Секреты титаника. Мистические легенды вокруг крушения «Титаника

15 апреля 2012 года исполняется 100 лет со дня гибели знаменитого британского парохода «Титаник». Немногие знают, что эту страшную трагедию, унесшую жизни около 1,5 тысячи человек, можно было предотвратить. Так получилось, что на борту лайнера не было ключа от ящика, в котором находился бинокль впередсмотрящего. В момент смерти корабля этот ключ лежал в кармане офицера, которого в последний момент сняли с «Титаника» и перевели на другой корабль, а на его место поставили другого впередсмотрящего. Так вот, в сентябре 2007 года, когда на Западе уже вовсю бушевал кризис, этот ключ был продан анонимному покупателю за 180 тысяч долларов - сумму, которую мог позволить себе на тот момент любой обладатель однокомнатной квартиры в Москве.

Тайна и мистика гибели "Титатника"

Крушение легендарного "Титаника", унесшее жизни полторы тысячи человек, потрясло весь мир и стало одной из самых громких катастроф XX века. О роковом вояже люди помнят до сих пор, хотя с момента крушения скоро минет ровно 100 лет. Столетний юбилей крушения "Титаника" придется на ночь с 14 по 15 апреля - трагическую дату столкновения корабля с айсбергом, 2012 года.

О гибели Титаника писать достаточно трудно - с одной стороны, нет человека, который не знал-бы о этой трагедии, с другой - есть масса любопытнейших фактов, неизвестных даже специалистам.
Разумеется, после чуда 20-го века, фильма «Титаник», если кто в мире и не знал про Титаник, или знал только, что что-то такое было и вроде утонуло, то теперь все знают и считают, что там и знать больше нечего.
Здоровенное такое пароходище отплыло из Англии в Америку, имея на борту Кейт Уинслет, Леонардо Ди Каприо и кучу других актеров. Леонардо соблазнил Кейт и они-бы поженились, но тут случился на пути айсберг, и большую часть фильма герои шныряли по закоулкам тонущего Титаника, как крысы в лабиринте. Потом, наконец, Титаник с треском утонул, Ди Каприо не смог влезть на одну доску с Кейт и очень красиво погрузился в воды Атлантики, Кейт подобрали, и она осталась верна. Еще уцелели главный злодей и другие несущественные. Кейт дожила до наших дней и, дура старая, выкинула в океан драгоценный камень. История Титаника для большинства превратилась в историю ужасно красивой любви ужасно красивых героев на фоне компьютерных чудес современного фильмопроизводства.
Начну с общеизвестных фактов вкратце:
Лайнер Титаник:
валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66 тыс. тонн.
Размерения:
длина 268,98 м., ширина 28,2 м., расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м. или 53,3 м. от киля до верхушек четырех его огромных труб.
Короче говоря, Титаник был высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала.



Трехвинтовой Титаник был оснащен двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами, работающими на наружные гребные винты, и паровой турбиной, приводящей в движение средний винт. Номинальная мощность этой энергетический установки составляла 50 000 л.с., но легко могла быть развита и мощность 55 000 л.с. При полном ходе Титаник мог идти со скоростью 24 - 25 уз.
Наиболее интересной конструктивной особенностью лайнера являлись его водонепроницаемые переборки. Титаник имел двойное дно и был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми переборками. Странно, однако, что эти переборки простирались вверх не очень высоко. Первые две и последние пять переборок были доведены до палубы D, а средние восемь - только до палубы Е. Тем не менее непотопляемость лайнера обеспечивалась при затоплении любых двух отсеков, и, поскольку конструкторы не могли себе вообразить несчастья хуже, чем пробоина в районе стыка двух отсеков, Титаник был объявлен "непотопляемым".



Непотопляемый Титаник спустился на воду со стапеля белфастской верфи судостроительной фирмы "Харланд энд Вулф" 31 мая 1911 года Следующие десять месяцев он находился у достроечной стенки. Ходовые испытания Титаника были завершены 1 апреля 1912 года, а 3 апреля лайнер прибыл в Саутгемптон. Неделей позже он отправился в Нью-Йорк.


И в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года Титаник затонул, находясь в своем первом рейсе. Столкнулся с айсбергом. Из 2224 человек на борту спаслись 711, погибло 1513. Главной причиной таких больших потерь считается огромное несоответствие между местами в шлюпках и количеством людей. Шлюпки могли забрать только 1178 человек. Так то оно так, да не совсем. Об этом ниже.
Причины столкновения - прежде всего, полное игнорирование ледовой опасности, несмотря на многочисленные предупреждения о том, что впереди - лед и айсберги. Скорость не сбросили, вахту не усилили. Затем, бдительность впередсмотрящих. Несмотря на то, что были это люди со стажем, опытные моряки, в данном случае они сплоховали. Поздно заметили, что резко сократило возможность для маневра. Далее - если-бы на мостике стали не уклоняться от айсберга, а просто дали-бы машинам «Полный назад» и носом врезались в айсберг, лайнер сильно-бы пострадал, но - не затонул. Смяло-бы бак и находившиеся там каюты третьего класса, но судно осталось-бы на плаву.
Роковую роль сыграло и то, что в те времена не было единых общепринятых правил о подаче сигналов бедствия сигнальными ракетами и фальшфейерами. То есть красный цвет ракет не был принят, как сигнал бедствия. Палили, чем придется. С Титаника палили белыми ракетами. Ну пуляют, а зачем, кто их знает. Может, празднуют что. Именно так и решили на мостике находившейся на расстоянии всего 10 миль Калифорнии, и поэтому спокойно прошли мимо.
К месту гибели Титаника подошел пароход Карпатия, не сразу, а некоторое время спустя. Титаник погрузился в воду в 02.20, первые спасшиеся поднялись на палубу Карпатии в 04.10, а последних людей с последней шлюпки приняли в 08.30 утра. Разница во времени вроде небольшая, меньше двух часов, но дело в том, что она небольшая для тех, кто попал в шлюпки, хотя и там медлить было нельзя. Но для большинства - тех, кто оказался в воде, счет шел на минуты. Именно минутами определяется жизнь человека, попавшего в ледяную воду, да еще в экстремальных условиях внезапной гибели судна. 5 - 15 минут, и человека можно уже не вытаскивать, разве что для похорон.
А вот если-бы грузопассажирский пароход Калифорния распознал сигналы с Титаника, как сигналы бедствия, то он мог-бы оказаться на месте катастрофы еще даже до того, как Титаник погрузился в воду, и тогда количество спасенных было-бы несоизмеримо большим. Почти всех могли спасти.
Вот и вся история вкратце. А теперь - некоторые малоизвестные, любителям кино и не только, факты.

Шлюпки, посадка в шлюпки, кого и сколько спаслось, кто и как умирал.

В те годы строительство судов и оборудование их спасательными средствами регулировались дикими с нашей точки зрения правилами. Так, для судов водоизмещением более 10000 тонн требовалось максимум 20 спасательных шлюпок, то есть количество мест в шлюпках регулировалось не пассажировместимостью, а тоннажем.
Шлюпки Титаника: всего 20, из них 14 спасательных вместимостью 65 человек каждая, 2 рабочих вместимостью 40 человек каждая, и 4 типа Энгельгардт, вместимостью 47 каждая. Итого - 1178 мест.
Если строго следовать тогдашним правилам, то Титаник должен был иметь не более 962 спасательных мест, а было - больше. Компания "Уайт Стар Лайн" еще и посетовала, что никто не ценит ее заботливости и лишних расходов. Сетовала она до, а не после трагедии, когда расхваливала строящегося гиганта.
На воду были спущены все 14 спасательных шлюпок, обе рабочие и две типа Энгелгардт, общей вместимостью 1084 человека. Большинство шлюпок оказались загруженными НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Причин тому было много. Например, большинство женщин и детей, особенно вначале, боялись переходить с борта все еще казавшегося им непотопляемым лайнера на хрупкие лодчонки раскичивающиеся над водой на высоте 20 метров доходило до того, что первыми в шлюпки спускались мужчины, чтобы убедить женщин в безопасности посадки. Интересно, что количество мест позволяло спасти ВСЕХ находившихся на борту женщин и детей, плюс еще 550 мужчин. Да, спаслись не все женщины и только половина детей - 74% женщин, 52% детей. Но по сравнению с процентом погибших мужчин, даже женщины,следовавшие третьим классом, имели больше шансов остаться в живых, чем мужчины из первого класса - а среди были люди, которых знал весь мир! Суммируя статистику полов, можно сказать, что у мужчин Титаника было куда меньше шансов выжить, чем у женщин и детей. На Титанике правил старинный морской закон «Женщины и дети - первыми»!
Перейдя к статистике спасшихся мужчин, также начинаем удивляться. Применим столь излюбленный публицистами и писателями, особенно нашими, классовый подход, и застынем в недоумении. Чему нас учили семья и школа, помните? Озверелый капиталист в смокинге, накрывшись собольей шубой и сжимая в потных жирных пальцах драгоценности, забился в угол шлюпки, его прикрывают, вооруженные пистолетами, верные слуги капитала, и стреляют без разбора по обезумевшим женщинам и деткам.

За исключением смокингов, все было как раз наоборот. Как гибли эти самые капиталисты? Вот вам пример - Гуггенхейм, один из богатейших людей своего времени.
«..Он был воистину неподражаем. Исчез свитер, который стюард Этчес заставил его надеть, исчез также и спасательный нагрудник. Теперь миллионер и его камердинер стояли в великолепных вечерних костюмах. - Мы облачились в наши лучшие одежды, - объяснял Гуггенхейм, - и приготовились умереть, как подобает джентльменам..»
На Титанике в числе пассажиров первого класса были «сливки» высшего света, и вот как они себя вели:
«..Эллисоны стояли, улыбаясь, на прогулочной палубе; миссис Эллисон обняла маленькую Лоррейн с одной стороны, ее супруг - с другой. Супруги Страусы прислонились к леерному ограждению шлюпочной палубы, обняв друг друга за талию. Неподалеку ожидала чего-то молодая супружеская чета с Запада США; Лайтоллер спросил у молодой женщины, не посадить ли ее в шлюпку, на что она бодро ответила:
- Ни за что на свете! Мы отправились вместе и, если нужно, вместе завершим свой путь.
Арчибальд Грейси, Клинч Смит и десяток других пассажиров первого класса работали вместе с экипажем, готовя к отправлению последние шлюпки. Когда эти мужчины помогали садиться в шлюпку миссис Уиллард из города Дулут, штат Миннесота, они улыбались ей и советовали не падать духом. Она заметила на их лицах крупные капли пота.
Члены высшего нью-йоркского и филадельфийского общества продолжали держаться вместе - небольшой кучкой стояли Джон Б. Тэйер, Джордж и Гарри Уайднеры, Дуэйн Уильяме; рядом бродили светила меньшей величины, такие как Клинч Смит и полковник Грейси. Астор почти все время оставался в одиночестве, а супруги Страусы сидели в палубных креслах..»
Большинство, мягко говоря, не совсем добросовестных публицистов, исследователей и писателей, не могло избежать соблазна впасть в классовый подход, и переставляли кубики статистики таким образом, чтобы максимально наглядно продемонстрировать человеческую несостоятельность пассажиров первого класса. Однако строгий подход к статистическим данным неопровержимо свидетельствует - определяющими при спасении были пол и возраст. Например, у женщин третьего класса шанс выжить был на 41% больше, чем у мужчин первого класса.
Джеймс Камерон в своем громоздком творении также не исбежал марксистского подхода. Ди Каприо был выходцем из народа с пролетарскими кулаками, а главный негодяй - подонком из высшего света. Статистика и показания очевидцев дают нам совсем другую картину.
Да и вообще главный вопрос в таких трагедиях был, есть и надеюсь, будет - кого первого спасали, женщин и детей, или правил сильнейший? В трагедии Титаника ответ однозначен, первыми спасали женщин и детей.
Любителям классового подхода придется удовлетвориться следующими выдержками из доклада лорда Мерсея - документа, наиболее полно и беспристрастно освещающего катастрофу:
«..было достаточно много инсинуаций и спекуляций на тему несправедливостей, совершенных в ходе спасения по отношению к пассажирам третьего класса. В них нет ни капли правды. Да, процент спасшихся пассажиров третьего класса значительно меньше такового для пассажиров второго и первого классов. Это обьясняется, прежде всего, значительно большим количеством пассажиров третьего класса, но кроме того, и такими факторами, как нежелание многих пассажиров бросить свое имущество (а там ведь, напомню, было много эмигрантов, плывущих в Америку на постоянное место жительством со всем имуществом, какое удалось забрать), отдаленность помещений третьего класса от шлюпочной палубы и рядом других. Защитник некоторых из пассажиров третьего класса в исковых заявлениях в суд по возмещению ущерба, г-н Гаррисон, однозначно заявил, что у него нет никаких ни доказательств, ни даже заявлений о том, что пассажиров третьего класса пытались силой удерживать в их помещениях для того, чтобы избежать паники, или не помешать эвакуации пассажиров второго и первого классов. Никакой дискриминации, и комиссия заявляет это с полной ответственностью, не было. Во время эвакуации все были равны.»


Причины трагедии, выводы, и мысли по поводу

Согласно докладу лорда Мерсея, судно погибло вследствии столкновения с айсбергом, а оно произошло потому, что судно следовало с недопустимо высокой, в данных обстоятельствах, скоростью. Вот и все. А дальше - многочисленные выводы. Сначала я приведу выводы, а уж потом некоторые мысли. Итак:
«..Никогда больше не станут люди направлять свои суда в ледяные поля, не прислушиваясь к предупреждениям, уповая только на прочность нескольких тысяч тонн склепанных стальных листов. С той достопамятной ночи на трансатлантических лайнерах будут серьезно относиться к ледовым предупреждениям, стараться обойти опасные места или идти умеренным ходом. Никто больше не будет верить в "непотопляемые" суда.
И айсберги не будут больше безнадзорно болтаться по морям. После гибели "Титаника" американское и английское правительства организовали международный ледовый патруль, и сегодня корабли береговой охраны следят за блуждающими айсбергами, которые дрейфуют в сторону морских путей. В качестве дополнительной меры предосторожности на зиму морские пути сдвигают к югу.
И нет больше лайнеров, на которых радиовахты несли бы неполные сутки. На каждом пассажирском судне обязательно предусмотрена круглосуточная радиовахта. Люди больше не будут гибнуть из-за того, что какой-нибудь Сирил Эванс в десяти милях от них закончил вахту и улегся спать.
"Титаник" был последним лайнером, вышедшим в море без достаточного количества спасательных шлюпок. Имевший валовую регистровую вместимость 46. 328 т., он был оборудован в соответствии с безнадежно устаревшими правилами обеспечения безопасности. Согласно этим правилам, потребность судна в спасательных шлюпках определялась по нелепой формуле: все британские суда валовой регистровой вместимостью свыше 10.000 т. должны были иметь на борту 16 спасательных шлюпок общим объемом свыше 155,7 м^3 плюс такое количество плотов и плавучих приборов, которое соответствует 75% объема спасательных шлюпок..»
Кроме того, в докладе Мерсея обращалось внимание на необходимость должного обучения экипажа, как в области несения вахты, так и в области организации и проведения шлюпочных тревог. Смешно сказать, но в докладе отмечалась необходимость контроля за зрением моряков, несущих ходовую вахту на мостике. Еще смешнее с высот современности требование к количеству биноклей на судах. На Титанике их было два или три на все судно. Впередсмотрящие, то есть, не только не отличались орлиной остротой зрения, но и биноклей не имели.

Капитан "Титаника" Эдвард Смит

Гибель Титаника стала переломным моментом в обеспечении безопасности мореплавания. Если говорить в общем, то до гибели Титаника мореплаватели еще не осознали и не прочувствовали, что они уже в 20-м веке, что парусники ушли в прошлое, что судоходство с каждым днейм становится все оживленнее, скорости - выше, размеры судов - больше. И что мерки 19-го века устарели и стали просто опасными. Титаник, можно сказать, стал жертвой менталитета 19-го века в приложении к технике века 20-го.
Современному судоводителю многие установки тех времен, царившие на мостике Титаника, покажутся просто чем-то диким. Как можно, зная о айсбергах и льдах по курсу, лететь в черную неизвестность ночи, не снижая скорости? А ведь радиолокаторов тогда и в помине не было, однако скорости и размеры уже определялись прогрессом 20-го века. Как можно было не снабдить впередсмотрящих биноклями? Как вообще можно водить лайнеры огромных размеров, не имея общепринятых международных сигналов бедствия, от радио до фальшфейеров до ракет? Как можно считать судно, на мостике которого ты находишься, непотопляемым - а ведь экипаж и общественность именно так и думали!
Тонет все, как ты его ни делай. Стихия есть стихия. Гибель Титаника вбила в гены мореплавателей следующих поколений здоровое недоверие к непотопляемости и постоянную, на мостике-ли, в каюте во время отдыха, готовность к худшему. Шок и последующие оргвыводы сделали очень и очень много для того, чтобы люди осознали - на дворе 20-й век, и чтобы избежать трагедий на море, необходимо пересмотреть существующие правила. И пересмотрели. Еще как пересмотрели, до сих пор многие из принятых после Титаника правил остаются в силе, их даже подправлять не надо.
За одно это Титанику памятник надо поставить. Его гибель не была напрасной.

Некоторые любопытные факты

Айсберг, отправивший на дно Титаник, отыскали через 90 лет

Почти через 90 лет после его гибели неутомимые исследователи и любители загадок отыскали… тот самый айсберг, который отправил Титаник на дно и дал возможность Камерону получить кучу «Оскаров». Фотографии этого негодяя находились в частной коллекции, и нигде, никогда не публиковались. Тщательное исследование фотографий установило, что запечатленный на них айсберг несет на себе следы повреждений, нанесенных столкновением с каким-то немалым плавучим обьектом соответствующей крепости - стали, то есть.
Итак, некий Стефан Регорек из Богемии совершал путешествие на борту лайнера Бремен, следовавшего из Бремерхафна на Нью-Йорк. 20 апреля Бремен проходил то место, где произошла катастрофа. Все присутствоващие на борту Бремена высыпали на палубу, наблюдая в воде многочисленные останки кораблекрушения, и нечто более страшное - десятки трупов. Бремен не стал подбирать тела только потому, что через несколько часов должен был подойти пароход Маккей-Беннет, отфрахтованный специально для этого. Ну, а герой этого рассказа сделал несколько фотографий и послал их из Нью-Йорка домой.
фото рокового айсберга с борта лайнера Бремен

Сфотографированный айсберг совпадал с его описанием, данным уцелевшими с Титаника.
В ближайшие после трагедии дни были сделаны фотографии нескольких айсбергов, однако после изучения фотографий Регорека, сопоставления их с описанием айсберга очевидцами, исследования ветра и течений, можно с достаточно высокой степенью вероятности предполагать, что искомый айсберг был сфотографирован только одним человеком, Стефаном Регореком, с борта лайнера Бремен. И обнаружились эти фото только в апреле 2000 года. Оригиналы фотографий в настоящее время хранятся в банковском сейфе в Мюнхене.

Действительно-ли оркестр Титаника играл до конца, и если это действительно так, то что именно?

Скорее всего, эта легенда соответствует действительности. Да, играли до конца. А что именно? Тут труднее, так как показания очевидцев очень отличаются. Согласно легенде оркестр тонул, исполняя, конечно, религиозный гимн "Ближе к тебе, о Господи". Многие из спасшихся утверждают, что это было именно так, и нет причин сомневаться в искренности их слов. Другие же уверяют, будто единственное, что играл оркестр - это рэгтайм. Один человек сообщает, что очень хорошо помнит последние минуты оркестра, но музыканты будто бы вовсе ничего не играли. В этой сумятице противоречивых показаний несколько выделяется рассказ младшего радиста Хэролда Брайда. Сама профессия требовала от него наблюдательности, скрупулезной точности. Кроме того, Брайд находился на "Титанике" до самого, что называется, конца. Он ясно запомнил, что оркестр играл мелодию "Осени" - одного из гимнов англиканской церкви.

Самый волнующий вопрос - а был-ли ди Каприо?

Реальный Джек Доусон был кочегаром на Титанике, и даже и не кочегаром, а угольщиком, то есть тем, кто шихтовал уголь в угольных бункерах для того, чтобы кочегарам легче было его подхватывать. Катастрофы Титаника он не пережил, но не утонул вместе с лайнером. Его тело было извлечено из воды вместе с десятками других, а опознали его по карточке члена профсоюза, которую он спрятал на груди. Останки настоящего Доусона не погрузились под звуки рыданий кинозалов всего мира в ледяные воды Атлантики, а были захоронены на кладбище Фэйрвью Лаун, в Галифаксе, могила номер 227.
Его любовью была не звезда высшего света в исполнении Кейт Уинслет, а сестра его приятеля, кочегара Джона Приста, который, кстати, и уговорил его стать моряком. Доусону было 23 года.
После выхода в свет фильма Титаник, фанаты ди Каприо и Уинслет осадили все возможные исторические инстанции с вопросом - были-ли прототипы звезд на самом деле, да или нет? Затем выяснилось, что если Уинслет под вопросом, то с Доусоном все в порядке, он был, и более того - его праху можно поклониться. Что поклонники немедленно и сделали. С тех пор и по сей день груды цветов на могиле ошалевшего от такой всемирной славы кочегара вянуть не успевают, их сменяют новые.
Камерон утверждает, что имя «Доусон» он взял, что говорится, «с потолка» и был искренне удивлен, узнав, что такой человек на Титанике был на самом деле. Мутит хитромудрый Камерон, дабы сотворить еще одну легенду, или говорит правду - кто его знает?


Заключение - мистика
Любители мистики и загадок всех мастей, от занимающихся спиритизмом до озабоченных вторжением инопланетян, накинулись на Титаник, как стервятники на дохлого осла. Разложили его по всем параметрам, от магии чисел до расположения звезд и комментариев по Апокалипсису, откровениям Иоанна Богослова и наставленям адептам черной магии. Все это достаточно смешно, но кое-что воистину мистическое действительно, имеет место быть. Это - история книги «Тщета», написанной в 1898 году, за 14 лет до трагедии.


Итак:
«..Некий Морган Робертсон, сочинил в 1898 году роман о трансатлантическом лайнере, который своими фантастическими размерами превосходил все построенные дотоле суда. Сказочный корабль Робертсон населил богатыми, самодовольными пассажирами. По ходу действия романа холодной апрельской ночью происходит столкновение лайнера с айсбергом и судно погибает. Кораблекрушение это, по мысли автора, должно было символизировать тщету всего земного. Книга Робертсона, выпущенная в том же году издательской фирмой "М. Ф. Мэнсфилд", так и называлась: "Тщета".
Спустя четырнадцать лет английская судоходная компания "Уайт Стар Лайн" построила лайнер, который удивительно походил на судно, описанное Робертсоном. Водоизмещение нового лайнера было 66 тыс. тонн, парохода из книги Робертсона - 70 тысяч. Длина реального лайнера составляла 269 м, литературного - 243. Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24-25 узлов. Каждый из них был рассчитан примерно на 3000 человек, а спасательные шлюпки того и другого могли вместить лишь часть пассажиров и членов экипажа, однако никто не придавал этому значения, поскольку оба судна считались "непотопляемыми".
Робертсон назвал свое судно "Титаном", владельцы компании "Уайт Стар Лайн" окрестили принадлежащий им новый лайнер "Титаником".
10 апреля 1912 года реальный лайнер отправился в свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Помимо прочих грузов на его борту находился бесценный манускрипт "Рубайат" Омара Хайяма, а путешественники, внесенные в список пассажиров лайнера, "стоили" в общей сложности 250 миллионов долларов. Холодной апрельской ночью этот лайнер, как и его литературный "прототип", столкнулся с айсбергом и тоже пошел ко дну..»


Виолетта Джессоп

Она едва не пошла ко дну вместе с тонущим кораблем…трижды.

Традиционно считается, что присутствие женщины на корабле приведет к несчастью и будто женщины злят море. С другой стороны, поверье гласит, что вид обнаженной женщины успокаивает море. Если бы Виолетта Джессоп об этом знала, возможно, Титаник не столкнулся бы с айсбергом.

Но история Джессоп начинается не на Титанике, а на борту корабля-побратима Олимпика. В 1911 году Джессоп была стюардессой на этом роскошном лайнере.

тот самый Олимпик

20 сентября 1911 года Олимпик столкнулся с британским военным судном. К счастью, никто не пострадал, но Виолетта приняла решение перейти на службу на огромное непотопляемое судно, ее выбор пал на Титаник.

а это уже Титаник

С собой она принесла не только неудачу, но и «привела» капитана Олимпик Эдварда Смита. Впоследствии, как вы знаете, корабль столкнулся с айсбергом. Мы догадываемся, о чем вы подумали. Едва ли можно считать совпадением то, что она оказалась на борту во время двух крушений, при том, что капитан был один и тот же. Все дело в нем, да?

Это еще не все.

Джессоп сидела в спасательной шлюпке и наблюдала, как самый огромный в мире корабль скрывается под водой. Она спаслась, в отличие от капитана.

В 1916, после некоторого перерыва, Джессоп устроилась медсестрой на борт Британника. Вскоре судно наткнулось на мину и затонуло. Корабль, шедший ко дну, уже почти задел шлюпку, в которой сидела Виолетта, но она успела выпрыгнуть в воду… К счастью, женщина выжила и в третий раз вернулась на сушу.

Умерла она от сердечной недостаточности в 1971 году и была похоронена в море.

Гибель Титаника таит в себе еще очень много загадок, большинство из которых вряд-ли теперь удастся разгадать, разве что в далеком будущем, когда смогут считывать те неуловимые частицы, которые, как утверждают некоторые ученые, сохраняют в себе картины прошлого.


Войтенко Михаил
http://www.odin.tc/disaster/titanic.asp

Последняя ночь Титаника: http://www.titanic.infoall.info/

Исповедь, потрясшая мир: http://bibliotekar.ru/chip/1005-6.htm

13 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ТИТАНИКЕ

1. Теоретически Титаник был непотопляем, поэтому владельцы решили сэкономить на шлюпках и расширить полезное пространство. Корабль был оборудован только 20 спасательными шлюпками с общей вместимостью 1178 человек, то есть на половину пассажиров.

2. Судно было разделено на 16 водонепроницаемых отсеков, которые в случае разгерметизации блокировались в течение 25 секунд, предохраняя судно от затопления. «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков. Исследователи предполагают, что айсберг пропорол сразу не менее шести отсеков, что привело к гибели судна.

3. Стоимость билета первого класса составляла $ 4350, баснословные по тем временам деньги.

4. В момент трагедии на борту находилось 1 316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1 513. Большинство пассажиров умерло от переохлаждения в океанской воде.

5. Интересно, что из-за паники многие шлюпки отчаливали заполненными на половину.

6. Постройка Титаника обошлась в $ 7,500,000 и заняла три года. При строительстве Титаника было использовано 3 миллиона заклепок.

7. На момент постройки Титаник был самым большим пассажирским кораблем в мире, его длина составляла 268 метров. Вес "Титаника" при полной загрузке был 46328 тонн.

8. Корабль был оснащен 29 паровыми котлами, которые потребляли 825 тонн угля в день. Из четырех дымовых труб, только три работали по назначению, четвертая была для красоты и служила вентиляцией.

9. Титаник не крестили по морскому обычаю (разбить о борт бутылку шампанского на счастье), поскольку его владельцы не верили в приметы.

10. Титаник столкнулся с айсбергом в 11:40 вечера 14 апреля 1912 года, через 2 часа 40 минут после выхода в свой первый и последний рейс.

11. Титаник затонул на глубине 12600 футов (примерно 4 километра) на дне Атлантического океана недалеко от берегов Ирландии.

12. Оркестр продолжал играть во время гибели Титаника и утонул вместе с кораблем.

13. Снятый по мотивам трагедии фильм "Титаник" был номинирован на 14 Оскаров и выиграл 11 из них. Кассовый сбор составил более миллиарда долларов.


106 лет назад, 14 апреля, в своей первый и, как оказалось, последний рейс отправился круизный лайнер "Титаник". Этот рейс должен был стать главным торжественным событием 1912 года, но вместо этого он стал наиболее трагическим в истории морского пароходства.

Когда "Титаник" столкнулся с айсбергом, оказалось, что эвакуацию организовать никто не смог, в результате полторы тысячи человек утонули в ледяных, темных водах Атлантики. Те семьсот, кому посчастливилось занять места на немногочисленных спасательных шлюпках, пережили кошмар, ожидая спасения под крики тонущих людей.

Катастрофа потрясла мир и вызвала споры, которые не утихают до сих пор. А началось все с того, что в голову владельца британской судоходной фирмы "Уайт Стар Лайн" Брюсу Исмею пришла идея создать лайнер лучше, чем у компании-конкурента. Незадолго до этого его главный соперник "Кунард Лайн" в 1906 году отправил в плавание свой самый крупный на тот момент корабль под названием "Лузитания".

Строительство "Титаника" началось в 1909 году. Над его созданием трудились около трех тысяч специалистов, было потрачено свыше семи миллионов долларов. Последние работы завершили в 1911 году, и в это же время состоялся долгожданный спуск лайнера на воду.

Корабль преследовали неудачи задолго до того, как на его борт поднялись 2207 пассажиров и членов экипажа. Во время строительства на верфях судостроительной компании "Харланд энд Вулф" погибло шесть рабочих, большинство из них от падения с высоты. 246 человек получили травмы, из них 28 - стали инвалидами. Как только корабль отчалил от пристани, в него едва не врезался пароход "Нью-Йорк".

Провидение посылало знаки "Быть беде!", но на них не обратили внимание. Получить билет на заветный рейс хотели тысячи людей разных сословий и достатка. И никто не подозревал, что уже через несколько дней после отплытия мировая общественность будет обсуждать только одно - сколько людей погибло на "Титанике".

Торжественное отплытие роскошного корабля стало самым ожидаемым событием 1912 года. Билеты были распроданы еще задолго до запланированного рейса. Но как позже выяснилось, тем, кто обменял или перепродал свои билеты, крупно повезло, и они не пожалели, что не оказались на корабле, когда узнали, сколько людей погибло на "Титанике".

Курс "Титаника" пролегал из Саутгемптона в Великобритании в Нью-Йорк. Северная Атлантика во все времена таила смертельную опасность для судов в виде айсбергов, откалывающихся от ледников на западе Гренландии, огромных льдин и целых ледяных полей, дрейфующих под влиянием ветров и течений.

В сезон наибольшей ледовой опасности корабли двигались по Южной трассе, но в 1912 году даже с нее одно за другим поступали тревожные сообщения об огромных айсбергах.

Сделаем небольшое отступление от первых часов трагического рейса. Можно сказать, что его исход был предсказан британским журналистом Уильямом Томасом Стедом в 1886 году. Он опубликовал вымышленный рассказ о крушении Своей публикацией автор хотел привлечь внимание общественности к необходимости пересмотра навигационных правил, а именно требовал обеспечить количество мест в корабельных шлюпках, соответствующее числу пассажиров.

Через несколько лет Стед снова вернулся к аналогичной теме в новой истории о крушении корабля в Атлантическом океане, которое произошло в результате столкновения с айсбергом. Гибель людей, находящихся на лайнере, произошла из-за отсутствия требуемого количества шлюпок. И это история уже оказалась пророческой. Ровно через 20 лет случилась трагедия "Титаника". Насмешкой судьбы наверно можно назвать тот факт, что на этом лайнере оказался и сам журналист. Спастись Томасу Стеду не удалось.

Итак, капитан "Титаника" получал сообщения об опасности столкновения с айсберном, однако они их игнорировал. Более того, последнее предупреждение, всего за 40 минут до столкновения с роковым айсбергом, и вовсе не получил от радиста.

А радист в этот момент оборвал радиообмен с кораблем "Калифорниан", который предупреждало о близкой опасности. Получить координаты айсберга она не успел: был занят отправкой платных телеграмм пассажиров первого класса.

В 23:39, на расстоянии всего 650 м прямо по курсу, был замечен "черный" айсберг, а через минуту произошло столкновение, в результате которого судно получило пробоины корпуса длиной около 100 м.

Айсберг начал таять, перевернулся и стал почти прозрачным - он был "черным", практически невидимым. Ночь была безветренной и безлунной, иначе впередсмотрящие увидели бы "барашки" вокруг льдины. На "Титанике" не было ключа от сейфа с биноклями, бинокли были только у некоторых членов экипажа, но у впередсмотрящих в "вороньем гнезде" их не было. Судно неслось вперед с огромной скоростью - по мнению исследователей, катастрофа была неминуема.

"Титаник" - один из трех кораблей класса "Олимпик", которые были заказаны компанией "Уайт Стар Лайн" судостроительной компании "Харланд энд Вульф". В длину он равнялся трем современным футбольным полям, в высоту - 18-этажному дому. Корабль был рассчитан на 3547 пассажиров и более 900 членов экипажа, но общая вместительность спасательных шлюпок составляла всего 1178 человек. В проекте предусматривалась установка 48 шлюпок, но потом их сократили до 20.

Когда в 00:05 был отдан приказ спускать шлюпки, пассажиры отказывались садиться в них, так как "Титаник" казался им непотопляемым - в шлюпке № 1 было занято всего 12 мест из 65. Экипаж даже не успел спустить все шлюпки на воду из-за того, что корабль тонул просто на глазах. Первая была спущена на воду в 00:45, последняя - в 02:05. Те, кому посчастливилось попасть в шлюпки, не спасали людей в воде и старались отплыть от места крушения, опасаясь, что их перевернут тонущие или шлюпки затянет в воронку, создаваемую тонущим судном.

У людей, которые попали в открытый океан, не было шанса выжить даже при наличии спасательных жилетов и навыков плавания. В ту ночь температура воды в Атлантическом океане опустилась до +2…+4 С. При такой температуре летальный исход наступает через 5-15 минут пребывания в воде. Из воды живыми было подобрано всего шесть человек из полторы тысячи.

Между тем достаточно близко от "Титаника" находились еще три судна. На борту подавали сигнал бедствия, но использовали сигнальные ракеты не красного, как было положено при кораблекрушении, а белого цвета - других ракет просто не было на судне…

Именно поэтому не пришел на помощь корабль "Калифорниан", который проходил по курсу всего в нескольких милях - там подумали, что на "Титанике" дают праздничный салют. Только в 5:30 радист получил известие о бедствии, но когда корабль прибыл на место крушения, всех выживших уже подобрали.

Столкновений с айсбергом произошло в 23:40, а уже в 02:18 "Титаник" разломился на две части, в 02:29 врезался в дно океана на глубине почти 4 тысячи метров. В 04:10 на помощь людям в спасательных шлюпках пришел корабль "Карпатия", который поднял 712 уцелевших пассажиров и членов экипажа на борт и в 08:50 взял курс на Нью-Йорк. Вместе с "Титаником" утонул и его капитан - Эдвард Джон Смит, самый опытный из капитанов компании "Уайт Стар Лайн".

Неорганизованная должным образом эвакуация людей до сих пор считается главной причиной массовой гибели людей. Факт того, сколько человек погибло во время крушения "Титаника", свидетельствует о полном отсутствии какого-либо контроля над этим процессом. В 20 спасательных шлюпках могло разместиться не менее 1178 человек. Но в начале эвакуации их спускали на воду заполненными наполовину, и не только женщинами и детьми, а также целыми семьями, и даже с ручными собачками. В результате этого наполняемость шлюпок составила всего 60 %.

Люди III класса смогли пробраться на палубу только к концу эвакуации, и поэтому даже членов экипажа в итоге спаслось больше. Многочисленные выяснения причин и фактов кораблекрушения подтверждают, что ответственность за то, сколько погибло на "Титанике" человек, полностью возлагается на капитана лайнера.

Как же случилось так, что корабль, который считался непотопляемым, затонул так быстро? Споры о причинах кораблекрушения продолжаются и по сей день.

Одна из последних гипотез - еще в порту в трюме загорелся уголь, но судоходная компания решила не откладывать рейс и корабль вышел в море с пожаром на борту. Очевидно, руководство рассчитывало на то, что команда справится с ним в пути, и боялось огласки проблем - строительство обошлось в рекордные $7,5 млн. Потушить уголь можно было только одним путем - забросив в топку, что и делали кочегары, разгоняя "Титаник" до немыслимой скорости. Но огонь не утихал, температура поднималась, сталь становилась хрупкой и попросту не выдержала столкновения с огромным айсбергом.

В ходе изучения причин катастрофы со дна океана была поднята на поверхность часть обшивки корабля. Кусок стали подвергли испытаниям, и учеными доказано, что металл, из которого сделан корпус лайнера, был низкого качества. Это послужило еще одним обстоятельством крушения и причиной того, сколько людей погибло на "Титанике".

Кроме того, был полный штиль, и идеально гладкая поверхность воды не позволила вовремя обнаружить айсберг. Даже небольшого ветра было бы достаточно, чтобы волны, бьющиеся о лед, позволили обнаружить его раньше, чем произошло столкновение.

Неудовлетворительная работа радистов, вовремя не сообщивших капитану о дрейфующих в океане льдах, слишком большая скорость движения, не позволившая быстро сменить курс корабля, - все эти причины вместе привели к трагическим событиям на "Титанике".

Факты, количество погибших, причины катастрофы удалось получить благодаря показаниям выживших пассажиров. Воспоминания некоторых некоторых их них были опубликованы и навсегда останутся в истории.

«Титаник» - в начале XX столетия крупнейшее пассажирское судно, которое принадлежало английской почтово-пассажирской пароходной компании «Уайт Стар Лайн» - был построен в 1911 году. Водоизмещением 46328 тонн, длиной - 269 м, скорость - 25 узлов. Совершая свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Численность погибших, по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было около 2200 человек). Страховые компании выплатили родственникам жертв катастрофы больше 14 миллионов фунтов стерлингов, в то время - астрономическая сумма. Гибель «Титаника» - одна из величайших морских катастроф XX столетия.

1985 год, 1 сентября – трое участников подводной экспедиции, возглавляемой профессором Робертом Баллардом, опустились в батискафе «Альбин» на глубину больше 4-х км и впервые через 73 года после катастрофы увидели на морском дне разломившийся на две части корпус «Титаника». Но его обследование не только не прояснило некоторых загадочных обстоятельств гибели Титаника, но и вызвало много новых вопросов.

Так, на протяжении всех этих лет считалось, что Титаник затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длину около 60 метров. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса лишь 6 сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, к примеру, возникнуть в результате взрыва (или взрывов) внутри корпуса лайнера. Но отчего могли произойти эти взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?

Может быть, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула холодная морская вода, у которой была температура 2 градуса по Цельсию. Когда она начала заливать паровые котлы, в их раскаленных стенках из-за резкой разницы температур возникли колоссальные напряжения. Металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара в которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу…

Факт столкновения «Титаника» с айсбергом сомнения не вызывает. Об этом свидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, опять-таки по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры, ни члены команды не почувствовали ничего, кроме легкого содрогания корпуса и как бы отзвука далекого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твердость скалы, ударилось тело массой 66000 тонн, двигавшееся со скоростью 40 км/час!

Возможно, Титаник вовсе и не столкнулся с айсбергом, а только слегка коснулся его? А столкнулся он с чем-то совсем другим? Или это «что-то» намеренно столкнулось с лайнером, использовав айсберг в качестве «ширмы» и став истинным виновником гибели судна?


Ну а если все-же виновник - айсберг, то почему вообще произошло такое столкновение? Как могло случиться, что при ясной, безветренной погоде и полном отсутствии волнения на море - явлении удивительном для этих широт и этого времени года - вахтенным офицерам и матросам не удалось своевременно заметить опасность и принять меры к тому, чтобы избежать катастрофы? Тем более что, как выяснилось позднее, на пути следования «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких десятков миль.

Не поддается объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера. В свое время ее причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросы-наблюдатели в «вороньем гнезде» на мачте даже небыли снабжены биноклями. Они следили за окружающей обстановкой невооруженным глазом! Не было и вахтенного-впередсмотрящего на носу корабля. Когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной, роковую и непростительную для профессионала ошибку совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду «Полный назад! Прямо руль!», то «Титаник» остался бы на плаву. Расчеты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который можно было легко устранить заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся целыми остальные двенадцать отсеков обеспечили бы Титанику плавучесть, и если при этом он все же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.

К несчастью, Мэрдок скомандовал по-другому: «Полный назад! Лево руля!», подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера. Результат этой роковой ошибки опытнейшего морского офицера известен…

Комиссия, которая расследовала обстоятельства гибели Титаника, пришла к заключению, что ближе всех от места катастрофы был пароход «Калифорниен» - единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти на помощь гибнущему гигантскому лайнеру, тем более что оба они находились один от другого в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода «Калифорниен», одним из виновников гибели более чем 1 500 человек, находившихся на борту «Титаника». Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, и более того для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.

На протяжении многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и только в 1968 году Американская ассоциация капитанов торгового флота, повторно изучив обстоятельства гибели «Титаника», пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против капитана Стенли Лорда 50 с лишним лет тому назад, было ошибочным. «Калифорниен» находился слишком далеко, с него не могли видеть тонущий «Титаник». Было доказано, что расстояние между этими двумя судами было настолько большим, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга. Но вместе с тем выяснилось, что между гибнущим Титаником и лежащим в дрейфе «Калифорниен» оказалось еще какое-то судно, при этом с Титаника его принимали за «Калифорниен», а с «Калифорниен» - за Титаника. Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его «Икс») удалось весьма точно установить по записям в вахтенном журнале «Калифорниен» и по показаниям членов его команды, а также людей, спасшихся с Титаника. Эти маневры представляются довольно странными.

«Икс», идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых судах примерно в одно и то же время - в 22.25. Ровно в 23.40, то есть в тот момент, когда «Титаник» сталкивается с айсбергом, «Икс» стопорит машины и ложится в дрейф, а после… разворачивается на 180 градусов, будто намереваясь пойти обратным курсом! Но он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали - с расстояния около 6-и морских миль - наблюдая за развитием трагедии «Титаника». После этого «Икс» запускает машины, вновь разворачивается на 180 градусов и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на «Калифорниен».

Что же это был за «Икс» и почему он вел себя так странно? И если с него на протяжении двух с лишним часов безучастно наблюдали, как гибнет Титаник, то не причастен ли он к гибели лайнера? А может быть, «Икс» вовсе и не был судном?

(Материал В. Ильина)

В феврале 1995 года в Бэдфордском океанографическом институте (Великобритания) был завершен химический анализ металлических образцов, взятых с затонувшего "Титаника". Данные оказались сенсационными: в металле "Титаника" обнаружено повышеное содержание серы, что сделало его недопустимо хрупким. Возможно, именно здесь кроется причина гибели лайнера.

В ночь на 15 апреля 1912 года гигантский лайнер «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в Атлантическом океане к юго-востоку от мыса Ньюфаундленд. Различные источники называют различное количество погибших - от 1490 до 1635.

Больше 70 лет подводники многих стран искали место гибели корабля.

В 1985 году затонувший лайнер обнаружила экспедиция Вудс-Холлского океанографического института (США). Через год с борта подводного обитаемого аппарата «Алвин» были проведены первые обследования «Титаника», получены видеозаписи и фотографии.

В 1987 году французская экспедиция с помощью аппарата «На-утил» подняла на поверхность 1400 предметов с «Титаника», многие из которых имеют большую историческую и художественную ценность.

Но самая крупная экспедиция к месту затопления «Титаника» состоялась в мае-августе 1991 года. Научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир-1» и «Мир-2» провело тщательное исследование металлических частей обшивки корабля, придонных течений и отсняло сразу несколько фильмов по заказу крупнейших кино- и телекомпаний мира.

Предстояло снять не обычный фильм, а широкоформатный с объемным изображением. При -этом картина возникает на параболическом экране площадью 2 тыс. кв. метров и у сидящих возникает эффект присутствия в глубоководном аппарате. Обработка изображения на компьютере показала, что каждый кадр такого фильма несет в тысячу раз больше информации, чем обычный кинокадр.

Идея создания подобных фильмов родилась в Канаде 25 лет назад. Тогда же была организована фирма «Имакс». Однако до сей поры не был снят объемный фильм, поражающий воображение зрителей. Фильм о «Титанике» стал первым...

Как только «Миры» подошли к «Титанику», оказалось, что у затонувшего судна имеется масса опасно выступающих предметов - тросы, мачты. Тем более, что кинокамеры были смонтированы в жилой части «Миров», так что пилотам приходилось управлять аппаратами, глядя в боковой иллюминатор (это все равно, что управлять автомобилем, глядя в боковое окно)... Малейшая неосторожность пилота могла обернуться трагедией.

И вот аппараты достигли «Титаника». Исследователи увидели, что гигантский лайнер, уходя под воду, развалился на две части: Носовая часть - длиной 180 метров. Кормовая часть около 100 метров. Сейчас они покоятся на расстоянии полумили (900 метров) друг от друга. А между двумя половинками - гигантское поле всевозможных предметов, вывалившихся из кают, - множество бутылок с коньяком и шампанским, разная,утварь, обувь, чемоданы, кухонные котлы, телеграфы, которыми управлялось судно.

Во время катастрофы, когда вода заполнила носовую часть судно встало вертикально. Средняя часть «Титаника» изобиловала пустотами - там располагались лифты, холлы и рестораны. Именно здесь металл не выдержал и гигант разломился (теперь после завершения химического анализа металла, мы, кажется, знаем точно от чего это произошло). В обломке носовой части исследователи увидели машинное отделение и разорвавшиеся котлы. Возможно, взрыв произошел, когда вода попала на раскаленные части котлов.

Но главная причина гибели «Титаника» - это, конечно, айсберг. До сих пор отчетливо видно место, где ледяная глыба пропорола обшивку судна. Известно, что лайнер был разбит на шесть отсеков. Если бы даже три отсека заполнились водой, «Титаник» держался бы на плаву. Но айсберг прочертил длинную рану вдоль борта до конца носовой части судна. Он вскрыл борт, как нож консервную банку, И все-таки два с лишним часа «Титаник» держался на воде.

За 20 дней экспедиции было совершено семнадцать погружений. Обнаружили двадцать четыре вида морских животных, которые обитают во чреве гигантского корабля. Вблизи затонувшего судна были исследованы «реки» ржавчины, которые разносят металл в близлежащие придонные районы. На «Титанике» эта ржавчина висит причудливыми коричневыми сосульками.

Перед погружениями российские исследователи обязались не поднимать ценностей с «Титаника». Были подняты только шесть металлических предметов: заклепка, детали палубы, бортика и часть корпуса.

Все эти предметы были отданы в Бэдфордский океанографический институт для проведения анализа металла. И вот итоги: в металле «Титаника» было обнаружено высокое содержание серы. Изделия из такого металла отличаются хрупкостью. Однако в документах завода-изготовителя корабля указан совсем другой состав металла! Возможно, потребуется специальное следствие по делу о погибшем судне спустя более 80 лет со дня его гибели.

Почти столетие прошло с той страшной ночи с 14 на 15 апреля 1912 года, когда в ледяных волнах северной Атлантики затонул легендарный «Титаник», унеся с собою более полутора тысяч человеческий жизней. Сотни свидетельских показаний, тысячи фактов и, наконец, долгожданная возможность опуститься на глубину почти 13 тысяч фунтов, чтобы подробно изучить обломки некогда одного из самых великих судов человечества. Сотни научных исследований, проведенных учеными крупнейших стран мира с использованием самой мощной компьютерной техники. Хронометраж трагедии восстановлен, казалось бы, поминутно и никаких загадок больше не может быть. И вроде бы уже пора поставить точку в конце этой печальной истории, если бы только не одно обстоятельство: до сих пор корабли ловят сигналы SOS, посланные из радиорубки терпящего бедствие «Титаника», а норвежские рыбаки все продолжают и продолжают вылавливать спасшихся пассажиров. Что это - массовое помешательство или неизученные пока загадки времени и пространства?

Таинственные сигналы бедствия

Недавно в прессе опять (в который раз!) промелькнуло сообщение о том, что радисты сразу нескольких судов, приписанных к портам Норвегии, Швеции и Нидерландов, 15 апреля приняли международный сигнал бедствия SOS, который подавался в течение почти двух часов из точки с координатами 41,46 норд, 50,14 вес в Атлантическом океане. О полученных сигналах все суда сообщили по радиосвязи на берег, где к поиску попавшего в беду судна подключились навигационные службы. Однако, к удивлению моряков, снимки со спутника показали, что в этом районе в данный период времени вообще никаких судов не было. Радисты получили выговор, навигационные службы начали служебную проверку, пытаясь найти неизвестного «шутника», однако никаких результатов это (увы!) не принесло. А тем не менее, это была уже далеко не первая подобная «мистификация».

В первый раз сигналы SOS с тонущего «Титаника» были зафиксированы еще в 1972 году. 15 апреля радист американского линкора «Теодор Рузвельта» Ллойд Детмер принял сигнал бедствия. Сквозь чудовищные помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему «Титанику». Естественно, как и всякий здравомыслящий человек, он не поверил своим ушам. Первая мысль была о том, что он либо свихнулся, либо его кто-то разыгрывает. Однако инструкция строго предписывала сообщать обо всех подобных фактах на берег. Действительно, мало ли что? Вдруг кто-то и на самом деле тонет? Вдруг на самом деле название судна было просто созвучно «Титанику», а из-за помех он его просто неправильно разобрал? Ответ с берега пришел в рекордно короткие сроки и, к удивлению Ллойда Детмера, был на удивление спокойным и странным: на сигналы SOS не реагировать, следовать прежним курсом. А позже, уже в порту, команде линкора, включая капитана, разъяснили, что давно утонувший «Титаник», естественно, никаких призывов о помощи посылать не мог. Соответственно, следуя логике, либо никакого сигнала SOS не было вообще, либо кто-то просто хамски пошутил. Команда, посмеиваясь, разошлась. Действительно, наверное, так все и было. Однако несчастному радисту что-то не давало покоя. Но что? Объяснения, на первый взгляд, логичны, сигнал действительно был слишком слабым и в него вполне могла вкрасться ошибка. Подозрительным было лишь одно: почему разъяснения по поводу его, как все считали, бреда или неустановленного хулиганства в эфире давало не их непосредственное военное начальство, а представители спецслужб? И тогда, сначала просто из любопытства, Детмер начал свое собственное расследование, которое дало очень много весьма неожиданных и совсем необъяснимых фактов. Не удивительно, что когда расследование зашло слишком далеко, и Детмер уже стал обладать кое-какой весьма любопытной информацией, его вдруг объявили психически неполноценным и в рекордно короткие сроки упрятали в психушку. Но что же такого интересного накопал Ллойд Детмер, чем вызвал на себя гнев могущественных спецслужб?

Во-первых, как стало известным, Детмер отыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что, оказывается, не он один получал странные радиограммы, посланные якобы с «Титаника». Как оказалось, призраки радиоэфира появлялись с завидной регулярностью - примерно один раз в шесть лет (1924, 1930, 1936, 1942 и т.д. годы). Но тогда получалось, что следующего сигнала нужно было ожидать в 1978 году! Продолжая работать радистом на судне, Детмер сам напросился на вахту в ночь на 15 апреля. Как стало известно из судового журнала, сигнал был получен. Однако, как и в прошлый раз, на берегу никто не поверил, спецслужбы провели повторную разъяснительную беседу, а Детмера, который на фактах, полученных из военных архивов, пытался доказать свою правоту, объявили психически неполноценным и отправили на принудительно лечение в клинику неврозов города Балтимор (США). Почти на два десятилетия о таинственных сигналах с затонувшего «Титаника» позабыли. До тех пор, пока в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» не появились заметка об очередном сигнале SOS из прошлого, полученного канадским судном «Квебек». Круг замкнулся.

Петля времени

Итак, предположение Детмера о периодичности сигнала бедствия, похоже, оказалось верным. С ним, кстати, согласны и некоторые ученые, изучавшие этот феномен. Было выдвинуто несколько предположений, объясняющих появление сигнала из прошлого. Так, по мнению некоторых исследователей, объяснение может состоять в том, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала». Его-то, мол, и ловят время от времени суда в Атлантическом океане. И если периодичность «радиоматеризации» фантома рассчитана верно, то очередного его появления следует ожидать в 2008 году.

Другие ученые утверждают, что сигнал SOS с «Титаника» пробил время в обе стороны. То есть должен был ловиться в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. Однако ввиду того, что в начале века радио было слишком дорогой экзотикой, да и изобрели его сравнительно недавно (в 1895 году), сигнал не был задокументирован. Впрочем, последнее не означает, что его не было совсем.

Удивительно? Но это еще далеко не все чудеса, связанные с гибелью «Титаника». Сопоставив все факты, связанные катастрофой, можно утверждать, что Эдвард Смит, капитан реального «Титаника», незадолго до катастрофы мог получить … свой собственный сигнал SOS. Именно этим, по их мнению, можно объяснить и его оцепенение, и неожиданную попытку изменить курс, и (самое главное), что «Карпатия» и «Олимпик» - корабли, первыми прибывшими на помощь терпящему бедствие «Титанику», получили сигнал SOS почти на двадцать минут раньше, чем произошла сама катастрофа.

Разберемся. Корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили SOS с «Титаника» в 23 часа 17 минут. «Титаник» пошел на дно в 2 часа 20 минут ночи. «Карпатия» прибыла на место катастрофы в 4 часа 38 минут, то есть шла около шести часов. Все, казалось бы, сходится: «Карпатия» находилась примерно в 200 километрах от «Титаника». Не сходится только вот что: «Титаник» столкнулся с айсбергом в 23 часа 40 минут и, таким образом, никак не мог передать сигнал SOS 23 минутами раньше. Он вообще начал взывать о помощи только около полуночи, и именно этот зов был услышан на корабле «Цинцинатти», находившемя в 900 километрах. Получается, что и на «Олимпике», и на «Карпатии», приняли не реальный сигнал бедствия, а его фантом.

Природа SOS

Итак, факты подтверждают, что сигналы бедствия распространялись еще до катастрофы. Ученые задались вопросом их происхождения. Действительно ли это были радиосигналы, или что-то принципиально иное?

Еще в 70-х годах прошлого века доктор технических наук Г.А. Сергеев сообщил об открытии им так называемого стрессового излучения, возникающего в момент смертельной опасности для человека, в том числе, и когда он тонет. Он доказал, что физическая компонента этого излучения распространяется как в воде, так и в воздухе. Кроме того, это излучение при помощи специальных жидкокристаллических датчиков может быть зафиксировано на небольших расстояниях от тонущего человека. Вполне возможно, что трагедия «Титаника» породила стрессовые излучения такой силы, что они распространялись на тысячи километров!

В качестве подтверждения этой теории ученый приводит тот факт, что в момент гибели «Титаника» в разных странах были документально зафиксированы «видения», либо сны родственников людей, погибавших на «Титанике».

Апрельским вечером 1912 года священника Роуздейльской методической церкви в Канаде посетило видение: яростный шум волн, голоса, взывающие о помощи, и слова старой песни, которую он не слышал много лет. В конце вечерней службы священник рассказал прихожанам о своем видении и попросил вместе с ним исполнить старое песнопение, услышанное им во время видения: «Мы молимся Тебе, о наш Господь, за тех, кто погибает в бездне моря». На следующее утро священник и прихожане узнали о страшной трагедии в Атлантике, происшедшей в тот самый момент, когда возникло странное видение. Как потом выяснилось, это песнопение исполнялось во время молитвы на борту лайнера. Еще один пример. Молодой американке приснился жуткий сон: ее мать находится в лодке, забитой мечущимися и кричащими людьми, попавшими в кораблекрушение. Неподалеку плавают еще несколько лодок и сотни людей, барахтающихся в воде. А вдали над океаном вздымается корма судна, погружающегося в пучину. Позже спасшаяся мать женщины подтвердила, что во время гибели «Титаника» она обращалась мыслями к своей дочери, которую не чаяла больше увидеть.

В самом Нью-Йорке, куда должен был прибыть «Титаник», молодая девушка Стелла Смит во сне увидела себя на борту тонущего судна, корма которог о круто вздымалась вверх. Под ногами у нее уже плескалась вода, и о на, судорожно цепляясь за ванты, пыталась карабкаться вверх, но сорвалась и полетела в черную бездну... Чуть позже она узнала, что сре ди погибших пассажиров был и ее жених.

Подобные видения, как показывают факты, время от времени (все с той же периодичностью в 6 лет) посещают людей по обоим берегам Атлантики. А если принять во внимание теорию о петле времени, то вполне вероятно, что видения, распространяясь как в прошлое, так и в будущее, были восприняты Морганом Робертсоном, автором романа-предупреждения «Тщетность».

Мистическое предсказание Моргана Робертсона

В 1896 году в Англии вышла книга абсолютно никому неизвестного автора Моргана Робертсона. Репортер, специализировавшийся на морской тематике, опубликовал роман со странным названием «Тщетность», в котором рассказал незатейливую историю о том, как в Англии был построен трансатлантический лайнер длиной 260 метров, имевший четыре трубы и три винта. При водоизмещении 60 тысяч тонн и мощности машин 50 тысяч лошадиных сил он развивал скорость свыше 25 узлов. Корабль считался непотопляемым, самым роскошным и самым быстроходным в мире. Естественно, право совершить на нем первое путешествие через океан выпало сильным мира сего - миллионерам Старого и Нового Света. Однако плаванье закончилось трагически: холодной апрельской ночью лайнер на полном ходу врезался в айсберг и затонул. Трагедия усугублялась тем, что спасательных шлюпок на всех не хватило, и поэтому основная часть из двух тысяч пассажиров погибла. Название вымышленного парохода было «Титан». Сюжет ничего не напоминает?

Любой человек безошибочно узнает в истории романа «Тщетность» историю реального крушения «Титаника», построенного в Англии и погибшего холодной ночью с 14 на 15 апреля на пути в Америку в результате столкновения с айсбергом. Удивительно лишь то, что реальная катастрофа произошла на 16 лет позже. Кстати, этот роман спас жизнь некоторым людям, так и не ставших пассажирами злополучного «Титаника». Так, по иронии судьбы, экземпляр романа оказался в руках одного из кочегаров судна, который начал читать его в перерывах между вахтами во время рейса. По мере чтения он буквально пришел в ужас, узнав в описании «Титана» корабль, на котором он сам плыл. Попытался рассказать об этом товарищам, но они подняли его на смех. Тем не менее, напуганный кочегар поспешил дезертировать с лайнера во время захода в английский порт Саутгемптон. Что ж, как показало время, он оказался прав.

Совпадения «Титана» и «Титаника» заметили, но, к сожалению, слишком поздно. Через 16 лет после выхода романа все экземпляры до того практически не пользовавшейся спросом книги разошлись буквально мгновенно. В чем причина? Почему книга отставного моряка британского флота вдруг стала самой популярной не только в США, но и во многих других странах? Неужели читатели разглядели в ней какие-то, до этого тщательно скрытые литературные достоинства? Их не было. Но поразительно другое - в повести с невероятной точностью предсказывались мельчайшие детали катастрофы, разыгравшейся в апреле 1912 года. Сходилось все: и то, что кораблекрушение произошло в первом же рейсе, и то, что корабль погиб в Атлантике в апреле, и то, что оба корабля - настоящий и выдуманный - наткнулись ночью на айсберг, и то, что они продержались на поверхности океана приблизительно одно и тоже время, и то, что технические данные «Титана» и «Титаника» почти полностью совпадали. Убедитесь сами:

Список совпадений может быть продолжен. Даже число погибших в книге Робертсона не намного отличается от числа тех несчастных, которые погибли на самом деле при крушении «Титаника».

Таинственные предупреждения

Роман «Тщетность» был не единственным предупреждением о возможной катастрофе. Жена промышленника Г.Вуда, в последний момент отказавшегося от билета на «Титаник», после катастрофы, передала прессе полученное ею по почте накануне отплытия анонимное предупреждение, в котором говорилось: «Если вы не хотите потерять своего мужа, то приложите все усилия, чтобы отговорить его от этого путешествия. Если данное предупреждение возымеет благоприятное действие, прошу в знак благодарности перечислить по указанному адресу сумму в 1000 фунтов, поскольку передача вам этого предупреждения потребовала от меня больших усилий и расходов».

Супруга Вуда сумела уговорить мужа отказаться от поездки, восприняв это послание как предупреждение о возможном покушении на него. Разумеется, после сообщения в прессе о гибели судна указанная сумма была немедленно перечислена неизвестному благодетелю. Откуда неизвестный доброжелатель узнал о грядущей катастрофе, неизвестно. Однако супруги Вуд были не единственными, кто, вероятно, получил «последнее предупреждение».

В самый последний момент, сославшись на нездоровье, отказался от поездки на лайнере американский мультимиллионер Пирсон Морган - фактический владелец судна. Однако несколькими днями позже, уже после кораблекрушения, Моргана обнаружили на курорте во Франции в компании любовницы. Пребывал он в абсолютном здравии и ни о каком недомогании даже и не заикался.

Вместе с Морганом отказались плыть, и тоже в последний момент, еще свыше пятидесяти человек, в том числе его близкие друзья и деловые партнеры, включая германского стального магната Генри Фрика и американского мультимиллионера Джорджа Вандербильта.

Призраки катастрофы

Кто были все эти люди, предупредившие (пусть зачастую и не безвозмездно) сильных мира сего о грядущей катастрофе? Кем был, кстати, и отставной моряк Морган Робертс, биография которого, как оказалось, совсем неясна и изобилует всевозможными белыми пятнами? Недавно группой американских аномальщиков была предложена совсем уж фантастичная версия: все они были … выжившими пассажирами «Титаника». Похоже, петля времени сработала не только для радиоволн, но и для людей. Удивительно? Еще бы! Но все дело в том, что эта, без сомнения, весьма фантастичная версия имеет ряд весьма серьезных подтверждений, полученных уже в наши дни.

24 сентября 1990 года рыбаками норвежского рыболовного траулера «Фоссхаген» под командованием капитана Карла-Йоргена Хаса в Северной Атлантике, в 340 км юго-восточнее Исландии была обнаружена и снята с айсберга 29-летняя Винни Каутс. Женщина была насквозь промокшей, обветренной и продрогшей. Она утверждала, что чудом спаслась с тонущего «Титаника», буквально только что на ее глазах погрузившегося в пучину. Кроме этого, Винни Каутс очень беспокоилась за судьбу остальных пассажиров и буквально умоляла команду корабля немедленно отправиться на их спасение. Для этой женщины время как будто остановилось на трагической дате 15 апреля 1912 года, которую она и спустя 79 лет переживала так, как если бы это случилось только что. Более того, для нее вообще не существовало этих самых 79 лет!

Безусловно, объявившийся неизвестно откуда живой и невредимый свидетель гибели «Титаника» стал для экипажа корабля «Фоссхаген» полной неожиданностью. Это не укладывалось не только в бедные рыбацкие головы, но и в привычную схему восприятия земного времени. Норвежские морские власти были в полном замешательстве, ибо миссис Каутс производила впечатление вполне нормальной женщины, без психических отклонений. Кроме того, удивительными были и тот факт, что ее одежда полностью соответствовала последним веяньям моды начала ХХ века, и то удивление, которое вызывали у нее обычные, казалось бы, вещи - сотовый телефон, телевизор, самолет и т.д.

На лицо были признаки «перескока» во времени на целых 79 лет. Но как? В поисках ответа эксперты связались с английским морским ведомством. Однако пришедший в скором времени ответ не только не прояснил, но еще больше запутал сложившуюся ситуацию. Лондон подтвердил, что миссис Винни Каутс из Саутсгемптона действительно значилась в списках пассажиров «Титаника» и, следовательно, могла находиться на борту суперлайнера в момент катастрофы. Однако как объяснить тот факт, что 108-летняя женщина к моменту обнаружения выглядела как 29-летняя? «Это сверхъестественно, - заявили 27 врачей и ученых, обследовавших спасенную, - похоже, что эта женщина в течение 79 лет находилась во временном искажении. Она ничуть не постарела».

Подобные случаи, кстати, не единичны. Уже через год после описываемых событий, 9 августа 1991 года команда исследовательского судна военно-морского флота «Ларсон Нэейпер» в 365 километрах юго-западнее Исландии (то есть почти на том же самом месте) подобрали еще одного «ожившего» утопленника со спасательной лодки старинной конструкции. На этот раз им оказался, ни много, ни мало, потрясенный случившимся, но вполне невредимый капитан «Титаника» Джон Смит. На нем, к удивлению всех, была чистая и отутюженная униформа пароходной компании «Уайт Стар». Вдобавок ко всему капитан покуривал табачок из своей старой трубки. Спасатели, как и в случае с Винни Каутс, немедленно доставили спасенного на берег, где и передали с рук на руки изумленным психиатрам. К делу подключились спецслужбы, и, сразу после того, как полностью совпали отпечатки пальцев новоявленного капитана и обнаруженные в 80-летних документах, все документы по этому делу были засекречены. На любые вопросы прессы представители спецслужб отвечали кратко: «Это был всего лишь психически больной человек». Действительно, тяжело остаться психически здоровым, когда ты сначала утонул, а затем неожиданно воскрес спустя 80 лет после трагедии! До сих пор, даже несмотря на то, что оба спасенных чувствуют себя прекрасно, их держат в изоляции от общества, якобы в целях последовательной адаптации к современной действительности.

А вот третьему спасенному пассажиру «Титаника» повезло. Его никто не держит в психбольнице, он (вернее, она) благополучно адаптировался и в настоящее время проживает в Норвегии. Через три года после описанных событий, в 1994 году, в водах Северной Атлантики, опять практически на том же самом месте, командой уже другого норвежского судна была спасена 10-месячная девочка, замерзшая, но здоровая. На вопрос, откуда взялся младенец вдали от морских путей, в холодной воде, никто так и не смог ответить. Не добавил ясности и тот факт, что малышка была привязана к спасательному кругу с надписью «Титаник», а ее одежда полностью соответствовала той, в которую одевали младенцев в начале века. Позднее ученые, занимавшиеся этим феноменом, обнаружили в списках пассажиров «Титаника» упоминание о 10-месячном ребенке женского пола. Однако дальше исследование продолжать не представлялось возможным: грудной ребенок, увы, ничего не мог о себе рассказать.

Современные исследователи раскопали и другие факты. Оказывается, моряки неоднократно сообщали о том, что примерно в этих широтах видели огромный пароход, уходивший носом вниз. Видение длилось всего несколько секунд, а затем исчезало. «Создается впечатление, - сказал по этому поводу исследователь-океанолог Малвин Айдланд, - что в этом районе мира время потеряло свое значение. Люди, исчезнувшие еще в 1912 году, неожиданно появляются, словно с ними ничего не происходило. Они даже не постарели! Возможно, что и «Титаник», и его пассажиры попали в какую-то ловушку времени, загадку которой нам еще предстоит отгадать».

Кстати, если принять все эти факты и сопоставить их с теорией о «пробитом» в обе стороны времени, то тогда можно предположить, что Морган Робинсон, автор удивительно пророческого романа «Тщетность», вполне мог оказаться одним из пассажиров «Титаника», только «заброшенного» не в будущее, а в прошлое. Тогда становятся понятными все удивительные совпадения вымышленного «Титана» и вполне реального «Титаника»: Морган Робинсон писал всего лишь автобиографическую повесть, которой хотел предупредить. К сожалению, далеко не все вняли его предупреждениям.