Живописец даная. "Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты ее создания

В истории живописи есть ряд картин с трагической и одновременно таинственной историей. Полотно «Даная» Рембрандта - одна из них. Сегодня картина демонстрируется любителям искусства в зале голландской и на втором этаже основного здания Эрмитажа. С целью безопасности «Данаю» защитили бронированным стеклом.

Вы спросите, зачем такая осторожность? 15 июня 1985 года картина "Даная" Рембрандта подверглась нападению психически больного мужчины, который облил картину серной кислотой и нанес полотну несколько ударов ножом. Этим человеком был житель Литвы Бронюс Майгис, впоследствии объяснивший акт вандализма политическими мотивами. Больше всего пострадала самая важная часть полотна - фигура Данаи.

Реставрация длилась долгих 12 лет, и вот 1997 года «Даная» Рембрандта заняла свое почетное место в зале Эрмитажа.

История создания картины своими истоками уходит в 1636 год. Полотно написано по истории древнегреческого мифа о Данае, это сюжет обыгрывался многими История рассказывает о прекрасной Данае, которую собственный отец, царь древнегреческого города Аргоса, заключил в подземелье. Он побоялся пророчества, которое гласило, что он умрет от руки своего внука, которого будут звать Персей. Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея.

Рембрандт очень трепетно любил свою жену Саскию ван Эйленбюрх и очень часто писал ее на своих полотнах. «Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи. Полотно не покидало стен его дома вплоть до аукционной распродажи всего его имущества в 1656 году. Исследователи-искусствоведы терялись в различных догадках, почему сходство с Саскией на этой картине не было так очевидно, как на других полотнах мастера этого периода. Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества.

Только в середине прошлого века с появлением рентгеноскопии реставраторам удалось приоткрыть завесу этой тайны. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией. Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, поэтому в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин.

Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя (на картине снизу) и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь.

«Даная» Рембрандта попала в Эрмитаж в те времена, когда меценатами музеев были цари, с помощью которых и собирались коллекции. В 1772 году картина была куплена царицей Екатериной II вместе с частью большого когда-то собрания произведений искусства барона Кроза во Франции. Это полотно веками считалось одним из главных

Надо знать и помнить, что одним из величайших голландских живописцев золотого века является Рембрандт. «Даная» - не единственная картина художника, пострадавшая от вандалов. В прошлом веке «Ночной дозор» Рембрандта три раза страдал от нападений. Поэтому сотрудники музея вынуждены прибегать к таким мерам, как

Ровно 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом.

13 января 1913 г. в Москве, в Третьяковской галерее, был совершен акт вандализма: некто Абрам Балашов с криком "Довольно крови! Долой кровь!" порезал знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г." Картину удалось спасти благодаря усилиям реставраторов и самого художника, примчавшегося по вызову со своей дачи в Финляндии.

В феврале 1914 г. в Лондонской национальной галерее суфражистка Мэри Ричардсон порезала в нескольких местах картину Веласкеса "Венера с зеркалом". За порчу картины Ричардсон была приговорена к 6 месяцам тюрьмы. После реставрации картина вновь заняла свое место в одном из залов галереи.

Чаще всего покушаются на творения Рембрандта. Великий голландец как будто притягивает людей с неуравновешенной психикой. Особенно их привлекает рембрандтовский шедевр "Ночной дозор", написанный в 1642 г.

14 (1) января 1911 г. в государственном музее Амстердама картина была повреждена ударами ножа. Виновник был арестован.

14 сентября 1975 г. в амстердамском Рейксмузеуме бывший школьный учитель, психически нездоровый голландец Вилхелмус де Ринк, хлебным ножом нанес 12 порезов рембрандтовскому шедевру. Это было уже второе нападение на одно из самых знаменитых творений мировой живописи.

В 1990 г. на картину плеснули кислотой , при этом пострадал слой лака.

В 1977 г. в Штатсгалерее в Касселе облили кислотой несколько работ старых мастеров, в том числе две - Рембрандта.

15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Наиболее сильно пострадали из-за действия кислоты самые важные и самые тонкие по живописному исполнению части, но благодаря работе специалистов музея "Даная" возвращена к жизни. Работы по спасению шедевра закончились через 12 лет, в 1997 г.

В декабре 1956 г. в Лувре молодой боливиец по имени Уго Унгаза Виллегас в приступе необъяснимой злобы запустил в известное всему миру полотно Леонардо да Винчи "Мона Лиза" ("Джоконда") камнем и повредил левый локоть красавицы. С тех пор у левого локтя "Моны Лизы" - едва заметная отметина. Она становилась объектом нападения несколько раз. Последнее покушение было совершено в 1974 г., когда японский турист бросил в "Мону Лизу" пузырек с краской. К счастью, защитное стекло спасло шедевр. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла. Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную "атмосферу" для сохранности шедевра. Только раз в году реставраторы видят "Джоконду" "в живую", когда осматривают картину.

В 1987 г. в голландском Стеделийк-музеуме было совершено двойное покушение на работы американского абстракциониста Барнетта Ньюмана. Маньяк порезал ножом картину "Кто боится красного, желтого и голубого III". Его поймали, он отсидел, вышел - и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Идеи автора так понравились террористу, что он решил воплотить их жизнь - и пошел в музей. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.

В 1988 г. в Старой Пинакотеке в Мюнхене были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера. Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику. Им оказался Ханс-Йоахим Больманн (Hans-Joachim Bohlmann), который совершил этот акт вандализма после своего освобождения из тюрьмы, где он провел пять месяцев.

Он "прославился" тем, что в 1970-1980 гг. нанес искусству материальный ущерб на 270 млн марок, облив кислотой в общей сложности 56 произведений живописи и графики, в том числе несколько шедевров мирового уровня, включая старинный церковный алтарь и картины Рембранта и Дюрера. Его излюбленной техникой было выплескивание серной кислоты на картины. Больманн был трижды осужден за ненависть к искусству: в 1988 г. в Мюнхене его приговорили к двум годам тюремного заключения с последующим содержанием в психиатрической клинике, после второго приговора в 1990 г. он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Гамбурге.

4 января 1997 г. в амстердамском музее "Стеделийк" русским художником Александром Бренером была изуродована картина Казимира Малевича "Супрематизм" , на которой он нарисовал знак доллара зеленой краской, из баллончика. Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно.

21 января 1998 г. в Капитолийском музее в Риме на выставке Матисса охрана музея обнаружила на трех картинах повреждения, сделанные острым предметом. Две из них - из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции - пострадали серьезно, в картине же "Стоящая Зора" ("Марокканка") из Эрмитажа под правой ногой, изображенной Матиссом девушки, остался небольшой, не более 4 см, след. Предполагают, что кто-то из посетителей проткнул картину карандашом. Просто так, от нечего делать.

В июне 2006 г. пожилой мужчина облил едкой субстанцией картину художника XVII века Бартоломеуса ван дер Хелста "Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года" из собрания амстердамского Рейксмюсеума (Королевского музея, Rijksmuseum). Злоумышленник был задержан полицией. Серьезный ущерб картине нанесен не был, был поврежден лишь слой лака, которым покрыто полотно.

В апреле 2007 г. в одном из музеев города Милуокки (штат Миннесота, США) посетителем музея было повреждено полотно "Триумф Давида" итальянского мастера Оттавио Ваннини, датированное 1640 г. Мужчина, увидев картину, стукнул по ней кулаком, пробив большую дыру; затем, сорвав полотно со стены, начал топтать его ногами. В свое оправдание американец, задержанный на месте преступления, сказал, что "сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа". Охрана музея не успела вмешаться и сохранить полотно.

В ночь на 7 октября 2007 г. неизвестные проникли в один из центральных музеев Парижа - музей д"Орсе и изуродовали картину Моне "Мост в Аржантее" 1874 г. Сработал сигнал тревоги, и, убегая, один из них ударил по картине, оставив в ней дыру длиной около 10 см. Злоумышленников удалось найти благодаря видеозаписи камер наблюдения и мусору, оставленному хулиганами.

Один из задержанных признал, что в состоянии алкогольного опьянения ударил кулаком по картине. Подозреваемые - четыре молодых человека и одна девушка в возрасте 18‑19 лет ‑ проживающие в парижских пригородах.

16 мая 2008 г. бывший охранник Художественного музея Карнеги (Carnegie Museum of Art) в Питтсбурге Тимур Серебрюков (Timur Serebrykov) ключом разрезал полотно американской художницы латвийского происхождения Вии Целминьш (Vija Celmins) "Ночное небо #2", выставленное в Художественном музее Карнеги. Стоимость полотна оценивалась в 1,2 млн долларов.

По утверждению адвоката, в действиях Серебрюкова не было политических мотивов, картина просто ему "не понравилась". На реставрацию картины музею пришлось потратить 5 тысяч долларов. Как утверждают сотрудники музея, стоимость полотна после восстановительных работ снизилась на 240 тысячи долларов.

2 августа 2009 г. туристка из России бросила керамическую кружку в знаменитую картину Леонардо да Винчи "Мона Лиза" . Кружка разбилась о защитный экран. Россиянка была отправлена в полицейский участок, затем отпущена на свободу. Причиной столь экстравагантной выходки, по одной из версий, стало то, что французские власти отказали россиянке в получении гражданства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

, Санкт-Петербург

(инв. ГЭ-723 ) Медиафайлы на Викискладе

«Даная» (1636-1647) - картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа , написанная, как считается, по мотивам древнегреческого мифа о Данае , матери Персея . Пострадала от действий вандала в 1985 году.

Описание

Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная причёска, примятая подушка - всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскинувшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.

Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.

В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.

Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное , хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.

Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.

Трактовка сюжета

Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет , вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь , Лия , Рахиль , Далила , жена Потифара или Вирсавия . По мнению Вильгельма фон Боде , это изображение Сарры , которая ожидает жениха . Как считал Эрвин Панофский , крылатый мальчик - Эрот , а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина - Даная .

История создания

Портрет Саскии кисти Рембрандта

Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году . Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгенографии удалось найти ответ на эту загадку . На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Даная в России

После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́ * . После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза , находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ.) русск. » Тициана .

Вандализм

В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис , который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет - в склянке была серная кислота . Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым . Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями (якобы был литовским националистом), потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз - вялотекущая шизофрения) и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза .

Реставрация

Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и одновременно - директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста .

Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда . Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.

Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.

Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца , где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алёшина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.

«Даная» - в 1636 году - Харменс ван Рейн Рембрандт был уже самым известным мастером в Голландии. Эта картина воспроизводит эпизод известного древнегреческого мифа о Данае, дочери аргосского царя Акрисия, которому Оракул предсказал гибель от руки собственного . Чтобы избежать Акрисий заточил Данаю в терем, охраняемый свирепыми псами. Однако это не остановило Зевса. Он проник в терем золотым дождем, и Даная родила сына Персея.

Рембрандт на своей картине изобразил момент проникновения в терем Зевса в виде золотого дождя. Поражает совершенство композиции и богатство выдержанной в золотистых оттенках цветовой гаммы картины. В этом произведении нет ничего лишнего, каждая деталь продумана автором. С помощью живого и свободного мазка мастер передает легкость покрывала, складки тяжелых занавесей и драпировок. Совершенна озаренная мягким светом гибкая пластика тела молодой женщины. Весь облик Данаи восхищает зрителей очарованием, свежестью и глубокой чувственностью.

В качестве модели Рембрандту позировала его нежно любимая жена Саския ван Эйленбург, которую он увековечил также на таких своих шедеврах, как «Флора» и «Автопортрет с Саскией на коленях».

Акт вандализма

15 июня 1985 года в Эрмитаж вместе с экскурсией пришел мужчина. В одном из залов, где была выставлена «Даная», он предварительно поинтересовался у смотрительницы музея, какая из картин здесь самая ценная. Потом подошел к «Данае», достал из-под полы пиджака склянку и выплеснул все ее содержимое на холст. Тут же краска на картине запузырилась и начала менять цвет. Как впоследствии выяснили эксперты – в склянке находилась серная кислота. Но злоумышленнику этого было недостаточно, он достал из кармана нож и дважды полоснул картину.

Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис. Свой поступок он объяснил политическими мотивами. Однако суд признал его душевнобольным (ему был поставлен диагноз – вялотекущая шизофрения). Бронюса Майгиса поместили в ленинградскую психиатрическую больницу, где он провел 6 лет. После развала Советского Союза Майгиса отправили в литовскую психиатрическую лечебницу, откуда его вскоре выпустили.

Реставрация «Данаи» продолжалась долгие 12 лет. К работе были привлечены лучшие реставраторы страны. В 1997 году картина вновь заняла свое место в экспозиции Эрмитажа. Теперь «Данаю» защищает бронированное стекло.

Солнечным летним днем 15 июня 1985 года неприметный мужчина средних лет зашел в зал в Эрмитаже. Он спросил у работниц музея, какая картина в зале самая ценная. Они указали ему на картину «Даная» . Посетитель подошёл к «Данае» вплотную и пронзил ножом её пах, насквозь прорезав холст и оставив в нём дыру размером более десяти сантиметров. Потом ещё один удар, а за ним второе нападение. Вандал выплеснул флакон серной кислоты на лицо, грудь и ноги Данаи.

Нападавшего Брюнуса Майгияса точно нельзя было назвать ценителем искусства. Он служил в армии, работал на шахте, потом на заводе радиотехники. Там, по уверению Майгиса, он испортил зрение. Потом оставил работу, требовал пенсию и жил в кладовке у знакомых. И тут одна важная деталь: соседкой вандала была репродукция его будущей жертвы.

На допросах Майгис уверял, что ненавидит женщин, а на «Данаю» напал, чтобы остановить разврат.

Направление ударов действительно свидетельствует о сексуальном подтексте действий. Больше всего пострадали пах и живот модели.

«Данаю» удалось восстановить, это по-прежнему прекрасная картина, но уже не тот холст, что висел в стенах Эрмитажа до 15 июня 1985 года. Были утрачены важные детали: нижний край покрывала, окутывавший ноги Данаи, значительная часть кораллового браслета на левом запястье, связка ключей, которую держала в руках служанка и, самое главное, золотистый свет, струившийся на тело женщины, сообщавший ему мягкий приглушенный блеск и, словно овладевающий им.

Неприкрытый эротизм «Данаи» и раньше играл с ней злую шутку. Картину преподнесли в дар Екатерине Великой. Императрица славилась своими любовными похождениями, поэтому неудивительно, что полотно пришлось ей по вкусу. А вот последующие правители Павел Первый и Николай Первый придерживались других взглядов. Они перемещали картину все дальше и дальше от взглядов людей. Известный французский критик Луи Виардо в середине XIX века, увидев «Данаю», сказал про неё:

«Мерзкий сюжет, исполненный с неподражаемым мастерством»

Так почему картина Рембрандта казалась такой непристойной, ведь обнаженная натура встречалась на картинах художников постоянно? Попробуем ответить на этот вопрос, но вначале обратимся к мифологии.



История «Данаи» заимствована Рембрандтом из мифологии Древней Греции. Смысл истории прост - от судьбы не уйти. Царь Аргоса Акрисий стремился избежать исполнения пророчества, согласно которому его должен был убить собственный внук. Свою единственную дочь Данаю правитель заточил в «медной башне».

Но что могло остановить Зевса, который хотел овладеть какой-либо женщиной. Это у других богов бывали неудачи. Громовержец же всегда достигал цели.

Он проник в темницу, а потом и в деву в облике золотого дождя. Отца рассказы Данаи о том, что она забеременела от золотого ливня, не убедили. Несчастную с ребенком заключили в большой ларец и отдали на волю волн, но такой способ казни в мифах никогда не был успешным. Приговорённые к смерти выжили. И пророчество сбылось. Якобы случайно, но всё же.

Сына Данаи и Зевса назвали Персеем. Однажды юный герой упражнялся в метании диска. Порыв ветра изменил траекторию полета снаряда. Диск влетел в голову Акрисия. Персей недаром был героем. Броски у него были сильные. Шансов у деда не было.



Вообще, к этому мифу обращались многие мастера эпохи Возрождения. Корреджо, Тициан, Тинторетто по-разному изображали золотой дождь, в образе которого предстал перед Данаей Зевс. Этому способствовало и то, что золото стало ассоциироваться с продажными женщинами. Поэтому на картинах художников фигурировали модели в эротичных позах и большое количество золотых монет.

Но Рембрандт не собирался делать тонких намёков на проституцию. В этой картине нет ни продажной любви, ни самого золотого дождя. Есть только свет. Художник заменил поток монет чем-то куда более неуловимым и эфемерным.



Сейчас мы привыкли к отретушированным, идеализированным стандартам красоты. Нагое тело стало привычным. Но есть большая разница между «нагим» и «голым». Первое предполагает искусственность, постановочность. Оно выражает равнодушие к взглядам созерцателей. Второе - это незащищенность, уязвимость, смущение и желание. Одежды нет не только на теле. Мы видим и душу модели.

«Даная», по всем меркам, не отвечает устоявшимся законам красоты женского тела. Но она естественна. Создается ощущение, что мы стали случайными свидетелями происходящего. Перед нами девушка, которая только проснулась, она не ожидала, что в её спальне окажется ещё кто-то. Она естественна, она не понимает, что за золотой свет проливается на неё. Это «драма наготы». Это не модель, привыкшая к публичному обнажению и вниманию, это самая обычная девушка, случайно застигнутая врасплох.

Рембрандт создавал это полотно не для продажи. Первый вариант картины был написан в 1636 году. Через два года после его свадьбы с любимой женой Саскией. Первый вариант «Данаи» был по сути портретом обожаемой женщины. Но в 1642 году Саскии не стало. Популярность мастера пошла на спад. Заказов было все меньше, долги всё росли.



Потерю любимой жены Рембрандт оплакивал долго, но вскоре появилась новая любовь. Ею стала Гертье Диркс. В тот момент Рембрандт переписал «Данаю». Узнать это помогло в середине ХХ века рентгенографическое исследование. Выявилось, что Даная-Саския раньше смотрела не прямо перед собой, а именно вверх - на золотой дождь. Положение руки было совсем другим. В первоначальном варианте Даная держит руку ладонью вниз - жест прощания, а в картине, уже исправленной, ладонь обращена кверху - призывно…



Рентген определил и ещё одну важную деталь: раньше бедра Данаи были стыдливо прикрыты покрывалом. Это было понятно, художник оберегал сокровенность своей Саскии. Но с Гертье Диркс оберегать было нечего. Тогда же Рембрандт изменил и черты лица Данаи. Они стали больше напоминать лицо той же Гертье. Изменилось и выражение лица Амура. Раньше он смеялся, а теперь рыдал, оплакивая счастливое прошлое!



Художник до последнего не хотел продавать картину, в которой объединялись черты двух дорогих ему женщин. Но в 1656 году он вынужден был объявить о банкротстве. Его дом и имущество распродали. «Даная» исчезла на 100 лет. Пока её не купила для Зимнего дворца Екатерина Великая. По иронии судьбы «Даная» Рембрандта была куплена вместе с «Данаей» Тициана. Императрице просто нравился сюжет с золотым дождём.