Корабль адмирал головко. История крейсера из официальных источников

Ракетный крейсер 58.

Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный», обозначение НАТО — Kynda class) первые советские ракетные крейсера с противокорабельным ракетным вооружением. В ходе строительства классифицировались как эсминцы. Головной корабль - «Грозный».

Ракетный крейсер Грозный.



Ракетный крейсер Грозный - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Спущен на воду 26 марта 1961г. и вступил в строй 30 декабря 1962г., был включён в состав Северного Флота (СФ). 5 октября 1966г., перечислен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ) и 6 января 1984г. - в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Принимал участие в маневрах "Океан" в 1970г. Бортовые номера: 898(1962), 854(1969), 943(1969), 841(1969), 859(1969), 847(1973), 855(1975), 856(1975), 841(1980), 147(1981), 107(1982), 121(1983), 155(1984), 179(1984), 145(1988), 152(1991), 810, 843, 851, 858, 239, 261, 170. Списан: 1991г.

Ракетный крейсер Адмирал Головко.


Ракетный крейсер Адмирал Головко - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Спущен на воду 18 июля 1962г. и вступил в строй 30 декабря 1964г. 22.01.1965г. был включен в состав Северного флота. С 01.06.1967г. по 31.06.1967г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 22.03.1968 г. зачислен в состав Черноморского флота. Бортовые номера: 810(1967), 852(1969), 019(1978), 845(1978), 847(1979), 121(1979), 118(1981), 844(1982), 110(1984), 105(1990), 118(1994), 849, 853, 854, 857, 859, 130, 170, 485. Списан: 2002г.

Ракетный крейсер Адмирал Фокин.


Ракетный крейсер Адмирал Фокин - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Изначально планировалось назвать корабль «Стерегущий», но так как порт приписки был во Владивостоке, то решили переименовать в Ракетный крейсер «Владивосток», а спустя 2 года, в 1964 был окончательно переименован в честь командующего Тихоокеанским флотом Адмирала Фокина. Спущен на воду 19.11.1961. и вступил в строй 28.12.1964., с именем Ракетный крейсер «Владивосток» и был включён в состав Тихоокеанского Флота (ТОФ). Принимал участие в маневрах "Океан" в 1970г. Бортовые номера: 336(1964), 176(1966), 641(1968), 823(1968), 831(1971), 835(1971), 822(1977), 019(1977), 845(1980), 120(1981), 022(05.1987), 017(05.1990). Списан: 1993г.

Ракетный крейсер Сообразительный.


Ракетный крейсер Сообразительный - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». 31 октября 1962г. получил новое имя «Варяг ». Спущен на воду 7 апреля 1963г. и вступил в строй 20 августа 1965г., был включён в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В период службы носил гвардейский флаг, унаследованный от ЭМ "Сообразительный " проекта 7-У ЧФ. Бортовые номера: 343(1965), 280(1965), 621(1966), 822(1967), 835(1968), 836(1974), 015(1976), 049(1981), 047(1982), 830(1984), 043(1985), 012(1987), 032(1990), 641, 821, 079. Списан: 1990г.

Здравствуйте, уважаемые форумчане. Хочу предложить вашему вниманию развёрнутый (так получилось) обзор смоляной модели ракетного крейсера проекта 58 «Адмирал Фокин». Модель производства отечественной фирмы КомБриг в масштабе 1/700. Корабельная тема для меня новая, и с моделями этого производителя я встречаюсь впервые. А потому судить буду со своей колокольни. Ну а теперь, как говорил классик Билл Гейтс году так в 1998-м, вы можете откинуться на спинку кресла и расслабиться

Краткая история проекта 58

Ракетные крейсера проекта 58 изначально должны были быть эскадренными миноносцами. Разработка началась в 1956г. До момента испытаний в начале 1960-х головного корабля проекта, впоследствии получившего название «Грозный» (из-за чего так иногда называют всю серию) в документах он именовался «корабль с реактивным вооружением». Утверждают, что старательное избегание термина «крейсер» было следствием взглядов тогдашнего руководства страны на роль надводного флота. Всё встало на свои места во время очень успешных испытаний летом 1962г., которые посетил Н.С.Хрущев. Высокий гость оказался в таком восторге от корабля, что «Грозный» был окончательно классифицирован, как ракетный крейсер. На западе же проект получил кодовое название Kynda.

На тот момент это был уникальный корабль, обладавший при скромном водоизмещении развитой номенклатурой боевых средств и большой огневой мощью. В связи с этим и волной энтузиазма по отношению к ракетному оружию в 1950-х - начала 1960-х гг., планировалось построить 16 крейсеров проекта 58. Построили всего 4:

  • «Грозный», 1962г., СФ, ЧФ, БФ (указан год вступления в строй и флот)
  • «Адмирал Фокин», 1964г., ТОФ, (во время создания и испытаний именовался «Стерегущий», потом «Владивосток»)
  • «Адмирал Головко», 1964г., СФ, ЧФ (во время создания и испытаний именовался «Доблестный»)
  • «Варяг», 1965г., ТОФ (создания и испытаний именовался «Сообразительный»)

Это объяснялось в основном смещением приоритетов, вызванных субъективными оценками понимания стратегических задач и назначения кораблей ВМФ СССР, а также рядом недостатков кораблей этой серии.

Изначально все четыре крейсера были идентичны. Однако позже в ходе модернизаций в конце 1970-х, и 1980-х, на кораблях происходила частичная замена оборудования, вооружения и были даже небольшие изменения в конструкции палубных надстроек. В результате к концу срока жизни ни один из них не был похож на другой. Кроме того, палубные номера менялись неоднократно. Поэтому для тех, кто захочет собрать модель крейсера этого проекта, важно будет не только выбрать один из четырёх прототипов, но и год привязки. Естественно, останавливаться на всех нюансах тут не буду, а об особенностях «Адмирала Фокина» на выбранный период остановлюсь чуть позже. В качестве основы можно использовать информацию из , которому я доверяю, так как не нашёл там ни одного противоречия фотографиям «Адмирала Фокина» на интересующий меня период. Ещё могу рекомендовать статьи «Ракетные крейсеры проекта 58» и «Модернизация Тихоокеанских крейсеров проекта 58» капитана 1 ранга В.П. Кузина в выпуске №1 журнала «Тайфун» от 1996г. А вот книгу «Корабли ВМФ СССР. Т. II. Ударные корабли» за авторством Ю.В. Апалькова я бы не рекомендовал к использованию, так как обнаружил в ней факты, которые не соответствовали фотографиям, да и по мнению обитателей спец.форумов этот автор замечен в неточностях.

Заканчивая разговор о прототипе, не могу не остановиться на печальной судьбе этих крейсеров. Все они в 1990-х - начале 2002-х были выведены из строя, разоружены и проданы на металлолом. Например, «Адмирал Фокин» прекратил своё существование в 1995г., после разоружения в 1993г. Ниже его последнее фото во время буксировки на разборку.

Дольше всех, до 2002г. продержался «Адмирал Головко». А самая незавидная судьба постигла головной корабль проекта «Грозный». Его демонтировали и отбуксировали к причалу, где уже было кладбище других списанных кораблей. Там его грабили мародёры, наносили пробоины стоящие (и утопающие) рядом корабли, из-за чего он несколько раз тонул, пока не был окончательно разобран на лом в 1996 году.

Общие сведения о модели и матчасти

Самое главное, что хочется сказать о модели - то, как внимательно отечественный производитель подошёл к изучению матчасти. Я не вгонял модель в чертежи , но на глаз никаких существенных несоответствий прототипу не обнаружил, длина и ширина в масштабе точные, а гоняться за долями миллиметров - не мой конёк.

Модель относится к серии, показывающей корабль только выше ватерлинии. Набор деталей позволяет воспроизвести практически любой год жизни прототипа, за одним исключением - РЛС на верхушках мачт даны в одном варианте, до проведения модернизации.

Особую сложность для КомБрига должно было составлять очень малое количество фотографий «Адмирала Фокина», особенно если сравнивать с имеющимися материалами по другим крейсерам проекта 58, модели которых КомБриг также выпускает. Например, если вы возьмётесь строить «Грозного», то материалов и фотографий в сети будет просто завались за любой год. В связи с этим особенно печально, что те две собранные модели кораблей этого проекта, которые легко гуглятся, грешат явными ошибками, для избежания которых даже нет необходимости глубоко влезать в матчасть (например, неправильно стоит грот-мачта, леера находятся там, где их не было и не могло быть). А вот фотографий «Адмирала Фокина» за период 1981-1994гг. в публичных источниках в сети не обнаружено. Лучшее, что есть - фотография 1980г.

Например, мне нужно было фото, датированное 1989г. Пришлось просить помощи на спец.форуме корабелов . И эту помощь мне предоставили в течение часа, выложив очень хорошую фотографию в большом разрешении, которая сняла все имеющиеся у меня на тот момент вопросы и сомнения.

А вторую из двух имеющихся у меня фотографий на 1989г. я нашел на зарубежном форуме и сделана она была с борта американского военного корабля!

Малое количество информации усугубляется тем, что она противоречит друг другу. Но при внимательном изучении я понял, что все оперируют двумя источниками, приведёнными мной в разделе выше. При этом большая и наиболее заметная часть (та же Википедия, например) ссылается на книгу Ю.В. Апалькова, тогда как «за» В.П. Кузина «проголосовали» единицы. И это тот случай, когда большинство неправы, что доказывает анализ фото.

Анализ вооружения, РЛС и прочего оборудования

Этот раздел пригодится умельцам, практикующимся в пирсинге на блохах. Лично я остался доволен копийностью деталей. Всё, что хотелось сделать - добавить леера на некоторые особо крупные экземпляры. Но нет предела совершенству для настоящего моделиста. Поэтому приведу ниже перечень того оборудования/вооружения, которое удалось идентифицировать.

  • Система управления (СУ) 4Р-44 «Бином» (Scoop pair) . Также входит в ПКРК "Прогресс". 2 сдвоенных поста расположены на фок-мачте в передней части под МР-310 «Ангара-А» и на грот-мачте над кормовой трубой (фото самой РЛС не нашёл).
  • РЛС целеуказания «Успех-У» (Plinth Net) . Предназначена для выдачи целеуказания ПКРК П-35 (и «Прогресс») от внешних источников (самолёты Ту-95РЦ и позже вертолёты Ка-25Ц). 2 РЛС располагаются на нижних площадках грот-мачты, были установлены во время первой модернизации 1970-х годов (фото самой РЛС не нашёл).
  • Салютные пушки . Были размещены на надстройке между фок-мачтой и грот-мачтой во время одной из модернизаций.
  • Спасательные плотики . В период модернизации 1970-х были заменены спасательные плотики старого образца на нового образца. Их было 24 штуки, собранные в 2 группы по 12 штук и размещены на специальных площадках по обеим сторонам надстройки под грот-мачтой. Спасательные плотики старого образца, размещённые по обоим бортам носовой надстройки, были удалены.
  • Вертолётная площадка . Возможность приёма крейсером вертолёта (Ка-52) была заложена в проект поздно. Испытания были проведены поверхностно и выявили ряд недостатков. Поэтому базироваться на корабле вертолёт не мог, разве что приземляться там на время.

Была, конечно, масса другого оборудования. Но идентифицировать его не удалось. А часть вообще не релевантна для постройки модели. По крайней мере, 95% того, что предлагается в наборе, я опознал.

Содержимое коробки

Традиционная для КомБрига аскетичная коробка из тонкого картона . Внутри находитя корпус корабля, отлитый целиком вместе с палубной надстройкой под грот-мачту. Надстройка под фок-мачту и все прочие детали сложены в закрывающийся полиэтиленовый пакетик. Всё это плотно засыпано упаковочным пенопластом и прикрыто сверху инструкцией. К сожалению, фото непосредственно модели «Адмирала Фокина» до начала сборки сделать не додумался. Поэтому ниже фото комплекта модели «Варяга», который внешне не отличается.

У вас возникло ощущение, что чего-то не хватает? Правильно, декали . Особенную проблему вызывает отсутствие названия корабля, которое было выложено буквами из полированной латуни. Сделать белые номера в таком масштабе тоже непростая задача. К тому же, неплохо бы иметь декаль флага. Что делать? Другого выхода, кроме как делать декали самому, я предложить, увы, не могу В моём случае мне помог коллега с нашего форума.

К сожалению, это не всё, чего не хватало в моём наборе. После детального анализа инструкции и имеющихся деталей (о чём подробно ниже), пришёл к выводу, что у меня недокомплект. Конкретно, не хватает подставки под СУАО «Турель» МР-105, нет одной из 4-х деталей для сборки ЗРК «Волна-М» - той, которая соединяет три остальные. Также нет задней части РЛС «МР-300 Ангара» и не хватает 2-х спасательных плотиков. Когда я это понял, то разорился на модель «Варяга». Но и в ней не оказалось искомого. Я раздумывал, что с этим делать, пока не набрёл в сети на фото собранного «Варяга» с обзором и фото деталей. Каково же было моё удивление, когда я понял, что там набор деталей другой! И как раз то, чего недоставало у меня, было в том комплекте.

Ниже фото моего набора деталей "Варяга". Кому интересно, можете сравнить.

Обо всём этом я и написал в КомБриг. К их чести скажу, что на мой запрос они отреагировали оперативно и обещали недостающие детали дослать.

Детали: литье и стыковка

Очень положительные впечатления непосредственно от качества деталей модели. Превосходное точное литье, очень крепкая смола , что затрудняет ломание мелких деталей и упрощает из обработку. Облой сведён к минимуму. Пузырьков на поверхности модели я не обнаружил. Но они есть внутри, и открываются, если потереть деталь шкуркой. Но их всё-равно немного. Заранее извиняюсь за качество фото. Изначально статья не планировалась, а сейчас уже перефотографировать поздно.

Зачем я приписал номера, станет понятно позднее. А пока скажу, что не все детали были идентифицированы мной: в инструкции я их не нашел, и что с ними делать, мне не понятно. Есть только подозрение насчёт деталей №30, что они могут быть частью СУ 4Р-90 «Ятаган». Это не лишено смысла, так как в инструкции на этой СУ предлагается установить две антены. А на фото видно, что их там четыре, причём разного размера.

Стыковке хотелось бы поставить оценку «отлично», но не получится. Из-за особенности литья грот-мачты, чтобы установить её на место, приходится выпиливать некоторую часть в её основании. Понятно, что сделать это идеально не получится и щелей не избежать.

В районе той же грот-мачты именно у «Адмирала Фокина» с какого-то периода изменилась форма палубной надстройки - она была сделана выше. Это изменение дано с помощью отдельных деталей. И вот они очень плохо встают на палубную надстройку старого образца. Скорее всего, это объясняется тем, что в действительности так и было - верхняя проекция старой палубной надстройки в основании отличалась от новой. Как бы то ни было, но там придётся повозиться со шпаклёвкой.

Наконец, похожая ситуация с палубной надстройкой под фок-мачтой. Только она была увеличена не в высоту, а в длину (и это уже характерная модификация для всех крейсеров пр.58). Как и в случае с грот-мачтой, это решено с помощью отдельных деталей, которые надо или не надо устанавливать в зависимости от года привязки. Но если будете ставить, щели надо будет зашпаклевать.
Других мест для применения шпаклевки при сборке модели на временный клей я не нашел (опять же, не думая о статье, я оставил только фото со своими рабочими комментариями, за что заранее извиняюсь).

Инструкция и особенности сборки

Если коротко, инструкция разочаровала. Да, есть положительные стороны. Например, на лицевом обороте есть проекция корабля сбоку и сверху с чуть большим уровнем детализации, чем представлен в модели. То есть, можно, ориентируясь на эти чертежи, добавить ручками деталей. Кроме того, в наличии непосредственно сама схема сборки (удивительно!) и даже фото деталей. На этом «плюсы» заканчиваются и плавно превращаются в минусы.

Начну с простого: фото деталей не нужны. Их фактический набор не совпадает ни с тем, что лежит в коробке, ни с тем, что нарисовано в инструкции по сборке. Сами фото черно-белые, отсканированные и зачастую идентифицировать по ним деталь тяжело. А если бы и было можно, то зачем? Короче, они просто зря занимают место в инструкции.

Кстати, про место. Его мало. Вся инструкция - лист формата А4. И вместо чертежа корабля лучше бы на ней было приведено его фото. На крайний случай, фото готовой модели. В любом случае тот, кто захочет деталировки , полезет искать фотографии в Интернет. Хотя бы потому что на приведённых чертежах нет даже лееров, а это первое, что хочется добавить на корабль. Итак, 1 страница и ещё 2/3 другой забиты по сути бесполезной ерундой, из которых ТТХ и краткое описание покраски - единственное, что может пригодиться.

Собственно схема сборки занимает 1/3 страницы А4. И это один рисунок, на котором находится сразу всё. А всего, в общем-то, немало - я насчитал почти 70 деталей! Не очень просто разобраться, что куда ставить. А отсутствие нумерации деталей зачастую делает процесс поиска подходящей весьма увлекательным занятием. Помочь могла бы, например, нумерация деталей на их фото и на схеме сборки. Но её нет.

Я провёл не один увлекательный вечер, сопоставляя одно с другим, нумеруя детали и отмечая их на схеме. Чтобы вам не пришлось этого повторять, выкладываю всё это здесь, «проименовав» вооружение и оборудование, которое удалось идентифицировать и пронумеровав всё остальное. А соответствующие номера и имена деталей вы найдёте на их фото выше.

Возможные дополнения

Конечно, это масштаб 1/700 и ему можно было бы много простить. Но утыканный антеннами, леерами прототип без всего этого в масштабе смотрится грустно, квадратно - короче, совсем не живой. Большого разнообразия фототравления для этой модели я не нашёл. Самый очевидный - набор GMM 700-9 «Modern Soviet Cruiser/Destroyer (1/700)» от Gold Medal Models. Правда, на крейсера пр. 58 (Kynda class) он не рассчитан. Но леера, лестницы, пару дверей и радар РЛС МР-310 «Ангара-А» (Head Net C) оттуда позаимствовать можно. Но нужная РЛС там всего одна. А с какого-то момента на крейсере их стояло две. Так что, придётся покупать сразу 2 таких набора

Внимание! В одном из обзоров этого набора , автор утверждает, что РЛС МР-300 «Ангара» (Head Net A) можно взять из фототравления, которое КомБриг кладёт в коробки моделей проекта 61. Действительно, эта РЛС устанавливалась на кораблей этого проекта. Но надо быть внимательным. Не отвечу за все модели кораблей этого проекта, но, например, в коробке БПК "Проворный" лежит фототравление с РЛС МР-310 «Ангара-А» (Head Net C). А в остальном, обзор очень неплохой.

Если дверей (люков) в наборе от Gold Medal Models не хватает, то можно приглядеться к FH700103 «Russia modern water-tight doors» от FlyHawk Model . У меня есть небольшое подозрение, что двери там слегка переразмерены, но лучше это, чем ничего.

Больше, к сожалению, ничего посоветовать не могу.

Вывод

Хороший качественный набор с приемлемым уровнем копийности без очевидных косяков. Если бы не отсутствие декали, недостача некоторых деталей и абсолютно невнятная инструкция, заслужил бы от меня «пятёрку». А так оценка падает в район «четвёрки», хотя кто-нибудь мог бы и пониже поставить рейтинг. Тут есть, где приложить руки любителям поковыряться. Но и в базовом исполнении модель должна получиться приемлемой.

Учитывая, что альтернативы ни в этом ни в любом другом масштабе найти не удалось, рекомендую его тем, что захочет построить ракетный крейсер проекта 58, либо любую другую модель корабля этого проекта от Комбрига.

Вконтакте

Справочник содержит сведения о корабельном составе ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1991 г. Однако в нем прослежена судьба кораблей советского флота до 2001 г. Приведены данные по находившимся в строю, строившимся и проектировавшимся боевым кораблям, их названиям, заводским номерам, датам закладки, спуска, вступления в строй, вывода из боевого состава флота, модернизаций или переоборудования, предприятиям (заводам, фирмам)-строителям и фирмам-проектантам. Рассказано об особенностях проектов, проектировании, строительстве, ремонтах и модернизациях, наиболее характерных авариях и важных этапах активной службы. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы всех проектов и их модификаций, многочисленные фотографии. Справочник издается в четырех томах: т. I. Подводные лодки (в двух томах); т. И. Ударные корабли (в двух томах); т. III. Противолодочные корабли; т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. В приложениях к каждому тому приводятся основные тактико-технические характеристики вооружения кораблей советского и российского ВМФ: ракетного, артиллерийского, противолодочного, радиотехнического и авиационного.

РКР Грозный по состоянию на 1975 г.

– СУ «Бином»

– количество линий телеуправления ПКР 4 (в обеспечение четырех РЛС управления)

– система ОНО и выдачи ЦУ от АВНП «Успех-У» ()

Зенитный ракетный комплекс:

– наименование «Волна-М»

– количество ПУ х направляющих

(тип ПУ) 1 х 2 (палубная наводящаяся ЗИФ-101)

– боекомплект 16 ЗУР В601

– СУ «Ятаган»

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-76/60 (АК-726)

– боекомплект 2 400 выстрелов

– СУАО «Турель» (МР-105)

– количество АУ х стволов (тип АУ) 4 х 1-30-мм (АК-630М) ()

– боекомплект 12 000 выстрелов

– количество х тип СУАО 2 х «Вымпел» (MP-123)

Противолодочное:

– количество ТА х труб (тип ТА) 2 х 3-533 мм (ТТА-53-57-бис)

– боекомплект торпед (тип) 6 (СЭТ-65 или 53-65К)

– ПУТС «Тифон»

– количество РБ х труб (тип РБ) 2 х 12-213-мм (РБУ-6 000)

– боекомплект (тип) 72 (РГБ-60)

– ПУСБ «Буря»

Авиационное:

– способ базирования временный

– количество х тип вертолетов 1 х Ка-25РЦ

– оборудование взлетно-посадочных площадок светотехническое

Радиоэлектронное:

– БИП «Планшет-58»

– система ВЗОР «Море-У»

– комплекс КС «Цунами-БМ»

– количество х тип РЛС обнаружения ВЦ 2 х « -А»() «Ангара»

– тип навигационных РЛС «Дон-2» в обеспчение 2-х или 3-х() АП

– ТВ система наблюдения

за ближней надводной обстановкой МТ-45

– станции РТР «Бизань-4Д»-г «Залив»

– станция постановки активных помех «Ограда» (МР-262) () или «Ограда-М» (МР-262-М)()

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) СППП 2 х 16-82-мм (ПК-16)

– система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ)()

31*

32* На РКР Варяг не устанавливалась.

33* На РКР Грозный, Варяг и Адмирал Головко.

34* На РКР Варяг и Адмирал Фокин.

35* На РКР Варяг.

36* На РКР Грозный.

37* На РКР Адмирал Головко.

38* С антенной в подкильном обтекателе.


1 – РБУ-6000; 2 – ПУ ЗРК «Волна»; 3 – обтекатель антенны ГАС «Геркулес-2М»; 4 – ПУ ПКРК П-35; 5 – обтекатель антенны станции ЗПС; 6 – ходовая рубка; 7 – АП РЛС СУ «Ятаган»; 8 – ходовой мостик; 9 – стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45; 10 – АП РЛС СУ «Бином»; 11 – АП РЛС «Дон»; 12 – АП РЛС «Ангара»; 13 – АП радиопеленгатора; 14 – 533-мм ТА; 15 – АП станции «Залив»; 16 – АП станции «Бизань»; 17 – АП РЛС СУАО «Турель»; 18 – 76-мм АУ АК-726; 19 – вертолет Ка-15.

На начальной стадии проектирования Грозный классифицировался как эсминец или как «… корабль с: реактивным вооружением». К классу крейсеров его причислили в сентябре 1962 г. Как видно из схемы, в тех. проекте корабля предполагалось использовать решетчатую грот-мачту (четырехногой конструкции), что обеспечивало приемлемые параметры остойчивости. В ходе дальнейших работ над пр. 58 было принято решение (в частности, в связи с необходимостью разместить АП системы «Успех-У») сделать ее башнеподобной как и фок-мачту.


РКР пр. 58 был разработан в ЦКБ-53 под руководством В.А. Никитина. Это был первый в мире специально спроектированный корабль с противокорабельным и зенитным ракетным вооружением.

Основным оружием корабля пр. 58 являлся ПКРК П-35, который включал в себя собственно крылатые ракеты, две четырехконтейнер- ные ПУ, наводящиеся в вертикальной и горизонтальной плоскостях, погреба для запасных ракет и СУ «Бином».

Для обеспечения стрельбы имелась система ЦУ от внешних источников (от вертолетов Ка-25РЦ и самолетов типа Ту-95РЦ). СУ с двумя спаренными антенными постами на башенноподобных мачтах обеспечивала формирование залпов из четырех ракет П-35 в режиме телеуправления (штатном) и четырех – в автономном режиме (резервном). Характерно то, что последние могли быть использованы на дистанции до 150 км и должны были запускаться после ракет, использовавшихся в режиме телеуправления. В носовой части корабля разместили ЗРК «Волна» (впоследствии его модернизировали в УЗРК «Волна-М») с АП СУ «Ятаган», двухбалочной наводящейся ПУ и погребом, в котором ЗУР хранились в двух вращающихся барабанах.

Для борьбы с легкими надводными кораблями и ПВО на корме корабля линейно-возвышенно разместили две АУ АК-726. В процессе модернизации к ним добавили четыре АУ АК-630М. За кормовой 76-мм АУ была оборудована ВПП для вертолета с системами его обеспечения и с подпалубным погребом хранения авиационного боезапаса.



I – РБУ-6000; 2 – ПУ ЗРК «Волна»; 3 – обтекатель антенны ГАС «Геркулес-2М»; 4 – ПУ ПКРК П-35; 5 – обтекатель антенны станции ЗПС; 6 – ходовая рубка; / – АП РЛС СУ «Ятаган»; 8 – оптический перископический визир боевой рубки (ГКП); 9 – оптический перископический визир ходовой рубки; 10 – ходовой мостик; I 1 – АП РЛС СУ «Бином»; 12 – стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45; 13 – АП РЛС «Дон» (впоследствии была заменена на РЛС «Дон-2» в обеспечении двух или трех АП); 14 – АП РЛС «Ангара»; 15 – АП радиопеленгатора; 16 – 533-мм ТА; 17 – АП системы «Успех-У»; 18 – АП станции «Залив»; 19 – АП станции «Бизань-4Д»; 20 – АП РЛС СУАО «Турель»; 21 – 76-мм АУ АК-726; 22 – вертолет Ка-25; 23 – ВПП.



1 – кладовые различного назначения; 2 – цепной ящик; 3 – отделение шпилевых машин; I – якорный шпиль; 5 – РБУ-6000; 6 – погреб реактивных глубинных бомб; 7 – ПУ ЗРК «Волна»; 8 – погреб ЗУР; 9 – топливные цистерны; 10 – помещение агрегатов и приводов ПУ ЗРК «Волна»; II – кубрики личного состава; 12 – обтекатель антенны ГАС «Геркулес-2М»; 13 – посты ГАС «Геркулес-2М» и станции ЗПС; 14 – ПУ ПКРК 11-35; 15 – подбашенное отделение ПУ ПКРК П-35; 16 – обтекатель антенны станции ЗПС; 17 – каюты офицеров; 18 – боевая рубка (ГКП); 19 – БИП; 20 – посты СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 21 – АП РЛС СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 22 – ходовая рубка; 23 – АП РЛС «Бином»; 24 – посты средств радиосвязи; 25 – АП РЛС «Ангара»; 26 – носовое МКО; 27 – помещения для средств дальней радиосвязи и космической навигации (их предполагалось установить на кораблях данного типа в процессе модернизации); 28 – отсек вспомогательного котла и механизмов успокоителя качки; 29 – механическая мастерская; 30 – электростанция; 31 – АП системы «Успех-У»; 32 – пост стабилизации; 33 – посты СУ ПКРК П-35; 34 – ПЭЖ; 35 – кормовое МКО; ЗГ› – АП РЛС СУАО «Турелы»; 37 – отсек ГГ; 38 – провизионные кладовые; 39 – 76-мм АУ АК-726; 40 – погреб 76-мм патронов; -11 – подбашенное отделение76-мм АУ Ак-726; 42 – пост управления взлетом и посадкой вертолета; 43 – румпельное отделение.

Корпус корабля был выполнен из стали, имел удлиненный полубак, продольную систему набора и двойное дно на всем протяжении. Междудонное пространство использовалось для хранения топлива и воды. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 17 отсеков. Корабль был оснащен активными успокоителями качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловыми килями. Крейсер имел оригинальную архитектуру надстроек с пирамидообразными четырехгранными грот- и фок-мачтами. Такое решение объяснялось стремлением оптимально разместить антенные посты и оборудование развитого радиотехнического вооружения, требованиями противоатомной защиты и конструктивной прочности тяжелых антенных постов.

Надстройки (за исключением передней стенки носовой и задней стенки кормовой надстроек, подкреплений под АП РЛС СУ «Ятаган» и части конструкций мачт) были изготовлены из легких сплавов.

Главная энергетическая установка котлотурбинная, с эшелонированным расположением в двух машинно-котельных отделениях. В ней впервые в отечественной практике использовали высоконапорные паровые котлы с тур- бокомпрессорным наддувом воздуха.

Крейсер пр. 58 при сравнительно небольшом водоизмещении обладал огромными для своего времени ударными возможностями.

Однако корабль имел недостаточно мощное и совершенное зенитное вооружение, а также плохую обитаемость, малые автономность и дальность плавания, откровенно слабую акустику, вертолет временного базирования (так как он размещался на ВПП и не имел ангара), а также слишком громоздкие поворотные ПУ ПКРК. Как показал опыт эксплуатации, их перезарядка в море оказалась делом крайне сложным, а при сильном волнении просто невыполнимым. Первоначально предполагалось построить 16 РКР пр. 58, но затем программу ограничили четырьмя единицами, так как приоритет был отдан не «ударным», а «противолодочным» кораблям.

В конце 1970-х-начале 1980-х годов РКР Грозный, Варяг и Адмирал Головко прошли модернизацию, в ходе которой усовершенствовали ПКРК под более помехоустойчивую ракету «Прогресс», установили вместо ЗРК «Волна» ЗРК «Волна-М» и четыре АУ АК-630М с СУАО «Вымпел», новые станции постановки активных помех и систему космической навигации «Шлюз» с аппаратурой, размещенной в новой надстройке между мачтами, усовершенствовали средства связи. Кроме того, на кораблях Тихоокеанского флота обе РЛС «Ангара» заменили на две РЛС «Ангара-А».

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота оставаля один РКР пр. 58.

Грозный (зав. № 780). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 23.02.1960 г.; 26.03.1961 г.; 30.12.1962 г.

После вступления в строй входил в состав СФ, с 05.10.1966 г. – в состав ЧФ( а с 06.01.1984 года-в состав БФ. С 19.07.1976 г. по январь 1981 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) на корабле провели средний ремонт и модернизацию с установкой четырех АУ АК-630М и частичной заменой РТВ. 01.04.1989 г. крейсер вывели в резерв и поставили на СРЗ № 29 (г. Лиепая) в средний ремонт.

В середине 1990 г. какие-либо работы на корабле прекратили. Грозный предполагали отбуксировать в Калининград, но власти Латвии воспрепятствовали этим планам.

09.07.1991 г. Грозный исключили из боевого состава флота и оставили у стенки СРЗ № 29 с разобранными механизмами и оборудованием.

В марте 1993 г. корабль вследствие неисправности донно-забортной арматуры, которая возникла из-за расхищения мародерами части оборудования, затонул на мелководье. Впоследствии корабль подняли и разобрали на металл.

Адмирал Фокин (зав. № 781г до 11.05.1964 т.-Владивосток, до 31.10.1962 т.-Стерегу- щий). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 05.10.1960 г.; 05.11.1961 г.; 28.11.1964 г.

Входил в состав ТОФ (летом 1965 г. по Севморпути перешел из Североморска во Владивосток). Нес боевую службу в Тихом и Индийском океанах. С 26 ноября по 2 декабря 1968 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Момбаса (Кения), со 2 по 27 января 1969 г.-порт Аден (Южный Йемен), с 9 по 12 января 1969 г.-порт Ходейда (Северный Йемен), с 5 по 9 апреля 1969 г. – порт Момбаса (Кения), с 19 по 23 апреля 1970 г. ис 10 по 3 марта 1977 г.- Порт-Луи (Маврикий).

30.06.1993 г. крейсер исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Адмирал Головко (зав. № 782, до 18.12.1962 т.-Доблестный). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 20.04.1961 г.; 18.06.1962 г.; 30.12.1964 г.

После вступления в строй вошел в состав СФ. В июне 1967 г. во время несения боевой службы в Средиземном море корабль оказывал помощь вооруженным силам Египта. 22.03.1968 г. крейсер включили в состав ЧФ. С 8 по 13 мая 1970 г. он с дружественным визитом посетил порт Алжир, с 3 по 7 августа 1972 г. – порт Констанца (Румыния), с 21 по 26 августа 1975 г.-порт Тунис и с 22 по 27 июня 1978 г.-порт Латакия (Сирия).

С 04.06.1982 г. по 01.03.1989 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) на корабле провели средний ремонт и модернизацию с установкой четырех АУ АК-630М и частичной заменой РТВ.





1 – 45-мм салютная пушка; 2 – РБУ-6000; 3 – ПУ ЗРК «Волна»; 4 – обтекатель антенны ГАС «Геркулес-2М»; 5 – ПУ ПКРК П-35; 6 – обтекатель антенны станции ЗПС; 7 – АП РЛС «Дон-2»; 8 – ходовая рубка; 9 – АП РЛС СУ «Ятаган»; 10 – оптический перископический визир боевой рубки (РКП); 1 I – оптический перископический визир ходовой рубки; 12 – ходовой мостик; 13 – АП РЛС СУ «Бином»; 14 – АП РЛС «Ангара-А»; 15 – АП радиопеленгатора; 16 – 30-мм АУ АК-630М; 17 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 18 – 533-мм ТА; 19 – АП станции «Залив»; 20 – АП станции «Бизань-4Д »; 21 – АП РЛС СУАО «Турель»; 22 – 76-мм АУ АК-726; 23 – вертолет Ка-25; 24 – ВПП.



1 – РБУ-6000; 2 – ПУ ЗРК «Волна»; 3 – обтекатель антенны ГАС «Геркулес-2М»; 4 – ПУ ПКРК П-35; 5 – обтекатель антенны станции ЗПС; 6 – АП РЛС «Дон-2»; 7 – ходовая рубка; 8 – АП РЛС СУ «Ятаган»; 9 – оптический перископический визир боевой рубки (ГКП); 10 – оптический перископический визир ходовой рубки; 11 – ходовой мостик; 12 – АП РЛС СУ «Бином»; 13 – АП станции «Ограда»; 14 – АП РЛС «Ангара»; 15 – АП радиопеленгатора; 16 – ЗО-мм АУ АК-бЗОМ; 17 – АП РАС СУАО «Вымпел»; 18 – 533-мм ТА; 19 – АП системы «Успех-У»; 20 – АП станции «Залив»; 21 – АП станции "Бизань-4А"





3500 миль на 18 узлах
1600 миль на 34 узлах Автономность плавания 10 суток (по запасам провизии) Экипаж 339 человек (в том числе 27 офицеров) Вооружение Радиолокационное вооружение 2 × РЛС обнаружения ВЦ и НЦ МР-300 «Ангара»
(после модернизации: 1 × МР-300 + 1 × МР-310 «Ангара-А» или 2 × МР-310 (на «Варяге»))
2 × 4Р44 «Бином» для ПКРК П-35
2 × «Успех-У» приём целеуказания ПКРК (на «Адмирале Фокине» и «Грозном»)
1 × 4Р90 «Ятаган» (для ЗРК)
1 × МР-105 «Турель» для 76-мм АУ
2 × МР-123 «Вымпел» для 30-мм АУ (установлены позже, кроме «Адмирала Фокина»)
ГАС ГС-572 «Геркулес-2М»
РЛС госопознавания «Никель-КМ» и «Хром-КМ»
Система госопознавания «Пароль» (не на всех) Радиоэлектронное вооружение БИУС «Планшет-58»
САП «Краб-11» и «Краб-12»
станция РТР «Бизань-4Д»
САП МР-262 «Ограда-1» (на «Грозном»)
станции РТР «Залив-15-16», «Залив-13-14», «Залив-11-12» Артиллерия 2 × 2 - 76,2-мм АУ АК-726 Зенитная артиллерия 4 × 6 - 30-мм ЗАК АК-630 (кроме «Адмирала Фокина») Ракетное вооружение 2 × 4 ПУ СМ-70 ПКРК П-35
(боезапас: 16 ПКР П-35 или Прогресс )
1 × 2 ПУ ЗИФ-101 ЗРК М-1 «Волна»
(боезапас: 16 ЗУР В-600 (В-601)) Противолодочное вооружение 2 × 12 РБУ-6000 «Смерч-2» (боезапас: 96 РГБ-60) Минно-торпедное вооружение 2 × 3 - 533-мм ТА ТТА-53-57-бис Авиационная группа 1 вертолёт Ка-25РЦ Медиафайлы на Викискладе

Все корабли этого типа были исключены из состава ВМФ в 1990-2002 годах.

История создания

Появление в ВМФ СССР ракетных крейсеров проекта 58 было обусловлено стремлением советского военно-морского руководства найти асимметричные способы борьбы с многократно превосходящими советский флот ВМС стран НАТО . Не имея возможности создать сравнимые по корабельному составу силы, советские адмиралы желали достичь успеха за счёт новейших технических достижений, прежде всего в области ядерной энергетики и управляемого ракетного оружия . Особые надежды возлагались на ракеты, которые должны были компенсировать отсутствие у флота палубной авиации, что ограничивало его ударные возможности радиусом действия самолётов берегового базирования. В то же время у вероятного противника имелось достаточное количество целей для нового оружия и прежде всего авианосные и амфибийные соединения .

Работы по созданию нового проекта начались в 1956 году . 6 декабря 1956 года Главнокомандующий ВМФ СССР С. Г. Горшков утвердил тактико-техническое задание на эсминец с управляемым реактивным оружием. Несколько ранее, в октябре того же года были выданы задания на разработку ЗРК «Волна» и ПКРК П-35, которые должны были стать основным вооружением новых кораблей. Разработка эсминца проекта 58 была поручена ЦКБ-53 , а главным конструктором проекта 58 был назначен В. А. Никитин . Эскизный проект эсминца был рассмотрен в сентябре 1957 года , после чего Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку технического проекта , который был подготовлен к марту 1958 года .

В ходе постройки первых кораблей проекта они именовались в документах ВМФ «кораблями с реактивным вооружением». Такая неопределённая формулировка была связана как с неясностью классификации нового проекта, так и с негативным отношением военно-политического руководства страны к крупным кораблям, особенно крейсерам. Тем не менее, начиная с 1960 года , в различных инстанциях флота обсуждался вопрос о несоответствии тактических задач и вооружения проекта 58 классу эскадренных миноносцев . Вопрос об окончательной классификации проекта 58 решился 22 июля 1962 года в ходе визита Н. С. Хрущева на «Грозный», который выполнил успешные ракетные стрельбы на глазах у советского лидера. Официальное решение о классификации кораблей проекта 58 как ракетных крейсеров было объявлено 4 ноября 1962 года .

Первоначальными планами предусматривалось построить 16 крейсеров проекта 58, но фактически построили только 4, по одному на каждый из флотов ВМФ СССР. Подобное изменение планов было вызвано, в большей степени, повышением приоритетности противолодочного направления в развитии советского надводного кораблестроения, а также субъективными причинами .

Конструкция

Корпус и архитектура

Необходимость размещения большого количество антенн и постов управления вынудила прибегнуть к новому подходу в формировании надстроек. Они были необычайно развиты в сравнении с кораблями предшествующих проектов, что вызывало опасения за остойчивость корабля. Поэтому основным материалом для надстроек стали алюминиево -магниевые сплавы марок AMr-5B и 6T . При этом сомнения в пожаростойкости алюминиево-магниевых конструкций высказывались ещё на стадии проектирования, но остались без ответа . Следует заметить, что такие сплавы активно применялись и в зарубежном военном кораблестроении и эта тенденция начала сворачиваться лишь после Фолклендского военного конфликта , в ходе которого выявилась неудовлетворительная живучесть кораблей с большой долей таких материалов в конструкции.

Сталь применялась в конструкциях надстроек весьма ограниченно. Благодаря такому решению удалось значительно снизить верхний вес, хотя парусность корабля всё равно считалась чрезмерной. Характерной особенностью крейсеров проекта 58 стали пирамидальные мачты , на которых размещались антенны многочисленных РЛС. Это решение впоследствии было повторено на многих проектах советских кораблей.

Энергетическая установка

Энергетическая установка была котлотурбинной и размещалась по эшелонному принципу в двух машинно-котельных отделениях. На крейсерах проекта 58 впервые в отечественном флоте применили высоконапорные котлы с турбокомпрессорным наддувом воздуха типа КВН-95/64. Новые котлы позволили вдвое увеличить напряжение топочного объёма, снизить удельный вес на 30 % и повысить КПД на полном ходу на 10 % по сравнению с котлами предшествующих типов. При этом КПД на малых и средних ходах несколько снизился. Кроме того, температуру отходящих газов удалось понизить на 60 % .

В качестве главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) на крейсерах применили паровые турбины типа ТВ-12. От ранее применявшихся на эсминцах турбин ТВ-8 они отличались большей на 25 % мощностью , меньшим на 35 % удельным весом, КПД большим на 2-4 % на разных режимах при одинаковых габаритах . Управление всеми механизмами могло осуществляться как с местных постов, так и дистанционно, из герметических кабин.

Электроэнергией корабль обеспечивали две электростанции в составе двух турбогенераторов ТД-750, мощностью 750 кВт и двух дизель-генераторов ДГ-500 мощностью по 500 кВт . Они вырабатывали трёхфазный переменный ток напряжением 380 .

Вооружение

Основным вооружением крейсеров проекта 58 стал противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-35. Он был разработан в ОКБ-52 и являлся версией ПКРК П-6 , предназначенного для подводных лодок . От лодочной версии ракета П-35 отличалась несколько меньшими весом и габаритами , а также воздухозаборником с коническим центральным телом . Длина ракеты составила 9,8 м, диаметр - 0,86 м, размах крыла - 2,67 м. Стартовая масса - 4200 кг (по другим данным 4500 кг), маршевая - 3800 кг. Масса боевой части 560 кг, масса ВВ - 405 кг . На крейсерах проекта 58 каждая четвёртая ракета комплектовалась ядерной боевой частью . Предусматривалось три высотных режима полёта - 400, 4000 и 7000 м , дальность стрельбы в зависимости от профиля полёта колебалась от 100 до 300 км. Скорость ракеты была несколько выше звуковой и на большой высоте достигала 1,3 .

Наведение ракет могло осуществляться как оператором, по одному на каждую ракету, так и в режиме самонаведения. Последний считался резервным, так как не обеспечивал требуемой точности на больших дистанциях. При наведении ракет операторами они следили за ними с помощью антенн РЛС «Бином» и по достижению заданной дальности включали радиолокационную головку наведения ракеты , данные которой передавались оператору. Далее оператор анализировал радиолокационное изображение и либо наводил ракету на выбранную цель сам, либо давал команду на самонаведение после захвата головкой цели. Наличие лишь четырёх антенн СУО «Бином» позволяло сформировать залп лишь из четырёх ракет. Оставшиеся четыре можно было выпустить на режиме самонаведения со значительным снижением точности и дальности .

Ракеты П-35 размещались в счетверённых пусковых установках СМ-70. Эти установки могли поворачиваться в горизонтальной плоскости на 120° в каждую сторону, и подниматься на угол 25° для запуска, на что требовалось 1,5 минуты. Поворот в горизонтальной плоскости совершался со скоростью 5° в секунду . Крейсера давали ракетный залп , находясь бортом к противнику. Такое решение позволяло решить проблему истекающих газов двигателей ракет и обойтись без газоотводных конструкций, а также не требовало обеспечения разворота ракет на цель после старта. С другой стороны, установка получилась слишком тяжёлой и сложной и в дальнейшем в советском ВМФ от поворотных установок ПКР отказались .

Кроме ракет на пусковых установках крейсера проекта 58 имели ещё восемь ракет в погребах , размещённых в надстройках. Однако идея перезарядки огромных ракет в открытом море оказалась неудачной. Эту операцию можно было выполнить лишь при спокойном состоянии моря, но даже в этом случае они занимала более часа. По мнению специалистов, в боевой обстановке крейсер был бы потоплен противником ещё до завершения перезарядки .

М-1 «Волна»

Зенитное вооружение крейсеров проекта 58 было представлено, главным образом, ЗРК М-1 «Волна» , являвшийся морским вариантом сухопутной системы С-125 . Двухбалочная пусковая установка размещалась в носовой части крейсера, перед ПУ СМ-70 и могла давать до двух залпов в минуту. Система управления «Ятаган» была одноканальной и обеспечивала наведение одной или двух ракет на одну цель. Помимо одноканальности к недостаткам этого ЗРК относили резкое снижение точности стрельбы на больших дистанциях . Общий боезапас ЗРК составлял 16 ракет в двух подпалубных барабанных установках. Ракета В-600 была унифицирована с сухопутным ЗРК и имела следующие характеристики: длина - 5,88 м, стартовая масса - 923 кг, масса боевой части - 60 кг, скорость полёта - 600 м/с. Комплекс мог поражать воздушные цели на дистанциях от 4000 до 15 000 метров и на высотах от 100 до 10 000 метров .

Несмотря на свои недостатки ЗРК М-1 считался вполне надёжным, устанавливался на многих кораблях различных проектов и после серии модернизаций оставался на вооружении до конца XX века. В середине 1960-х годов моряки научились стрелять ракетами этого комплекса по морским целям в пределах радиогоризонта и в периоды обострения международной обстановки надеялись на него как на средство борьбы с кораблями даже больше, чем на П-35, так как он имел на порядок меньшее время реакции . Тем не менее, обеспечить надёжную ПВО даже самого крейсера М-1 «Волна» не мог .

АК-726

«Смерч-3»

Также впервые в отечественном флоте крейсера проекта 58 получили реактивную бомбомётную систему «Смерч-3». Она включала в себя пусковую установку РБУ-6000 , систему управления стрельбой «Буря» и собственно глубинные бомбы . РБУ-6000 представляла собой 12-ствольную 213-мм пусковую установку, массой 3,1 тонны, стационарно размещённую на палубе корабля. Заряжание производилось механизировано, наведение было дистанционным, с командного пункта. Дальность стрельбы колебалась от 300 до 5800 м. Реактивные глубинные бомбы РГБ-60 имели массу 113 кг, заряд ВВ 23 кг и могли поражать подводные цели на глубинах от 15 до 450 м. Все 12 бомб выпускались за 5 с . С учётом весьма скромной дальности обнаружение ГАС «Геркулес-2», дальнобойность РБУ-6000 представлялась вполне достаточной, однако, по сути, этот бомбомёт представлял собой доведённое до совершенства оружие времён Второй мировой войны , недостаточно эффективное против атомных подводных лодок .

Радиоэлектронное оборудование

Модернизации

Представители

Название Верфь,
Стапельный №
Заложен Спущен на воду Введён в строй Флот Статус
«Грозный » Завод № 190 ССЗ им. Жданова 780 23 февраля 26 марта 30 декабря СФ
ЧФ (с 5 октября )
БФ (с )
Исключён из состава ВМФ - 24 июня
Расформирован - 31 декабря
Разделан на метал -
«Адмирал Фокин»
до 31 октября 1962 - «Стерегущий» ,
до 11 мая 1964 - «Владивосток»
Завод № 190 ССЗ им. Жданова 781 5 октября 5 ноября 28 ноября ТОФ (с лета 1965)
Исключён из состава ВМФ - 30 июня
Расформирован - 31 декабря
«Адмирал Головко»
до 18 декабря 1962 - «Доблестный»
Завод № 190 ССЗ им. Жданова 782 20 апреля 18 июня 30 декабря СФ (с 22 января 1965)ЧФ (с 22 марта 1968) Исключён из состава ВМФ - конец
«Варяг »
до 31 октября 1962 - «Сообразительный»
Завод № 190 ССЗ им. Жданова 783 13 октября 7 апреля 20 июля ТОФ (с 23 сентября 1965) Исключён из состава ВМФ - 19 апреля
Расформирован - 21 мая

История службы

«Грозный»

Северного флота . Прибыл в Северодвинск с Балтики 6 июля 1962 года . 22 июля 1962 года произвёл в присутствии Н. С. Хрущёва успешный запуск двух ПКР П-35. Осенью 1962 года совершил обратный переход на Балтику, где прошёл второй этап государственных испытаний. 10 августа 1963 года прибыл на постоянное место базирования в Североморск . 25 июля 1965 года принимал участие в морском параде в Ленинграде в честь дня ВМФ , где и был впервые представлен советской общественности .

«Адмирал Фокин»

После вступления в строй вошёл в состав Тихоокеанского флота , перейдя на место службы летом 1965 года по Северному морскому пути . Нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах . Существенных модернизаций не проходил. 30 июня 1993 года

«Адмирал Головко»

После вступления в строй вошёл в состав Северного флота. В июне 1967 года , во время боевой службы в Средиземном море, оказывал содействие вооружённым силам Египта . 22 марта 1968 года переведён в состав Черноморского флота. С 4 июня 1982 года по 1 марта 1989 года проходил средний ремонт и модернизацию на «Севморзаводе» в Севастополе. Получил новые радиоэлектронное оборудование, кроме того, были установлены 4 ЗАК АК-630М. Исключён из состава флота в декабре 2002 года . Разобран на металл в Инкермане в -2004 годах .

«Варяг»

Входил в состав Тихоокеанского флота. Нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах. В ходе третьей индо-пакистанской войны группа кораблей тихоокеанского флота СССР, в состав которой входил и «Варяг», под командованием капитана 1-го ранга Андрея Андреевича Пинчука, обеспечила невмешательство кораблей ВМС США в конфликт на стороне Пакистана . В -1981 годах прошёл средний ремонт и модернизацию на «Дальзаводе » во Владивостоке , с частичной заменой радиоэлектроники и установкой 4 ЗАК АК-630М. 19 апреля 1990 года исключён из состава флота и передан на утилизацию.

Схема преемственности проекта

Преемственность проектов эсминцев СССР

Проект 956
1969
1967
1965
1963
Проект 56А
Проект 1134
1961
Проект 56К
1959
Проект 56ПЛО
Проект 58
1957
Проект 57бис
Проект 57бис
Проект 56М
1955