Презентация на тему "нарушения норм литературного языка". Русский литературный язык


В современной лингвистыке термин «норма» понимается в двух значениях: во-первых, нормой называют общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), во-вторых, предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 3


Основные особенносты литературной нормы: - относительна я устойчивость и динамвичность - обработанность - распространенность - общеупотребительность - общеобязательность - соответствие традиции и возможностям языковой системы. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 4


В зависимосты от принадлежносты единиц к разным языковым уровням в литературном языке разлвичают следующие виды (тыпы) норм: орфоэпвические (произносительные), акцентологвические (нормы ударения), грамматвические (нормы морфологии и синтаксиса), лексвические. Первые два тыпа норм (орфоэпвические и акцентологвические) применимы только к устной форме речи. Специальными нормами письменной речи являются нормы орфографвические и пунктуационные. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 5


Императывные (т.е. строго обязательные) ¾ это такие нормы, нарушение которых расценивается как слабое владение русским языком (например, нарушение норм склонения, спряжения или принадлежносты к грамматвическому роду). Эты нормы не допускают вариантов (они не вариатывные), любые другие их реализации рассматриваются как неправильные: встретылся с Ваней (не с Ванем), звонят (не звонят), квартал (не квартал), моя мозоль (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью). НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 6


Диспозитывные (воспалительные, не строго обязательные) нормы допускают стылиствически разлвичающиеся или нейтральные варианты: иначе - иначе, гренки - гренки (разг.), мышление - мышление (устаревающее), вихриться - вихриться (допускимо), корвичневый - корвичневый, кусок сыра - кусок сыру, зачетна я книжка - зачетка, поехало трое студентов - поехали трое студентов. Оценки вариантов в этом случае не имеют категорвического (запретытельного) характера, они являются более "мягкими": "так сказать лучше или хуже, уместнее, стылиствически более оправданно". НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 7


Понятые динамвической нормы ввел в оборот Лев Ивановвич Скворцов. В плане культуры речи наиболее важными признаками нормы являются устойчивость и изменчивость. Литературный язык соединяет поколения людей, и поэтому его нормы, обеспечивающие преемственность культурно-речевых традиций, должны быть как можно более устойчивыми, стабильными. Если бы нормы не были устойчивыми, языкова я связь между поколениями была бы нарушена. Но устойчивость норм не абсолютна, а относительна. Норма, как и всё в языке, медленно, но непрерывно развивается, меняется, она имеет динамвический характер. Динамвическа я теория нормы 8


В последнее время лингвисты установили, что хронологвический «шаг» - период, в течение которого накапливаются существенные сдвиги в развитыи языка, составляет от до и более лет. Выявлены три тыпа эволюции: 1)высоко динамвический, или ускоренный, тып (лет); 2)умеренно-динамвический тып, который характеризуется более плавными сдвигами во времени (лет); 3)низко динамвический, или замедленный, тып эволюции, который характеризуется незначительным изменением состояния нормы (50 и более лет). НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 9


Примером ускоренного тыпа эволюции служит актывное вторжение иноязычной (преимущественно американской) лексики, наблюдающееся с по 1995 год. Именно в это десятылетые вошли в употребление такие слова, как бизнес- тур, боди-билдинг, дайджест, дилер, киллер, эксклюзив и мн.др. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 10


Примером умеренного тыпа эволюции могут служить изменения, произошедшие в норме употребления грамматвических форм, у которых на протяжении лет поменялось соотношение вариантов: норматывными стали не традиционные (характерные для языка 19 или начала 20 в.), а конкурирующие варианты. Так, например, в 3040-е годы происходило постепенное укоренение разговорных форм тыпа «Руководитель женской секции за явила», «Гроссмейстер делала нвичью за нвичьей») (вместо традиционного …за явил, делал – как о мужчине, так и о женщине), а к концу 60-х-началу 70-х гг. нова я норма уже упрочилась в литературном языке. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 11


Замедленный (низко динамвический тып) эволюции можно проиллюстрировать историей форм инфинитыва некоторых глаголов на -нуть. Так, на протяжении уже более двух веков (начина я с 19 века) употребляются две формы: достыгнуть – доствичь, застыгнуть заствичь, настыгнуть – наствичь, постыгнуть – поствичь. Несмотря на то, что в наше время в разговорной речи явно предпочитается более коротка я бессуффиксальна я форма (доствичь, поствичь и т.д.), в письменном литературном языке встречаются оба варианта. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 12


Изменения в языке влекут за собой появление вариантов некоторых норм. Вариантность (вариатывность) - фундаментальное свойство языковой системы (это явление характерно для всех уровней языка). Варианты (или дублеты) - это разновидносты одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но разлвичающиеся по форме. Иначе говоря, - это видоизменения одной и той же языковой единицы, котора я при всех изменениях остается сама собой. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 13


Классифицируются варианты в зависимосты от разных признаков. В каждый период развитыя языка существуют хронологвические варианты нормы: устаревающий (в словарях обычно помечается как допускимый: например, произношение сочетания чн как шн в словах буднвичный, десятыкопеечный), рекомендуемый (в словарях отмечается как основной и приводится первым) и новый (в словарях обычно сопровождается пометой «допускимо новое»: снег [сн] и допуск. новое [сн]). Классификация вариантов 14


В зависимосты от принадлежносты вариантов к разным уровням языка выделяют следующие их тыпы: 1) фонетвические варианты; в зависимосты от характера варьирующегося признака выделяют следующие их разновидносты: орфоэпвические варианты – агрессия – агрессия, дожди – дожди; акцентные – маркетынг – маркетынг; творог – творог; фонематвические – галоша, калоша, ноль – нуль; 2) грамматвические; в соответствии со структурой грамматыки разлвичают следующие виды грамматвических вариантов: словоизменительные (варианты словоизменительных форм): форм рода тыпа спазм – спазма, жираф –жирафа; падежных форм тыпа сыра – сыру, в отпуске – в отпуску; првичастных форм тыпа промёрзший – промёрзнувший и т.п.; словообразовательные: омвич – омчанин, стандартызовать – стандартызировать и т.п.; синтаксвические (варианты управления, согласования и примыкания): большинство стремилось – большинство стремились, нельзя купить спвичек – нельзя купить спвички, просьба предоставить убежище – просьба о предоставлении убежища; 3) лексвические (разновидносты одного и того же слова): злато – золото, посребрённый – посеребренный и т.п. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 15


Обычно выделяют стылиствически нейтральный, или литературный общеупотребительный, и стылиствически окрашенный (маркированный) варианты: 1) нейтральный и разговорный: занята и занята; творог и творог; кусок сыра – кусок сыру; столова я и столовка, зачетна я книжка – зачетка. 2) нейтральный и книжный: серебро и серебро (народнопоэтвический); красивее и краше. 3) нейтральный и профессиональный: добыча и добыча; компас и компас; жёлчь и желчь; разлив и розлив (в значении «переливание из больших сосудов в меньшие») – в данных парах вторые варианты употребляется только в профессиональной речи, например: продажа вина в розлив. Стылиствической дифференциации подвергается большинство вариантов, и лишь некоторые из них не разгранвичиваются стылиствически: иначе – иначе, скирд и скирда, ставень и ставня. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 16


Система норматывных помет в специальных (норматывных) словарях выглядит следующим образом: равноправные варианты обычно соединяются союзом и: волнам и волнам; горнвична я и горни[шн]а я. С точки зрения правильносты эты варианты одинаковы (равноправны). НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 17


Варианты норм, из которых один признается основным: а) помета «допускимо» (допуск.) / «допускимо разг.»: отдал и допуск. отдал, шер[ст ׳ ]ь и доп. шер[с ׳ т ׳ ]ь; сейчас [с ׳ вич ׳ ас] и допуск. разг. [час] Помета «допускимо» означает, что вариант, к которому она относится, менее предпочтытелен, хотя и не считается неправильным (используется обычно в разговорной речи). Основной вариант приводится первым; б) помета «допускимо устаревающее» (допуск. устар.): собрался и собрался, тыхий [х ׳ ий] и допуск. устар. ты[хай]. Помета указывает, что оцениваемый ею вариант в прошлом был основным, а теперь постепенно утрачивается (но он все еще реально употребляется хотя бы частью носителей языка). Рекомендуется употреблять первый (основной) вариант; в) помета допускимо новое (допуск.новое): ба[с ׳ е)эн и допуск.новое баэн, [з ׳ д ׳ ]решений и допуск. новое [зд ׳ ]решений. Эта помета характеризует вариант, правильный с точки зрения нормы, но имеющий оттенок новизны, недавно появившийся в языке и свойственный в первую очередь речи молодого поколения. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 18


Для указания этых (ненорматывных) вариантов вводятся так называемые запретытельные пометы: «неправильно» (неправ.) и «не рекомендуется» (не рек.). Например: национализм! неправ. национали[з ׳ ]м; будущее! неправ. будующее; бытые! не рек. бытыё. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 19


Стылиствическа я окраска слов (принадлежность к тому или иному функциональному стылю) зафиксирована в стылиствических пометах словарей, в которых перед толкованием лексвического значения слова в скобках дается его стылиствическа я характеристыка. Например: конфиденциальный (книжн.), конфигурация (спец.), конфузливый (разг.). У слова может быть две пометы, характеризующие его с точки зрения как функциональной, так и эмоционально-оценочной. Например: бездарь (разг., пренебр.), драндулет (разг., шутл.). НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 20


В разных словарях используются разлвичные системы стылиствических помет, но всегда есть функционально- стылиствические пометы «книжное» и «разговорное» (обычно также «специальное» и «официальное») и эмоционально-оценочные пометы: «неодобрительное», «ласкательное», «шутливое», «иронвическое» и «бранное». Пометой «просторечное» в словарях обычно обозначаются слова сниженные, выходящие за пределы собственно литературного языка: забулдыга, брехня, орать. Иногда словари определяют как просторечные слова, которые относятся к устной разговорной речи: валандаться, трудяга, губошлеп. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 21


Между вариантами происходит постоянна я борьба (конкуренция), их равноправие – обычно временное явление. В конечном итоге один из вариантов уступает место другому. Следует отметыть, что в процессе языкового развитыя число вариантов, по мнению большинства исследователей, заметно и непрерывно сокращается. Это происходит вследствие повышения всеобщей грамотносты населения, усиления влияния на культуру речи средств массовой информации и пропаганды, нормализаторской деятельносты языковедов, постоянной унификации в областы орфографии и орфоэпии, усиления книжных стылей языка - речи и т.п. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 22


С понятыем вариантность не следует смешивать понятые речева я ошибка. Первое явление (вариантность) связано с возможностью выбора вариантов, применяемых в разных ситуациях общения, второе (речева я ошибка) - с нарушениями норм. Еще несколько лет назад все отступления от нормы литературного языка (кроме орфографвических и пунктуационных) считались "стылиствическими ошибками", без всякой дальнейшей их дифференциации. Така я практыка была признана порочной. Ошибки стали дифференцировать в зависимосты от того, на каком речевом уровне они допущены. Понятые речевой ошибки 23


Большинство исследователей выделяют речевые ошибки на фонетвическом, лексвическом и грамматвическом уровнях (с дальнейшей их дифференциацией, например, "ошибка в произношении согласных звуков", "смешение паронимов", "контаминация", "ошибки в склонении числительных" и т.д.). НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 24


Собственно "стылиствическими" считаются такие ошибки, которые связаны с нарушением требования единства стыля (одностыльносты), т.е. стылиствические ошибки в настоящее время рассматриваются как разновидность речевых: Туристы жили в палатках, к у ш а т ь варили на костре; Настя с б е с и л а с ь, а Актер повесился; В начале романа мы видим Павла обыкновенным рабочим парнем, который увлекается г у л я н к а м и; О т в е т с т в е н н о с т ь за младшего братышку была в о з л о ж е н а на меня. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 25



Слайд 2

«Язык-первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его».(А. Генис.) «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький.) «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». (Н. Карамзин.) -Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

Слайд 3

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Прочитайте словосочетания. (Один ученик читает, остальные следят за произношением. Находят и исправляют неточности в речи).

Слайд 4

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Проверь себя!

Слайд 5

I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ Тестовое задание.

Слайд 6

I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ Проверь себя!

Слайд 7

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Луна Вечер Сияние звезд Волшебное настроение Мечта Какие ассоциации возникают при прочтении этих слов? Попробуйте «создать картину происходящего».

Слайд 8

I. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо» ? 1) кураж 3) ажиотаж 2) мираж 4) антураж II. Какое из перечисленных слов имеет значение «специалист, занимающийся постановкой балетных танцев»? 1) дирижёр З) этнограф 2) хореограф 4) концертмейстер III. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира? 1) мифология З) этнография 2) фольклор 4) библиография IV. Значение какого слова определено неверно? 1) ДЕМОНСТРИРОВАТЬ - выйти на демонстрацию 2) ПОПУЛЯРНЫЙ - известный, признанный 3) ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ - представитель власти по делам печати 4) ПРИВАТИЗАЦИЯ - передача собственности в частные руки Тестовое задание.

Слайд 9

V..Значение какого слова определено неверно? 1) ФИЛИАЛ - часть какого-то предприятия учреждения 2) ТРИЛЛИОН - число, изображаемое единицей с 12 нулями 3) СТАЖЁР - ЛИЦО,проходящее испытательный срок 4) СУВЕНИР - подарок к дню рождения VI. . В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ? 1) Это были сестры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались. 2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины. 3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям. 4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод. VII.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. З) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Слайд 10

Проверь себя!

Слайд 11

Тропинка ………. куст боярышника, и лес сразу ………в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, ……. дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату ………..во всей силе. Его нижние ветви шатром …….. над поляной. Снег……… в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не ………, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. Перед вами отрывок из текста Ю. Нагибина «Зимний дуб».попробуйте восстановить его, вставив глаголы.

Слайд 12

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снегбился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Сравни свой текст с исходным

Слайд 13

1. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) более красивый 2) день именин З) менее семьдесят пяти рублей 4) поезжайте завтра 2. Найдите ошибку в образовании формы слова. 1) более моложе 2) лягте З) без золотых погон 4) в двухстах шагах 3. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) больше пятьдесят рублей 2) их дети З) пять блюдец 4) лягте на диван 4. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) прочитая рассказ 2) менее значительный З) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Слайд 14

5. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) семьюдесятью способами 2) сто тонн З) пробежи сто метров 4) интереснее всех 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) вкусные торта 2) в аэропорту З) моложе брата 4) в трехстах метрах 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет З) трое братьев 4) у новых туфлей

Слайд 15

Проверь себя!

Слайд 16

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Путешествуя на велосипеде, 1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость. З) вы получаете большое удовольствие. 4) у меня сломалась фара. 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. 2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чемне сравнимое блаженство. З) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре. Синтаксические нормы.

Слайд 17

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

Слайд 18

Проверь себя!

Слайд 19

1.Подобрать тексты, где можно нарушить орфоэпические нормы русского языка. 2.Составить свой текст, используя слова: море дом, с заколоченными окнами опушка, покрытая цветами огонек 3.Составить тесты

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОРБУНОВА Елена Викторовна, учитель русского языка НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда

Понятие культуры речи Что такое «культура речи»? умение четко, ясно, грамотно выражать свои мысли, способность воздействовать на слушателей; как особая лингвистическая дисциплина это такое качество речи, которое обеспечивает максимально эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм.

Понятие культуры речи КУЛЬТУРА РЕЧИ Языковой компонент Коммуникативный компонент Этический компонент Языковые нормы (орфографические и др.) Коммуникативные нормы (соблюдение требований точности, понятности, чистоты речи, владение стилями речи) Этикет делового письма, этикет устного общения

Понятие нормы языка Языковая норма – основной признак литературного языка. Под нормой понимается совокупность правил употребления слов, их грамматических форм, правил произношения, словообразования, действующих в данный период литературного языка; правила словоупотребления.

Виды языковых норм Акцентологические (ударение) Орфоэпические (произношение звуков и их сочетаний) Лексические (правильный выбор слов с учетом их значений) Фразеологические (правильное употребление устойчивых сочетаний) Словообразовательные (образование слов и их строение)

Виды языковых норм Орфографические Пунктуационные Грамматические (правила использования морфологических форм разных частей речи) Синтаксические (правила связи слов в предложении и словосочетании) Стилистические (стилевая принадлежность языковых элементов)

Орфоэпические нормы В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) послалА в магазин 2) давнИшний 3) крЕмень 4) кОрмящий 1) недУг 2) согнУтый 3) врУчит медаль 4) сливОвый 1) дОбела 2) ерЕтик 3) откупОрил 4) нАчатый 1) нАчавшийся 2) позвАла гостей 3) газопрОвод 4) дОверху

Лексические нормы Лексическое значение какого слова сформулировано неверно? Штурман – специалист по вождению кораблей, самолетов. 2) Сувенир – подарок ко дню рождения. 3) Актуальный – очень важный, злободневный. 4) Дезинформировать – сообщать искаженные или ложные сведения.

Лексические нормы Какое слово имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»? Образцовый 2) Абсолютный 3) Идеальный 4) Безупречный

Фразеологические нормы Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи»? Своя голова на плечах 2) Своими словами передать 3) Своими глазами увидеть 4) Своими руками сделать

Словообразовательные нормы В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ? Заглохший, залежь, законный 2) Загородный, задушевность, закатиться 3) Заземленный, замшевый, заикаться 4) Заквасить, занозить, закадычный

Орфографические нормы В каком ряду во всех словах пишется буква А? К_лейдоскоп, мет_морфоза, эвк_липт, ам_ральный Ст_тистика, эт_жерка, льтр_мариновый, п_стамент К_раван, к_нцерт, п_нтомима, ф_милия П_радокс, тр_мплин, г_рмония, ш_мпиньон

Орфографические нормы В каком ряду во всех словах пишется НН? Освобожде __ ая деревня, бракова __ ый товар, ружье заряже_о Линова__ ая тетрадь, моще__ ая дорога, змеи__ ый яд Дрессирова __ ые собаки, глиня __ ый горшок, игрушки разброса__ы Бронирова __ ый автомобиль, рискова __ ый поступок, соломе__ ая шляпка

Пунктуационные нормы В каком предложении не надо ставить тире? Чтение вот лучшее учение. Гений это терпение. Его жизнь как легенда. Жить Родине служить.

Пунктуационные нормы В каком предложении нет вводных конструкций? Человеку нужно наверное узнать все прелести цивилизации чтобы прийти к такому пониманию счастья. Впрочем наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах. Земля казалось во много раз увеличила силу своего притяжения. С одной стороны безмолвствовали горы с другой стороны шумело море.

Грамматические нормы Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1)лягте на землю 2) килограмм вафлей 3) пятисот семидесяти шести рецензий 4) страннейший случай 1) веселее всех 2) пять блюдец 3) поезжай к князю 4) пятидесятью пятью способами 1) двести килограммов 2) день именин 3) более твердо 4) с пятидесятью солдатами 1) жгет дрова 2) в трехстах шагах 3) более красивое представление 4) килограмм макарон

Грамматические нормы Выберите грамматически правильное продолжение предложения Прочитав статью профессора, 1) у нас возникло много вопросов относительно посылок теории. 2) оригинальность и простота концепции вызвали у Станислава восторг. 3) у Натальи появилось желание лично обсудить с автором некоторые аспекты его работы. 4) я был поражен смелостью высказанной идеи до глубины души.

Грамматические нормы Найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушение синтаксической нормы) 1) В романе-эпопее «Война и мир» немало батальных сцен. 2) Те из нас, кто катался в этот холодный зимний день на лыжах, обморозили лицо и руки. 3) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор - это знаменательное событие для команды. 4) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, живших в двадцатом веке.

Стилистические нормы Определите стиль текста, назовите слова, которые можно заменить более соответствующими данному стилю В организме человека насчитывается около 200 типов всяких клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, сначала обработав специальными растворами, которые, сохраняя строение клетки, делают ее проницаемой для красителя.

Функции норм функция защиты языка (нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность, защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия) функция отражения истории языка (нормы отражают то, что сложилось в языке исторически)