Тест по экспериментальной психологии. Экспериментальныя психология Экспериментальная психология задания в тестовой форме

Некоторые тезисы из работы по теме Экспериментальныя психология
1. Наука – это:
1. сфера человеческой деятельности, результатом которой является получение нового знания о действительности;

2. проведение экспериментов в лаборатории;

3. обсуждение различных проблем с кем-то;

4. наблюдение за поведением человека.

2. К этапам научного исследования не относится:
1. постановка проблемы;

2. формулировка гипотезы;

3. проверка гипотезы;

4. эксперимент;

5. интерпретация результатов исследования.

3. Типом научного исследования не является:
1. пилотажное исследование;

2. экспериментальное исследование;

3. критическое исследование;

4. уточняющее исследование;

5. воспроизводящее исследование.

4. Научно-исследовательские методы подразделяются на:
1. теоретические и эмпирические;

2. теоретические, эмпирические и описательные;

3. теоретические, эмпирические, описательные и экспериментальные;

4. теоретические, эмпирические, описательные, экспериментальные и умозрительные.

5. Теоретические методы не включают в себя:
1. дедукцию;

2. индукцию;

3. трансценденцию;

4. моделирование.

6. Эмпирические методы не включают в себя:
1. неэкспериментальные;

2. эксперимент;

3. измерение;

4. структурно-функциональное моделирование.

7. Наблюдение – это:
1. неэкспериментальный метод;

2. метод структурно-функционального моделирования;

3. метод измерения;

4. не относится ни к одной из перечисленных групп.

8. Наблюдение отличается от эксперимента:
1. непосредственность восприятия изучаемого объекта;

2. большей пассивностью наблюдателя;

3. большей пассивностью экспериментатора;

4. ничем не различается.

9. Разновидностью беседы как метода исследования не является:
1. клиническая беседа;

2. интервью;

3. тестирование;

4. анкетирование.

10. Контент-анализ – это:
1. стандартизированный метод проведения опроса;

2. стандартизированный метод изучения текстов;

3. стандартный статистический метод анализа результатов эксперимента;

4. правильное определение контент-анализа здесь не приведено.

11. Шкала измерений – это:
1. градуированная линейка;

2. числовая ось;

3. диапазон изменений исследуемого признака;

4. правило, на основании которого исследуемому объекту приписывается символ (число).

12. Арифметические действия нельзя производить с данными, полученными на уровне:
1. номинальной шкалы;

2. порядковой шкалы;

3. шкалы интервалов;

4. шкалы отношений.

13. Независимая переменная – это:

14. Зависимая переменная – это:
1. условия существования изучаемого объекта, на которые экспериментатор никак не может влиять;

2. условия существования изучаемого объекта, которые принципиально остаются неизменными в ходе всего эксперимента;

3. варьируемые экспериментатором условия существования изучаемого объекта;

4. фиксируемое поведение изучаемого объекта.

15. Если темперамент – независимая переменная, то она имеет уровней значения:
1. 1;

16. Внешняя переменная – это:
1. условия, нежелательно влияющие на поведение независимой переменной;

2. условия, нежелательно влияющие на поведение зависимой переменной;

3. условия, которые никак не влияют на поведение исследуемых в эксперименте переменных;

4. ни одно из приведенных определений не подходит.

17. В экспериментальном исследовании влияния пола на агрессивность пол выступает в качестве:
1. внешней переменной;

2. внутренней переменной;

3. независимой переменной;

4. зависимой переменной.

18. Внутренняя валидность эксперимента – это:
1. отсутствие в эксперименте воздействия независимой переменной на зависимую переменную;

2. отсутствие в эксперименте искажающих воздействий внешних переменных;

3. воздействие в эксперименте только зависимой переменной на независимую;

4. отсутствие в эксперименте искажающих воздействий внутренних переменных.

19. Внешняя валидность эксперимента – это:
1. возможность экстраполяции результатов эксперимента в будущее;

2. возможность статистической обработки результатов эксперимента;

3. возможность осмысленной интерпретации результатов эксперимента;

4. возможность перенесения результатов эксперимента на поведение реальных объектов.

20. Одним из методов повышения внутренней валидности является:
1. элиминация;

2. экзальтация;

3. иллюминация;

4. сегрегация.

21. Идея метода константных условий, который применяется для повышения внутренней валидности эксперимента, состоит:
1. в неизменности воздействия внешней переменной при переходе с одного уровня воздействия независимой переменной на другой;

2. в неизменности воздействия независимой переменной при переходе с одного уровня воздействия внешней переменной на другой;

3. в неизменности воздействия независимой переменной при переходе с одного уровня воздействия зависимой переменной на другой;

4. в неизменности воздействия зависимой переменной при переходе с одного уровня воздействия внешней переменной на другой.

22. Метод балансировки для повышения внутренней валидности эксперимента применяется, когда:

4. в эксперименте число внешних переменных меньше числа независимых переменных.

23. Метод контрбалансировки для повышения внутренней валидности эксперимента применяется, когда:
1. в эксперименте число внешних переменных превышает количество независимых переменных;

2. в эксперименте невозможно выделить всех внешних переменных и управлять ими;

3. в эксперименте необходимо преодолеть эффект последовательности;

4. в эксперименте число внешних переменных меньше количества независимых переменных.

24. Выборка – это:
1. генеральная совокупность;

2. множество тех объектов, которые потенциально могут быть включены в экспериментальное исследование;

3. группа объектов, на которые переносятся результаты экспериментального исследования;

4. случайная группа объектов, на которых осуществляется экспериментальное исследование.

25. Главным условием внешней валидности эксперимента является:
1. эквивалентность экспериментальной выборки контрольной выборке;

2. репрезентативность экспериментальной выборки;

3. обширность генеральной совокупности;

4. узость генеральной совокупности.

26. К методам повышения внешней валидности эксперимента не относится:
1. метод рандомизации;

2. метод сертификации;

3. стратометрический метод;

4. первый и второй из указанных методов.

27. Планирование эксперимента – это:
1. составление графика выполнения исследовательских работ;

2. организация эксперимента в целях облегчения исследовательской работы экспериментатора и работы испытуемых;

3. организация эксперимента в целях повышения его внешней и внутренней валидности;

4. работа по финансовому, организационному и материально-техническому обеспечению эксперимента.

28. Факторные планы применяются для экспериментов:
1. с несколькими независимыми переменными;

2. с одной независимой переменной;

3. верно и то, и другое;

4. нет верных ответов.

29. В факторных экспериментах проверяют гипотезы:
1. только о взаимодействии независимых переменных с зависимой;

2. только о взаимодействии независимых переменных между собой;

3. только о взаимодействии независимых переменных с зависимой и о взаимодействии независимых переменных между собой;

4. нет верных ответов.

30. К типам взаимодействия независимых переменных в факторном эксперименте не относится:
1. сходящееся взаимодействие;

2. расходящееся взаимодействие;

3. нулевое взаимодействие;

4. диагональное взаимодействие.

31. К стандартным оптимальным факторным планам не относится:
1. латинский квадрат;

2. греко-латинский квадрат;

3. греческий квадрат;

4. первый и второй планы.

32. Метод позиционного уравнивания в экспериментах с одним испытуемым применяется в целях преодоления:
1. эффекта плацебо;

2. эффекта последовательности;

3. иллюзорного эффекта;

4. эффекта фасада.

33. К специфическим факторам, влияющим на валидность психологического эксперимента и связанным с личностью испытуемого, не относится:
1. эффект плацебо;

2. эффект Пигмалиона;

3. эффект аудитории;

4. эффект Хотторна.

34. Необязательным пунктом введения к научной статье, описывающей результаты эксперимента, является:
1. обоснование актуальности темы исследования;

2. постановка проблемы исследования;

3. формулировка исследовательской гипотезы;

4. описание полученных в исследовании результатов.

Тесты по 15 минут и экзамен 20 минут Вопросы к экзамену 1. Определение предмета экспериментальной психологии. 2. Особенности и проблемы экспериментальной психологии. 3. Основные направления методологии научного исследования. 4. Наука как специфический вид человеческой деятельности. 5. Принципы научного исследования. 6. Научное исследование и его характеристика. 7. Типы научного исследования по характеру. 8. Типы научного исследования по цели. 9. Идеальное научное исследование, и его характеристики. 10. Реальное научное исследование, и его характеристики. 11. Научная парадигма и ее основные компоненты. 12. Понятие научной проблемы, ее характеристика и основные уровни. 13. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. 14. Виды экспериментальных гипотез и их характеристика. 15. Классификация исследовательских методов. 16. Эмпирические методы в психологическом исследовании. 17. Особенности экспериментального метода исследования. 18. Понятие научной теории. Структура и компоненты научной теории. 19. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. 20. Экспериментальное общение, его особенности. 21. Экспериментальные эффекты проявляющиеся на уровне испытуемых. 22. Влияние личности экспериментатора на результат (эффект Пигмалиона). 23. Типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. 24. Методы контроля экспериментальных эффектов проявляющихся на уровне испытуемых. 25. Методы контроля экспериментальных эффектов проявляющихся на уровне личности экспериментатора. 26. Типы испытуемых, их мотивация на участие в эксперименте. 27. Норма эксперимента. Инструкция. 28. Описание экспериментальной ситуации. 29. Типы экспериментальных ситуаций. 30. Виды экспериментального исследования. 31. Этапы проведения целостного экспериментального исследования. 32. Основные структурные компоненты научного исследования. 33. Валидность: внешняя, внутренняя, операционная. 34. Экспериментальная выборка и способы ее создания. 35. Понятие об экспериментальной и контрольной группах. 36. Планирование эксперимента на одном испытуемом. 37. Доэкспериментальные планы их специфика. 38. Основные экспериментальные плапы, их специфика и схемы. 39. Основные квазиэкспериментальные планы. 40. Корреляционное исследование и его планирование. 41. Теория психологических измерений. 42. Типы шкал и виды допустимых преобразований. 43. Виды шкальных преобразований. 44. Основные виды психологических измерений и их классификация. 45. Результаты эмпирического исследования и их представление. 46. Обобщение экспериментальных результатов. 47. Представление результатов исследования: табличное, графическое, символическое, вербальное. 48. Требования к научному тексту.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

Факультет клинической психологии

Кафедра клинической психологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета клинической психологии

Ласовская Т.Ю. _______________________

(подпись)

«___» ________________________2008 г.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Индекс ОПД.Ф.13

По специальности «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 030302.65

Форма обучения очная

Семестр 5

Структура теста

Объем банка тестовых заданий

открытой формы

закрытой формы

на упорядочение

на соответствие

Контрольный тест (заданий)

Предполагаемое время тестирования (мин)

Новосибирск – 2008 г.

Тест разработан на основании законов РФ «Об образовании», «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации нормативных документов Госстандарта России и международных стандартов IMS, в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования. Базовыми требованиями к содержанию тестов являются требования ГОС ВПО по специальности 030302.65 «Клиническая психология», рабочая программа дисциплины «Экспериментальная психология» ОПД.Ф.13, утвержденная ____(дата) Ученым советом факультета «Социальной психологии», рекомендации разработчикам тестовых заданий ОКО НГМУ.

Фамилия И.О.

разработчика (ов) тестовых

материалов

Должность

Ученая степень,

ученое звание

Отметка об обучении в ОКО

(№ протокола, дата)

Сычева Т.Ю.

Клинической психологии

Протокол №4 от 08.10.08.

Тест рассмотрен и одобрен на заседании кафедры ___Клинической психологии________________

(наименование кафедры)

Протокол №66 от «23» октября 2008 г. Зав. кафедрой Ласовская Т.Ю. канд. мед. наук доцент

_________________________________

(подпись)

Фамилия И.О.

эксперта ОКО

Должность

Квалификация

(№ удостоверения, диплома)

ученая степень

ученое звание

Тест прошел техническую экспертизу на соответствие установленным требованиям в ОКО

Протокол №______ от «___»_________________200__ г. Начальник ОКО _____________________

(Фамилия И.О.)

Фамилия И.О.

рецензента (ов)

Должность

Ученая степень,

ученое звание

СП НГМУ / другое образовательное учреждение

Тест рассмотрен, согласован и утвержден на заседании ЦМК __________________________________________________________________(наименование ЦМК)

Протокол №______ от «___»________200__ г. Председатель ЦМК ___________________________

(Фамилия И.О., ученая степень, звание)

___________________________

(подпись)

V1: Методология, теория и методика экспериментального исследования

V2: Предмет и задачи экспериментальной психологии

S: Первые сведения о психологических экспериментах появились

+: в XVI веке

-: в XVII веке

-: в XIV веке

-: в XVIII веке

S:Под экспериментальной психологией понимается

-: отрасль психологии, имеющая свой особый предмет изучения, который заключается в исследовании психических явлений

+: система научных методов и методик, при помощи которых изучаются психические явления

-: совокупность психологических знаний, которые выявляются путем эксперимента

психологическая теория В.Вундта

S: Область психологии, которая разрабатывает систему принципов, методов и процедур планирования, проведения, обработки и интерпретации результатов психологического обследования - это

-: социальная психология

+: экспериментальная психология

-: общая психология

-: математические методы в психологии

S: Основателем первой психологической лаборатории является

-: Г. Эббингауз

+: В. Вундт

-: Ф. Гальтон

-: Н. Ланге

S: Генетический и биологический подходы впервые внедрил в экспериментальную психологию

+: Н. Ланге

-: В. Вундт

-: У. Джеймс

S: Путь к экспериментальному изучению навыков был впервые открыт.


Экзаменационный тест по экспериментальной психологии

Вариант 1

ФИ_______________________________________дата______группа________

Количество правильных ответов _________ отметка_____________________

1. Опишите схематично классификацию методов по Ананьеву Б .Г.:

2. Выберите правильный вариант ответа.

Система принципов построения и способов организации научного исследования называется…

в) научным мировоззрением; г) методологией исследования ;

д) философским мировоззрением.
3. Выберите правильный вариант ответа.

г) все вышеперечисленное.

4. Выберите правильный вариант ответа.

Свойство теста измерять именно ту характеристику, для измерения которой он и был создан - …

а) надежность; б) устойчивость; в) валидность; г) точность;

д) стандартизированность.
5. Дополните.

опровергнуть) свою гипотезу-..

а) эффект плацебо; б) эффект Хоторна; в.) эффект фасилитации/ингибиции;

г) эффект ожидания; д) эффекта Пигмалиона.
10. Выберите правильный вариант ответа.

Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление :

а)Д. Кэмпбелл. б) В.Вундт в) В.В.Дружинин г) Ф.Дж.Мак Гиган
11.Дайте название шкалам в соответствии с определениями :

Шкала получаемая путем присвоения «имен» объектам-__________________

Шкала образующаяся, если на множестве реализовано одно бинарное

отношение - порядок (отношения «не больше» и «меньше»)-_______________________


12. Выберите правильный вариант ответа.

Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого -…

А) беседа, Б) интервью, В) тестирование, г) опрос

13. Дайте определение понятия.

Валидность – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Дополните.

Это целенаправленное , организованное и определенным

образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

15. Вставьте правильный вариант ответа.

Проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы.

а) «пилотажное исследование» б)полевое исследование в) критический эксперимент