Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов

Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).

Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.



Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.

Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.

Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

Тема II
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ

Слово «полиграфия» пришло в Россию из Франции. В переводе с греческого «поли» много, «графо» пишу, то есть получение большого количества идентичных оттисков. В настоящее время этот термин ис­пользуется для обозначения, во-первых, совокупности технических средств, при помощи которых получают одинаковые копии изображе­ния (знаков, букв, рисунков и т.п.), во-вторых, промышленности, охватывающей все производство печатной продукции.

Славянскую азбуку изобрели братья-просветители Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885). В настоящее время кириллица стала основой всех славянских алфавитов, в том числе и русского. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, го­ворящие более чем на 60 языках.

Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена рус­скими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 г. пуще­на в работу на Петергофской бумажной фабрике.

В настоящее время бумагоделательные машины, воплотив в себя последние достижения научно-технического прогресса, производят до. 1000-1200 м бумаги в минуту при ширине полотна 8 м и более.

Печатная форма служит для образования и сохранения изображе­ния в виде участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов) и пере­дающих ее на запечатываемый материал или передаточное звено, на­пример, офсетный цилиндр, тампон. Форма может быть выполнена в виде пластины, плиты или цилиндра, изготовлена из самых разных ма­териалов (металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня).

Идентичные бескрасочные изображения существовали на заре развития нашей цивилизации. Первые штампы были плоскими (III-II вв. до н.э.), а затем появились цилиндрические (IV вв. до н.э.). Первые оттиски люди делали на глине, а затем - на металле (штампы для изготовления монет).

Следующее открытие человечества было связано с нанесением краски на штамп и прижимом его к запечатываемой поверхности. Для этого потребовалось несколько столетий развития нашей цивили­зации.

Первые печатные формы появились в VIII в. в Корее, они были вы­полнены из дерева методом гравирования. Печатные элементы распо­лагались выше, чем пробельные. Данный способ стал называться вы­соким, а вид печати - ксилографией (греч. xylon - срубленное дере­во). Другой род гравирования - резьба и травление изображения на металле - развивался одновременно с книгопечатанием. Процесс из­готовления монолитной печатной формы чрезвычайно труден. Произ­водство одного издания длилось многие годы.

В 1041-1048 гг. в Китае Би Шен стал использовать наборный шрифт (литеры), который изготавливал из глины. Керамические лите­ры были недостаточно прочными, а их изготовление очень трудо­емким.

Совершенствование формных процессов произошло в Корее в 1160 г. Там были изготовлены первые литеры из металла. В Европе в 1445 г. Иоганн Гутенберг (настоящая фамилия первопечатника Генсфлейш), житель немецкого города Майнца, изобрел книгопечатание. Великое изобретение Гутенберга включало в себя целый ряд техниче­ских новшеств: разборный шрифт, словолитный аппарат, специальный сплав (гарт) для изготовления печатных литер, особый состав ти­пографской краски и собственно печатный станок. Гутенбергу при­надлежит заслуга разработки полиграфического процесса в целом

В 1460-1470 гг. ученики и подмастерья из первых гутенберговых типографий разносят новое искусство печатания книг по городам Гер­мании и других стран Европы. В 1491 г. в городе Кракове была напеча­тана первая славянская книга кирилловским шрифтом. Всего за пер­вые полстолетия книгопечатания вышло в свет около 40 тыс. изданий печатных книг, а их общий тираж превысил 12 млн. экземпляров.

Главной причиной появления печатных процессов явилось быстро увеличивающийся поток информации.

В России книгопечатание появилось XVI в. Причиной этому было распространение христианства, повышение уровня образования госу­дарственных служащих, военных и т.д. Поличному приказу Ивана IV и с одобрения митрополита Макария в 1553 г. на Никольской улице в Москве началось строительство первой типографии. Дело было пору­чено Ивану Федорову (1510- 1583) и Петру Мстиславцу. Спустя десять лет, 1 марта 1564 г. в России была отпечатана первая книга «Апостол», тиражом 2000 экземпляров.

Печатная машина - устройство, которое выполняет процесс печа­тания с использованием одного из способов печати. Печатные маши­ны классифицируются:

По виду запечатываемого материала;

По конструкции печатного аппарата;

По формату и красочности.

Печатный станок, изобретенный И. Гутенбергом, служил полигра­фистам три века. Постепенно совершенствовался, но при этом оста­вался станком, а не машиной.

Изобретателем печатной машины являются Фридрих Кёниг и Андреас Бауэр. Изготовленная ими в 1811 г. тигельная печатная машина приводилась в действие не физической силой человека, а паром. В 1814 г. в Лондоне на усовершенствованной печатной машине с пе­чатным Цилиндром начался выпуск газеты «Таймс». Производитель­ность машины составляла 1100 оттисков в час. Современные машины печатают от 15 000 до 35 000 оттисков в час. В старинных печатных кни­гах иллюстрации выполняли с помощью трафаретов. Таким образом, Удавалось получать одинаковые рисунки.

Игральные карты дали толчок к развитию граверного дела в Евро­пе. Так, на рубеже XIV-XV вв. появилась глубокая печать. Вскоре был изобретен офорт. Резец был вытеснен химическими процессами травления металлических пластин. Гравер наносил рисунок по лаковой поверхности острой иглой. Лак разрушался, а нанесенная на поверхности медной пластины азотная кислота травила на металле рисунок, таким образом, изготавливалась форма глубокой печати. Два века офорт яв­лялся основным полиграфическим способом воспроизведения иллю­страций. На смену офорту пришла акватинта. Акватинта позволяет формировать безрастровое полутоновое изображение, но получить до­кументальное изображение предмета или события удалось только по­сле изобретения фотографии.

Фотография - совокупность способов получения и закрепления изображения при помощи химического воздействия световых лучей на светочувствительные вещества. Фотография по мере своего развития получила огромное значение в самых разнообразных отраслях науки, техники и промышленности, в том числе и в полиграфии, в частности в репродукционной технике. Фотография является главнейшим вспо­могательным средством для изготовления иллюстрационных печат­ных форм.

В настоящее время вся полиграфическая технология базируется на компьютерах.

Компьютер - электронная машина, выполняющая математиче­ские вычисления в определенной последовательности, определяемой специальной программой.

В 1941 г. в Германии Кондором Цузе был создан первый програм­мируемый компьютер Z3. Управлялся компьютер перфолентой, изго­товленной из старой кинопленки. Первые компьютеры были разрабо­таны по заказу военных для дешифровки секретных донесений. Так же они применялись в расчетах при изготовлении атомной бомбы.

В настоящее время представить полиграфию без компьютера, ска­нера, цифровой камеры, фотонаборного автомата просто невозможно. Полиграфия уже немыслима без компьютера, так же как немыслима без компьютера верстка, набор, редактирование текста, да и вообще реклама.

Уже сейчас полиграфические издания благодаря компьютеру изго­тавливаются по индивидуальным заказам с персонализацией инфор­мации. Техника воспроизведения и распространения информации развивается и совершенствуется. 550-летняя история полиграфии - это история непрерывного восхождения человеческой цивилизации по нескончаемой лестнице технического и духовного совершенства.

Слово «полиграфия» пришло в Россию из Франции. В переводе с греческого «поли» много, «графо» пишу, то есть получение большого количества идентичных оттисков. В настоящее время этот термин ис­пользуется для обозначения, во-первых, совокупности технических средств, при помощи которых получают одинаковые копии изображе­ния (знаков, букв, рисунков и т.п.), во-вторых, промышленности, охватывающей все производство печатной продукции.

Славянскую азбуку изобрели братья-просветители Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885). В настоящее время кириллица стала основой всех славянских алфавитов, в том числе и русского. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, го­ворящие более чем на 60 языках.

Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена рус­скими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 г. пуще­на в работу на Петергофской бумажной фабрике.

В настоящее время бумагоделательные машины, воплотив в себя последние достижения научно-технического прогресса, производят до. 1000-1200 м бумаги в минуту при ширине полотна 8 м и более.

Печатная форма служит для образования и сохранения изображе­ния в виде участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов) и пере­дающих ее на запечатываемый материал или передаточное звено, на­пример, офсетный цилиндр, тампон. Форма может быть выполнена в виде пластины, плиты или цилиндра, изготовлена из самых разных ма­териалов (металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня).

Идентичные бескрасочные изображения существовали на заре развития нашей цивилизации. Первые штампы были плоскими (III-II вв. до н.э.), а затем появились цилиндрические (IV вв. до н.э.). Первые оттиски люди делали на глине, а затем - на металле (штампы для изготовления монет).

Следующее открытие человечества было связано с нанесением краски на штамп и прижимом его к запечатываемой поверхности. Для этого потребовалось несколько столетий развития нашей цивили­зации.



Первые печатные формы появились в VIII в. в Корее, они были вы­полнены из дерева методом гравирования. Печатные элементы распо­лагались выше, чем пробельные. Данный способ стал называться вы­соким, а вид печати - ксилографией (греч. xylon - срубленное дере­во). Другой род гравирования - резьба и травление изображения на металле - развивался одновременно с книгопечатанием. Процесс из­готовления монолитной печатной формы чрезвычайно труден. Произ­водство одного издания длилось многие годы.

В 1041-1048 гг. в Китае Би Шен стал использовать наборный шрифт (литеры), который изготавливал из глины. Керамические лите­ры были недостаточно прочными, а их изготовление очень трудо­емким.

Совершенствование формных процессов произошло в Корее в 1160 г. Там были изготовлены первые литеры из металла. В Европе в 1445 г. Иоганн Гутенберг (настоящая фамилия первопечатника Генсфлейш), житель немецкого города Майнца, изобрел книгопечатание. Великое изобретение Гутенберга включало в себя целый ряд техниче­ских новшеств: разборный шрифт, словолитный аппарат, специальный сплав (гарт) для изготовления печатных литер, особый состав ти­пографской краски и собственно печатный станок. Гутенбергу при­надлежит заслуга разработки полиграфического процесса в целом

В 1460-1470 гг. ученики и подмастерья из первых гутенберговых типографий разносят новое искусство печатания книг по городам Гер­мании и других стран Европы. В 1491 г. в городе Кракове была напеча­тана первая славянская книга кирилловским шрифтом. Всего за пер­вые полстолетия книгопечатания вышло в свет около 40 тыс. изданий печатных книг, а их общий тираж превысил 12 млн. экземпляров.

Главной причиной появления печатных процессов явилось быстро увеличивающийся поток информации.

В России книгопечатание появилось XVI в. Причиной этому было распространение христианства, повышение уровня образования госу­дарственных служащих, военных и т.д. Поличному приказу Ивана IV и с одобрения митрополита Макария в 1553 г. на Никольской улице в Москве началось строительство первой типографии. Дело было пору­чено Ивану Федорову (1510- 1583) и Петру Мстиславцу. Спустя десять лет, 1 марта 1564 г. в России была отпечатана первая книга «Апостол», тиражом 2000 экземпляров.

Печатная машина - устройство, которое выполняет процесс печа­тания с использованием одного из способов печати. Печатные маши­ны классифицируются:

По виду запечатываемого материала;

По конструкции печатного аппарата;

По формату и красочности.

Печатный станок, изобретенный И. Гутенбергом, служил полигра­фистам три века. Постепенно совершенствовался, но при этом оста­вался станком, а не машиной.

Изобретателем печатной машины являются Фридрих Кёниг и Андреас Бауэр. Изготовленная ими в 1811 г. тигельная печатная машина приводилась в действие не физической силой человека, а паром. В 1814 г. в Лондоне на усовершенствованной печатной машине с пе­чатным Цилиндром начался выпуск газеты «Таймс». Производитель­ность машины составляла 1100 оттисков в час. Современные машины печатают от 15 000 до 35 000 оттисков в час. В старинных печатных кни­гах иллюстрации выполняли с помощью трафаретов. Таким образом, Удавалось получать одинаковые рисунки.

Игральные карты дали толчок к развитию граверного дела в Евро­пе. Так, на рубеже XIV-XV вв. появилась глубокая печать. Вскоре был изобретен офорт. Резец был вытеснен химическими процессами травления металлических пластин. Гравер наносил рисунок по лаковой поверхности острой иглой. Лак разрушался, а нанесенная на поверхности медной пластины азотная кислота травила на металле рисунок, таким образом, изготавливалась форма глубокой печати. Два века офорт яв­лялся основным полиграфическим способом воспроизведения иллю­страций. На смену офорту пришла акватинта. Акватинта позволяет формировать безрастровое полутоновое изображение, но получить до­кументальное изображение предмета или события удалось только по­сле изобретения фотографии.

Фотография - совокупность способов получения и закрепления изображения при помощи химического воздействия световых лучей на светочувствительные вещества. Фотография по мере своего развития получила огромное значение в самых разнообразных отраслях науки, техники и промышленности, в том числе и в полиграфии, в частности в репродукционной технике. Фотография является главнейшим вспо­могательным средством для изготовления иллюстрационных печат­ных форм.

В настоящее время вся полиграфическая технология базируется на компьютерах.

Компьютер - электронная машина, выполняющая математиче­ские вычисления в определенной последовательности, определяемой специальной программой.

В 1941 г. в Германии Кондором Цузе был создан первый програм­мируемый компьютер Z3. Управлялся компьютер перфолентой, изго­товленной из старой кинопленки. Первые компьютеры были разрабо­таны по заказу военных для дешифровки секретных донесений. Так же они применялись в расчетах при изготовлении атомной бомбы.

В настоящее время представить полиграфию без компьютера, ска­нера, цифровой камеры, фотонаборного автомата просто невозможно. Полиграфия уже немыслима без компьютера, так же как немыслима без компьютера верстка, набор, редактирование текста, да и вообще реклама.

Уже сейчас полиграфические издания благодаря компьютеру изго­тавливаются по индивидуальным заказам с персонализацией инфор­мации. Техника воспроизведения и распространения информации развивается и совершенствуется. 550-летняя история полиграфии - это история непрерывного восхождения человеческой цивилизации по нескончаемой лестнице технического и духовного совершенства.

В 1985 году появилась первая настольная издательская система и вместе с ней термин “допечатный процесс”.

Допечатная подготовка издания включает в себя:

  • Набор текста
  • Сканирование иллюстративного материала. В зависимости от первоисточника (бумага или слайд) применяются два типа сканеров - планшетные и барабанные.
  • Верстка - пространственная организация материала
  • Вывод фотоформ (“пленок”). Если издание черно-белое - одна фотоформа, если полноцветное - четыре (для черного - b, пурпурного - m , голубого - c, желтого - y).

Типография:

  • Изготовление печатной формы, состоящей из гидрофильных и гидрофобных элементов.
  • Печать (в подавляющем большинстве случаев - офсетная).
  • Фальцовка.
  • Разрезка.

Вкладка (если многостраничное издание).

Основные тенденции развития:

  • Самая древняя печать - высокая (проблема в некачественном воспроизведении иллюстраций).
  • Глубокая печать (с сер. XIII века, неоправданно дорогой способ).
  • Плоская (виды: литография, фототипия и офсет). Офсет (с 1904 г.) - самый распространенный способ.
  • Последняя тенденция - цифровая печать. В настоящее время на рынке представлено два типа машин цифровой печати: xeicon (четыре цилиндра для разных цветов) и indigo (цилиндр один, но бумага проходит четыре раза). Действуют по принципу лазерного принтера. Удобны для печати малых тиражей (до 2000 экз.).
  • С развитием информационных технологий увеличивается оперативность передачи информации, облегчается ее поиск и доступ к различным источникам через интернет.
  • Современные редакции переходят на “безбумажный” выпуск печатной продукции.

Новые технологии раскрыли возможности для децентрализации выпуска крупнотиражных печатных периодических изданий. Распространение таких газет, как «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец», «Известия», или еженедельник «Аргументы и факты», тиражи которых исчисляются сотнями тысяч или даже миллионами экземпляров, может быть обеспечено только рассредоточением печати номеров по регионам в соответствии с количеством потенциальных читателей в каждом из них. По сети Интернет на полиграфическое предприятие, находящееся в региональном центре, передаются полосы очередного номера, тираж которого поступает к подписчикам и в газетные киоски. Так, например, почти трехмиллионный тираж еженедельника «Аргументы и факты» печатают вместе с региональными приложениями в 64 городах различных республик, краев и областей России и других государств СНГ – от Алма-Аты до Ярославля. К тому же методу децентрализации выпуска и распространения номеров газеты прибегает и редакция газеты «Известия», тираж которой печатают в 26 городах – столицах и региональных центрах России и других стран.

С другой стороны, редакции небольших местных изданий – городских и районных газет, не имеющие технической базы, позволяющей им обеспечить выпуск и распространение своих изданий на достаточно высоком оформительском и полиграфическом уровне, могут найти выход в использовании централизации выпуска газеты. Подготовив очередной номер, такая редакция может передать его тексты, иллюстрации и макет с помощью Интернета на полиграфическое предприятие, находящееся в областном центре или в другом крупном близлежащем городе.

Происходят подвижки в полиграфической отрасли: многие региональные типографии приватизируются, приобретают современное оборудование за рубежом, процветают и имеют свободные деньги. А там, где есть хорошая полиграфическая база и средства, возможно создание новых перспективных газетно-издательских концернов. В ряде регионов сами типографии наладили выпуск газет, ориентированных на городскую и районные аудитории. Например, в Тверской области выходит пять таких изданий. Их учредитель - типография. Такие издания выгодно отличаются от своих предшественников.

Процесс выпуска сетевой газеты потребовал перестройки структуры редакции и организации ее работы. Для редакции сетевой газеты не обязательно присутствие всех или большинства её сотрудников в офисе. Здесь должны находиться лишь специалисты-электронщики, контролирующие программное электронное обеспечение выпуска. Остальные же работники редакции – журналисты, менеджеры и др. – могут выполнять свои обязанности в соответствии с планом номера и процессом его выпуска, находясь в любом другом месте, где они могут работать на компьютере, подключенном к электронной системе газеты. Её главный редактор может руководить выпуском номера, находясь дома. Корреспондент получает возможность направить свой текст или иллюстрацию из дома или с места события, используя свой компьютер. Веб-редактор так же работает над этим текстом, редактируя его и выкладывая в номер. Веб-мастер – верстальщик поддерживает газету в сети Интернет.

Введение

Глава I. Начальные этапы развития полиграфии

1Зарождение и развитие книгопечатания

Глава II. Индустриализация полиграфии

1 Развитие производства бумаги

2 Развитие техники полиграфии

3 Полиграфия в XX веке

Глава III. Современный полиграфический бизнес

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

Первая технология печати, а следовательно и полиграфия зародилась еще в древнем Китае в конце 2 века. У восточных мудрецов к этому времени уже были: бумага, краска и умение вырезать тексты на различных поверхностях. На этих трех китах и начала развиваться технология, без которой современный человек не может представить свое существование.

Полиграфия - отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. В отличие от других способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию. Под полиграфией понимают также отрасль промышленности - полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию (книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и т.п.). Полиграфия, или полиграфическая промышленность, является материально-технической базой издательского дела.

Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. От зарождения книгопечатания и бумаги в Древнем Китае, до появления новейших технологий цифровой печати, графики, голограммы, высокотехнологичных печатных установок в наше время.

Предметом данной курсовой работы являются исторические этапы развития полиграфии. Таким образом цель работы заключается в изучении всех пройденных исторических этапов развития и совершенствования полиграфической промышленности.

Задачи курсовой работы:

рассмотреть начальные этапы развития полиграфии

проследить этапы зарождения и развития книгопечатания

выявить особенности развития производства бумаги, как основы полиграфической деятельности

определить технические разработки в развитии полиграфии

проанализировать тенденции современного полиграфического бизнеса.

Теоретическую основу данной работы составили публикации Немировского Е.Л. , Каган Б.В. и Стефанова С.И. Так же в своих работах исторические этапы развития полиграфии рассматривали Романо Ф. и Вернандский В.И.

Глава I. Начальные этапы развития полиграфии

.1 Зарождение и развитие книгопечатания

Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. Все началось очень давно в Поднебесной стране Китай. Самая древняя из сохранившихся книг была напечатана именно там в 868 г.н.э. и называется "Алмазная Сутра". Эта книга была создана Вангом Джи и бесплатно распространялась во имя буддийских духовных ценностей. Книгой, в современном понимании, это назвать сложно, так как текст напечатан на отдельных листах бумаги, свернутых в длинный свиток. Необходимость в частом использовании специальных печатей для переноса религиозных текстов и изображений на бумагу привела к тому, что в 5 веке в Китае появилась специальная краска, свойства которой были пригодны для книгопечатания. Однако большой тираж текстов и материал, на который они наносились(прежде всего колонны храмов) не позволял полностью удовлетворить древнюю тягу к просвещению и китайские мыслители начали использовать новые технологии. Данный метод печати называется "ксилография". И с помощью этой примитивной технологии создавались настоящие произведения искусства. Основа такой печати очень проста: текст писался от руки на тонкой бумаге, этот листок потом лицевой стороной прикладывался к деревянной дощечке. Чернила переходили на дощечку, а мастер выполнял гравирование, углубляя те места, где их не было. Затем на дощечку наносили краску, и с помощью ее можно было сделать оттиск. Такую дощечку мастер мог выгравировать за 20 минут.

В 11 веке китайский алхимик Пи-Шен впервые нашел универсальное решение многих проблем типографики, разработав технологию производства, набора и повторного использования шрифта, сделав его из сподручных средств: смеси глины и клея. Если скрытные китайцы пользовались своим уникальным открытием со 2 века, то технология изготовления бумаги дошла до Европы только благодаря тесной связи Италии и Испании с арабским миром. По счастью, благоприятные культурные и экономические условия позволили европейцам освоить и развить книгопечатание.

До изобретения книгопечатания делались надписи на камне, глине, дереве, бересте, коже, пергаменте, папирусе, ткани или на восковом слое дощечек. С изобретением и распространением технологии изготовления бумаги появились рукописные свитки и книги. Переписывание книги стало профессией. Появились хранилища рукописных изданий. Переписка и указы опечатывались, как правило, с помощью печаток царей, императоров, военачальников и государственных мужей высокого ранга. То были отпечатки на размягченном при нагревании материале, сохраняющие изображение после остывания.

Книгопечатание началось с того момента, когда красящее вещество нанесли на рельефную форму и сделали серию одинаковых отпечатков. Это был важный шаг в развитии средств информации, что способствовало развитию ремесел, промышленности, науки, техники и культуры.

В монастырских библиотеках хранятся тексты IX-X вв., отпечатанные с гравированных деревянных форм. Между 1041 и 1048 г. китайский кузнец Би Шэн впервые применил печать с помощью подвижного шрифта, знаки которого изготавливались из обожженной глины. В 1403 г. в Корееначали делать шрифт из бронзы. Между 1436 и 1444 г. Иоганн Гутенберг из немецкого города Майнца изобрел матрицу и заложил основы способа печати с помощью подвижного шрифта, который использовался без каких-либо существенных изменений вплоть до XX в. Для каждой буквы или знака Гутенберг делал из твердого металла гравировальный пуансон, с помощью которого из более мягкого металла изготавливал матрицу для отливки соответствующей литеры. Шрифт отливался из сплава свинца, олова и сурьмы. Готовые литеры раскладывались по наборным кассам. для получения оттисков Гутенберг использовал винтовой ручной деревянный станок, который напоминал давильный пресс, применяющийся в виноделии. Краску для печати он получал из смеси древесной (сосновой) сажи и льняного масла. Наносилась она на печатающую поверхность кожаными подушечками. Чтобы краска впитывалась равномерно, бумагу предварительно смачивали водой.Именно ее в 30-50 годы 15 века применял небезызвестный Иоганн Гуттенберг. На первых порах отец европейского издательского дела использовал печатный пресс. Разработанная им новая технология являлась значительным шагом вперед и имела ряд преимуществ над китайской, несмотря на невысокий темп изготовления работ. Однако разделение операций при печати в два приема позволила изготавливать сначала одну половину страницы, а затем вторую, что существенно изменило ситуацию.

Гутенберг строго придерживался традиций рукописной книги. Техника книгопечатания быстро распространилась по всей Европе. Был предпринят целый ряд попыток усовершенствовать деревянный станок. Сохранив его конструкцию, словолитчик из Базеля Вильгельма Гааз в 1787 г. создал первый цельнометаллический печатный станок, позволивший улучшить качество оттисков. Еще в начале XVII в. возникла идея применения печатного цилиндра для облегчения ручного труда печатника, однако практическое воплощение она получила лишь в 1811 г., когда немецкий печатник и изобретатель Фридрих Кениг изготовил первую механическую печатную машину с цилиндром, приводившимся в действие паром. Следующий крупный успех был достигнут в 1818 г., когда Кениг и его помощник Андреас Бауэр запатентовали двухцилиндровую машину для двусторонней печати. 29 ноября 1814 года впервые был отпечатан первый номер газеты "Таймс" в Лондоне. Эта машина могла печатать до 800 оттисков в час (против 150 - на ручном станке и 400 - на тигельной машине). При использовании печатных станков печатная форма определяла как время подготовки издания и себестоимость продукции, так и технологию и качество печати.

Полиграфия стала тесно кооперироваться с другими отраслями промышленности. Возросла зависимость полиграфистов от производителей оборудования, расходных и запечатываемых материалов. Этот процесс достиг своего максимума в конце ХХ века. Печатные машины, определяя капиталовложения, производительность, печатную технологию, качество печати и особенности готовой продукции, стали основным звеном в полиграфии.

Книгопечатание, как вид деятельности зародилось еще в Древнем Китае. Постепенно изменялись технологии применяемые в данной сфере, что в последствии привело к появлению нового вида промышленности - полиграфической. Именно открытия сделанные на начальных этапах развития полиграфии и книгопечатания положили основу для дальнейшей деятельности и изобретений.

книгопечатание бумага полиграфия

Глава II. Индустриализация полиграфии

.1 Развитие производства бумаги

Бумага - очень древнее изобретение. Её знали в Древнем Китае. Отцом бумаги считают китайца Пай Луня, который придумал бумагу в 105 году новой эры. Единственным материалом для печати книг долгое время оставалась листовая бумага ручного изготовления. При производстве бумаги бумажную массу зачерпывали из больших чанов рамкой с натянутой на ней сеткой. Размеры рамки определяли формат бумаги, а мастерство ремесленника - ее качество. Поскольку печатная форма была основой всего и именно от н