Роман «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни. Презентация на тему "«Евгений Онегин» - анализ произведения" Как относился Онегин к дуэли с Ленским

Слайд 1

Тема урока:

«Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни»

Слайд 2

Вопросы к уроку

Что даёт основания назвать пушкинский роман «энциклопедией русской жизни»? Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

Слайд 3

Историзм как основная характеристика произведения многопланов.

История, время являются подлинными героями процесса создания романа. Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей. Можно определить хронологические вехи биографии персонажей. Онегин родился в 1795 году. Впервые появился в свете в 1811 году. Встреча с Автором (действие 1-й главы) - 1819 год.

Слайд 4

Посмотрим на Петербург 1-ой половины XIX века

Зимний дворец в Петербурге

Слайд 5

Какие реальные исторические личности упоминаются в 1-ой главе романа?

1. «Второй Чадаев, мой Евгений» Пётр Яковлевич Чаадаев – – современник Грибоедова и Пушкина. 2. «Что там уж ждёт его Каверин» Каверин П. П. – геттингенец, гусар, кутила и дуэлянт, член Союза Благоденствия.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Театр пушкинской эпохи

Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий С младой Семёновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.

Слайд 9

Слайд 10

Катенин Павел Александрович (1792 – 1853)

Поэт, драматург, критик и переводчик; переводил пьесы французских просветителей Корнеля, Расина; писал оригинальные драмы и поэмы («Инвалид Горев», «Княжна Милуша»).

Слайд 11

Княжнин Яков Борисович (1740-1791)

Переводчик и драматург. Самые знаменитые его трагедии – «Вадим Новгородский» и «Владимир и Ярополк». Княжнин перевёл 5 трагедий Корнеля – исключительный случай в переводческой практике 18 века.

Слайд 12

А. И. Истомина

Прима-балерина русского театра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой

Слайд 13

Пушкин и балет

Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.

Слайд 14

Внешнеэкономические связи России

Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам, Всё, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной, – Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Слайд 15

Мода начала XIX века

Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар

Слайд 16

Кулинарное искусство 1-й половины XIX века

К Таlоп помчался: он уверен, Что там уж ждёт его Каверин. Вошёл: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым…

Слайд 17

Античные реалии в романе

Потолковать о Ювенале (римский поэт-сатирик, родился около 42 г. до н. э.) Из Энеиды два стиха (эпическая поэма римского поэта Вергилия) Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима 8 в. до н. э.) Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (Гомер – древнегреческий народный поэт; Феокрит – древнегреческий поэт, автор идиллий) «Наука страсти нежной, которую воспел Назон» (Овидий Назон – римский поэт 43 г. до н. э.) Терпсихора –муза танцев Венера, Зевес, Диана - боги Древней Греции.

Слайд 18

Архаизмы

1) Акцентологические (изменилось место ударения): призрак, эпиграфы, «на зеркальном паркете зал..» 2) фонетические Пиит» - поэт; «осьмнадцать»- восемнадцать «И рёвом скрыпок заглушён»

Слайд 19

Семантические

Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать…. Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. «Учёный малый, но педант». В «онегинскую» эпоху «педант» – человек, выставляющий напоказ свои знания, свою учёность, с апломбом судящий обо всём «Так думал молодой повеса». Это слово имело почти терминологическое значение. Применялось к кругу разгульной молодёжи, в поведении которой сочетались бесшабашная весёлость, презрение к светским развлечениям, некоторый привкус политической оппозиционности.

Слайд 20

Слайд 21

Иностранные слова

Почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madam, Monsieur I`Abbe, dandy, vale, roast-beef… И слова – то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские…

Слайд 22

Слайд 23

«Острижен по последней моде, как денди лондонский одет».

«Молодёжь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодёжной моды и жаргона, часто шокирующих консервативных отцов, в том и состоит, что с их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» и «чужих».

Пушкинская цитата

Психолог И.Кон

Слайд 24

«Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг»

«Отвлечённо-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. …Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода»

Слайд 25

«Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…»

«Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя своё развитие с развитием товарищей. Для ребят очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен»

Слайд 26

«Он в первой юности своей был жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» «Люблю я бешеную младость»

Эпитет «бешеный» обозначает чрезвычайную динамичность юности. Юность – время хаотичное, бурное, противоречивое. Особо выделим этимологическую семантику эпитета бешеную. Бешеную образовано от бесить, бес. В страсти, крайней зависимости от бурлящих стихийных чувств много бесовского, «грехов юности», Например, романы Онегина с замужними дамами.

Слайд 27

Ему наскучил света шум… Условий света свергнув бремя…

Вариант юношеского кризиса. Закончился цикл ранней юности («Быть как все»). Начинается переход к зрелой юности («Кто есть Я?»). Исчез интерес к недавно столь привлекательным светским занятиям. Наступило пресыщение страстью. Как итог духовной эволюции и самопознания возрастает уровень притязаний. В этом и состоит главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, личной самобытности. «Юность – завершающий этап первичной социализации».

Слайд 2

В.Г. Белинский

" … с такою полнотою, светло и ясно отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы... "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни…В этом произведении отразился век и современный человек "

Слайд 3

Давайте постараемся решить:

Почему роман в стихах «Евгений Онегин» можно назвать «энциклопедией русской жизни»? это наш основополагающий вопрос

Слайд 4

Попытайтесь выделить основные черты «энциклопедизма», исходя из следующих планов произведения:

система образов; географическое пространство; социально-исторический контекст; авторское присутствие и его формы;

Слайд 5

Тема вашего исследования может звучать так:

Энциклопедический характер системы образов, сюжета и композиции романа “Евгений Онегин”. Эпизодические персонажи романа. Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”. Пространства столицы и усадьбы как воплощение русской “ картина мира”.

Слайд 6

Возможно, вы решите самостоятельно определить направление вашего исследования.

Масштабность и неисчерпаемость произведения предоставляют огромный простор для вашей мысли. Читайте! Вдумывайтесь! Ищите!

Слайд 7

Чтобы раскрыть вашу тему, обратите внимание на следующие вопросы:

Какие ключевые образы противопоставляются герою и почему? Какова роль эпизодических персонажей в романе? Какие пространства формируют поле действия героев? Как сюжет позволяет раскрыть образ главного героя? Как общественно-политическая ситуация 1820-х гг. повлияла на идейное содержание романа? К какому литературному направлению относится роман и почему?

Слайд 8

Нам предстоит: 1. Объединиться в небольшие творческие группы для проведения исследования. 2. Определиться с направлением и темой исследования в рамках каждой группы. 3. Провести исследование с опорой на методические рекомендации и список литературы, предложенный учителем. 4. Оформить результаты исследования в виде презентации, публикации, статьи.

Слайд 9

Плодотворно поработав, мы научимся:

анализировать историко-культурный контекст изучаемых произведений; определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для проведения исследования и оформления его результатов.

Роман «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижнесеребрянская ООШ»


«Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»

В.Белинский


«Энциклопедия русской жизни «

Картины романа

Жизнь столичного и Картины природы

московского дворянства

Жизнь поместного

дворянства

Жизнь крепостного

крестьянства


Жизнь столичного дворянства

  • Онегин в столице:
  • «Утро»
  • «День»
  • «Театр»
  • «Антракт»
  • «Бал – утро»

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Основные факторы, обусловившие его характер –принадлежность к высшему свету, обычное воспитание, обучение. Он ведет жизнь свободного дворянина, не обремененного службой. Это суетный, беззаботный, насыщенный развлечениями и любовными романами утомительно длинный день. Вся жизнь героя -однообразное, бессмысленное, бездеятельное времяпрепровождение.


  • Был ли счастлив Евгений Онегин в своей обычной жизни?
  • Почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»?
  • Дайте характеристику высшему свету Петербурга: какие ценности преобладают в свете?
  • В чем отличие Онегина от других представителей дворянства?

Почему Онегин едет в деревню?

/Скука Онегина не имеет связи с недовольством жизнью. Эта скука –простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни. Из-за чего суетятся, подличают, актерствуют самые презренные люди? «Денег ради,» -отвечает Пушкин./


Жизнь поместного дворянства

Что представлял собою «замок»?

Какой образ жизни вел дядя Онегина?


" Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?"

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. -

"Да как же ты венчалась, няня?"

Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели,

Да с пеньем в церковь повели.


Онегин и Татьяна

Юная девушка, которая выросла в «глуши забытого селенья» на преданиях глубокой старины и французских романах, не имеет никакого отношения к высшему свету. Татьяна обладает природным умом и естественностью, сердечной теплотой и кротким нравом. Она ждет любви и находит ее в лице Евгения. Пытаясь разгадать и понять своего возлюбленного, девушка сравнивает его с героями прочитанных романов. Он кажется ей то обольстителем, то верным другом, то героем-разбойником.


Дуэль Онегина и Ленского

Как произошла дуэль Онегина и Ленского?

Как относился Онегин к дуэли с Ленским?

Были ли у него планы убивать его?


Уход Онегина от светской жизни произошел не от банальной «русской хандрой», а из-за желания найти новое применение своим силам, свой путь развития. Он ищет его сначала в Петербурге, потом в деревне, но не может преодолеть в себе холодный скепсис, душевную лень и зависимость от людской молвы. Внешняя свобода не освободила Евгения от ложных мнений и предрассудков. Он не ценил дружбу, отвергнул любовь и только после убийства Ленского ощутил первое глубокое переживание – «тоску сердечных угрызений».

-«Онегин» ест ь самое задушевное
произведение Пушкина… Здесь вся жизнь,
вся душа, вся любовь его; здесь его
чувст ва, понят ия, идеалы.
-В «Онегине» мы видим поэт ически
воспроизведенную карт ину русского
общест ва, взят ого в одном из
инт ереснейших момент ов его развит ия.
С эт ой т очки зрения «Евгений Онегин»
ест ь поэма ист орическая.
«Онегина» можно назват ь
энциклопедией
русской жизни и в высшей
ст епени народным
произведением…»
(В.Г.Белинский
Сочинения Александра
Пушкина. Статья 9.)
-Первая ист инно национально-русская
поэма в ст ихах была и ест ь – «Евгений
Онегин» Пушкина и в ней народност и
больше, нежели в каком угодно другом
народном русском сочинении.
-Пушкин писал о России для России
(В.Г.Белинский Сочинения Александра Пушкина.
Статьи №8, 9.)

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи
лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом
ума холодных наблюдений и сердца
горестных замет». Работу над ним Пушкин
называл подвигом. На широком фоне картин
русской жизни показана драматическая
судьба лучших людей дворянской
интеллигенции.

История создания

Глава IЦель
«И жить
торопится
и чувствовать спешит…»
изменения
первоначального
замысла:
Глава II «О Русь!..»
Глава III «Она была девушка, она была влюблена…»
Роман
бы «разомкнут»
во времени,
каждая
глава
Глава
IVкак
«Нравственность
(мораль)
– в природе
вещей»
могла
последней,
но может
и
Глава
V бы
«О, стать
не знай
сих страшных
снов иметь
/ Ты, моя
продолжение. Тем самым читатель обращает
Светлана…»
Глава
VI «Там,
дни облачны и кратки,
внимание
на где
самостоятельность
каждойродится
главы племя,
которому
умиратьвоспроизводит
не трудно»
романа, которая
различные аспекты
Глава
VII «Гоненье
русской
жизни. на Москву! что значит видеть свет!
/Где ж лучше? /Где нас нет»
Глава VIII «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай»
Почему А.С. Пушкин изменил первоначальный
замысел романа
Какие события произошли в период написания
романа и как они могли повлиять на его замысел?

Сюжетные линии

1.Онегин и Татьяна. Эпизоды:
Знакомство с Татьяной,
Разговор с няней,
Письмо Татьяны к Онегину,
Объяснение в саду,
Сон Татьяны. Именины,
Посещение дома Онегина,
Отъезд в Москву,
Встреча на балу в Петербурге через 2
года,
Письмо к Татьяне (объяснение),
Вечер у Татьяны,
2.Онегин и Ленский. Эпизоды:
Знакомство в деревне,
Разговор после вечера у Лариных,
Визит Ленского к Онегину,
Именины Татьяны,
Дуэль (Ленский погибает).

Сюжетные линии

ОНЕГИН
ТАТЬЯНА
АВТОР
ОЛЬГА
ЛЕНСКИЙ

Евгений Онегин

Прототип Пётр Чаадаев, друг
Пушкина, назван самим
Пушкиным в первой главе.
Важное влияние на образ
Онегина оказал Лорд Байрон
и его «Байроновские Герои»,
Дон Жуан и Чайлд Гарольд,
которые также не раз
упоминаются самим
Пушкиным. «В образе
Онегина можно найти
десятки сближений с
различными современниками
поэта - от пустых светских
знакомцев до таких
значимых для Пушкина лиц,
как Чаадаев или Александр
Раевский.

Евгений Онегин

Dandy – мужчина особо следящий за своим
внешним видом и поведением.
Педант – человек, отличающийся излишней
мелочностью, формализмом.
Эпиграмма – сатирической стихотворение.
Vale – «прощай».
Ямб, хорей – стихотворные размеры.
Как эпиграф («И жить торопится и чувствовать
спешит») и прочитанные строки характеризуют героя?
В чем причина хандры Онегина?
Что собой олицетворяет главный персонаж?
Почему именем главного героя назван роман?
«Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и
сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре.
Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не
убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и
мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах,
больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.
Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только
людьми, но и самим собою». (В.Г. Белинский)

Евгений Онегин

Автор изображает героя
безлико, часто не называет по
имени. Таким образом, герой
олицетворяет собой
дворянскую среду и ее образ
жизни, пустую суету. Онегин –
порождение этого общества,
но одновременно оно ему
чуждо, он во всем
разочаровывается и впадает в
хандру.

Владимир Ленский

Возможный прототип- Кюхельбекер, русский
поэт-романтик, писатель и общественный
деятель, товарищ Пушкина по
Царскосельскому лицею.
Вольнолюбивец,
романтик,
«полурусский» (не
имеет русского
жизненного опыта),
живет в иллюзорном
мире.

Татьяна и Ольга Ларины

- Татьяны
воплощение пушкинских
ВТатьяна
образе
Лариной
представленийвозвышенные
об идеальной женщине.
Она
выражены
идеалы
образованна, тонка, мечтательна, близка
самого
Пушкина.
Начиная
с III
к природе,
ее внутренний
мир сложен
главы,
Татьяна,
наряду
с
и значителен.
Воспитанная
на французских
романах, она нестановится
утрачивает русских
Онегиным,
национально-бытовых традиций.
основным
действующим лицом
Ее трагедия в конфликте со средой своей
событий.
семьи, ее ничтожными духовными
запросами, она страдает от одиночества,
от невозможности быть счастливой
от высокой любви. Она жертва социальных
условий жизни, но не изменяет своему
внутреннему миру, тогда как Онегин
Ольга
Ларина,
сестра
Татьяны-
страдает
прежде всего
от собственной
обобщённый
образотрицания.
типичной
позиции нравственного
героини популярных романов;
красивый внешне, но лишённый
глубокого содержания.

«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни

Природа
Родина
Цель
творчества
Мода
Энциклопедичность
Философские
вопросы: любовь,
жизнь, смерть…
Судьба
поэта
Еда
Менталитет
Крестьянская и
дворянская
жизнь
Философия
русской
жизни

Лирические отступления
В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии
ценности человеческой личности. Это философское
отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному
движению времени и быстротечности человеческой
жизни; это отношение к творчеству, таланту,
способностям; это отношение к Родине. Автор является
в романе и стержнем, объединяющим картины русской
жизни, связующим звеном в картинах «энциклопедии
русской жизни».

Новаторство романа
Новый жанр – роман в стихах;
Особый стихотворный размер – «онегинская строфа»;
Герои и автор постоянно меняются местами;
Вставные жанры (письмо, сон, песня);
Включение в роман лирических отступлений;
Открытый финал, прием сюжетной многовариативности;
Сочетание романтизма и реализма.

Творческая работа
«… вот уже перевалило за сто лет, как он умер, а все он не
стареет, не становится только собранием сочинений,
академической святыней… И хочется отметить еще одно
ощущение, знакомое, должно быть, всем поколениям его
читателей. Мы как бы никогда не утрачиваем его
физического присутствия в мире, среди нас… Он с нами,
во всем личном своем обаянии ума и характера, которые
восхищали его современников и которые мы с такой
очевидностью распознаем в каждой его строке»
(А.Т. Твардовский)
Почему творчество А.С. Пушкина не стареет и он является
одним из самых востребованных классиков сегодня?

Cлайд 1

Cлайд 2

Вопросы к уроку Что даёт основания назвать пушкинский роман «энциклопедией русской жизни»? Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

Cлайд 3

Историзм как основная характеристика произведения многопланов. История, время являются подлинными героями процесса создания романа. Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей. Можно определить хронологические вехи биографии персонажей. Онегин родился в 1795 году. Впервые появился в свете в 1811 году. Встреча с Автором (действие 1-й главы) - 1819 год.

Cлайд 4

Cлайд 5

Какие реальные исторические личности упоминаются в 1-ой главе романа? 1. «Второй Чадаев, мой Евгений» Пётр Яковлевич Чаадаев – – современник Грибоедова и Пушкина. 2. «Что там уж ждёт его Каверин» Каверин П. П. – геттингенец, гусар, кутила и дуэлянт, член Союза Благоденствия.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Театр пушкинской эпохи Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий С младой Семёновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.

Cлайд 9

Cлайд 10

Катенин Павел Александрович (1792 – 1853) Поэт, драматург, критик и переводчик; переводил пьесы французских просветителей Корнеля, Расина; писал оригинальные драмы и поэмы («Инвалид Горев», «Княжна Милуша»).

Cлайд 11

Княжнин Яков Борисович (1740-1791) Переводчик и драматург. Самые знаменитые его трагедии – «Вадим Новгородский» и «Владимир и Ярополк». Княжнин перевёл 5 трагедий Корнеля – исключительный случай в переводческой практике 18 века.

Cлайд 12

А. И. Истомина Прима-балерина русского театра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой

Cлайд 13

Пушкин и балет Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.

Cлайд 14

Внешнеэкономические связи России Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам, Всё, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной, – Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Cлайд 15

Cлайд 16

Кулинарное искусство 1-й половины XIX века К Таlоп помчался: он уверен, Что там уж ждёт его Каверин. Вошёл: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым…

Cлайд 17

Античные реалии в романе Потолковать о Ювенале (римский поэт-сатирик, родился около 42 г. до н. э.) Из Энеиды два стиха (эпическая поэма римского поэта Вергилия) Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима 8 в. до н. э.) Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (Гомер – древнегреческий народный поэт; Феокрит – древнегреческий поэт, автор идиллий) «Наука страсти нежной, которую воспел Назон» (Овидий Назон – римский поэт 43 г. до н. э.) Терпсихора –муза танцев Венера, Зевес, Диана - боги Древней Греции.

Cлайд 18

Архаизмы 1) Акцентологические (изменилось место ударения): призрак, эпиграфы, «на зеркальном паркете зал..» 2) фонетические Пиит» - поэт; «осьмнадцать»- восемнадцать «И рёвом скрыпок заглушён»

Cлайд 19

Семантические Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать…. Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. «Учёный малый, но педант». В «онегинскую» эпоху «педант» – человек, выставляющий напоказ свои знания, свою учёность, с апломбом судящий обо всём «Так думал молодой повеса». Это слово имело почти терминологическое значение. Применялось к кругу разгульной молодёжи, в поведении которой сочетались бесшабашная весёлость, презрение к светским развлечениям, некоторый привкус политической оппозиционности.

Cлайд 20

Семантические «Народных слёз, рукоплесканий…» «Плеск» - аплодисменты Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный… Щепетильный – употреблено в значении «относящийся к нарядам, щегольской». И это значение слова сейчас устарело. --------

Cлайд 21

Иностранные слова Почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madam, Monsieur I`Abbe, dandy, vale, roast-beef… И слова – то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские…

Cлайд 22

Главная тема всей первой главы – тема становления личности в пору юности. Давайте поближе посмотрим на «молодого человека в начале 19 века» с точки зрения законов психологии и сравним полученный портрет с обликом современного юноши.

Cлайд 23

«Острижен по последней моде, как денди лондонский одет». «Молодёжь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодёжной моды и жаргона, часто шокирующих консервативных отцов, в том и состоит, что с их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» и «чужих». Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 24

«Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг» «Отвлечённо-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. …Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода» Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 25

«Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…» «Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя своё развитие с развитием товарищей. Для ребят очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен» Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 26

«Он в первой юности своей был жертвой бурных наслаждений и необузданных страстей» «Люблю я бешеную младость» Эпитет «бешеный» обозначает чрезвычайную динамичность юности. Юность – время хаотичное, бурное, противоречивое. Особо выделим этимологическую семантику эпитета бешеную. Бешеную образовано от бесить, бес. В страсти, крайней зависимости от бурлящих стихийных чувств много бесовского, «грехов юности», Например, романы Онегина с замужними дамами. Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 27

Ему наскучил света шум… Условий света свергнув бремя… Вариант юношеского кризиса. Закончился цикл ранней юности («Быть как все»). Начинается переход к зрелой юности («Кто есть Я?»). Исчез интерес к недавно столь привлекательным светским занятиям. Наступило пресыщение страстью. Как итог духовной эволюции и самопознания возрастает уровень притязаний. В этом и состоит главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, личной самобытности. «Юность – завершающий этап первичной социализации». Пушкинская цитата Психолог И.Кон

Cлайд 28

ЮНОСТЬ ЛЮБОВЬ ВЕСЕЛЬЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКА К ЗРЕЛОСТИ ВЫБОР СВОБОДА СТРАСТЬ К ПОЗНАНИЮ ОШИБКИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВО