«Говорят, что царь не настоящий» ©. «Иван Васильевич меняет профессию»: любимые фразы из любимого кино Взбунтовалась говорят царь не настоящий

Самой народной комедии СССР «Иван Васильевич меняет профессию» сегодня исполняется 40 лет. Снятый по пьесе Михаила Булгакова, фильм Леонида Гайдая блещет остроумием, и цитаты из него навсегда прописались в нашей повседневной речи, став крылатыми и непроизвольно вызывая улыбку на губах.

Сегодня портал вспоминает любимые фразы из культового кино, произнесенные любимыми актерами.

Юрий Яковлев (Иван Васильевич Бунша и Иоанн Грозный)

Ошибаетесь, уважаемый, это дело общественное. Вы своими разводами резко снижаете наши показатели.

Одумайтесь, одумайтесь, товарищ Тимофеев, прежде чем, понимаете, увидеть древнюю Москву - без санкции соответствующих органов!

Меня терзают смутные сомнения…

Царь, очень приятно, здравствуйте, царь!

А вы думаете, нам, царям легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики… Нам, царям, за вредность молоко надо бесплатно давать!

Эй, человек! Человек! Официант! Почки один раз царице!

Я требую продолжения банкета!

Вы ещё ответите за ваши антиобщественные опыты, хулиган!

С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на нее и уповаю…

Ульяна Андреевна, я царствовал! Но вам не изменил! Меня царицей соблазняли, но не поддался я, клянусь!

От самозванца слышу!

Ох, тяжко мне! Молви еще раз, ты не демон?

Ключница водку делала.

Какого Бориса-царя?! Бориску - на царство?! Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее?! Сам захотел царствовати, всем володети?! Повинен смерти!

Ты пошто боярыню обидел, смерд?!

Молись, щучий сын, прощайся с жизнью!

А боярыня - красотою лепа! Червлёна губами, бровьми союзна… Чего ж тебе ещё надо, собака?

Ну так и женись, хороняка, князь отпускает ее.

Ой, бесовская одежа, ой, искушение!

Замуровали, демоны!

Вот что крест животворящий делает!

Оставь меня, старушка, я в печали…

Казань брал… Астрахань брал… Ревель брал, Шпака… н-не брал.

Лжешь, собака! Аз есмь царь!

В милицию замели, дело шьют!

Леонид Куравлев (Жорж Милославский)

Это я удачно зашел!

Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть.

Я - артист больших и малых академических театров; а фамилия моя - фамилия моя слишком известная, чтобы я её называл!

А что это вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету, и цветы не растут.

Тьфу на вас. Тьфу на вас еще раз!

Минуточку! Если ты еще раз вмешаешься в опыты академика и станешь на пути технического прогресса, я тебя!..

Ты не молчи как пень, я ж не могу один работать.

Надежа-царь говорит, что я князь Милославский. Устраивает это вас?

Были демоны, - мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались. Так что прошу эту глупую панику прекратить!

Введите гражданина посла!

Такие вопросы, дорогой посол, с кондачка не решаются. Нам надо посоветоваться с товарищами, зайдите на недельке.

Передай твой король мой пламенный привет!

Все свободны! Да, конвой тоже свободен. Конвой свободен!

Федя, ты чего там жмешься около почек? Иди сюда.

О, да ты, ваше благородие, нарезался!

Торопиться не надо, сесть я всегда успею.

Дорогой самодержец, мы пропали.

Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю - ты на что, царская морда, намекаешь?

Александр Демьяненко (Шурик Тимофеев)

Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите.

Если бы вы были моей женой, я бы повесился!

Вы думаете, что я хочу вас отравить?! Дорогой Иван Васильич, у нас это не принято. И кильками в наш век отравиться гораздо легче, нежели водкой, - пейте смело!

А что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?

Наталья Селезнева (Зина)

У меня в кафе увели перчатки… и я полюбила другого!

Ему сообщают, что жена от него уходит, а он - «так-так-так-так-так»! Даже как-то невежливо! И ты знаешь, как-то даже тянет устроить скандал…

Я бросаю мужа - этого святого человека со всеми удобствами!

Так это ж я чемодан подлеца Якина взяла!

Владимир Этуш (товарищ Шпак)

А меня же, Зинаида Михайловна, обокрали - собака с милицией обещала приехать…

Ах, это вы репетируете…

Натурально как вы играете… И царь у вас такой… типичный! На нашего Буншу похож.

Эта роль ругательная, и я прошу ко мне ее не применять! Боже, ну и домик у нас! То обворовывают, то обзывают… а еще боремся за почетное звание «дома высокой культуры быта», - это же кошмар, кошмар!

Что это еще за пьяные выходки?! Я на вас жалобу подам… коллективную!

Сейчас милиция разберется, кто из нас холоп.

Закусывать надо!

Алё, милиция? Это говорит сегодняшний обокраденный Шпак…

Все, что нажито непосильным трудом, все же погибло! Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три… куртки.

Михаил Пуговкин (режиссер Якин)

Жди меня, и я вернусь.

Я проходил с ней сцену, истеричка! Это моя профессиональная обязанность. Profession de foi!

Паки… иже херувимы! Ваше сиятельство, смилуйтесь. Между прочим, вы меня не так поняли… Языками не владею, ваше благородие.

Житие мое…

Вельми понеже… весьма вами благодарен!

Поелику мы зело на самолет опаздываем.

Наталья Крачковская (Ульяна Андреевна Бунша)

Однако, у вас характер… Была б я вашей женой, я бы тоже ушла.

Александр Сергеевич, извините, что беспокою вас во время вашей семейной драмы. Иван Васильевич не у вас?

Товарищ лейтенант, жена я этому алкоголику!

И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… И меня вылечат…

Выучили вас на свою голову, облысели все!

Живьем брать демонов!

Йа-йа, Кемска волост…

Почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком… Икра черная, красная… Да! Заморская икра… баклажанная!

Войско взбунтовалось! Говорят, царь - ненастоящий!

). К "новой" историографии автор, что вполне предсказуемо, относит горячо любимого самого себя, а всех несогласных с его построениями - "опытные в науке люди восстают против совершенно очевидных положений" (а тем более осмелившихся называть их "мифологией" - как сделал, к примеру, к.и.н. А. Гайдуков) - задвигает в "старую" давно отжившую свой век и лишь по какому-то случайному недоразумению никак не выходящую из употребления...
Где прогресс, а где ретрограды и противники новаторства в науке становится ясно уже из названия. Содержание материала подтверждает эту трактовку "расстановки сил". Чудинов ни на секунду не сомневается в своей правоте ("...рано или поздно мои чтения перейдут в разряд «источников по истории России» академической науки, и тогда обвинения Гайдукова и тех, чьи положения он озвучил, покажутся историческим курьёзом"), причем, как представляется, мысли о возможной ошибочности каких-либо выдвигаемых им предположений даже не задерживаются в его голове, а сразу отвергаются на основании достаточно примитивных манипуляций, почитаемых Чудиновым в качестве аргументации ("Чаще всего им кажется, что я не знаю каких-то элементарных сведений . Однако всякий раз при анализе этих сведений оказывается, что они - далеко не элементарные , и моя трактовка их учитывает именно в максимально возможной их полноте. И, напротив, мои оппоненты не замечают этой полноты , и потому оказываются в довольно нелепом положении" - по подчеркиваниям очевидна мгновенно произведенная жульническая подмена понятий : Чудинова действительно обвиняют в незнании или сознательном игнорировании определенных принципов работы с источниками , а он сразу же "переводит удар" на оппонентов, говоря, что они не видят той информации, которую он, не зная или игнорируя эти принципы, добывает с помощью совершенно недопустимых методов ).

Собственно, весь указанный нами материал вошел в книгу Чудинова "Тайные знаки древней Руси" (М., 2009/2010. С. 17-30), . В настоящее время хотелось бы обратить внимание читателей на весьма интересно изложенный эпизод , связанный с т.н. "грамотой" (диплом, привилегия, маестат), выданной , по мнению очень и очень "некоторых", славянам в незапамятные времена самим Александром Македонским (с. 23-30). Есть об этом упоминание и в другой недавней книге Чудинова - "Вагрии" - в общем контексте горькой обиды от того, что "данные сравнительного языкознания, археологии и античных источников" ничего не говорят о существовании в античности Руси и русских: "Между тем еще в XVII в. в историографии имелись данные о том, что русские помогали не только Александру Македонскому, но и отцу его Филиппу. Следовательно, Русь существовала и в античности" (Чудинов В.А. Вагрия. Варяги Руси Яра. М., 2010. С. 147). Обратим внимание на категоричность "вывода": существовала , как считает Чудинов, именно Русь , поскольку, как он только что заявлял, именно "русские" помогали македонским правителям в IV веке до Рождества Христова. Разумеется, сам Чудинов тут ни при чем: "в историографии имелись данные" - самый лучший способ отвести от себя подозрения в искажении исторической действительности. Вот только про требование проверки данных, имеющихся в историографии, он как-то позабыл ... Поэтому его "следовательно" не имеет никакого логического смысла и никакой научной ценности.

1.1. Для начала считаем необходимым обратиться к более раннему упоминанию и

"разбору" этой "грамоты" в интернет-публикации П.М. Золина "Легенда о Словене и Русе " (2004). Дело в том, что при обращении к текстам "грамоты" автор публикации приводит цитируемый текст и ссылку на работу известного отечественного исследователя (впоследствии - академика РАН) В.В. Седова : "(Седов . Славяне... (1994), с. 51, 47, 9, 10, 13, 15)" (этот же текст с этой же ссылкой приведен в другой, более поздней - 2009 - публикации того же автора). "Интересное кино" начинается при проверке этих ссылок... Никакого сомнения в идентификации указанной работы нет, и совершенно ясно, что П. Золин имеет в виду вот это издание , и, судя по общим правилам "указания" ссылок, на перечисленных страницах должен быть помещен цитируемый текст. Однако, при обращении к этим самым страницам, выясняется, что В. Седов не только не приводил в своей работе цитируемый текст, но и прямо указывал на его сомнительное происхождение, не допускающее его уверенного использования в качестве исторического источника. На с. 9 упоминается имя Александра Македонского (вне связи с "грамотой"), на сс. 10, 13, 15 "грамота " просто упоминается при описании включавших ее текст различных Хроник и других памятников, на с. 47, 51 вообще ничего на затронутую тему не говорится, а на не указанной П. Золиным с. 12 , как это хорошо видно, В. Седов предупреждает своих читателей о научной "ценности" этой "грамоты": "Эта грамота - фальсификат чешского происхождения, принимавшийся историками т ого времени за подлинный документ ". Неужели это итоговое "замечание" П. Золин пропустил при чтении работы В.В. Седова? Или счел его "личным мнением", не стоящим даже упоминания?
Очень интересно, с какой же целью П. Золину захотелось так вывернуть наизнанку ситуацию с книгой В. Седова, переместив его из лагеря противников подлинности "грамоты" в лагерь нейтральных повествователей ?.. Обращаю внимание на то, что не каждый читатель интернет-публикаций П. Золина станет проводить сверку с указанной книгой, привычно "поверив на слово" автору...

1.2. Возвращаясь к публикации Чудинова (и ее книжному воспроизведению), сразу же подчеркнем - труд В.В. Седова (равно как и публикация П. Золина) в ней не упоминается, да и количество использованной литературы (со ссылками) ограничивается всего двумя книгами...
А теперь - по порядку.
1.2.1. В интернет-публикации Чудинов начинает свой экскурс в "античную Русь" (в разделе со зловещим заголовком "Ультиматум Александра Македонского") с обращения к тексту книги А.А. Бычкова

"Московия. Легенды и мифы. «Нетрадиционная» история России " (М., 2005) (Справедливости ради отметим, что через месяц в адрес того же автора Чудинов разразился новой публикацией, носящей, по его мнению, характер рецензии, под названием " О Московии и «Нетрадиционной истории России» А.А.Бычкова " (март 2007, копия ), в которой он довел до сведения причину непризнания научной общественностью своих "достижений": " Поэтому нет ничего удивительного в том, что мои работы они считают дилетантскими: Я не верю господствующему в науке мнению и пытаюсь разобраться сам. А они спокойно разделяют эти мнения... ". О том как именно Чудинов "пытается разобраться сам" мы узнаем много интересного , хотя полное игнорирование исследовательской литературы по затронутой проблематике уже говорит о многом...). Однако в книге "Тайные знаки Древней Руси" (2009/2010, сборник статей 2006-2007 гг.) Чудинов указывает уже другую работу А. Бычкова - " Киевская Русь: страна, которой никогда не было? " (М., 2005. С. 30-32). Последуем и мы за "бумажным" вариантом. А. Бычков действительно приводит интересующие нас тексты (подсвечены разными цветами), и выглядит вся история, связанная с "грамотой" Александра Македонского, следующим образом (нумерация текстов потребуется для последующей идентификации):

"Во времена же Александра Македонского, сына Филиппова, княжили у словен три князя: первый — Великосан, второй — Асан, третий Авенхасан. И послал Александр Македонский к князьям словенским грамоту, желая владеть словенским народом.

(1 ) 333 год до Рождества Христова. Золотыми буквами писано:

Под державою моей и богов наших Аполлона, Марша и Юпитера, такожде и богинь Вендеры, Венусы и Артемиды, великому князю Асану и славному князю Афесхасану и премудрому князю Великосану, самодержцем Российским: Аще Богом и Богиням нашим и мне не покоритеся, и аз пришед, землю вашу попленю, а вас мечем моим под высокую мою руку подклоню .

Князья же русские не захотели преклониться пред Александром и не захотели ему подчиняться, но прислали ему в помощь отряд для завоевания мира. Прислали свои отряды также поляки и чехи. И в 324 году до Рождества Христова Александр выдал народу словенскому фирман, написанный на латинском языке, о предоставлении славянам всех прав на занимаемые ими земли от Балтики до Черного моря:
(2 ) «

Мы, Александр, Филиппа короля Македонского, монарх, в образе козла изображаемый, сын Юпитера, чрез Нектанаба предзнаменованный, собеседник брахманов и деревьев, Солнца и Луны, покоритель королевств Персов и Мидян, повелитель мира от восхода и до захода Солнца, от юга и до севера. Просвещенному роду славян и их языку от нас и наследников наших, которые после нас будут править миром, милость, мир и приветствие.
За то, что вы нам всегда надежно помогали, искренни в верности и в бою решительны были, помощники наши, воинственные и крепкие, мы даем и жалуем вам свободно и на вечные времена все пространство земли от севера до пределов Италии на юге, чтобы никто не смел здесь пребывать, поселяться или оседать, кроме ваших родичей. И если кто-нибудь другой будет здесь обнаружен, то будет вашим рабом и потомки его рабами ваших потомков.
Дано во вновь основанном нами городе, основанном на великом Ниле, реке Египта, в 12-й год правления нашего, с согласия наших великих богов Юпитера, Марса и Плутона и великой богини Минервы. Свидетелем чего были наш знаменитый Аналектус, наш локотер, и другие 11 князей, которые, если мы умрем без потомства, будут наследовать нам и повелевать всем миром
».
<(2а ) К этому тексту А. Бычков приводит латиноязычное соответствие: "«Nos Alexander, Philipi regis Macedonum, hircus monarchie figuratus, Grecorum inchoator, Jovis filius, per Nectanabum nunciatus, alocutor Bragmanorum et arborum, solis et lune, conculcator Persarum et Medorum, dominus mundi ab ortu solis usque ad occasum, a meridie usque ad septentrionem.
llustri prosarie Sclauorum el lingue eorum gratiam, pacem atque salutem a nobis et successoribus nostris succedentibus nobis in gubernatione mundi. Quoniam nobis afuistis semper in fide veraces, in armis strenui, nostri adiutores, bellicosi et robusti, damus et conferimus vobis libenter et in perpetuum totam plagam tere ab aquilone usque ad fines Italie meridionales, ut nullus sil ausus ibi remanere, residere autvise locare possit, nisi vestrates.
Et si aliquis ibi inventus fuit manens, sit vester servus et sui posteri vestrorum posterorum. Datum in civitate nove nostre fundationis, fundata super magno Nili fluvio Egipti, anno XII regnorum nostrorum, asidentibus nobis magnis dominis Jove, Marte et Plutone, et maxima dea Minerva.
Testes huius rei fuerunt illystrissimus Anacletus, lecotera noster, et alii principes XI, quos nos nobis sine prole descendentibus relinquimus vestros et totius orbis dominos»">

К русскому же народу грамота была послана отдельно в 310 году до Рождества Христова по окончании службы русского отряда в войсках Александра Македонского. Из-за дальности расстояния и тяжести похода по степям и дебрям Александр предпочел походом на Русь не идти, а дал следующую грамоту:
(3 ) «

Александр, царем царь и над цари бич Божий, презвитяжный рыцарь и всего света обладатель, к непокоривым яростный меч и страх, всего света честнейших над честнейшими в дальном расстоятельном и незнаемом крае вашем от нашего величества честь и мир и милость вам и по вас храбросердому народу словенскому, князем и владельцом от моря варяжскаго и даже до моря Хвалимскаго, дебелным и милым моим: храброму Великосану, мудрому Асану, счастному Авесхасану вечне поздравляю, яко самих вас любезно лицем к лицу целую сердечне приемлю, яко други по сердцу моему, и сию милость даю вашему величеству, аще каковый народ вселится в пределах вашего княжения от моря Варяжскаго и до моря Хвалимскаго, да будет вам и роду вашему подлежими вечной работе, во иныя же пределы отнюдь да не вступит нога ваша. Сие же достохвальное дело замкнено нашим листом и подписано царскою высокодержавною правицею и за природным нашим государским златокованым гербом привешенным.
Дано нашей чести в вечность в месте нашего предела в велицей Александрии изволением великих богов Марша, Юпитера и богини Минервы и Венусы, месяца примоса начальнейшаго дня
».

Поверх же основного текста шла собственноручная надпись:

«Мы, Александр, царь царем и над царьми бич, сын великих богов Юпитера и Венуса на небе, земски же Филиппа сильного царя и Алимпиады царицы, нашею высокодержавною правицею утвердил вечне».

Получив столь ценную грамоту, князья наши повелели повесить ее в храме на золотой нитке по правую сторону от идола Велеса. «И грамоте той поклонялись до земли и целовали ее как величайшую святыню»".

Какие-либо указания на источник цитирования (кроме весьма "глухого" упоминания о "тексте Иоакима" на с. 30), как и на источниковедческий анализ, и вообще на хоть какое-то исследование текста, обстоятельств его возникновения, особенностей бытования и рецепции, в указанной книге А.А. Бычкова отсутствуют.

1.2.2. Чудинов приводит текст [1 ] по книге А. Бычкова, а сразу после цитирования начинает "научное" осмысление прочитанного и тут же выражает свое недоумение: "По всей видимости , написано было русским языком, но имена богов лишь отчасти греческие, а по большей части римские, что странно" (с. 24; здесь и далее выделено мною, кроме особо оговоренных случаев). С чего вдруг пришла в чудо-голову мысль о русском языке, так и остается не проясненным. Отметим также, что удивление Чудинова вызвали не формы написания теонимов, а помещение представителя греческого пантеона - Артемиды - в один ряд с божествами римскими ; при этом термин "самодержец" из конструкции "самодержцем Российским", фиксируемый в отечественных письменных памятниках никак не с древнейших времен (сам термин самодержец как аналог греч. autokrator имеет свою

историю ), а уже в эпоху создания централизованного государства, Чудинова по понятным причинам - в силу простого незнания истории - не встревожил...

Ладно, допустим, Чудинов что-то "не доработал" в античной (и, заодно, в отечественной) истории, которой он, по его нескончаемому словопотоку, столько времени "занимается"; хорошо, оставим это, уповая на то, что хоть в античной мифологии он, как только что нам всем показалось , разбирается... Но наши надежды вдребезги разбиваются дальнейшим чудо-враньем. А в чем же вранье? - спросит недоумевающий читатель. Давайте посмотрим: "В таком случае, приведя исходный текст к богам греческой религии , получим на современном русском языке такое обращение: «Под властью моею и богов наших Аполлона, Марса и Зевса, а также богинь Афины, Афродиты и Артемиды..." (с. 24). Откуда в религии (и мифологии) древних греков , скажите на милость, взялся Марс ?! Не было его там никогда! По крайней мере до тех пор, пока Чудинов его туда не засунул. Арес был, а вот Марса не было...

1.2.3. Чудо-недоумение усиливается упоминающимися в тексте "именами" князей: "На мой взгляд, очень подозрительны имена собственные ; в них можно заподозрить просто некоторые титулы " (с. 24). При чем тут титулы? Чудинов не хочет идти в дебри ономастики. Но, позвольте... То, что происходит с Чудиновым обрабатываемым Чудиновым текстом далее сложно описать, не пользуясь медицинскими терминами... Забыв, что двумя предложениями ранее языком оригинала он "по всей видимости " считал русский , Чудинов, не моргнув глазом, решает совсем уже "запутать следы", свалив все на А. Бычкова: "Возможно, что он специально умалчивает о плохом качестве перевода текста греческого полководца на русский язык , либо соединяет переводы из греческого и латинского подлинников , не упоминая о наличии двух оригиналов" (с. 24). Что и говорить - блестящее чудо-источниковедческое прозрение ! Бурные аплодисменты, левая трибуна скандирует: "Русский! Русский! ", правая - "Перевод! Перевод! ", центральная - "Чудо! Чудо! ".

После этой дикой путаницы "мысль" Чудинова переходит уже все границы фантазирования, начиная "обрабатывать" то ли "русские" имена, то ли "греческие термины": "«Под властью моею и богов наших Аполлона, Марса и Зевса, а также богинь Афины, Афродиты и Артемиды, великому князю без титула , и славному князю без фески , и премудрому князю с великим титулом , самодержцам Российским!" - перед нами чудо-перевод ... "Великий" - это по-чудиновски, совсем не титул, это, как и "премудрый" и "славный", такие дежурные эпитеты, очень даже "принятые" в переписке Александра Македонского с иноземными правителями.

Тем, кто не в обмороке, или уже пришел в сознание, поясню механизм чудо- жульничества манипуляции:


а) великому князю Асану = великому князю без титула
(Асан = а +сан : а - греческая приставка, обозначающая отрицание (a privativum ): агностик , амнезия , астения ; сан - " высокий чин или званье, знатная должность, жалованное достоинство, почет " (по Далю), титул - "по Чудинову")

b) славному князю Афесхасану = славному князю без фески
(Афесхасан = а +феск<х>а +сан : по чудо-догике должно быть переведено так: славному князю "с титулом без фески ")

c) премудрому князю Великосану = премудрому князю с великим титулом
(Великосан = великий + сан , - и так все понятно !)


Это и есть - чистый "чудо-русский язык "! Вам, дорогие читатели, требуются разъяснения? - пожалуйста: "Под «феской» мог пониматься национальный тюркский головной убор, то есть, обращение подчеркивает, что этот князь русов не был тюрком, но, вероятно, имел титул хана" (с. 24; о титуле "хан" и его предшественнике "хакане"). Правда, Чудинов скромненько умолчал о том, когда же именно феска (и именно в таком звучании и написании на русском и других языках) как головной убор в предполагаемом им качестве отличительного знака высокопоставленных лиц фиксируется в традиционной истории , но это - сущие пустяки, вполне обычные для чудо-метода "исследования" истории.

Продолжение следует ...

В этом году юбилей празднует один из самых популярных комедийных персонажей отечественного кино - Шурик, прославившийся благодаря трем комедиям Гайдая. 16 августа 1965 года на экраны вышел первый фильм с его участием - "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".

К деталям фирменного почерка Гайдая относится его поразительный талант к выбору актеров. Практически каждый персонаж, даже появившись на пару секунд, врезался в память зрителю благодаря фактурной внешности или какой-нибудь броской реплике.

Как же сложились судьбы актеров, сыгравших самые яркие эпизодические роли в "Операции "Ы", "Кавказской пленнице" и "Иване Васильевиче"?

Эммануил Геллер

Первая сцена - автобусная остановка, на которой под проливным дождем стоят Шурик и интеллигентного вида пассажир с зонтиком. Дважды пропуская всех подряд в подъезжающие автобусы, эти двое сами в них попасть не могут. В конце концов, не выдержав, "коллега по несчастью" отталкивает Шурика и сам садится в третий автобус. Этого пассажира сыграл Эммануил Геллер.

Настоящая фамилия артиста - Хавкин. Он родился в 1898 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). За свою жизнь снялся в 80 фильмах. Зачастую его роль сводилась к бессловесному, но яркому появлению на экране, и его мастерство комика-эпизодника пытались позже перенять многие актеры. Например, фильмы с его участием часто пересматривал Савелий Крамаров, специально чтобы посмотреть на крошечные фрагменты с актером.

Чаще всего Геллер играл пиратов и моряков, фотографов, пассажиров и прохожих, "лиц кавказской национальности". Снялся он и в продолжении похождений Шурика - сыграл шашлычника в "Кавказской пленнице".

Уже в совсем преклонном возрасте поучаствовал в одном из последних гайдаевских фильмов "Частный детектив, или Операция "Кооперация", где сыграл привычную для себя роль престарелого пассажира. Умер в 1990 году в 91-летнем возрасте. Его кинокарьера продлилась 60 лет.

Владимир Раутбарт

Первый фильм трилогии продолжает новелла "Наваждение". Романтическая история Шурика и Лиды проходит на фоне комичных сцен экзаменов, в которых студенты пытаются сдать предмет ироничному профессору. Его сыграл Владимир Раутбарт.

Он родился в 1929 году в Николаеве. Начал работать в омском драмтеатре. Став популярным, уехал в Москву. Периодически снимаясь в кино, постоянно находился в поиске своего образа. Но сложилось так, что для подающего надежды артиста роль в "Операции "Ы" оказалась последней в кино. Спустя 4 года после выхода фильма, в 1969 году, он умер от разрыва аорты. Перед смертью успел озвучить одного из самых запоминающихся отрицательных персонажей советских мультфильмов: именно его голосом говорит старуха Шапокляк в мультфильме "Крокодил Гена".

Донара Мкртчян

Одним из немногих персонажей , лишенных комедийных черт, стала жена дяди Джабраила. Исполнители ролей и в реальной жизни были супругами - Фрунзик и Донара Мкртчян. Попадание жены актера в фильм стало одним из эпизодов его личной трагедии. "Донара буквально преследовала мужа своими претензиями. Караулила после спектаклей, выслеживала. Ради спокойствия жены он договорился, чтобы ее взяли на роль в "Кавказской пленнице".

Но с годами проблемы усугубились, и муж решил показать ее врачам. Выяснилось, что у Донары серьезное наследственное психическое заболевание. В момент отчаяния Фрунзик решил отправить ее на лечение за границу, но из лечебницы во Франции ее так и не дождался: в психбольнице она провела все свои последние 25 лет жизни, умерла в 2011 году. Фрунзик скончался на 20 лет раньше.

После "Кавказской пленницы" Донара Мкртчян снялась еще в 4 картинах. В каждой из них одну из главных ролей играл Фрунзик.

Михаил Глузский

"Тост без вина что брачная ночь без невесты!" - одна из самых глубоких и в то же время комичных мыслей "Пленницы" была произнесена работником гостиницы, в которую в начале фильма вселяется Шурик. Роль администратора исполнил Михаил Глузский.

Родился он в 1918 году в Киеве. После переезда в Москву в 1929-м работал слесарем. В 1936 г. поступил в Школу киноактера, потом в Театр-студию киноактера, где проработал до 1995-го.

Первыми серьезными работами в кино для Глузского стали фильмы "Тайна двух океанов" и "Тихий Дон". Всего за 60 лет съемок актер поучаствовал в 150 картинах. Занимался и озвучиванием зарубежных фильмов, а также занимал важные посты в Союзе кинематографистов СССР. Из жизни ушел в 2001 году. Ему было 82.

Виктор Шульгин

"Войско взбунтовалось! Говорят, царь - ненастоящий!" - одна из многочисленных цитат, на которые разобрали фильм практически сразу после выхода на экраны. Кульминационную реплику произнес боярин с окладистой бородой, которого сыграл Виктор Шульгин.

В кинематограф он пришел в 1959 году, исполнив маленькую роль скрипача в лирической комедии "Черноморочка". В дальнейшем стал настоящим королем эпизода благодаря своей яркой запоминающейся внешности. Именно на 70-е годы приходятся его самые яркие "маленькие" появления на экране - фильмы "Два дня тревоги", "Большая перемена", "Двое в пути", "Мачеха" и др.

А в 1974-м - первая главная роль: в телесериале "Рожденная революцией" Шульгин сыграл красного милиционера Бушмакина. В дальнейшем артист демонстрировал поразительную трудоспособность. В рекордном для него 1984 году вышло 13 фильмов с его участием.

Ушел из жизни в 1992 году. За свою жизнь он создал немало ярких образов, но ему так и не довелось стать актером 1-го эшелона.

Анатолий Калабулин

На большие экраны Анатолия привела его на редкость комичная фактура. Снимался он исключительно в эпизодах, зато эпизоды эти получились настолько яркими, что сегодня многим помнятся лучше иных картин.

У Гайдая Калабулин был нередким гостем. Помимо "Ивана Васильевича", где он сыграл эмоционального стрельца с дергающимися ушами, были еще эпизоды в "Не может быть!" и "12 стульев" (он появлялся в каждой из двух экранизаций произведения Ильфа и Петрова: у Гайдая был аукционщиком Василием, а у Захарова одним из шахматистов в Васюках).

Снявшись в десятке фильмов, Анатолий так и не дожил до какой-либо роли помасштабнее. В возрасте 43 лет, в 1981 году, он скончался от болезни печени.

ДВОЙНИК ПУТИНА... Говорят, царь - ненастоящий!

Говорят, царь - ненастоящий!
Многие пишут о том, что Путин упрятал жену в монастырь, ибо слишком давно не появляется она на людях.
Мне представляется более вероятной другая версия - ни Путина, ни его жены, ни его детей давным давно нет ни на людях, ни где-либо ещё.
Тому есть несколько косвенных свидетельств.

1) Внешность.
Все эти забавные разговоры про ботокс заставляют думать, что у президента поехала крыша. На ту же самую поехавшую крышу удобно списывать всякие идиотские выкрутасы. Но лишь один факт можно считать точным и проверенным - у человека, которого называют Путиным, резко и очень сильно изменилась внешность.
Точно также резко и очень сильно изменилась внешность его жены. Её появление на выборах - это просто классика жанра публичной маскировки: этот лохматый парик, просторный укутывающий плащ, скрывающий фигуру... "Гештальт", чтоб узнать некую целостность. Деталей люди внимательные не узнают.

Перед нами совершенно другие люди, играющие роль. Как Ленин или Сталин на красной площади, фотографирующиеся с туристами. А что делают карикатурные Ленин или Сталин, чтобы быть более похожими на оригинал? Правильно, они используют "стереотипное поведение". "В руках кепка, в зубах трубка".

2) Поведение.
Настоящий Путин был неоднократно замечен в гопнических ухватках. Он говорил "жевать сопли" и говорил "мочить в сортире", и это было частью его образа. Путин нынешний превратил это гопничество в гротеск. У него уже не проскакивают эти фразы и этот стиль - он пользуется только ими. И при общении с местной публикой, и даже на всяких международных встречах. Так двойник Ленина в случае необходимости постоянно преувеличенно картавил бы и постоянно вворачивал бы словечки типа "батенька" - ведь этого от него ждут "простые люди". Хотя есть один момент, который точно также выдаёт человека, играющего роль.

3) Отношение.
Человек отстранён. Ни его для зрителей не существует, ни он не существует для зрителей. Он хамит с экранов и трибун, несёт очевидную ерунду, забавляется и развлекается. Настоящий "царь-самодур" в этом случае творил бы всяческие другие самодурства - но в области политической, а особенно экономической курс очень жёсткий и не меняется под влиянием момента. Он основан на простом правиле "богатые богатеют бедные беднеют", которое не нарушается ни при каких обстоятельствах. Во всех остальных вещах артист, изображающий Путина позволяет себе развлекаться и дурачиться.

Ещё одним косвенным свидетельством подмены Путина являются два момента. Первый - это политическая ситуация. Президентский срок Медведева ознаменовался целой кучей совершенно бредовых, часто противоречивых идей законопроектов. Это продолжается до сих пор. На общественных уровнях с низким финансированием, где не затронуты интересы крупнейших олигархов - творится трэш, угар и полный беспредел. Второй - это новости про Путина. Вся эта Лада-Калина, ботокс, амфоры и рыбоцелование - если отвлечься от их бредовой сути - направлены лишь на одно. Чтобы люди говорили "вот же дурак-то царь-батюшка", но не задавались вопросом "а чего это царь-батюшка на себя не похож". Прятать нужно на самом видном месте, тайну скрывают за шумовой завесой.

Для меня совершенно очевидно, что где-то между 2007 и 2010 годами настоящий В.В. Путин исчез вместе с семьёй. Было это его осознанное решение по уходу из большой политики в какой-нибудь тихий европейский замок, либо его ликвидировали его "друзья-одноклассники" в подвале какого-нибудь ипатьевского дома, мы теперь уже вряд ли узнаем. Семибанкирщина наняла нескольких артистов, запустила несколько будоражащих историй насчёт Кабаевой и ботокса в интернет и рулит сейчас страной исключительно в интересах крупного капитала. Первым пробным шаром были "чудачества Медведева", вторым - проект семибанкирщины "Прохоров", когда они выдвинули из своей среды самого, очевидно, глупого (=подконтрольного) человека, дабы вскоре провозгласить его очередным "преемником" и окончательно зафиксировать власть капиталистов в стране.

Правда, стоит заметить, что в плане протестов это ничего не меняет. Протесты и митинги, лозунги "Путин - уходи" - это лишь способ показать тайным правителям страны недовольство народа. Другой вопрос, что важно понять - если даже нанятого артиста "уйдут", вовсе необязательно семибанкирщина полностью откажется от прежнего курса. Но это будет хотя бы обратной связью, которой сейчас не наблюдается вовсе.