Что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками? Средневековые ереси и борьба церкви с ними Сообщение о борьбе с еретиками.

Ереси, т.е. отклонения от церков­ных догматов, возникли еще во времена становления христи­анской церкви. Однако с конца XII в. они усилились. Ерети­ки (последователи ересей) указывали, что многие священни­ки, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, погрязли в распутстве, вмешиваются в дела государства. Они призывали вернуться к устоям ранней хри­стианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности.

Некоторые еретики (например, альбигойцы) учили, что миром правят две равные друг другу силы - Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми Бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, - слуга­ми дьявола. Еретики призывали к уничтожению храмов и икон. Были еретики, которые выступали за равенство людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлага­ли поделить поровну все имущество.

Еретики отказывались молиться в «испорченных» храмах, платить церковную десятину. Кое-где еретиками становились даже феодалы, недовольные претензиями пап на светскую власть. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Ита­лии и юге Франции еретики составляли большинство населе­ния. Здесь истребляли духовенство и создавали свои церков­ные организации.

Служители католической церкви осуждали ереси в пропо­ведях, накладывали проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Подозреваемые в ересях подлежали аресту, допросу с приме­нением пыток, а затем казни. Не надеясь на усердие светских правителей, часто жалевших своих подданных, папы созда­ли церковный суд - инквизицию (от лат. inquisitio - рас­следование). Человек, попавший в руки инквизиции, подвер­гался самым изощренным пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало публичное сожжение на костре. Иногда сжи­гали разом до ста и более человек. Помимо еретиков инкви­зиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дья­волом, - ведьм и колдунов. Из-за этих нелепых обвинений сотни тысяч женщин погибли на кострах. Имущество осуж­денных делили между церковью и местными властями. Поэто­му от инквизиции нередко страдали богатые горожане.

Против областей, где еретиков было очень много, устраи­вали крестовые походы. Самыми крупными были походы на юг Франции против альбигойцев при папе Иннокентии III. В ходе войны истребляли поголовно жителей целых областей и городов.

Упадок папства.

После Иннокентия III могущество папства снова пошло на убыль. Возобновились схватки между папами и императорами. В результате были истощены обе стороны. Авторитет римских пап был еще более подорван в ходе борь­бы между папой Бонифацием VIII с французским королем Филиппом IV Красивым и последующим затем авиньонским пленением пап. Более полувека (с марта 1309 г. по январь 1377 г., с перерывом в 1367 -1370 гг.) папы жили в городе Авиньон на юге Франции и подчинялись воле французских королей. После возвращения пап в Рим начался Великий рас­кол в католической церкви. В течение сорока лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы.

Для преодоления кризиса католической церкви был созван Вселенский собор. Он заседал в Констанце с 1414 по 1418 г. В 1417 г. там был избран новый папа. Тем самым Великий раскол был преодолен.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему произошел раскол в христианской церкви? Перечисли­те главные отличия между католической и православной церк­вями.

2. Что такое Клюнийская реформа? Каковы были ее цели и по­следствия?

3. Как возникла Священная Римская империя? Что стало причи­ной борьбы между папами и императорами? Чем закончилась эта борьба?

4. В чем состояли причины крестовых походов? Каковы были их результаты? Почему крестоносцам не удалось удержаться на Востоке? Каковы были последствия крестовых походов для дальнейшего развития Европы?

5. Кто такие еретики? Как католическая церковь боролась с ере­сями?

6. Какие признаки позволяют говорить об упадке папства в XIV в.?

7. Используя дополнительную литературу, напишите биографи­ческий очерк об одном из религиозных деятелей средневековой Западной Европы.

Инквизиция, нищенствующие ордена. Еретические идеи встречали ожесточенный отпор со стороны католической церкви. Церковные соборы предавали анафеме ересиархов и их последователей. Для подавления массовых еретических движений церковь организовывала крестовые походы (Альбигойские войны, походы против апостоликов, пять крестовых походов против гуситов). В конце XII в. появилась инквизиция (лат. inquisitio - расследование) для суда и расправы над еретиками. Сперва инквизиция была в подчинении епископов. В XIII в. она превратилась в самостоятельное учреждение под верховной властью папы. Была создана система судебного расследования с применением изощренных пыток, запутанных софистических ухищрений и запугиваний, с помощью которых у жертв вырывали признания вины. Широко применялись шпионаж и доносы, поощ-

ряемые передачей доносчикам части имущества осужденных. Для наказания осужденные передавались в руки светских властей, так как церковь лицемерно отказывалась от «пролития крови». Обычно осужденных еретиков сжигали на кострах. При этом нередко устраивались торжественные церемонии провозглашения приговора инквизиции над группой еретиков - аутодафе (исп. «акт веры»). Раскаявшиеся грешники подвергались пожизненному заточению. Под надзор инквизиции попадали ученые, заподозренные в свободомыслии и несогласии с установленными католической церковью канонами.

Деятельность инквизиции представляла одну из самых мрачных страниц средневековья.

Одна инквизиция не могла справиться с массовыми еретическими движениями. Церковь пыталась подорвать эти движения изнутри, доказать «заблуждения» сбившихся с пути «истинной веры» еретиков. С этой целью церковь признавала некоторые умеренные секты и превращала их в нищенствующие ордена. Так было с францисканцами.

Основатель этого ордена Франциск Ассизский (1182-1226) был выходцем из богатой и знатной итальянской семьи. Следуя примеру Петра Вальда, он ушел нищенствовать, проповедуя аскетизм и покаяние. Франциск не отрицал церкви и монашества в принципе, а только призывал духовенство следовать «апостольскому примеру» - странствовать и проповедовать в народе, добывая средства к существованию трудом и за счет милостыни. Именно такой образ жизни и вели его последователи - «меньшие братья» (минориты). Папа легализовал проповедническую деятельность Франциска и его последователей и утвердил в 1210 г. орден францисканцев. Церковь даже объявила Франциска святым. Францисканцы вскоре отказались от своих требований «равенства» и «бедности» и превратились в очень богатый и влиятельный монашеский орден. Главной их целью была борьба с распространением еретических учений. Монахи проникали в массу еретиков и своими проповедями и примером старались отвлечь их от «заблуждений» ереси и вернуть в лоно католической церкви. Орден имел строгую централизованную организацию во главе с «генералом», подчиненным непосредственно папе.

По примеру францисканского ордена в 1216 г. был учрежден орден доминиканцев, создателем которого являлся испанский монах фанатик Доминик. Члены этого нищенствующего ордена вели иной, чем францисканцы, образ жизни. Они одевались не в рубища, а в мантии ученых. Это были образованные «братья-проповедники», захватившие в свои руки систему образования, и прежде всего богословские кафедры в университетах. Из их среды вышли такие известные столпы схоластики и богословия, как Альберт Великий и Фома Аквинский. Главной целью доминиканцев была борьба с ересями. Именуя себя «псами господними» (domini canes-созвучно «доминиканцы»), они громили еретиков не

только с кафедр университетов, но и оружием инквизиции. Из них обычно комплектовались трибуналы инквизиции.

Нищенствующие ордена занимались также миссионерской деятельностью, основывали свои монастыри в некатолических странах. Доминиканцы проникали как проповедники и дипломаты в восточные страны - Китай и Японию.

Упадок папства в XIV в. Соборное движение. В начале XIV в. политическая ситуация в Западной Европе коренным образом изменилась. Далеко продвинулся процесс государственной централизации. Начали формироваться национальные государства. Королевская власть подчиняла своему господству феодальную знать - светскую и церковную. Духовенство лишалось привилегий - освобождения от налогов и права особой церковной юрисдикции.

Вставал вопрос о создании национальной церкви, независимой от римской курии. Приходил конец папской теократии.

Но папство, вопреки этим новым веяниям, пыталось отстоять и даже усилить свои теократические притязания, отрицая в принципе идею светского государственного суверенитета. Именно на этой почве развернулась ожесточенная борьба между французским королем Филиппом IV и папой Бонифацием VIII, окончившаяся победой короля. Папская резиденция была перенесена во французский город Авиньон, и папство в течение 70 лет (1309-1378) находилось в «пленении», идя на поводу у французских королей (см. с. 201).

С возвращением папского престола в Рим наступила «великая схизма» (раскол), когда на престоле одновременно находилось по два и даже по три папы. В ходе этой борьбы, сопровождавшейся взаимными проклятиями и преданием анафеме, папство потеряло свой прежний престиж, католическая иерархия была ввергнута в затяжной кризис. В это время внутри католической церкви развернулось соборное движение, преследовавшее цель ограничить папское единовластие и подчинить папу вселенским собором. Соборное движение нашло активную поддержку западноевропейских монархий, стремившихся освободиться от папского вмешательства и утвердить светское государственное верховенство. Французский король Карл VII на основе соборных постановлений издал в 1438 г. «Прагматическую санкцию», провозглашавшую принципы «галликанской церкви» и верховенства соборов в делах веры. За королем признавалось право назначения на церковные должности и устанавливалась подсудность духовенства государственным судам. Аналогичные меры принимались и в других странах, например в Англии и в отдельных германских княжествах.

Одной из основных задач соборного движения и поводом к нему было стремление католической иерархии преодолеть схизму и укрепить авторитет церкви. Пизанский собор 1409 г. отстранил обоих пап - авиньонского и римского - и избрал нового папу Александра V. Однако это не устранило схизмы. Вместо двух теперь уже стало три папы.

На следующем, Констанцском соборе (1414-1418), кроме ликвидации раскола, обсуждались вопросы о всеобщей реформе церкви и о борьбе с «гуситской ересью». Но ни одной из этих задач собор по существу не решил. Ян Гус был осужден собором и сожжен на костре. Однако в Чехии поднялось всенародное движение против католической церкви и немецкого засилья, которое одержало в конечном счете победу. Было принято постановление о верховенстве собора над папой. Иоанн XXIII был низложен. Как оказалось, в прошлом этот первосвященник (Бальтасаро Косса) был пиратом и фальшивомонетчиком. Собор избрал папой Мартина V. Но расекол продолжался, так как один из прежних пап - Бенедикт XIII - не отказался от своего сана. В 1431 г. был созван собор в Базеле, длившийся с перерывами до 1449 г. Его успехом явилось заключение компромиссного соглашения с умеренными гуситами.

Папа Евгений IV не подчинился Базельскому собору и созвал свой особый собор в Ферраре. В 1439 г. этот собор был перенесен во Флоренцию, где была заключена уния между католической и православной церквами. Византийский император и константинопольский патриарх надеялись получить с Запада военную помощь против турок и пошли на большие уступки католицизму и папе. Но население и значительная часть духовенства отвергли унию. Ее удалось провести позже только в западных областях Украины и Белоруссии, находившихся под владычеством Литвы и Польши.

Раскол продолжался, и только на заседании собора в Лозанне (1449 г.) было достигнуто соглашение о восстановлении единства: последний антипапа Феликс V отказался от своих притязаний на престол и Николай V остался единым главой церкви.

Ликвидация «великой схизмы» не привела к восстановлению прежнего могущества римской курии. Папа все более терял роль вселенского главы католической церкви и превращался в одного из заурядных князей Средней Италии. Но папство по-прежнему оставалось организующей силой католической реакции. Римская курия возглавляла инквизицию, жестоко подавлявшую прогрессивные антикатолические движения. Не менее реакционную роль играло папство в исторической судьбе Италии. Владея центром страны, оно стояло на пути ее национального и политического объединения.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Ересь (греч. отбор) - это религиозное движение, оппозиционное ортодоксальному (правильному) вероучению в вопросах догматики, богослужения или организации Церкви.

Ереси м.б. разные. Ересь сопровождала католицизм на протяжении всей её истории. Со временем она меняется.

Что порождало Ересь?:

1. Христианство было, по сути, ересь, т.к. отошло от иудаизма

2. В христианстве не сразу оформились литературные источники веры, была разобщённость в литературе

3. Связано с эволюцией католицизма. Был разрыв между словом Божием и практикой католицизма

4. Господство религиозного мировоззрения: творение Бога или дьявола - чьё творение предмета? Создавало почву для ереси

5. Социальные конфликты в обществе через призму религии.

Динамика Ереси:

1. Интеллектуальные ереси в светском обществе, мирян не интересовали вопросы догматического расхождения о Святой Троице, о природе Бога и др.

Термин Монофизиты - это:

а). Сторонники единой природы Христа

б). Церковная элита вела споры такие: кем был Христос, как Бог м.б. равен сыну и пр.

Борьба имела весьма умеренный характер

2. Патриархальная ересь - это языческие реакции на христианство. Факт крещения ещё не означало, что ты христианин.

Расцвет католицизма в 12 - 13 вв. и пик Ереси

Социальная почва для Ереси является в городской среде, а не в сельской местности. Сами ереси периода Средневековья были очень разнообразными: один женился на Деве Марии и пр.

Типология (деление) Ереси:

1. Социальный и экономический принцип:

Народный, крестьянско-плебейский, движение преобразования народной и общественной жизни, не сторонники насилия

2. Бюргерская - ограничивали..., сторонники насилия.

Ни одна программа Ереси не содержала в себе рациональное зерно.

Направление Ереси:

1. Пантеизм - растворение Бога в природе. Пан - природа, теизм - Бог.

Бог присутствует в каждом человеке, он в тебе, значит, может делать всё, что хочет, была вседозволенность.

Опасность для Церкви - посредник между Богом и человеком не нужен, а посредником была Церковь, т.е. церковь не нужна

2. Монтанистские - ереси, обращённые к раннему христианству.

По сути, хотели отказаться от всего, что Церковь «накрутила» за века, от богатств, ритуалов и пр.

Пример: Вальденсы - основатель Пьер Вальдо , у него умер друг насильственно, но он был благочестив. Для Пьера показалось, что заупокойные молитвы Не могут поменять ничего у умершего друга. Он говорил, что слово Божие д.б. доступно каждому. Стал нищим, отдал своё имущество людям, отвергал таинства Церкви, т.к. она вытягивает деньги. Хотел сделать бедность идеалом - это распространилось в Италии и во Франции. Мечтал о возврате к раннему Христианству

3. Дуалистические ереси - это явление иного порядка, основано на противопоставлении всего: «добра и зла», на двойственности.

Берёт начало от Манихейства со 2 в. н.э.

Суть манихейства:

1. Было как бы 2 Бога. Делили добро и зло; плоть и дух. Создателя телесного мира называли Иегова . Сам акт творения мира для Манихеев - это Бог.

Манихеи отрицали всё: церковь, деньги, государства, отрицали саму жизнь.

Идеал у Манихеев - это избавление от плоти.

Катары - чистые, совершенные, умерщвление от плоти

Альбигойцы - Христос был человеком, земной мир от сатаны, а Бог создал Душу и Ангелов, против католичества и светской власти, признавали только Новый Завет, отрицали церковные обряды и таинства, почитание креста, икон, мощей. Усвоили религиозные принципы катаров и вальденсов.

Проникновение Манихейства:

Манихейство 7 - 8 вв. - Павликианство (Византия) (хотели сохранить чистоту Христианства от язычества и идолопоклонства, название от Апостола Павла) - Богомильство (Болгария) (делали погромы, мир не от Бога, а от сатаны) - Италия - Франция.

Катаризм - инициатор запрета беременности, это движение таит угрозу анархии.

Богомильская ересь в Югославии на 80 лет стала главной, в Хорватии сразу начала возникать Церковь - переродилась в другое, но потом сметена католической церковью.

С Катарами было очень тяжело бороться.

Борьба с Ересью:

Сначала носило умеренный характер.

Что делали?:

1. Предание анафеме еретика - лишить посмертного покаяния

2. Наложение Интердиктов - запрет богослужения на определённой территории

3. Литературные диспуты (интеллектуальные)

Но с 12 века, это было не достаточно.

Появились другие методы борьбы с Ересью:

1. Крестовые походы (Иннокентий III) - папа. Папы сами спровоцировали эти походы

2. Деятельность нищенствующих монахов

3. Инквизиция - создана для борьбы с альбигойскими ересями.

Епископские суды возникли со времён Константина Великого.

1. Церковь не проливала кровь

2. Епископы судили на основе канонов

3. В светских судах использовалось «Божий суд», т.е. поединок, кто победит, на той стороне и правда

4. В церковных судах был адвокат, здесь больше порядка, было милосердие, все хотели идти в церковный суд.

Грань между Ересью и Истиной была очень зыбкой.

До 16 века католицизм догматически не оформился, епископы от суда над еретиками отказались.

Создание специальных трибуналов по борьбе с ересью.

Доминиканский орден стал трибуналом над ересью. Они стали Инквизицией .

Арестованному ничего не говорили, кто донёс на него.

По сути, всё расследование сводилось к тому, чтобы пытать людей. Пытки были бескровными, т.к. Церковь кровь Не проливала. Палачи хорошо знали анатомию человека, чтобы человек не умер раньше времени, иначе их тоже убьют.

С альбигойской Ересью справились и в 13 в. инквизиция угасла, а в 15 в. инквизиция опять поднялась. Пошли гонения на женщин, как на ведьм. Это было из-за целибата и безбрачия мужчин-церковников.

К 17 в. Европа с проказой справилась, искали проказу у женщин. Те, кто не реагировал на болезнь, протыкая иголку в кожу, те ведьмы.

После, пытки перешли и в светский суд, только чтобы мучить человека.

Причины пыток:

1. Боролись с проказой - объявляли женщин ведьмами

2. Зависть

3. Устранить конкурента

Ереси сопровождали церковь с первых веков христианства, но особенно широко распространились в XI-XIII веках. При всех различиях еретические движения объединяло недовольство порядками в церкви и в обществе. Пытаясь понять причины царящей в обществе несправедливости, люди искали ответ в Библии, но находили там совсем не то, что проповедовали им священники.

  • Почему в поисках истины люди обращались к Библии?

Получалось, что церковь скрывает от верующих истинный смысл слова Божьего и, следовательно, служит не Богу, а дьяволу. Еретики стремились возродить евангельскую простоту, требовали, чтобы духовенство отказалось от богатств. Подражая апостолам, они раздавали своё имущество нищим, одевались в лохмотья, странствовали и проповедовали.

Неприступный замок Монсегюр на юге Франции до середины XIII в. оставался одним из последних убежищ сторонников альбигойской ереси

В XII - начале XIII века ереси особенно широко распространились в Южной Франции. По названию одного из центров движения, города Альбй, всех южнофранцузских еретиков часто называли альбигойцами. Ереси угрожали уничтожить основу могущества церкви - веру христиан в её необходимость. Иннокентий III объявил Крестовый поход против альбигойцев, известный как Альбигойские войны (1209-1229).

    Крестоносцы обрушились на цветущие города юга Франции. К религиозному рвению примешивалась надежда на богатую добычу. Крестоносцы не знали жалости, не щадили ни женщин, ни детей. Однажды на вопрос воинов о том, как отличить еретиков от подлинных католиков, чтобы не пострадали невинные, папский посланник ответил: «Бейте их всех, Господь узнает своих!»

Церковь постаралась в корне уничтожить альбигойскую ересь и не дать ей возродиться. Всем мирянам было запрещено хранить и читать Библию. Толковать её отныне могли только служители церкви. По приказу папы по всей Европе создавались специальные комиссии для расследований по делам, связанным с ересью. Так возникла инквизиция (от латинского слова «инквизицио» - расследование).

    Тем, кто попадал в застенки инквизиции, вырваться оттуда было почти невозможно. Инквизиция применяла жесточайшие пытки, заставлявшие людей оговаривать себя и других. Инквизиторы утверждали, что пытка направлена не против человека, а против дьявола, который в нём сидит. Для многих жертв расследование заканчивалось сожжением на костре.

В Альбигойских войнах церковь разгромила самую опасную ересь, а инквизиция выкорчевала её остатки. Но церковь вряд ли достигла бы своей цели, если бы ограничилась только карательными мерами.


С самого начала христианская церковь много сил тратила на борьбу со всевозможными ересями.

Ереси: вторая «волна»

Особенно много ересей появилось в первые века христианства, когда церковные догматы только складывались. Вторая «волна» ересей в Европе поднялась в XI-XII вв. Бурное распространение ложных, по мнению церкви, учений было связано с ростом городов. Абеляр был еще сравнительно умеренным вольнодумцем. В городах рождались куда более смелые идеи, хотя, возможно, и не такие изысканные, как у опального философа.

Горожанам было очень нелегко отстаивать свои привилегии или заниматься ремеслом, когда их постоянно, как они говорили, несправедливо преследуют жадные сеньоры, короли, папы или епископы. Конечно, больше всего недовольства накопилось у бедняков, как городских, так и деревенских, но и состоятельные горожане часто чувствовали себя обиженными.

Тут-то и рождались многочисленные еретические учения. При всех различиях их объединяла прежде всего именно глубокая неприязнь к существующим в мире порядкам. Еретики вчитывались в книги Ветхого и Нового Заветов, чтобы объяснить себе причины царящей на свете несправедливости. Читая Библию, они делали из нее совсем иные выводы, чем слышали от священников. Получалось, что церковь оправдывает размножившееся в мире зло, скрывает подлинный смысл Слова Божиего. А раз так, то место Рима и его верных слуг - среди врагов.

«Разве папа и епископы соблюдают заповедь Христа и апостолов о бедной жизни?» - спрашивали вожди еретиков - ересиархи. «Они уже давно попрали самые основы учения Иисуса. Только мы еще можем по-настоящему исполнить его заветы».

Большинство еретиков проповедовали «евангельскую бедность». Нищие, одетые в лохмотья последователи разных сект, действительно, даже внешне куда больше походили на апостолов, когда-то следовавших за Христом, чем богатые и властолюбивые церковные вельможи. Простые люди поговаривали между собой, что у еретиков учение и жизнь не расходятся между собой так, как в церкви господствующей. И может быть, настоящие еретики - это папа и его служители, а те, кого они еретиками называют, - на самом деле подлинные последователи Иисуса.

Катары

Одной из самых известных и распространенных ересей было учение катаров (т. е. «чистых»). Особенно много катаров жило в богатых городах Южной Франции и Северной Италии. Катары создали собственную «подпольную» церковь, глубоко враждебную римской. Катары вели очень строгий образ жизни и готовы были принять самые тяжелые муки ради своей веры. Однажды в Милане схваченных властями катаров вывели на площадь, где с одной стороны стоял крест, а с другой - полыхал огромный костер. Еретикам предложили на выбор: либо они подойдут к кресту, где принесут покаяние и примут католическую веру, либо же их ожидает немедленное сожжение - тогда почти все катары, закрыв лица руками, сами бросились в пламя.

Вальд и его ученики

Не менее известной, чем катарская, была ересь вальдёнсов. Легендарный основатель секты - богатый лионский купец Петр Вальд (Пьер Вальдо). Его так потрясли некоторые страницы Библии, прежде всего те, где речь шла о «святой бедности», что он роздал все имущество бедным и с толпой своих приверженцев отправился проповедовать Евангелие. Папа римский отлучил Вальда и его сторонников от церкви, потому что вальденсы с открытой враждебностью относились к священникам и монахам. Еретики говорили, что только нравственно безупречный человек может служить Богу, а таких среди католического клира, с их точки зрения, было крайне мало или не было вовсе.

Преследования со стороны Рима не искоренили ереси. Учения вальденсов и катаров быстро распространились почти по всей Европе.

Альбигойские войны (1209-1229)

В первой половине XIII в. церковь всю свою мощь обрушила на еретиков. Главные события развернулись на юге Франции, где под сильным влиянием катаров оказался даже один из крупнейших французских князей - граф Тулузский.

Папа Иннокентий III призвал всех христиан к крестовому походу, но не в Святую Землю, а против «зараженных ересью» южнофранцузских городов. Под знамена крестоносцев собралось много рыцарей, особенно из Северной Франции. Они начали огнем и мечом искоренять ересь, которую тогда обычно называли альбигойской по имени одного из южнофранцузских городов - Альби. Война велась с большим упорством и ожесточением. Крестоносцы вырезали целые города. Однажды на вопрос воинов о том, как отличить еретиков от правоверных католиков, папский легат ответил: «Бейте их всех, Господь узнает своих!»

Альбигойцы сопротивлялись отчаянно, но дело их стало безнадежным, когда в войну вмешался сам французский король. Французские короли давно мечтали о том, чтобы присоединить к своим владениям богатейший Юг. Альбигойские войны дали для этого прекрасный повод. Правда, добычей короля стала опустошенная страна, надолго обезлюдевшие города, разоренные деревни...

Продолжение противоборства

Папы прекрасно понимали, что даже побежденные ереси могут легко возродиться. Поэтому Рим принял серьезные меры, чтобы не допустить распространения «ложных учений».

В епископствах создавались специальные постоянные комиссии, которые должны были расследовать любые проявления ересей, допрашивать и судить еретиков. «Расследование» по-латыни звучит «инквизицио», поэтому со временем подобные комиссии получили название инквизиционных трибуналов. Инквизиторам, как, впрочем, и светским судьям того времени, разрешалось применять в ходе следствия пытки. Папа требовал от светских властей, чтобы они под угрозой отлучения карали тех, на кого указывали инквизиторы.

Надо, однако, признать, что мрачной славой инквизиция обязана более позднему периоду своего существования. В XII-XV вв. число ее жертв сравнительно невелико. Настоящий террор начинается лишь с конца XV в. прежде всего в землях испанской короны.

Несмотря на все усилия церкви, искоренить ереси полностью ей так никогда и не удалось. Преследования лишь сделали еретиков осторожнее в поступках и тверже в убеждениях. Тайные секты продолжали существовать до самого конца средневековья.

Из суждений вальденсов

Папа, епископы, прелаты и клирики, обладающие богатствами мира сего, но не подражающие святости апостолов, - не истинные пастыри и правители церкви Божией, а волки хищные и грабители. Таких Христос не удостаивает поручением им невесты Своей, и им повиноваться не должно... Не может нечистый очистить другого, ни связанный развязать чужие узы, ни виновный не может предстать гневным судьей над другим виновным, ни находящийся на дороге гибели - провести другого в небо.

Из трактата о секте «апостоликов» (начало XIV в.)

Около 1260 г. появился некий Герардо Сегарелли из Пармы в Ломбардии, который выделялся злыми намерениями, как своими, так и многих своих принерженцев. Этот человек, желая казаться совершенным, выдумал новый образ жизни и, прикинувшись кающимся, своими выдумками и баснями привлек на свою сторону многих, ставших его учениками и последователями. Создав с ними постепенно нечто вроде монашеского ордена и тайно влив в них заразительный яд своего учения, он стал выступать против общего статуса святой римской церкви, против прелатов и всего клира, против монахов и всех монашеских орденов, против белого духовенства...

После того как ересь была ликвидирована и Герардо ересиарх сожжен, появился Дольчино, незаконный сын священника... один из учеников названного выше Герарда, в качестве наставника в заблуждениях и неправильных учениях и сделался главой и знаменосцем этой секты и сообщества не апостольского, а дьявольского, прибавляя к прежним заблуждениям новые... Названный же Дольчино объединил в своей секте и ереси много тысяч людей обоего пола особенно в Италии: и в Тоскане, и в других соседних областях - и передавал им свое зловредное учение, и на основе своего духа, не столько пророческого, сколько фанатического и безумного, много предсказывал о будущем, уверяя и сочиняя, что он имеет откровение от Бога, который даровал ему дух пророческого понимания. И во всем этом он оказался лживым и сам обманулся вместе со своей проклятой Маргаритой, своей женой и подругой в заблуждениях...

А вот заблуждения их (Сегарелли и Дольчино), как это выяснилось из показаний сожженного Сегарелли и некоторых учеников Дольчино, ставших впоследствии на путь праведный.

1. ...Они тайно учили... что весь авторитет, данный Господом нашим Иисусом Христом римской церкви, отнят у нее и давно уже не пребывает в ней из-за греховности прелатов и что римская церковь, которая находится в руках папы, и кардиналов, и клириков, и монахов, не есть церковь Божия, а осужденная церковь и бесплодная...

3. Что вся та власть духовная, которую дал церкви Христос вначале, перенесена на их секту.., и эту секту они называют духовной конгрегацией, посланной от Бога и избранной в эти последние дни. Они сами и другие такие же имеют власть, какую имел св. апостол Петр...

5. Только они... суть церковь Божия, и они находятся в состоянии такого же совершенства, в каком пребывали первые апостолы Христа. И поэтому они считают, что они не обязаны повиноваться даже самому папе и никому другому, ибо их правило, которое они получили от Бога, есть свободное и самое совершенное...

11. Никакой папа римской церкви не может кого-либо освобождать от грехов, если только он не будет таким же святым, каким был св. апостол Петр, то есть он должен жить во всемерной бедности и не иметь собственности, быть смиренным, не поощрять войн и никого не преследовать, но каждому предлагать жить в его свободе...

13. Все ордены, монашеские и священнические, субдиаконов и прелатов существуют во вред католической церкви...

14. Светские люди не обязаны давать десятину никакому священнику и никакому прелату римской церкви, которые бы не были столь совершенными и столь нищими, какими были первые апостолы, и поэтому они говорят, что не следует давать десятины никому, кроме них самих, которые называют себя апостолами и суть Христовы нищие...

18. Они утверждают, что священная церковь имеет для молитвы Богу не большее значение, чем конюшня или помещение для свиней.

Из постановления IV Латеранского собора о борьбе с ересями (1215)

Мы отлучаем и предаем анафеме всякую ересь, выступающую против святой веры, ортодоксальной и католической... Мы осуждаем всех еретиков, к какой бы секте они ни принадлежали; разные по обличью, они все связаны между собой, ибо тщеславие всех их объединяет. Все осужденные еретики должны быть преданы светским властям или их представителям для понесения достойного наказания. Клирики будут предварительно лишены сана. Собственность осужденных мирян будет конфискована, клириков же - поступит в казну той церкви, которая платила им жалованье.

Просто подозреваемые в ереси, если они не смогут доказать своей невиновности, опровергнуть выдвигаемых против них, обвинений, будут подвергнуты анафеме. Если они пребудут под анафемой год и своим поведением за этот срок не докажут своей благонадежности, то пусть их судят как еретиков.

Следует предупредить, вызвать и в случае надобности заставить наложением канонических наказаний светские власти, какое бы положение они ни занимали, если они хотят быть верными церкви и считаться таковыми, сотрудничать в защите веры и изгонять силой из подвластных им земель всех еретиков, объявленных таковыми церковью. Впредь всякий при вступлении на светскую должность должен будет дать такое обязательство под присягой. В том же случае, если светский правитель, которого церковь предупреждала и от которого она требовала принять меры против еретиков, не проявит должного рвения в очищении своих земель от этой заразной ереси, то таковой правитель будет наказан... отлучением. Если он в течение года не исправится, то о нем будет доложено правящему папе на предмет, чтобы папа освободил его вассалов от подчинения ему и объявил его земли свободными для занятия правоверными католиками, которые после изгнания еретиков вправе завладеть ими, чтобы обеспечить на них чистоту веры.