Медаль генерала армии комаровского что дает. Медаль «Генерал армии Комаровский

Александр Николаевич Комаровский (20 (7) мая 1906, Санкт-Петербург - 19 ноября 1973, Москва) - советский хозяйственный, государственный и военный деятель, генерал армии, Герой Социалистического Труда (1949).

Молодые годы

Родился в семье инженера-гидротехника. Русский. Отец, Николай Александрович, окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, много лет строил шлюзы и плотины на Мариинской водной системе. Остался на службе в ведомстве путей сообщения после Октябрьской революции, во время гражданской войны был переведён в Московско-Окский округ путей сообщения, в связи с чем семья переехала в Москву.

В Москве Александр Комаровский окончил Московскую опытно-показательную школу имени Ф. Нансена в 1923 году, водный факультет Московского института инженеров транспорта в 1928 году. С 1928 года работал в Московском проектном бюро Свирьстроя, автор проектов нескольких плотин и гидротехнических сооружений. Тогда же занимался изучением влияния льда на гидротехнические сооружения, в начале 30-х годов издал ряд трудов на эту тему: «Структура и физические свойства ледяного покрова пресных вод», «Действия ледяного покрова на сооружения и борьба с ним», «Зимняя работа затворов гидротехнических сооружений».

На строительстве Канала им. Москвы и других объектах

В 1931 году был направлен на строительство Канала имени Москвы. Сначала был начальником гидротехнического сектора управления строительства Канала. С апреля 1934 года - заместитель начальника работ Южного (Московского) района строительства канала. С мая 1936 года - начальник работ центрального района канала. Там проявил себя талантливым инженером, выдающимся организатором работ и принципиальным руководителем. За работу на строительства канала награждён своей первой наградой - орденом Ленина.

После окончания строительства Канала имени Москвы в 1937 году А. Комаровский назначен заместителем начальника строительства Куйбышевского гидроузла. Изучив объект, пришёл к выводу об ошибочности выбора места строительства из-за неблагоприятных геологических условий. К тому времени строительство уже велось полным ходом, для чего был построен куст лагерей ГУЛАГа на 30 000 заключенных. По этому поводу Комаровский вступил в жёсткий конфликт с начальником строительства С. Я. Жуком. В конечном итоге строительство было остановлено, а в послевоенное время начато в ином месте.

В 1938 году Комаровский назначен начальником сектора капитального строительства Народного комиссариата водного транспорта СССР. В том же году он был зачислен в кадры Красной Армии и ему было присвоено воинское звание военинженер 1 ранга (соответствовало званию полковник). Член ВКП(б) с 1939 года.

В 1939 году Комаровский переведён в Народный комиссариат морского флота СССР, назначен начальником Главспецгидростроя, затем - заместителем народного комиссара морского флота СССР по строительству. Отвечал за строительство военно-морских баз и гидротехнических сооружений. Бригинженер (1939).

Великая Отечественная война

В первые дни войны Комаровский назначен начальником управления по строительству оборонительных сооружений Главного управления оборонительных работ НКВД СССР. 5 августа 1941 года бригадный инженер А. Н. Комаровский назначен начальником 5-го управления оборонительных работ, выполнявшего задачи по строительству оборонительных рубежей для Южного и Юго-Западного фронтов. Основные силы управления были направлены на строительство оборонительных рубежей под Харьковом. В октябре 1941 года на базе управления была сформирована 5-я сапёрная армия во главе с Комаровским, которая направлена на строительство Сталинградского оборонительного обвода.

По распространнённой в советской историографии версии, в январе 1942 года Постановлением Государственного Комитета Обороны на базе армии было сформировано управление строительства Бакалстроя - создание завода высококачественных сталей в районе Челябинска. Бакалстрой стал началом Челябинского металлургического завода.

5 сапёрная армия продолжала выполнение работ на порученных ей рубежах. С Комаровским в Челябинск на першинскую площадку прибыла группа сотрудников НКВД, 10-15 человек, занимавших в 5 сапёрной армии различные должности, и составшие костяк оперативно-чекистского отдела управления ИТЛ и строительства Бакальского металлургического комбината/Челябметаллургстроя НКВД СССР.

Александр Николаевич Комаровский

Комаровский Александр Николаевич (7.5.1906 - 1973), один из руководителей ГУЛАГа , генерал армии (1972), доктор технических наук (1956), Герой Социалистического Труда (1949), лауреат Сталинской премии (1951). Образование получил в Московском институте инженеров транспорта (1928). В 1939 вступил в ВКП(б). В 1930-х гг. был одним из руководителей строительства канала Москва-Волга, где широко использовался рабский труд заключенных. Затем нач. и главный инженер эксплуатации канала, с 1939 зам. наркома Морского флота СССР, затем наркома по строительству СССР. Во время Великой Отечественной войны нач. управления по строительству оборонительных сооружений Главного управления оборонительных работ НКВД СССР, командующий 5-й саперной армией и зам. нач. Главного управления оборонительных работ Наркомата обороны. С 1944 по 21.11.1951 нач. Главпромстроя НКВД СССР, с 21.11.1951 нач. Главспецнефтестроя МВД СССР. 9.7.1953 Комаровский вновь возглавил Главпромстрой - одну из самых мощных строительных организаций ГУЛАГа. одновременно он стал членом коллегии МВД СССР. Специалист по использованию труда заключенных и по безжалостной их эксплуатации. На подведомственных Комаровскому предприятиях смертность была крайне высока. После смерти И.В. Сталина Комаровский, как "специалист высокого класса", сохранил за собой руководство Главпромстроем. 16.3.1953 управление передано в ведение 1-го Главного управления при Совете министров СССР, а затем в Министерство среднего машиностроения. 16.3.1954 Главпромстрой, во главе все с тем же Комаровским, вернулся в МВД СССР, а 14.03.1955 окончательно перешел в Министерство среднего машиностроения СССР. С дек. 1963 зам. министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. В 1968 получил Ленинскую премию. С 1970 депутат Верховного Совета СССР, автор мемуаров "Записки строителя" (1972).

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Комаровский Александр Николаевич , советский воен. деятель, генерал армии (1972), Герой Социалистич. Труда (1949), доктор технич. наук (1956), профессор (1958). Чл. КПСС с 1939. После окончания Моск. ин-та инженеров транспорта (1928) работал на ин- женерно-технич. должностях в Московском бюро «Свирьстроя» и трестах «Водоканалстрой», «Гидротехстрой» и «Споцстройпроект». В 30-х гг. на стр-ве канала им. Москвы: нач-к гидротехнич. сектора, зам. нач-ка технич. отдела стр-ва и зам. нач-ка работ Юж. (Московского) р-на, а с мая 1936 нач-к Центр, р-на. В 1937 нач-к и гл. инженер управления эксплуатации канала. Затем один из руководителей проектирования и строительствава Куйбышевского гидроузла, был нач-ком сектора капитального стр-ва Наркомата водного хозяйства, зам. наркома Мор. флота, а с мая 1039 зам. наркома по стр-ву, возглавлял проектирование, стр-во и механизацию портов, судоремонтных предприятий и военно-мор. баз. В период Великой Отечеств, войны К.- нач-к Управления по стр-ву оборонит, сооружений Гл. управления оборонит, работ НКВД СССР, затем команд. 5-й сапёрной армией и зам. нач-ка Гл. управления оборонит, работ Наркомата обороны СССР. В этих должностях организовал стр-во ряда оборонит, рубежей на Юж. и Юго-Зап. фронтах. С янв. 1942 был нач-ком Управления стр-ва Челябинского, а затем Закавк. металлургич. заводов. В мае 1944 К. назначен нач-ком Главпромстроя СССР, руководил стр-вом ряда крупных предприятий. В 1948 К. было поручено руководство стр-вом зданий Моск. гос. ун-та на Ленинских горах, а затем и др. сложных сооружений, с 1954 возглавлял стр-во объектов атомной промышленности. Внёс большой вклад в строительство науч. центров страны, одновременно с 1958 заведовал кафедрой в Моск. инж.-строит, ин-те им. В. В. Куйбышева. С дек. 1963 зам. мин. обороны СССР по стр-ву и расквартированию войск. На этом посту К. проявил себя как крупный специалист и организатор. Под его руководством проведены важные мероприятия по совершенствованию структуры военно-строит. органов и технич. оснащению военно-строит. частей, построено большое кол-во важных воен. объектов. К. вёл большую науч. работу в области оборонного, пром. и гидротехнич. стр-ва, опубликовал значит, кол-во работ по этим вопросам. Под его руководством создан ряд коллективных науч. трудов, в т. ч. «Проектирование и строительство ядерных установок» (М., 1962), «Применение атомной энергии в народном хозяйстве» (М., 197Я). Депутат Верх. Совета СССР 8-го созыва. Лауреат Ленинской пр. (1968) и Гос. пр. СССР (1951). Награждён 7 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями, а также иностр. орденами.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 4.

Сочинения:

Организация работ на строительстве Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. М., 1958;

Подготовительные работы на крупных строительствах. М.-Л., 1959;

Строительные конструкции ускорителей. Изд. 2-е. М., 1961;

Предварительно напряженный железобетон в строительстве ядерных установок. М., 1968;

Строительство ядерных установок. Изд. 3-е. М., 1969;

Панельное и крупноблочное строительство промышленных и энергетических объектов. Изд. 2-е. М., 1970;

Записки строителя. М., 1973.

20 мая 1906 - 19 ноября 1973

советский хозяйственный, государственный и военный деятель, генерал армии, Герой Социалистического Труда

Молодые годы

Родился в семье инженера-гидротехника. Русский. Отец, Николай Александрович, окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, много лет строил шлюзы и плотины на Мариинской водной системе. Остался на службе в ведомстве путей сообщения после Октябрьской революции, во время гражданской войны был переведён в Московско-Окский округ путей сообщения, в связи с чем семья переехала в Москву .

В Москве Александр Комаровский окончил Московскую опытно-показательную школу имени Ф. Нансена в 1923 году, водный факультет Московского института инженеров транспорта в 1928 году. С 1928 года работал в Московском проектном бюро Свирьстроя, автор проектов нескольких плотин и гидротехнических сооружений. Тогда же занимался изучением влияния льда на гидротехнические сооружения, в начале 30-х годов издал ряд трудов на эту тему: «Структура и физические свойства ледяного покрова пресных вод», «Действия ледяного покрова на сооружения и борьба с ним», «Зимняя работа затворов гидротехнических сооружений».

На строительстве Канала им. Москвы и других объектах

В 1931 году был направлен на строительство Канала имени Москвы. Сначала был начальником гидротехнического сектора управления строительства Канала. С апреля 1934 года - заместитель начальника работ Южного (Московского) района строительства канала. С мая 1936 года - начальник работ центрального района канала. Там проявил себя талантливым инженером, выдающимся организатором работ и принципиальным руководителем. За работу на строительства канала награждён своей первой наградой - орденом Ленина.

После окончания строительства Канала имени Москвы в 1937 году А. Комаровский назначен заместителем начальника строительства Куйбышевского гидроузла. Изучив объект, пришёл к выводу об ошибочности выбора места строительства из-за неблагоприятных геологических условий. К тому времени строительство уже велось полным ходом, для чего был построен куст лагерей ГУЛАГа на 30 000 заключенных. По этому поводу Комаровский вступил в жёсткий конфликт с начальником строительства С. Я. Жуком . В конечном итоге строительство было остановлено, а в послевоенное время начато в ином месте.

В 1938 году Комаровский назначен начальником сектора капитального строительства Народного комиссариата водного транспорта СССР. В том же году он был зачислен в кадры Красной Армии и ему было присвоено воинское звание военинженер 1 ранга (соответствовало званию полковник). Член ВКП(б) с 1939 года.

В 1939 году Комаровский переведён в Народный комиссариат морского флота СССР, назначен начальником Главспецгидростроя, затем - заместителем народного комиссара морского флота СССР по строительству. Отвечал за строительство военно-морских баз и гидротехнических сооружений. Бригинженер (1939).

Великая Отечественная война

В первые дни войны Комаровский назначен начальником управления по строительству оборонительных сооружений Главного управления оборонительных работ НКВД СССР. 5 августа 1941 года бригадный инженер А.Н. Комаровский назначен начальником 5-го управления оборонительных работ, выполнявшего задачи по строительству оборонительных рубежей для Южного и Юго-Западного фронтов. Основные силы управления были направлены на строительство оборонительных рубежей под Харьковом . В октябре 1941 года на базе управления была сформирована 5-я сапёрная армия во главе с Комаровским, которая направлена на строительство Сталинградского оборонительного обвода.

В январе 1942 года Постановлением Государственного Комитета Обороны на базе армии было сформировано управление строительства Бакалстроя - создание завода высококачественных сталей в районе Челябинска . Бакалстрой стал началом Челябинского металлургического завода. Начав строительство с колышка в поле, Комаровский добился уже в 1943 году первой плавки комбината.

20 мая 1906 года родился Александр Николаевич Комаровский - выдающийся инженер, организатор, военачальник, Герой Социалистического Труда, кавалер семи орденов Ленина. При жизни говоривший о себе просто - строитель.

Александр Николаевич родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-строителя. Незадолго до Первой Мировой, Комаровские перебралась в Череповец, где глава семейства участвовал в строительстве Мариинской водной системы. После Февральской революции, отец получил назначение на должность начальника Москворецко-Окского округа водных путей сообщения в Москве. Великая Октябрьская Социалистическая революция, которую Комаровский старший принял, положения дел и должности не изменила. Семья обосновалась в Москве.

Вскоре юного Александра отдали в опытно-показательную школу имени Фритьофа Нансена с, как сейчас принято говорить, физико-математическим уклоном. После окончания школы в 1922 году, Комаровский решил пойти по стопам отца и стать инженером-строителем, в том же году он успешно поступает в Московский институт инженеров транспорта.

Шесть лет спустя молодой инженер окончил институт и приступил к работе. Проектировал гидротехнические сооружения, заведовал гидробюро треста Гидротехстроя. Со своей работой он справлялся блестяще, и в подтверждении этого, в 1931 году двадцатипятилетнего Комаровского назначают начальником гидротехнического сектора проектного управления строительства канала Москва - Волга. А ещё три года спустя заместителем начальника работ Московского района строительства канала. Это была ответственная и сложная работа, которой молодой специалист отдавался целиком и трудился практически сутками.

"...Мы молоды и полны сил. Большинство из нас пришли на эту гигантскую стройку прямо со школьной скамьи. Многие из инженеров и техников, создавших канал, еще в комсомольском возрасте. Мы с гордостью рапортуем нашей великой Родине, что грандиозный канал, все его замечательные сооружения и механизмы построены без иностранной помощи..."
Из речи Комаровского на митинге, посвящённого открытию канала Москва-Волга.

В мае 1937 года строительство канала было завершено. После окончания работ, Комаровский был назначен начальником и главным инженером управления канала, однако вскоре ему поступило неожиданное предложение из Народного комиссариата обороны - выступить консультантом в вопросах военного строительства. Александр Николаевич согласился и в течение года успешно совмещал работу с консультациями. В 1938 году, его вклад в укрепление обороноспособности страны был оценён по достоинству, ему было присвоено звание бригадного военного инженера.

С этого момента жизнь Комаровского будет неразрывно связана с армией, в 1939 году его назначают заместителем народного комиссара Морского Флота СССР по строительству и механизации портов, а затем руководителем Главспецгидрострой, в чьи задачи входили создание и модернизация портов под нужды военно-морского флота. Однако осуществить задуманное в полной мере оказалось невозможным, работы прервала Великая Отечественная война.

Комаровский, как и множество других талантливых организаторов был переброшен на одно из важнейших направлений - эвакуацию промышленности. Однако в условиях начавшейся войны оказались востребованы не только организаторские таланты тридцатипятилетнего бригвоенинженера. Под его руководством в кротчайшие сроки были организованы восстановительные бригады, сформированные для минимизации разрушений в Москве, нанесённые в ходе налётов гитлеровской авиации.

5 августа 1941 года Александр Николаевич назначается начальником пятого управления оборонительных работ, ответственного за возведение укреплений на Южном и Юго-Западном направлении, на Украине под Харьковом. Вскоре последовало новое назначение, Комаровский стал заместителем начальника Главного управления оборонительного строительства Наркомата обороны. Однако работы от этого меньше не стало, бригвоенинженер пропадал на рубежах обороны, в ходе одно из облётов его самолёт был перехвачен вражеским истребителем, однако лётчику удалось посадить подбитую машину. Комаровский выжил, отделавшись ранением в ногу.

Немецкий бронетранспортёр и советский. Октябрь 1941, где-то под Харьковом


Советские войска отчаянно цеплялись за линии обороны, однако в ноябре Харьков был оставлен по приказу Ставки. А Комаровский был вызван в Наркомат обороны, где получил новое назначение на строительство оборонительных рубежей под Сталинградом. Взяв руководство над пятой сапёрной армией, Александр Николаевич приступил к работе. Несмотря на суровую зиму, люди буквально вгрызались в землю и ежедневно решали сложнейшие задачи, чтобы подготовить к рубежи к встрече врага.

В январе 1942 года работы на сталинградском рубеже были завершены. И здесь в жизни Комаровского, который, казалось бы, должен был продолжать трудиться фортификатором, произошёл очередной крутой поворот. Приказом Государственного Комитета Обороны, бригвоенинженеру и "освободившейся" пятой сапёрной армии предписывалось прибыть на разворачивающийся под Челябинском "Бакалстрой" (позднее "Челябметаллургстрой"). Александр Николаевич должен был возглавить строительство металлургического завода, знаменитого ЧМЗ.

Прибыв на место Комаровский пришёл к выводу, что несмотря на срочность, нужно начинать не со строительства завода, а с обеспечения строителей необходимыми условиями - качественным жильём, коммуникация, подсобными сооружениями. Это была огромная ответственность, за срыв планов по строительству стратегического предприятия могло последовать весьма суровое наказание. Однако Александр Николаевич настоял на своём, лишь весной 1942 года, когда были решены основные бытовые проблемы, было начато сооружение первой очереди завода.

Строительство огромного предприятия в условиях войны - является беспримерным подвигом, который, как и многие другие подвиги того времени оказался оплёван. Дело в том, что большая часть работ выполнялись силами пленных и трудомобилизованных немцев, по понятным причинам находившихся в распоряжении НКВД. Обличителями были сказаны традиционные слова о тысячах погибших, нечеловеческих условиях, жестокости и бесправии. Не сказано только одно, как в "атмосфере постоянно страха" удалось через год(!) построить огромное промышленное предприятие и через полтора выдать первую плавку. Энтузиазм никогда не рождается из рабства, так сказал представитель английской компании Гартель, побывавший на советских стройках 30-х. А без него, совершить подобное просто невозможно. Валить лес - да, в кратчайшие сроки строить заводы - нет.

Челябметаллургстрой (Бакалстрой)

"...В разгроме гитлеровских полчищ под Сталинградом есть доля героического труда воинов-строителей. Многие из них - создатели сталинградских оборонительных рубежей - трудятся в наших рядах. Недалеко то время, когда и наш нынешний труд также найдет отражение в победах советских войск..."
Из речи Комаровского на митинге, посвящённого победе под Сталинградом

7 февраля 1943 года коллектив Челябметаллургстроя доложил о завершении строительства. Две недели спустя Комаровскому было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы.

19 апреля на заводе была осуществлена первая плавка, осенью того же года было завершено строительство ТЭЦ, начали сооружаться и вступать в строй заводские объекты второй очереди. По завершении работ, Александр Николаевич был вызван для доклада в Центральный Комитет Партии, после чего получил назначение на руководство сооружением металлургического завода в Рустави. В мае Комаровский покинул Челябинск и отправился в Закавказье.

В 1945 году Комаровский был вновь вызван в Москву. Великая Отечественная война окончилась, настало время восстанавливать разрушенное гитлеровцами народное хозяйство.

Талантливый организатор руководил восстановлением промышленных, гражданских и военных объектов на всей территории Советского Союза, пострадавшей от оккупантов. Однако помимо этой работы возникали и новые, порой весьма необычные задачи, в 1948 году ему было поручена организация сооружения Московского Государственно Университета. Пять лет спустя он принял первых студентов. Под руководством Александра Николаевича были построены синхрофазотрон и синхроциклотрон.

Никуда не делась и работа по проектированию и сооружению военных и оборонительных объектов. В конце 1963 года Комаровский был назначен заместителем министра обороны СССР по строительству. В ноябре 1972 года ему было присвоено звание генерала армии. Он был первым генералом армии от инженерных войск.

К большому сожалению жизнь отмерила этому человеку всего 67 лет. 19 ноября 1973 года после тяжёлой болезни Александр Николаевич Комаровский скончался. Похоронен Герой Социалистического Труда, кавалер орденов: Ленина (семикратно), Красного Знамени (дважды), Красной Звезды (дважды), Отечественной Войны I степени, на Новодевичьем кладбище в Москве.

В честь Александра Николаевича в 2006 году была учреждена медаль "Генерал армии Комаровский", которой за отличную службу награждаются военнослужащие службы расквартирования и обустройства.

А в Челябинске его имя носит небольшая улица Металлургического района, расположенная в месте, до сих пор неофициально именуемом "Бакалом". Именно здесь были заложены первые сооружения строителей завода, вокруг которого вырос целый городской район.

Меда́ль «Генера́л а́рмии Комаро́вский» - ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации , учреждённая приказом Министра обороны Российской Федерации № 175 от 2 мая 2006 года . Носит имя генерала армии Александра Николаевича Комаровского , заместителя министра обороны СССР, руководителя строительства ряда важнейших оборонных объектов государства.

Правила награждения

Согласно Положению, медалью «Генерал армии Комаровский» награждаются:

  • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за безупречную службу в Службе расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск в течение 10 лет и более в календарном исчислении;
  • военнослужащие, проходящие военную службу в Службе расквартирования и обустройства, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск, за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга и специальных задач;
  • лица гражданского персонала Вооружённых Сил , проработавшие в Службе расквартирования и обустройства, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск 15 лет и более в календарном исчислении, ветераны военной службы за большой личный вклад в развитие военно-строительного комплекса, организацию расквартирования и обустройства войск, а также другие лица, оказывающие содействие в решении задач, возложенных на Службу расквартирования и обустройства, воинские части и организации расквартирования и обустройства войск.

Награждение медалью производится приказом начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации . Повторное награждение не производится.

Правила ношения

Медаль носится в соответствии с Правилами ношения военной формы одежды военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации и располагается после медали Министерства обороны Российской Федерации «За службу в подводных силах» .

Описание медали

Медаль изготавливается из металла серебристого цвета, имеет форму круга диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон. На лицевой стороне медали: в центре - рельефное изображение портрета генерала армии А. Н. Комаровского ; по кругу в нижней части - рельефная надпись: «ГЕНЕРАЛ АРМИИ КОМАРОВСКИЙ» . На оборотной стороне медали рельефная надпись: в центре - в две строки: «Созидание, труд и оборона» ; по кругу в верхней части - «МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ» , в нижней части - «РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» .

Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой шириной 24 мм. С правого края ленты оранжевая полоса шириной 10 мм окаймлена чёрной полосой шириной 2 мм, левее - равновеликие красная и чёрная полосы.

Элементы медали символизируют:

  • портрет генерала армии А. Н. Комаровского - выдающиеся заслуги в деле создания необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности войск;
  • оранжевая полоса ленты медали, окаймлённая чёрной полосой, - статус медали как ведомственной награды Министерства обороны Российской Федерации;
  • красная и чёрная полосы ленты медали (традиционные цвета военных строителей) - предназначение медали для награждения военнослужащих, проходящих военную службу в органах военного управления, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск.