Мьянма вооруженные силы. Каренская национально-освободительная армия

Объявлено о предстоящем визите в Мьянму 17 ноября 2012 г. президента США Барака Обамы. Ожидается вполне предсказуемое пропагандистское шоу американцев и их западных союзников по сценарию *урока* демократии и *прав человека*…Одновременно пройдут и серьезные переговоры возможного развития двусторонних отношений, имеющие в том числе и геополитическое значение.

В очередной раз и для российско-мьянманских отношений появляется возможность их осмысления и анализа нынешнего состояния и перспектив кардинального улучшения. Происходит замена послов, причем и российских в Нейпьидо и мьянманский в Москве являются прекрасно подготовленными карьерными дипломатами. Проводится планомерная подготовка к созданию Межправительственных комиссий с обеих сторон, готовятся официальные и рабочие визиты на высоком и высшем политическом уровне. В Мьянме приступил к своей деятельности вновь избранный Парламент, активизировалась деятельность политических партий, профсоюзов и различных общественных объединений, в том числе и Общества мьянмано-российской дружбы.

По данным из иностранной печати, в системе противовоздушной обороны Мьянмы абсолютно доминируют советские и российские комплексы: Двина, Ангара/Печора, Ангара, Куб, Бук, Тор М-1, Тунгуска М -1 и Игла. В то же время по другим вооружениям в стране присутствуют: Израиль, Сербия, КНДР, Великобритания, Корея, КНР, Индия, Вьетнам, Франция, ФРГ, Украина и Финляндия.

Армия Мьянмы

Армия Мьянмы – это крупнейшая составляющая вооруженных сил Мьянмы и играет главную роль при проведении наземных военных операций. Она является второй по численности военной структурой Юго-Восточной Азии, вслед за Вьетнамской Народной Армией.

Армия Мьянмы насчитывает приблизительно 500 000 человек личного состава. У неё есть обширный опыт ведения боевых действий против повстанцев в условиях пересеченной местности. Это обусловлено безостановочным проведением операций против этнических и политических инсургентов, начиная со своего создания в 1948 году.

Армию возглавляет главнокомандующий. В настоящее время командует генерал-лейтенант Со Вин (Soe Win) совместно с генералом Мин Аун Хлайном (Min Aung Hlaing) - начальником Генерального штаба. Высшим званием Мьянмской Армии является старший генерал (Senior General).

В 2011 году после перехода от военного режима к гражданскому парламентскому строю, Мьянма ввела всеобщую воинскую повинность для мужчин в возрасте от 18 до 35 и женщин в возрасте от 18 до 27. В случае возникновения чрезвычайного положения граждане могут быть призваны в армию на срок в 2 года.

Официальные источники раскрывают, что почти четверть национального бюджета будет в 2012 году направлена на нужды обороны. В Правительственной газете (“The Government Gazette”) опубликовано, что 1.8 триллионов кьят (почти 2 миллиарда долларов США по официальному курсу валюты) или 23.6 процентов бюджета 2011 года уйдут в оборонную сферу.

Во времена достижения независимости Мьянмы, в 1948 году, Тамадо (местное название Армии Мьянмы) была слабой, малочисленной и разобщенной. Возникали стычки на почве этнического происхождения, политических приверженностей, истоков организации различных ветвей вооруженных сил. Единство и эффективность были ослаблены вмешательством гражданских и политических лиц в военные дела, а также разногласиями во взглядах между ними. Главной проблемой были стычки между исповедовавшими христианство этническими офицерами каренами, пришедшими из Британской Бирманской Армии (British Burma Army) и буддистами-бирманскими офицерами, пришедшими из Патриотических Войск Бирмы (Patriotic Burmese Force (PBF)).

Согласно договоренности, достигнутой на конференции в г.Канди в сентябре 1945 года, Тамадо переформировывался посредством слияния Британской Бирманской Армии и Патриотических Войск Бирмы. Офицерский состав включал в себя выходцев, как из этих организаций, так и из Организации Резерва Бирманской Армии (Army of Burma Reserve Organization (ARBO)). Британцы в свое время сформировали так называемые этнические батальоны. В те времена существовало в целом 15 стрелковых батальонов, но 4 из них состояли из бывших членов Патриотических Войск Бирмы. Все важные посты в главном штабе занимались людьми без связей с ПВБ. То же касалось и командиров. Все службы, включая военных инженеров, провианта и транспорта, артиллерии и медицинской службы, воздушного и морского флота находились под командованием бывших офицеров Британской Бирманской Армии и Организации Резерва Бирманской Армии. В настоящее время, продолжая сохранять в стране реальные рычаги власти, вооруженные силы демонстрируют готовность к демократическим переменам, к модернизации, как политической системы, так и собственного имиджа в стране и за рубежом.

Противовоздушная оборона Республики Союз Мьянма

Командование войск ПВО Мьянмы было создано в 1990-1995-х годах, но не приступило к своей деятельности ранее 1999 года. Оно было переименовано в Бюро Противовоздушной Обороны в начале 2000-х. Руководство страны создало Интегрированную Мьянманскую систему противовоздушной обороны (Myanmar Integrated Air Defence System (MIADS)) при содействии России, Украины и Китая. Это Бюро обеспечивает нужды и включает в себя представителей всех 3 видов вооруженных сил Мьянмы. Все технические средства за исключением противовоздушной артиллерии в арсенале вооруженных сил страны интегрированы в MIADS. ПВО в основном не имеет автоматического наведения, и функционируют по принципу создания зенитного заграждения для вражеской авиации. MIADS в настоящее время напрямую подчинено Бюро Воздушной Обороны и Министерству Обороны.

В 2010 году Командование воздушной обороны Мьянмы завершило внедрение оптико-волоконных систем военной коммуникации по всей стране. Эти сети должны использоваться в противовоздушных операциях для связи между базой командования, находящейся в столице, и несколькими воздушными базами, радарами раннего предупреждения и мобильными противовоздушными ракетными и артиллерийскими комплексами. После завершения проекта внедрения оптико-волоконных сетей и радаров MIADS, по оценкам западных военных обозревателей, станет самой передовой системой противовоздушной обороны в Юго- Восточной Азии.

Секторное командование операциями .

С созданием MIADS страна была разделена на 6 секторов ПВО, каждый из которых контролировался секторным командованием операциями (Sector Operations Center (SOC)), подчиняющимся напрямую национальному центру противовоздушных операций (National Air Defense Operations Center (ADOC)) в Янгоне. Каждый SOC передает информацию в центр перехватов (Operations Centers (IOC)), который в свою очередь управляет ракетами класса земля-воздух и звеньями перехватчиков, расположенных на разных воздушных базах. Каждый IOC был оптимизирован для использования одного из этих средств поражения приближающихся вражеских самолетов и ракет, поскольку был соединен c наблюдателем и постом раннего оповещения через подземные военные оптико-волоконные сети. Развернуто около 100 радарных станций, расположенных в 40 местах по всей стране. Новые радары противовоздушной обороны, такие как 1L117, Galaxy Early Warning Radar и радары системы P были установлены на всех радарных станциях.

Каждый SOC возглавляет генерал-майор, командующий батальоном ПВО и подразделением перехватчиков из ВВС Мьянмы. Фрегаты ВМС Мьянмы также оперативно подчиняются SOC.

Каждый дивизион противовоздушной обороны находится под командованием бригадного генерала и включает 3 тактических командных центра противовоздушной обороны (Air Defense Tactical Operations Command (TOC)) и единиц поддержки. Один тактический командный центр ракет класса земля-воздух средней дальности (Medium Range Surface to Air Missile Tactical Operations Command (MRSAM-TOC)) с 3 дивизионами, вооруженными ракетными комплексами Бук M-1 или Kуб, используется в качестве кольца защиты территории. Один тактический командный центр ракет класса земля-воздух малой дальности (Short Range Air Defense Tactical Operations Command (SHORAD-TOC)) с 3 дивизионами ракетных комплексов Toр M-1 используется в роли охраны стратегически важных объектов, таких как радарные установки, аэродромы и базы SOC. Тактический центр электронной разведки с 6-8 радарами и коммуникационными подразделениями предназначен для раннего предупреждения.

Каждое звено перехватчиков подчинено бригадному генералу и состоит из 3 эскадрилий MiG-29 или F-7M Airguard (по 10 самолетов на эскадрилью) и поддержкой с земли.

Военная авиация Мьянмы не имеет боевого опыта воздушных сражений с противником, но в составе задуманной мьянманскими руководителями глубоко эшелонированной и современной ПВО, в том числе и перенесенной для этих целей вглубь страны столицы Нейпьидо, она может и должна иметь хорошие перспективы, в том числе и в области военно-технического и научно-производственного сотрудничества с Россией.

Российско-мьянманским отношениям - более полутора столетий. Ключевое значение в этих связях всегда имело взаимодействие в военной сфере. К примеру, когда россияне Пашуто и Хлудов в 1876 году после путешествия в эти края вернулись домой, они доставили письмо тамошнего правителя с предложением дружбы и просьбой о подготовке специалистов в России. В числе тех, кто высказал одобрение такого сотрудничества, был не кто иной, как военный министр Дмитрий Милютин.Сегодня военно-техническое сотрудничество остается наиболее «продвинутым» сегментом в отношениях двух стран. В 2016 году между оборонными ведомствами было заключено соглашение. Военные обмениваются делегациями, решают вопросы противодействия террористическим угрозам, в Мьянму поставляется российская боевая техника, упрощен порядок захода военных кораблей. Стимул конструктивному диалогу придал и недавний (в январе этого года) визит в эту страну министра обороны РФ Сергея Шойгу.В новом выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда» журналист Алексей Егоров расскажет о некоторых аспектах нашего взаимодействия с мьянманскими военными. Зрители программы узнают о том, что представляют собой вооруженные силы этой страны, каким успехами гордятся и какая экзотика присуща армии Мьянмы - страны такой далекой от России, но такой близкой по духу и ратной истории.Наука побеждать: мьянманский вариант В Военной академии Мьянмы выпускники получают сразу три диплома: по компьютерным технологиям, по гуманитарным дисциплинам (история, иностранные языки) и по специализации, которую выбирают сами слушатели. Наверное, не случайно конкурс сюда - один из самых высоких в стране. Как подчеркивает ректор академии Таун Хтай Шве, военное образование - это и дисциплина, и физподготовка, и знакомство с техникой, и, конечно же, воспитание. «Наш курсант проходит весь путь - от рядового до офицера, - говорит ректор. - На первом курсе он постигает азы военной службы, на втором его учат быть командиром отделения. На третьем он переходит на уровень старшего сержанта взвода. И на последнем, четвертом курсе уже командует взводом».Примечательно, что едва ли не половина педагогического состава этого вуза владеет русским языком. Дело в том, что многие офицеры мьянманской армии в свое время проходили обучение в военных учебных заведениях СССР и России. Кстати, русский учат и в этой академии. Ее выпускники могут потом отправиться получать образование в нашу страну. Но только самые лучшие из них: так здесь заведено. В Мьянме российское образование ценится выше западноевропейского. «Россия - наш друг, единственная страна, которая понимает нас, помогает всегда, - говорит преподаватель академии капитан Йен Пайн Хэйн. - Мы как семья, как братья».Значительное внимание уделяется в период обучения строевой, физической выучке. Курсанты учатся мастерски выполнять приемы с оружием, по несколько раз в неделю занимаются со специальными снарядами - битами, которые позволяют развивать мышцы рук. Культивируется и собственный вид рукопашного боя - мьянма тай. Этому боевому искусству не одна сотня лет, оно появилось еще в древности, во времена императоров. В академии такие занятия помогают овладевать мастерством защиты и нападения без оружия. Кстати, все спортивные занятия здесь проходят на улице, благо погодные условия позволяют: в этой стране почти всегда лето. В мьянманской армии - культ здорового тела: поддерживать его в значительной степени позволяет запрет на службу для людей с избыточным весом. Особые требования - для спецназа. К слову, он регулярно привлекается для выполнения особых задач, учится десантироваться с вертолета в джунгли, способен выдерживать любые прихоти погоды.Российская военная техника в армии Мьянмы в особом почете. Причем давно. Неприхотлива, проста в эксплуатации, пригодна к обслуживанию в полевых условиях. К примеру, в составе Военно-воздушных сил страны прочно обосновались наши боевые машины МиГ-29 и Як-130. Машины КБ Яковлева настолько хорошо приспособлены к использованию в жарком климате, что даже имеют систему встроенного охлаждения при торможении: воздух подается на тормозные устройства, чем снижается риск перегрева при взлете-посадке. Моэ Хтэт, заместитель начальника инженерно-авиационной службы одной из эскадрилий ВВС Мьянмы, называет Як-130 очень простым в плане обслуживания по сравнению с самолетами других марок. Высокого мнения здесь и о МиГ-29. Кстати, Россия не только предложила Мьянме сами боевые машины, но и построила здесь сервисный центр, куда регулярно делегируются для работы наши специалисты.
С местным колоритом и экзотикой Конечно, многое в этой стране и в ее армии, скажем так, не совсем привычно для нашего восприятия. Например, в вооруженных силах Мьянмы узаконена выдача алкоголя. Правда, мера эта вынужденная - напитками с градусом здесь борются с малярией. Средство так и называется - «Армейский ром»: бутылки объемом 0,65 миллилитра и крепостью 43 градуса доставляются в каждую воинскую часть. Военнослужащие имеют право на 50 граммов, которые им наливают по три раза в день. Ром, как говорят в командовании мьянманской армии, также помогает преодолевать холод, когда военные операции проводятся в горах, где температура может опускаться до нуля. Для не привыкших к холодам жителей этой южной страны такие условия сродни экстремальным.Выпускают в Мьянме и пиво для военных. Поставки напитка в воинские части позволяют пополнять бюджет страны, дают возможность трудоустроиться бывшим военным. Ну и, безусловно, в здешней военной среде всегда учитывается религиозный аспект. Хотя формально Мьянма считается страной многоконфессиональной, большинство населения здесь (89%) - буддисты. Летчики перед полетами обращаются к Будде, берут с собой в небо амулеты. Также повсюду здесь и пагоды. Одну из них - 98-метровую позолоченную пагоду Шведагон, расположенную в Янгоне, - сами местные жители считают древнейшей в мире. Один из углов здесь называют Углом Побед: тут молился основатель независимой Мьянмы, лидер освободительного движения и национальный герой страны генерал Аун Сан. В эту пагоду и сейчас приходят молиться военачальники, правда, в отдельные часы, чтобы не было посторонних глаз и ушей. Сюда приходят перед важной боевой задачей, перед выступлением в парламенте, накануне принятия знаковых решений.
А еще мьянманские военные очень серьезно относятся к духам (ударение, естественно, на первый слог). Даже первые лица государства считают для себя важным учитывать этот фактор. Вообще, как говорят иностранцы, прожившие в Мьянме не один год, особенность страны в том, что здесь наряду с верой в знания присутствует вера в явления. Например, в нумерологию. В свое время здесь в ходу были купюры в 45 и 90 кьят (местная валюта). Оказывается, генерал У Не Вин, который правил страной с 1962 по 1988 год, очень уважал цифру 9. Ему даже предсказали жизнь длиной не менее 90 лет. Удивительно, но так и получилось: генерал скончался в возрасте 91 года.Армия победителей Для многих военнослужащих мьянманской армии едва ли не самой большой наградой за их ратный труд считается право участвовать в параде. Это торжественное событие проводится в марте в столице Мьянмы Нейпьидо и связано с созданием вооруженных сил республики. Кстати, в нынешнем году право освещать парад было впервые предоставлено иностранным журналистам, которыми оказались... как раз сотрудники телеканала «Звезда», съемочной группы программы «Военная приемка»! Стоит отметить, что история парадов ведется здесь с марта 1945 года, когда в стране развернулось восстание против японцев, состоявших тогда в союзе с Гитлером. Так что в той войне у нас был общий враг, и это как нельзя лучше роднит нас, россиян, и мьянманцев. Вообще, Мьянма - одна из немногих стран Юго-Восточной Азии, которая никогда не пасовала перед Западом, не прогибалась под санкциями. За это ее тоже стоит уважать.Военный парад - одно из самых волнительных и важных событий в жизни армии, в жизни страны. Что говорить, если во время прохода парадных коробок к месту торжественного марша женщинам разрешено забираться в строй и надевать военнослужащим ожерелье из цветов жасмина: этот цветок считается здесь символом победы. Так что к месту церемонии некоторые солдаты выходят в несколько неуставном виде, но гнева командиров это не вызывает...
Россия намерена и дальше поддерживать военное и военно-техническое сотрудничество с Мьянмой. Подтверждением тому стал недавний визит сюда министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу - второй за время его пребывания на посту главы российского военного ведомства (первый состоялся в 2013 году). На переговорах с главнокомандующим вооруженными силами Мьянмы старшим генералом Мин Аунг Хлайном отмечалась положительная динамика взаимодействия в военной области. Сегодня, как подчеркивают в Минобороны России, обе страны реализуют масштабный план двустороннего военного сотрудничества, согласно которому вооруженные силы республики оснащаются российскими системами вооружения, поддерживается боеготовность армии.В составе национальных ВВС успешно эксплуатируются российские истребители МиГ-29, десятки вертолетов Ми-24 и Ми-17. Система ПВО страны представлена российскими средствами радиолокации и зенитными ракетными комплексами. Кроме того, в российских военных вузах готовят военные кадры для армии Мьянмы, а на уровне военного руководства двух стран поддерживаются регулярные контакты.


© Daniel Quinlan
15/6/2017

Военные преступления в Мьянме: Армия ведёт карательные операции против этнических меньшинств

Армия Мьянмы в штате Качин и на севере штата Шан совершают военные преступления, в том числе внесудебные казни, неизбирательные обстрелы населённых пунктов, блокируют доступ гуманитарной помощи и прибегают к пыткам. К таким выводам Amnesty International приходит в новом докладе «Страдают все: Конфликт, принудительные перемещения и насилие на севере Мьянмы» , подготовленном по итогам трёх недавних поездок в зону конфликта.

Этнические вооружённые группировки, ведущие войну с правительственными силами, в свою очередь, периодически похищают гражданских лиц и принудительно вербуют в свои ряды мужчин, женщин и детей, а также облагают «налогами» доведенных до нищеты сельских жителей.

«Почти 100 000 человек были вынуждены бросить свои дома и фермы из-за вооружённого конфликта и нарушений прав человека на севере Мьянмы. Все стороны конфликта должны защищать гражданское население в условиях конфликта, а власти Мьянмы должны незамедлительно снять ограничения на доставку гуманитарной помощи, которые наносят ещё больший вред и без того пострадавшему населению», – заявил Мэтью Уэллс, старший эксперт Amnesty International по реагированию на кризисные ситуации.

«Международное сообщество знает о насилии, которому подвергается народность рохинджа в штате Ракхайн в Мьянме, но в Качине и на севере штата Шан мы обнаружили столь же шокирующую картину – армия занимается преследованием этнических меньшинств», – добавил он.

Бои в этом граничащем с с Китаем регионе в августе 2016 года. Эксперты Amnesty International взяли с марта по май 2017 года более 140 интервью. Представители организации посетили районы боёв, а также 10 лагерей для внутренне перемещенных лиц, и провели беседы с пострадавшими гражданскими лицами и очевидцами, лидерами общин и представителями гуманитарных организаций.

Кризисная ситуации с перемещенными лицами

Более 98 тысяч мирных жителей покинули свои дома вследствие ожесточенных столкновений на севере страны между армией и этническими вооружёнными группировками. С правительственными силами борьбу ведут в том числе Армия независимости Качина (АНК), Освободительная национальная армия Таанг (ОНАТ), Армия Аракана (АА), а также Армия национального демократического союза Мьянмы (АНДСМ).

Правительство Мьянмы усугубляет трудное положение, в котором оказались многие перемещенные лица, ограничивая доступ гуманитарной помощи в некоторые районы в зоне конфликта, в первую очередь в те, что контролируются вооруженными группировками. Представители гуманитарных организаций заявили, что это сводит на нет их готовность быстро реагировать на чрезвычайные ситуации и оказывать помощь с доступом к воде и санитарным услугам.

Нарушения со стороны армии Мьянмы

После эскалации боевых действий в ноябре 2016 года армия Мьянмы совершила вопиющие нарушения в отношении гражданского населения, иногда граничащие с военными преступлениями, и продолжила их совершать и на момент последней исследовательской миссии Amnesty International в мае 2017 года.

В докладе документально зафиксировано девять инцидентов на севере штата Шан, когда военнослужащие армии Мьянмы произвольно задерживали и пытали гражданских лиц из числа представителей этнических меньшинств.

В городе Монико в конце ноября 2016 года армия произвольно задержала 150 мужчин, женщин и детей, занимавшихся подготовкой к свадьбе. Отпустив женщин и детей, а также мужчин из некоторых этнических групп, армия использовала оставшихся мужчин в качестве живого щита, расставив их по внутреннему периметру расположенной на возвышенности военной базы. Некоторые из них были убиты, а другие получили серьёзные осколочные и огнестрельные ранения.

В докладе также зафиксировано два случая насильственного исчезновения представителей этнических меньшинств и четыре инцидента с внесудебными казнями, проведенными армией Мьянмы с середины 2016 года, в ходе которых были убиты не менее 25 человек.

Восемнадцать молодых мужчин были убиты во время бойни в деревне Нам Чжи Хо в конце ноября 2016 года. Amnesty International взяла интервью у двух очевидцев, которые рассказали, что после произошедшего поблизости боя с отрядами АНДСМ в деревню вошло около 100 солдат армии Мьянмы. Большая часть жителей деревни, в том числе женщины и дети, бежали после начала боя. Солдаты позволили покинуть деревню пожилым мужчинам, а потом, угрожая оружием, увели молодых мужчин. Вскоре после этого убежавшие жители деревни услышали звуки выстрелов с той стороны, куда ушли солдаты.

Выжившие жители деревни бежали через границу в Китай, а когда они через несколько недель вернулись, то нашли лишь тела, сваленные в две общие могилы.

«Мы увидели обугленные останки. [Там были] кости, но в основном пепел. Мы увидели какие-то [личные вещи]… Мы уже тогда знали, что пропало 18 человек», – рассказал Amnesty International пожилой житель деревни.

В докладе рассказывается о том, что армия Мьянмы неоднократно нарушала международное гуманитарное право, не делая различий между гражданскими и военными целями в ходе миномётных обстрелов.

В одном из случаев, 12 января 2017 года, из миномётов были обстреляны десятки жителей деревни, собравшиеся на праздник в деревне Хол Шон, на севере штата Шан. В результате обстрела погибли двое гражданских лиц, в том числе маленький мальчик, ещё семеро были ранены. Несмотря на то что армия Мьянмы отказывается взять на себя ответственность за этот обстрел, в её вине практически нет никаких сомнений, учитывая показания свидетелей и осколки миномётных снарядов, изученные представителями Amnesty International.

Армия по-прежнему заставляет сельских жителей выполнять роль носильщиков и проводников, такая практика часто связана с другими нарушениями, в том числе пытками. В ноябре 2016 года на армейское подразделение, которому под принуждением показывали дорогу четверо мужчин из народности качин, напали отряды ОНАТ. Солдаты обвинили этих четверых в том, что они выдали их позиции, жестоко их избили и бритвой порезали лица троим из них. Мирное население неоднократно обвиняло военнослужащих 33-й и 99-й лёгких пехотных дивизий в многочисленных нарушениях, но в отношении солдат и командиров практически никогда не проводились расследования, ещё реже они привлекались к ответственности, даже за военные преступления.

«Десятилетиями армия Мьянмы действует практически с полной безнаказанностью. Эту ситуацию необходимо немедленно изменить и привлечь к ответственности виновных в чудовищных преступлениях. Правительство Мьянмы должно также обеспечить беспрепятственный доступ учреждённой ООН Независимой международной миссии по установлению фактов», – заявил Мэтью Уелс

Нарушения со стороны вооружённых формирований

Несмотря на то что многие представители этнических меньшинств видят в вооружённых формированиях своих защитников, они всё равно страдают от насилия со стороны этих группировок. Различные военные формирования принудительно вербуют в свои ряды людей, в том числе детей, и облагают «налогами» сельских жителей и торговцев на рынках, вымогают деньги и товары у общин, которые и без того пострадали в ходе конфликта.

Amnesty International зафиксировала 45 похищений гражданских лиц, совершённые двумя этническими вооружёнными формированиями в ходе боевых действий на севере штата Шан. Людей обычно забирают целыми группами. Родственники месяцами не получают никаких сведений об их местонахождении, что даёт повод предполагать проведение суммарных казней.

Мины и СВУ

Как армия Мьянмы, так и этнические вооружённые формирования используют мины. Они устанавливают противопехотные мины или самодельные взрывные устройства (СВУ), которые часто причиняют вред мирным жителям, в том числе детям. Армия Мьянмы – одна из немногих правительственных армий в мире, наравне с Северной Кореей и Сирией, которая до сих пор использует противопехотные мины. Amnesty International призывает все стороны конфликта прекратить их использование, провести разминирование, а Мьянму – присоединиться к всемирному Договору о запрещении мин.

Все стороны конфликта должны прекратить регулярные нарушения и насилие в отношении мирного населения, а власти Мьянмы должны положить конец безнаказанности – расследовать нарушения и привлечь к ответственности виновных в них участников конфликта.

Совет ООН по правам человека должен проследить, чтобы недавно созданная Независимая международная миссия по установлению фактов была полностью обеспечена ресурсами, необходимыми для проведения расследований нарушений, совершённых в ходе текущего конфликта в штате Качин и на севере штата Шан. Учреждения ООН на местах и страны-международные доноры должны призвать к прекращению ограничений на доступ гуманитарной помощи и увеличить свою помощь для пострадавших в ходе конфликта.

«Госпожа Аун Сан Су Чжи указала, что процесс национального примирения имеет первостепенную важность, но чтобы примирение было успешным, оно должно сопровождаться привлечением виновных к ответственности и соблюдением прав всех гражданских лиц, в том числе представителей этнических меньшинств», – подчеркнул Мэттью Уэллс.

Полный текст доклада

Представители Amnesty International и местных гуманитарных организаций в Мьянме готовы дать интервью.

Чтобы получить фотографии и видеоматериалы из последних исследовательских миссий Amnesty Inernational в штат Качин и на север штата Шан, пожалуйста, напишите нам по адресу [email protected]

В Мьянме есть штат Ракхайн, который населяет этническое и религиозное меньшинство – народ рохинджа, или рохинья. Его представители в основном являются приверженцами ислама, тогда как большинство населения страны исповедует буддизм. Причём даже в Ракхайне, регионе компактного проживания рохинджа, буддисты преобладают.

Власти Мьянмы считают рохинджа незаконными иммигрантами из соседнего Бангладеш (поэтому на гражданство жители Ракхайна могут не надеяться), а после резни 1942 года, когда мусульмане убили десятки тысяч буддистов, – почти что оккупантами. Современная история противостояния рохинджа и бирманских властей насчитывает уже десятки лет.

Летом 2017 года боевики рохинджа совершили ряд нападений на полицейские и пограничные посты Мьянмы. В ответ власти организовали карательную экспедицию, которая и привела к новому витку насилия в регионе.

Нашёл в казахстанском интернет-журнале "Vласть" , директора фонда им. Фридриха Эберта в Мьянме. В ней он подробно рассказывает об обстановке в стране и корнях гуманитарного кризиса. Я её немного сократил и оставил только суть.

"25-го августа произошло резкое обострение ситуации на севере бирманского штата Ракайн (Rakhine). Массы беженцев-рохинья покидают свои деревни и лагеря и пытаются пересечь границу с Бангладеш. По сегодняшним оценкам их кол-во может достигать 90.000, есть информация о десятках людей, утонувших в приграничной реке Наф.

Причиной массового исхода рохинья стала массированная карательная операция бирманской армии, по последним официальным цифрам, которые могут быть чрезвычайно занижены, в столкновениях уже погибло около 400 человек. Бирманские вооруженные силы начали зачистки на севере Ракайна после нападения вооруженных экстремистов на полицейские и приграничные посты бирманских властей.

Мьянма - бывшая британская колония на индокитайском полуострове. Большинство ее жителей – буддисты-бамар, но страна очень гетерогенная, официально правительством признаны 135 этнических группы. С момента обретения независимости в 1948 году страна завязла в череде внутренних конфликтов, многие из которых продолжаются по сей день, считается что «бирманская гражданская война» - самая продолжительная в современной мировой истории.

За последние годы правительству Мьянмы удалось подписать договоры о перемирии с 15 вооруженным этническими группами, около восьми продолжают находиться в открытой конфронтации.

Штат Ракайн - это узкая полоска земли вдоль Бенгальского залива, упирающаяся своим северным концом в Бангладеш. Ракайн, как и остальная Мьянма, далеко не гомогенна, в ней проживают не менее 15 этнических групп разных вероисповеданий, буддисты, мусульмане, христиане. Ближе к северу, к границе с мусульманским соседом Бангладеш, мусульмане составляют большинство населения.

Ракайн, как и многие другие территории страны, не относящиеся к «истинной Бирме» (Burma Proper), это зона затяжной политической и военной борьбы за самостоятельность или даже независимость. В то же время, это самый сложный из всех бирманских конфликтов, поскольку только рохинья не признаются правительством как часть многогранного и сложного народа Мьянмы.

Рохинья – мусульманский этнос, который насчитывает около миллиона человек на территории Мьянмы. Бирманцы-буддисты зачастую отказываются называть их этим именем и предпочитают использовать термин «бенгальцы», указывающий на исторические корни этой группы. Бирманские националисты утверждают, что «рохинья» - выдуманная концепция, а на самом деле речь идет о мусульманских переселенцах из британской Индии, массово перемещенных на территорию Бирмы в 19-ом веке.

Отношения между мусульманам-рохинья и буддистами-бамар исторически - очень сложные. Во время Второй Мировой войны рохинья сражались на стороне британских частей, в то время как ракайнские буддисты были на стороне японской армии. Лидер нации и основатель современной, независимой Бирмы генерал Аун Сан (кстати, отец Аун Сан Су Чжи, нынешней соправительницы Мьянмы) обещал рохинья свой статус и равные права. После войны и до военного переворота 1962 года, немало рохинья служило на высоких позициях в бирманском правительстве.

После прихода к власти военной хунты началась фаза систематического притеснения и дискриминации. Рохинья до сих пор отказано в получение бирманского гражданства, они не могут попасть на государственную службу, для них обозначена черта оседлости и их не принимают в государственные образовательные учреждения. Даже сегодня, в самых образованных и продвинутых кругах бирманских элит бытовый расизм по отношению к рохинья – не моветон. Периодически вспыхивали этнические стычки, погромы, за которыми следовали жесткие чистки – так было, например, в 1978, 1991, 2012 годах. После 2012 в Бангладеш накопилось почти полмиллиона беженцев-рохинья. Бангладеш не в состоянии предоставить им долгосрочные перспективы и многие из них пытались бежать в Австралию, сотни погибали по пути. ООН считает рохинья самой большей в мире группой людей без гражданства.

25-го августа, ранним утром, бойцы так называемой Араканской Армии Спасения Рохинья (Arakan Rohingya Salvation Army или ARSA , ранее известной как Harakah al-Yaqin или Faith Movement) совершили координированное нападение на целый ряд приграничных и полицейских постов бирманских властей. Впервые эта группа заявила о себе в октябре прошлого года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладеш и, видимо, завладев оружием и боеприпасами, использованными на прошлой неделе.

Группировкой ARSA руководит Ата Улла, боевик родом из Карачи. Правительство Мьянмы утверждает, что он проходил подготовку в лагерях талибов в Пакистане и имеет поддержку среди влиятельных кругов Саудовской Аравии.

Главнокомандующий вооруженными силами Мьянмы , Мин Аунг Хлайн, руководит операцией зачистки приграничной территории. По его собственным словам, армия «завершает недоделанную работу времен Второй Мировой». Эта формулировка предельно жестко показывает логику действий вооруженных сил и военной элиты Мьянмы. По словам этого де-факто правителя страны, армия сделает все, чтобы предотвратить повторение 1942 года, когда бригады рохинья пытались «вырвать Ракайн из тела Бирмы».

В официальном брифинге для дипломатов и иностранной прессы представители бирманских силовиков заявили, что сверхзадачей ARSA является создание «исламского государства» на территории между Бангладеш и Мьянмой. Армия готова применить «необходимые меры», чтобы предотвратить возвращение малазийских, мальдивских, индонезийских бойцов ИГИЛа из Ближнего Востока в регион и поэтому собирается полностью зачистить северный Ракайн от «террористических» элементов.

Проявление насилия экстремистами-рохинья стало идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса. По спутниковым снимкам видно, что сжигаются целые деревни, причем сжигаются систематично, поскольку сейчас сезон дождей и сложно представить себе стихийное распространения огня. Бирманские власти утверждают, что экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях.

Но на самом деле есть жертвы и со стороны буддистских жителей Ракайна. Около 12.000 жителей штата буддистского вероисповедания были эвакуированы вглубь центральных территорий, есть информация о случаях нападений на буддистские монастыри, в которых остановились буддистские беженцы из конфликтной зоны. И без того хрупкий мир последних лет стремительно распадается.

Итого:

Вооруженный экстремизм среди рохинья реален . Наличие такой организации как ARSA, способной координировать повстанческие операции, производить пропаганду, возможно поддерживать связи с группами за рубежом, неоспоримо.

Систематичные притеснения рохинья реальны . После десятилетий дискриминаций и гонений они вынуждены существовать в предельно маргинализованной ситуации. А это всегда идеальный инкубатор для экстремизма, исламского или любого иного.

Мы всё ещё знаем очень мало . В зону конфликта нет доступа международным наблюдателям или журналистам. Все что мы читаем в СМИ, основывается на интервью с рохинья, которым удалось пересечь границу в Бангладеш. Организованный властями два дня назад пресс-тур в Маунгдо, город в Ракайне, в котором все началось, никакой надёжной информации не дал.

Это очень старый и очень сложный конфликт , он уходит корнями глубоко в колониальную историю. Есть все основания опасаться, что бирманская армия воспользуется шансом спровоцировать массовый исход рохинья из Ракайна.

Трансформации Мьянмы – это самый сложный и комплексный переходный процесс современности. С ним, пожалуй, может сравниться только уровень комплексности когда-нибудь предстоящего севернокорейского транзита.

Новой Мьянме всего полтора года. Военный режим трансформируется в демократическую систему. Конфликтно-кризисная экономика трансформируется в мирную. Изоляция трансформируется в открытость, самодостаточность и дефицит сменяется потребительским капитализмом масс. Общество отходит от закрыто-казарменной мобилизации и переходит к мирной жизни. Слабое государство трансформируется в функциональную бюрократию.

Все одновременно. Все сразу. На этом фоне альянс Аун Сан Су Чжи и военной элиты неудивителен. Как бы это не было горько, для них вопрос рохинья до 25-го августа был абсолютно не приоритетен. А теперь остается только гадать, насколько радикально они готовы его решать".
<...>

Провозглашение государственного суверенитета Бирмы (ныне- Мьянма) повлекло за собой рост серьезных противоречий внутри пришедшей к власти Антифашистской лиги народной свободы. Результатом обострения отношений между представителями социалистического и коммунистического крыла АЛНС стала гражданская война между правительственными войсками и вооруженными формированиями Коммунистической партии Бирмы, точнее двух ее фракций – «Красного флага», действовавшего в штате Аракан, и «Белого флага», действовавшего на севере и востоке страны. Но если инициированная коммунистами гражданская война пошла на спад после либерализации политического курса Китая, то куда более серьезной проблемой для страны оказался сепаратизм национальных меньшинств.


Мьянма – государство многонациональное. Примерно половину населения составляют бирманцы (мьянманцы) – буддийский народ, стоявший у истоков государственности страны. Остальная часть населения представлена многочисленными народностями, относящимися к монголоидной расе и говорящими на тибето-бирманских, тайских, мон-кхмерских языках.

Во время британского колониального владычества англичанам удавалось играть на противоречиях между бирманцами как основным и государствообразующим народом страны, и многочисленными национальными меньшинствами, которые бирманцам противопоставлялись именно с целью превращения их в опору колониального режима. Естественно, что провозглашение суверенитета Бирмы было воспринято национальными меньшинствами как шанс к собственной национальной независимости. Тем более, что сепаратистские настроения активно подогревались англичанами, пообещавшими перед уходом колониальной администрации независимость нескольким бирманским штатам.

Один из очагов сопротивления центральной власти возник на Юго-Востоке Бирмы, на территории штата Карен. Основное население этой территории – карены – народ, а точнее – конгломерат народностей и племен, относящихся к каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. В современной Мьянме каренское население насчитывает до 7 миллионов человек и лишь около полумиллиона каренов проживает в соседнем Таиланде. В знаменитом фильме «Рэмбо – 4», события которого разворачиваются на территории Бирмы, главный герой оказывает помощь именно каренам, которые представлены угнетаемым центральными властями национальным меньшинством.

С давних времен южные карены подвергались культурному влиянию соседних монов. Моны – ныне один из наиболее мирных народов Бирмы – проживали на территории страны задолго до того, как ее заселили собственно бирманцы. Именно моны – родственники кхмеров – создали первые государства в Нижней Бирме. Естественно, что последующая экспансия бирманцев с севера и разгром монских королевств, сопровождавшийся вырезанием наиболее пассионарной части монов, способствовали не только усмирению монских земель, но и бегству части монов в соседние каренские земли. С тех пор феодальная верхушка каренов подвергалась монскому влиянию, впитывая, в том числе, и ненависть к центральной бирманской власти.

Британская колониальная администрация, следуя принципу «разделяй и властвуй», увидела в подвергшихся монскому влиянию южных каренах надежных помощников. Сотрудничеству с колонизаторами были рады и сами каренские вожди, которым не терпелось взять исторический реванш у бирманцев. К тому же, в отличие от бирманцев – убежденных последователей буддизма Хинаяны («малой колесницы»), карены охотно христианизировались, принимая веру британских миссионеров. Сегодня до 25 % каренов, преимущественно в дельте Иравади, идентифицируют себя как христиане – баптисты, адвентисты седьмого дня, католики. При этом христианство у них причудливо сочетается с сохранением традиционных племенных верований.

Христиане – карены положительно воспринимались британскими колонизаторами и имели преимущества в поступлении на военную и гражданскую службу. В годы японской оккупации Бирмы карены активно сопротивлялись новым властям, действуя под руководством англичан. Именно к этому времени относится и начало вооруженной конфронтации прояпонской Армии независимости Бирмы, из которой впоследствии и выросла вся послевоенная бирманская элита, и каренских формирований. В отместку за участие каренов в войне на стороне англичан, японцы и союзные им (до 1944 г.) бирманцы уничтожали каренские деревни, убивали мирное население, что также не могло не отразиться на взаимоотношениях двух народов.

Несмотря на то, что британская колониальная администрация пообещала решить после войны вопрос о каренской государственности, в действительности к этому не было предпринято никаких шагов. Более того, напряженность в отношениях между руководством бирманских социалистов и каренскими вождями нарастала. В вооруженных силах Бирмы к моменту провозглашения независимости служило много каренских военнослужащих – бывших британских солдат. По понятным причинам власть стремилась избавиться от каренской компоненты в армии. Так, был смещен и арестован генерал Дан Смит – карен по национальности, занимавший пост начальника штаба бирманской армии.

Для защиты своих интересов каренами был создан Каренский национальный союз. Возглавивший его генерал Бо Мя (1927-2006), баптист по вероисповеданию, начал свою политическую карьеру с участия в антияпонском сопротивлении на стороне британцев. Несмотря на молодые годы, ему удалось быстро занять руководящие позиции в каренском национальном движении. После того, как в 1949 году Каренский национальный союз провозгласил независимость Каренского государства от Бирмы, под непосредственным руководством Бо Мя была создана Каренская национально-освободительная армия (КНОА), на протяжении полувека остававшаяся серьезнейшим актором бирманской гражданской войны. Целью этих структур стало создание независимого государства Котхолей («Отвоеванная земля») на территории штата Карен и других районов компактного проживания каренских этнических групп.

Первое время каренским повстанцам удавалось настолько серьезно атаковать бирманские позиции, что мировая общественность сомневалась в самой перспективе существования Бирмы как единого унитарного государства. В частности, в 1949 году карены осаждали бирманскую столицу Янгон (Рангун), не говоря уже о полном контроле над территорией штата Карен.

Серьезность намерений Каренского национального союза в отношении создания собственного национального государства подтверждалась и тем фактом, что карены боролись с наркоторговлей и культивированием наркотических культур. Для Бирмы и вообще Индокитая это было на грани нонсенса – дело в том, что практически все вооруженные группировки, участвовавшие в гражданских войнах на территории региона знаменитного «золотого треугольника» (стык границ Бирмы, Таиланда и Лаоса) черпали значительную часть своих бюджетов именно за счет наркоторговли. Даже коммунистические отряды не брезговали контролем за плантациями опийного мака.

Каренский национальный союз не только вел боевые действия против бирманского правительства руками своего вооруженного крыла – национально-освободительной армии, но и стремился к развитию инфраструктуры на подконтрольных территориях. В меру возможностей создавались новые школы, лечебные учреждения, упорядочивалась торговля между населенными пунктами. Усилия бирманской армии по нейтрализации каренских формирований осложнялись тем, что последние отступали в горы, контролировать которые у центрального правительства не было никаких возможностей. В результате бирманцы отыгрывались на мирном населении каренских деревень, которое поддерживало своих повстанцев и являлось последним ресурсной и людской базой. За годы противостояния более миллиона человек покинули свои деревни и стали беженцами в соседнем Таиланде.

Стремление каренов к отделению от Бирмы росло тем сильнее, чем жестче действовали правительственные войска в отношении мирного населения штата Карен. Уничтожение мирных граждан, репрессии против приверженцев христианской религии, использование запрещенных мин – все это в изобилии присутствовало в войне бирманского правительства и Каренского национального союза.

Как и бывает в подобных конфликтах, на каренов делали ставку и другие государства – прежде всего, США и Великобритания, которые покровительствовали каренскому движению как естественному способу ослабления центральной бирманской власти. Значительную помощь каренскому национальному сопротивлению оказывал и соседний Таиланд. Между Таиландом и Бирмой наблюдалось давнее военно-политическое соперничество, уходящее своей вглубь веков, когда бирманцам даже удалось на некоторое время нанести тайскому королевству поражение и занять его столицу. Естественно, что карены в данной ситуации рассматривались руководством Таиланда как прекрасный инструмент для ослабления векового соперника, тем более заигрывавшего с социалистической идеологией.

Двадцатитысячная каренская армия, контролировавшая юго-восточные территории Бирмы, получала от Таиланда всестороннюю помощь, включая и вооружение. На территории Таиланда существовали военные лагеря каренских повстанцев. С помощью затяжной гражданской войны Таиланд серьезно нейтрализовал Бирму в качестве соперника в регионе, однако ничто не может продолжаться вечно. После того, как «Холодная война» пошла на спад, Таиланд существенно снизил и поддержку каренских сепаратистов. Бирма, переименованная в Мьянму, нормализовала отношения с ближайшим соседом и королевскому правительству ничего не оставалось, как постепенно вытеснить каренские формирования со своей территории.

К 1990-м гг. относится и раскол каренского национального движения по религиозному признаку – буддисты обвинили доминировавших христиан в дискриминации и посягательстве на свои интересы и сформировали собственную Демократическую каренскую буддистскую армию, которая достаточно быстро оказалась на стороне своих единоверцев – центральной бирманской власти. Одновременно появились и более радикальные и экзотические отколы от Каренского национального союза – Каренской национально-освободительной армии.

Одним из них стала Армия Бога, прославившаяся на весь мир детским и подростковым возрастом не только большинства своих боевиков (обычное дело для Индокитая – и среди «красных кхмеров», и среди других повстанческих групп дети и подростки всегда встречались в изобилии), но и лидеров. Братья Джон и Лютер Хту, присвоившие сами себе звания полковников, начали командовать «Армией Бога» в двенадцатилетнем возрасте, что было слишком юно даже по местным меркам. В центр внимания мировой общественности армия малолетних братьев попала в январе 2000 года, когда десять ее боевиков захватили госпиталь в таиландском городке Ратчабури. В заложниках у «солдат Бога» оказалось 700, а затем (после частичного освобождения) 200 сотрудников и пациентов госпиталя. Впрочем, подготовка таиландских спецподразделений оказалась более серьезным делом, нежели вера в харизматических братьев – террористы были уничтожены в результате спецоперации. Спустя год уже в Мьянме были захвачены в плен и сами братья Хту.

Примечательно, что более умеренное и многочисленное крыло каренского сопротивления, консолидировавшееся вокруг Каренской национально-освободительной армии, непримиримость братьев Хту оценило негативно – надежды на мирный исход борьбы за независимость не оставляют даже воевавших десятилетиями в джунглях ветеранов каренского движения.

Однако, вооруженное сопротивление каренских повстанцев с некоторой интенсивностью продолжается и в настоящее время. В 2012 году между центральным руководством Мьянмы – Бирмы и Каренским национальным союзом было заключено перемирие, но далеко не все каренские вооруженные группы, как это бывает в периоды гражданской войны, согласились с «оппортунистической» линией своего руководства. Поэтому территории штата Карен и пограничных с ним районов Таиланда до сих пор считаются одной из неспокойных зон региона.

Вывод из вышеизложенного обзора каренского вооруженного сопротивления можно сделать следующий. Пока активность каренского национального движения соответствовала интересам соседнего Таиланда, англичан и американцев, маячивших за спиной бангкокского правительства, оно рассматривалось как национально-освободительное, достойное не только сочувствия и заверений в моральной поддержке, но и вполне ощутимой материальной и военной помощи.

Изменения в политической ситуации в мире и регионе показали, что карены были лишь пешками в игре более крупных акторов мировой и региональной политики, когда же время использования их в качестве инструмента подошло к концу, они оказались предоставлены самим себе. И теперь перспективы независимого или автономного существования территорий, населенных каренами, зависят исключительно от них самих. Гораздо подлее американцы и англичане поступили с теми национальными движениями Бирмы, которые оказались вовлечены в производство и торговлю наркотиками. Об «опиумных войнах» в «Золотом треугольнике» - в следующем материале.