Икт в современной модели образования. «Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии

Учитель информатики

Панина Г. В.

МОУ «СОШ № 20»

1. Введение

2. Основные направления модернизации образования

3. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

4. Основные направления использования ИКТ в учебном процессе

5. Тенденции развития информатизации образования

6. Заключение

1. Введение

Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э)

Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины - информатики. Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике). В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

2. Основные направления модернизации образования

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.

Уровень сформированности информационной культуры специалиста определяется,

во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;

во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;

в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности;

в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира.

В стандартах 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника.

К ним относятся:

Готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

Владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;

Умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Для достижения этих результатов образовательный процесс ориентирован на

Изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала);

Формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию;

Ориентация на исследовательскую работу школьников;

Ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу учащихся;

Использование межпредметных связей.

3. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.

При работе со средствами ИКТ осуществляется процесс индивидуализации, так как предоставляется право выбора способа обучения благодаря организации различных видов диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса.

Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Внешними признаками самостоятельности обучающихся являются: планирование своей работы в соответствии с целью (заданием), выполнение задания без непосредственного участия учителя, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют: потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия учащегося, направленные на достижение цели деятельности без посторонней помощи.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:

Ученику: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.

Учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.

Подход, в котором происходит обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей обучающихся, вовлечения в самостоятельную творческую деятельность.

4. Основные направления использования ИКТ в учебном процессе

Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) проведение виртуальных лабораторных работ «Информатика 2-6 класс», "Живая геометрия";

3) закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);

8) дистанционное обучение.

5. Тенденции развития информатизации образования

В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:

1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;

2) создание единого информационного образовательного пространства;

3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;

4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;

5) создание системы опережающего образования.

Изменяется также содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

6. Заключение

В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором, изменяются требования к системе образования и профессиональной деятельности учителя. Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.

Материал предоставила О.Ю. Захарова, методист МОУДО «ИМЦ»

ELMO Visualiser/DocumentCamera: DocumentCamera/visualiser, a cost-effective, time-saving, easy-to-use educational technology, can help teachers to decrease their preparation time, Increase interactivity with students, and enhance student concentration and comprehension. Our interactive solutions support further development of these ideas. With the webcam function and ELMO huddle you can easily spread them further. //ELMO | Global Website $description = "Let"s start ICT in education provides useful information about ICT in education and how ELMO document camera is effectively used in the classroom. Check out the case study and request for a free trial. Let"s start intergrating ICT into curriculum with ELMO visualiser/ document camera."; $keywords = "document camera,visualiser,visual presenter,ICT education,education technology,ELMO,case study,Free Trial,Instruction technology"; //What is ICT in education ? - "ICT"is Information and Communication Technology. "ICT in Education" means "Teaching and Learning with ICT". $description = "Information and Communication Technologies (ICT) can lead to improved student learning and better teaching methods. Increase in student exposure to educational ICT through curriculum integration has a positive impact on student creativity and achievement."; $keywords = "ICT education,Information and communication technology,Instruction technology,learningteaching,document camera,visualiser,visual presenter,ELMO"; //What is a document camera, visualiser, visual presenter? $description = "Document camera / visualiser, a cost-effective, time-saving, easy-to-use educational technology, can help teachers to decrease their preparation time, increase interactivity with students, and enhance student concentration and comprehension."; $keywords = "document camera,visualiser,visual presenter,projector,Interactive board,ELMO,education technology,Instruction technology,Information communication technology."; //Case study - To know how document camera, visualiser is effectively used in the classrooms worldwide. $keywords = "Case Study,lesson plan,Teacher comment,student comment,testimonials,document camera,visualiser,ELMO,education technology"; $description = "ELMO document camera, visualiser is effectively used for education worldwide. Have a look at lesson ideas made by teachers from all over the world. Also, do not miss out the testimonials / comments from ICT professionals, teachers and children."; //Document camera, visualiser tour - To know more about ELMO document camera, visualiser, visual presenter $keywords = "document camera,visualiser,visual presenter,ELMO,Feature,Function,education technology,tablet,L-1ex, TT-02,Classroom system"; $description = "Take the online visualiser/document camera tours and experience how the visualiser/document camera can create an interactive learning environment and bring lessons to life."; //Free Trial - to try ELMO document camera, visualiser for free $keywords = "Free Trial,document camera,visualiser,visual presenter,ELMO,Contact,education technology,Instruction technology,Information communication technology"; $description = "Want to know how you can use it to create a brand-new learning environment with ELMO visualiser/document camera?Take Advantage of ELMO Free Trial Offer NOW!"; //Contact us - for more information about ELMO products $keywords = "Contact,document camera,visualiser,visual presenter,ELMO,Catalogue,Publication,Demonstration,Free Trial"; $description = "Request for ELMO product information, catalogue, publication, demonstration and free trial."; //About ELMO - A global leader in visualiser / document camera technology and ICT solutions in education $keywords = "document camera,visualiser,visual presenter,ELMO profile,ELMO history,seeding project,global office,contact,marketing activity,ICT education solutions"; $description = "ELMO is a Japanese company using the best Japanese technology and is now working with educators around the world to develop state-of-the-art education technologies."; //ELMO Product information - document camera, visualiser, projector, tablet, slate, switcher $keywords = "ELMO,product range,document camera,visualiser,education technology,tablet,slate,Interactive board,Projector,Switcher"; $description = "Find out the information about the product range of ELMO visualiser/document camera, wireless tablet and other ICT tools."; $description = "ICT in education provides useful information and how ELMO document camera is effectively used in the classroom. Check out the case study and request for a free trial."; $keywords = "ICT,education,ELMO,visualiser,visual presenter,document,camera"; $description = "ELMO"s ICT(Information and Communication Technologies) can lead to improved student learning and better teaching methods. ELMO"s document-camera/visualiser is effectively used in the classroom. "; $keywords = "ELMO,ICT,education,learning,teaching,Information,communication,technology,Instruction,document,camera,visualiser,visual,presenter"; External link to the satellite-site in the area to which you belong.

Информационными технологиями называют различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации. Основное средство для этого – персональный компьютер, дополнительное – специальное программное обеспечение, возможность обмена информацией посредством сети Интернет и сопутствующее оборудование.

Во многих учебных заведениях информационные технологии до сих пор считаются инновационными – то есть новыми, способными существенно изменить, оптимизировать учебный процесс. И хотя ежедневное использование компьютера уже давно стало нормой, но постоянное появление усовершенствованных программ значительно расширяет образовательные возможности.

Вот только некоторые процессы в обучении, которые значительно упрощают инновационные технологии:

Получение необходимой информации и повышение уровня знаний;

Систематизация информации, благодаря справочникам и электронным библиотекам;

Отработка различных навыков и умений, проведение удаленных лабораторных экспериментов;

Визуализация информации и ее демонстрация (например, на презентациях);

Проведение сложных расчетов и автоматизация рутинных операций;

Моделирование объектов и ситуаций с целью их изучения;

Обмен информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга.

Нужно ли вам получить какую-то информацию, сделать расчеты по сложным формулам, проверить, как будет работать та или иная идея, обсудить с преподавателем и сокурсниками какую-то проблему, не выходя из дома, – все это можно сделать благодаря современным технологиям, что делает сам процесс получения знаний и обучения намного более эффективным.

Когда сегодня говорят об информационных технологиях в образовании, не редко подразумевают мультимедийные технологии, которые, по мнению российских и зарубежных исследователей, помогают более глубоко исследовать многие вопросы, при этом сокращают время на изучение материала.

Мультимедиа представляет собой текстовую, видео, звуковую и фото-информацию, представленную в одном цифровом носителе, а также предполагающую возможность интерактивно взаимодействовать с ней. Проще говоря, мультимедиа позволяют вам одновременно работать с изображением, текстом и звуком, и при этом вам, как правило, отводится активная роль.

Например, в обучающем курсе вы можете менять темп обучения или самостоятельно проверять, насколько вы хорошо освоили материал. Такой индивидуальный подход не только более успешно раскрывает способности учащегося, но и предполагает развития творческого начала.

В образовательном процессе мультимедиа используется и для проведения мультимедийных презентаций, и для создания обучающих курсов, и в дистанционном обучении.

Информационные технологии в образовании

Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

Классификация средств ИКТ

Понятие мультимедиа

Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов

Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

Индивидуализация работы самого учителя;

Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

Усиление мотивации к обучению;

Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

Обеспечение гибкости процесса обучения.

Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.

В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Дистанционные технологии обучения

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;

интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;

оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

предоставление учебников и другого печатного материала;

пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

видеопленки;

трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;

кабельное телевидение;

двусторонние видеотелеконференции;

односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;

электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

Понятие мультимедиа

Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса..

Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений.

Мультимедиа - это:

технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий - сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM - для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web.

Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов:

1. Педагогическое проектирование

разработка структуры ресурса;

отбор и структурирование учебного материала;

отбор иллюстративного и демонстрационного материала;

разработка системы лабораторных и самостоятельных работ;

разработка контрольных тестов.

2. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видео-информаци.

3. Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т.п.

4. Тестирование и экспертная оценка

Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов:

системы обработки статической графической информации;

системы создания анимированной графики;

системы записи и редактирования звука;

системы видеомонтажа;

системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.

Определение и способы информатизации процесса обучения .

Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечениепроцесса обучения - система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации.

Достаточно долго основным носите­лем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопле­ния, обработки и распространения полу­ченной информации были мозг, язык и слух человека.

Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Правда, сначала они использовались в основном как большие автоматические арифмометры.

Принципиально новый шаг был сделан, когда от применения компьютеров для решения отдельных задач перешли к использованию их для системной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по пeреработке информации.

Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система.

Мы будем различать процессы компьютеризации и информатизации процесса обучения.

Компьютеризация обучения - это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники.

Информатизация обучения - это процесс, направленный на оптимальное пользование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Он педагогический в том смысле, что в нем решаются педагогические задачи. Перечень этих задач, критерий опти­мальности, входные данные и необходи­мые результаты - все это определяется процессом обучения.

Компьютеризация - это необходимое условие информатизации, но не доста­точное. Компьютер является инструмен­том, применение которого должно приве­сти к кардинальным изменениям в про­цессе обучения.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя опреде­лению академика Б.Н.Глушкова (инфор­мационные технологии - процессы, свя­занные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология - информаци­онная. Когда же компьютеры стали широ­ко использоваться в образовании, по­явился термин "новая информационная технология обучения".

В образовании "педагогическая технология" и "информа­ционная технология" - это в определен­ном смысле синонимы.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если она:

  • удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеполагание, целостность);
  • решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены.

При этом средством подготовки и пе­редачи информации обучаемому является компьютер.

Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе новых информационных технологий.

Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Учитель сам определяет, что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт.

Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный ее вариант.

Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а именно о системе способов, которые в своей совокупности охватывают все характеристики процесса обучения.

Способом информатизации процесса обучения будем называть такую взаимосвязанную деятельность всего коллектива школы (администрации, учителей, психологов, медицинских работников и др.), которая заранее ориентирована на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера.

Рассмотрим группу способов информатизации процесса обучения.

  1. Построение оптимального учебного плана школы.
  2. Построение электронных моделей школьных учебников.
  3. Построение полного внутришкольного педагогического мониторинга.
  4. Построение и проведение полного внутришкольного психологического мониторинга.
  5. Построение и проведение полного внутришкольного мониторинга здоровья и физического развития учащихся.
  6. Прогнозирование результатов обучения учащихся и класса в целом.
  7. Оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по классу в целом.
  8. Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.
  9. Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке.
  10. Построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.
  11. Оптимальное сочетание управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью на уроке.
  12. Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения.
  13. Тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.

Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невозможно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содержание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А.Колесникова называет его эпохой смены педагогик (от классической – к неклассической). Е.А.Ямбург говорит о «конфликте парадигм». А.Г.Асмолов, М.А.Гусаковский, В.В.Краевский, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков и другие пишут о кризисе гуманитарности, который трактуется как кризис рациональности и целостности.

Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно-воспитательный процесс.

Психофизиологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в неё ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении всего периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

Школьная успеваемость является критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, на самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей, умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самопознания, который назван теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности учебной деятельности не формируются, у ребенка снижается самооценка, возникает чувство неполноценности, могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

В младшем школьном возрасте формируются следующие психологические новообразования:

  1. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребёнок во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
  2. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка – дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче.
  3. Также в этом возрасте у детей формируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах. Это способствует развитию воли. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины.
  4. Мышление школьника начинает приобретать абстрактный и обобщенный характер. В процессе обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.)
  5. Формируются предпосылки развития чувства компетентности, умелости.

Знания психофизиологии детей младшего школьного возраста важны для учителя, так как целенаправленное педагогическое воздействие педагогов является в этот период определяющим фактором развития обучающихся.

Ориентация на свойства личности, её формирование, её развитие в соответствии с природными способностями – современная парадигма образования. В условиях экономического и технического роста в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь используя современные подходы, технологии, методы. Младшие школьники уже на начальных этапах обучения должны осваивать информационную культуру, чтобы добиться положительных результатов на II и III ступени в условиях современных требований.

Понятие и общая характеристика информационных технологий

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.

В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:

  • Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
  • Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
  • Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
  • Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.
  • Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
  • Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet:

  1. Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.
  2. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

  1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
  2. Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.
  3. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
  4. Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
  5. Paint – программа для рисования.
  6. Microsoft PowerPoint – программа презентаций.

Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.

Информационная культура учащихся начальных классов – неотъемлемая часть результата образования

Информация – это знания. Человек может делать с информацией следующее: хранить, обрабатывать и передавать. Это основные информационные процессы.

Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание и тиражирование) и использовать ее для получения, обработки и передачи средствами информатизации и информационных технологий.

Этого же требует Федеральный компонент государственного стандарта начального образования и национально – региональный компонент начального общего образования Свердловской области.

Из ФК ГС «В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности, в том числе и работа с информацией».

«Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков , уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения».

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В региональном компоненте начального образования Свердловской области указано, что выпускники начальной ступени должны владеть следующими компетенциями:

  • Готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности.
  • Проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона.
  • Умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношении с разными людьми.
  • Сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту.

Таким образом информационная культура учащихся начальных классов – это неотъемлемая часть результата их образования, но ряд обучающихся обладают особыми возможностями, о них подробнее пойдет речь далее.

Влияние информационных технологий на развитие и обучение младших школьников

В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель, графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в INTERNET.

Досуговая среда организуется с помощью:

  • игровых программ;
  • компьютерных игр по сети;
  • компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
  • Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Приложение 1 проект «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

Приложение 2 мультимедийная презентация к проекту «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

Современные ИКТ и их роль в системе образования

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т. д., определяющих этапы процесса модернизации.

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных программ на качественно новом уровне. Создание скоростных телекоммуникаций и разработка технологий реального времени дает возможность реализации моделей распределенной образовательной среды, построенной на технологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения.30

Несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов, уже сейчас эти технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений. Электронную почту, которая десять лет назад казалась значительным прогрессом в развитии коммуникационных технологий, сменили on-line технологии. А уникальные лабораторные экспериментальные и вычислительные комплексы стали доступны благодаря средствам автоматизации и компьютерным технологиям управления на расстоянии.

Преимущества таких технологий очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных и научных центров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и создавать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный доступ к ресурсам коллективного пользования и совместное проведение вычислительных и лабораторных экспериментов, осуществлять совместные научные проекты и образовательные программы.

Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность, они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом , основой в создании общего информационного пространства.31

Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой стороны. Отсюда и двоякая роль ИКТ: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой – средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться в системах государственного управления и общественного самоуправления.

Обозначим основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:

· мотивированность в использовании различных дидактических материалов;

· четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;

· ведущая роль преподавателя в проведении занятий;

· введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;

· соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;

· учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

· обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;

· обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.

Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности, исходя из принципов целесообразности и эффективности использования ИКТ в учебном процессе.

ИКТ расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр . Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ и т. д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.

Использование лабораторного оборудования позволяет организовать в реальном времени постановку демонстрационного эксперимента, усиливающего понимание материала и его усвоение. Применение спутниковых технологий позволяет перейти на более высокую ступеньку использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Применение ИКТ в системе образования актуализирует их коммуникативную составляющую. Проникновение компьютерных телекоммуникаций в сферу образования инициировало развитие новых образовательных технологий, когда техническая составляющая образовательного процесса приводит к сущностному изменению образования. Развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что в свою очередь способствовало трансформации образовательной системы в целом. Границы образовательной сферы, локализованные институциональными, временными и пространственными рамками были значительно расширены за счет внедрения телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.

Модели обучения, в которых используют информационно-коммуникационные технологии, можно охарактеризовать следующим образом:

· Модель изучения. Изучение и освоение компьютера, пользовательского интерфейса, программы. Освоение орудий труда, инструментария.

· Модель существования. Программные среды моделирования. Игры, тренажеры, Интернет.

· Модель управления собственной информацией. Формирование и накопление информационных материалов в смысле накопления, организации их хранения, обновления и т. д.

· Модель управления технологическим процессом. Управление лабораторными опытами.

· Модель творчества. Компьютер как инструмент познания и творчества.

· Модель общения. Дистанционное общение, обучение и образование.

· Модель просмотра. Удовлетворение собственного любопытства,

· Модель добывания информации. Поиск информации при использовании электронных энциклопедий и путеводителей.

· Модель опосредованного взаимодействия. Участие в проектах необязательно предполагает непосредственное использование компьютера.

Типология информационно-коммуникационных технологий,

используемых в образовании

Технологии представления информации. Информатизация начальной ступени образования. Информатизация естественнонаучного образования

За достаточно короткую историю информатики уже создано огромное количество различных информационных технологий, и с освоением многих из них, необходимых и полезных, современный человек практически постоянно запаздывает в различных видах своей деятельности. Зачастую такова участь и профессионалов в области ИКТ, успевающих осваивать их только в своей узкопрофессиональной сфере. Для того чтобы не чувствовать себя беспомощным в современном информационном мире, необходимо постоянно «подпитывать» себя изучением все новых технологий.

1) технологии представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность);

2) технологии структурирования информации и систем искусственного интеллекта (базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы);

3) коммуникационные технологии (сети разных уровней, телекоммуникации).

Рассмотрим каждое направление в отдельности.

Технологии представления информации

Информационный ресурс – накопленные за всю историю человечества знания – до сих пор в основном сохранялся в пассивной форме, в виде печатной продукции. С появлением ин­формационных технологий на базе современных компьютеров как новых средств работы с информацией появилась возможность перевести информацию из пассивной формы в активно функционирующий ресурс на основе таких технологий, как, например, технологии мультимедиа и гипертекста (гипермедиа).

Мультимедиа – быстро развивающаяся современная информационная технология, позволяющая объединить информацию разных типов, таких, как текст, звук, графическое изображение, анимация (мультипликация) и видеоизображение. В результате обеспечивается такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств одновременно в сочетании с использованием больших объемов информации, быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней, что предопределяет качественно новые возможности повышения эффективности образования при, например, создании учебных материалов совершенно нового типа.

Другой технологией этого направления является технология гипертекста. Гипертекст – это специальным образом структурированный текст, расположенный нелинейным образом, в виде отдельных фрагментов, которые связаны друг с другом посредством ссылок, в результате текст располагается как бы в виде ветвящегося дерева. Ссылки делают процесс цитирования каких-либо источников текста чрезвычайно простым. При этом речь идет не о цитировании в обычном смысле, принятом для книг и журналов на бумажных носителях, а о возможности тут же одним движением компьютерной мыши получить полный текст источника. В результате вообще меняется сам способ изложения текстов, пропадает необходимость в цитатах в обычном смысле, а в тексте остаются только ссылки, позволяющие сразу же получить нужное пояснение к нему, информация получается как бы свернутой во времени и пространстве.

В сочетании с гипертекстом мультимедиа образуют средства гипермедиа (hypermedia – сверхсреда). В данном случае гипертексты содержат не только текстовую, но и различную визуальную и звуковую информацию. Носителем гипермедийной информации обычно является специальный оптический компакт-диск, позволяющий хранить большие объемы структурированной разнотипной информации, считывание которой происходит посредством лазера.

Использование технологии гипермедиа в учебном процессе позволяет повысить эффективность обучения за счет стимуляции у обучаемого наибольшего количества ощущений, возможности моделирования различных объектов, явлений и процессов и интерактивного управления ими, формирования у обучаемых навыков работы с различными типами информации и ее свободной манипуляцией, возможности разворачивания и сворачивания ветвей информации в пространстве и времени, что предполагает реализацию широкого спектра обучающих воздействий.

Практическая реализация систем гипермедиа привела к появлению электронных книг, которые условно можно разделить на четыре класса: энциклопедические, информационные, обучающие, экзаменующие.

Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или при частичном участии преподавателя осваивать учебный курс или его раздел средствами ИКТ. Каждый электронный учебник обычно имеет информационную (содержательную), тренирующую (упражнения на закрепление полученных знаний) и тестирующую (настраиваемый банк вопросов, непосредственно модуль тестирования, экспертный модуль для анализа и оценки) части.

Сложность практического использования электронных книг и учебников вызвана в основном их предназначением для самостоятельного обучения. Они содержат большое количество разветвленной дополнительной информации, и каждый ученик выбирает собственный маршрут изучения материала, поэтому они не всегда вписываются в канву традиционного классно-урочного учебного процесса.

Несмотря на сложности разработки и реализации, все более широкое распространение в образовательных целях получает новая технология неконтактного информационного взаимодействия – виртуальная реальность, создающая иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном заэкранном мире с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред и специальных устройств. Эта развивающаяся технология представляется принципиально иной, будущей ступенью развития средств гипермедиа. Контакт пользователя с системой виртуальной реальности осуществляется с помощью очков-телемониторов и специального устройства – джойстринга, создающего эффект обратной силовой связи и обеспечивающего общение жестами с помощью интерфейс-перчатки.

Реализация технологии виртуальной реальности в образовательных целях способствует формированию опыта деятельности по имитированию, проектированию, моделированию объектов, явлений и процессов предметного мира; развитию наглядно-образного, теоретического мышления, что позволяет обучаемому изучать не только объекты и явления окружающей нас реальной действительности, но и те, которые в реальности невоспроизводимы или сложно воспроизводимы (космические полеты на другие планеты, новые хирургические операции, наблюдения за сложными природными явлениями и т. д.).

Познание виртуального мира, внутрь которого попадает человек в процессе работы с системой, развивает воображение, абстрактное мышление, помогает понять и осознать сущность самых уникальных явлений и процессов. Основными трудностями внедрения технологии виртуальной реальности являются сложность и высокая стоимость инструментальных программных средств для создания компьютерных программных продуктов, а также необходимость использования дорогостоящего оборудования.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Основные черты современных ИТ:

хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.

https://pandia.ru/text/78/231/images/image002_52.gif" alt="Современные ИКТ и их роль в образовании" width="521" height="210">

Выступление на м/о

учителя истории

Спартаковской ЗОШ