожу к колодцу - никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).

В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть - аналогом главной части.

б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:

Не успел я моргнуть - мяч уже в воротах.

в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:

Молвит слово - соловей поет.

г) вторая часть содержит противопоставление:

Семь раз примерь - один раз отрежь. Примеры предложений с различной интонационной связью: 1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.) 2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.) 3.Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.) 4. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
5. Служить бы рад - прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
6. Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.) Учитель: Что в тексте показалось вам понятным? Что оказалось новым, совсем непонятным? Что требует дополнительных разъяснений?

5. Закрепление

Выполнение заданий. Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.

2) Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните. На родине Ломоносова недавно сооружен памятник. Ломоносов изображен энергичным человеком, полным сил и напряженной воли; высокий лоб его незаметно переходит в пышный парик; руки, не знавшие покоя при жизни, опущены на колени. (Осетров.) Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар. (К. Паустовский.) Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед; по всем улицам пела капель звонкую песню весны. (К. Паустовский.) перечисление, равноправие

3) Работа с учебником. Упр.

4. Задание: Определить БСП (Встать):

1. Пока живешь, творить добро спеши.

2. Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.

3. Не рой другому яму – сам споткнешься.

4. Добро не купишь.

5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают.

6. Плод, полученный терпением, сахару подобен.

7. И у моря есть дно, и у терпения есть предел.

8. На дне терпения оседает золото.

9. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

6. Рефлексия

    Чему научились сегодня на уроке?

    Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

    Какое задание показалось трудным и почему?

7. Итог урока:

    Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

    Достигли ли вы их?

8. Домашнее задание.

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание. ___________________________________________

9. Выставление оценок.

Слайд 1

Бессоюзное сложное предложение

Слайд 2

Выясните, какие предложения простые, а какие сложные. Диктант с буквенным обозначением Искры полетели огненной метелью избы загорелись. Дубровский вышел из комнаты сел в коляску и поскакал. Тронутый преданностью старого кучера Дубровский замолчал. Пробудился воздух свежие ветерки взвихрились над тайгою. Валить на товарища собственную вину подлость в кубе. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.

Слайд 3

Проверка
Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою. Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
С-П-П-С-П-С

Слайд 4

Ель хороша только при сильном солнечном свете потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. Разд..ется выстрел а волк прод..лжает бежать. Тихо стоит еловый бор на пригорке и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя.

Слайд 5

Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина) Разд..ется выстрел, а волк прод..лжает бежать. (ССП, противопоставление) Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (ССП, одновременность действий) Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (ССП, последовательность действий) Вывод: В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.

Слайд 6

Ель хороша только при сильном солнечном свете: ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (БСП, причина) Разд..ется выстрел - волк прод..лжает бежать. (БСП, противопоставление) Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (БСП, одновременность действий) Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (БСП, последовательность действий) Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.

Слайд 7

; или,
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И. Тургенев)

Слайд 8

ПРОВЕРКА
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. Тургенев)

Слайд 9

Алгоритм выявления предложений с, и;
Разбить сложные предложения на простые. Определить смысловые отношения между ними
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОСТЬ
ДРУГИЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- или:
, или;
Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.

Бессоюзное сложное предложение Уроки в 9 классе Учитель Тетерина Л. Н. Сравните 2 предложения

  • Толстые сосульки свисавшие с крыш обтаивали на солнце и капли падая с них звонко ударяли о лёд пели песню весны.
  • Толстые сосульки свисавшие с крыш обтаивали на солнце капли падая с них звонко ударяли о лёд пели песню весны.
  • Найдите грамматические основы. Расставьте знаки препинания. В чём разница?
Проверьте
  • Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, пели песню весны.
  • Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, пели песню весны.
Какие предложения называются сложными бессоюзными? Бессоюзное сложное предложение - это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации Не сули журавля в небе -дай синицу в руки. Девочка плачет: потеряла мячик. Дождь закончился, туча отошла к лесу. Наступила зима; охотник, собрав всё необходимое, переселился в зимовьё. Знаки препинания Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях (на границе между частями нет ни союзов, ни союзных слов) , что отражается и в постановке знаков препинания. В бессоюзном сложном предложении ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Теория & 216 1. Читаем параграф (п. 1.) 2. Приведите примеры сложных бессоюзных предложений. 3.Запишем два из них. 4 .Составим схему. Какое утверждение является неверным? А) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией Б) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений В) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложений не зависят от характера смысловых отношений между его частями Запятая в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному. (По М.Ю.Лермонтову) 2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие- то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.) Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван. (Ф.М.Достоевский) 3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита. (М.Е.Салтыков-Щедрин) Объясните постановку знаков препинания. Теплым ветром потянуло, смолк далекий гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул. (А.Фет) Простое, перечисление событий Ночь была лунная, душная; белые стены замоскворецких домов, вид тяжелых ворот, тишина и черные тени производили в общем впечатление какой-то крепости. (По А.П.Чехову) Каждая часть предложения осложнена. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
    • Двоеточие в БСП выполняет свою обычную функцию – разъяснительно – пояснительную.
Двоеточие ставится: 1.2 часть раскрывает содержание 1 части (а именно) Я увидел занятную картину: два человека били друг друга шапками. 2. Во 2 части есть дополнение (союз ЧТО) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь 3. 2 часть указывает на причину 1 части (потому что): 3. 2 часть указывает на причину 1 части (потому что): Всю дорогу молчали: говорить было не о чем. 4. Между предложениями можно поставить слова «и увидел», «и услышал». Я взглянул на него: глаза его были печальны. Объясните постановку двоеточия Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его плеча. Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Было жарко: топилась печь. Расставьте знаки препинания Замолкли звуки чудных песен не раздаваться им опять приют певца угрюм и тесен и на устах его печать. Разница между умным и глупым в одном первый всегда подумает и редко скажет второй всегда скажет и никогда не подумает. Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил в бесконечность. Тире в бессоюзном сложном предложении 1. Между 1 и 2 частью – быстрая смена событий. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 2. 1 и 2 части резко противопоставляются. Косили версту – выкосили грош. 3. 2 часть является выводом из 1 части. Денег у него много – как не занять? 4.2 часть указывает на условие или причину совершения действия 1 части. 4.2 часть указывает на условие или причину совершения действия 1 части. Любишь кататься – люби и саночки возить. Уже семь – пора вставать. 5. 1 часть указывает на время совершения 1 части. Пашню пашут – руками не машут. 6. Одна часть содержит сравнение с другой. Молвит слово – соловей поёт. Основное – для тире Время – когда? Условие – при каком условии? Противопоставление - А - Вывод – ну и что из этого следует? Объясните постановку тире Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце. На дворе стоял мороз – в доме было тепло. Не поклонишься до земли – грибка не поднимешь. Улетают птицы – уходит лето. Объясните постановку знаков препинания
  • За столом и на скамейках сидели приезжие якуты; на столах стояли чашки с водкой; кое – где перемещались кучки играющих в карты.
  • Макар ясно видел острые уши лисицы; ее пушистый хвост вилял из стороны в сторону, как будто заманивая Макара в чащу.
  • Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета: широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою леща.
  • Поп Иван и не обижался; ему требовалось одно: всякий раз надо было поставить бутылку водки.
Объясните постановку знаков препинания 5. Только в трех местах тихо мерцали расплывчатые фосфорические пятна - снаружи сквозь оконные льдины тускло заглядывал в юрту мертвящий якутский мороз. 6. Еду к вашим воротам и думаю: неужто не пустит меня ночевать. 7. Из глубины души уже подымались в нем призывы тайги, его манила уже от серых будней безвестная, заманчивая и обманчивая даль. Проверьте
  • Перечисление событий
  • Второе предложение осложнено
  • Пояснение
  • Пояснение
5. Вывод 6. Пояснение 7. Перечисление событий Расставьте недостающие знаки препинания. (Письменно)
  • Пламя осветило его лицо глаза глядели тускло.
  • Перестал слушаться жизнь моя кончилась.
  • У него была задняя мысль выведать кое – что от старого попика.
  • Макар удивился при виде этой бешеной скачки как мог он пеший догнать конного татарина.
  • И потом туманы заколыхались золотые воины наклонились долу.

Проверь себя

Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)

  • Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)
  • Перестал слушаться - жизнь моя кончилась. (следствие)
  • У него была задняя мысль: выведать кое – что от старого попика. (а именно)
  • Макар удивился при виде этой бешеной скачки: как мог он, пеший, догнать конного татарина. (пояснение)
  • И потом туманы заколыхались, золотые воины наклонились долу.
Допишите, образуя БСП: А) Нас охватило чувство страха … (причина) Б) Я давно написал другу письмо … (противопоставление) В) Раздался удар грома … (быстрая смена событий) Перепишите сложные союзные предложения, перестроив их в бессоюзные. Расставьте знаки препинания А. Любите книгу, так как она открывает вам много интересного. Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил. В. Было решено, что на сборы выезжаем завтра. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги…, чтобы получились предложения следующих типов: А простое с однородными членами (без союзов) Б бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятую В бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой Укажите, почему стоит тире в БСП: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. А) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого Б) Предложения рисуют быструю смену событий В) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке. А) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. Б) Второе предложение поясняет первое, то есть раскрывает его содержание. В) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения. Домашнее задание 1.&216/ Упр. 170 2. Упр.179

Cлайд 1

БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, - М.:Дрофа, 2008 Составила учитель русского языка и литературы Корзунова Ж.В.

Cлайд 2

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры , . Перечисление фактов и Луна сияла, июльская ночь была тиха. […]; […]. Перечисление фактов и Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

Cлайд 3

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ДВОЕТОЧИЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры : [причина ]. потому что Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. : [пояснение ]. а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. : [дополнение]. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Cлайд 4

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - . противопоставление а Лето припасает – зима поедает. [время ] - . когда Кончил дело – гуляй смело. [условие] - . если Посеешь ветер – пожнешь бурю.

Cлайд 5

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - [вывод, следствие]. так что Дети стали большими – им надо серьезно учиться. - . Быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал. - [сравнение ]. как, словно, будто Скажет слово – соловей запоет.

Cлайд 6

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В одном предложении могут совмещаться разные значения: условия и времени; следствия и быстрой смены действия и т.д. Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова. (причина и следствие) На основе материалов к Н. В. Егоровой к учебнику «Русский язык. 9 кл.»

Cлайд 7

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения. Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.). Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев). Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев). Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин). Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).

Cлайд 8

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн). 7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин). 8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский). 9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин). 10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Cлайд 9

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов). 12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.). 13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский). 14. Придет вечер _ обо всем поговорим. 15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят! 16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.) Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Cлайд 10