Видит дизайнер. Погружение в глубины творчества владимира свердлова

10 золотых правил, которым стоит научиться всем творческим людям

Знаменитый нью-йоркский дизайнер Милтон Глейзер рассказал, чему надо учиться всем творческим талантам.
1. Работайте только с теми, кто вам нравится.
****
У меня ушло много времени на то, чтобы сформулировать для себя это правило. Когда я начинал, думал наоборот, что профессионализм ― это умение работать с любыми клиентами. Но с годами стало понятно, что самый осмысленный и хороший дизайн был придуман для тех заказчиков, которые в последствии стали моими друзьями. Похоже, что симпатия в нашей работе гораздо важнее профессионализма.
2. Если у вас есть выбор, не устраивайтесь на работу.
****
Однажды я услышал интервью с замечательным композитором и философом Джоном Кейджем. Ему было тогда 75. Ведущий спросил: «Как подготовиться к старости?». Я навсегда запомнил ответ Кейджа: «У меня есть один совет. Никогда не ходите на работу. Если в течение всей жизни вы каждый день ходите в офис, однажды вас выставят за дверь и отправят на пенсию. И тогда вы уж точно не будете готовы к старости ― она застанет вас врасплох. Посмотрите на меня. С 12 лет каждый день я делаю одно и то же: просыпаюсь и думаю о том, как заработать себе на кусок хлеба. Жизнь не изменилась после того, как я стал стариком».
3. Избегайте неприятных людей.
****
Это продолжение первого правила. В 60-х работал гештальт-терапевт по имени Фритц Перлс. Он предположил, что во всех отношениях люди либо отравляют жизнь друг друга, либо подпитывают ее. При этом все зависит не от человека, а именно от отношений. Знаете, есть простой способ проверить, как влияет на вас общение с кем-нибудь. Проведите с этим человеком некоторое время, поужинайте, прогуляйтесь или выпейте вместе по стаканчику чего-нибудь. И обратите внимание на то, как вы будете чувствовать себя после этой встречи ― воодушевленным или уставшим. И все станет понятно. Всегда используйте этот тест.
4. Опыта недостаточно.
****
Я уже говорил, что в молодости был одержим профессионализмом. На самом же деле опыт ― это еще одно ограничение. Если вам нужен хирург, вы скорее всего обратитесь к тому, кто делал именно эту операцию много раз. Вам не нужен человек, который намерен изобрести новый способ пользоваться скальпелем. Нет-нет, никаких экспериментов, пожалуйста, делайте все так, как вы делали это всегда и как делали до вас. В нашей работе все наоборот ― хорош тот, кто не повторяет за собой и другими. Хороший дизайнер каждый раз хочет пользоваться скальпелем по-новому или вообще решает вместо скальпеля использовать садовую лейку.
5. Меньше не всегда лучше.
****
Все мы слышали выражение «лучше меньше, но лучше». Это не совсем правда. Одним прекрасным утром я проснулся и понял, что это скорее всего полная чушь. Оно, может быть, звучит неплохо, но в нашей области этот парадокс не имеет смысла. Вспомните персидские ковры, разве в их случае «меньше» было бы лучше? То же самое можно сказать про работы Гауди, стиль арт-нуво и много что еще. Поэтому я сформулировал для себя новое правило: лучше, когда всего ровно столько, сколько нужно.
6. Образ жизни меняет образ мышления.
****
Мозг ― самый чуткий орган в нашем теле. Он наиболее подвержен изменениям и регенерации. Несколько лет назад в газетах мелькала любопытная история про поиски абсолютного слуха. Как известно, встречается редко даже среди музыкантов. Не знаю как, но ученые выяснили, что у людей с абсолютным слухом другое строение мозга ― каким-то образом деформированы некоторые доли. Это уже интересно. Но потом они выяснили еще более интересную вещь ― если детей 4–5 лет учить игре на скрипке, есть вероятность, что у кого-нибудь из них начнет меняться строение коры головного мозга и разовьется абсолютный слух. Я уверен, что рисование влияет на мозг не меньше, чем занятия музыкой. Но вместо слуха мы развиваем внимание. Человек, который рисует, обращает внимание на то, что происходит вокруг него ― а это не так просто, как кажется.
7. Сомнения лучше, чем уверенность.
****
Все говорят о том, как важна уверенность в том, что ты делаешь. Мой преподаватель по йоге как-то сказал: «Если вам кажется, что вы достигли просветления, вы всего лишь уперлись в собственные рамки». Это верно не только в духовной практике, но и в работе. Для меня все сформировавшиеся идеологические позиции ― сомнительны, потому что совершенство ― это бесконечное развитие. Я нервничаю, когда кто-то верит во что-то безапелляционно. Надо подвергать сомнению все. У дизайнеров эта проблема появляется еще в арт-школе, где нас учат теории авангарда и тому, что личность может изменить мир. В каком-то смысле это правда, но чаще всего заканчивается большими проблемами с творческой самооценкой. Коммерческое сотрудничество с кем-то ― это всегда компромисс, и этому ни в коем случае нельзя сопротивляться. Всегда надо допускать возможность того, что ваш оппонент может быть прав. Пару лет назад я прочел у Айрис Мердок лучшее определение любви: «любовь ― это крайне сложное осознание того, что кто-то кроме нас реален». Это гениально, и описывает абсолютно любое сосуществования двух людей.
8. Это неважно.
****
Однажды на День рождения мне подарили книгу Роджера Росенблатта «Старейте красиво». Название мне не понравилось, но содержание заинтересовало. Самое первое правило, предлагаемое автором, оказалось лучшим. Оно звучит так: «это неважно». Неважно, что вы думаете ― следуйте этому правилу и оно прибавит к вашей жизни десятилетия. Неважно, опаздываете вы или приходите вовремя, тут вы или там, промолчали ли вы или сказали, умны вы или глупы. Неважно, какая у вас прическа и как на вас смотрят ваши знакомые. Повысят ли вас на работе, купите ли вы новый дом, получите ли Нобелевскую премию ― все это неважно. Вот это мудрость!
9. Не доверяйте стилям.
****
Стиль ― понятие неактуальное. Глупо отдавать себя какому-то одному стилю, потому что ни один из них не заслуживает вас целиком. Для дизайнеров старой закалки это всегда было проблемой, потому что с годами вырабатывается почерк и визуальный вокабуляр. Но мода на стили опосредованна экономическими показателями, то есть практически как с математикой ― с ней не поспоришь. Об этом писал еще Маркс. Поэтому каждые десять лет сменяется стилистическая парадигма, и вещи начинают выглядеть иначе. То же самое происходит со шрифтами и графикой. Если вы планируете просуществовать в профессии больше одного десятилетия, очень рекомендую быть готовым к этой смене.
10. Говорите правду.
****
Иногда мне кажется, что дизайн ― не лучшее место для поисков правды. Безусловно в нашем сообществе существует определенная этика, которая, кажется, где-то даже записана. Но в ней нет ни слова об отношениях дизайнера с обществом. Говорят, 50 лет назад все что продавалось с этикеткой «телятина», на самом деле было курицей. С тех пор меня мучает вопрос, что же тогда продавалось, как курица? Дизайнеры несут не меньше ответственности, чем мясники. Поэтому должны внимательно относится к тому, что они продают людям под видом телятины. У врачей есть клятва «Не навреди». Я считаю, что у дизайнеров тоже должна быть своя клятва ― «Говори правду».
Милтон Глейзер - один из самых известных дизайнеров США, художник, который создал огромное количество шедевров графического дизайна, в том числе знаменитый логотип I NY. Помимо практики, 80-тилетний Глейзер занимается и теорией: читает лекции в университетах, пишет эссе и теоретические рассуждения о связи дизайна и искусства и их влиянии друг на друга, о профессии дизайнера и сложностях творческого процесса.

Владимир Борисович Свердлов – дизайнер, скульптор, член союза дизайнеров Санкт-Петербурга, председатель секции арт-дизайна, выпускник Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной Академии им. барона А.Л.Штиглица (Мухинское училище). Скульптуры его авторства ценят не только в России, но и за рубежом. Владимир Борисович является автором портрета Иосифа Бродского, подаренного библиотеке конгресса США. В настоящее время Свердлов занимается созданием арт-обьектов, камерной пластикой, глиптикой.

15 декабря 2015 года с Владимиром Борисовичем в лектории «Мойка-8» состоится встреча. Накануне этого события нам удалось с ним пообщаться в неповторимой атмосфере творческой мастерской, путь к которой оказался очень символичным. Понимание и познание творческих идей автора было столь же глубоким, как и прохождение через парадные в глубину питерского двора, а чистота идеи и формы подобна освещенной чистой мастерской в темный пасмурный вечер.

Владимир Борисович, что для Вас арт-дизайн, каким Вы его видите?

Арт-дизайн родился гораздо раньше, чем я, и сколько ему тысячелетий никто точно сказать не может. Есть такой специалист по Египту Хорхе Анхель Ливраго Рицци, ведущий специалист в мире. Он говорил, что сооружения типа большой египетской пирамиды насчитывают не менее 17 тысячелетий. Будем считать, что подобное сооружение и есть начало арт-дизайна, потому что в одном сооружении собраны десятки концепций: и научных, и технических, и архитектурных, и искусства, и медицины, и космоса. Пирамида - это и приемник и передатчик одновременно. Меня всегда это волновало, и я решил сделать пирамиду, которая только контурами может называться пирамидой, а на самом деле это больше, чем пирамидальная форма, и фараонов там внутри нет. Есть пространство и время. Кстати, современная наука объясняет схождение этих двух параметров, пространство и время, именно такой геометрической формулой: взаимно - перпендикулярные два отверстия цилиндрической формы. То есть, если взять лист и согнуть его по радиусу, то это только одно отверстие, а потом образование второго отверстия – время. Вот схождение этих двух отверстий - очень тонкая перемычка. Между временем и пространством практически не существует материи. А свет моделирует форму, чтобы она текла из одной субстанции в другую.

Расскажите о Вашей «пирамиде»?

В 2003 году был объявлен конкурс на монумент, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, на Мытнинской набережной. Я хотел поставить пирамиду.

В Древнем Египте говорили, что все боится времени, но время боится пирамид. Почему оно боится пирамидальной формы? Это не просто так сказано 4 тысячелетия назад. Потому что все материальные в этом мире превращается, рано или поздно, в пирамидальную форму – в кучку. А в виду того, что организация всякой материи направлена в четыре стороны пространства, все абсолютно со временем превращается в пирамидальную форму, и время ничего не может с этим поделать. Оно само строит пирамиду. Эти цивилизации, которые существовали до нас, об этом знали очень хорошо. Борис Дёмин, когда впервые увидел пирамиду, сказал: «Такое ощущение, что я ее уже видел в каком-то учебнике». От дизайнера все должно быть схоже с окончательным продуктом. Самый настоящий дизайн – он и есть произведение искусства. В конце XX века многие ведущие дизайнеры мира считали, что истинный продукт дизайна и есть произведение искусства. Но есть апологеты, которые считают, что искусство – это искусство, а дизайн – это дизайн. Но дело в том, что функция «красота» присуща такой же философской идее, как и функция «быть нужным». Лопата была нужна на протяжении нескольких тысячелетий, но в конце концов человек научиться обходиться без лопаты, а без красоты никак. То есть главенствующая функция – это все равно красота. Красота спасает мир постоянно. Хотя есть вандалы, которые постоянно занимаются уничтожением красоты. Но здесь уже единоборство Бога и дьявола. Дьявол должен разрушать то, что создается большим трудом. Если бы не Бог, то ничего бы не было создано человеком.

Идеи Ваших работ сразу формируются в голове или в процессе работы?

Нет, в процессе. Придумать и нарисовать – это легко и просто. Нужно только заснуть и чтобы во сне явилась идея, утром я ее могу уже нарисовать, так было с пирамидой, кстати. А вот когда я начал ее лепить, то непонятно как эти стенки возвести без опор. А мне их нужно отформовать для того, чтобы отлить пирамиду. Пришлось изгаляться. Сначала я сделал только окна в пирамиде, но без радиусов. И когда я получил этот монолит в гипсе с окнами взаимо-перпендикулярными, тогда я начал в гипсе дорабатывать радиусы. И у меня получилась модель. Я опять ее заформовал и отлил уже в гипсе, но с радиусами. Довел их очень близко к идеальному состоянию. Но когда я отлил в металле, я понял, что я ничего еще не сделал. И больше 2-х лет я доводил пирамиду до идеального состояния.

Принципиально моя теория: везде в скульптуре должен быть воздух, хватит красть его. С помощью традиционной скульптуры крадется все внутреннее пространство всеми скульпторами мира. Берется камень, берется бронза, и зажимается пространство. Во всех моих работах – воздух. А мы как ставили памятники фигуративные так и продолжаем ставить.

В ваших работах вложен глубокий такой философский смысл.

Дизайна без философии не существует! Там, где говорится о дизайне без философии - это декоративно-прикладное искусство. А дизайн - это обязательно философия.

Тогда можно узнать у Вас, есть ли в дизайне место интуиции?

Все основано на интуиции, но в народе называется фантазией. А на самом деле – это интуиция. Дизайнер должен видеть гораздо дальше, чем все остальные вокруг него. И вообще, мое определение дизайна – это все то, что понадобится человечеству спустя какое-то время. То, что сейчас – это технократия, инженерия – вот это уже сейчас нужно. Что-то с компьютерами делать, с ноутбуками и так далее. Это сейчас нужно, это бизнес требует от всех специалистов: прямо сейчас дайте – я продам. А дизайнер должен смотреть гораздо дальше. А арт-дизайнер должен обязательно еще чувствовать и красоту, о которой уже столько сказано на протяжении тысячелетий, казалось бы - чего добавить. Вот и остается обливать двери и поджигать, но это же не выход из положения. Надо искать красоту все время.

По поводу интуиции: в ваших работах ее много?

А это не мне судить. Я же в другой области. Как много, мало? Самое главное, что вы чувствуете ее или нет. Если чувствуете, определить, сколько ее – опять время нужно, сколько этой интуиции у меня. Бродский Иосиф написал в «Римских элегиях»:
О своем – и о любом – грядущем я узнал у буквы, у черной краски.
Так глубоко.

В Вашем творчестве много работ, посвященных Иосифу Бродскому. Почему Вы к нему возвращаетесь?

Я и к Пушкину возвращаюсь.
И девы-розы пьем дыханье, – Быть может... полное Чумы! (А. С. Пушкин «Пир во время чумы»)
Это провидцы. И один и другой. Только один – XIX, а второй – XX века.

Дочка Бродского, когда увидела скульптуру, спросила: «Можно мне дотронуться?» Я ответил: «Можно, если мне можно дотронуться до Вас». И я дотронулся до дочери Бродского. «Оторванная голова Бродского». Видите неровный край? Она не отрезана, а оторвана от чего-то большого. Гений. Человек, который сказал: «В эпоху трения скорость света есть скорость зрения. Даже если света нет».
Еще одна концепция, которой никто не знает. Я мечтал бы поставить в Венеции голову большую, и можно входить в голову Бродского. И вот когда ты вырос, ты уже не можешь войти, ты даже вползти не можешь, а когда ты маленький можно залезть. Потом, когда вырастает человек, он говорит: «А я еще в детстве был у Бродского». И все буквы, точно так же как поэзия, пишутся внутри зеркально. У Бродского все же наоборот.



А сколько у Вас его портретов?

Не буду говорить, а то вы подумаете, что я сумасшедший.

Бродский сильно повлиял на Вас и Ваше творчество?

Много людей на меня повлияло: папа, мама, старший брат.

Сложно удержаться от вопроса, связанного с Вашей семьей. Так как Вы выросли в творческой атмосфере, как это повлияло на Ваше будущее? Перед Вами стоял выбор: творческая профессия или, например, математик, химик, бухгалтер?

Сейчас расскажу такой эпизод из жизни. Я в детской художественной школе. Мой преподаватель – ученик моего отца. И он говорит: «Вова, завтра будем рисовать непросто на листе бумаги, а на планшете. Надо бумагу натянуть на планшет. Скажи родителям, они тебя научат, и приходи в школу с планшетом». Я прихожу, родителям объясняю, они говорят: «Да не волнуйся, все сделаем». И натягивают мне планшет. Я никогда не видел что это такое, но когда родители натянули планшет, то по углам были паруса. Я заплакал. Отец сказал матери тихо, шепотом, как сейчас помню: «Все. С этим все ясно!» Потом, когда перед армией я работал в архитектурной мастерской, архитектор-стажер - такая была у меня первая запись в трудовой книжке, то мне нужно было в день натягивать не меньше 30 планшетов для архитекторов. Я уже могу с закрытыми глазами натягивать планшет.

Тогда Вы с братом работали?

Нет, брат меня никогда не брал под свое крыло. Он только со стороны наблюдал, что я делаю. Потом начал своим детям говорить: «Смотрите на дядю, у него все не так как у меня и этому тоже нужно научиться».

А почему в архитектуру не пошли?

А я пошел в архитектуру. Проучился целый год на архитектурном факультете. Увидел, что там лабуда одна и пошел в армию. После армии поступил в Харьковский художественно-промышленный институт, такой же старейший как Академия им. А.Л.Штиглица.

Почему Вы перевелись в Академию им. А.Л.Штиглица?

Я приехал на свадьбу к своему другу после второго курса и познакомился со своей будущей женой. Ее папа сказал мне: «Как же вы будете жить в Харькове, а она здесь в Ленинграде?» «Ну ничего, переведется – сказал я, – в Харькове 47 ВУЗов.» А жена сказала: «Нет, лучше тебе перевестись».

Не жалеете об этом выборе?

Жалею. Муха слабее Харьковского института.

У Вас остались хорошие впечатления об Академии Штиглица?

Ну конечно, остались. Там часть моей жизни, 4-5 курс прошли. Все ходили смотреть на мой рисунок. Заведующий кафедрой рисунка тогда был Владимир Иванович Шистко, он предложил остаться в Мухинском училище. Я сказал: «Нет. Я – дизайнер». Он сказал: «Жалко. У тебя лучший рисунок на курсе».

Какую кафедру Вы заканчивали?

Промышленный дизайн. 17 лет я проработал после Мухинского училища промышленным дизайнером. От молодого специалиста до ведущего дизайнера отрасли. Министр мне вручил медаль МРП (Министерство радиоприборостроения). А потом пришел Горбачев и сказал, что нам это ни к чему все, такие изделия как «Ленинград», «Галактика», «Амфитон», «Блюз» и так далее. Есть у меня папка с чисто дизайнерскими вещами.

А какая тема Вашей дипломной работы?

Космический корабль и там внутри космонавты. Этим космонавтам нужно обязательно заниматься физическим трудом, чтобы у них не атрофировались мышцы, связки, кости. Нужно было сделать зону реабилитации. Помните космический корабль: большой цилиндр, конус и потом маленький цилиндр. И вот в конусной части я придумал по периметру как «беличье колесо». Стоит на это «беличье колесо» прицепить резиновыми ремнями себя к основанию и можно побежать просто как по дорожке. Также можно выложить шведскую стенку, из шведской стенки вынимается агрегат «вело эргономика» для гребли. И всё очень компактное, многофункциональное и, самое главное, нет затрат на питание, не надо двигатели дополнительные собой в космос брать.

На каком заводе Вы работали?

ЦНПО «Ленинец». Там делалось супер – оборудование для навигации.
Приемник «Ленинград-10» – одна из первых моих работ на заводе. Потом были магнитола двух-кассетная, счетчик для таксистов, приемник с разносимой акустикой, кассетница для аудиокассет, «Арго», магнитола «Галактика», за которую я получил медаль.

Башня «XX-XXI» – памятник, посвященный 100-летию Русского авангарда. Что вдохновило Вас на ее создание?

Меня вдохновило то, что у нас в стране нет ничего такого же глубокого как «Черный квадрат». Это не вдохновение было, а что-то другое, обида наверное. Я обижен страшно. Все современное искусство: западное, западно-европейское, американское, все оно образовалось только благодаря таким как Малевич, Кандинский, Леонидов в архитектуре и другие.

Получается, русский Авангард послужил развитию западного искусства?

Да! Абсолютно! Совсем недавно в Эрмитаже была выставка Захи Хадид. Она сказала, что русский авангард – это ее икона. А мы ничего не поставили и никак к нему не относимся.

Почему Вы используете именно вот этот материал? Почему глянец?

Вот ведущий специалист современного искусства Эрмитажа Озерков Д.Ю. у меня тоже спросил: «А почему у Вас нет фактуры?» Я лично считаю, что все, что связано с фактурой – это обман. «Декоративщина». Фактурой форму не обманешь. Вода гладкая в спокойном состоянии – самое секретное наше оружие. Без воды и без воздуха человечество не могло бы существовать. Я, естественно, учусь у природы. Гладкая форма воды, идеально гладкая, только завидовать можно как она легко колоссальные плоскости делает идеально ровными. Причем, организуется сама. Земля не может, а вода легко. И для чего эта гладкая форма? Может там на ее поверхности колоссальная энергия, но мы не можем этой энергией воспользоваться.

Бывает ли в полете творческой мысли, что Вы сталкиваетесь с ограничениями, наложенными самой природой? То есть сила притяжения, например.

Я вам скажу, с какими ограничениями я сталкиваюсь. Вот если бы все эти мысли и идеи и концепции – все это пришло бы ко мне лет в 20, я был бы счастлив. Но, к сожалению, уже пошел 6-ой десяток, когда я начал думать серьезно о том, что происходит вокруг меня. И вот это самая большая сложность. Не разогнуться иной раз…

Вот мы затронули временной период 20 лет назад и сейчас. Хочется спросить о зрителе: Зритель того времени Вашей первой скульптуры и зритель сейчас. Вот смена поколений как влияет?

Принципиально не меняется. Охают, ахают, убивают меня вопросом – «А для чего Вы это сделали?»

Все ли свои работы Вы считаете законченными?

Нет. У меня всегда есть постоянное чувство неудовлетворённости. Хотел бы сделать по-другому, не принципиально по-другому, а где-то в деталях, но по-другому. Видение меняется постоянно. Был в Харькове такой профессор Шапошников М.А., учился в Баухаусе у Кандинского. Ему уже было за 80, когда я учился. Он ставил оценки на торце планшета. Так идет вдоль стенки и смотрит, как натянут планшет, и ставит 3-2. Я подхожу к своему планшету, а у меня стоит 5. Геннадий Степанович, мой первый куратор, сказал: «Я бы на твоем месте вырезал бы эту пятерку с планшета, подошел к Шапошникову и взял бы автограф. Ты не знаешь, что такое Шапошников. За всю историю не было ни у кого пятёрки. Ты – первый». Вакс И.А. когда узнал, что у меня преподавал Шапошников, он пожал руку и поклонился. Но вообще, все, что касается учебы, я бы все аккумулировал на теории тех архитекторов, художников, дизайнеров начала 20 века. Они так много написали. Нас, наше поколение, обокрали со страшной силой. Столько было уникальных теорий по конструктивизму.

С какого момента Вы перешли к такому формообразованию от промышленного дизайна?

С детства. Всегда это делал.

А какой принцип техники исполнения Ваших работ?

Техника исполнения такая: Это разум. Он должен быть оснащен всеми премудростями технологии, которые существовали до меня. Мои знания – это мой главный инструмент. Потом интуиция. Что с ними делать? Как сжать все эти знания, чтобы они превратились в форму, в изображение. Но когда я начал лепить (про башню, пирамиду), я чуть не сошел с ума, от того, сколько я всего узнал нового в процессе. То есть все, что в искусстве происходит нового, это только самый верхний слой, как айсберг.

Нужно создать такую вещь, чтобы она была более значима, чем предыдущие. Слова рождаются на основе формы, как у Бродского:

Здесь на холмах, среди пустых небес,
Среди дорог, ведущих только в лес,
Жизнь отступает от самой себя
И смотрит с изумлением на формы.

Сначала с удивлением, а потом начинается восприятие квинтэссенции, что же это такое – форма, что за ней стоит.
Мне бы хотелось, чтобы все увиденное вами было осознано на уровне не только биологии «нравится - не нравится», а на основе разума, чтобы восприятие шло через первичное – через разум. Чтобы у вас возникло понимание.

Спасибо Вам огромное за интересную беседу. Вас можно слушать бесконечно. Счастливец тот, кто попадет к Вам на лекцию.

Был рад.

Встреча оказалась душевной и теплой. В процессе беседы Владимир Борисович не только поделился своими взглядами на происходящее в современном искусстве, но и раскрыл глубинную суть своих произведений, показал путь, который проходит он сам каждый раз, создавая свои шедевры. Услышать из первых уст, как зарождалась идея, и создавался арт-объект – одна из редчайших возможностей, которые выпадают нам в жизни. Мы надеемся, что Владимир Борисович еще долгие годы будет радовать и вдохновлять нас своим творчеством.

Зачастую причиной неудачного ремонта становится банальное недопонимание: клиент просит об одном, дизайнер слышит другое - и вот уже проект получается совсем не таким, как хотелось бы. Говорить со специалистом на одном языке не так уж сложно, достаточно тщательно подготовиться и следовать простым правилам. Каким именно, расскажет дизайнер .

Анастасия Орлова закончила школу дизайна ArtFuture по специальности «Дизайнер интерьеров». В настоящий момент является студенткой архитектурного факультета одного из старейших университетов мира - Римской La Sapienza . Сейчас продолжает заниматься частной практикой в России, ведя проекты удаленно и при помощи команды единомышленников. Работает над как над частными интерьерами квартир, коттеджей, так и над проектами ресторанов и отелей.

Допустим, я нашла, к кому обратиться, и договорилась о встрече. Что нужно продумать заранее? Нужно приходить с четкими пожеланиями или неким общим видением или это все-таки формируется в процессе общения с дизайнером?

Полезным будет заранее начать «мечтать», носить в голове мысль о будущем жилище, листать картинки в интернете и сохранять их, записывать или посылать себе сообщения с мыслями, относительно необходимого функционала. Таким образом, экзаменуя свои ежедневные привычки, вы будете подмечать нюансы и вместе с дизайнером сможете более точно настроить будущее жилье под себя. Очень важно на этапе мечтания смотреть и сохранять картинки. Это не всегда четкие изображения из серии «хочу вот так» - на них вам может нравиться определенный элемент, или цветовая гамма, или функциональное решение - все, что каким-либо образом в вас отзывается. Почему это имеет значение? Кроме того, что это поможет дизайнеру понять ваши стилистические предпочтения, не менее важно то, что в процессе рассматривания примеров происходит качественная эволюция вкусовых пристрастий. И то, что в самом начале вам кажется ужасно оригинальным, через некоторое время воспринимается избитым и безвкусным. Так пусть лучше этот рост произойдет за счет примеров в интернете и до создания собственного интерьера.

Если перед встречей с дизайнером вы чувствуете себя в силах составить краткий или подробный список пожеланий, прекрасно! Но в то же время, если вам кажется, что в голове полный хаос и вы не в состоянии структурировать свои мысли, не стоит этого пугаться или стесняться. Расскажите дизайнеру о своих пожеланиях в том порядке, в котором они вспоминаются, или приходятся к слову, или записаны у вас. Впоследствии дизайнер переработает информацию из вашего разговора, систематизирует и сформирует на ее основе техническое задание - неотъемлемую часть договора.

Кроме того, дизайнер будет задавать дополнительные вопросы или предложит анкету - они также наведут вас на мысли, возможно, и не приходившие в голову. В конечном итоге техническое задание родится в процессе диалога.

Наверное, все же стоит добавить ложку дегтя и заметить, что недостаточно подробно составленное техническое задание наносит урон именно заказчику: за переделку далеко зашедшего проекта из-за не озвученных заранее пожеланий дизайнер может попросить доплату, да и жить в интерьере, не отвечающем всем нуждам, радости мало.

Надо ли спорить со специалистом? Например, я очень хочу одну большую люстру, а мне предлагают точечное освещение?

Не нужно спорить. И дизайнеру, и заказчику всегда следует помнить, что цель едина. Нужно внимательно слушать друг друга и не позволять упрямству и собственным амбициям брать верх. «Надо ли настаивать?» - вопрос слишком неоднозначный: находясь внутри ситуации, объективного ответа вы на него не найдете. Пытаясь разграничить сферы, прерогативу в которых имеет та или другая сторона, очень в общем я бы сказала так:

В рамках эстетики:

  • если у вас вызывает сомнение общий образ интерьера, то настаивайте на дальнейшем поиске;
  • если вас смущают отдельные элементы интерьера и дизайнер уверяет, что должно быть именно так, возможно, стоит больше прислушаться к профессионалу, т. к. в отличие от заказчика, который зачастую видит составные элементы, дизайнер обладает видением проекта в целом.

В рамках функциональной стороны вопроса, на мой взгляд, мнение заказчика является определяющим. Но все же помните: перед вами человек, который регулярно сталкивается с вопросами организации пространства, - скорее всего, ему есть что вам посоветовать.

- Если я не знаю специальных терминов, мы поймем друг друга?

Подобно тому, что вам не нужно владеть медицинской терминологией, приходя на прием к врачу, в общении с дизайнером это не будет проблемой. Дизайнер никогда не примется «ставить диагноз» исходя из того, как вы называете ваш любимый стиль, - вывод будет сделан по картинкам и многим другим косвенным признакам. Ну и, естественно, дизайнер заинтересован в том, чтобы донести свою идею до вас нормальным языком.

- Что, кроме технических параметров помещения, имеет значение? Мои привычки, домашние животные?

Имеет значение буквально все: привычки и интересы каждого члена семьи, их жизнь внутри и вне дома, круг домочадцев, гости и родственники. Важны рост, возможные аллергии, домашние животные - список бесконечен и обсуждается на этапе составления технического задания (в процессе, возможно, пополняется). И чем больше этих параметров вам с дизайнером удастся задействовать, тем более продуманным и подогнанным «по фигуре» будет ваш интерьер.

- Какие самые частые ошибки допускают заказчики при общении?

  • Всегда следует держать в голове, что вы и дизайнер - это одна команда, которая идет к воплощению проекта, а ваша общая цель - воплотить этот проект наилучшим образом. Если в взаимоотношениях есть противостояние, значит, что-то работает неправильно.
  • Вы нанимаете дизайнера, чтобы вам была оказана услуга по созданию жилого пространства. Если при этом вы не прислушиваетесь к его советам, совершаете эмоциональные покупки материалов или элементов, не соответствующих задумке, самостоятельно вносите изменения в проект, то вы недополучаете выгоду от заказанной услуги.
  • Я бы рекомендовала всегда заказывать проект с подбором материалов и авторским надзором. Это дисциплинирует дизайнера, не позволяя в творчестве отрываться от земных реалий, и обеспечивает вам воплощение задумки не только на бумаге, но и в жизни. Провести эту работу самостоятельно может очень маленький процент заказчиков.

Берегите дизайнеров и помните, что работать в связке с ним придется от нескольких месяцев до нескольких лет (в зависимости от масштаба проекта) - за это время часто люди успевают довольно сильно сблизиться.

Фотографии: jennifercovingtondesigns.weebly.com, gallery-ot.ru, storyhouse.pw