Тест по биологии: "Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч

Вариант №1

    В кругосветном путешествии Ч. Дарвин был на корабле:

а) Галеон в) Бригантина

б) Бигль г) Каравелла

    К факторам живой природы относятся…

а) абиотические

б) биотические

в) антропогенные

    Движущей силой эволюции является…

а) естественный отбор

б) борьба с неблагоприятными условиями среды

в) искусственный отбор

    Главный труд Дарвина «Происхождение видов…» впервые был издан в…

    По Дарвину в природе происходит непрерывная борьба за…

а) территорию

в) существование

    Драка между оленями – самцами относятся к отбору…

а) стабилизирующему

б) половому

в) движущемуся

    Какой ученый ввел термин «эволюция»?

а) Жан Батист Ламарк

б) Чарлз Дарвин

в) Шарль Боннэ

    Какой ученый выделил три царства: Растения, Животные, Минералы?

а) Карл Линней

б) Жорж Кювье

в) Чарлз Дарвин

    Назовите французского естествоиспытателя, который первым создал эволюционную теорию?

а) Чарлз Дарвин

б) Шарль Боннэ

в) Жан Батист Ламарк

    Закон зародышевого сходства сформулировал…

а) Жорж Кювье

б) Карл Бэр

в) Чарлз Лайель

    Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений – это:..

а) естественный отбор

б) гибридизация

в) искусственный отбор

Тема 1. Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Внимательно прочитайте задание. Продумайте ответ и найдите его среди предложенных вариантов. Запишите соответствующую букву в матрицу для ответов, которую необходимо начертить в тетради для проверочных работ.

Вариант №2

    Основной труд Ч. Дарвина называется…

а) «Происхождение животных…»

б) «Происхождение человека…»

в) «Происхождение видов…»

    Выживание наиболее приспособленных организмов в природе – это…

а) искусственный отбор

б) естественный отбор

в) подбор особей

    К факторам неживой природы относятся…

а) абиотические

б) биотические

в) антропогенные

    Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих

между организмами и окружающей средой – это…

а) борьба с засухой

б) борьба за территорию

в) борьба за существование

    Половой отбор – это…

а) конкуренция между животными

б) способность к размножению

в) конкуренция самцов за возможность размножения

    Сохранение человеком особей с полезными признаками для размножения и устранение всех остальных – это…

а) наследственность

б) искусственный отбор

в) естественный отбор

  1. Необратимое историческое развитие живой природы – это…

а) прогресс

б) эволюция

в) регрессия

    Какой ученый разделил царство Животные на 6 классов: Млекопитающие, Птицы, Амфибии, Рыбы, Черви и Насекомые?

а) Карл Линней

б) Жорж Кювье

в) Чарлз Дарвин

    Назовите французского естествоиспытателя, который выделил 10 классов беспозвоночных?

а) Жан Батист Ламарк

б) Чарлз Дарвин

в) Шарль Боннэ

    По Дарвину любой вид животных и растений стремится к размножению в…

а) физической прогрессии

б) геометрической прогрессии

в) арифметической прогрессии

    Элементарной единицей эволюции считается…

б) популяция видов

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Коды ответов

Тема. Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Вариант №1


Тест по биологии для проверки знаний учащихся 9-11 классов по теме:

«ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» (вариант 1)

Выберите 1 правильный ответ:

А1. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

1) искусственным

2) стабилизирующим

3) движущим

4) половым

А2. Пределы модификационной изменчивости называются:

1) корреляциями

2) нормой реакции

3) мутациями

4) модификациями

1) ароморфоза

2) идиоадаптации

3) дегенерации

4) биологического регресса

А4. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у живых организмов к среде обитания, направляющий характер имеет

1) борьба за существование

2) искусственный отбор

3) естественный отбор

4) волны жизни

А5. Результатом эволюции является

1) создание новых штаммов микроорганизмов

2) появление новых засухоустойчивых сортов растений

3) возникновение новых видов животных

4) выведение более продуктивных пород скота

А6. Макроэволюция ведет к

1) образованию новых видов

2) надвидовым преобразованиям, формированию родов, семейств,

отрядов и т.д.

3) изменению генофонда популяции, ее изоляции и

образованию подвидов и рас

4) изменениям генотипов у отдельных особей крупных млекопитающих

А7. Примером идиоадаптации является

1) возникновение кровеносной системы у кольчатых червей

3) разнообразие окраски перьев у птиц

4) сокращение ареала уссурийского тигра

А8. Модификациионная изменчивость в отличие от мутационной

1) передается по наследству

2) приводит к гибели особи

3) связана с изменением в хромосомах

4) не передается по наследству

А9. Элементарной эволюционной единицей является

1) биоценоз

2) особь

3) род

4) популяция

А10. Результатом движущего отбора является

1) сохранение нормы реакции

2) появление новых видов

3) ослабление борьбы за существование

4) сохранение старых видов

А11. Микроэволюция - это

1) эволюция микроорганизмов

2) эволюция биоценозов

3) эволюционные изменения настолько незначительные, что не приводят

к видообразованию

4) эволюционные процессы в популяциях, приводящие к

видообразованию

А12. Изменения, связанные с сокращением ареала и численности особей вида, называют

1) ароморфозом

2) биологическим прогрессом

3) дегенерацией

4) биологическим прогрессом

А13. Примером ароморфоза является

1) возникновение длинной шеи у жирафа

2) редукция органов зрения у крота

3) появление рогов у коровы

4) появление легких у земноводных

А14. Нормы реакции является

1) пределы модификационной изменчивости признака

2) комбинативная изменчивость

3) пределы мутационной изменчивости признака

4) модификационная изменчивость

А15. Численность популяции колорадского жука в Европе намного превзошла его численность на такой же территории в Америке из-за

1) более теплых зим

2) более влажного климата

3) более богатой кормовой базы

4) отсутствия естественных врагов

А16. Наследственная изменчивость имеет важное значение для эволюции, так как способствует

1) увеличению генетической неоднородности особей в популяции

2) ускорению естественного отбора

3) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции

4) обострению борьбы за существование

А17. Результатом эволюции является

1) многообразие видов

2) естественный отбор

3) наследственность

4) изменчивость

1) биологическим прогрессом

2) идиоадаптацией

3) дегенерацией

4) биологическим регрессом

А19. Идиоадаптацией у цветковых растений является

1) появление семени

2) появление цветка

3) появление эндосперма

4) разнообразие цветков

А20. Комбинативная изменчивость признаков проявляется при

1) половом размножении

2) размножении спорами

3) вегетативном размножении

4) бесполом размножении

А21. Вид отбора, действующий в популяциях, обитающих в почти постоянных условиях среды, называется

1) движущий

2) разрывающий

3) половой

4) стабилизирующий

А22. В природе насчитывается около 350 тыс. видов растений и более 1,5 млн. видов животных, которые рассматриваются как

1) причину эволюции

2) результат эволюции

3) движущие силы эволюции

А23. Примером общей дегенерации в эволюции служит

1) отсутствие волосяного покрова у дельфинов и китов

2) недоразвитие органов зрения у крота

3) исчезновение хвоста у головастика

А24. Основателем эволюционного учения является

1) Докучаев

2) Геккель

3) Дарвин

4) Вернадский

А25. Отбор, производимый человеком без определенной цели, называется

1) стихийным

2) массовым

3) методическим

4) половым

А26. Фактор эволюции, заключающийся в возникновении преград к свободному скрещиванию особей, называется

1) модификацией

2) изоляцией

3) популяционными волнами

4) естественным отбором

А27. Борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость проявляются в популяции. Поэтому популяцию считают

1) единицей экосистемы

2) компонентом биосферы

3) единицей эволюции

4) структурной единицей вида

А28. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят

    закон зародышевого сходства

    наличие переходных форм

    общий план строения позвоночных животных

    наличие ископаемых остатков предковых форм

А29. Идиоадаптацией у животных является

    покровительственная окраска

    второго круга кровообращения

    теплокровности

    лёгочного дыхания

А30. Крупные систематические группы (типы, классы, …) в прцессе эволюции возникают путём

    биологического прогресса

    биологического регресса

    ароморфоза

    идиоадаптации

Ответы на вопросы теста:

Вопрос

ответ

Вопрос

ответ

Вопрос

Ответ

1

2

11

4

21

4

2

2

12

4

22

2

3

3

13

4

23

4

4

3

14

1

24

3

5

3

15

4

25

1

6

2

16

1

26

2

7

3

17

1

27

3

8

4

18

3

28

3

9

4

19

4

29

1

10

2

20

1

30

3

Тест по теме «Учение об эволюции органического мира»
1 В А Р И А Н Т

ЗАДАНИЕ № 1

УРОВЕНЬ «А» . При выполнении заданий этого уровня выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?

А) географическому

Б) экологическому

В) морфологическому

Г) генетическому

2. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями

Б) внутривидовую

В) межвидовую

Г) все перечисленные формы в равной степени

3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма

Б) популяции

В) вида

Г) биоценоза

4. Какие ароморфозы позволили пресмыкающимся полностью освоить наземно-воздушную среду

А) роговой покров, развитые легкие

Б) пятипалая конечность, живорождение

В) покровительственная окраска, способность к регенерации

Г) четырехкамерное сердце, теплокровность

5. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

А) определенная

Б) модификационная

В) групповая

Г) мутационная

6. Главный фактор, объединяющий особей одного вида в отдельную популяцию:

А) свободное скрещивание особей друг с другом

Б) сходство внешнего и внутреннего строения особей друг с другом

В) одинаковый хромосомный набор особей: форма и число хромосом

Г) общая территория (ареал), занятая особями в природе

7. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем:

А) ароморфоза

Б) идиоадаптации

В) общей дегенерации

Г) направленной эволюции

8. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:

А) существование реликтовой кистеперой рыбы латимерии

Б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы

В) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах

Г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами

9. Движущая форма отбора обычно приводит:

А) к уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции

Б) сужению прежней формы реакции

В) расширению прежней нормы реакции

Г) сдвигу прежней нормы реакции

10. Микроэволюция приводит к образованию новых:

А) семейных групп

Б) подвидов и видов

В) родов

Г) отрядов и семейств

11. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

А) биологическом прогрессе

Б) развитии по пути дегенерации

В) биологическом регрессе

Г) развитии по пути ароморфоза

12. Борьба с неблагоприятными условиями среды в результате эволюции:

А) снижает сопротивляемость организмов

Б) ведет к выживанию наиболее жизнеспособных особей

В) ведет к вымиранию вида

Г) способствует совершенствованию свойств вида

13. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

А) создает новые виды

Б) популяции

В) вида

Г) биоценоза

14. Изоляция – это фактор эволюции, который:

А) не влияет на скорость видообразования

Б) замедляет процесс формирования приспособленности

В) не препятствует смешиванию популяции внутри вида

Г) ускоряет эволюционный процесс

15. Результатом действия естественного отбора не является:

А) приспособленность организмов к среде обитания

Б) многообразие органического мира

В) борьба за существование

Г) совершенствование организации живых существ

ЗАДАНИЕ № 2

УРОВЕНЬ «В». Выберите несколько ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

А) превращение передних конечностей в ласты

Б) дыхание кислородом, растворенным в воде

В) дыхание кислородом воздуха

Г) обтекаемая форма тела

Д) развитый толстый подкожный слой жира

Е) постоянная температура тела

В2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и характеризующими их признаками:

ХАРАКТЕРИСТИКИ: НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ:

1) многообразие видов А) биологический прогресс

2) ограниченный ареал Б) биологический регресс

3) небольшое число видов

4) широкие экологические адаптации

5) широкий ареал

6) уменьшение числа популяций

2 В А Р И А Н Т

ЗАДАНИЕ № 1

УРОВЕНЬ «А». При выполнении заданий этого уровня выберите один правильный ответ из четырех

1. Укажите пример идиоадаптаций:

А) возникновение семени у голосеменных

Б) возникновение плода у цветковых

В) возникновение у цветковых нектарников, привлекающих насекомых

Г) появление фотосинтеза у растений

2. Гомологичные органы у разных организмов образовались в результате

А) конвергенции

Б) идиоадаптации

В) дивергенции

Г) ароморфоза

3. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

А) распадения или расширения исходного ареала

Б) искусственного отбора

В) изоляции популяций внутри старого ареала

Г) дрейфа генов

4. Каковы последствия движущего отбора?

А) сохранение старых видов

Б) поддержание нормы реакции

В) появление новых видов

Г) устранение особей с новыми мутациями

5. Образование новых видов в природе происходит в результате:

А) методического отбора

Б) искусственного отбора

В) деятельности человека

Г) взаимодействия движущих сил эволюции

6. Укажите неверное утверждение: «В процессе эволюции борьба с неблагоприятными условиями приводит. . .»

А) повышению сопротивляемости организмов

В) вымиранию вида

Б) выживанию наиболее жизнеспособных особей

Г) совершенствованию вида

7. Фактор эволюции, основу которого составляет возникновение преград к свободному скрещиванию особей, называют:

А) модификацией

Б) естественным отбором

В) изоляцией

Г) популяционными волнами

8. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?

А) сохранение старых видов

Б) сохранение нормы реакции

В) появление новых видов

Г) сохранение особей с неизменными признаками

9. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет:

А) естественный отбор

Б) искусственный отбор

В) изоляция

Г) борьба за существование

10. Примером ароморфоза является:

А) уплощение тела у донных рыб

Б) покровительственная окраска

Г) возникновение полового процесса

11. К идиоадаптациям следует отнести:

А) многоклеточность

Б) четырехкамерное сердце млекопитающих

В) игольчатые листья растений пустынь

Г) все перечисленные эволюционные изменения

12. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:

А) размножение организмов

Б) образование новых видов в природе

В) мутационный процесс

Г) изоляция популяций

13. Естественный отбор считают направляющим фактором эволюции, так как в его результате сохраняются особи:

А) с нейтральными изменениями

Б) разнообразными изменениями

В) мелкими наследственными изменениями

Г) изменениями, соответствующими среде обитания

14. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

А) наследственной изменчивости

Б) борьбы за существование

В) вымирания

Г) видообразования

15. Борьба за существование играет большую роль в эволюции:

А) сохраняет особей преимущественно с полезными признаками

Б) сохраняет особей с любыми наследственными изменениями

В) поставляет материал для отбора

Г) обостряет взаимоотношения между особями

ЗАДАНИЕ № 2

УРОВЕНЬ «В»

В 1. Выберите несколько ответов из шести и запишите их в алфавитном порядке.

Результатом эволюции является:

А) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

Б) появление новых засухоустойчивых сортов растений

В) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

Г) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

Д) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

Е) получение высокопродуктивных бройлерных кур

В 2.Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОТБОРА

1) действует в природе постоянно А) естественный

2) сохраняет особей с признаками, Б) искусственный

интересующими человека

3) сохраняет особей с полезными для них признаками

4) обеспечивает формирование приспособленности

5) приводит к возникновению новых видов

6) способствует созданию новых пород животных

КЛЮЧ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ»

1 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ № 1.

УРОВЕНЬ «А» ОТВЕТ: 1Б, 2Б, 3Б, 4А, 5Г, 6Г, 7А, 8А, 9Г, 10Б, 11А, 12Г, 13Б, 14Г, 15В

ЗАДАНИЕ № 2.

УРОВЕНЬ «В».

В1 – А, Г, Д

В2 - 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5А, 6Б

ЗАДАНИЕ № 3.

УРОВЕНЬ «С».

С 1. Элементы ответа:

1) дало возможность использовать в пищу разные корма;

2) способствовало ослаблению конкуренции;

3) в связи с дивергенцией признаков и изоляцией популяций произошло образование новых видов.

ВАРИАНТ № 2

ЗАДАНИЕ №1.

УРОВЕНЬ «А» ОТВЕТ: 1В, 2Б, 3А, 4В, 5Г, 6В, 7В, 8А, 9А, 10Г, 11В, 12Б, 13Г, 14Б, 15Г

ЗАДАНИЕ № 2.

УРОВЕНЬ «В»

В 1 – А. Г, Д

В 2 - А1, Б2, В1, Г1, Д1, Е1

ЗАДАНИЕ № 3

УРОВЕНЬ «С»

С 1. Элементы ответа:

1) тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дня;

2) способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи;

3) приспособленность нарушается при движении рыбы, она становится доступной для врагов. В этом состоит относительный характер приспособления.

К Р И Т Е Р И И О Ц Е Н К И

За каждое правильно выполненное задание уровня «А» дается по одному баллу. Максимальное количество баллов, которое можно получить – пятнадцать.

За правильно выполненное задание В1 можно получить три балла, т.е. за каждый ответ по одному баллу. За выполнение задания В2 максимально можно получить также три балла, т.е. за шесть ответов по 0,5 балла. Всего правильное выполнение заданий части «В» дает шесть баллов.

За выполнение задания № 3 (уровень «С») можно получить три балла, если ответ правильный и полный, включает все элементы ответа, не содержит биологических ошибок.

«5» - 24 – 21 балл

«4» - 20 – 16 баллов

«3» - 15 – 10 баллов

«2» - 9 баллов и меньше

Тест 1 «Эволюционное учение»

Выберите правильный ответ

1. Основатель научной систематики (классификации):

а) Дж. Рей; в) ;

б) К. Линней; г) Ч. Дарвин.

2. Первое определение в науке понятию «вид» дал:

а) Дж. Рей; в) ;

б) К. Линней; г) Ч. Дарвин.

3. Искусственные системы классификации организмов отражают:

4. Естественные системы классификации организмов отражают:

а) степень родства различных видов;

б) внешнее сходство различных видов;

в) внутреннее сходство различных видов;

г) внешнее и внутреннее сходство различных видов.

5. Согласно взглядам К. Линнея, виды организмов, существующие в природе, в основном возникли в результате:

а) постепенного усложнения в ходе эволюции;

б) прямого приспособления к изменяющимся условиям среды;

в) акта Божественного творения и скрещивания между собой;

г) скрещивания между собой и постоянного влияния условий среды.

а) К. Линней; в) ;

б) Ч. Дарвин; г) .

7. Движущие силы (факторы) эволюции, по:

а) постепенное усложнение организмов в ходе градации;

б) наследование благоприобретенных организмами признаков;

в) стремление организмов к совершенствованию и влияние условий среды;

г) упражнение и неупражнение органов организмами в ходе эволюции.

8. Согласно взглядам о причинах наблюдаемой в природе изменяемости организмов, развитие длинной шеи у жирафа - результат:

9. Согласно взглядам о причинах наблюдаемой в природе изменяемости организмов, развитие подводных, плавающих и воздушных листьев у стрелолиста - результат:

а) прямого приспособления к влиянию условий среды;

б) упражнения органа под влиянием условий среды;

в) изначальной целесообразности в строении органа;

г) стремления организма к совершенствованию.

10. Согласно представлениям об эволюции, появление полезных признаков у организмов - результат:

а) стремления организмов к совершенствованию;

б) наследования признаков, приобретенных организмами в ходе эволюции;

в) прямого приспособления к условиям среды, упражнения и неупражнения органов в ходе эволюции;

г) постоянного влияния изменяющихся условий среды в ходе эволюции.

11. Главный труд Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» впервые вышел в свет в:

а) 1809г.; в) 1868г.;

б) 1859 г.; г) 1871 г.

12. Движущие силы (факторы) эволюции, по Ч. Дарвину:

а) изменчивость, борьба за существование и естественный отбор;

б) наследственность, борьба за существование и естественный отбор;

в) изменение условий среды, наследственность, борьба за существование и естественный отбор;

г) наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

13. Основной направляющий фактор эволюции, по Ч. Дарвину:

а) наследственность;

б) изменчивость;

в) естественный отбор;

г) борьба за существование.

14. Согласно взглядам Ч. Дарвина, для эволюции не имеет значения изменчивость:

а) комбинативная;

б) коррелятивная, или соотносительная;

в) определенная, или групповая;

г) неопределенная, или индивидуальная.

15. Согласно взглядам Ч. Дарвина, причина борьбы за существование организмов в природе:

а) несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов среды;

б) ограниченность ресурсов среды и постоянно действующий естественный отбор;

в) отсутствие у видов приспособленности к полноценному использованию ресурсов среды;

г) постоянно действующий естественный отбор, выявляющий наиболее приспособленных к использованию ресурсов среды.

16. Наиболее острая форма борьбы за существование:

а) межвидовая;

б) внутривидовая;

в) межвидовая и внутривидовая;

г) с условиями неорганической природы.

17. Согласно взглядам Ч. Дарвина, сущность естественного отбора заключается в:

а) формировании приспособлений у отдельных особей к условиям среды;

б) выживании в поколениях отдельных особей, наиболее приспособленных к условиям среды;

в) разнообразных формах борьбы за существование, происходящих между отдельными особями во внешней среде;

г) появлении у отдельных особей, наиболее приспособленных к условиям среды, новых межвидовых признаков.

18. Согласно взглядам Ч. Дарвина, естественный отбор приводит к:

а) выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей;

б) гибели в поколениях наименее приспособленных особей;

в) возникновению приспособленности (адаптации) у организмов к условиям существования;

г) изменчивости, предоставляющей материал для развития приспособленности.

19. Согласно взглядам Ч. Дарвина, образование новых видов в природе происходит:


а) только от одного общего родоначального предка (монофилия);

б) только расчленением родоначальной формы на два и более дочерних вида (дивергенция);

в) сближением родственных видов до слияния их в ходе скрещивания в один вид (конвергенция);

г) от одного общего родоначального предка (монофилия) либо расчленением родоначальной формы на два или более дочерних вида (дивергенция).

20. Элементарная единица эволюции:

а) отдельный вид;

б) совокупность видов, объединенных родством;

в) отдельная популяция какого-либо вида;

г) генотип отдельной особи какого-либо вида.

21. Согласно современным представлениям об эволюции, не могут эволюционировать следующие объекты и признаки:

а) рыбы в аквариуме;

б) бык в стаде коров;

в) окраска популяции бабочек в окрестностях города;

г) бактерии, обитающие в кишечнике одного человека.

22. Главный фактор, объединяющий особей одного вида в отдельную популяцию:

а) свободное скрещивание особей друг с другом (панмиксия);

б) сходство внешнего и внутреннего строения особей друг с другом;

в) одинаковый хромосомный набор особей: форма и число хромосом;

г) общая территория (ареал), занятая особями в природе.

23. Элементарный материал для эволюции:

а) генофонд особей популяции;

б) генотип отдельной особи в популяции;

в) фенотип отдельной особи в популяции;

г) генотипическая изменчивость особей популяции.

24. Фенотипическая изменчивость (модификации) особей в популяции обеспечивает в эволюции:

а) изменение генофонда всей популяции;

б) изменение генотипов отдельных особей популяции;

в) выживание отдельных особей популяции и вида в целом;

г) появление новых форм, из которых могут возникнуть новые виды.

25. К генотипической изменчивости относят:

а) появление световых и теневых листьев у растений одного вида;

б) появление темноокрашенных особей в популяции одного вида;

в) различия в массе и размерах тела у животных одного вида;

г) различия в высоте стебля и густоте листьев у растений одного вида.

26. К фенотипической изменчивости относят:

а) появление листьев-колючек у барбариса и кактуса;

б) различия в удоях и жирности молока у коров в одном стаде;

в) различия в размерах и форме листьев у растений разных видов;

г) различия в сроках созревания плодов у яблонь разных сортов.

27. Периодические колебания численности популяций (популяционные волны) приводят к:

а) увеличению доли наследственной изменчивости у организмов в популяции

б) уменьшению доли наследственной изменчивости у организмов в популяции;

в) увеличению и уменьшению доли ненаследственной изменчивости у организмов в популяции;

г) изменению частот определенных мутаций и комбинаций у организмов в популяции.

28. Периодические колебания численности популяций {популяционные волны) - один из факторов эволюции, потому что они:

а) влияют на интенсивность борьбы за существование и частоту мутаций и комбинаций у организмов в популяции;

б) способствуют расселению особей популяции за пределы ее территории;

в) повышают или понижают генотипическую изменчивость у организмов в популяции;

г) повышают или понижают фенотипическую изменчивость у организмов в популяции.

29. Пример популяции, в которой дрейф генов (генетико-автоматические процессы) как фактор эволюции имеет наибольшее значение:

а) стадо овец в одной деревне;

б) мыши в одном зернохранилище;

в) бабочки-капустницы на поле, обработанном инсектицидом;

г) потомки полиплоидного растения, происходящие от неполиплоидных родителей.

30. Пример популяции, в которой дрейф генов (генетико-автоматические процессы) как фактор эволюции имеет наименьшее значение:

а) сорняки на одном пустыре;

б) сорняки на поле, обработанном гербицидом;

в) тараканы на городской свалке, обработанной инсектицидом;

г) рыжие полевки на лугу, затопленном весенним паводком.

31. Миграция особей популяции как фактор эволюции приводит к:

а) расселению особей на новые территории;

б) уменьшению или увеличению численности популяции;

в) обновлению генофонда популяции либо образованию новой популяции;

г) распаду родительской популяции на несколько более мелких дочерних популяций.

32. Изоляция как фактор эволюции выступает в роли:

а) необходимого условия для генетической разнородности популяции одного вида;

б) необходимого условия для генетической однородности популяций разных видов;

в) преграды для свободного обмена генами между особями популяций разных видов;

г) преграды для свободного обмена генами между особями одной популяции одного вида.

33. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций выступает изоляция:

а) географическая;

б) генетическая;

в) экологическая;

г) этологическая.

34*.Относительные частоты генов в популяции не будут изменять­ся из поколения в поколение, если:

а) популяция многочисленна, отсутствуют мутации генов и отбор по данным признакам, нет миграции особей и препятствий для свободного скрещивания;

б) популяция многочисленна, есть мутации генов и отбор по данным признакам, есть миграции особей и препятствия для свободного скрещивания;

в) популяция малочисленна, отсутствуют мутации генов и отбор по данным признакам, есть миграции особей и препятствия для свободного скрещивания;

г) популяция малочисленна, есть мутации генов и отбор по данным признакам, нет миграции особей и препятствий для свободного скрещивания.

35. Популяция достигнет большего успеха в эволюции за одина­ковый промежуток времени у вида:

а) бабочка-капустница;

б) речной окунь;

в) большая синица;

г) бактерия кишечная палочка.

36. Учение о формах естественного отбора в популяциях организмов разработал:

а) Ч. Дарвин;

б) А. Северцов;

в) И. Шмальгаузен;

г) С. Четвериков.

37. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:

а) существование реликтовой кистеперой рыбы латимерии;

г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами.

38. Пример действия движущей формы естественного отбора:

а) существование реликтового растения гинкго;

б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы;

в) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах;

39*.Пример действия дизруптивной формы естественного отбора:

а) существование реликтовой рептилии гаттерии;

б) появление в гавани порта, отгороженной молом, популяции узкопанцирных крабов;

в) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах;

г) гибель длиннокрылых и короткокрылых воробьев во время сильной бури.

40. Естественный отбор не будет эффективен в популяции:

а) стадо коров в деревне;

б) поле гречихи;

в) поле овса и гороха;

г) вегетативный клон одного растения земляники.

41. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;

б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих более широкую изменчивость организмов;

в) явление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;

г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям существования.

42. Результатом действия факторов эволюции является появление у организмов:

а) новых сочетаний генов, обусловливающих развитие новых признаков

б) приспособлений к условиям существования, имеющих абсолютный характер

в) приспособлений к условиям существования, имеющих относительный характер;

г) новых генов в генофонде популяций, обеспечивающих развитие приспособлений.

43. Пример покровительственной окраски:

б) зеленая окраска листьев у большинства растении,

г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и с

44. Пример маскировки:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы,

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

45. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

46. Пример мимикрии:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

47. Пример географического (аллопатрического) видообразования:

а) возникновение культурной сливы в результате гибридизации терна с алычой;

б) образование европейского и дальневосточного подвидов

обыкновенного ландыша;

в) существование пяти сезонных рас севанской форели, разделенных разными сроками размножения в течение

г) обособление нескольких видов синиц (большая, лазоревка, московка, гаичка, хохлатая), обитающих в разных местах и питающихся разной пищей.

48. Пример экологического (симпатрического) видообразования:

а) существование в средней полосе нескольких видов лютиков, произрастающих в разных условиях;

б) образование комплекса подвидов у большой синицы, широко расселенной по территории Земного шара;

в) образование двух подвидов лиственниц: сибирской и даурской;

г) возникновение двух видов чаек: серебристой и клуши, живущих по побережьям Балтийского и Северного морей.

49. Микроэволюция приводит к:

б) возникновению обособленных популяций и образованию географических подвидов и рас;

г) надвидовым преобразованиям и формированию родов,

семейств, отрядов и т. д.

50. Макроэволюция приводит к:

а) изменениям генотипов отдельных особей и обособлению популяций;

б) возникновению обособленных популяций и образованию

географических подвидов и рас;

в) изменениям генофонда популяций и образованию новых видов;

г) надвидовым преобразованиям и формированию родов, семейств, отрядов и т. д.

51. Гомологичные органы, развившиеся в ходе эволюции:

а) жабры рыбы и жабры рака;

б) колючки кактуса и колючки боярышника ;

г) волосы млекопитающих и перья птиц.

52. Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:

а) крылья бабочки и крылья птицы;

б) усики винограда и усики огурца;

в) иглы дикобраза и иглы ежа;

г) колючки кактуса и колючки барбариса.

а) различная форма клюва у галапагосских вьюрков;

б) белая окраска оперения у тундровой куропатки и шерсти у зайца-беляка;

в) толстый слой подкожного жира и ласты у морских котиков, моржей и тюленей;

г) различные способы опыления цветков у покрытосеменных растений.

54. В результате дивергенции в ходе эволюции возникли:

а) роющие конечности у обыкновенного и сумчатого кротов;

б) форма тела и способы передвижения у акулы и дельфина;

в) зубные системы у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам;

г) сходное строение глаз у головоногих моллюсков и позвоночных животных.

г) развитие покровительственной и предостерегающей окраски у насекомых.

55. Пример общей дегенерации (катагенеза) в эволюции:

а) недоразвитие органов зрения у крота и слепыша;

б) исчезновецие хвоста у головастика в процессе его превращения в лягушку;

в) отсутствие волосяного покрова на коже дельфинов и китов;

Вариант 1


А. Гераклит
Б. Аристотель
В. Линней
Г. Анаксимен


А. Метафизические взгляды
Б. Трансформизм
В. Креационизм
Г. Верного ответа нет


А. В 1809
Б. В 1859
В. В 1897
Г. В 1976


А. Селекция
Б. Генетика
В. Физиология
Г. Цитология


Б. Наследственности
В. Мутационной изменчивости
Г. Верного ответа нет


А. Межвидовая борьба
В. Внутривидовая борьба
Г. Верного ответа нет


А. Шмальгаузен
Б. Мюллер
В. Северцов
Г. Пирсон


А. Демонстрационная окраска
Б. Маскировка
В. Мимикрия
Г. Все ответы верны


А. Идиоадаптация
Б. Общая дегенерация
В. Ароморфоз
Г. Верного ответа нет


А. Общественный образ жизни
Б. Развитие речи
В. Развитие мышления
Г. Все ответы верны

Вариант 2


А. Уоллес
Б. Дарвин
В. Линней
Г. Ламарк


А. Ламарк
Б. Дарвин
В. Северцов
Г. Линней


А. 1987
Б. 1859
В. 1895
Г. 1867



Г. Мутационной изменчивостью и естественным отбором


А. Волны жизни
Б. Дрейф генов
В. Популяционные волны
Г. Изоляция

6.Конвергенция - это…
А. Схождение признаков
Б. Расхождение признаков
Г. Верного ответа нет


А. В мезозое
Б. В палеозое
В. В кайнозое
Г. Верного ответа нет

8.К агроценозам относят…
А. Луг
Б. Опушку леса
В. Мелководную речку
Г. Верного ответа нет

9.Назовите косное вещество:
А. Почва
Б. Газ
В. Микроорганизмы
Г. Метеориты


А. Ароморфоз
Б. Дивергенция
В. Мимикрия
Г. Верного ответа нет

Вариант 3

1.Кювье придерживался…
А. Взглядов креационизма
Б. Взглядов трансформизма
В. Метафизических взглядов
Г. Верного ответа нет


А. Удвоение хромосом
Б. Слияние ядер клеток
Г. Все ответы верны


А. Мимикрия
Б. Маскировка
В. Демонстрационная окраска
Г. Верного ответа нет


А. Мюллер и Геккель
Б. Северцов и Шмальгаузен
В. Харди и Вайнберг
Г. Верного ответа нет


А. Ароморфозы
Б. Атавизмы
В. Идиоадаптации
Г. Верного ответа нет


Б. Защите семени
Г. Все ответы верны


А. Проплиопитеки
Б. Дриопитеки
В. Парапитеки
Г. Неоантропы


А. Палеогеновый период
Б. Неогеновый период
В. Антропогеновый период
Г. Верного ответа нет


А. Косное вещество
Б. Биогенное вещество
В. Живое вещество
Г. Биокосное вещество


А. Трудовая деятельность
Б. Наследственная изменчивость
В. Дрейф генов
Г. Популяционные волны
Д. Общественный образ жизни
Е. Развитие речи
Ж. Изоляция
З. Развитие мышления

Ответы на Вариант 1

1.Кто в своих трудах писал о том, что человек и животные имеют единый план творения?
А. Гераклит
*Б. Аристотель
В. Линней
Г. Анаксимен

2.В средние века в науке господствовали …
*А. Метафизические взгляды
Б. Трансформизм
В. Креационизм
Г. Верного ответа нет

3.Первая эволюционная теория была разработана
*А. В 1809
Б. В 1859
В. В 1897
Г. В 1976

4.Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается…
*А. Селекция
Б. Генетика
В. Физиология
Г. Цитология

5.Все новые признаки возникают в результате…
А. Комбинативной изменчивости
Б. Наследственности
*В. Мутационной изменчивости
Г. Верного ответа нет

6.Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро?
*А. Межвидовая борьба
Б. Борьба с неблагоприятными условиями
В. Внутривидовая борьба
Г. Верного ответа нет

7.Закон стабилизирующего скрещивания установил…
А. Шмальгаузен
Б. Мюллер
В. Северцов
*Г. Пирсон

8.Сходство между незащищёнными и защищёнными видами - это…
А. Демонстрационная окраска
Б. Маскировка
*В. Мимикрия
Г. Все ответы верны

9.Морфофизиологический процесс, который ведёт к упрощению организмов, к морфофизиологическому регрессу - это…
А. Идиоадаптация
*Б. Общая дегенерация
В. Ароморфоз
Г. Верного ответа нет

10.Назовите социальный фактор антропогенеза:
А. Общественный образ жизни
Б. Развитие речи
В. Развитие мышления
*Г. Все ответы верны

Ответы на Вариант 2

1.Первым эволюционную теорию предложил…
А. Уоллес
Б. Дарвин
В. Линней
*Г. Ламарк

2.Кто из учёных разделил всю живую природу на два царства?
А. Ламарк
Б. Дарвин
В. Северцов
*Г. Линней

3.О главной движущей силе эволюции в своём гениальном труде Дарвин писал в…
А. 1987
*Б. 1859
В. 1895
Г. 1867

4.Теория Дарвина объясняет появление приспособленности…
А. Комбинативной изменчивостью и естественным отбором
Б. Комбинативной изменчивостью и искусственным отбором
В. Мутационной изменчивостью и искусственным отбором
*Г. Мутационной изменчивостью и естественным отбором

5.Направленное изменение частоты встречаемости отдельных генов - это…
А. Волны жизни
*Б. Дрейф генов
В. Популяционные волны
Г. Изоляция

6.Конвергенция - это…
*А. Схождение признаков
Б. Расхождение признаков
В. Преобразование строения и функций организма
Г. Верного ответа нет

7.Общими предками человека и человекообразных обезьян жили…
*А. В мезозое
Б. В палеозое
В. В кайнозое
Г. Верного ответа нет

8.К агроценозам относят…
А. Луг
Б. Опушку леса
В. Мелководную речку
*Г. Верного ответа нет

9.Назовите косное вещество:
А. Почва
Б. Газ
В. Микроорганизмы
*Г. Метеориты

10.Частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды - это…
А. Ароморфоз
Б. Дивергенция
В. Мимикрия
*Г. Верного ответа нет

Ответа на Вариант3

1.Кювье придерживался…
А. Взглядов креационизма
Б. Взглядов трансформизма
*В. Метафизических взглядов
Г. Верного ответа нет

2.В селекции растений часто получают полиплоидные формы. В основе полиплоидии лежит:
А. Удвоение хромосом
Б. Слияние ядер клеток
В. Нарушение процесса деления
*Г. Все ответы верны

3.Некоторые безобидные неядовитые змеи приобрели значительное сходство с ядовитыми, что помогает им избегать нападения хищников, - такое явление получило название…
*А. Мимикрия
Б. Маскировка
В. Демонстрационная окраска
Г. Верного ответа нет

4.Биогенетический закон сформулировали:
*А. Мюллер и Геккель
Б. Северцов и Шмальгаузен
В. Харди и Вайнберг
Г. Верного ответа нет

5.Недоразвитые органы, которые утратили своё значение в процессе эволюции - это…
А. Ароморфозы
Б. Атавизмы
В. Идиоадаптации
*Г. Верного ответа нет

6.Среди семенных наиболее развиты покрытосеменные. Их ароморфозы выражаются в…
А. Появлении специального органа размножения - цветка
Б. Защите семени
В. Развитии двойного оплодотворения
*Г. Все ответы верны

7.Общими предками орангутангов, гиббонов и человекообразных обезьян были…
А. Проплиопитеки
Б. Дриопитеки
*В. Парапитеки
Г. Неоантропы

8.В каком периоде кайнозойской эры от насекомоядных плацентарных отделилась ветвь, которая затем привела к появлению парапитеков?
*А. Палеогеновый период
Б. Неогеновый период
В. Антропогеновый период
Г. Верного ответа нет

9.Главным веществом биосферы, по определению Вернадского, является…
А. Косное вещество
Б. Биогенное вещество
*В. Живое вещество
Г. Биокосное вещество

10.Назовите биологические факторы эволюции:
А. Трудовая деятельность
*Б. Наследственная изменчивость
*В. Дрейф генов
*Г. Популяционные волны
Д. Общественный образ жизни
Е. Развитие речи
*Ж. Изоляция
З. Развитие мышления


Новость отредактировал admin - 11-02-2011, 17:57