Сказка про ягоды для маленьких. Сказка про мышонка и волшебные ягоды

=Ягодная сказка=

ОБЛЕПИХА
Богатейшая по своему вкусу и целебному содержанию ягода, радующая глаз яркой желто-рыжей плотной россыпью по жестким шипастым ветвям, густо усеянным зелено-серебристыми узкими листьями, никому не дающая проходу в местах своего обильного разрастания. Вот и девушка вышла с огненными волосами и таким же отнюдь не кротким нравом – бойкая, колкая на язык, с вечно задранным кверху носиком. Тем, кому доводилось собирать облепиху, памятны болезненные уколы ее шипов и обжигающее пощипывание от попавшего в ранки сока. Потому и приходилось приспосабливаться и беречь руки при сборе. Многие используют для этого особые проволочные крючки-щипцы. На шипы колючих кустарников любит насаживать свою добычу про запас серый сорокопут – мелкая, с дрозда, но весьма воинственная птица, ловко охотящаяся на кузнечиков и даже более крупную дичь – грызунов, птиц и ящерок. А между самими зарослями облепихи часто скрываются косули, у которых в конце лета-начале осени происходит гон. Встревоженные либо присутствием человека, либо надвигающейся грозой самцы с опрятными рожками обеспокоенно издают лающие звуки и уносятся за своими подругами в другие укромные места.


ЧЁРНАЯ СМОРОДИНА
Черная смородина видится в совершенно противоположном своей красной сестрице образе. И места она любит более сырые, и гроздья у нее короче, и висят они на кусте долго, даже после заморозков. А каков незабываемый, особый вкус ее ягод! И кому неведом этот удивительный бодрящий дух, исходящий от ее листа, которым так любят заправлять настоящий лесной напиток! Самому образу я решил придать грустный, немного сумрачный и колдовской вид. Его подчеркивают и глухие приречные ельники, и густой туман над бобровым прудом, чьи трудолюбивые хозяева заняты запасанием ветвей на зиму, и поймавший зазевавшуюся полевку мохноногий сыч, так же олицетворяющий колдовство и мрак. И все же общую давящую неприглядность этой лесной глухомани разбавляют золото осыпающихся березовых листьев и черный жемчуг налитых ягод смородины, которая еще успеет порадовать своим вкусом лесных обитателей или человека.


МАЛИНА
Обильнее всего малина разрастается на гарях и вырубках, где ее и удобно собирать. Кто занимался этим, помнит и бегущие над головой облака, и ветер, колышущий розовые волны соцветий иван-чая, и коварно таящиеся в высокой траве стволы и мелкие коряги, так и норовящие подставить подножку, и зловоние обследующих малину нарядных клопов-щитников, и тенета крупных пауков, иногда падающих на руку, вызывая древний страх и омерзение, и мелкие малиновые шипы, вонзающиеся в ладони или бедра, и, конечно, извечное желание отправлять саму душистую ягоду чаще в рот, нежели в лукошко, туесок или другую емкость. А кто-то сталкивался и с самим «мохнатым ягодником» - ужасно охочим до малины медведем, который в большинстве случаев улепетывал во все пятки, напуганный не менее, чем ягодник двуногий. А в пору цветения пчёлы берут с малины хороший взяток. У славян, пожалуй, это наиболее почитаемая ягода, дающая сладость устам, а жар и силу - больному телу. Цветом ее песенно называют рассвет и закат, оттенок нарядной ткани или красоту девичьих губ. А кому не известно устойчивое выражение «малина-девка»? Яркая, броская, здоровая, желанная, ядреная красота подчеркивается сравнением с этой ягодой.


КРАСНАЯ СМОРОДИНА
Это очень жизнерадостная ягода. В ясную погоду ее гроздья подобны драгоценным каменьям, а в полупрозрачной мякоти, так что видны все семена и прожилки, играет солнце, словно затаивая свое тепло в каждой из ягод. Собирать красную смородину – сплошное удовольствие. Не нужно приседать или сгибать спину. Можно стоять во весь рост и быстро наполнять висящую у пояса емкость легко отрывающимися от пропускаемой через пальцы грозди ягодами. А кругом солнце проникает сквозь раскинувшуюся листву растущих на поляне лип, воздух полон запахами трав и цветов, трещат почитатели смородины – дрозды-белобровики, с каждым взмахом вспыхивая своими рыжими подкрыльями. Девушка, олицетворяющая красную смородину – огненно-русая, с доброй широкой улыбкой.


МОРОШКА
Морошка – ягода удивительная. У нее изумительный вкус, её желтовато-оранжевый цвет развеивает всякие грустные мысли, а сама поспевшая ягода настолько нежна, что начинает уминаться в емкости для сбора под собственным весом, из-за чего, к примеру, вторая половина ведра этой северной ягоды набирается значительно медленнее, чем первая. Морошка видится мне очень веселой и озорной девушкой. Сам образ писан с моей любимой жены Ольги, поэтому я несколько осовременил покрой одежды. Над моховым болотом опускается вечер, окрашивая облака в цвета морошки. Короба наполнены, и ей с подругой остается облизать рыжий сок с пальцев, закинуть ношу за плечи и выбраться на песчаную гриву, поросшую сосняком. В корнях одной из сосен барсук вырыл нору. Вспугнутый тетерев летит вглубь болота. Всякое верховое болото – заросшее древнее озеро, и там, где тонок слой торфа или есть выход воды, таится ловушка для неосторожно ступающего гостя. Помимо топких мест, мочажин, следует остерегаться и змей, ведь гадюки любят греться на кочках, часто закрытые кустиками багульника или подбела. И неизвестно, какие древние тайны скрывает в себе сама толща болота.


ЗЕМЛЯНИКА
Пожалуй, самое запоминающееся знакомство с лесными ягодами в детстве начинается с земляники. Каждый помнит жаркий воздух, наполненный стрекотанием кузнечиков и жужжанием множества летающих насекомых, залитую солнцем поляну и выглядывающие из травы огоньки этой вкуснейшей из ягод, помнит, как нанизывал на травинку земляничные «бусы» и с удовольствием поедал их, или набирал ягоды в пригоршню, а затем отправлял скопом в рот. И сама земляника видится мне разлегшейся и разнежившейся на солнце девой. За ней тайком наблюдает юноша-пастух. В траве шевелится членистоногая живность, перескакивают с травинки на травинку кузнечики, а за ними охотится молодой сизо-черный проворный соколок-кобчик. На высоком берегу, усеянном норками береговушек, высятся стены поселения, а на небе пронизывающие облака лучи высветили знак Солнца, дающего свет и тепло всем живущим.


ЕЖЕВИКА
Колючий, оплетающий другие деревья, цепляющийся за одежду, царапающий, заставляющий обходить его стороной кустарник с бордовыми, темно-синими или почти черными ягодами – такова ежевика. Впервые я увидел ежевику по берегам проток в пойме верхней Оби. Соответственно, образ сформировался быстро – крепкая, ядреная чернявая девушка, наверняка бойкая на песни, разговоры и острая на словцо. Она только что искупалась в небольшой речке, поросшей ольшаником. Неторопливая вода слабо колышет стебли лютиков, стрелолиста и плавающие листья рдеста, а над ее гладью вдоль берега проносятся, пересвистываясь, неотъемлемые от любого водоема кулики-перевозчики.


КОСТЯНИКА
Эту ягоду знает, наверно, каждый, и многим знакома легкая студенистая мякоть красных, без общего порядка слепленных боками ягодок с косточкой внутри, которая, собственно, и дала растению такое название. Дети никогда не упустят случая отправить в рот костянику, или «костянку», как ее любят называть. Собирают ее и попутно, за неимением более благородных ягод. Известны и лечебные свойства зеленой части самого растения – для заживления ран, для ухода за волосами и других целей. Мне же название «костяника» навязало образ стройной, худощавой девушки, «стерлядки», как говорят в некоторых областях. По той же причине я снабдил ее оберегами из кости. Девушка устала, задумалась о чем-то своем, усевшись на сломленный давним ветровалом ствол. Под этим стволом некогда погиб дикий бык-тур, случайно забредший из речной поймы в не совсем свойственный ему хвойный лес. Его рогатый череп давно выбелило солнце, а сквозь трещины и глазницы пробилось уже не одно поколение травы. Однако жизнь продолжается. Негромкую трескотню подняли встревоженные рыжехвостые кукши, а из прогнившей дуплистой колоды высунула любопытную мордочку куница, устремив бусины глаз на девушку. Но та предалась своим мечтам и надеждам.


КНЯЖЕНИКА
Какую из ягод сначала подносят к носу, прежде чем отправить в рот? Княженику – скромную с виду, не знакомую среднему и южному жителю ягоду. Эта северянка обладает удивительно приятным запахом и еще более чудесным вкусом. Чтобы познать его, княженике следует воздать все почести: сначала склониться, ибо, несмотря на другое свое название – северная малина, княженика растет отдельным низеньким растеньицем, часто на расстоянии от своих других соплеменников, затем сорвать само растение, потому что пальцами трудно отделить бордово-красный бисер ягоды от цветоложа, её можно только скусить. Этим и объясняется ее сложная и почти не возможная заготовка. Тем не менее, в местах ее обильного произрастания, княженику раньше собирали для приготовления удивительной по вкусу наливки. И название, и особенности этой ягоды непосредственно родили в моем воображении образ чего-то княжеского, почетного. Княжна с небольшой свитой и нянькой совершает выезд, а может, направляется в другой город. Погода ясна, облака неторопливо громоздятся над озером, а в воздухе, траве, лесу – всюду продолжается вечная игра жизни и смерти. Вот рыжая полевка тоже польстилась на княженику, но ее может высмотреть себе на обед парящий над поляной коршун. Вот один из самых яркоокрашенных наших соловьев, синегрудый самец варакушки, беспечно занялся чисткой крыла, и на него уже совершает бросок мелкий сокол-чеглок. Неизвестно, что поджидает на пути и этих людей, что таит непроглядный лес. Поэтому княжне подают знак, что пора бы и отправиться дальше.


КАЛИНА
Об этой чудесной ягоде сложено немало стихов и песен, ее огненный образ всегда будоражил взор и воображение людей. Даже сронив большие пальчатые листья, рослый куст калины долго пламенеет алыми бусинами соплодий на фоне серого предзимнего или уже покрытого снегом леса, пока их не склюют неугомонные стайки дроздов или одиночные рябчики. Здесь, на картине, осень в самом разгаре. Дубрава роняет свой пышный венец, а листва калины приобретает великое множество оттенков желтого, зеленого, красного и охристого цветов. В это время продолжается брачная пора у могучих зубров, быки ярятся друг перед другом, обдирают рогами и ломают молодые деревца. Налитая горьковатым, но хорошеющим с каждым заморозком, соком, крупная зернь ягод гнет ветви алыми ряснами, словно вознося славу огненной неугасающей красоте перед очередным замиранием Природы. Даже плоское семя калины своими очертаниями напоминает сердце, в котором и рождается любовь. Не зря в народе калина всегда была символом девичьей красоты. Потому и представился образ статной, гордой и благородной славянки в яркой богатой одежде, на верном резвом спутнике, несущем свою наездницу через осеннюю пущу.


ЖИМОЛОСТЬ
Из наших ягод она поспевает раньше всех. И хотя дает она горьковатый привкус, ее охотно поедают ребятишки, привлеченные ее сизоватыми плодами-огоньками, а при слабом урожае других ягод в домашнюю заготовку идет и она. Особенно хорош из нее напиток, прекрасно утоляющий жажду. И сам куст жимолости выглядит бесхитростно приветливо – без колючек, с округленными гладкими листьями и ветвями, густо усыпанными ягодами, за свою форму получившими в народе не очень печатное название. Жимолость любит в основном затененные места по краям опушек. Здесь, в густой траве и кустарнике можно неожиданно наткнуться на слуку – крупного лесного кулика, давно, с подачи дворян, называемого на Руси немецким словом «вальдшнеп». Слука может иметь второй выводок как раз в период созревания жимолости. Нелетающие куличата-пуховички передвигаются самостоятельно, прячась или убегая от возможных врагов, однако некоторые из охотников утверждают, что при явной опасности самка слуки может переносить свое чадо подальше от беды по воздуху, зажав птенца между лапками. Это мгновение и запечатлено на картине. Девушка немного испугана шумным взлетом мамаши, но быстро возьмет себя в руки, и ее естественный первичный испуг быстро сменится удивлением и любопытством. Самому же образу я хотел придать сдержанные, спокойные черты и плавные движения.


КЛЮКВА
Эта ягода знакома каждому настолько, что одно только ее мысленное воображение вызывает кислую оскомину, не говоря уже о самом вкусе клюквы, который смягчается и становится более сладким лишь у пролежавшей под снегом до весны ягоды. Для многих народов клюква явилась одним из целебных средств, помогающим пережить зиму и все связанные с ней болезни. На некоторых славянских языках она называется журавиной, журавлиной ягодой, точно так же переводятся ее названия и с германских языков. Видимо, это связано с самим местом произрастания клюквы – болотами, облюбованными журавлями, или с ее цветками, напоминающими птичьи головы с длинными клювами. На картине уже время первых заморозков, и журавли улетели. Но на болота наведываются полакомиться ягодой тетерева и глухари, иногда оставляя на кочках свои перья. Продолжается гон у лосей, своим стоном оглашающих леса и окраины болот, вызывая на поединок достойного противника и выискивая самок. В пылу соперничества и любовного возбуждения сохатые теряют осторожность и даже становятся опасными для человека. Но мысли отправившейся по ягоду девушки заняты другим. Ее переполняют неведение и тревога, вызванные вероятными сердечными переживаниями. Лишь на короткое мгновение от них отвлекает сводящая скулы кисловатость раскушенной ягоды. А может, наоборот, она только усиливает нахлынувшие мрачные чувства. Между тем, клюква – ягода, начиненная целебной силой. Так и щеки девушки подернуты здоровым румянцем, и она сможет пережить в жизни еще многое.


ТОЛОКНЯНКА
Многим, кому приходилось собирать бруснику, доводилось ошибаться, когда попавшие в рот ягоды вдруг оказывались безвкусными, мучнистыми, да еще с косточками. Толокнянку и вправду сначала можно спутать с брусникой. Ее ягоды никогда большой ценности не имели, хотя, наверняка, выручали в голодные годы. Главное же внимание уделялось ее листьям, имеющим лекарственное значение. Так и возник образ молодой зеленоглазой знахарки-травницы, занятой их сбором. Здесь же обследует деревья и муравейники седой дятел, направляясь своим ныряющим полетом к очередному месту. А поскольку другое название толокнянки – медвежья ягода, то внизу у ручья уместной оказалась медведица с малышами, которые, как известно, очень любят резвиться в воде.


ГОЛУБИКА
Бесспорно, что с введением чужой веры родная вера славян не исчезла враз, а сохранилась, благодаря своей духовной силе и прикладным природным знаниям, много веков спустя. Так и наши предки, открывая и заселяя новые земли, переносили огни этой веры на новые пространства. В данном случае действие происходит в Восточной Сибири, где обычен лиственничник-беломошник с кедровым стлаником в подлеске и обширными зарослями голубики. Ее продолговатые сизо-голубые ягоды всегда были желанным дополнением к столу, а их пригоршня скрашивала отдых присевшего возле голубичника путника. Листья голубики ввиду возрастных и прочих изменений, помимо привычного зеленого, могут иметь множество оттенков красного, желтого и бурого цветов, что создает причудливый яркий ковер, особенно в осеннем лесу. Голубику любят поедать каменные глухари, один из которых и поплатился своей неосторожностью, будучи замечен и облаян верным таежным спутником девушки – лайкой. Пока ее преданный помощник, высунув язык, весело обследует лиственничник, девушка присела отдохнуть. Конечно же, она голубоглаза и мечтательна – иным образ голубики мне просто не видится – но в нужный час глаз ее остер, а рука тверда. Самострел – оружие, для обращения с которым пригодна и девичья сила.


БРУСНИКА
Брусника хороша как своим внешним видом, так и сладким, слегка пряным вкусом, а также ощущениями, испытываемыми при ее сборе – крепкие, тугие гроздья, ярким бисером усыпавшие мхи, лишайники у подножия деревьев или старые пни, блестящие и гладкие кожистые листья, которые также хороши для лесного чая. Чтобы облегчить себе сбор этой полезной, но мелкой ягоды, наши предки давно придумали особые деревянные совки-грабилки с зубчатой кромкой, в наше время замененные металлическими «усовершенствованными» сооружениями. Вопреки бытующему мнению, что, мол, такой способ вредит самим кустикам брусники, выдирает листья и веточки, прилежный и опытный сборщик, не прилагая никчемной силы, легко водя и потряхивая грабилкой, помогая накрывшей ковшик сверху свободной ладонью, без вреда для растения отделял ягоды от стебельков. Исполненный природной веры, наш предок принимал дары Природы-матери с уважением, соблюдая никем не писанные, но веками отточенные, правила, к сожалению и стыду, забываемые нынешними потомками. Образ брусники – румяная и веселая девушка. Ее задорное настроение поддерживает и пара проворных любопытных бурундуков, озабоченных набиванием своих щек. А кромки леса, старые гари и вырубки обследуются медведем на предмет наличия муравейников и бурундучьих кладовых. И конечно, набредя на брусничную куртинку, бурый великан не оставит эту вкусную ягоду без внимания.


ЧЕРНИКА
Волосы цвета воронова крыла, соболиные брови и игривый, томный взгляд острых синих глаз – такой представляется черника, давно известная своим благотворным влиянием на зрение. Девушку я изобразил в накомарнике, поскольку известно, что в кустиках черники любят таиться назойливые кровососы. Но сейчас жарко, а в сосняке гуляет ветерок, отгоняя докучливых комаров, и можно откинуть сетку с лица. На ветку сосны пристроился рябчик – большой любитель черники, одинаково охотно набивающий свой зоб как самими ягодами, так и ее листьями да зелеными побегами. А пальцы и подметки девушки еще долго будут украшать багрово-фиолетовые пятна раздавленной «черницы».


НИКОЛАЙ ФОМИН- Немного о художнике
"Круг профессиональных интересов Николая Фомина из города Кирова необычайно широк. Биолог-охотовед, ландшафтный дизайнер, резчик по дереву, таксидермист, скульптор, художник-анималист и просто человек, увлечённый своим делом. Урал, Дальний Восток, Западная Сибирь - вот места, которые оставили отпечаток в его творческой биографии. Участник множества выставок, в том числе, благотворительных, иллюстратор. Яркие и самобытные работы Николая известны далеко за пределами России. Рисованию он научился сам, ведь был и остаётся прилежным учеником в школе мудрой природы."

Придумать сказку - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям. На странице представлены короткие сказки, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.

У сказки должны быть:

  • вступление (завязка)
  • основное действие
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих придаст вашему творческому произведению правильный законченный вид. Обратите внимание, что в представленных ниже примерах, не всегда присутствуют эти составляющие, а это служит основанием для снижения оценок.

Бой против инопланетянина

В некотором городе, в некоторой стране жили были президент и первая леди. Было у них трое сыновей - тройня: Вася, Ваня и Рома. Были они умные, смелые и храбрые, только Вася И Ваня были безответственными. Однажды на город напал инопланетянин. И ни одна армия не могла справиться. Этот инопланетянин разрушал по ночам дома. Братья придумали самолет-невидимку- беспилотник. Вася и Ваня должны были дежурить, но уснули. А Роме не спалось. И когда инопланетянин появился, он стал с ним бороться. Это оказалось не так просто. Самолет был подбит. Рома разбудил братьев, и они помогли ему управлять дымящимся беспилотником. И вместе они победили инопланетянина. (Каменков Макар)

Как у божьей коровки появились точки.

Жил был художник. И придумал он как-то раз нарисовать сказочную картину о жизни насекомых. Рисовал он, рисовал, и вдруг увидел божью коровку. Не очень красивой она ему показалась. И решил он изменить цвет спинки, странно выглядела божья коровка. Изменил цвет головки, она опять странно выглядела. А когда нарисовал пятнышки на спинке – красивая она стала. И так она ему понравилась, что он нарисовал сразу 5-6 штук. Картину художника повесили в музее, что бы все любовались. А у божьих коровок до сих пор точки на спине. Когда другие насекомые спрашивают: « Почему у вас божьих коровок точки на спине?» Они отвечают: «Это нас художник раскрасил» (Суржикова Мария)

У страха глаза велики

Жили были бабушка и внучка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были бутылки большие, у внучки – поменьше. Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через район. Идут они и видят яблоню, а под яблоней кот. Дунул ветер, и яблоко упало в лоб коту. Кот испугался, да прямо нашим водоносам под ноги побежал. Испугались они, бутылки побросали и домой побежали. Бабушка на скамейку упала, внучка за бабку спряталась. Кот побежал испуганный, еле ноги унес. Верно говорят: « У страха глаза велики – чего нет, и то видят»

Снежинка

Жил-был король, и была у него дочь. Звали ее Снежинка, потому что она была из снега и таяла при лучах солнца. Но, не смотря на это, сердце у не было очень доброе. У короля не было жены и говорил он снежинке: "Вот ты вырастешь и кто обо мне будет заботиться? " Снежинка видела страдания короля-отца и предложила найти ему жену. Король согласился. Через некоторое время нашел король себе жену, звали ее Розелла. Была она злой и завидовала своей падчерице. Снежинка дружила со всеми животными, так как людей к ней пускали, ибо король боялся, что люди могут причинить зло его любимой дочери.

С каждым днем Снежинка росла и расцветала, а мачеха придумала, как избавиться от нее. Узнала Розелла тайну Снежинки и решила, во что бы то ни стало погубить ее. Позвала она к себе Снежинку и сказала: "Дочь моя, я очень сильно заболела и поможет мне только отвар, который варит моя сестра, но живет она очень далеко." Согласилась Снежинка помочь своей мачехе.

Девочка отправилась в путь вечером, нашла, где живет сестра Розеллы, взяла у нее отвар и поспешила в обратный путь. Но начался рассвет и превратилась она в лужицу. Там, где растаяла Снежинка вырос прекрасный цветок. Розелла сказала королю, что отпустила Снежинку посмотреть на белый свет, а она так и не вернулась. Огорчился король, ждал днями и ночами свою дочку.

В лесу, где вырос сказочный цветок, гуляла девушка. Взяла она цветок домой, стала за ним ухаживать и разговаривать с ним. В один весенний день цветок расцвел и выросла из него девочка. Этой девочкой оказалась Снежинка. Отправилась она вместе со своей спасительницей во дворец у несчастному королю и рассказала все батюшке. Король рассердился на Розеллу и выгнал ее. А спасительницу своей дочки признал как вторую дочь. И живут они вместе с тех пор очень счастливо. (Вероника)

Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке. Там жили динозавры. Вова шел шел и увидел лягушек на поляне. Они танцевали и пели. Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и большой, и тоже стал танцевать. Вова засмеялся и деревья тоже. вот такое было приключение с Вовой. (Болтнова Виктория)

Сказка про доброго зайца

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Идет он домой, навстречу ежик. “Что заяц несешь?” – спрашивает ежик. “Грибы и ягоды”- отвечает заяц. И угостил ежа грибами. Пошел он дальше. Навстречу скачет белка. У видела белка ягоды и говорит: “Дай мне зайчик ягод, я бельчатам их своим дам”. Угостил заяц белку и отправился дальше. Навстречу идет медведь. Дал он медведю грибочков отведать и дальше пошел.

Навстречу лиса. “Отдай заяц мне урожай свой!”. Схватил заяц мешок с грибами и корзину с ягодами и убежал от лисы. Обиделась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к избушке его и разрушила ее.

Подходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами. Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут и зайчата у них появились. И стали они жить поживать да лесных друзей в гости принимать.

Волшебная палочка

Жили-были три брата. Двое сильных и слабый. Сильные были ленивые, а третий - трудолюбивый. Пошли они в лес за грибами и заблудились. Увидели братья дворец весь из золота, зашли во внутрь, а там богатства несметные. Первый брат взял меч из золота. Второй брат взял дубину из железа. Третий взял волшебную палочку. Откуда не возьмись появился Змей Горыныч. Один мечом, второй дубиной, но ничего Змея Горыныча не берет. Только третий брат взмахнул палочкой, и стал вместо змея кабан, который убежал. Братья вернулись домой и с тех пор помогают слабому брату.

Зайка

Жил-был маленький зайка. И однажды украла его лиса, унесла далеко далеко, за тридевять земель. Посадила его в темницу и на ключ заперла. Сидит бедный зайка и думает: “Как спастись?” И вдруг видит, из маленького окошечка посыпались звездочки, и появилась маленькая белочка-фея. И сказала она ему, дождаться, когда лиса уснет и достать ключ. Дала фея ему сверток, велела открыть его только ночью.

Наступила ночь. Зайка развязал сверток и увидел удочку. Взял просунул через окошечко, и замахнулся. Попал крючок на ключик. Потянул зайка, и ключ взял. Открыл дверь и домой побежал. А лиса искала его, искала, и так и не нашла.

Сказка про царя

В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына: Ваня, Вася и Петр. В один прекрасный день братья гуляли по саду. К вечеру пришли они домой. Встречают их у ворот царь с царицей и говорят: “Напали на нашу землю разбойники. Берите войска и прогоните их с нашей земли”. И поехали братья, стали разбойников искать.

Три дня и три ночи скакали они без отдыха. На четвертый день возле одной деревни видят жаркое сражение. Поскакали братья на помощь. Была битва с раннего утра и до позднего вечера. Много людей полегло на поле сражения, но братья победили.

Вернулись они домой. Царь с царицей обрадовались победе, царь загордился своими сыновьями и устроили пир на весь мир. И я там был, и мед я пил. По усам текло, а в рот не попало.

Волшебная рыбка

Жил-был мальчик Петя. Один раз пошел он на рыбалку. Первый раз забросил он удочку, ничего не поймал. Второй раз закинул он удочку и опять ничего не поймал. Третий раз закинул он удочку и поймал золотую рыбку. Принес Петя ее домой и посадил в банку. Стал загадывать придуманные сказочные желания:

Рыбка – рыбка хочу выучить математику.

Хорошо, Петя, я сделаю за тебя математику.

Рыбка – рыбка хочу выучить русский язык.

Хорошо, Петя, я сделаю за тебя русский язык.

И загадал мальчик третье желание:

Хочу стать ученым

Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и исчезла в волнах навсегда.

Если не учиться и не трудиться, то стать ученым нельзя.

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: “Много хочешь – мало получишь”.

Сказка про котят

Жили- были кот и кошка, и было у них три котенка. Старшего звали Барсик, среднего – Мурзик, а младшего – Рыжик. Однажды они пошли гулять и увидели лягушку. Котята погнались за ней. Лягушка прыгнула в кусты и скрылась. Рыжик спросил у Барсика:

Кто это такой?

Не знаю - ответил Барсик.

Давайте поймаем его – предложил Мурзик.

И котята полезли в кусты, но лягушки там уже не было. Они пошли домой, что бы рассказать об этом маме. Мама кошка выслушала их и сказала, что это была лягушка. Так котята узнали, что это за зверь.

ОКТЯБРЬ

Занятие № 3

Тема: «Ягодная сказка».

Программные задачи.

Образовательные: формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе на основе знаний особенностей отдельных ее объектов; познакомить детей с лесными ягодами: брусникой, костяникой, клюквой; учить различать их по внешнему виду, называть и давать описание; учить детей истолковывать названия лесных ягод, искать его смысл, причины, из-за которых было дано имя; закреплять представление о разнообразии лесных ягод.

Развивающие: развивать мышление, память, творческое воображение; умение анализировать и делать выводы; умение находить объект природы на картинке;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к лесу и его дарам

Оборудование: игрушка Колобок; картинки с изображением девочки-Бусники, девочки-Костяники и девочки-Клюквы; картинки с изображением ягод: брусники, костяники, клюквы, рябины, малины, ежевики, черники, земляники; три корзинки, трафареты ягод.

Предварительная работа: беседа о лесных ягодах; чтение рассказа Н. Павловой «Ягоды», стихотворений Е. Трутневой «Земляника», «Черника»; дидактическая игра «Что за ягода?».

1. В группе представлены элементы леса: деревья, животные, грибы, звучит спокойная музыка, дети стоят на «лесной поляне».

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в наш лес. Лес - это большой дом для растений, насекомых, животных и птиц. И когда мы приходим в лес, мы приходим к ним в гости. Представьте себе дом, где нет одного из хозяев. Например, лес, где нет травы (нет птиц ). Уютно, интересно, весело гулять по такому лесу? Конечно нет, лес голый, скучный, не красивый. Чтобы в лесу было всегда уютно, мы с вами должны его беречь. Давайте вспомним с вами правила, как нужно вести себя в лесу, чтобы не навредить природе. Я буду показывать вам правила, а вы называть их (не ломать ветки, не оставлять мусор, не уничтожать насекомых ). Правила вспомнили, а сейчас отправляемся в лес (идет ).

Дети, закройте глаза и представьте, что мы с вами в лесу. Представили? А теперь откройте глаза, посмотрите как красиво, погуляйте по нашему лесу. Посмотрите вокруг и скажите:

Что растет в нашем лесу? (Деревья ).

Названия каких деревьев вы знаете? (Клен, дуб ...)

Что еще есть в нашем лесу? (грибы, птицы, звери ).

Каких птиц (зверей, грибы ) вы знаете?

А чего нет в нашем лесу? (цветов, насекомых, трав, ягод ).

Дети называют знакомые им цветы...

В лесу часто случаются разные истории. Я хочу прочесть вам одну такую историю про Колобка. Но это будет совсем другая сказка. Садитесь на пенечки и приготовьтесь слушать. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить кого Колобок встретил в лесу и как они выглядели.

Чтение сказки Н. Рыжовой «Девочка-Брусничка румяные щечки»

«Однажды Колобок пошел гулять в лес, и вот какая история с ним приключилась. Вы были в лесу осенью, когда лес стоит, словно картинка, нарисованная ребятами? Одно дерево золотое, другое - красное, третье - зеленое, четвертое - пестрое. Словом, кто каким цветом хотел, таким и раскрасил. Осенью в лесу то и дело попадаются на глаза стаи синичек. Осенью особенно звонко распевает крапивник. Осенью солнечные зайчики играют друг с другом в прятки в пестрой листве. А это гораздо интереснее, чем летом - попробуй, отгадай, где листочек, а где зайчик.

В тот день солнечные зайчики поиграли на опушке и вместе с ветром побежали в чащу леса. Теперь листвы было мало, и никто не мешал ветру забираться в самую глушь. Колобок побежал догонять зайчиков и столкнулся … с девочкой Брусничкой (картинка ).

Платьице на ней было из мелких темно-зеленых закругленных листочков, на круглых щечках горел такой яркий румянец, что все так ее и называли - «девочка Брусничка - румяные щечки» (картинка ).

Давайте со мной играть в прятки! - позвала его девочка Брусничка.

Давайте! - согласился Колобок. - Да только я тебя сразу найду. Ты вон какая заметная.

Попробуй! - засмеялась девочка Брусничка и…пропала. Оглянулся Колобок - кругом зеленая трава, разукрашенная яркими опавшими листьями. И вон в той стороне красный листок. Где искать? И вдруг видит, (картинка) - выглядывает красная щечка из-под зеленого резного листочка.

Эй, Брусничка! Вылезай!

Я не Брусничка.

Как это не Брусничка, и листья и щечки... вылезай!

Посмотри хорошенько (картинка ). Наши листья не одинаковы. У Бруснички листья маленькие, закругленные, растут в разные стороны по одному.

А я - Костяника! Листья у меня большие, зубчатые и растут в кучку по три листа. И ягодки тоже растут в кучку, а в ягодках есть косточки. Я - Костяника!

Тут же из кустиков показалась Брусничка и засмеялась:

Мы часто рядом растем. Ищи-ищи!

И опять спряталась.

Показалось Колобку, что-то в стороне красное мелькнуло... Под листок спряталось. Подошел Колобок, тихонько приподнял листок, а под ним крошечный мухомор.

Выбежал Колобок на опушку. Отсюда начиналось старое болото. Вот она, Брусничка! Сидит на кочке, на самом виду и почему-то не прячется (картинка ).

Эй, Брусничка!

Я не Брусничка! (картинка) . Я - Клюква! Стебли у меня длинные, ползучие, по самой земле стелятся. А листья темно-зеленые, заостренные. Я - Клюква!

Тут вдруг солнце накрыла огромная лохматая туча, и снег пошел. Падали снежные хлопья на зеленую траву, на разноцветные листья, на красные ягоды.

Ах, как ягоды жалко. Им же холодно!

Что ты, Колобок, - сказала Брусничка, которая теперь стояла с Колобком рядом. Клюква холод любит у нее ягоды кислые, а вот перезимует под снегом, и будут у нее ягоды весной сладкие, сочные.

Колобок замерз и... проснулся. Рядом с ним на теплой рыжей хвое стояла корзинка, полная крупных краснобоких ягод.

В разноцветных листьях прыгали солнечные зайчики. Один забрался в корзину - и заиграли румяные щечки Брусники, словно ягоды рассмеялись.

Колобок подхватил корзинку и побежал к бабушке. А по дороге все думал: приснилось ему или все было на самом деле?»

Вопросы по содержанию сказки:

  • Кого встретил Колобок в лесу? (Девочку-Брусничку ).
  • Опишите, как выглядит брусничка? (Тонкие коричневые ветки, мелкие темно-зеленые, закругленные листья, круглые ярко-красные ягоды ).
  • Что предложила Брусничка Колобку? (Брусничка стала играть с Колобком в прятки ).
  • Кого нашел Колобок? (Костянику ).
  • Опишите, как выглядит Костяника? (Длинный, тонкий, зеленый стебель, листья большие, округлые, резные, ярко-зеленые, собраны в кучку, ягоды круглые, румяные, яркие, с косточкой, собраны в кучку ).
  • Какую ягоду нашел Колобок на болотной кочке? (Клюкву ).
  • Опишите клюкву. (Стебли тонкие, длинные, ползучие, листики маленькие, продолговатые, заостренные, темно-зеленые, ягоды темно-красные, круглые, спелые ).
  • Что рассказала Брусничка Колобку про клюкву? (Клюква любит холод, ягоды от холода становятся сладкими ).
  • С какими ягодами познакомился Колобок в лесу?

Физминутка.

Мы пошли по ягоды в дальний лес.

Видимо-невидимо там чудес!

Мы видали рыжего муравья,

Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок,

Положили бережно в кузовок.

Ну, а спелой ягоды и не счесть,

Как домой воротимся, будем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра,

Но уже на занятие нам пора.

2. Игровое упражнение «Почему они так называются?»

Как вы думаете, почему так называется ягода - костяника? (облепиха, рябина, клюква, ежевика, малина, брусника ).

После каждого ответа дается объяснение воспитателем:

Костяника - съешь и выплюнешь косточку, ягода мелкая, а косточка крупная.

3емляника - наклонена к земле ягода.

Рябина - красных ягод так много, что даже в глазах рябит.

Клюква - название видимо птицы дали, клюют ее.

Ежевика - не кустарник, а колючка.

Малина - маленькие ягодки в одну шапочку-ягоду слепились.

Брусника - «брус» - старинное слово, означает «красный».

Вот сколько много ягод мы с вами вспомнили и узнали про их названия столько интересного!

А вот и Колобок. Ребята, посмотрите, сколько много ягод собрал Колобок! Как они называются? (брусника, костяника, клюква ).

Но пока он шел к нам в гости, все ягоды перемешались. Давайте поможем Колобку разобрать ягоды по корзиночкам. В одну корзину вы будите собирать клюкву, в другую - костянику, в третью - бруснику.

3. Дидактическая игра «Соберем ягоды». (Звучит музыка ).

Воспитатель рассыпает на полу трафареты ягод и предлагает помочь Колобку разобрать их по трем корзинкам. Дети делятся на три команды: «Брусничка», «Костяничка», «Клюковка». Игроки от каждой команды по очереди выбегают на полянку, берут ягоду, соответствующую названию их команды и кладут в корзину. В конце игры Колобок оценивает действия команд. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее собрала ягоды.

Воспитатель: - Ребята, как вы будете собирать ягоды, когда пойдете в настоящий лес? (осторожно, не рвать сами кустики, зеленые, недозревшие ягоды ). Ягоды, цветы, грибы - все это дети леса. Они дружно живут в своем доме и друг без друга обойтись не могут. Для того чтобы сохранить природу: леса, поля, реки, животных, насекомых, птиц - мы должны бережно относиться ко всему, что нас окружает.


В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь да царевна. И росла у них дочь-красавица. Отец с матерью в ней души не чаяли, холили и берегли царевну пуще глаза.

Как-то раз пришло в тот город чужеземное судно. Сбежался народ на пристань. Хозяин судна, торговый гость, показывает разные редкости и диковинки, каких никто еще не видывал.

Докатилась молва и до царевнина терема. Захотелось царевне взглянуть на заморские диковины. Стала она просить родителей — Отпустите меня поглядеть на заморский корабль!

Царь с царицей ее отпустили, мамкам да нянькам строго-настрого приказали:

— Берегите царевну! Если кто обиду нанесет — вы в ответе.

Отправилась царевна с мамками-няньками. Пришли на пристань, а навстречу спешит сам чужеземный купец и говорит:

— Прекрасная царевна, зайди на корабль! Там у меня кот-баюн, он песни поет и сказки рассказывает, там гусли-самогуды и скатерть-самобранка. Этих редкостей я никому не показывал — для тебя берег!

Хочется царевне пойти и боязно вместе с тем:

— Ну, как что неладное выйдет?». А купец неотступно зовет:

— Что по нраву придет, все велю во дворец отнести в подарок тебе!

Не удержалась царевна и велела мамкам-нянькам на пристани ждать, а сама с торговым гостем поднялась на палубу. Привел ее хозяин в богатую каюту:

— Посиди тут, прекрасная царевна, а я пойду диковины принесу.

Вышел на палубу, запер дверь крепко-накрепко и дал команду:

— Отдать концы!

А на корабле этого приказа только ждали. Быстро подняли паруса — и побежало судно в море. Мамки-няньки крик-вопль подняли, мечутся по пристани, плачут, а судно все дальше и дальше уходит. Дали знать во дворец. Прибежали царь с царицей, а судно уж из виду скрылось. Что тут делать? Царевна убивается, а царь приказал мамок-нянек под стражу взять. Потом велел клич кликнуть:

— Кто отыщет царевну, того женю на ней и при жизни полцарства отпишу, а после моей смерти все царство зятю достанется!

Охотников много сыскалось. По всему белу свету царевну искали, нигде не нашли.

В ту пору служил в солдатах Иван, крестьянский сын. Пришел ему черед в караул идти, царский заповедный сад стеречь. Стоит солдат под деревом, не спит. В самую полночь прилетели два ворона, сели на то дерево, где солдат стоял, и заговорили по-человечески. Один ворон промолвил:

— У здешнего царя единственная дочь потерялась. Три года искали — не нашли.

Другой в ответ:

— Ну, это дело нехитрое! Коли ехать прямо по морю на полдень, попадешь в царство Немал-Человека. От похитил царевну и держит у себя. Хочет выдать замуж за своего племянника, Змея Горыныча. Найти царевну легко, да живому оттуда не выбраться. Никому еще не удавалось одолеть Немал-Человека.

— Найдется сила и на Немал-Человека, — сказал первый ворон. — Есть на море-океане остров, живут там два леших. Тридцать лет они дерутся между собой, никак не могут поделить меч-самосек. Кто бы нашелся смел да удал, овладел тем мечом, тогда легко бы и с Немал-Человеком справился.

И улетели вороны. Как только пришло время смениться, Иван-солдат мешкать не стал, пошел во дворец.

— Зачем, солдат, пришел? — царь спрашивает.

— Хочу царевну отыскать! Отпусти меня!

Удивился царь:

— Немало и без тебя было охотников. Князья, бояре, купцы именитые да генералы искали царевну по всему белому свету — не нашли. Где ты, простой солдат, искать станешь, когда и сам нигде не бывал, ничего не видал!

— Пословица недаром молвится: «Кто едет, тот и правит», — солдат сказал. — Мне, видно, и знать, как царевну разыскать да домой привезти.

— Ну, смотри, солдат, мое царское слово крепкое: найдешь царевну — зятем будешь и полцарства отдам при жизни; а не найдешь: мой меч — твоя голова с плеч!

— Двум смертям не бывать, а одной не миновать, — отвечает солдат. — Вели корабль снарядить и прикажи капитану во всем меня слушаться.

Велел царь корабль снарядить, и в скором времени Иван-солдат отправился в путь-дорогу.

Плыли близко ли, далеко ли, коротко ли — приплыли к пустынному острову. Говорит солдат капитану:

— Стой здесь и всю команду держи наготове. Я сойду на берег, и, как только вернусь на судно, ты подымай все паруса и уходи отсюда прочь как можно скорее.

Переправился Иван-солдат на берег, поднялся на крутую гору и пошел вдоль острова. Шел, шел, услышал шум в лесу — и вдруг выскочили навстречу два леших. Вырывают что-то друг у друга. Один кричит:

— Мой! Все равно не отдам!

А другой к себе тянет:

— Нет, мой!

Увидели Ивана-солдата, остановились, потом в один голос закричали:

— Рассуди нас, добрый человек! Достался нам в наследство меч-самосек. Меч один, а нас двое, и вот тридцать годов мучимся, бьемся — никак не можем поделить.

Солдат только того и ждал:

— То дело нехитрое. Я стрелу пущу, а вы бегите за ней. Кто скорее найдет стрелу да воротится, тому мечсамосек достанется.

На том и согласились. Полетела стрела, кинулись за ней оба леших, а Иван-солдат схватил меч-самосек да и был таков. Только успел подняться на палубу, как взвились паруса, и побежало судно в открытое море. Плыли еще день и ночь и приплыли в царство Немал-Человека.

Взял Иван-солдат меч-самосек и отправился царевну искать. Недалеко от берега увидал большой дом. Поднялся на крыльцо, распахнул дверь и видит: сидит в горнице царевна, слезами обливается, плачет. Взглянула на солдата:

— Кто ты таков, добрый молодец? Как сюда попал?

— Я Иван-солдат, пришел тебя из неволи выручать да домой увезти.

— Ох, молодец! Сюда-то дорога широка, да отсюда никому поворота нет. Погубит и тебя Немал-Человек, живого не выпустит.

— Кто кого погубит, видно будет, сейчас загадывать нечего, — отвечал Иван-царевич.

Обрадовалась царевна, перестала плакать.

— Как бы ты меня из неволи вызволил да к батюшке с матушкой увез, я с радостью бы за тебя замуж пошла!

— Ну, смотри, давши слово, держись! — сказал Иван-солдат.

Подала царевна Ивану свой перстень:

— Вот тебе мой перстень именной: я своему слову хозяйка.

Только успела вымолвить, как поднялся страшный шум.

— Схоронись, молодец, — крикнула царевна, — Немал-Человек идет!

Вскочил солдат за печь. В ту же минуту дверь распахнулась, ступил через порог Немал-Человек, заслонил собой белый свет: сразу все потемнело.

— Фу-фу-фу, давно на Руси не бывал, русского духу не слыхал, а русский дух сам пожаловал! Выходи, запечный богатырь, силой меряться! Положу тебя на ладонь, другой прихлопну, и останется от тебя грязь да вода.

— Рано, проклятое чудище, хвалишься: не по мне, а по тебе поминки справят!

Взмахнул Иван-солдат мечом-самосеком и отсек Немал-Человеку голову. Набежали слуги Немал-Человека, накинулись на Ивана-солдата, а он и слуг тем же мечом порешил, повоевал и повел царевну на корабль. Подул попутный ветер, и скоро они приплыли в свое государство.

Царь с царицей царевну обнимают, смеются и плачут от радости. Весь народ славит Ивана-солдата. А как отпировали, царь ему говорит:

— Вот, Иван, крестьянский сын, был ты простым солдатом, а теперь за твою удаль жалую тебя генералом!

— Спасибо, ваше царское величество, — поблагодарил Иван.

Прошло много ли, мало ли времени, спрашивает Иван у царя:

— А ведь уговор дороже всего, царь-государь, не пора ли к свадьбе готовиться?

— Помню, помню, да не знаю, как и быть? Видишь ли, неотступно сватается еще один жених, иноземный королевич. Неволить царевну не стану. Как она скажет, так тому и быть.

Показал Иван царевнин перстень:

— Она сама мне обещалась и дала обручальный перстень.

Не хотелось царю с крестьянским сыном родниться и жалко отказать королевичу, да делать нечего — проговорил:

— Мое слово нерушимо: коли царевна с тобой обручилась, станем свадьбу играть.

Только успели Ивана с царевной повенчать да сели за свадебный стол, как прискакал гонец с нерадостной вестью. Иноземный королевич подступил к царству с несметным войском и велел сказать: «Если не выдадут добром царевну замуж, силой возьму и все царство головней покачу».

Опечалился царь, не пьет, не ест. И бояре сидят не свои, а царевна думает: «На минуту ума не хватило, а теперь век кайся! Кабы не обручилась тогда с Иваном, крестьянским сыном, вышла бы за королевича, и родителям бы заботы не было». А Иван говорит:

— Не кручинься, царь-государь, и вы, бояре думные! Переведаюсь я силой с королевичем.

Вышел из-за стола, сел на коня и поехал навстречу вражьей силе.

Съехался с чужеземными войсками и стал полки мечом-самосеком побивать. Как раз махнет — улица, назад отмахнет — переулочек, и скоро все войско побил-повоевал. Только сам королевич с генералами успели убежать.

Воротился Иван с победой. Весь народ его прославляет, и царь приободрился, приветливо зятя встретил.

Только царевна не в радости: «Видно, мне век вековать с мужиком-деревенщиной».

А виду не показывает, привечает мужа. Немного времени прошло — опять гонцы доносят царю:

— Наступает иноземный королевич с новым войском, грозится все царство покорить и силой царевну отбить.

— Ну, зятюшка любезный, — говорит царь, — на тебя вся надежда: ступай на воину!

Иван вскочил на коня — и только его и видели. Съехался с королевичем, выхватил меч-самосек и бьет войско, как траву косит.

Видит королевич неминучую беду, повернул коня и вместе с ближними генералами пустился наутек. Из своего государства присылает царевне письмо: «Выспроси у Ивана, крестьянского сына, в чем его сила, помоги мне победу одержать, и я на тебе женюсь, а не то быть тебе век мужиковой женой». Царевна к Ивану ластится:

— Скажи, муженек дорогой, какая в тебе сила? Как мог ты с Немал-Человеком справиться и один два несметных войска побить?

Не чует Иван беды над собой:

— Есть у меня меч-самосек. С тем мечом я над всяким богатырем верх возьму и какое ни на есть войско побью, а сам невредим останусь.

На другой день пошла царевна к оружейному мастеру:

— Подбери мне такой меч, как у моего мужа. Подобрал оружейник такой меч, как у Ивана, — отличить нельзя. Подменила царевна ночной порой меч-самосек простым мечом и тайно иноземному царевичу весть подала: «Войско собирай, поди войной, ничего не бойся».

После того немного времени прошло — прискакал гонец:

— Опять королевич идет войной на наше царство. Выехал Иван навстречу, бьется с неприятелем, а урону во вражьем войске совсем мало. Успел только трех человек посечь-побить, как самого ранили, сбили с коня.

Скоро королевич все царство покорил. Встретила его царевна с радостью.

— Навек меня от мужика избавил!

И царь рад-радешенек. Пошел во дворце пир горой да угощенье.

Иван, крестьянский сын, поотлежался и тут только вспомнил, как царевна выведала, в чем его сила. «Некто, как она подменила меч и дала знать королевичу!»

Уполз он в глухой темный лес, раны перевязал, и стало ему легче. Идет куда глаза глядят. Голодно ему и пить хочется. Увидел на кусте спелые ягоды желтые: «Что за ягоды? Дай-ка попробую». Съел две ягодки, и вдруг заболела голова. Терпенья нет — так ломит. Дотронулся рукой и чувствует: выросли у него рога. Опустил Иван голову, опечалился: «Нельзя теперь людям на глаза показаться, придется в лесу жить». Прошел еще недалеко — встретилось деревце: растут на нем красные ягоды крупные.

А жажда томит. «Дай сорву ягодку-другую, съем». Сорвал одну ягодку, съел — рог отпал; съел другую — и другой рог отпал. И чувствует: сила в нем против прежнего утроилась. «Ну, теперь я совсем оправился! Надо меч-самосек добывать». Сплел две корзины небольшие, набрал ягод красных и желтых.

Выбрался из лесу на дорогу и пошел в город. У заставы променял свое цветное платье и в худом кафтане да в лаптях пришел на царский двор:

— Ягоды спелые, душистые! Ягоды сладкие!

Услыхала царевна и посылает служанку:

— Поди узнай, что за ягоды. Коли сладкие, купи. Выбежала та на крыльцо:

— Эй, торговый человек, сладки ли твои ягоды?

— Лучше моих ягод, красавица, нигде не найдешь! Отведай-ка сама. — И подал ей красную целебную ягоду.

Ягода девушке по вкусу пришлась. И отдал ей Иван желтые ягоды. Воротилась девушка в горницу:

— Ой, до чего сладки ягоды у этого торговца, век таких не едала!

Съела царевна ягодку-другую — стало ей не по себе:

— Что это так у меня голова заболела?

Глядит на нее служанка, увидела — рога растут у царевны, и от страху слова сказать не может. В ту минуту взглянула царевна в зеркало да так и обмерла. Потом опомнилась, ногой топнула:

— Где торговец? Держите его!

Сбежались на крик мамки-няньки, прибежали царь с царицей и с королевичем. Кинулись на двор:

— Держите торговца, ловите его!

А торговца и след простыл. Нигде найти не могли. Стали царевну лечить. Сколько всякие знахари ни пользовали, ничего не помогает.

А Иван, крестьянский сын, отрастил бороду, прикинулся старым стариком и пришел к царю:

— Есть у меня лекарство — ото всех болезней помогает. И я берусь вылечить царевну.

— Коли правду говоришь, — обрадовался царь, — и дочь поправится, проси у меня, чего хочешь, а королевич особо тебя наградит.

— Не надо мне никакой награды. Веди меня к царевне да прикажи, чтоб никто не смел в покой входить, покуда сам не позову. Если станет царевна кричать — больно ей будет, все равно входить никому нельзя. А не послушаетесь — век ей от рогов не избавиться.

Оставили Ивана с царевной с глазу на глаз: запер он дверь крепко-накрепко, выхватил березовый прут и давай тем прутом царевну потчевать. Березовый прут — не ольховый: гнется, да не ломается, вокруг тела обвивается.

Вот тебе наука! Не обманывай вперед никого! Узнала царевна Ивана, крестьянского сына, стала кричать, на помощь звать. А он знай бьет да приговаривает:

— Не отдашь моего меча — смерти предам!

Покричала царевна, покричала, никого не дозвалась и взмолилась:

— Отдам меч, только не губи меня, Иванушка дорогой!

Сбегала в другую горницу, принесла меч-самосек. Взял Иван меч, выбежал из царевниных покоев, увидал на крыльце королевича с генералами ближайшими, взмахнул мечом — и повалились королевич с генералами замертво.

«Обману нету, меч подлинно мой!» Воротился в горницу, подал царевне целебные ягоды:

— Ешь, не бойся! У меня без обману!

Съела царевна красную ягоду — один рог отпал; съела вторую — другой рог отпал, и стала она здорова. Плачет и смеется от радости:

— Спасибо, Иванушка! Другой раз ты меня из беды вызволил, век твоего добра не забуду! Прогони королевича, а меня прости, и буду я тебе верной женой.

Отвечает Иван, крестьянский сын:

— Королевича твоего уже в живых нету. А ты с отцом, с матерью уходи куда знаешь, чтобы духу вашего тут не было! Не было у меня жены, да и ты мне не жена!

Прогнал Иван, крестьянский сын, царя с царицею да с царевной и с тех пор живет-поживает, беды никакой не знает.

Любовь Кирсанова

Собрались однажды ягоды на торжественную встречу - бал. Пришли Барбарис, Боярышник и Брусника, Виноград, Вишня, Голубика, Ежевика и Земляника, Калина, Крыжовник, Клубника и Клюква, Малина, Морошка и Рябина, Смородина, Черешня и Черника, Шелковица, Шиповник и многие другие. Все очень удивились появлению Арбуза и Помидора, но неожиданные гости сообщили, что по мнению учёных помидор и арбуз - полноправные ягоды!
На заседании участники встречи обсуждали возрастающее значение ягод, их применение в медицине, в кулинарии, в косметике. В докладах участников встречи красной нитью проходила мысль: «каждодневное употребление ягод – гарантия здоровья!»
После окончания заседания состоялся банкет. Ягоды сидели за столами, беседовали, лакомились пирогами с ягодными начинками, поднимали бокалы с ягодными соками за мир и дружбу, за здоровье друг друга. Настроение у всех было замечательное!
Неожиданно Малина вышла вперёд, чтобы её все слышали:
- Меня люди любят больше всех других ягод! Я – самая сладкая, да душистая! Не зря говорят: «Родина-малина!
Потом она посмотрела лукаво и ехидно на Калину и добавила:
- А ещё говорят: «Чужбина–калина»!
Все ягоды дар речи потеряли, ведь только что они дружно сидели за столами, мирно беседовали и вдруг - ссора.
А Калина рассердилась:
- Ты что такое говоришь? У меня ягоды красивые, сочные, правда вкус у них немного горьковатый, но горечь после заморозков пропадает. Люди используют мои ягоды для приготовления соков, наливок, готовят начинку для пирогов. И в медицине меня люди используют! А какая я красивая! Все любуются гроздьями калины на фоне белого снега!
Малина усмехнулась:
- А мои ягоды душистые, сочные, да сладкие. Люди их используют для приготовления варенья, желе, мармелада, соков. А какие вкусные малиновые вина и ликёры! И в медицине меня широко используют. Я самая красивая да нарядная!
Долго спорили малина да калина, чуть до драки дело не дошло. Другие ягоды их разнимали, в стороны растаскивали, успокаивали.
К счастью, Виноград догадался, вышел вперёд и громко, звучным голосом предложил:
- Пора бал начинать, зовите музыкантов!
А музыканты уже давно готовы, инструменты настроили. Заиграла гармонь, балалайки подхватили:


В саду ягода малинка, малинка моя!

Все ягоды дружно подпевали и не заметили, как в пляс пустились.
Послушали эту душевную песню Калина да Малина и не выдержали - заулыбались, обнялись, помирились на радость другу другу и всем ягодам, да в пляс пустились!
Долго пели и плясали ягоды, «Барыню» и «Кадриль» танцевали, хороводы водили, а пуще всех веселились Калина, да Малина.
С тех пор они живут в мире и согласии, ведь это о них поют в одной из самых популярных и любимых русских народных песен!
Играет гармононь, звучит старинная, но вечно молодая песня, и ноги сами собой в пляс пускаются!:
- Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!..»