Об ужасах афганской войны: история участника событий . Советские солдаты — мученики Афганистана (4 фото) Что делали с пленными в афгане

Любая война страшна и многогранна. В ней - жуткий сплав, который вместил в себя героизм и предательство, мужество и трусость, победы и поражения. А еще боль, кровь и страдания. Советские солдаты в Афганистане предпочитали смерть плену. Вот почему у многих воинов была в запасе граната для себя - на крайний случай.

Вслух об ужасах войны

Воспоминания об увиденном и пережитом, о ребятах, отдавших свои жизни в Афгане, до сих пор не отпускают уже поседевших ветеранов. Большинство из них в составе ограниченного контингента молодыми мальчишками попали на афганскую землю. И там впервые они увидели настоящее лицо войны.

«Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в бою», - слова из песни времен Великой Отечественной знали, наверное, все. Но была и другая участь у солдата, когда по разным причинам он оказывался в плену:

  1. Самый страшный вариант - это жестокие пытки и истязания. Казнить в этом случае душманы не торопились. Свидетельства очевидцев об этом говорят честно и сдержанно, без деталей.
  2. Если повезло, шурави (так местные называли советских воинов) могли показательно обменять - вот мол, и моджахеды бывают гуманистами. Но таких случаев было мало.

Гораздо чаще предпринимались попытки сломить волю пленника, заставить отречься от Родины, присяги, семьи и веры. И чтобы «повязать кровью», требовали убивать таких же пленных, советских. Такова была плата за сохранение жизни.

Не все соглашались становиться палачами для своих. Тогда для них душманы устраивали изощренные пытки и издевательства.

По убеждениям афганских моджахедов враг должен мучиться, желательно долго. Это воспринималось как залог пропуска мусульманина после смерти в рай.

Но показательные казни, осуществленные с жестокостью средневековых инквизиторов, служили и для других целей:

  • деморализации противника;
  • устрашения остальных пленных;
  • демонстрации собственного могущества перед местным мирным населением.

Нередко в глумлении над ранеными, попавшими в плен, участвовали не только моджахеды, но и женщины и даже подростки. Очевидцы рассказывали об отпиленных конечностях, отрезанных ушах, выколотых глазах, вспоротых животах… Тогда живые могли завидовать погибшим в бою.

Летчиков душманы привязывали на солнцепеке и разрезали брюшную стенку. Смерть была избавлением от страшных мучений, но приходила она нескоро.

«Красный тюльпан» и бузкаши

Особенно жестокой была казнь, которую по иезуитской логике назвали «красным тюльпаном». Накачанную наркотиками до беспамятства жертву подвешивали за руки и заворачивали кожу кверху, предварительно надрезав ее. Потом этот вывернутый кожаный «чулок» связывали над головой несчастного. Едва действие наркотика ослабевало, человек от болевого шока лишался рассудка и умирал в страшных мучениях.

Радикальные исламисты не видели ничего предосудительного в таком жестоком обращении с пленными. Моджахеды вполне могли устроить себе и другое развлечение: игру под названием «бузкаши». Она в какой-то мере напоминает европейское поло, но участники стараются отобрать у соперника тушу барана.

Только вот в роли трофея было не животное, а живой пленник. К концу дьявольской потехи жертва погибала. Отрубленная голова неверного также могла быть использована как мяч.

Афганская война забрала тысячи жизней молодых бойцов и оставила кровоточащие раны в сердцах их близких. Она навсегда изменила тех, кто выжил, наполнив души горькой памятью о погибших побратимах и болью, которая не проходит.

Из родного дома они уходили мальчишками. На войне - стали мужчинами. Погибшие воины-интернационалисты навсегда остались молодыми . И вечно будут жить в таком коротком и обжигающем слове «память».

МАЛО кто вспоминает сейчас, что не все советские солдаты в феврале 1989-го перешли пограничный мост в узбекском Термезе. 300 наших ребят, занесенных в списки «пропавших без вести» (а на самом деле взятых в плен афганскими моджахедами), так и остались по ту сторону границы, в чужой стране. Сегодня они воюют. Там же… ЧЕТЫРНАДЦАТЬ лет назад наши войска покинули Афганистан — страну, стоившую нам почти 15 000 цинковых гробов, отправленных в наши города и деревни. ВЫЦВЕТШАЯ на палящем солнце форма, пробитые пулями фуражки, военно-полевые песни под гитару про то, как за «звездой пятиконечной следит басмач», инвалиды в креслах-каталках промелькнули и ушли с телеэкранов — мы попытались выбросить из памяти эту войну. Это нам удалось: мало кто вспоминает сейчас, что не все советские солдаты в феврале 1989-го перешли пограничный мост в узбекском Термезе. 300 наших ребят, занесенных в списки «пропавших без вести» (а на самом деле взятых в плен афганскими моджахедами), так и остались по ту сторону границы, в чужой стране...

Святой Леха: — МЫ по глупости в плен попали. — Аманулла по афганской привычке ест плов руками, с усмешкой наблюдая, как я с трудом ловлю рис вилкой. — Отмечали день рождения командира роты, пошли с приятелем пьяные ночью в кишлак еще самогона купить, даже автоматы не взяли. Чем-то по голове нам в темноте дали, очнулся уже у душманов. Приятеля так больше и не видел. В плену было тяжело. Часто избивали в кровь, кормили через день, куски тухлятины и заплесневелого хлеба кидали на землю. К тем, кто принимал ислам, относились получше. Промучившись полгода, Сергей решил сменить веру. Так он стал Амануллой. — Знаешь, я сначала сделал это просто, чтобы со мной не обращались как с собакой. А потом стал читать Коран — и правда поверил. Алкоголь уже много лет в рот не беру — и не тянет. Это страшный грех. Если бы я не пил, то и в плен бы не попал: вот так мне Аллах и показал мои ошибки. Все ли ислам принимали? По-разному было. У нас один парень в лагере, Лехой звали, наотрез отказался в мусульманство перейти: ему крестик мама перед армией надела. Замучили его, забили насмерть. Так никто об этом и не узнает, что он за веру смерть принял.

А ведь если правильно рассудить, Леха же святой.

Из досье

Когда американские спецслужбы консультировались с российскими перед началом операции в Афганистане (американцы тогда готовились к большим потерям), как вести себя в афганском плену, им дали совет — не противиться принятию ислама. Все живущие ныне в Афгане советские пленные сменили не только Родину, но и фамилию. Так, например, Валерий Кусков из Украины получил имя Мохаммед Юсуф Хан (сейчас он, по некоторым сведениям, находится в Пакистане), а Виталий Виртанов из Владивостока — Саид Омар. Из четверых украинцев, вызволенных из афганского плена, один, Николай Выродов, вернулся в Афганистан, заявив, что не может «жить среди неверных».

Русские сбили самолет США

В АФГАНИСТАНЕ не затихала гражданская война, и бывшие советские пленные тоже приняли в ней участие. Многие оказались по разные стороны фронта. Например, один из телохранителей покойного лидера Северного альянса Ахмад-шах Масуда был родом из Новосибирска, а на стороне талибов воевали два советских летчика, летавших на МиГах. Кстати, как утверждает Сергей, один из этих пилотов сбил американский беспилотный самолет «Предатор» — единственное летное средство США, уничтоженное во время афганской кампании 2001 года.

Из досье

Как предполагают в Комитете по делам ветеранов Украины, некоторые советские пленные активно сражались на стороне Северного альянса против талибов, причем в качестве полевых командиров. По другим сведениям, отряд, первым вошедший в Кабул в ноябре 2001 года, находился под командованием бывшего советского пленного из Казани. Кроме того, в пакистанской прессе проходили неподтвержденные сообщения, что группой боевиков-талибов, сбившей весной 2002-го два американских вертолета «Чинук» в провинции Пактия и вырезавшей десяток солдат США, руководил бывший советский спецназовец, захваченный в плен и принявший ислам.

— Вообще нет ничего удивительного в том, что кто-то из наших против американцев сражался, — говорит Сергей. — Мы же все в советское время в плен попали, а нас до этого учили: США — наш враг. Но, наверное, шурави в Афганистане осталось человек пятнадцать, если не меньше. Еще при талибах нам тяжело жилось, могли убить, если бы узнали, что ты русский.

Когда я вновь спросил Сергея, не хочет ли он все-таки вернуться в Россию, тот посмотрел на меня, как на идиота. Он попал в плен в возрасте 20 лет, сейчас ему под 40, и большая часть его сознательной жизни прошла в Афганистане. Он свободно говорит на местных языках пушту и дари, забыл вкус свинины и не пьет водку, каждую пятницу ходит в мечеть и скорее чувствует себя афганцем, чем русским. На предложение передать письмо матери никак не реагирует: «Зачем ее тревожить? Пусть помрет спокойно». По березкам тоже не скучает. Единственное, о чем спросил: существует ли еще группа «Машина времени»? А получив утвердительный ответ, удовлетворенно кивнул: «Слава Аллаху».

Этот разговор состоялся два года назад. Приехав недавно в Пакистан, я снова связался с Амануллой через знакомых. Он пришел на встречу, хотя и очень неохотно. Встреча длилась всего несколько минут, и на этот раз Сергей явно тяготился моим обществом — второй раз на разговор с журналистом из Москвы он никак не рассчитывал.

— Я уже жалею, что к тебе тогда подошел. Думал, как в поезде со случайным попутчиком, — выговоримся оба и расстанемся. Не хочу я возвращаться, ты пойми, и имя свое настоящее тебе давать не хочу. Нас ищут, приезжают из каких-то комитетов, но никто не спросил нас самих, хотим ли мы вернуться домой. Слишком много времени уже прошло. Раньше надо было нас искать и вызволять, раньше. Теперь уже поздно.

В списках пропавших без вести на жестокой афганской войне на данный момент числится 288 фамилий. В годовщину вывода войск был повод вспомнить этих людей и попросить у них прощения: у мертвых и у живых. Просто за то, что не смогли их вызволить вовремя.

Георгий ЗОТОВ, Исламабад - Москва

Фото Владимира СВАРЦЕВИЧА

Тема афганского плена очень болезненна для многих граждан нашей страны и других государств на постсоветском пространстве. Ведь она касается не только тех советских солдат, офицеров, гражданских служащих, кому не посчастливилось побывать в плену, но и родственников, друзей, близких, сослуживцев. Между тем сейчас о пленных солдатах в Афганистане говорят все меньше. Это понятно: почти тридцать лет прошло со времени вывода советских войск из ДРА, почти пятьдесят лет - самым молодым воинам-интернационалистам. Время проходит, но не стирает старые раны.

Только по официальным данным в плен к афганским моджахедам в 1979-1989 гг. попали 330 советских военнослужащих. Но эти цифры, скорее всего, выше. Ведь по официальным данным пропали без вести в Афганистане 417 советских военнослужащих. Плен для них был настоящим адом. Афганские моджахеды никогда не соблюдали и не стали бы соблюдать международных правил содержания военнопленных. Практически все советские солдаты и офицеры, побывавшие в афганском плену, рассказывали о чудовищных издевательствах, которым их подвергали душманы. Многие погибали страшной смертью, кто-то не выдерживал пыток и переходил на сторону моджахедов, перед этим переходя в другую веру.

Значительная часть лагерей моджахедов, в которых содержали советских военнопленных, находилась на территории соседнего Пакистана - в его Северо-западной пограничной провинции, которую исторически населяют пуштунские племена, родственные пуштунам Афганистана. О том, что Пакистан оказывал в ту войну военную, организационную, финансовую поддержку афганским моджахедам, хорошо известно. Поскольку Пакистан был главным стратегическим партнером США в регионе, руками пакистанских спецслужб и пакистанских спецподразделений действовало Центральное разведывательное управление США. Была разработана соответствующая операция «Циклон», предусматривавшая щедрое финансирование военных программ Пакистана, оказание ему экономической помощи, выделение средств и предоставление организационных возможностей для вербовки моджахедов в исламских странах, Пакистанская межведомственная разведка ISI играла главную роль в вербовке и обучении моджахедов, которые затем переправлялись в Афганистан - в состав отрядов, сражавшихся против правительственных войск и советской армии. Но если военная помощь моджахедам вполне укладывалась в противостояние «двух миров» - капиталистического и социалистического, аналогичная помощь оказывалась США и их союзниками антикоммунистическим силам в Индокитае, в африканских государствах, то размещение советских военнопленных в лагерях моджахедов на территории Пакистана уже немного выходило за грани дозволенного.

Генерал Мухаммед Зия-уль-Хак, начальник штаба пакистанских сухопутных войск, пришел к власти в стране в 1977 году в результате военного переворота, свергнув Зульфикара Али Бхутто. Через два года Бхутто казнили. Зия уль-Хак сразу же пошел на ухудшение отношений с Советским Союзом, особенно после того, как в 1979 году советские войска вошли на территорию Афганистана. Однако дипломатические отношения между двумя государствами так и не были разорваны, несмотря на то, что в Пакистане содержались советские граждане, которых подвергали пыткам и зверски убивали. Пакистанские разведчики занимались транспортировкой и боеприпасов моджахедам, тренировали их в учебных лагерях на территории Пакистана. По мнению многих исследователей, без прямой поддержки Пакистана движение моджахедов в Афганистане было бы обречено на скорый провал.

Конечно, в том, что советские граждане содержались на территории Пакистана, была определенная доля вины и советского руководства, которое к этому времени становилось все более умеренным и трусливым, не желало максимально жестко поставить вопрос о пленных на территории Пакистана и в случае отказа пакистанского руководства прикрыть лагеря принять самые суровые меры. В ноябре 1982 года, несмотря на непростые отношения между двумя странами, Зия уль-Хак прибыл в Москву на похороны Леонида Ильича Брежнева. Здесь он провел встречу с влиятельнейшими советскими политиками - Юрием Владимировичем Андроповым и Андреем Андреевичем Громыко. Оба «монстра» советской политики, между тем, так и не смогли полноценно надавить на Зия уль-Хака и вынудить его хотя бы сократить объемы и характер помощи афганским моджахедам. Пакистан так и не изменил свою позицию, а довольный Зия уль-Хак спокойно улетел на родину.

О том, что происходило в лагерях, где содержались военнопленные, очень наглядно свидетельствуют многочисленные источники - это и воспоминания тех, кому посчастливилось выжить и вернуться на родину, и мемуары советских военачальников, и работы западных журналистов и историков. Например, в начале войны у взлетно-посадочной полосы авиабазы Баграм в окрестностях Кабула, как пишет американский журналист Джордж Крайл, советский часовой обнаружил пять джутовых мешков. Когда он ткнул в один из них, то увидел выступившую кровь. Сначала подумали, что в мешках могут быть мины-ловушки. Вызвали саперов, но они обнаружили там ужасную находку - в каждом мешке находился советский солдат, завернутый в собственную кожу.

«Красный тюльпан» - так называлась самая изуверская и знаменитая казнь, применявшаяся афганскими моджахедами по отношению к «шурави». Сначала пленника вводили в состояние наркотического опьянения, а затем подрезали кожу вокруг всего тела и заворачивалась вверх. Когда прекращалось действие наркотика, несчастный испытывал сильнейший болевой шок, в результате чего сходил с ума и медленно умирал.

В 1983 году, немногим после того, как улыбающиеся советские лидеры проводили в аэропорту улетавшего на родину Зия уль-Хака, в селении Бадабер, что на территории Пакистана, в 10 км к югу от города Пешавар, был оборудован лагерь афганских беженцев. Такие лагеря очень удобно использовать для организации на их базе других лагерей - учебно-тренировочных, для боевиков и террористов. Так и произошло в Бадабере. Здесь обосновался «Центр подготовки боевиков имени Халида ибн Валида», в котором моджахедов тренировали инструкторы американского, пакистанского и египетского спецназа. Лагерь размещался на внушительной площади в 500 гектаров, причем боевики, как всегда, прикрывались беженцами - мол, здесь живут женщины и дети, бежавшие от «советских оккупантов». На самом деле, в лагере регулярно тренировались будущие бойцы формирований Исламского общества Афганистана, которое возглавлял Бурхануддин Раббани. С 1983 года лагерь в Бадабере стали использовать и для содержания попавших в плен военнослужащих Вооруженных сил Демократической Республики Афганистан, Царандоя (афганской милиции), а также советских солдат, офицеров и гражданских служащих, оказавшихся в плену у моджахедов. На протяжении 1983 и 1984 гг. в лагерь свозили пленных, которых помещали в зинданы. Всего здесь содержалось не менее 40 афганских и 14 советских военнопленных, хотя эти цифры, опять же, весьма приблизительны и могут быть куда большими. В Бадабере, как и в других лагерях, военнопленных подвергали жестоким издевательствам.

Одновременно моджахеды предлагали советским военнопленным принять ислам, обещая, что тогда издевательства прекратятся и их освободят. В конце концов, у нескольких военнопленных созрел план побега. Для них, находившихся здесь уже третий год, это было вполне понятное решение - условия содержания были невыносимыми и лучше было погибнуть в схватке с охранниками, чем и дальше каждый день подвергаться пыткам и издевательствам. До сих пор о событиях в лагере Бадабер известно достаточно мало, но обычно организатором восстания называют Виктора Васильевича Духовченко 1954 года рождения. Тогда ему был 31 год. Уроженец Запорожской области Украины, Виктор Духовченко работал мотористом 573-го склада материально-технического снабжения в Баграме, а в плен попал 1 января 1985 года в провинции Парван. Его захватили боевики из группы Мослави Садаши и отвезли в Бадабер. Возглавил восстание 29-летний Николай Иванович Шевченко (на фото) - тоже вольнонаемный гражданский специалист, служивший водителем в 5-й гвардейской мотострелковой дивизии.

26 апреля 1985 года в 21:00 охрана лагеря Бадабер собралась на проведение вечерней молитвы на плацу. В это время несколько самых отважных пленников «убрали» двух часовых, один из которых стоял на вышке, а другой - у склада вооружения, после чего освободили остальных военнопленных и вооружились имевшимся на складе оружием. В руках восставших оказались миномет, гранатометы РПГ. Уже в 23:00 началась операция по подавлению восстания, которой руководил лично Бурхануддин Раббани. На помощь охранникам лагеря - афганским моджахедам прибыли подразделения пакистанской пограничной милиции и регулярной пакистанской армии с бронетехникой и артиллерией. Уже позже стало известно, что непосредственное участие в подавлении восстания принимали артиллерийские и бронетанковые подразделения 11-го армейского корпуса пакистанской армии, а также вертолетное звено ВВС Пакистана.

Советские военнопленные отказались сдаться и потребовали организовать встречу с представителями советского или афганского посольств в Пакистане, а также вызвать Красный Крест. Бурхануддин Раббани, не желавший международной огласки существования концлагеря на пакистанской территории, приказал начать штурм. Однако за всю ночь моджахеды и пакистанские солдаты так и не смогли взять штурмом склад, где укрепились военнопленные. Более того, от выстрела из гранатомета, произведенного восставшими, чуть не погиб сам Раббани. В 8:00 утра 27 апреля пакистанская тяжелая артиллерия начала обстрел лагеря, после чего склад вооружения и боеприпасов взорвался. Во время взрыва погибли все пленные и охранники, которые находились внутри склада. Троих тяжелораненых пленных добили, взорвав их ручными гранатами. Советская сторона позже сообщала о гибели 120 афганских моджахедов, 6 американских советников, 28 офицеров пакистанских войск и 13 представителей пакистанской администрации. Военная база «Бадабер» была полностью уничтожена, из-за чего моджахеды потеряли 40 артиллерийских орудий, минометов и пулеметов, около 2 тыс. ракет и снарядов, 3 установки РСЗО «Град».

До 1991 года власти Пакистана полностью отрицали сам факт не только восстания, но и содержания в Бадабере советских военнопленных. Однако советское руководство информацию о восстании, разумеется, имело. Но, что было уже характерно для позднесоветского периода, проявило привычную травоядность. 11 мая 1985 года посол СССР в Пакистане вручил президенту Зия-уль-Хаку ноту протеста, в которой вся вина за произошедшее возлагалась на Пакистан. И все. Ни ракетных ударов по пакистанским военным объектам, ни даже разрыва дипломатических отношений. Так руководители Советского Союза, высокопоставленные советские военачальники проглотили жестокое подавление восстания, как и сам факт существования концлагеря, где содержались советские люди. Рядовые советские граждане оказались героями, а руководители… промолчим.

В 1992 году прямой организатор и лагеря Бадабер, и расправы над советскими военнопленными Бурхануддин Раббани стал президентом Афганистана. Этот пост он занимал долгих девять лет, до 2001 года. Он стал одним из богатейших людей Афганистана и всего Среднего Востока, контролируя несколько направлений поставок контрабандных и запрещенных товаров из Афганистана в Иран и Пакистан и далее по всему миру. Ответственность за события в Бадабере, как и за другие действия во время войны в Афганистане он, как и многие его ближайшие соратники, так и не понес. С ним встречались высокопоставленные российские политики, государственные деятели других стран постсоветского пространства, уроженцы которых погибли в лагере Бадабер. Что делать - политика. Правда, в конце концов, и Раббани умер не своей смертью. 20 сентября 2011 года влиятельный политик погиб в собственном доме в Кабуле в результате взрыва бомбы, которую пронес террорист-смертник в собственном тюрбане. Как взорвались в 1985 году советские военнопленные в Бадабере, так взорвался и сам Раббани спустя 26 лет в Кабуле.

Восстание в Бадабере - это уникальный пример мужества советских воинов. Однако о нем стало известно лишь благодаря его масштабу и последствиям в виде взрыва склада с боеприпасами и самого лагеря. Но сколько еще могло быть маленьких восстаний? Попыток бегства, во время которых в схватке с противником погибали бесстрашные советские воины?

Даже после того, как советские войска в 1989 году были выведены из Афганистана, на территории этой страны находилось значительное количество попавших в плен воинов-интернационалистов. В 1992 году был создан Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств СНГ. Его представителями были найдены живыми 29 советских солдат, считавшихся пропавшими без вести на территории Афганистана. Из них 22 человека вернулись на родину, а 7 человек остались жить в Афганистане. Понятно, что среди выживших, особенно оставшихся жить в Афганистане, основную часть составляют люди, принявшие ислам. Некоторые из них умудрились даже добиться определенного социального престижа в афганском обществе. А вот те пленные, кто погиб при попытке к бегству или был зверски замучен охранниками, приняв геройскую смерть за верность присяге и Родине, остались без должной памяти со стороны родного государства.

По официальным данным, за период Афганской войны 1979-1989 годов в плен попали около 330 советских военнослужащих. Из них в живых остались около 150 человек. Хотя на самом деле хпленных, скорее всего, было больше. Какая же судьба ожидала тех, кто имел несчастье оказаться во власти моджахедов?

Афганские мученики
Некоторым военнопленным везло. Одни соглашались принять ислам и даже воевать против своих - и оставались в живых, получали новые имена, заводили семьи, даже делали военную карьеру… Других обменивали или же передавали западным правозащитным организациям. Но большинство оказывались в аду, откуда практически нереально было выбраться живыми.


Традиции радикального ислама призывают к мученической смерти неверных - это своего рода гарантия «попадания в рай». К тому же, изуверства должны были служить средством устрашения противника - не зря искалеченные останки пленных часто подбрасывали к советским гарнизонам.

«Утром на второй день после вторжения в Афганистан советский часовой заметил пять джутовых мешков на краю взлетно-посадочной полосы авиабазы Баграм в окрестностях Кабула, - пишет американский журналист Джордж Крайл в книге “Война Чарли Уилсона”. - Сначала он не придал этому большого значения, но потом ткнул стволом автомата в ближайший мешок и увидел выступившую кровь. Были вызваны эксперты по взрывотехнике, проверившие мешки на наличие мин-ловушек. Но они обнаружили нечто гораздо более ужасное. В каждом мешке находился молодой советский солдат, завернутый в собственную кожу».

Этих пленных солдат подвергли зверской казни под названием «красный тюльпан». Сначала им вводили большую дозу наркотика, затем подвешивали за руки, надрезали кожу вокруг всего тела и заворачивали вверх. Когда действие наркотика заканчивалось, приговоренный испытывал сильнейший болевой шок. Как правило, люди сначала теряли рассудок, а потом умирали медленной смертью…

«Одну группу пленных, с которых содрали кожу, повесили на крюках в лавке мясника. Другой пленный стал центральной игрушкой аттракциона под названием „бузкаши“ — жестокого и дикарского поло афганцев, скачущих на лошадях, выхватывая друг у друга вместо мяча обезглавленную овцу. Взамен нее они использовали пленника. Живого! И он был разодран буквально на куски».

Жизнь в преисподней
Если пленных не собирались убивать, то обычно держали в подземных «казематах». Вот рассказ одного из них, уроженца Хмельницкой области Дмитрия Бувайло, освобожденного в декабре 1987 года:

«Несколько дней держали в замаскированной норе-пещере в кандалах. В тюрьме под Пешаваром, куда меня заточили, пища была из одних отходов… В тюрьме по 8-10 часов ежедневно охранники заставляли учить фарси, заучивать наизусть суры из Корана, молиться. За любое неповиновение, за ошибки в чтении сур избивали свинцовыми дубинками до крови».

В пакистанском лагере Мобарез пленников держали в пещере, где не было ни света, ни свежего воздуха. Каждый день их подвергали пыткам и издевательствам. Многие не выдерживали и кончали с собой.

Смерть или предательство?
Наверное, самым знаменитым из советских военнопленных в Афганистане можно назвать генерал-майора авиации, Героя Советского Союза Александра Руцкого - бывшего вице-президента Российской Федерации. В апреле 1988 года он был назначен заместителем командующего военно-воздушными силами 40-й армии и направлен в Афган. Несмотря на высокий пост, Руцкой сам участвовал в боевых вылетах. 4 августа 1988 года его самолет был сбит. Александр Владимирович катапультировался и через пять дней был захвачен душманами Гульбидина Хекматиара. Его били, подвешивали на дыбе… Потом передали пакистанскому спецназу. Оказалось, сбитым пилотом заинтересовались в ЦРУ. Его пытались завербовать, заставить открыть подробности операции по выводу советских войск из Афганистана, предлагали новые документы и различные блага на Западе… К счастью, информация о том, что он находится в пакистанском плену, дошла до Москвы, и в конце концов, после нелегких переговоров, Руцкого удалось освободить.

Для многих советских военнопленных единственной альтернативой мученической смерти являлось предательство Родины, согласие сотрудничать с моджахедами или западными спецслужбами. Но далеко не все выбрали жизнь в обмен на совесть…

ВСЕ ФОТО

Через шестнадцать лет после того, как последние советские танки оставили Афганистан, призраки десятилетней советской оккупации все еще живут в горах на севере страны. Они ведут ту же жизнь, что и местные, но их отличает бледный цвет кожи, и когда они собираются вместе, то говорят между собой по-русски.

Эти люди - последние выжившие советские солдаты, которые были захвачены в плен или дезертировали, приняли ислам и сражались на стороне моджахедов против своих бывших товарищей, пишет британская газета The Daily Telegraph . (Перевод на сайте Inopressa.ru .) Вторжение в Афганистан привело к гибели около 15 тысяч советских солдат и специалистов между 1979 и 1989 годами. Погибло 1,3 млн афганцев, преимущественно мирных жителей.

В июле 1988 года российское правительство предложило амнистию российским военнопленным и дезертирам в Афганистане. Не многие принявшие ислам воспользовались этим предложением, хотя все они смогли после окончания войны посетить Россию с помощью виз, полученных в Пакистане.

Насратулла Мохамадулла, его прежнее имя - Николай Выродов, родился в 1960 году в Харькове, на Украине. Его отец Анатолий тоже был солдатом, и Николай учился в военной академии. Сейчас 45-летний Насратулла зарабатывает 45 фунтов в месяц, находясь на полицейской службе в провинции Баглан. Тихий, меланхоличный человек, заядлый курильщик, он все еще боится возмездия за нарушение им воинского долга.

По его словам, он вызвался добровольцем на службу в Афганистане и прослужил три месяца, прежде чем в 1981 году дезертировал, после того, как стал свидетелем безжалостного убийства более 70 человек в деревне Калигаи. "В советской армии клялись на мече и Библии помогать народу. То, что там делалось, было против закона", - объяснил он. Он принял ислам и сражался против Советской Армии.

Когда СССР вывел войска из Афганистана, специалист по подрывному делу работал с разными полевыми командирами. Насратулла после этого провел восемь лет на линии фронта. Его товарищи моджахеды говорят, что он и другие русские были достойными бойцами и особенно много пользы приносили в перехвате информации по российским радиоканалам. "Если вы находитесь на линии фронта, то вам приходится драться и убивать", - это все, что он говорит о том, каково это, сражаться против своих соотечественников.

Дольше всего Выродов пробыл в личной охране бывшего премьер-министра страны Гульбетдина Хекматияра. На вопрос, правда ли, что за ним охотилась армейская разведка, Выродов ответил, что ему три раза приходилось выходить из окружения. По ту сторону Пянджа Выродова знают многие. Моджахеды, которые так и не поняли, почему человек с русской фамилией стал одним из них, называют его одиночкой.

Незадолго до отъезда в Афганистан Насратулла сказал: "Или вернусь Героем Советского Союза, или вообще не вернусь". В Советский Союз он не вернулся, вернулся в Россию в 1996 году, но ненадолго - всего полгода выдержал Насратулла в Харькове, а затем вновь отправился на войну в Афганистан. Он рассказал, что ему самому приходилось ставить мины, но только в обороне. "Когда оборонялись, и у нас заканчивались патроны, то тогда приходилось и мины ставить".

Насратулла не любил говорить о своих подвигах. Но именно они позволили ему занять высокое положение в свите Хекматияра - и даже заработать пожизненную пенсию.

Насратуллу искали четырнадцать лет - с 1982 по 1996 годы. Сначала военная разведка и КГБ, потом отец и родственники. Нашли его бывшие офицеры, ветераны афганской войны.

Когда в 1996 году Насратулла был на Украине, он встретился там с некоторыми из своих товарищей по армии, и говорит, что с облегчением увидел, что они не винят его в отступничестве и в том, что он вступил в армию моджахедов, пишет газета.

"С девяносто шестого от него ни слуху, ни духу. Я говорила ему: "Коля, женись, вот и дом твой будет". Но он не послушался, сказал только, что через пять лет вернется. Хотя у талибов быть ему очень опасно", - рассказывает мачеха Николая, Екатерина Кулькова.

Как пишет The Daily Telegraph, при правительстве "Талибана" трое россиян привлекли внимание лидера талибского движения муллы Мохаммеда Омара, который, впечатленный их приверженностью мусульманству, предоставил им дома и бизнес. Но после падения "Талибана" в 2001 году их дома были конфискованы, и теперь ни один из трех не может считаться богачом. Там где они живут, на них смотрят как на диковину и уважают за набожность. Все трое женаты на местных женщинах и имеют семьи.

С виду Алексей Оленин (Рахматулла) не слишком похож на афганца. Китайская куртка, джинсы, борода, темно-русые волосы, голубые глаза. Ни тюбетейки, ни длинного платья-рубашки. Плотного телосложения, в отличие от худых и высушенных, как вобла, афганцев.

В 2004 году Алексей твердо решил вернуться в Россию. Долго колебался, присматривался и, наконец, решился. "Здесь жизни никогда не будет, - рассказывал он, - потому что закона нет. Любой бандит придет и заберет, что ему понравится". Банда неизвестных отморозков забрала себе его дом в Пули-Хумри. Документы на дом в порядке, суд постановил дом вернуть, но бандиты не подчиняются.

Дом Оленин рассчитывал продать и с вырученными деньгами вернуться в Самарскую область. "Квартиру 1-комнатную мне дают, но работы там нет. Единственный выход: открыть свой магазин. Здесь у меня тоже есть магазин, дело я знаю. Но чтоб начать, нужны деньги. За дом я получу 50 тысяч долларов, этого хватит".

В Афганистане высокие цены на жилье. В Кабуле 2-комнатная квартира в пятиэтажке стоит минимум 40 тысяч долларов. Дом Алексея, который даже и не дом, а глинобитная хижина из двух комнатушек, стоит 50 тысяч.

Все деньги в Афганистане - от продажи наркотиков. Люди стараются иметь отношение к этому бизнесу - выращивать, перепродавать, перевозить, быть посредником. Оленин заработал на квартиру не на наркотиках: ему и еще нескольким бывшим пленным мулла Омар выделил участки земли, потому что они приняли мусульманство.

Алексей не рассказывает, как попал к моджахедам и как стал мусульманином.

26 мая 2005 года бывший советский солдат вернулся из Афганистана, где принял ислам, в Россию - в родную Самарскую область. О рядовом Оленине рассказал "Первый канал" .

Несколько лет назад он женился на местной девушке, у них родилась дочь Жасмин. Как-то в Пули-Хумри работала съeмочная группа "Первого канала". Журналисты помогли Оленину встретиться с родными. Самарские власти предоставили семье однокомнатную квартиру, обещали помочь с работой. Наргиз, супруга Оленина, пока смущается, ещe недавно она ходила в парандже.

Геннадий Цевма из города Тореза Донецкой области уже более 20 лет живет в городе Кундуз на севере Афганистана. По-афгански его зовут длинно - Никмохаммат. "Командир назвал, - объяснил Цевма. - Сказал: будешь Никмохаммат. И все. Был Гена, и нет больше Гены".

У Гены-Никмохаммата афганская жена и трое детей. Сам он - худой и одет как афганец - в светло-серое платье-рубашку. Короткая стрижка под горшок, рыжеватая борода, прозрачный взгляд. Он тоже вроде хотел уехать домой, но боялся, и приехал убеждать его, рассказывать, как сам недавно съездил в Россию, и ничего страшного с ним не случилось.

Для начала Цевме тоже предложили поехать одному, без жены и детей, на пару месяцев. Если понравится - вернется в Афганистан, продаст имущество, заберет семью и уедет навсегда. На его возвращение были выделены большие деньги - и на дорогу, и на жизнь. Ему готовы были дать квартиру в Торезе, обеспечить лечение (он сильно хромает), помочь с работой.

По словам Цевмы, в посольстве РФ ему оформили свидетельство о возвращении, вместо паспорта. У него нет никакого гражданства. Он пришел в Афганистан гражданином Советского Союза, но такого государства больше нет. Россия - правопреемница СССР, поэтому российские службы обеспечивают его необходимыми документами, а дальше пусть сам решает, в какой стране жить.

Ему уже был куплен билет Кабул-Москва-Кабул с открытой датой, чтоб мог вернуться в Афганистан, когда захочет. Разрешение на переход российско-украинской границы также было получено, ради чего была проведена большая работа пограничной службой ФСБ и МИД РФ.

Цевме выдали под расписку 1200 долларов - раздать долги и оставить жене, чтоб было на что жить, пока он не вернется. Гена сказал, еще надо купить одежду - не полетит же он в афганском платье. Ему дали и на одежду. Потом Гена попросил денег на дорогу из Кундуза в Кабул под предлогом, что будет праздник, никто не повезет, придется предлагать тройную цену. Ему выдали и эти деньги. Он завернулся в платок, поклялся непременно приехать в Кабул к назначенному сроку и ушел, сильно припадая на правую ногу.

Однако он так и не приехал. Бедствующий инвалид, которому все старались помогать из жалости, обманул уйму народа, подвел людей, занимающих высокие посты в России и на Украине, и исчез, присвоив почти две тысячи долларов, сообщал "МК" в 2004 году. Позднее выяснилось, что после встречи Гена тут же отправился к двум украинцам, имеющим некоторое отношение к спецслужбам Украины, которые, по всей видимости, постарались сделать так, чтоб он не улетел в Москву.

Ветераны афганской войны и сейчас воюют на стороне талибов. В северных провинциях сражается 8 тысяч узбекских боевиков. Ими командует Джума Намангани , который, по некоторым данным , остался жив после сообщения о его гибели в 2001 году и которого советские десантники знали под именем Джумабай Ходжиев.

В 1989-м он ушел из Афганистана, в 1993-м снова вернулся туда. Ставка Намангани - возле провинциального центра города Баглан на территории бывшего сахарозавода. Его считают мастером партизанской войны, поскольку он повоевал в регулярных войсках, а затем партизанил в Ферганской долине вместе с исламской группой "Покаяние".

Противостоять таким людям могут немногие. Например, те, кто изучал фарси и подрывное дело в лагерях Хекматияра. Или получал отличные оценки на спецкурсах в Балашихе - такие же бывшие советские военнослужащие, оставшиеся воевать после вывода войск в 1989 году.

Военнопленные и пропавшие без вести - неизбежные жертвы всех войн и вооруженных конфликтов. Афганская война не стала исключением. По официальной статистике, за время боевых действий на территории Афганистана пропало без вести или попало в плен 417 советских граждан. До 1992 года удалось освободить 119 из них, рассказывает заместитель председателя Госкомитета Украины по делам ветеранов Валерий Аблазов.

После распада Советского Союза на Украину был передан список, в котором числилось 80 наших соотечественников. За 11 лет работы этот список удалось сократить на десять фамилий. В списках пропавших без вести или попавших в плен только украинцев - 70 человек. Большинство из них погибли. Однако факт их физической смерти официально не установлен, поскольку тело или останки не найдены, место захоронения неизвестно, пишет "Киевские ведомости" .

Судьба попавших в плен складывалась по-разному, но непременным условием сохранения жизни было принятие мусульманства. В свое время широкий резонанс получила трагедия, разыгравшаяся в лагере для военнопленных в маленьком пакистанском городке Бадабер, где вечером 26 апреля 1985 года семь советских и трое афганских пленных солдат и офицеров, воспользовавшись нерасторопностью охраны, захватили тюрьму и находящиеся на ее территории склады с оружием и боеприпасами, принадлежавшими боевикам Бурхануддина Раббани.

Тюрьму, ставшую для бывших пленников и укрытием, и западней, довольно быстро окружили моджахеды. Заняв круговую оборону, солдаты всю ночь отражали атаки. А на рассвете раздался взрыв такой силы, что осколки, обломки строений и останки людей разлетелись в радиусе нескольких километров.

В афганской войне есть еще предостаточно тайного. Например, постепенно становится известно то, каким образом ставились эксперименты над воинами-интернационалистами. В 1981 году психофизиолога Юрия Горго, ныне преподавателя Киевского университета, судьба забросила в район действий. Он тогда занимался проблемами оценки и управления работающего человека. Шел второй год войны. Для ведения боевых действий и гуманитарных операций использовали бронетанковую технику. Человеческие потери начального периода были очень велики.

Местные жители азартно охотились за танками. За каждую подбитую машину им платили по 100 афгани или 100 долларов. Сожги танк, отрежь уши у четырех русских, принеси фотографию. Американцы оказывали помощь не только оружием, но и деньгами. Наши ребята не были готовы к такой тактике.

Две задачи стояли перед Юрием Горго и его коллегами из Горького. Первая - найти способ готовить людей, чтобы облегчить эмоциональное состояние при попадании в реальные боевые условия.

В основу была положена теория о низкочастотном звуковом излучении (8 - 10 Гц), которое у большинства людей вызывает чувство тревоги и даже паники. "В шлемофоны мы вмонтировали наушники, через которые подавали звуковой фон, - рассказывает ученый. - Предполагалось адаптировать бойца к тревожному состоянию, заставить его в этом состоянии действовать.

Практически все, кто готовился в школах под Горьким, имели такие наушники. Трое из пяти членов экипажа - командир, водитель, наводчик. Ребята ни о чем не догадывались, и это входило в план эксперимента. Когда жаловались на тревогу, на головную боль, им говорили, что это совершенно нормально, что они должны выполнить свой долг.

Результаты оказались поразительными. После того, как подготовленные бойцы стали уходить на передовую, сразу резко, на 40 процентов, уменьшилось количество потерь. "Мы понимали эту закономерность, - продолжает Юрий Горго. - А вот многих генералов озадачивал такой феномен, поскольку наша работа была засекречена. В Киевском университете был подсчитан экономический эффект от нашего внедрения. С учетом на затраты (200 тысяч рублей) за первые полгода он составил 2,5 млн рублей.

Вторая задача была посложнее: предстояло научиться во время боя получать текущую информацию об эмоциональном состоянии бойцов и воздействовать на него. В обмундирование были вмонтированы датчики, которые снимали кардиоритмы телеметрическим способом, то есть на расстоянии. Данные пропускались через радиостанцию, которая работала в режиме постоянной передачи информации.

Ритмокардиоанализаторы строили спектр реинтервалов по каждому человеку. Параметры высвечивались, и все можно было видеть и анализировать. "На фоне крепких словечек от командира бойцам и наоборот мы вырезали четыре канала, по которым шла информация. Экипаж об этом не подозревал", - вспоминает Юрий Горго.

Потом на ВДНХ СССР весь этот комплекс в рассекреченном виде получил золотую медаль с формулировкой "комплекс оценки эргономических характеристик операторов систем слежения". Дата внедрения была смещена, чтобы ни у кого не возникло ассоциаций с Афганистаном.

Сложнее было после анализа текущей информации принять корректирующие меры. Классифицируют шесть состояний: покой, норма, оптимальная работоспособность, сосредоточенная работа, предстрессовое состояние и стресс. В гарнизонах солдаты находились в состоянии оптимальной работоспособности. Когда выезжали на дорогу - в состоянии сосредоточенности. А стоило появиться чему-либо непонятному - наступало предстрессовое состояние, которое очень быстро могло перейти в стресс.

По реинтервалам очень трудно было проследить переход от одного состояния в другое. Пять состояний удавалось графически разграничить, а стресс по этим параметрам не выделялся. В дальнейшем ученые придумали выделять его по температуре кожи. В стрессовой ситуации температура кожи резко падает, а потом также резко поднимается к начальному уровню.

"Когда мы видели по приборам, что кто-то из бойцов оказался в предстрессовом состоянии, тут же предпринимали корреляционные действия. Из командного пункта шел приказ командиру экипажа отвлечь "проблемного" бойца. Пытались переключить и с помощью громкого звукового сигнала, шедшего из наушников. Панику можно подавить, если с самого начала возникновения переключить на локальные действия.

Предпринимались попытки воздействовать цветом - зелеными, синими, красными лампочками. В ходе эксперимента выяснилось, что зеленый цвет - успокаивающий, фиолетовый и синий - тревожные, красный же - нейтральный, но оптимизирующий. Можно было подавать и функциональную музыку - успокаивающую или возбуждающую.

Военнослужащие, воевавшие против СССР в вооруженных отрядах моджахедов в Афганистане
(по состоянию на 15 февраля 1989 года, по данным Российского Союза ветеранов Афганистана ):

Аллояров Наназ Рузиевич - рядовой
Бакиров Соатнурат Парнанович - рядовой
Бекмуратов Мурат Эркинович - рядовой
Вылку Иван Евгеньевич - рядовой
Выродов Николай Анатольевич - рядовой
Копадзе Арчил Геннадьевич - рядовой
Лопух Андрей Андреевич - рядовой
Назаров Виктор Васильевич - младший сержант
Оленин Алексей Иванович - рядовой
Прокопчук Валерий Константинович - рядовой
Соатов Ильяс Муминович - рядовой
Степанов Юрий Федорович - рядовой
Ташрифов Курбанали Хукматулпаевич - рядовой
Тихонов Алексей Рольтович - сержант
Фатеев Сергей Владимирович - рядовой
Ходимуратов Мурнамат Ашурович - младший сержант
Выродов Николай Анатольевич - рядовой (в личной охране Гульбетдина Хекматияра)
Гульгельдинов Давлетназар - рядовой
Дубина Валентин Николаевич - рядовой
Абдулгапуров Магомед Камиль-Магомедович - рядовой
Абдурашидов Исуф Абдуллагаевич - рядовой
Акильбеков Искандер Джиенбекович - рядовой
Алтыев Кумин Султанович - младший сержант
Альбатов Рамазан Шахимович - младший сержант
Байкеев Наиль Фаридович - рядовой
Бондарев Сергей Николаевич - рядовой
Бык Виктор Константинович - рядовой
Быстров Николай Николаевич (Исламуддин) - рядовой (в личной охране Ахмад Шаха Масуда)
Варварян Михаил Абрамович - рядовой
Воронцов Сергей Владимирович - рядовой
Ворсин Павел Георгиевич - младший сержант
Гринык Игорь Ильич - рядовой
Еременко Николай Валентинович - рядовой
Зверкович Александр Анатольевич - рядовой
Зуев Алексей Алексеевич - рядовой
Карпенко Валентин Петрович - прапорщик
Каширов Владимир Николаевич - рядовой
Кочкоров Оразали Токтоназарович - рядовой
Красноперов Сергей Юрьевич - рядовой
Кривоносов Алексей Петрович - лейтенант
Лазаренко Василий Егорович - рядовой
Левенец Александр Юрьевич - рядовой
Левчишин Сергей Николаевич - рядовой
Малышев Александр Сергеевич - рядовой
Мальцев Валерий Валентинович - рядовой
Махмадназаров Хазрат Аблакунович - младший сержант
Миколайчук Николай Владимирович - рядовой
Мишаков Юрий Владимирович - рядовой
Нестерев Сергей Анатольевич - рядовой
Петров Николай Иванович - рядовой
Петиков Евгений Викторович - рядовой
Пихач Василий Васильевич - рядовой
Рощупкин Алексей Васильевич - сержант
Саминь Николай Григорьевич - младший сержант
Соколов Николай Владимирович - рядовой
Талашкевич Анатолий Александрович - рядовой
Федоров Василий Еремеевич - рядовой
Хахалев Василий Викторович - младший сержант
Худалов Казбек Ахтемирович - старший лейтенант
Цевна Геннадий Анатольевич - рядовой
Чехов Виктор Тиранович - сержант
Чупахин Виктор Иванович - рядовой
Швец Виктор Владимирович - рядовой
Язханов Бешингельды - рядовой

Находились в розыске (на 15 февраля 1989 года) - 334 человек , из них:
пропали без вести - 316 человек
интернированы в другие страны - 18 человек
в плену у моджахедов - 39 человек
вернулись на Родину - 6 человек.

Кроме 13833 человек (из состава ОКСВ), погибло:
сотрудников КГБ СССР - 585 человек
сотрудников МВД СССР - 28 человек
военных советников, специалистов и переводчиков - 180 человек.