Все репрессивные машины работают по одной и той же технологии. Групповые технологические процессы П.2.1

В воспитании важно то, что знает и делает сам учитель, но важнее, что под его влиянием знают и делают ученики.

Цицерон.

П.2.1. Понятие технологии

Технология – от греческих слов technl (искусство, ремесло, наука) и logos(понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)». С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология – это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «педагогические технологии» – более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Очевидно, что появление термина "педагогическая технология" в науке и практике воспитания школьников не случайно. Его привлекательность для многих объясняется как минимум двумя факторами. Во-первых, существовавший долгое время термин «педагогическая методика» слишком размыт в содержательном плане. В "Психолого-педагогическом словаре для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений", изданном в Ростове-на-Дону в 1998 г., методика воспитания определяется как отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания. Это учение может быть или общим, если имеются в виду общие методы обучения, присущие всем направлениям воспитания (умственному, физическому и пр.) школьников, или частным, если дело касается только тех методов, которые применяются для воспитания в каком-либо определенном направлении. Это общее положение, характеризующее понятие "методика". Здесь практически любое действие педагога вкладывается в определение содержания термина.

Во-вторых, привлекательность педагогической технологии связывается многими с некоторой алгоритмизацией системы педагогических действий, ведущих к достижению поставленных целей. В качестве примера при этом часто используется область производства, где владение современными технологиями обеспечивает успех выпуска качественных товаров.

Технологический подход к построению образовательного процесса определяет некоторое технократическое отношение к нему, но за то в нем строго просматривается система действий и операций, охватывающих всю структуру деятельности учителя от цели до результата, причем действий очень понятных, логичных, последовательных, позволяющих выстроить их в русле поставленных педагогических задач.

Достаточно определенно по содержательному соотношению между понятиями "методика" и "технология" выразился С.Д. Поляков. В этой связи он пишет: "... лесенка психологических понятий деятельность – действие – операции, как нам кажется, отражаются в лесенке педагогических понятий: методика воспитания – технология воспитания – приемы и техники воспитания.

Понятие "методика" в этом ряду – самое масштабное. Оно относится к действиям педагога по организации учебно-воспитательного процесса в целом под углом зрения или в направлении, выбранном воспитателем. "...Например, если предмет деятельности воспитателя – нравственные качества воспитанников, соответствующая работа будет воплощать ту или иную методику нравственного воспитания. При этом воспитательная методика складывается из воспитательных технологий". Это исходное положение очень точно определяет содержательные связи между терминами.

В педагогической литературе иногда отмечается, что педагогическая методика имеет два смысла: "... как некоторая абстрагированная от конкретных воспитателей система правил действия и как комплекс действий конкретного педагога. Он (комплекс) может быть как более или менее точным воплощением общих правил, так и собственным набором педагогических действий (личная, индивидуальная методика)".

В качестве примера можно привести следующие направления действий:

    Методика работы классного руководителя с родителями.

    Методика проблемного обучения на уроках биологии.

    Методика контроля и оценки знаний школьников.

    Методика осуществления дифференцированного подхода в обучении.

    Методика планирования воспитательной работы и т.д. Педагогическая технология, как составная часть методики может рассматриваться как система приемов и техник, направленных на решение отдельных типовых педагогических задач, и как рациональное сочетание нескольких последовательно применяемых операций для "получения какого-либо продукта".

Технология в таком случае может рассматриваться как относительно законченная часть педагогической методики (ее единица) и, в тоже время, как и действие - самостоятельное явление, способное встраиваться в различные методики.

С другой стороны, грань, разделяющая эти понятия, достаточно стерта. И тогда технология в известной мере определяет методику. Известно, что на основе одной и той же технологии могут быть построены различные конкретные методики. Например, пользуясь, по существу, одной и той же «технологической схемой» деловой игры, можно построить различные её методические модификации. Так, овладение технологией коллективных творческих дел позволяет использовать методику коллективной творческой деятельности в различных направлениях воспитания и ситуациях обучения школьников.

Технология как система целенаправленных действий может повысится в статусе, если задачи, которые она решает, оказываются определяющими для деятельности педагога и соотносятся с его мотивами. Технология в этом случае становится педагогической методикой. Например. Технология обучения общению может стать методикой, если главной целью для педагога станет развитие коммуникативных качеств учащихся.

Возможен и обратный переход - снижение статуса методики до технологии, в случае, если цели оказываются в новом, более широком контексте педагогической работы частными целями и задачами. Например:

    Технология консультирования родителей по вопросам семейного воспитания.

    Технология создания проблемных ситуаций при изучении конкретной темы.

    Технология организации зачета по изученному материалу.

    Технология организации самостоятельной работы учащихся с высокими учебными возможностями.

    Технология изучения интересов и мнений детей для составления плана учебно-воспитательной работы и т.д.

В лесенке педагогических понятий: «методика обучения – технология обучения – приемы и техники обучения» особый интерес представляет третий, как бы самый нижний уровень, определяющий конкретные действия и операции педагога.

Прием обучения чаще рассматриваются как составная часть или отдельная сторона метода. По отношению к технологии это ее относительно законченный элемент, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре. Это способ педагогического действия (операция) в определенных условиях. Если его использование преследует конкретную педагогическую задачу, то здесь имеет место повышение статуса приема до уровня технологии, чаще всего относительно простой технологии. Так, например, рассказ, выступающий как прием по отношению к методу беседы, используемой учителем при объяснении нового материала, может иметь задачу формирования познавательного интереса учащихся в данном материале. Тогда рассказ, как прием, становится частью общей технологии объяснения нового материала и, в свою очередь, сам является простой технологией, обеспечивающей выполнение учебных задач более высокого уровня.

Понятие «техника»того же уровня, что и прием. Педагогическая техника часто определяется как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных действий. Вместе с тем термин «педагогическая техника» часто связывается с умениями педагога, такими как: выразительность речи, владение голосом, владение жестом, мимикой, умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, применять ТСО и др. Очевидно, что владение этими умениями составляют некоторую общепедагогическую группу техник, по аналогии с общеучебными умениями.

В тоже время применительно к педагогическому процессу довольно часто употребляются техники другого рода:

    Техника выразительного чтения.

    Техника скорочтения.

    Техника решения задач на движение (приведенных квадратных уравнений, нахождения площади треугольника и др.)

    Техника работы с книгой, картой, схемой.

    Техника выполнения физических упражнений.

    Техника ассоциативного запоминания.

    Техника прививки растений и др.

Педагогические техники этого рода как бы встроены в учебно-воспитательный процесс и представляют, по нашему мнению, другую группу техник. Они могут решать как подчиненные задачи, являясь частью технологий, так и отдельные, собственные задачи, обеспечивающие эффективность учебного (воспитательного) процесса. Так, например, овладение учащимися техникой скорочтения одинаково может быть использовано на разных предметах гуманитарного цикла. Педагогическая техника в обучению скорочтению может представлять в этом смысле некоторую технологию, поскольку включает в себя использование самых разных приемов. И тогда снова имеет смысл говорить о статусе техники. В определенных условиях он может быть повышен до уровня технологии.

При таком подходе к понятию педагогической технологии, где грань между методикой, технологией, техникой достаточно условна, легко запутаться в сети родственных по смыслу понятий и определений.

Рассматривая определение педагогической технологии в различных авторитетных справочных источниках, можно заметить, что они мало чем отличаются друг от друга. В тоже время определение технологии в них очень близко по смыслу с определением методики. Педагогическая методика - это также совокупность форм, совокупность методов и приемов, средств учебно-воспитательной работы. Исходя из этого, можно предположить, что понятия «методика», «технология», «техника» являются понятиями одного рода, обозначающими сущность одинаковых явлений педагогической действительности. Различия же между ними состоит в классе решаемых педагогических задач. Педагогическая технология в этом ряду занимает особое положение, поскольку конкретизирует действия первого и обобщает особенности третьего компонента рассматриваемой педагогической лесенки.

Современный подход к образовательному процессу заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила образовательной технологии видятся в следующем:

1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С. Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».

2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание – это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя, как её видел К. Д. Ушинский, – превратить деятельность ученика в его самодеятельность.

3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способах деятельности учащихся.

4. Необходимым элементом технологии преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой.

5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся.

6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего.

7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.

Уже из этих правил становится понятно, что технологичность образовательного процесса характеризуется тремя важными признаками.

    Планирование образования на основе точного определения желаемого результата или эталона в виде набора наблюдаемых действий ученика.

    Программирование всего образовательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и подбора формирующих воздействий.

    Сопоставления результатов образования с первоначальным замыслом и последующей коррекцией воздействия.

Очевидно, что выполнение этих положений является неотделимой частью любой образовательной технологии. При этом надо иметь в виду, что пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология.

Для достижения одной и той же цели можно использовать разные технологии, методы или приемы, средства или процедуры, применение которых, однако, может дать разный эффект, потребует больших или меньших временных, человеческих или материальных ресурсов и затрат.

Метод (проблемный метод, метод диалога, метод сотрудничества, тренинг. . .) определяет конкретную форму организации деятельности субъектов образовательного процесса с использованием различных технологий для тех или иных целей (обучения, общения, развития).

Методика 1. Описывается, как правило, без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели с ее помощью. 2. Источником появления новой методики чаще всего является обобщение положительного инновационного практического опыта конкретных носителей того или иного способа педагогической деятельности.

1. Методика Китаева и Трунова. Динамическая гимнастика удовлетворяет потребности ребенка до года, связанные с движением: развивает врожденные рефлексы. . М. Трунов, Л. Китаев авторы книги "Экология младенчества. « 2. Методика Воскобовича. Технология "Сказочные лабиринты игры» 3. Образовательная методика "Добрые Сказки" Мария Скребцова и Александра Лопатина предлагают читателям свои рассказы, сказки, стихи с заданиями и вопросами, как повод для размышления о смысле жизни, честности, доброжелательности. 4. Методика Марии Гмошинской. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. 5. Музыка интеллекта. Алиса Анатольевна Самбурская автор методики обучения детей чтению, письму и математике на основе музыкальной деятельности.

технология ИЛИ методика? ? ? Если технология предстает как факт педагогической культуры сообщества педагогов-профессионалов, то методика отражает опыт конкретного субъекта, являясь достоянием локальной культуры отдельных педагогов и фактом педагогического мастерства и творчества в решении определенного типа педагогических задач.

ТЕХНОЛОГИЯ Общее толкование понятия «технология» - наука о мастерстве, от латинского Techne - искусство, мастерство; Logos - наука. Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства, способы и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний. (Из документов Ассоциации по педагогическим коммуникациям и технологиям США)

Понятие «технология» Педагогическая технология – осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют. (И. А. Колесникова) Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4 гарантированность конечного результата обучения (точнее, степень гарантии, зависящая от соблюдения всех необходимых условий); 4 диагностичность описания целей обучения; 4 воспроизводимость обучающего процесса и его результатов; 4 определенная процедурность проектирования и организации той или иной формы обучения.

Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора ПНПО: –развивающее обучение; –коллективная система обучения (КСО); –технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); –исследовательские и проектные методы; –технология модульного и блочно-модульного обучения; –технология «дебаты» ; –технология развития критического мышления; –лекционно-семинарская система обучения; –технология использования в обучении игровых методов: (ролевых, деловых и других видов обучающих игр); –обучение в сотрудничестве; –информационно-коммуникационные технологии; –здоровьесберегающие технологии; –система инновационной оценки «портфолио» ; –технологии интерактивного и дистанционного обучения

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Психологическая модель И. С. Якиманской Концепция педагогики свободы О. С. Газмана Концепция культурологического типа Е. В. Бондаревской

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

1. Главные ценности - сам ребенок, культура, творчество. Следствием этого является взгляд на образование как на деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество.

2. Цель образования - воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанную природную, социальную и культурную сущность. НОВЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ: СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Концептуальность - опора на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование способов достижения образовательной цели Системность - логика процесса достижения цели, взаимосвязь его частей, обеспечение целостности и цикличности действий Управляемость - возможность проектирования и корректирования Воспроизведение системы действий - возможность применения другими субъектами в других однотипных условиях учебных заведений или образовательной среды Действенность - эффективность в достижении образовательной цели

Как связаны российские телешоу и западные НКО? Они созданы по одной и той же технологии Они созданы по одной и той же технологии, условное название которой «Троянский конь»: их ОГЛАШАЕМЫЕ цели – красивая оболочка, а НЕОГЛАШАЕМЫЕ цели – ядовитая начинка.

ТЕХНОЛОГИЯ «ТРОЯНСКИЙ КОНЬ»

В 2012 году в России был принят закон об иностранных агентах, под который попали некоммерческие организации , ведущие на территории страны политическую деятельность и получающие иностранное финансирование. В 2017 году действие закона было расширено и на средства массовой информации, что закономерно вызвало волну недовольства в либеральной прессе. И, казалось бы, действительно, за что ставить позорное клеймо «иностранный агент» на ту же радиостанцию «Свобода», выступающую вроде как за честную и объективную журналистику, демократические ценности, гражданское общество и прочие достижения «просвещённого» Запада?

Но на деле, если приглядеться к информационной политике этого СМИ, быстро становится понятно, что оглашаемые им цели из серии «свобода, равенство и братство», которые указаны на сайте или в уставе организации, на практике реализуются только в таком виде, чтобы максимально дискредитировать Россию и способствовать развитию здесь различных деструктивных процессов. И подавляющее число граждан нашей страны, хоть в какой-то мере знакомых с политикой и историей появления этой радиостанции, прекрасно осознают, что по своей сути радио «Свобода» является классическим «троянским конём»: красивая внешняя оболочка и ядовитая начинка.

Технология «Троянский конь»: ОГЛАШАЕМЫЕ цели – красивая оболочка, НЕОГЛАШАЕМЫЕ цели – ядовитая начинка

Алгоритм выявления ОГЛАШАЕМЫХ и НЕОГЛАШАЕМЫХ целей:
1. Зайдите на сайте в раздел «О проекте» и из описания выявите ОГЛАШАЕМЫЕ цели
2. Изучите сферу деятельности ресурса и оцените во всех аспектах влияние распространяемой им информации на общество
3. Сопоставьте выявленные ОГЛАШАЕМЫЕ и НЕОГЛАШАЕМЫЕ цели, сформируйте оценку деятельности ресурса с позиции «хорошо/плохо для общества»
4. Если вы наткнулись на очередного «троянского коня», максимально распространите информацию о выявленных НЕОГЛАШАЕМЫХ целях, чтобы его дискредитировать

Так как эта тема всё равно возникнет в обсуждении видеообзора, давайте заглянем в раздел «О проекте» сайта Научи хорошему . В описании ресурса обозначена главная цель - «возрождение нравственности в СМИ», идеологическая платформа - «традиционные семейные ценности» и несколько конкретных задач, на достижение которых нацелены все публикуемые материалы:

1. Продемонстрировать максимально широкой аудитории, каким образом СМИ и современная массовая культура управляет людьми.
2. Выработать у читателя навык осознанного восприятия любой информации с позиции ответа на вопрос «а чему это учит?».
3. Создать площадку для объединения всех, кто выступает за традиционные семейные ценности.

Все ли задачи здесь перечислены? Конечно, нет, здесь обозначены только самые главные, а распространяемая в рамках проекта информация способствует достижению и множества других эффектов по типу: «популяризация таких слов как «честь», «совесть», «нравственность» и соответствующих им визуальных и смысловых образов»; «дискредитация средств массовой информации, которые работают на деградацию общества»; «противодействие различным информационным угрозам», и так далее. Тем не менее, всё это, объективно существующее, но по разным причинам не вошедшее в раздел «О проекте», так или иначе, способствует достижению главной цели по «

Брайан МакКлюр

Могут ли две страны на одной планете иметь одинаково передовые, но совершенно разные технологии?

Я строю мир, в котором две страны имеют передовые технологии, но обе имеют совершенно разные основы для своих технологий. Возможно ли это, если да, то как?

Например, Страна X может быть страной киберпанка, а страна Y может быть страной биопанка. Страна X не будет иметь доступа к технологии округа Y и наоборот.

Джон Мичам

В США были компьютеры, а в СССР - ракеты. Как только стало очевидно, что другой был полезен, они оба довольно быстро догнали друг друга.

Ответы

Юстай Иго

Да, это возможно, но изоляция является обязательным!

Люди, как правило, торгуют и учатся, когда им не хватает чего-то полезного. Когда по крайней мере одна из двух стран является ксенофобской, будет сформирована закрытая система, в которой технологическая эволюция идет разными путями.

Взять, к примеру, случай Японии и Китая в средневековые времена. Эти страны были известны как шторы (точнее, бамбуковые шторы), и, хотя их технические достижения были хорошо известны в мире, в конкурирующих странах не проводилось исследований конкурентов. Например, китайцы изобрели повторяющийся арбалет (чу ко ню). Ни Япония, ни Корея, ни Индия не придумали что-то подобное. Японцы обладали высочайшими навыками изготовления мечей, а их металлоконструкции считались (и считаются) лучшими в регионе. Тем не менее, другие страны не пытались придумать что-то в том же духе, а пытались еще больше консолидировать некоторые из своих других оружейных технологий.

Однако, как только барьеры были сняты, и мир стал своего рода глобальной деревней, технологии из одной части мира быстро распространились в другие части.

Так что да, у вас может быть две страны с одинаковой величиной, но разным направлением технического прогресса, если они изолированы и между ними не ведется активная торговля или обучение.

Сепаратрисное

Доступ к сырью

Как уже упоминалось, изоляция имеет решающее значение для этого.

Рассмотрим автомобиль. У электричества были свои ограничения, паровая машина пыталась встать на ноги, потом Генри Форд взял на руки производственную линию и двигатель внутреннего сгорания, и все перешло на бензин. Рассмотрим ситуацию, когда бензин не был доступен, скажем, в Европе, по любой причине. Бензиновая машина взлетела бы в одних регионах и паровая машина в других, обе технологии смогли бы развиваться сами по себе.

То же самое относится и к катане и европейским мечам той же эпохи. Катана легкая, острая и ломкая, она очень хороша для разрезания бамбуковых доспехов, которые были у японцев. Их нехватка хорошего металла препятствовала развитию металлической брони, и поэтому им не нужен был меч, который мог бы сломать его. Тяжелые европейские мечи были предназначены для разрушения европейской брони и, следовательно, имели очень разные характеристики. Люди бесконечно спорят о том, что лучше, но в конечном итоге верно то, что каждый из них был ситуативным с учетом потребностей людей, которые их создали.

Различные потребности, разное сырье приводят к разным, но эквивалентным технологиям.

ясень

Один маленький хихиканье; Ламеллярная броня, самурайская, изготовлена ​​из металлических пластин, обычно из стали второго сорта от индустрии мечей, Катана более чем способна принять это, пронзая сквозь полную пластину не так сильно, но пробивая отдельные пластинки да.

AG Weyland

Там должна быть причина для изоляции. Если они оба имеют доступ к технологиям друг друга, было бы смешно возвращаться к чертежной доске и начинать все сначала. Было бы логичнее усовершенствовать технологии друг друга для создания более совершенных технологий (как в нашем современном мире). Я не думаю, что это сработает, если они всегда общались друг с другом. Они могли бы вступить в контакт после того, как их технологии развивались отдельно и в разных направлениях. Это было бы наиболее логичным.

ясень

Я хотел бы согласиться и не согласиться с Separatix и Youstay Igo, чтобы предотвратить пересечение национальной изоляции полезно, но не является абсолютно необходимым, если технологии являются взаимоисключающими. Если биотехнология Страны Y чувствительна к ЭМ, то она не будет пригодна для использования в электрически насыщенном мире киберпанка Страны X или если мы пойдем другим путем и у нас есть биопродукция, которая притягивается к электрическим схемам и замыкает cypertech, тогда Страна X заинтересован в том, чтобы полностью исключить эту технологию из своей страны. Таким образом, две страны, которые разработали разрозненные технологии, будут сохранять себя технологически, продолжая торговать в других областях.

Объединенная группа аккумуляторов называется батареей элементов или просто гальванической батареей. Существуют два основных способа соединения элементов в батареи: последовательное и параллельное соединения.

В рамках данной статьи рассмотрим особенности последовательного и параллельного соединения аккумуляторов. Есть разные ситуации, когда может потребоваться увеличить общую емкость или поднять напряжение, прибегнув к параллельному или последовательному соединению нескольких аккумуляторов в батарею, и всегда нужно помнить о нюансах.

Параллельное соединение предполагает объединение положительных клемм аккумуляторов с общей плюсовой точкой схемы, а всех отрицательных — с общим минусом, т. е. все положительные выводы элементов присоединить к одному общему проводу, а все отрицательные выводы — к другому общему проводу. Концы общих проводов такой батареи присоединяются к внешней цепи — к приемнику.

Сущность последовательного способа соединения аккумуляторов, как это вытекает из самого его названия, заключается в том, что все взятые элементы соединяются между собою в одну последовательную цепочку, т. е. положительный полюс каждого элемента соединяется с отрицательным полюсом каждого последующего элемента.

В результате такого соединения получается одна общая батарея, у которой у одного крайнего элемента остается свободным отрицательный, а у второго — положительный выводы. При помощи их батарея и включается во внешнюю цепь — в приемник. Далее поговорим об этом более подробно.

Параллельное соединение аккумуляторов дает объединение емкостей, и при равном исходном напряжении на каждом из аккумуляторов, входящих в собираемую из них батарею, емкость составной батареи оказывается равной сумме емкостей этих аккумуляторов. При равных емкостях объединяемых аккумуляторов, для нахождения емкости батареи достаточно умножить количество составляющих батарею аккумуляторов на емкость одного аккумулятора в сборке.

Сколько бы элементов мы ни соединяли параллельно, общее их напряжение всегда будет равно напряжению одного элемента, но зато сила разрядного тока может быть увеличена во столько раз, сколько элементов будет входить в состав батареи, если только все элементы в батарее однотипные.

Соединяя аккумуляторы последовательно, получают батарею той же емкости, что и емкость одного из аккумуляторов, входящих в батарею, при условии, что емкости равны. При этом напряжение батареи будет равно сумме напряжений каждого из составляющих батарею аккумуляторов.

Ежели последовательно соединяются аккумуляторы равной емкости и равного на момент соединения напряжения, тогда напряжение батареи, полученной путем последовательного соединения, будет равно произведению напряжения одного аккумулятора и количества аккумуляторов, составляющих последовательную цепь.

При последовательном соединении элементов складываются и величины их внутренних сопротивлений. Поэтому от составленной батареи независимо от величины ее напряжения можно потреблять только такой же силы ток, на какой рассчитан один элемент, входящий в состав данной батареи. Это и понятно, так как при последовательном соединении через каждый элемент проходит тот ток, какой проходит и через всю батарею.

Таким образом, путем последовательного соединения элементов, увеличивая их общее количество, можно повысить напряжение батареи до любых пределов, но сила разрядного тока батареи останется такой же, как и у одного отдельного элемента, входящего в ее состав.

И при параллельном, и при последовательном соединении, общая энергия батареи оказывается равной сумме энергий всех аккумуляторов, составляющих батарею.

Итак, для чего же аккумуляторы объединяют в батареи? Все дело в том, что в любой схеме существуют потери, связанные с нагревом проводников. И при одном и том же сопротивлении проводника, если требуется передать определенную мощность, гораздо выгоднее передавать мощность при высоком напряжении, тогда ток потребуется меньший, и омические потери будут меньше.

По этой причине мощные источники бесперебойного питания используют батареи последовательно соединенных аккумуляторов на общее напряжение в несколько десятков вольт, а не параллельную цепь на 12 вольт. Чем выше напряжение источника, тем выше КПД преобразователя.

Когда нужен значительный ток, а одного имеющегося в наличии аккумулятора для поставленной цели не достаточно, увеличивают емкость батареи, прибегая к параллельному соединению нескольких аккумуляторов.

Не всегда экономически выгодно заменять аккумулятор на новый, обладающий большей емкостью, и иногда достаточно присоединить параллельно еще один, и повысить емкость источника до необходимой. Некоторые имеют отсеки для установки дополнительных аккумуляторов параллельно уже имеющемуся, с целью повысить энергетический ресурс преобразователя.

Что следует учитывать при объединении аккумуляторов в последовательную цепь? Аккумуляторы различной емкости (изготовленные по одной и той же технологии, например свинцово-кислотные) отличаются внутренним сопротивлением. Чем выше емкость, тем меньше внутреннее сопротивление, зависимость здесь почти обратно пропорциональная.

По этой причине, если последовательно соединить аккумуляторы разной емкости, и замкнуть цепь нагрузки или зарядную цепь, то ток по цепи пойдет везде одинаковый, а вот падения напряжений будут разными. И на каком-то из аккумуляторов батареи напряжение при зарядке окажется намного выше номинала, что опасно, а при разрядке — намного ниже нижнего предела, что вредно. Рассмотрим далее пример, покажем, чем это чревато.

Пусть в нашем распоряжении 10 аккумуляторов, номинальное напряжение каждого 12 вольт, 9 из них имеют емкость 20 ампер-часов, а один — 10 ампер-часов. Мы решили соединить их последовательно, и заряжать от зарядного устройства с контролем зарядного тока, выставили ток на 2 ампера. настроено так, что прекратит зарядку когда напряжение батареи пересечет отметку в 138 вольт, исходя из среднего значения в 13,8 вольт на каждый аккумулятор последовательной батареи. Что произойдет?

Для каждого аккумулятора производитель предоставляет зарядную характеристику, где можно увидеть, каким током и на протяжении какого времени нужно заряжать аккумулятор.

Очевидно, аккумулятор в 2 раза меньшей емкости при токе в 2 ампера примет столько же энергии, что и аккумуляторы большей емкости, но рост напряжения на нем будет идти примерно втрое быстрее. Так, уже через 3 часа маленький аккумулятор возьмет свое, в то же самое время большие аккумуляторы еще 6 часов должны будут заряжаться.

Но напряжение на маленьком аккумуляторе уже пошло через край, его бы нужно перевести в режим стабилизации напряжения, на наш зарядный прибор этого не делает. В конце концов система рекомбинации газов в аккумуляторе вдвое меньшей емкости не выдержит, клапаны сорвет, и аккумулятор начнет терять влагу, терять емкость, при этом большие аккумуляторы все еще будут недозаряжены.

Вывод: заряжать последовательно можно только аккумуляторы равной емкости, одной и той же технологии, одного и того же состояния разряда.

Теперь допустим, что мы разряжаем эту же последовательную цепь. Изначально на каждом аккумуляторе 13,8 вольт, а разрядный ток составляет 2 ампера. Защита от глубокого разряда разомкнет цепь при 72 вольтах, то есть предполагается не менее 7,2 вольт на аккумулятор. Через 4 часа маленький аккумулятор полностью разрядится, а на больших еще будет по 12 вольт, и защита от глубокого разряда не уследит подвоха. Маленький аккумулятор уже необратимо потеряет часть своей емкости.

Вот почему последовательно можно соединять лишь аккумуляторы равных емкостей, если не хотите их испортить. Лучше всего последовательно соединять аккумуляторы из одной партии, и проверить предварительно их емкости тестером АКБ, дабы убедиться, что емкости аккумуляторов, из которых вы собираетесь собрать последовательную батарею, почти равны.

А вот параллельно соединять аккумуляторы разной емкости допустимо. Разумеется, при условии равенства напряжений на их клеммах. При параллельном соединении емкости аккумуляторов не будут играть роли, поскольку внутренние сопротивления аккумуляторов окажутся подключены параллельно, и максимальный ток заряда или разряда будет у каждого аккумулятора свой, они будут работать синхронно.

Однако для клемм аккумуляторов и для каждого конкретного аккумулятора ограничения по току имеются, клеммы могут и не выдержать длительный ток, который в принципе способен дать аккумулятор, об этом важно не забывать. В технической документации к аккумулятору эти параметры указаны.

Если в момент соединения двух аккумуляторов, сильно различающихся по емкости, их напряжения отличаются значительно, неизбежна кратковременная перегрузка по току одного из аккумуляторов. Если напряжение выше у аккумулятора меньшей емкости, то перераспределение заряда в момент соединения вызовет кратковременный ток короткого замыкания в нем, и может быстро привести к его разрушению.

Если напряжение выше у аккумулятора большей емкости, то опять же под угрозой аккумулятор меньшей емкости, ибо он станет принимать заряд в режиме перегрузки. Поэтому лучше всего соединять параллельно аккумуляторы, предварительно выровняв напряжения на них, а уже следующим шагом объединять в батарею.

Надеемся, что наша статья была для вас полезной, и теперь вы знаете, как можно, а как нельзя соединять аккумуляторы и для каких целей это обычно делают.

Андрей Повный