Хороший человек не профессия откуда фраза. Хороший человек – это не профессия, или Почему сотрудники – это не просто люди

В последние десятилетия образование уверенно превратилось в главную ценность современного мира, потеснив то, чем люди привыкли дорожить в прежние времена, - например, деньги, происхождение, молодость и красоту. Не так важно, кем ты родился, что имеешь и хорошо ли выглядишь, как важно то, чему ты научился.

Причем в наши дни студентам продают не столько знания и диплом, сколько способ работать с информацией. Научись правильно думать, ловко обращаться с бездонными источниками данных, накопленных человечеством, замечай и анализируй поступающие отовсюду сигналы - и преуспеешь, за что ни возьмись. Бесполезно вбивать в голову содержимое мировых библиотек и все, что помнит «Гугл», но если ты знаешь, где искать, если умеешь видеть дополнительные факторы, влияющие на ситуацию, и не путать причины со следствием, ты крут.

Но беспокойное сознание обожает отыскивать двойственность и подводные камни где угодно. Для русского уха слово «образование» распадается на противоречивые понятия: с одной стороны, нечто образующее - создающее и структурирующее, то, что, собственно, вылепляет из тебя личность; с другой - это образ, нечто внешнее, фасадное, временное и неподлинное. И вроде бы это устаревший конфликт, который обожали писатели-деревенщики - «ишь ты, университеты кончил, науки всякие превзошел, а человеком так и не стал», - но полностью избыть его не получается.

Все чаще встречаю прекрасных востребованных специалистов, с хорошей профессиональной репутацией, не замкнутых на работе - они путешествуют, с удовольствием осматривают мир, органично чувствуют себя в европейских культурных салонах и в американских научных кругах. И при этом в частных высказываниях способны на совершенно дикарский дискурс, транслируя что-то дремучее, ксенофобное, мизогинное или еще какое.

Славная питерская девочка, невероятно удобная в сотрудничестве, вдруг обмолвится о геях, которых нужно лечить, а не признавать за нормальных. И что, тебе с этого момента сворачивать все совместные проекты?

Чудесно образованный - то есть по всем признакам «хорошо сделанный» - израильтянин советского происхождения отпускает фразу о «грязнокровках», недостаточно качественных евреях, которым не место в его стране. И ты приходишь в растерянность, потому что в России принципиально не приближалась к людям, способным сказать «пусть евреи убираются в свою Израилию», а теперь такой же конструкции тип у тебя в друзьях.

Прекрасный мужчина кавказской национальности, москвич, закончивший приличный университет, предупредительный и бесконечно вежливый, расслабляется и случайно обнаруживает бездну: роняет буквально пару слов, из которых очевидно, что представители иных народов для него не совсем люди, непригодны для дружбы, создания семьи, каких бы то ни было глубоких отношений. И дело даже не в сохранении крови, а в том, что «другие» недостаточно чистые.

Высокооплачиваемый программист, которому будут рады в любой стране мира, говорит о девушке (спокойно, как об очевидном), что вот с таким экстерьером или возрастом женщин не бывает, это непригодный биологический материал. И он, конечно, готов с «этим» разговаривать и даже работать, но уважать - увольте.

И я сейчас даже не буду упоминать о политике, о том, кого разные достойные профессионалы предлагают поставить на место, изгнать, убить, расчеловечить.

И вроде бы понимаешь, что твоя личная толерантность допускает чужое мнение, традицию, вкусы и убеждения - словом, любую инакость, которую эти люди не позволяют другим, но ты-то не такая. И они же не делают зла упомянутым категориям населения, просто транслируют личное отношение, просто говорят об этом - а ты за свободу слова, между прочим. И ты с ними соприкасаешься в точках, где эти взгляды ничего не решают, ваше сотрудничество совершается в других плоскостях - не про пол, гендер, религию или происхождение. И ты даже, с их точки зрения, из «полноценных», лично тебя никто в топку не отправляет. Но как справляться с чувством, что договариваешься с группой принаряженных дикарей и у кого-то из них в доме припрятана берцовая кость предыдущего переговорщика?

Правда, в наши дни возвращается идея репутации, совсем было пропавшая в прошлом веке.

Когда раньше люди жили в закрытых общинах, репутация личности решала все. Мир был достаточно прозрачным, и народ видел, кто каков в частной жизни. Со скверным типом мало кто хотел иметь дело, не важно, какой он мастер, - его услугами пользовались только вынужденно, при прочих равных выбирая «хорошего человека». Критерии «хорошести» могли быть разные, но в среднем следовало соблюдать рамки принятых норм и не злодействовать в быту.

В дальнейшем общины открылись, а частная жизнь, наоборот, замкнулась, и мы стали ориентироваться по фасадам. Профессионала все чаще выбирали по качеству работы и глубине знаний, личные качества отошли на задний план. Более того, немного дикий специалист считался симпатичной экзотикой - образ странного типа с золотыми руками (головой) обрел привлекательность. Что он там несет в нерабочее время, казалось неважным, а бьет ли жену и тиранит ли котиков, никто толком не знал.

И вдруг у нас появились соцсети, и дурь каждого сделалась видна. И СМИ стали молниеносно разносить любые высказывания публичных персон. Но главное, конечно, то, что люди собственными пальчиками начали писать в Интернете. Теперь очень трудно скрыться от знания, что нужный тебе сотрудник в свободное время ходит на какие-нибудь радикальные марши, смотрит «Дом 2» и, да, тиранит котиков. Ты естественным образом выбираешь людей не только по их профессиональной репутации, но и по манере комментировать в соцсетях и по системам взглядов - потому что, как было отмечено, не хочется найти себя в кругу людоедов, замаскированных под клерков.

И бесконечно уважаемое образование вдруг начало терять ценность, не будучи подкрепленным культуркой, толерантностью и добрым нравом. Хороший человек, к счастью, по-прежнему не профессия, но достаточно полновесный критерий. Поэтому, если вам не хватает эмпатии, вы радикальны и безапелляционны, раздражительны и немножечко мракобес, имеет смысл перестать этим гордиться и немного последить за публичными высказываниями - какой бы университет вы при этом ни кончали.

От редакции

Даже большое количество образований не дает гарантии избежать тех самых пресловутых грабель, на которые натыкается каждый из нас, мечтая, чтобы это было в последний раз. Как не позволить своему мозгу вас обманывать, расскажет книга Андре Кукла «Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь» : .

Между словами «успех», «самореализация» и «предназначение» часто ставят знак равенства. Конечно, где-то в идеальном мире вы целеустремленно и последовательно достигаете финансового и социального успеха, реализуясь в своем предназначении. Но в реальном мире самореализация и предназначение далеко не всегда идут рука об руку. Чем же они отличаются? Ответ ищите в статье психолога Ярослава Вознюка : .

Становиться лучшей версией себя, постоянно совершенствуясь при помощи популярных психологических книг, - это уже в прошлом, считает датский психолог Свен Бринкман. Мы прочли его книгу «Конец эпохи self-help. Как перестать себя совершенствовать» и записали главные мысли: .

Все время спорим с мужем какой сотрудник лучше: к репкий профи и полное г...о как человек; или порядочный человек, но добротный середнячок в работе ? По состоянию на сегодня к консенсусу не пришли! Продолжаем спорить.

Первое мнение: «Хороший человек - не профессия? »

Всем приходилось слышать эту фразу. Как правило, хорошим человеком мы называем покладистого, неконфликтного, вежливого, готового выслушать других и посочувствовать им сотрудника . К онечно, хорошие люди бывают разные - есть и откровенные бездельники, но сейчас не о них! П росто когда в активе есть не только профессиональные навыки, но и человеческий капитал, это огромный плюс.

По-настоящему хороший человек — это прежде всего человек честный. Поэтому к любому делу он относится добросовестно. Он никогда не хитрит ни перед коллегами по работе, ни перед работодателями. Не лукавит, хотя вовремя высказанная правда перед последними иногда очень сказывается на его каръере. Как ни парадоксально, «комплиментарщиков» любят больше, чем тех, кто может сказать правду — матку. Хороший человек никогда не согласится занять должность, для которой ему не хватает образования, способностей, здоровья или элементарного желания работать. Он всегда будет стремиться к тому, чтобы наиболее эффективно выполнять свои обязанности, пусть даже в силу своих ограниченных возможностей . Для хорошего человека самое важное — не корысть, а польза дела. Если он чувствует, что дело, которым он занимается, действительно важное, он готов работать за минимальное вознаграждение. К ачество, которое, к сожалению, любят у нас эксплуатировать нечестные работодатели, организовывая работу по принципу «Кто едет, того и погоняют », а кто тихо сидит — получают заплату. Поэтому если за какое-то дело берется хороший человек, то можно быть спокойным — все будет в порядке. Вы получите ожидаемый «продукт». «Ожидаемый» - в смысле то, на что максимально способен этот человек.

Н апример, «блестящих» юристов много, а вот просто порядочного правоведа поди — сыщи!

Второе мнение: «Профессионал — не всегда «хороший человек»

П о-настоящему плохой, даже талантливый в своей профессии человек способен не только блестяще выполнить, но и «блестяще» завалить любое дело, которое ему поручат. Даже если он умен, образован, энергичен, целеустремлен, но у него нет совести и ответственности, он будет бесполезен и даже вреден на любой работе. И чем талантливее он в своей профессии, тем эффективней может навредит. Плохой человек всегда будет думать прежде всего о своих личных интересах, о том, как поменьше сделать и побольше получить. Он будет стремиться за свои профессиональные обязанности выклянчивать под любыми предлогами дополнительное вознаграждение за «допуслуги». Такой человек — не кошка, которая привязывается к своему дому и хозяину. Он в постоянном поиске где лучше, удобней и сытней. И предает старых работодателей так же легко, как обещает «райские кущи» новым.

Какой из этого вывод?

Хороший человек и высокий профессионал одновременно - это, безусловно, клад! Но вот почему — то практика показывает, что таких людей катастрофически мало. Здесь, как в анекдоте про обезяну — либо умная, либо красивая.

Почему так несовместимы порядочность и профессионализм — вопрос отдельный. Решать его можно бесконечно. А работники нужны! Причем не «на когда-то», а чаще - «еще вчера».

Поэтому и приходится делать нелегекий выбор.

Хороший человек – это не профессия. Но огромный плюс, если хороший человек является ещё и высококвалифицированным специалистом, профессионалом. Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Хороший человек – не профессия?».

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]
Презентация [PDF ] [PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование нравственного сознания на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • формировать потребность в усвоении нравственных ценностей;
  • побуждать обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию;
  • развивать способность к сознательному выбору добра.

Задание № 1.

Тема занятия сегодня «Хороший человек – не профессия?»

1. Поразмышляйте, в чём, на ваш взгляд, смысл этого выражения.
2. Подумайте, нет ли в нём некоего противоречия.
3. В каких ситуациях его употребляют?
4. Выскажите своё мнение, кто такой хороший человек? Кого мы можем назвать хорошим человеком? Кого мы называем хорошим человеком? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 2.

Работа в группах.

1. Заполните таблицу. Запишите основные качества:
1-я группа – хорошего человека;
2-я группа – хорошего специалиста (профессионала).

2. Сравните качества хорошего человека и хорошего специалиста. Есть что-то общее, что объединяет эти два понятия?

3. Тождественны ли понятия «хороший человек» и «хороший специалист»?

4. Подумайте, что важнее, быть хорошим человеком или хорошим специалистом?

Задание № 3.

Прочитайте притчу.

Однажды на одной из английских фабрик вышел из строя паровой генератор. Каких только специалистов ни приглашал фабрикант, но никто не смог его починить. И вот однажды пришёл незнакомый человек и сказал, что может починить генератор. Фабрикант удивился, но решил дать мастеру шанс.

Аккуратно и методично тот начал простукивать различные участки машины, внимательно прислушиваясь к звукам, которые издавала металлическая поверхность. За десять минут он простучал датчики давления, термостаты, подшипники и соединения, где, как он предполагал, находится повреждение. Затем он подошёл к одному из коленчатых соединений и нанёс несильный удар молотком. Эффект был мгновенным. Что-то сдвинулось, и паровой генератор заработал.

Фабрикант долго благодарил мастера и попросил его прислать счёт, где были бы расписаны все виды работ. Вот что было написано в счете: за десять минут простукивания - 1 фунт. За знание того, куда нужно ударить - 9999 фунтов. Итого: 10 000 фунтов.

Теперь вы согласитесь, что профессионализм – это не просто умение ударить, а умение ударить именно туда, куда нужно.

1. Выскажите своё мнение, важно ли хорошему специалисту (профессионалу) быть хорошим человеком.
2. Как стать хорошим специалистом?

Задание № 4.

1. Ответьте на вопрос барина, который он задал работнику.

2. Сформулируйте профессиональные и личностные качества первого работника и Ивана.

Задание № 5.

Прочитайте притчу.

Однажды проводился чемпионат по рубке леса. В финал вышли канадец и норвежец. У них было несколько часов на то, чтобы определить сильнейшего по принципу «кто больше дров нарубит, тот и победитель».

Пришло время старта. Лесорубы начали работать. Когда первый час подходил к концу, канадец с удивлением понял, что норвежец остановился. Норвежец целых 10 минут не рубил деревья, а канадец трудился без остановки. И так было каждый час. Норвежец всё время останавливался на 10 минут. Когда время соревнования истекло, канадец был совершенно уверен в своей победе. Ведь он трудился без перерывов, а соперник столько времени потратил напрасно!
Как же он удивился, когда выяснилось, что норвежец сделал больше.
«Погоди, ну как же так… – сказал канадец. – Я ведь работал не останавливаясь. Как же так получилось?»
«В конце каждого часа, пока ты продолжал рубить деревья, я точил свой топор».

1. Подумайте, в чём смысл этой притчи.
2. Как бы вы озаглавили данную притчу? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 6.

1. Подумайте, что имел в виду великий русский педагог К. Д. Ушинский, сказав: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет»? Максим Горький: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».

2. Что нужно знать и учитывать при выборе профессии?

3. Подумайте, как выбранная профессия может повлиять на личностные качества человека. Приведите примеры.

4. Накладывает ли выбранная профессия отпечаток на человека? Приведите примеры.

Задание № 7.

Вернёмся к теме классного часа «Хороший человек – не профессия?». Выскажите своё отношение к смыслу этого выражения.

Работа в группах. Подготовьте презентацию на одну из тем.

1-я группа. Хороший руководитель – это…
2-я группа. Хороший работник – это…

ПРОФЕССИЯ - ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК

Классный час, посвященный проблеме нравственного самоопределения при выборе профессии

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

С развитием рыночной экономики ученые отмечают деградацию человеческих ресурсов в нашей стране. Это подтверждают множество социологических опросов с начала 1990-х гг. Так, только 7% взрос­лого населения считали, что заработок зависит от личных усилий, остальные связывали успех с деньгами, связями, спекуляцией, мо­шенничеством. «По своей системе ценностей типичный россиянин начала XXI в. - это даже в большей степени "типичный американец", чем житель самих Соединенных Штатов» (Исследование «Томская инициатива», 2002-2003 гг.). Ученые подчеркивают, что основа про­фессионализма - в нравственности. Только нравственная личность может быть эффективной. И только на этом нравственном фундаменте можно строить эффективную экономику, возрождать нормальные человеческие отношения.

Ключевые понятия предлагаемого классного часа: эффективная лич­ность, саморазвитие, самостоятельность мышления, хороший человек.

Цели: дать детям представление о нравственной основе профессионального выбора; формировать позитивную оценку таких качеств характера, как ответственность, честность, добросовестность, воспиты­вать отрицательное отношение к карьеризму, погоне за наживой, халтуре; побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Оформление:

Написать на доске задания для групповой работы:

Незавершенные предложения:

1. Идеальный работник должен...

    Идеальный руководитель должен...

    Идеальная работа должна...

Признаки эффективной личности:

Эффективная личность:

1. Это нравственная личность.

    Это саморазвивающаяся личность.

    Это самостоятельно мыслящая личность.

План классного часа

    Интерактивная беседа.

    Незавершенные предложения (Работа в группах).

    Работа с понятием «эффективная личность».

    Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?».

    Заключительное слово.

VI . Подведение итогов.

Ход классного часа

I . Интерактивная беседа

Классный руководитель . Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы детей.)

Ну хорошо, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России по­меняли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо?

Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?

Нужно ли бояться, что придется менять профессию?

(Высказывания детей.)

Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприя­тия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?

Примерные ответы детей:

    Нужно получить 2-3 образования.

    Нужно овладеть смежными специальностями.

    Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.

    Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.

II . Незавершенные предложения

Классный руководитель . Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения.

    1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложе­ние (читает с доски).

    2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение (читает с доски).

    3 группа. Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение (читает с доски).

(В течение 5 минут дети обдумывают ответы.)

Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?

(Представители групп выступают.)

И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.

III . Работа с понятием «эффективная личность»

Классный руководитель . Сейчас стало очень модным словосочетание «эффективная личность».

Эффективная - значит результативная, успешная, счастливая. Эф­фективная личность обладает такими характеристиками (читает с доски). Раскройте смысл этих понятий, работая в группах.

(В течение 5 минут дети обсуждают смысл понятий.)

Итак, раскрываем смысл понятия «эффективная личность». Три характеристики. Слово представителям групп.

    Что значит «нравственная личность»?

    Саморазвивающаяся личность?

    Самостоятельно мыслящая личность?

(Дети дают ответы с места, дополняют и уточняют.)

А теперь давайте попробуем определить признаки неэффектив­ной личности. Пусть каждая группа подберет антонимы к своей ха­рактеристике. Без подготовки.

(Представители, дополняя друг друга, дают характеристики неэффек­тивной личности.)

Примерные ответы:

Неэффективная личность...

Безнравственная, работает ради денег, карьеры, все подчиняет личной выгоде и т. п.

Не хочет работать над собой, ищет покоя, комфорта, хочет рас­слабиться и т. п.

Подражает другим, живет по шаблону (реклама), некритически следует общепринятому образу жизни (ценности, стиль, темп, имидж, вещи и т. п.).

Классный руководитель . А теперь вопросы ко всем.

    Кого в нашем классе можно назвать эффективной личностью?

    Считаете ли вы себя эффективной личностью?

    Хотите ли вы быть эффективной личностью? (Дети отвечают.)

Некоторые ученые предполагают, что если бы Россия смогла воспитать несколько поколений эффективных людей, она вошла бы в число высокоразвитых стран мира.

IV . Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?»

Классный руководитель . Мы говорили о том, что нравст­венность - это важнейший признак эффективной личности. Другими словами: хороший работник должен быть хорошим человеком. А как же тогда поговорка «Хороший человек - это не профессия»? Может быть, поговорка неверная, или под словами «хороший человек» подразумевается что-то другое. Давайте проведем дискуссию на эту тему. Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса. Обсудим этот вопрос. Как и когда могла появиться у нас такая поговорка? (Появилась с тех пор, когда на производство приходили полуграмотные специалисты, которые даже читать и писать не умели)

Какой смысл вкладывается в эту поговорку? В каких ситуациях ее употребляют? (Когда говорят о плохом, малограмотном, неумелом, ленивом работнике, которого терпят только за то, что он ни с кем не ругается, вежливый, добрый, но толку от него мало и т. п.)

Почему словосочетание «хороший человек» звучит иронически в этой фразе? (Потому что подразумевается, что нужно еще что-то уметь делать.)

Кто такой в действительности «хороший человек»? (Тот, у кого есть честь и совесть. Он никогда не возьмется за работу, для кото­рой у него нет образования, способностей, желания. Для него глав­ное - не корысть, а польза дела.)

Применима ли к нему эта поговорка? (Высказывания детей.)

А плохой человек - это профессия? Можно ли поручить дело пло­хому человеку, даже если он очень умный, образованный, пробив­ной? (Если у него нет ни чести, ни совести, ни ответственности за дело, если он работает только ради выгоды - он может принести много вреда, даже пойти на преступление.)

Ответственность, совесть, честность - как эти качества характера связаны с мастерством, квалификацией? (Нужно во все вникать, до всего докапываться, ничего не пропускать, все изучать добросове­стно, тогда ты станешь мастером своего дела.)

А может ли бессовестный, бесчестный, безответственный человек быть хорошим специалистом? (Врядли, он будет халтурить во всем, искать только свой выгоды, даже во вред делу.)

А может ли такой человек занять высокое положение, получить ордена и награды? (Очень часто так бывает.)

А кто из вас считает себя хорошим человеком? В чем это прояв­ляется? (Дети отвечают.)

Кого вы считаете хорошим человеком? Уважаете ли вы его? (Вы­сказывания детей.)

Какой пример вы могли бы привести, чтобы доказать, что мас­терство специалиста не зависит от того, сколько денег он требует за свою работу? (Дети отвечают.)

Наше обсуждение закончилось. Какой вывод можно сделать по поводу этой пословицы?

Примерные ответы детей:

    Выражение «хороший человек» здесь употребляется с иронией, имеется в виду «хороший» только по внешним признакам, а не по внутренним качествам. Хороший человек никогда не возь­мется за работу, которая ему не по силам.

    Хороший человек - это, действительно, не профессия. Но это основа профессионализма.

V . Заключительное слово

Классный руководитель . Что от нас требуется? быть нормальными людьми. Надежными и верными людьми, на которых можно положиться. Тогда и любая профессия станет нам интересна. А об эффективной личности говорил еще великий русский педагог К. Ушинский: «Только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нрав­ственности и счастья».

VI . Подведение итогов

Классный руководитель . Доброта, честность, ответ­ственность - пригодится ли это вам при выборе профессии? Нужно ли знать, что такое эффективная личность?