Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной к школе группе тема: «волшебный цветок. Конспект нод по подготовки к обучению грамоте в подготовительной группе «абвгдейка Конспект нод обучению грамоте

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей №63 «Жемчужинка»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Волшебный цветок»
Подготовила: воспитатель Талипова А.Н. г.Набережные Челны. 2014 год

Возраст: подготовительная к школе группа.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные)
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
4. Формировать умение делить слова на слоги.
5. Упражнять в графическом изображении звука – букве.
Развивающие:
1. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
2. Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Методические приёмы:
игровой (игра –«Цветик –семицветик»);
наглядный (использование картин);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом.
карточки с рисунками.
Раздаточный материал: цветные квадратики (красные, синие); карточки с цифрами 1,2,3,4; карточки с недорисованными буквами.
Организация детей: в кругу, за столами;
Индивидуальная работа: Продолжать работу с Д. Данилом по различению звуков на слух и отчетливому их произношению. Развивать интонационную выразительность, правильный темп речи с Ханзай.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Структура:
1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши»
2. Работа по теме занятия:
- 2 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
- 3 задание «Составь предложение по картине»
- 4 задание «Где прячется звук?»
- 5 задание « Подели слова на слоги и определи их количество».
- 6 задание «Допиши буквы».
- 7 задание «Поймай звук».
3. Итог занятия.

Ход:
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)

Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, какой лепесток откроем первым, Данил?
Ответы детей.
1 Задание «Отгадай загадку и опиши»
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, зима?
Дети: белая, белоснежная, ветреная, снежная, крепкая, холодная, ледяная, вьюжная итд.
Воспитатель: Вы правильно охарактеризовали зиму и выполнили первое задание Мудрой Совы.
Воспитатель: А теперь садитесь на свои места и Милена, какой лепесток с заданием будем открывать?
2 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались зимы -
Помчались с горы.

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «САНКИ». Для этого у вас на столе лежат карточки синего и красного цвета.
-Какие звуки обозначаются синим цветом?
-Какие звуки обозначаются красным цветом?
-Сколько звуков в слове «САНКИ»?
-Какого цвета первая карточка? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «САНКИ».
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова САНКИ. Один ребенок работает у доски.
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
-У кого карточки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились и приступаем к следующему лепестку. А там задание такое:
3 задание «Составь предложение по картине»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Зима»). Дети составляют предложения про зиму и определяют количество слов в предложении.
На ваших столах есть чистые листочки и карандаши. На этих листочках вы должны записать схему предложений:
1. Наступила холодная зима.
2. Дети слепили красивого снеговика.
(Дети записывают схемы предложений. После проверяем у доски)
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку.
Физкультминутка:
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Раз сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя!
Раз-присели, два-привстали
Руки кверху все подняли.
Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание.
4 Задание «Где прячется звук?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.
На дворе - горой,
А в избе - водой. (Сугроб)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В середине слова.
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло - заплачет вмиг
И растает... (снеговик)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?
Дети. В начале слова.
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот -
Не вода в ручье, а... (лед)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [л]?
Дети. В начале слова.
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны... (снежки)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [С]?
Дети. В начале слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Отрываем следующий лепесток. А там вот такое задание.
5 задание « Подели слова на слоги и определи их количество».

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4 Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.
Воспитатель показывает картины (сани, шарф, шапка, снеговик, лыжи, коньки, варежки, елка, снегурочка, снежинка) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.
Воспитатель. Молодцы. Все верно. Отрываем и читаем.
6 задание «Допиши буквы».
Воспитатель. Откройте конверты, там находятся карточки с недорисованными гласными буквами. Внимательно посмотрите и буквы эти допишите.
Дети выполняют задания на карточках самостоятельно. Каждому ребенку предлагается индивидуальная карточка.
Воспитатель. Закончили? Хорошо. А теперь давайте проверим, правильно ли вы написали буквы.
Дети показывают карточки и называют букву.
7 задание «Поймай звук».
Воспитатель: И вот, наконец-то, остался последний лепесток с последним заданием. Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т.е. когда услышите звук И, хлопайте в ладоши.
а) в звуковом ряду: а, о, и, ы, я, е, у;
б) в слоговом ряду: ра, ти, мы, ит, ли, ко, су, их;
в) в словах: тигр, машина, кукла, окно, игрушка, стол, кит, книга.
5
Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 125 «Яблонька»

КОНСПЕКТ

НОД

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

(ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ТЕМА:

«ВМЕСТЕ СО СМЕШАРИКАМИ»

Подготовила воспитатель

Николаева М.Н.,

Г . Дзержинск

2016 г.

ЦЕЛЬ:

обобщение и закрепление полученных знаний по подготовке к обучению грамоте

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

    Совершенствовать умение детей дифференцировать согласные звуки по мягкости и твёрдости

    Закреплять навык словотворчество через придумывание новых названий знакомых предметов

    Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, навыки осознанного слогового чтения.

    обогащать словарный запас детей.

    Продолжать формировать навыки учебной деятельности

Развивающие:

    Развивать словесно - логическое мышление, внимание, сообразительность;

    Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности

Воспитательные:

    Способствовать созданию непринуждённой обстановки во время совместной деятельности с детьми

    Поддерживать интерес к образовательной деятельности;

    Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

    Воспитывать умение слушать и воспринимать задание взрослого, формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Закрепить ценность групповых традиций

Предварительная работа:

Словесные дидактические игры «Мостик», «Скажи иначе», «Сочини сказку»

д/и: «Потерялся звук», «Определи место звука в слове», «Измени слово»

«Четвертый лишний», «Закончи слово»

настольно-печатные игры;

конкурс на лучшую придуманную историю

введение групповой традиции «Вопрос из сундучка»

Материал:

Демонстрационный:

игрушки Кроша и Ёжика

ноутбук

мультимедийная установка

слайды презентации по теме занятия

атрибуты к д/игре «Определи звук»

сигнальные сфетофорчики 4-х цветов для динамической паузы

песочные часы

звонок

сундучок с вопросами (групповая традиция на каждый день)

столы, расположенные в 2 ряда (для каждой команды)

Раздаточный:

карточки с буквами и зашифрованным словом

бейджики с обозначением команды (изображения Кроша и Ёжика)

карточки 2-х цветов с разрезанными на слоги словами в корзинках голубого и красного цветов

цветные картинки с изображением разных предметов

прищепки зелёного и синего цветов

набор раскрасок формата А6 (подарок от смешариков)

Методические приемы:

Создание игровой развивающей ситуации

Наглядный

Образец речи воспитателя

Развивающие задания

Использование соревновательного мотива деятельности

Использование ИКТ

Вопросы активизирующего характера

Дифференциация индивидуальных заданий

Индивидуальная помощь взрослого и сверстников

Положительная оценка деятельности детей

Дифференцированный подход:

- при подготовке раздаточного материала для задания «Собери слово»

Предусмотреть слова разной сложности:

Андрей, Даша, Лера – слова 2-х слоговые

Саша, Дима, Настя –усложнение: положить в корзинку лишние слоги

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие: у нас в гостях воспитатели нашего д/сада.

Я предлагаю начать наше занятие с игры «Тот, кто…»

Я буду называть действие и тех, кто будет его повторять. Будьте внимательны. Начнём?

В ладоши хлопнет тот, у кого сегодня в одежде есть полоски!

Топнет правой ногой тот, у кого есть сестрёнка!

Присядет тот, у кого имя начинается на звук «Д»!

Скажет «ОГО!» тот, кто сегодня съел всю кашу!

Встанет на носочки тот, кто сегодня пришёл в д/сад пешком!

Сделает шаг назад тот, кого привезли на машине!

Помашет руками тот, кто с удовольствием скгодня пришёл в д/сад!

Крикнет «ДА» тот, кто знает, кто такие смешарики!

Я даже и не сомневалась, что все их знают!

Поэтому мы сегодня устроим соревнования.

Для того, чтобы вам выполнить задания, необходимо разделиться на две команды: одна команда будет набирать очки для Кроша, а другая для Ежика. Поэтому и команды будут у нас называться – «команда Кроша» и «команда Ежика».

На карточках, которые я вам раздам, зашифрованы названия команд, в которую вы попадёте. Вам нужно на карточке из букв, обведённых в кружочек, составить слово и прочитать его.

А у Юлии Петровны и Анастасии Ивановны вы получите соответствующий бейджик.

Ну вот и определились наши команды!

Команда «Крош» занимает ряд с красными корзиночками, а команда «Ёжик» - с голубыми.

А гости сегодня будут оценивать результаты и наполнять ваши корзиночки весёлыми шариками.

Первое задание.

Все предметы, которые нас окружают, имеют своё название: окно, стол, полотенце, пенал…

Я предлагаю вам пофантазировать и придумать другие названия предметам, которые я буду называть.

Отвечать нужно будет по очереди каждой команде. Готовы?

    Кастрюля

    Мыло

    Очки

    Ручка

    Стул

    Ноги

    Телефон

    Бутылка

Молодцы! Мне понравились новые названия!

Второе задание «Собери и прочитай слово»

В ваших корзиночках карточки белого и розового цвета. На каждой – слоги от какого-то слова.

из белых карточек и из розовых. Работать нужно будет быстро, время будем отмерять песочными часами. Начинаем по сигналу. Готовы? Начали!

Помогаю, подсказываю, подбадриваю детей…

По сигналу дети заканчивают задание.

Разбираем, что получилось…

А теперь немножко отдохнём.

Динамическая пауза «Хлопни, топни»

Сейчас мы определим, кто из наших знатоков самый внимательный. У меня в руках разноцветные сфетофорчики, каждый обозначает действие: синий - хлопай в ладоши, зеленый - топай ногами, красный - повернись вокруг себя, жёлтый – помаши руками.

Вам необходимо внимательно смотреть, карточку какого цвета я вам показываю и правильно выполнять движения.

Третье задание «Определи звук»

Перед вами – необычные круги. На них картинки с разными игрушками. Для каждой команды – свой круг.

Вы по очереди будете подходить сюда, определять: твёрдый или мягкий первый согласный в названии игрушки и обозначать твёрдый звук синей прищепкой,

А мягкий - …

Да, хорошо, что вы помните.

Итак, начинаем!

    Гриб, паровозик, слон,

машина, мяч, неваляшка

    Лиса, белочка, мишка,

лягушка, бабочка, дом

Все вместе проверяем, исправляем ошибки…

Четвёртое задание «Угадай слово»

Вы узнаёте своё слово и громко его называете:

    Стеклянный, прозрачный, хрупкий

    Белое, пушистое, лёгкое

    Белое, холодное, сладкое…

Молодцы!

Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания!

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось сегодня трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

А теперь, по нашей традиции, я говорю всем вам наши волшебные слова:

Непоседы, «кука- маракука»…(значит, я вас хвалю!)

А что скажет жюри?

В заключении, по нашей традиции, достанем вопрос из нашего сундучка.

Пусть сегодня вопрос выберет Андрей. Согласны?

Дарю всем детям раскраски на память о сегодняшнем соревновании.

Дети здороваются с гостями

Дети

слушают и выполняют действия

по своему выбору

Дети получают карточку с заданием, расшифровывают

слово, получают бейджик «Крош» или «Ёжик»

Дети занимают свои места

Дети из команд по очереди придумывают новые названия, учитывая лексическое значение

предмета

Дети собирают слова:

Машина, музыка, кубики, чудеса, снежинка, игра, дети, море, река, часы, берёза. лего…

Дети по очереди читают свои слова

Дети встают около своего места и выполняют движения

Зелёной

Стакан

Облако

Мороженое…

По желанию дети высказываются по вопросу

«Чему бы вы хотели научиться?»


Наталья Шех
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

(подготовительная к школе группа )

Тема : «Грамотеи » .

Цель : закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте .

Задачи :

Коррекционно-образовательные задачи :

Продолжать учить детей давать характеристику звуков, дифференцировать звуки Р-Л, проводить звуковой анализ слова;

Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;

Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать память и внимание;

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу;

Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование :

Телеграмма ; картинки на выделение звука из слова; опорные картинки для работы над предложением; магнитная доска; карточки со словами пословицы.

Раздаточный материал : кружки красного, синего и зеленого цвета; карточки на определение места звука в слове; набор предметных картинок на определения количества слогов в слове; карточки с элементами букв, простые карандаши; картинки-смайлики.

Ход НОД:

В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

(Дети встают в круг) .

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Мы играем и поем, дружно в группе мы живем.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи :

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Ребята, нам пришла телеграмма от жителей страны «Грамотейка » .

(Дети садятся за столы) .

"Здравствуйте дорогие ребята! Хотим поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу, и знаете все буквы и звуки. Мы, жители страны «Грамотейка » , получили задание от Мудрой Совы составить из слов пословицу о дружбе. Чтобы составить пословицу, надо пройти испытания. Но мы затрудняемся и просим у вас помощи».

Ну что ребята, поможем жителям страны «Грамотейка » . Попробуем пройти испытания?

Посмотрите, на доске спрятаны слова. Вам интересно узнать, какая пословица здесь прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки» .

Для начала отгадаем загадки :

1. Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук) .

Какие звуки вы знаете?

(Дети называют несколько звуков, дают им характеристику) .

2. Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква) .

А чем буква отличается от звука?

(Буквы мы видим, пишем, а звуки слышим и произносим) .

3. Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог) .

4. Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово) .

5. Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение) .

Мы загадки отгадали, слово первое открываем - ДЕРЕВО.

2 задание. Игра «Кто внимательный» .

Я буду называть звуки. Если это гласный звук, кружок какого цвета мы поднимаем? А если твердый (мягкий согласный?

А, В,Д, Ж,Ш,К, Л, У, Н,Э. (Ответы детей) .

Игра «Найди звук» .

На доске картинки : робот, рыба, барабан, помидор.

Ребята, скажите, что изображено на экране? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Р).

А теперь нам нужно определить место звука Р в слове (дети ставят фишку в нужную позицию – начало, середину или конец слова) .

На доске картинки : лампа, слон, кресло, пенал.

Посмотрите, и скажите, что изображено на картинках? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Л» ).

А теперь нам нужно определить его место в слове.

Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем. Поиграем?

Слова :

РАМА. -ЛАМА, РОЗА-ЛОЗА, ВАЛ-ВАР, БОЛОТО-РАБОТА, УКРОП-КЛОП.

(Дети выполняют задание) .

Умницы, и это задание вы выполнили правильно. Открываем и читаем второе слово – ДЕРЖИТСЯ.

3 задание. Звуковой анализ слова.

Ребята, отгадайте загадку :

Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают, рисуют и читают.

(На доске ребенком проводится звуковой анализ слова «ШКОЛА» ).

4 задание «Раздели слово на слоги» .

Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов) .

Как узнать, сколько слогов в слове?

(При помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов) .

Сейчас каждому из вас я раздам по картинке, а вы с помощью хлопков определите, сколько слогов в вашем слове (картинки по количеству детей) .

(Дети называют слово и прохлопывают количество слогов в нем) .

Молодцы! Открываем четвертое маленькое слово – А.

Сейчас всех в круг я приглашаю, вместе с вами поиграю.

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад) .

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны) .

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте) .

Для выполнения следующего задания предлагаю вам сесть за столы.

5 задание «Закончи предложение» .

Ребята скажите, а что такое предложение?

(Ответы детей : «Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и связаны по смыслу»).

Посмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушный шарик, рыба, носок, грибы) .

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Придумай предложение» . Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам каждой паре по картинке. Один из вас должен придумать предложение по этой картинке. А другой – воспоизвести его с разной интонацией. (картинки : рыба, цветы,стол, воздушный шарик, носок, гриб) .

Хорошо, и с этим заданием вы справились.

Вы ребята, очень умные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово. (Открывают и читают пятое слово – ЧЕЛОВЕК) .

6 задание «Восстанови буквы»

Ребята, в стране «Грамотейка » произошло землетрясение. Все буквы упали и рассыпались. Давайте поможем жителям страны восстановить буквы? У вас на столе еще карточки и карандаши. Восстановите пожалуйста все буквы. Будьте внимательны, не ошибитесь. Раз, два, три, четыре пять, начинаем рисовать!

(Дети дорисовывают элементы, чтобы получилась буква) .

Ребята, покажите, что у вас получилось.

(Дети показывают и называют получившиеся буквы)

Сколько букв вы восстановили, какие красивые буквы у вас получились. Ну а теперь мы можем открыть последнее слово и прочитать всю пословицу - ДРУЗЬЯМИ.

«Дерево держится корнями, а человек друзьями» .

Рефлексия.

Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями. Вам понравилось проходить испытания? Чем мы сегодня занимались? Какое у вас настроение? Жители страны «Грамотейка » рады и благодарны, что вы им помогли. И они приготовили вам сюрприз. Посмотрите – это смайлики. Они разные : радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было интересно на занятии, вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем было трудно - грустного.

(Дети выбирают смайликов) .

Татьяна Гарнышева

Образовательные:

Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

Совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Воспитательные:

Создать хорошее настроение;

Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

Поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Организация занятия:

1- ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.

Материал:

Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для составления слова.

Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».

Ход занятия:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! солнцу и птицам.

Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.

Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.

Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).

Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?

(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)

Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.

Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные).

Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).

Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».

Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).

Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)

Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.

С, О, Л, Н - СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.

«Много с буквами хлопот

Уж, такой они народ,

Но когда с умом толково

Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят».

СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).

Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).

Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.

Помогите мне найти свой домик.

Молодцы, займите свои места за столами.

«Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что видит только глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами».

Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).

- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.

Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)

А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)

Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).

Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).

Звук З – согласный, звонкий, мягкий.

Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.

Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)

Какие это звуки? (и, а).

Какой гласный находится в середине слова? (И)

Где находится звук «а»? (в конце слова)

Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).

Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).

На какой слог падает ударение? (МА).

Назовите безударный слог? (ЗИ)

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.

(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы).

У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.

ГРУ. ША МА. ЛЫШ

МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. А



Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА).

Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова).

Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).

Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ).

Какой знак ставится в конце предложения? (точка).

А еще какие знаки ставятся в конце предложения?!)

Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (.,)

Решение ребуса:

К Л О В В О Л К В А С О С О В А

4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4

Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово.

СО. КА МА. НА

DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ


Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

Какое задание понравилось больше всего?

Какое занятие показалось трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Спасибо вам за работу!

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Цель:

    Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

Образовательные:

    Закреплять знания детей о гласных звуках.

    Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

    Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

    Продолжать учить определять количество слогов в слове.

    Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

    Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

    Учить составлять предложение.

Развивающие:

    Развивать речь, внимание, мышление.

    Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

    Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

    Музыкальное сопровождение.

    Словесный (вопросы, объяснение) .

    Наглядный (картинки, показ артикуляции) .

    Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек») .

    Практический (упражнения) .

    Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички) , кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья...)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо) )

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

Никто не откликается.

В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Сколько слогов в слове АУ? (2)

Из скольких звуков состоит это слово?

Какой первый звук?

Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

Какой второй звук в слове АУ?

Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Кто это? (Маша, Медведь)

А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

А У .

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Молодцы, ребята!

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы вспомнили?

Какие это звуки? Почему?

С каким новым словом познакомились?

Чем звуки обозначаются на письме?

Чем звуки отличаются от букв?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.