Форт «Великий Князь Константин. Форт "великий князь константин" Экскурсии по форту Константин

Еще совсем недавно на этот форт попасть было проблематично. Но времена меняются, форт "Константин" был выкуплен сыном директора холдинга "Третий парк", крупнейшего негосударственного перевозчика Северо-Запада России, занимающегося коммерческими автобусными перевозками. Сейчас на территории форта выстроена плавучая гостиница, а простых любопытных на "Константин" пускают за скромную мзду в 150 рублей с одной машины.

На форт мы поехали 8 марта. В этом году праздничный день был ознаменован ветром ураганной силы с придачей в виде дождя и мокрого снега. Дождь поливал нас всю дорогу до форта, но, как только мы прибыли на место, осадки, как по мановению волшебной палочки, прекратились, и сквозь быстро летящие свинцовые тучи даже начали прорываться солнечные лучи.

Но ветер никуда не делся, а на продуваемом со всех сторон форте он чувствовался с особой силой. Первым делом мы подъехали к маяку, что в самом конце форта. И, когда мы легкомысленно распахнули в машине сразу две двери, ветер подхватил лежащие на торпеде нужные нам бумажки, и стал их кружить и швырять по форту. Мы, размахивая руками, ловили бумажки, и это было похоже на кадры из фильма. Именно так в драматичных сценах показывают героев, которые пытаются поймать листки писем или что-то там еще. Наверное, со стороны это выглядело комично. Кое-что нам поймать удалось, что-то нашли в камнях, но большинство бумаг улетело в залив. Хорошо, что ничего особо ценного среди них не было.

С "Константина" открывается хороший вид на форт "Александр" ("Чумной).

Очень хочу на него когда-нибудь попасть, он больше всех похож на легендарный "Баярд".

По сравнению с другими виденными ранее фортами можно сказать, что "Константину" повезло. Территория убрана, два корпуса из трех отреставрированы.

Около гостиницы оборудована вертолетная площадка.

Гостиница весьма романтична: хорошо жить с видом на Кронштадт, форты и проплывающие суда.

Около "Константина" находится судопропускное сооружение № 1, расположенное над тоннелем на КАДе, так что проплывающие мимо корабли стабильно радуют глаз посетителям гостиницы и гостям форта.

Кстати, чтобы попасть на форт, надо съезжать сразу, как только выезжаешь из тоннеля. Затем нужно проехать два КПП, деньги за въезд собирают на втором.
А льда на заливе уже нет, только прибрежная шуга, и это 8-го марта, удивительно.

На "Константине" имеется пристань, откуда можно отправится с экскурсией на южные форты. Летом здесь подрабатывают частники на моторках.

Корпус форта, который ближе к гостинице и заливу, отреставрирован, оборудованы ступени наверх и смотровые площадки.

План форта. Можно попасть внутрь помещений. Мы не попали, потому что не знали, что можно.

Тот корпус, что поближе к въезду, пока заброшен.

Также на "Константине" имеется декоративное судно на берегу.


Еще есть пушка и уделанный чайками якорь.

"Константин" стал нашим пятым посещенным фортом ("Серая Лошадь", ""Шанц", "Красная горка", "Ино"). На форт "Ино" мы ездили прошлой осенью. "Ино", конечно, грандиозен, толщина бетонных перекрытий форта поражает воображение. "Ино" стоит в лесу, недалеко от поселения Приветинское, где раньше базировалась воинская часть. Со стороны залива форт выглядит просто как высокий холм, поросший сосняком, не знаешь, не найдешь. Жаль, что тогда мы забыли фотик:(
Резюме: "Ино" из пяти виденных фортов самый впечатляющий, а "Константин" самый ухоженный и благоустроенный. Будем надеяться, что постепенно все форты доведут до ума, они этого заслуживают.

Покинув форт, доехали до Кронштадта, чтобы посмотреть на Морской собор без синего забора.

Зашли внутрь, после реставрации еще там не были. Внутри собор так же грандиозен, как и снаружи, и такой же светлый. Шло всенощное бдение, дивно пел хор, акустика в соборе изумительная.
Такой день:)

Форт "Константин" (Батарея "Двойная Южная ") является одним из самых интересных сооружений комплекса Кронштадтской крепости . Его история началась летом 1808 г., когда на месте существующего ныне форта возвели деревокаменную батарею. Современное название форта появилось в 1834 г. После посещения батареи, Николай I повелел переименовать её в форт «Константин » в честь своего сына - великого князя Константина Николаевича. Строили форт по несколько иной технологии чем прежде. Срубы-ряжи делали на берегу, так как он располагался от места постройки не более чем на 800 метров. Затем их бук-сировали к месту постройки, а камень загружали с подо-шедших барж. Ряжи выступали над ординаром на 1,5 м.

Название «Двойная» отражало двухъярусную конструкцию батареи. Деревянная конструкция заставляла строителей крепости постоянно ремонтировать и усиливать гидротехнические сооружения батареи. Ситуация стала критической после катастрофического наводнения 1824 г., тогда же было принято решение о реконструкции. Однако процесс растянулся на несколько десятилетий и современный облик форта стал формироваться только после окончания Крымской войны 1853-1856 гг.


Зимой 1858 г. приступили к работам по исследова-нию дна залива на месте постройки. На старой деревянной батарее был размещён временный городок строителей и склад необходимых материалов для возведения нового форта. Между свай укладывалась особая бетонная смесь. Бетона в современном смысле этого слова тогда не было: еще не появился портландцемент и основой бетона являлась известь. Тем не менее постройка оказалась достаточно прочной, она стоит и поныне без осадок, несмотря на широко развернувшиеся на форте в 1986 г. строительные работы по возведению Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений («дамбы»).

К лету 1861 г. работы по формированию нового острова были завер-шены и начлось строительство батарей. Впервые в крепости Кронштадт на форту «Константин» строились батареи с броневыми брустверами трех различных систем для первых нарезных орудий.

В последующие годы территория форта «Константин» рас-ширялась и перестраивалась. Батареи соединили перемычкой, поэтому форт сейчас в плане имеет такую необычную форму. Один из броневых брустверов, не разбирая, передвинули на специальных деревянных салазках, для придания новой директрисы стрельбы 11-дюймовым нарезным орудиям. Здесь же находилась и уникальная скрывающаяся установка на два 11-дюймовых орудия, сохранившаяся до сих пор. После выстрела платформа с орудиями посредством паровой машины опускалась в специаль-ный колодец для заряжания. Этим достигалась надежная защита артиллеристов от вражеских выстрелов. Заряженные орудия для выстрела поднимались в верхнее положение. Проект этой си-стемы разработал известный инженер-строитель Г.Е. Паукер, а её строительство полностью закончилось к 1879 году.



Система установки орудий за броневыми брустверами имела один существенный недостаток - слишком малый угол наведения по горизонту, ограниченный размерами амбразуры. Артилле-рия в те годы развивалась с небывалой скоростью. На смену примитивным гладкоствольным орудиям, заряжавшимся с дула, пришли нарезные, дальнобойность и точность стрельбы которых значительно возросла. Например, гладкоствольное орудие образца 1834 г. делало один выстрел в пять минут, в то время как орудие Канэ образца 1890 г. - шесть выстрелов в минуту.



Эпоха казематированных и брустверных батарей ухо-дила в прошлое. И здесь форт «Константин» оказался первым. Конец XlX века принес новый материал, который стал широко применяться в строительстве новых фортов Кронштадта. Им стал портландцемент. Остров расширили и на левом фланге построили батарею на восемь новых 6-дюймовых орудий системы Канэ. Конструкция батареи стала типовой для возведения в буду-щем новых фортов. На правом фланге форта возвели бетонную батарею на восемь 11-дюймовых орудий. Часть старых построек модернизировали, часть снесли. Строительство велось с 1897 по 1901 гг. К 1914 г. на вооружении форта состояло по штату: два - 13,5- дюймовых орудия, десять -11-дюймовых (два из них на скрывающихся станках), два - 10-дюймовых, восемь - 6-дюй-мовых, четыре -120-мм.

Первая мировая война не затронула Кронштадтскую крепость, а в Великую Отечественную форт «Константин» вел огонь по бата-реям противника на южном берегу Финского залива и зенитными орудиями по самолетам Люфтваффе.

Последние работы на форту проводились в 1950-х гг., ког-да батарею орудий Канэ перевооружили новыми 130-мм орудиями. В 1960-е гг. форт был оставлен военными, т.к. Кронштадтская крепость была разоружена, начался демонтаж многих металлических конструкций и орудий. Кстати, современная пушка на крейсере «Аврора», которая "оповестила человечество о начале новой эры в его истории", на самом деле стояла на форте «Константин» и перекочевала на славный крейсер уже после его реставрации в 1970-х гг.


Как и многие другие форты, «Константин» несколько десятилетий оставался запущенным, однако в последние годы, после продажи форта одной из компаний Санкт-Петербурга, территория была приведена в порядок. Форт функционирует как историко-архитектурный комплекс с отелем и стоянкой для яхт. Также на «Константине» организован пункт пропуска через государственную границу для маломерных судов. Тем не менее, все желающие могут посетить это место и познакомиться с уникальным памятником фортификации.

От форта Константин стартуют морские прогулки по фортам Кронштадта , присоединиться к которым может любой желающий.

История форта «Великий князь Константин» начинается с 1808 года – с возведения древокаменной двухъярусной батареи для 45 пушек. Необходимость строительства была продиктована обороной границ от кораблей Британского флота, осуществлявших военные действия на Балтийском море, о чем морское ведомство Российской империи приняло соответствующее решение. Батарее дали название «Двойная Южная». Технология ее возведения отличалась от опробованных в то время методик. Срубы, например, изготавливались на берегу, после чего их буксировали к месту стройки.

Особый статус сооружения был подчеркнут еще в ходе строительства. Здесь устанавливались новейшие образцы вооружений и приборы управления огнем. Современное название появилось несколько позже, в 1834 году, после визита императора Николая I, который распорядился переименовать батарею в честь своего сына Константина. Ее вооружили пушками, двадцать пять из которых были 36-фунтовыми, а двенадцать – 30-фунтовыми. Дополнительно установили двенадцать единорогов – гладкоствольных артиллерийских орудий-гаубиц, изобретенных еще в 1757 году русским артиллеристом М. В. Даниловым совместно с С. А. Мартыновым. Главным назначением батареи стала стрельба прямой наводкой по неприятельским кораблям. Такая стрельба получила название «кинжального огня». Что касается «живой силы», то есть гарнизона башни, то он включал в себя более 250 тысяч человек.

В 1850-х годах форт «Константин» пришел в негодность, и было принято решение о его реконструкции. Уже в 1858 году началось возведение гранитных укреплений. Вес гранитных валунов, которые отделывали плитами, составлял примерно 10 тонн. Длина стены доходила до 4 метров в высоту. В ширину она составляла 300 метров. Строительство заградительного сооружения заняло 3 года, и было завершено в 1861 году. Гранитная отделка полностью решала проблему износостойкости стены и сводила на нет необходимость ежегодных ремонтных работ.

Еще через два года Главное инженерное управление потребовало – это случилось впервые в мировой практике – усилить защиту орудий форта «Константин» тремя броневыми брустверами. Первоначально предполагалось устроить три бруствера. Первый, гранитный, был рассчитан на 5 орудий (авторство проекта принадлежит инженеру-подполковнику Шведе), второй, из броневых плит, которые установили на металлических опорах треугольной формы – на 15 орудий. И, наконец, третий, по так называемой системе Ланкастера (из деревянных брусьев 30 см длиной) – на 3 орудия.

Имелись еще две батареи, которые защищали остальные стены форта, но они тоже не сохранились. То же самое можно сказать о второй батарее «кинжального огня». В 1870 году был воплощен проект известного русского физика Федора Фомича Петрушевского, изобретшего ряд оптических приборов, по возведению павильона оптического дальномера. Это дало возможность полного обзора и контроля огня с фортов «Павел I» и «Император Александр I», который более известен под вторым своим названием – «Чумный форт».

По направлению к заливу частично сохранились две шахты, которые укрывали экспериментальную установку – систему Паукера, механизм которой позволял оптимизировать скорость перезарядки тяжелых орудий с 5 минут до 15 секунд. Строительство батареи Паукера завершилось в 1879 году. Левый фланг форта «Великий князь Константин» завершала цепь из четырех батарей. В 1901 году была построена батарея правого фланга, от которой на сегодняшний день сохранилась часть казематов и оружейных дворов.

Первая мировая и гражданская войны обошли форт «Константин» стороной. Однако во время Великой Отечественной войны он, если можно так сказать, сделался непосредственным ее участником. Отсюда, с южной стороны Финского залива, велась огневая атака по воздушным судам нацистской «Люфтваффе». Оборону советские солдаты держали с помощью двух дотов, полученных фортом в тридцатых годах прошлого столетия.

За все время своего существования в силу различных исторических обстоятельств первоначальный вид крепости неоднократно менялся. Например, в верхней части крепостного вала, спереди защищенной бруствером (валганге), отсутствуют орудия, что придает ей незавершенный вид. Много раз реставрировались казематы, оснащенные амбразурами для круговой обороны – на случай, если войска противника смогут пробиться внутрь крепости.

В 60-е годы прошлого века форт «Константин» разоружили и, к сожалению, разграбили. Спустя два десятилетия на месте форта была оборудована автобаза. Перед этим строители комплекса защитных сооружений осушили вокруг «Константина» довольно большую территорию.

Форт «Константин» в наше время

Историко-культурный комплекс «Форт Константин» располагается в центральной части Котлина. Сообщение форта с остальной частью острова осуществляется благодаря построенной дамбе и железнодорожному пути. На сегодняшний день он является одним из самых значимых региональных центров в стране, который продолжает развиваться. Такое положение дел обусловлено не только безусловной красотой форта, в том числе с архитектурной точки зрения, но и благодаря работе, которая здесь проводится.

В 2003-2006 годах, то есть уже в наше время, в рамках фестиваля электронной музыки Fortdance на территории форта «Константин» организовывались береговые танцполы вместимостью до 30 тысяч человек. Действо сопровождалось качественным 500-киловаттным звуком, видео- и лазерным шоу, системой баров.

C 2006 года форт «Константин» стал развиваться в качестве культурно-туристического центра и одновременно яхт-клуба. Собственно яхт-клуб находится у Главного фарватера Северной столицы, рядом с судопропускными сооружениями и питерской кольцевой автодорогой. В 2013 году здесь ввели в эксплуатацию новые плавпричалы с современной инфраструктурой (есть вода, подведено электричество, имеется доступ к бесплатному Wi-Fi, работает метеостанция). Оборудована стоянка яхт и катеров, осуществляется зимнее хранение последних в эллингах. Осуществляются круглосуточная охрана и видеонаблюдение. Сегодня яхт-клуб «Форт Константин» является одним из крупнейших в Санкт-Петербурге. Его общая вместимость – до 180 судов.

В 2012 году Морской Совет города принял решение организовать на форте пограничный пункт пропуска для маломерных судов и яхт. Оно не было случайным и обусловлено практически идеальным с точки зрения контрольных органов месторасположением «Константина».

Туристам на заметку

Форт «Великий Князь Константин» работает круглосуточно и круглогодично. Спешите осуществить по нему увлекательную морскую прогулку, ведь это замечательная возможность увидеть своими глазами сооружения Кронштадтской крепости, которые ЮНЕСКО включила в список культурного наследия. Во время экскурсии вы узнаете о предназначении каждого сооружения и об их роли в защите границ Санкт-Петербурга. Вы, несомненно, будете очарованы атмосферой этого уникального места.

Все экскурсии по форту «Константин» проводятся на борту парома «Риберпан». Это судно было построено в Германии и названо в честь главной улицы Гамбурга, улицы свободы и протеста. Уникальность заключается не только в его названии, но и в конструкции. Это единственное в своем роде речное судно, корпус которого построен по ледокольному типу. Гостей «Риберпан» порадует атмосферой 60-х годов прошлого столетия. Все отделочные работы выполнены из дерева вручную. Опытные историки и краеведы интересно и живо расскажут о Кронштадте, о крепости, обо всех самых интересных загадках, исторических мифах и фактах. Кроме того, туристы смогут увидеть близлежащие форты, в том числе, знаменитый форт «Император Александр I» или «Чумный», который тоже входит в систему обороны Кронштадта.

Зимой туристам предлагается посетить увлекательную экскурсию по сооружениям форта, ведь «Константин» сохранил в себе постройки разных времен. Например, уже упомянутую выше батарею «Шведе». Вы сможете не только прочувствовать все величие этого исторического места, но и узнаете много интересного о буднях, порой очень нелегких, моряков того времени и о самой крепости.

Если вы хотите, чтобы ваша свадьба запомнилась на всю жизнь, форт «Константин» – идеальное место для воплощения в жизнь церемонии, которая обещает стать эксклюзивной. Крики чаек, море, пейзажи крепости, сочетание современности и красоты истории – все это можно найти здесь. Свадьба будет проходить в шатре, который легко приспосабливается к любой погоде. Для проведения зимних свадеб и чтобы просто защититься от холодной погоды, в этом сооружении установлена система отопления. Кроме того, свадебный шатер украшен драпировкой, что позволит сэкономить на оформлении церемонии. Существует также услуга проката яхты на время торжества.

Как добраться

Добраться до форта «Константин» можно на автобусах: от станции метро «Черная речка» (маршрутке №405) и от станции «Проспект просвещения» (№ 407). Добраться можно и на автобусе № 510, отправление от станции метро «Старая деревня». Стоимость проезда в зависимости от района составляет от 35 до 40 рублей. Ехать придется около часа.

Если вы предпочитаете ехать на своем автомобиле, до форта «Константин» можно доехать от Горской по северной дамбе.

Добраться до Кронштадта можно и по воде. В Санкт-Петербурге налажено движение метеоров по маршруту до Кронштадта. Стоимость билета составляет 80 рублей от Финляндского вокзала. Водный транспорт отправляется и с Арсенальной набережной, время в пути до форта – 45 минут. Стоимость билета – 100 рублей.

Форт «Великий Князь Константин» (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Невоенному человеку россыпь оборонительных сооружений у входа в Невскую губу может показаться хаотичной и бесполезной. На самом же деле это глубоко продуманная система, не позволившая неприятелю ни разу за 300 лет прорваться к Санкт-Петербургу со стороны моря, хотя попытки были, и весьма серьезные. Ключом к главному фарватеру служил форт «Великий Князь Константин», сооруженный неподалеку от Кронштадта. Скромная береговая артиллерийская батарея постепенно эволюционировала в одно из мощнейших морских укреплений России.

Немного истории

В 1808 г. возникла реальная опасность боевого столкновения с британским флотом в Финском заливе. Для прикрытия единственного глубоководного прохода к городу, на узком юго-западном мысу острова Котлин поставили 37 пушек, но знаменитое наводнение 1824 г. смыло все постройки. В середине 19 века начали сооружение оборонительной линии из 10-тонных гранитных валунов и броневых плит. Здесь испытывали новейшие орудия, дальномеры и беспроволочный телеграф. Но авиация и ракеты сделали форт бесполезным, в 1960 г. он был оставлен армией и разграблен.

Что посмотреть

Полуразрушенный шедевр фортификационного искусства спасла его передача частной структуре. В 2010 г. заработали яхтенная марина и таможенный пункт при ней для пропуска маломерных судов. 7 лет спустя открылся историко-культурный комплекс «Форт Константин». По внутренним помещениям водят экскурсии, разъясняя посетителям особенности архитектуры и демонстрируя работу сохранившихся механизмов. Летом туристы объезжают кронштадские форты на экскурсионном корабле «Рипербан».

На территории комплекса есть парк «КингВинч» с веревочными трассами, пляжем, вейкпарком, батутами. В начале лета проходит фестиваль воздухоплавания «Фортолет».

В форте оборудована единственная в Питере трасса катания на дрифт-трайках, трехколесных мотоциклах, специально сконструированных для дрифта.

На пришвартованном дебаркадере открыта гостиница с рестораном, рядом на плавучем пирсе стоит шатер, где проходят свадебные церемонии и банкеты. Катание на лимузине меркнет в сравнении с прибытием молодоженов на яхте и торжеством с видом на Финский залив и вечернюю панораму Северной столицы.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, остров Котлин. Координаты GPS: 59.995353, 29.701168. Веб-сайт .

Как добраться: из Санкт-Петербурга на автобусе № 101 или маршрутках №№ 405, 407; из Ломоносова на автобусе № 175.

Время работы: круглосуточно. Цена билета для входа в форт 100 RUB, въезда на автомобиле - 150 RUB с человека. Цена билета для взрослых в Музей маяков 250 RUB, для пенсионеров, студентов и школьников - 150 RUB. Цены на странице указаны на март 2019 г.