История древнего китая кратко. Периодизация китайской истории

китай сословный право судебный

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

  • - Государство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
  • - Государство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;
  • - Государство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
  • - Государство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

В ЧVІІІ веке до н.э. вследствие завоевания Иньскими племенами другого племени образуется государство Древнего Китая. Основным занятием жителей Древнего Китая было земледелие. К тому же развитие земледелия у китайцев древности находилось на довольно высоком для того времени уровне. Они использовали такие сельскохозяйственные приспособления, как мотыга, плуг и др. Наряду с земледелием в Древнем Китае развивалось ремесло, торговля и даже существовало денежное обращение.

Главой государства в Древнем Китае был император, опирающийся на разветвленный аппарат чиновников. Территория Древнего Китая была разделена на области и уезды. Каждым уездом и областью управляли два чиновника - военный и гражданский губернаторы. Уже во время правления династии Хань вводится продажа должностей и экзаменация чиновников перед вступлением в должность.

Государство Шан (Инь) - общественный и государственный строй.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных темен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

  • - общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной;
  • - весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался

Частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

  • - захват пленных на войне;
  • - продажа в рабство за долги;
  • - обращение в рабство за некоторые преступления;
  • - получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

В государстве Шан, (Инь) государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии.

В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновьях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был царь. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

  • - высшие гражданские чиновники;
  • - военные чиновники;
  • - советники, прорицатели.

В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.

В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго.

Время правления в Древнем Китае династии Чжоу (с XII в. до н. з. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода:

  • - период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.;
  • - период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.;
  • - период Чжаньго ("семи воюющих царств") - 403 - 221 гг. до н. э.

В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразделялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - старшие, средние, младшие.

На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской аристократии.

В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов. Число рабов пополнялось в этот период за счет:

  • - военнопленных;
  • - завоеванного мирного населения;
  • - государственных преступников.

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составлена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу (770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

  • - развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества в общественной жизни;
  • - упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее земли постепенно переходят к служилой знати.

Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках военачальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собственность рабовладельцев на землю.

В период "воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного налога, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уплачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был нанесен один из первых ударов.

Государство Цинь и реформы Шан Яна.

Третий период истории Древнего Китая - царство Цинь, с 221 г. до н. э. до 207 г. до н.э.

С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые государства поглощались более сильными. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно находилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э оно подчинило себе остальные китайские государства.

В 359 - 348 гг. до н.э. государственный деятель, главный советник императора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти.

Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период императором были утверждены обязательные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

  • - узаконивалось право частной собственности на землю и была официально разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению;
  • - проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;
  • - в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было проведено по территориальному принципу;
  • - налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;
  • - войско было перевооружено и реорганизовано.

В централизованной Циньской империи главой государства являлся император - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские царства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В империи были произведены следующие преобразования:

  • - административное: территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин, представлявший собой низшую административную единицу;
  • - аграрное: поощрялось земледелие;
  • - финансовое;
  • - военное.

Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристократические титулы были уничтожены, критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством.

В Циньской империи наличествовало специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминистративных.

В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями.

Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу за долги.

Государство Хань и падение Ханьской империи.

Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207 - 206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - Ханьской - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.

Императорская династия Хань правила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:

  • - Западная или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.);
  • - правление Ван Мана (9 - 23 гг. н. э.) и правление Лю Сюаня, или Гэнши (23 - 25 гг. н. э.);
  • - Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25 - 220 гг. н. э.).

Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым моментом в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов", своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего развития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Оставив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию страны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую попытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на смену легистам.

В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

  • - путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собственность на нее;
  • - все земли объявлялись царскими;
  • - восстанавливалась система общинного землевладения.

В области рабовладения:

  • - отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;
  • - государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.

Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент.

Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых противоречий, к разрушению экономики страны.

В 18 г. н.э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых".

В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основала новую династию - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Восстание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г. н. э., но страну удалось объединить только к 37 г. н. э.

Вернувшись в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьянству, отчасти облегчено налоговое бремя.

Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - был создан императорский совет, высший совещательный орган при императоре; функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

Во второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результате мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные вооруженные политические группировки, стали независимыми от центрального правительства. Это привело к политическому кризису и к разрушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных царства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.

Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.

Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом. Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо. Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.

Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.

Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.

Династии Китая

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Кости часто использовались для определения того, чего хотят или природа. Если императору нужно было знать будущее, допустим какой «у короля будет сын» или «начинать ли войну», помощники вырезали на костях вопросы, затем нагревали их до трещин. Линии трещин рассказывали желания богов.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности . Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.

Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями. Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом. Если он потерял благословение небес, его следует удалить.

Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.

К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.

Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай». Первый император этой династии умер в 210 г. до н. э. ему на смену пришел слабый и маленький сын. В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.

Династия Хань

Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н.э. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая. Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру. Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Фарфор — очень жесткий тип керамики. Фарфор изготовлен из специальной глины, которая нагревается до тех пор, пока она не расплавится и не превратиться почти в стекло. Фарфоровые блюда, чашки и чаши часто называют «Китайскими», потому что нескольких сотен лет назад весь фарфор был произведен в Китае.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.

Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.

Интересные факты о Древнем Китае


История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий.

  • · Период Шан (Инь): XVI--XI вв. до н.э. (1583--1027 гг. до н.э.).
  • · Период Чжоу (Срединная империя): XI--III вв. до н.э. (1027--258 гг. до н.э.).
  • · Период Цинь: 258--207 гг. до н.э.
  • · Период Хань: 206 г. до н.э. -- 220 г. н.э.

Внутренний Китай орошается тремя крупными реками -- Сыцзянь, Янцзы (голубая) и Хуанхэ (желтая), они текут с запада на восток, впадая в Тихий океан. Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена, руководимые племенными вождями -- ванами. В начале китайцы (название от средневекового названия племени киданей, самоназвание китайцев -- хани) жили обособленно в силу природных барьеров, что способствовало формированию самобытной и продолжительной речной цивилизации.

С 1583 г. до н.э. правила династия Шан (Инь) (ван -- царь -- победившего племени во главе государства). В иньском Китае вследствие разложения родопле-менных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства -- вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников.

В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве. Основные формы собственности в этот период -- царская и общинная. Общинное землевладение было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными секторами потребления -- царским, общинным и частным.

Земли делились на две категории -- общественное и частное поле. Частные поля не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для последующей передачи царю.

В 1027 г. до н.э. царство Шан попало под власть правителя царства Чжоу, которые жили вдоль западной границы. Они объявили, что ван -- это сын Неба, а империю -- Поднебесной (Срединной) империей -- империя была без четких границ. Территория была увеличена, но территориальный контроль был слабый вследствие возвышения местных феодалов -- князей, владевших укрепленными городами с прилегавшими землями, население облагалось повинностями. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления.

Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств. Чжоусская династия закончила правление периодом смуты (эпоха «борющихся 7 царств» -- V--III вв. до н.э.) и началом собирания империи из 7 царств.

В последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой -- формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю -- путь раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

258 г. до н.э. -- начало правления Циньской династии в результате замещения Чжоусского императора наиболее могущественным из феодальных владык.

Складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Империя разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены. Ее длина -- 5 тыс. км при высоте и ширине от 6 до 10 м (по стене могли проехать 5-6 всадников), через каждые 200 метров расположены сторожевые башни. Стену строили 2 млн. человек.

Правитель Цинь Ши-Хуанди ввел единое законодательство для всей империи, единые меры веса в торговле. Однако его наследники быстро утратили власть и уступили правителям Ханьской династии. В 221 году до н.э. Циньская династия победоносно закончила борьбу за объединение страны.

В период царства Цинь намечаются два пути дальнейшего развития Китая:

  • · через победу крупной частной собственности на землю, что означало путь раздробленности;
  • · через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

Второй путь развития утверждается до буржуазных революций 1911--1913 гг.

В период правлении Ханьской династии (206 г. до н.э. -- 221 г. н.э.) введена экзаменационная система испытаний для претендентов на государственные должности; оживился интерес к конфуцианскому учению (551--497 гг. до н.э. -- Конфуций), в I в. до н.э. в Китай проникает буддизм, а в 124 г. до н.э. открывается императорский университет, который готовит чиновников-администраторов. Расширяются торговые связи с Индией, Сирией и Римской республикой. Император У-ди (14--87 гг. до н.э.) ввел призыв-девиз, обозначавший годы правления, фиксировавшийся в официальных документах и не менявшийся во все время правления императора.

3. Право Древнего Китая

1. На обширной территории между рекамиХуанхэ и Янцзы издавна проживали земледельческие племена.

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

Царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э.;

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из

которых связан с царствованием определенной династии:

Царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

Царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н.э.;

Царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

Царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу в Китае был активизирован многочисленными войнами и покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

2. Характерной особенностью развития древнекитайского общества являлось наличие в нем в течение многих столетий двух практически неизменных социальных институтов:

1) Традиционная крестьянская община , которая с одной стороны поддерживала своих сородичей, а с другой – жестко контролировала их мысли и поступки;

2) Развитый бюрократический аппарат , который выражался в существовании системы сложных социальных рангов.

Бюрократическая система управления совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.

Общество и государство Древнего Китая были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Большую часть населения составляли свободные общинники.

Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Основными источниками рабства были:

Захват пленных на войне;

Продажа в рабство за долги;

Обращение в рабство за некоторые преступления;

Получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

общественное поле , которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

частные поля , которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности были рабы, дома, орудия труда.

В середине 4 в. до н.э. была проведена реформа сановника Шан Яна, которая узаконила продажу и покупку земли.

Также эта реформа ввела новое территориальное деление страны – на уезды. По реформе существовала круговая порука. Каждые пять крестьянских семей составляли первоначальную ячейку – пятидворку, во главе со старостой. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и т.д. – вплоть до округов и областей.

В 9 г. н.э. реформы Ван Мана – пытались запретить продажу земли, но не получилось.

Социальная структура Древнего Китая не была закрытой, существовала возможность выдвинуться из низов общества на крупные административные должности.

Во главе государства стоял царь-ван («сын неба»)

Царь обладал высшей законодательной и судебной властью, командовал войсками, являлся верховным жрецом, ведущим свою родословную от бога. Трон передавался по наследству, если тому не мешали обстоятельства.

Вану подчинялись высшие чиновники (дафу), а те, в свою очередь, имели своих подчиненных.

Одним из самых знаменитых правителей Древнего Китая был Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н.э.), первый император династии Цинь. Он централизовал управление государством.

Китай был единственным государством Древнего Мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния Назначение на государственную должность требовало определенных знаний от соискателя. Они должны были задавать конкурсные экзамены.

3. Источники права: обычаи, писаные законы, распоряжения правителя.

Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов . Приверженцы Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты (законники - Шан Ян и др.) настаивали на том, что жизнь подданных вана должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции единства морали и закона , которые дополняют друг друга.

В эпоху Хань появляются многочисленные правовые сборники, которые содержали статьи о праве собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве и процессе.

Таким образом , важнейшей чертой древнекитайского общества было наличие традиционной крестьянской общины и развитого бюрократического аппарата. В Древнем Китае циклически сменялись правящие династии, которые совершенствовали бюрократическую систему предшествующей династии, не ломая ее полностью. Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов .

Государство и право Древней Греции. Древняя Спарта

Китай - страна с древнейшей историей. Считается, что первые рабовладельческие государства на территории современного Китая появились еще в 21 веке до н.э. (династия Ся).

В 221 г. до н.э. возникло первое крупное централизованное государство - империя Цинь.

Начиная с эпохи Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) в Китае шел процесс становления феодальных отношений. Феодальное общество переживало период своего расцвета во время правления династии Тан (618 - 907 гг.). В это время высокого уровня развития достигли сельское хозяйство, различные ремесла и торговля. Вся страна покрылась сетью наземных и водных путей сообщения, были установлены широкие экономические и культурные связи со многими странами мира, в том числе Японией, Кореей, Персией, Индией и другими. Процветали наука, литература и искусство.

В 13 веке Китай подвергся нашествию монгольских завоевателей и почти 100 лет (1271-1368 гг.) находился под их властью. К этому периоду относится посещение Китая первыми европейцами, в том числе венецианским купцом Марко Поло.

На смену свергнутой в ходе народного восстания монгольской династии Юань пришла китайская династия Мин (1368-1644 гг.), во время правления которой начинается постепенный упадок феодализма. Одновременно в китайской экономике появляются зачатки новых производственных отношений. Развивается торговля, появляются первые мануфактуры.

В конце первой половины 17 века в Китай вторглись маньчжуры, которые основали династию Цин (1644 г.), правившую страной до 1912 года. Цинские правители вели политику самоизоляции и стремились законсервировать существовавшие феодальные порядки. В результате Китай в своем развитии все больше отставал от передовых стран Европы. Экономическая и военная слабость цинского Китая особенно ярко проявились в период Первой опиумной войны (1840-1842 гг.), из-за поражения в которой он был вынужден уступить Великобритании Гонконг.

Вторая половина 19 века - начало 20 века были временем острейшего социально-экономического кризиса. Китай все больше подпадал под власть великих держав того времени, которые разделили его на сферы влияния.

Вспыхнувшая в 1911 году под руководством Сунь Ятсена Синьхайская революция положила конец власти цинской династии, в Китае была провозглашена республика.

В последующие годы Китай принял участие в первой мировой войне на стороне стран Антанты, а в начале 30-х годов подвергся агрессии со стороны Японии. Японские милитаристы в 1930 году оккупировали Северо-Восточные провинции, создав там марионеточное государство Маньчжоу-го, а в 1937 году начали открытую войну против Китая. В августе 1945 года после вступления в войну с Японией Советского Союза японская квантунская армия капитулировала, и японские захватчики были изгнаны из Китая.

С конца двадцатых годов и до 1949 года внутриполитическая ситуация в Китае характеризовалась напряженной борьбой за власть между правящей тогда партией Гоминьдан и Коммунистической партией Китая. В результате гражданской войны 1945 - 1949 гг. власть Гоминьдана была свергнута, и 1 октября 1949 г. провозглашено создание Китайской Народной Республики.

Провозгласив своей целью строительство социализма, китайское руководство в 50-е годы взяло за основу так называемую “советскую экономическую модель” плановой экономики. В Китае была проведена национализация промышленности, в сельском хозяйстве созданы кооперативы и народные коммуны. В эти годы при активной поддержке и помощи Советского Союза было построено более 200 промышленных объектов, заложивших основы современной индустрии.

60-70 годы ХХ века были отмечены обострением политической борьбы и потрясениями “культурной революции” (1966 - 1976 гг.). После смерти осенью 1976 г. Мао Цзэдуна, ареста так называемой “банды четырех” и последовавшим за этим возвращением к активной политической деятельности Дэн Сяопина китайским руководством был взят курс на модернизацию экономики. Состоявшийся в декабре 1978 г. третий пленум ЦК КПК 11 созыва провозгласил начало политики “реформ и открытия страны внешнему миру”.

За прошедшие годы Китай сумел добиться огромных успехов в развитии национальной экономики, повышения уровня жизни населения, создания основ рыночного хозяйства, вышел на первое место в мире по объемам привлекаемых прямых иностранных инвестиций, стал членом Всемирной Торговой Организации. Состоявшийся в ноябре 2002 г. 16 съезд КПК выдвинул задачу увеличить ВВП страны в 4 раза по сравнению с 2000 годом, что позволит Китаю выйти на среднедушевые показатели, характерные для среднеразвитых стран мира.

Ниже приводятся основные эпохи китайской истории в том виде, в каком их выделяет традиционная историография. Приводимые даты можно считать точными с 841 г. до н.э.

*** ДОИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ

1. «Три правителя» и «Пять императоров»: мифическая эпоха Золотого Века, на которую, однако, конфуцианцы ссылались в своих теоретических рассуждениях так же, как христиане - на Книгу Бытия.

2. Династия Ся (XXI - XVI вв. до н.э.). От этой эпохи дошли мифические сведения и ряд археологических памятников; соответствие между теми и другими устанавливается гипотетически.

3. Шан (Инь): XVI - XI вв. до н.э. Первые письменные памятники.

4. Западное Чжоу (ок.1027 - 770 до н.э.). В представлении конфуцианцев - золотой век. На деле - весьма рыхлая государственность, закончившая феодальным распадом.

5. Лего - «Отдельные Царства» (770 - 221 до н.э.): время феодальной раздробленности. В рамках этой эпохи выделяются также: Восточное Чжоу (770 - 256); Чуньцю («Весны и Осени», по названию летописи, отредактированной Конфуцием: 770 - 475 или 403; Чжаньго (Сражающиеся Царства) - 475 или 403 - 221, период борьбы семи сильнейших государств (Цинь, Чу, Чжао, Вэй, Хань, Ци, Янь) за объединение страны. Эпоха философской классики, зарождение расцвет конфуцианства и даосизма.

***ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ

1. Цинь (221 - 207 гг. до н.э.). Правление Цинь Ши-хуана (царь Цинь с 241, император с 221) - складывание аппарата бюрократической империи.

2. Западная (Старшая) Хань: 206 (фактически 202) г. до н.э. - 8 г.н.э. Вершина политического, экономического и военного расцвета древнего Китая. Складывание социальной структуры империи. Установление связи с западными странами по Великому Шелковому пути.

3. Синь (правление узурпатора Ван Мана): 9 - 23 гг.н.э.

4. Восточная (Младшая) Хань: 25 - 220. Кризис древнекитайской государственности, завершившийся грандиозным восстанием «Желтых повязок» и разделом страны между военачальниками и местными помещичьими кликами.

5. Троецарствие: 220 - 280. Междоусобная борьба царств Вэй, Шу-Хань и У.

6. Западная Цзинь: 265 - 316 (объединила страну в 280). Власть военщины.

7. Восточная Цзинь: 317 - 420. Владела только Югом, так как Север к 317 г. был захвачен кочевниками; здесь сложилось «16 государств пяти северных племен», соответствующие «варварским королевствам» в Европе.

8. «Северные и Южные дворы»: 420 - 589. На Юге сохраняется древнекитайская, постепенно деградирующая государственность - династии Сун, Ци, Лян и Чэнь; вместе с прежним царством У и Восточной Цзинь их обычно объединяют под именем «Шести Династий». Эпоха Шести Династий - переломный момент в истории китайской культуры: кризис конфуцианства, недолгое торжество буддизма, формирование основ средневековой художественной культуры. На Севере господствует держава одного из сяньбийских племен - Тоба-Вэй, в рамках которой кочевники быстро китаизируются; в 534 она раскалывается. В 589 одно из северных царств - Суй покорило Юг и заново объединило страну.

9. Суй: 581 - 618. Возрождение конфуцианства, агрессивные войны.

10. Тан: 618 - 906. Политический расцвет, сменяющийся с середины VIII в. упадком. Система центрального управления, право, образование (в том числе экзаменационная система) получают классические формы, сохраняющиеся при последующих династиях и заимствуемые другими странами. Китайские армии контролируют Корею, Вьетнам, временами - Степь и Среднюю Азию. Золотой век поэзии: Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй, Бо Цзюйи. Идейные вершины китайского буддизма. Начало реформы конфуцианства. В конце эпохи - крестьянская война Хуан Чао.

11. Пять Династий: 907 - 960. Северный Китай управляется сменяющими друг друга эфемерными режимами и подвергается нашествиям племени киданей (в русских источниках - «китаи»), которые завоевывают район Пекина. Юг раздроблен на «Десять Царств».

12. Северная Сун: 960 - 1127. Китай един, но во внешнеполитическом и военном отношении слаб. «Золотой век» конфуцианского чиновничества. Складывается своего рода «конституционная» монархия, в которой власть императора ограничена верхушкой бюрократии и чиновничьей инерцией. Оформление неоконфуцианской философской системы. Расцвет поэзии в жанре цы, появление городской новеллы. Бурный расцвет экономики, правительственный контроль над которой заметно ослабел по сравнению с танским временем.

13. Южная Сун: 1127 - 1279. Владела только Югом; Север находился вначале под властью чжурчжэньской (древнеманьчжурской) «Золотой империи» Цзинь (1115 - 1234), а затем монголо-татар, при Чингис-хане завоевавших районы севернее Хуанхэ, а к концу XIII в. - всю страну.

14. Юань: 1271 - 1368. Основана Хубилаем, внуком Чингис-хана (это в его царство искал путь Колумб!). Власть монголо-татар, свергнутая общенациональным восстанием «красных войск» (1351 - 68). Упадок классических литературных жанров и начало расцвета более демократичных: драма, ария, роман. В конце XIII в. Марко Поло «открыл» Китай для Европы.

15. Мин: 1368 - 1644. Основатель - Чжу Юаньчжан, сын нищего крестьянина, затем - участник восстания «красных войск». Попытки широкой внешнеэкономической и военной экспансии, пик которых приходится на начало XV в. (плавания Чжэн Хэ вплоть до Африки, поощрение внешней торговли в ее специфическом виде) с 1436 сменяются курсом на самоизоляцию страны. Вместе с тем эпоха Мин - последний период политического, экономического и духовного расцвета старого Китая. Конец правлению династии Мин положила крестьянская война под руководством Ли Цзычэна, итогом которой стало завоевание страны маньчжурами.

16. Цин: 1644 - 1911. Маньчжурская династия. В 1842 Нанкинский мир, оформивший поражение Китая в «первой опиумной войне» с Англией, положил начало превращению страны в полуколонию и глубокому кризису всего традиционного китайского общества. Правление этой династии завершилось Синьхайской буржуазно-демократической революцией, которая считается концом всего Старого Китая. Провозглашение Китайской Республики состоялось в Нанкине 1.01.1912. формальное отречение последнего богдыхана (маньчжурского императора) Пу И - 12.02.1912.