Методы обеспечения наглядности, используемые в процессе обучения двигательным действиям. Методы обеспечения наглядности К непосредственным наглядным методам относится

Методы наглядного обучения способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений препода­вателем или по его заданию одним из занимающихся);

2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видео­фильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);

3) методы направленного прочуствования двигательного действия;

4) методы срочной информации.

Метод непосредственной наглядности используется для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Показ преподавателем или од­ним из учащихся двигательного действия всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, меха­ническое подражание. Основное требование к показу — правильное вы­полнение упражнения учащимися. Поэтому показ двигательного дейс­твия повторяется в различных плоскостях и различном темпе (замед­ленно, быстро).

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные воз­можности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения, к ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломас­тером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающими­ся, использование различных муляжей (уменьшенных макетов челове­ческого тела) и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занима­ющихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замед­лить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также много­кратно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических уп­ражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позво­ляют графически выразить собственное понимание структуры двига­тельного действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигатель­ного действия (например, техники бега на различные дистанции, тех­ники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.)

Методы направленного прочувствования двигательного действия на­правлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся: 1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигатель­ного действия (например, проведение преподавателем руки зани­мающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);

2 выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты дви­гательного действия (например, фиксация положения звеньев те­ла перед выполнением финального усилия в метаниях);

4) использование специальных тренажёрных устройств, позволяю­щих прочувствовать положение тела в различные моменты выпол­нения движения.

Методы срочной информации применяются для получения препода­вателем у занимающихся с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, све- то- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной ин­формации после или по ходу выполнения двигательных действий соот­ветственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения за­данных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.).

Так, например, в физическом воспитании и спортивной трениров­ке широко используются различные тренажёрные устройства (велоэр- гометры, беговые дорожки, гребной тренажёр, «Concept» и др.), обору­дованные встроенными компьютерами, управляющими системами ре­гулирования нагрузки. Например, тредбан, оборудованный компью­тером, показывает значение пульса, скорости, времени, длину дистан­ции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображает­ся на дисплее.

Уже доказано, что человек запоминает только 20% из услышанного и 30% из увиденного. Но если при восприятии новой информации одновременно задействованы зрение и слух, материал усваивается на 50%. Об этом давно знали педагоги. Первые наглядные пособия были созданы еще до нашей эры и применялись в школах Древнего Египта, Китая, Рима, Греции. В современном мире они не теряют своего значения. Наоборот, с развитием технологий у учителей появляются прекрасные возможности продемонстрировать детям те объекты и явления, которые нельзя увидеть в реальной жизни.

Определение

Наглядность - это термин, имеющий два толкования. В обычной жизни под словом понимается способность предмета или явления быть легко воспринимаемым с помощью органов чувств или логики, его ясность и понятность. В педагогике под наглядностью понимается особый принцип обучения, в основу которого положен показ предметов, явлений, процессов.

Чувственное познание помогает ребенку сформировать первичные представления об окружающем мире. Собственные ощущения остаются в памяти и приводят к возникновению мысленных образов, которыми можно манипулировать в уме, сравнивать, обобщать, выделять главные признаки.

Процесс познания

Человек не может воссоздать в своем воображении те объекты, которые он не воспринимал непосредственно. Любая фантазия предполагает оперирование знакомыми элементами, которые могут объединяться в причудливые конфигурации. Таким образом, выделяют два вида познания:

  • непосредственно-чувственное, когда человек исследует реальный объект при помощи своих органов чувств;
  • опосредованное, когда предмет или явление нельзя увидеть или пощупать.

Наглядность - это необходимое условие обучения и в первом, и во втором случае. При опосредованном познании в качестве опоры применяются:

  • приборы, которые позволяют наблюдать области, недоступные для чувственного восприятия;
  • фотографии, аудиозаписи, фильмы, с помощью которых можно перенестись в прошлое или в другую точку земного шара;
  • опыты, демонстрирующие воздействие изучаемого явления на другие объекты;
  • моделирование, когда реальные отношения отображаются при помощи абстрактных символов.

Используемые понятия

  1. Средство наглядности - это способы, с помощью которых педагог демонстрирует учащимся объект познания. Сюда относятся наблюдения за природой, рассматривание картинок в учебнике, демонстрация фильмов или опытов и даже спонтанный рисунок на доске.
  2. Наглядное пособие - более узкий термин, под которым понимается плоскостное или объемное отображение изучаемых объектов, созданное в педагогических целях. Это могут быть таблицы, схемы, модели, муляжи, диафильмы, дидактические карточки и т. д.
  3. Под принципом наглядности понимается особая организация учебного процесса, когда конкретные чувственные объекты служат основой для формирования абстрактных представлений.

Выполняемые функции

Наглядность - это принцип обучения, который позволяет:

  • воссоздать сущность явления и его взаимосвязи, доказывая теоретические положения;
  • активизировать анализаторы и психические процессы, связанные с восприятием, благодаря чему формируется эмпирическая база для последующей аналитической деятельности;
  • повысить интерес к изучаемому материалу;
  • формировать визуальную и слуховую культуру у детей;
  • получить обратную связь от учащихся в виде вопросов, по которым становится понятно движение их мысли.

История исследования

Наглядность в обучении применялась с древнейших времен, но изучать ее теоретические основы начали лишь в XVII веке. Чешский педагог Коменский Я. А. считал чувственное познание "золотым правилом" в обучении. Без него невозможно развитие разума, ребенок зазубривает материал, не понимая его. Очень важно задействовать разные органы чувств, чтобы дети воспринимали мир во всем его многообразии.

Огромное значение наглядности придавал Песталоцци. По его мнению, на уроках дети должны выполнять определенную последовательность упражнений по наблюдению за окружающими объектами и на этой основе познавать действительность. Ж. Руссо предлагал обучать ребенка на природе, чтобы он мог непосредственно видеть протекающие в ней явления.

Глубокое психологическое обоснование наглядным методам дал Ушинский. По его мнению, используемые пособия - это средство, которое активизирует мышление ребенка и способствует формированию чувственного образа. Особенно важно использовать наглядность на первоначальных этапах обучения, так как благодаря этому у детей развиваются аналитические способности, совершенствуется устная речь, и прочнее запоминается материал.

Классификация

Наглядность, которую используют при преподавании различных предметов, имеет свои особенности. Тем не менее в педагогике существуют и обобщенные классификации.

Так, Ильина Т. А. выделяет следующие виды наглядности:

  • Естественные объекты, которые встречаются в объективной реальности (например, живые растения при изучении биологии или ваза в качестве натуры на уроке рисования).
  • Экспериментальную наглядность (демонстрация опытов, проведение экспериментов).
  • Объемные пособия (макеты, муляжи, геометрические тела и т. д.).
  • Изобразительную наглядность (фотографии, рисунки).
  • Звуковые материалы (аудиозаписи).
  • Символические и графические объекты (схемы, плакаты, таблицы, карты, формулы, графики).
  • Внутреннюю наглядность (образы, которые учащиеся должны представить на основе ярких описаний учителя или из собственного опыта).

В современных условиях можно выделить еще два вида пособий: экранные (диафильмы, кино, учебные мультфильмы) и компьютерные. С их помощью можно увидеть процессы в динамике, получать информацию сразу по двум каналам (зрительному и слуховому). Компьютерные технологии позволяют вступить в диалог с программой, проверить, насколько понят материал, получить дополнительные разъяснения, если у ученика возникают трудности.

Требования к применению

Принцип наглядности всегда был и останется ведущим в педагогике. Чтобы он приносил пользу ученикам, нужно соблюдать ряд требований:

  1. Все, что можно познать через чувственные ощущения, должно предоставляться ученикам для исследования при помощи различных анализаторов (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние).
  2. Количество пособий не должно быть чрезмерным, иначе детское внимание рассеивается.
  3. Используемая наглядность призвана решать задачи урока, помогать ученикам выявить существенные признаки изучаемого объекта. Это средство, а не цель.
  4. Пособия следует использовать не только в качестве иллюстрации учительского рассказа, но и как источник самостоятельно добытых знаний. Приветствуется создание проблемных ситуаций, когда школьники включаются в исследовательскую деятельность, самостоятельно выявляют закономерности.
  5. Чем старше дети, тем чаще на уроках используется символическая наглядность.
  6. Важно найти правильное время и место для применения тех или иных пособий, рационально сочетать наглядные и словесные методы.

Исследования Занкова

Психолог Л. В. Занков считал необходимой опору на органы чувств при выстраивании системы обучения. По его мнению, это обеспечивает необходимую связь теоретического знания с действительностью. Он рассматривал применение наглядности на уроках и ее сочетание со словесными методами преподавания.

В результате были выявлены следующие варианты:

  • Школьники под руководством учителя проводят наблюдение и на его основе делают выводы о свойствах предметов и их отношениях.
  • Педагог организует наблюдение, а потом помогает детям самостоятельно осмыслить те связи, которые невозможно увидеть или потрогать.
  • Учитель излагает материал, подтверждая или иллюстрируя свои слова с помощью наглядности.
  • Сначала проводится наблюдение, а потом учитель обобщает полученные данные, объясняет скрытые причины явления, делает выводы.

Самостоятельное изготовление пособий

Многие виды наглядности - плакаты, рисунки, раздаточный материал, схемы, таблицы, слайды, модели и др. могут быть сделаны самими детьми. Такая работа позволяет глубже усвоить материал, творчески переработать его. Изготовление наглядных пособий может стать домашним заданием или превратиться в исследовательский проект.

Сначала дети изучают материал, затем преобразовывают его в соответствии с собственными возможностями. На этой стадии можно сделать несколько эскизов, чтобы потом выбрать самый лучший. Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, когда вся работа ведется непринужденно и можно в любой момент обратиться ко взрослому за помощью. Готовые пособия демонстрируются и защищаются перед всем классом, а затем используются в учебной деятельности.

Наглядность - это фундамент для формирования абстрактного мышления, однако относиться к ней надо осознанно. Иначе можно увести своих учеников в сторону, забыв о настоящей цели и подменив ее ярким средством.

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1) метод непосредственной наглядности;

2) методы опосредованной наглядности;

3) методы направленного прочувствования двигательного действия;

4) методы срочной информации.

Рассмотрим основные особенности этих методов.

Метод непосредственной наглядности предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия. Непосредственный показ движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

2) выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия;

4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств срочной информации после выполнения двигательных действий с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров. Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства, оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки.



Следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.

Специфические методы физического воспитания

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод;

3) соревновательный метод.

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Методы строго регламентированного упражнения

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе; 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т. д.

Игровой метод

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей. Импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств. Соблюдение условий и правил игры дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся такие нравственные качества, как чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность. Фактор удовольствия и эмоциональности, присущий игровому методу, способствует формированию у учащихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

Соревновательный метод

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня;

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития, оценивать качество владения двигательными действиями, обеспечивать максимальную физическую нагрузку, а также, содействовать воспитанию волевых качеств.

Заключение

Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.). Физическое воспитание является одним из основных факторов всестороннего развития личности.

Принципы физического воспитания отражают различные закономерности и стороны целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать труд преподавателя и учеников неэффективным.

Методы физического воспитания также должны применяться в комплексе. Нельзя ограничиваться только каким-либо одним методом в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Литература:

1. Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - с. 45-50.

2. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2002г. – 240с.

3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: издательский центр «Академия» 2000г. –264с.

4. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория и методы физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2000г. –480с.

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприя­тию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

    метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

    методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);

    методы направленного прочувствования двигательного дей­ствия;

4) методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для созда­ния у занимающихся правильного представления о технике вы­полнения двигательного действия (упражнения). Непосредствен­ный показ (демонстрация) движений преподавателем или од­ним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами ис­пользования слова, что позволяет исключить слепое, механи­ческое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демон­странтом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать тех­нику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в раз­ном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих струк­туру действия.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных дей­ствий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофиль­мов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муля­жей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание зани­мающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а так­же многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются опера­тивным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структу­ры двигательного действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавате­лю продемонстрировать занимающимся особенности техники дви­гательного действия (например, техники бега на различные дис­танции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

    направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в мета­нии малого мяча на дальность);

    выполнение упражнений в замедленном темпе;

    фиксация положений тела и его частей в отдельные момен­ты двигательного действия (например, фиксация положения зве­ньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

    использование специальных тренажерных устройств, позво­ляющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.


Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных техни­ческих устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлек­тронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу вы­полнения двигательных действий соответственно с целью их не­обходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в на­стоящее время в физическом воспитании и спорте широко при­меняются различные тренажерные устройства (велоэргометры, бе­говые дорожки, гребной тренажер «Concept II» и др.), оборудо­ванные встроенными компьютерами, управляющими системой ре­гулирования нагрузки.

Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственные контакты с действительностью. Вместе с тем нельзя недооценивать опосредствованную наглядность.

Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в другую. Это объясняется единством чувственной и логической ступеней познания, а с физио­логической точки зрения - единством первой и второй сигнальных систем действительности.

Особое значение имеет связь чувственного образа и образно­го слова. Слово есть сигнал всех других сигналов в том смысле, что за время жизни и обучения сло­во связывается (по механизму условно-рефлекторных связей) со всеми внешними и внутренними раздражителями, как бы «заменя­ет», представляет их и может вызвать все те действия, которые обусловливаются чувственными раздражителями.

Слово, таким образом, можно рассматривать как одно из важ­ных средств обеспечения наглядности. Следует иметь в ви­ду, что в процессе физического воспитания слово лишь тогда при­обретает значение такого средства, когда находит конкретную опору в двигательном опыте занимающихся. Если же слово не свя­зывается, хотя бы отчасти, с представлениями, в частности двига­тельными, оно «не звучит», не вызывает живого образа движений, в какую бы внешнюю образную форму ни облекали словесное по­яснение. Роль слова как фактора опосредствованной наглядности возрастает в процессе физического воспитания вместе с расширени­ем двигательного опыта занимающихся. Чем он богаче, тем больше возможностей для создания нужных двигательных представлений с помощью образного слова. В этом одна из причин неодинакового удельного веса методов использования слова в процессе физическо­го воспитания людей различных возрастных групп.

Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее ус­ловие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое ис­пользование различных форм наглядности повышает интерес к за­нятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.

3. Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации называ­ют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же- необходимость строить обучение и вос­питание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовлен­ности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

Особое значение этого принципа в области физического воспита­ния обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздей­ствиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспита­ния. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активно­сти занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных це­лей.

Суть данного принципа в области физического воспитания рас­крывают следующие основные положения.

Определение меры доступного. Доступность физических упраж­нений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой-от объективных трудностей, возникаю­щих при выполнении того или иного упражнения в силу характер­ных для него особенностей. Полное соответствие меж­ду возможностями и трудностями означает оптимальную меру дос­тупности. Конкретное определение и соблюдение этой меры - одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания. Для ее решения необходимо: ясно представлять себе функциональные возможности организма на различных этапах возрастного развития, а также границы колебаний этих возможностей, обусловленные по­ловыми, индивидуальными особенностями и разнообразными внеш­ними обстоятельствами; располагать точными данными о характе­ре требований, которые предъявляются организму многообразными средствами и методами физического воспитания, и уметь практиче­ски верно соотнести их с возможностями данного занимающегося.

Сведения о возможностях занимающихся получают путем испы­таний по нормативам физической подготовленности, а также по­средством врачебных обследований и педагогических наблюдений. Ориентируясь на исходные данные, преподаватель конкретизирует программный материал, намечает границы доступного на том или ином этапе, а также перспективные рубежи и пути достижения их.

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т. е. такие трудности, которые могут быть успешно преодо­лены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Правильно оценить доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здо­ровья.

Границы доступного в процессе физического воспитания изме­няются. Они раздвигаются по мере развития физических и духов­ных сил занимающихся: то, что недоступно на одном этапе, стано­вится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к возможностям занимающихся, так, чтобы постоянно стимулировать дальнейшее их развитие.

Методические условия доступности. На каждом этапе физиче­ского воспитания доступность определяется, помимо указанных ус­ловий, степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема доступности так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной методики обу­чения и воспитания, особенно с теми, которые касаются оптималь­ной преемственности занятий и постепенности нарастания трудно­стей.

Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их эле­менты. Поэтому одно из решающих методических условий доступно­сти в процессе физического воспитания-это преемствен­ность физических упражнений. Она обеспечивается использова­нием естественных взаимосвязей между различными формами дви­жений, их взаимодействий и структурной общности. Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы содержание каждого пре­дыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия.

Столь же важное условие-постепенность в переходе от одних заданий, более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического вос­питания, не должны возрастать чрезмерно резко. Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, сту­пенчатым и волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных и годичных периодов времени и другими пу­тями.

При оценке трудности физических упражнений следует разли­чать их координационную сложность и величину затрачиваемых фи­зических усилий. То и другое не всегда совпадает. Напро­тив, ряд координационно трудных гимнастических упражнений не требует больших физических усилий. Правило от легкого к трудно­му предусматривает, что переход от одних упражнений к другим осуществляется так, что упражнения менее трудные и в координацион­ном отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным.