«Прощание», анализ стихотворения В.В. Маяковского

2 776 0

Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в том, что автора патриотических стихов и поэм, восхваляющих достижения революции, идеологи социализма считали вполне благонадежным человеком, которому даже в голову не придет мысль стать политическим эмигрантом. Расчеты людей, которые в СССР отвечали за идеологию, полностью себя оправдали: Маяковский и мысли не допускал о том, чтобы навсегда покинуть Россию, хотя возможностей остаться за границей у него было предостаточно. Здесь его творчество пользовалось огромной популярностью среди первой волны эмигрантов, которые еще помнили Маяковского по дореволюционным литературным вечерам. Действительно, его стихи тогда были в моде, и поэт такого ранга смог бы легко заработать себе на жизнь в любой стране мира. Но он предпочел неустроенный быт на родине, чем роскошь заграничных отелей.

В 1924 году впервые довелось побывать в Париже, который произвел на поэта неизгладимое впечатление. При этом стоит добавить, что поездка носила не только рабочий, но и весьма романтический характер. Именно в этом удивительном городе произошло окончательное примирение Маяковского с Лилей Брик, которая сопровождала его в поездке. Несколькими годами ранее муза поэта увлеклась другим мужчиной и даже на несколько месяцев рассталась с Маяковским, который очень сильно переживал измену и не мог понять, почему его так жестоко предал самый близкий и дорогой человек. Однако со временем он все же смог простить возлюбленную, а пребывание в Париже укрепило уверенность поэта в том, что он все еще может быть счастлив с этой женщиной.

Именно по этой причине стихотворение , написанное в 1925 году и рассказывающее о последних минутах пребывания поэта в Париже, пронизано такой легкостью и сентиментальностью. Автор отмечает, что за окнами автомобиля этот город «бежит, провожая меня, во всей невозможной красе». Чувство утраты чего-то важного и дорогого заставляет «разлуки жижу» подступать к глазам. Маяковский искренне хочет умереть в Париже – городе, в котором он по-настоящему был счастлив. Но при этом отмечает, что с радостью бы осуществил свою мечту, если бы на земле не было другого, не менее прекрасного, города. Это – Москва, которой принадлежит сердце поэта, и где спустя 5 лет он и был похоронен.

«Увидеть Париж – и умереть!» - именно с этой фразой ассоциируется Город Любви у большинства людей. Об этом замечательном европейском городе с его Эйфелевой башней, Елисейскими полями, Версалем и «Мулен Руж» грезят миллионы, его воспевали писатели, поэты, композиторы. Город, ставший «колыбелью революции» - Парижской коммуны, создал свою литературную историю с «Отверженными» Виктора Гюго и «Парижскими тайнами» Эжена Сю.

После Октябрьской революции 1917 года именно Париж стал центром русской эмиграции, а на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа обрели последнее пристанище известные русские писатели, поэты и музыканты, такие как Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Тэффи, Александр Галич, а также потомки древнейших дворянских фамилий Юсуповых и Шереметьевых.

В 1922-1924 годах Владимир Маяковский совершил несколько поездок в Европу: в Латвию, Германию, Францию. Свои европейские впечатления он передал в стихах и очерках. Парижу посвятил целый цикл – «Разговорчики с Эйфелевой башней». С Парижем связаны и романтические отношения Маяковского. Когда в конце 1922 года роман на стороне возлюбленной поэта Лили Брик едва не привел к разрыву их отношений, своеобразным лекарством стала поездка в Европу. В 1923 году Брики вместе с Маяковским вылетели в Германию, а позже оказались в Париже. Для поэта это была первая зарубежная поездка, он действительно был потрясен красотой и величием французской столицы:

Париж бежит,
провожая меня,
во всей
невозможной красе.

Однако Маяковский, испытывавший постоянное чувство гордости за свою молодую республику, и своему герою не дает шанса «раскваситься сантиментальностью» от разлуки с одним из прекраснейших городов мира. Поэтому герой вполне спокойно «в авто, последний франк разменяв», отправляется на вокзал, чтобы отбыть в следующий город своего заграничного вояжа – Марсель. По этому поводу и было написано в 1925 году стихотворение с говорящим названием «Прощание», об анализе которого и пойдет речь далее.

Нельзя сказать, чтобы герой стихотворения совсем не испытывал грусти, ведь он чувствует, как к глазам подступает «разлуки жижа», то есть слезы. Но не стыдится этих слез, а наоборот, призывает:

… сердце мне
сантиментальностью расквась!

И, казалось бы, вполне логично звучит желание героя:

Я хотел бы
жить
и умереть в Париже …

Многие бы поддержали его в таком желании. Но не нужно забывать, что довольно часто в стихотворениях Маяковского герой неотделим от автора. И сам Маяковский с уверенностью мог повторить: «Я хотел бы жить в Париже». Здесь, в приюте русской эмиграции, он был бы востребован: его помнили еще со времен футуризма и декаданса. Здесь жили поэты и художники, музыканты и артисты – вся богема Серебряного века. Наверняка, Владимир Маяковский мог и в этом окружении стать популярным, но его глубокая вера в справедливость социалистического строя не давала ему возможность жить где-нибудь еще, кроме Советского Союза. Именно этой идеей и завершает свое короткое произведение поэт. Допуская мысль о возможности жизни и смерти в Париже, герой, тем не менее, сам перед собой ставит ограничительное условие. Да, все это было бы возможно,

если 6 не было
такой земли - Москва.

Примечательно, что Москва для него не просто город, не просто столица Советского государства. Москва для него – целая земля со своей новой историей, с новыми законами и традициями. Возможно, подобное отношение сформировалось в связи с идеей Владимира Ильича Ленина, развитой впоследствии Львом Троцким, о построении социализм в отдельно взятой стране.

Таким образом, даже в таком небольшом стихотворении, посвященном пустяковому поводу, - расставанию с Парижем, вновь звучит патриотическая идея о любви к своему Отечеству. Только там, по мысли поэта, возможна настоящая жизнь и настоящая любовь. Спустя три года в «Письме Татьяне Яковлевой» Маяковский повторит эту мысль: он выразит уверенность, что и она когда-нибудь сможет осознать любовь к социалистическому государству, и тогда поэт сможет сказать: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем».

Стихотворение «Прощание»

(Кафе)

Обыкновенно
мы говорим:
все дороги
приводят в Рим.
Не так
у монпарнасца.
Готов поклясться.
И Рем,
и Ромул,
и Ремул и Ром
в «Ротонду» придут
или в «Дом»1.
В кафе
идут
по сотням дорог,
плывут
по бульварной реке.
Вплываю и я:
«Garcon,
un grog
americain!»2
Сначала
слова,
и губы,
и скулы
кафейный гомон сливал.
Но вот
пошли
вылупляться из гула
и лепятся
фразой
слова.
«Тут
проходил
Маяковский давеча,
хромой -
не видали рази?» -
«А с кем он шел?» -
«С Николай Николаичем».-
«С каким?»
«Да с великим князем!» -
«С великом князем?
Будет врать!
Он кругл
и лыс,
как ладонь.
Чекист он,
послан сюда
взорвать...» -
«Кого?» -
«Буа-дю-Булонь3.
Езжай, мол, Мишка...»
Другой поправил:
«Вы врете,
противно слушать!
Совсем и не Мишка он,
а Павел.
Бывало, сядем -
Павлуша!-
а тут же
его супруга,
княжна,
брюнетка,
лет под тридцать...» -
«Чья?
Маяковского?
Он не женат».
«Женат -
и на императрице».-
«На ком?
Ее ж расстреляли...» -
«И он
поверил...
Сделайте милость!
Ее ж Маяковский спас
за трильон!
Она же ж
омолодилась!»
Благоразумный голос:
«Да нет,
вы врете -
Маяковский - поэт».-
«Ну, да,-
вмешалось двое саврасов,-
в конце
семнадцатого года
в Москве
чекой конфискован Некрасов4
и весь
Маяковскому отдан.
Вы думаете -
сам он?
Сбондил до йот -
весь стих,
с запятыми,
скраден.
Достанет Некрасова
и продает -
червонцев по десять
на день».
Где вы,
свахи?
Подымись, Агафья!
Предлагается
жених невиданный.
Видано ль,
чтоб человек
с такою биографией
был бы холост
и старел невыданный?!
Париж,
тебе ль,
столице столетий,
к лицу
эмигрантская нудь?
Смахни
за ушми
эмигрантские сплетни.
Провинция!-
не продохнуть.
Я вышел
в раздумье -
черт его знает!
Отплюнулся -
тьфу, напасть!
Дыра
в ушах
не у всех сквозная -
другому
может запасть!
Слушайте, читатели,
когда прочтете,
что с Черчиллем
Маяковский
дружбу вертит
или
что женился я
на кулиджевской тете,
то, покорнейше прошу,-
не верьте.

В авто,
Последний франк разменяв.
- В котором часу на Марсель?-
Париж
Бежит,
Провожая меня,
Во всей
Невозможной красе.
Подступай
К глазам,
Разлуки жижа,
Сердце
Мне
Сантиментальностью расквась!
Я хотел бы
Жить
И умереть в Париже,
Если 6 не было
Такой земли -
Москва.

Анализ стихотворения «Прощанье» Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский был одним из немногих поэтов, которому можно было делать выезды за пределы СССР. Советские чиновники ни на йоту не сомневались в преданности «железного поэта» к своей Родине, поэтому пропуском за границу послужили его стихи, пьесы и поэмы с патриотическим посылом. Первое путешествие за рубеж состоялось в 1924 году во Францию. Эта романтическая страна настолько сильно впечатлила поэта, что он посвятил её столице целый цикл произведений под названием «Разговорчики с Эйфелевой башней»

В Париже поэт побывал со своей вечной музой Лилей Брик. В этом городе произошло их примирение, ведь Брик до этого увлеклась другим мужчиной, что сильно влияло на моральное состояние Маяковского, ибо он не мог понять, как близкий человек может так жестоко предать и изменить. Со временем он всё же смог отпустить обиду, а Париж лишь укрепил его уверенность в том, что он до сих пор счастлив вместе с этой женщиной.

Стихотворение «Прощание» Владимир Маяковский написал в 1925 году, а его центральным образом безусловно стал Париж. Поэт восхищался этим великолепным городом, воспевал его красоту. Каждая строчка была пропитана ноткой сентиментальности, каждое слово отображало нежелание уезжать оттуда. Поэт пишет, что за окнами авто город «бежит, провожая меня, во всей невозможной красе». Есть чувство горечи из-за расставания с полюбившимся городом, которое заставило подступить к глазам «разлуки жижу». Основная тема стихотворения заключается непосредственно в самом названии. В Париже Маяковский был безгранично счастлив, он укрепил свои чувства, и вновь поверил в любовь, поэтому прощание со столицей Франции даётся ему настолько мучительно.

Следующая тема, которая поднимается в «Прощании» — это патриотизм. Автор всем сердцем любил свою страну и верил, что её ждёт светлое будущее. Поэт был предан отчизне и никогда бы не отказался от неё, ведь он яро пропагандировал самоотречение во имя социализма и призывал народ объединяться ради целей. Он мог не ладить с государственными служащими, провоцировать всех стихотворением «Вам!», но он готов был костьми лечь, чтобы защитить свою Родину, которую любил с тем же фанатическим направлением, как и Лилю.

«Прощание» заканчивается строчкой: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва». Да, он хотел бы до конца жизни жить в Париже, наслаждаться хрустящей выпечкой, пить изысканные вина, но есть родная земля, которая влечёт, и на которой он был похоронен через 5 лет.

Владимир Маяковский очень много путешествовал. Советская власть не боялась «выпускать» его за границу. Лидеры коммунистов верили, что поэт никогда даже и не думал о том, чтобы стать эмигрантом. Маяковский на самом деле не помышлял о побеге, хотя возможностей остаться у него было много.В 1924 году поэт впервые побывал в Париже. Это была не только деловая поездка, но и романтическая. Поэт окончательно примирился со своей давней любовью Лилией Брик (на какое-то время они расставались из-за измены Лилии, и поэт очень тяжело переживал случившееся), поверив, что у них ещё может быть будущее.

«Прощанье» было написано в 1925 году, когда поэт покидал город влюбленных. Текст стихотворения Маяковского «Прощанье» сентиментален и лиричен. Поэту не хотелось оставлять Париж, ведь в нем он был счастлив. «Разлука жижа» подступает к его глазам, когда за окном автомобиля начинают мелькать пейзажи Парижа. Но Маяковский не был бы Маяковским, если бы в конце стихотворения не сказал, что Париж - прекрасный город, но жить и умереть он все же хочет в Москве. Поэт до конца и во всем был настоящим патриотом Родины.

Владимир Владимирович Маяковский (7/19.07.1893-14.04 1930) — выдающийся поэт-авангардист, новатор, автор своеобразных лирических произведений ХХ века, создавший знаменитую лесенку Маяковского (новая ритмическая организация стиха). Творчество поэта всегда подкупало своей искренностью и имело множество граней: любовная поэзия, служение поэта поэзии, сатира, патриотизм и т.д. Тема любви к родине лаконично раскрыта в стихотворении «Прощание», которому и посвящен данный анализ.

«Прощание» написано в 1925 году, спустя год после того, как В. Маяковский посетил один из самых романтичных городов мира — Париж. Не секрет, что этот город произвел на поэта ярчайшее впечатление, и в своих стихотворениях о Европе он посвятил Парижу целый цикл «Разговорчики с Эйфелевой башней».

Визит в столицу Франции также помог В. Маяковскому в личной жизни. Творец слишком тяжело переживал очередную измену и разлуку со своей гражданской женой, названной после «музой русского авангарда», Лилей Брик. В 1922-1924 годах, во время поездки по Европе, именно в Париже он встретил Татьяну Яковлеву, и за полтора месяца пребывания в городе успел влюбиться и предложить даме сердца брак. Однако девушка эмигрировала, сбегая от революции, и возвращаться в страну победившего социализма не планировала. Маяковский тоже не мог оторваться от любимых краев. Ему пришлось выбирать между любовью всей жизни и родиной. Он выбрал второе, но до самой смерти помнил и любил Татьяну. Стихотворение «Прощание» стало неким реверансом этому прекрасному городу за встречу, которая подарила ему незабываемые впечатления.

Жанр, размер, направление

Данное стихотворение можно отнести к любовной лирике. В этот период поэт также создает «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка», «Облако в штанах» и т.д.

Владимир Маяковский — создатель своеобразной стихотворной системы, называемой лесенкой. «Ступеньки» этой лесенки — акцент голосом. Поэт принадлежал к такому направлению как футуризм, особенностями которого является метафоричность и динамический стиль.

Образы и символы

Центральным образом и объектом восхищения в стихотворении «Прощание» стал Париж. Москва для поэта — образ дома, которому принадлежало сердце В. Маяковского, целая Земля, со своими традициями и самобытностью. Жизнь вне «дома» не представляется возможной, как бы ни был счастлив поэт в Париже.

Автомобиль в данном произведении символизирует горечь разлуки. В нем автору кажется, что город не хочет отпускать и бежит за ним, представая в «невозможной красе». Возможно, в этом образе поэт видел и свою Татьяну, которую безвозвратно покидал.

Темы и проблемы

Главная тема стихотворения заключена в самом названии. В. Маяковский был не только волевым и сильным, но также невероятно сентиментальным человеком. В Париже поэт чувствовал себя счастливым, его вера в любовь окрепла, поэтому прощание с городом далось ему с трудом. Тема разлуки стала лирическим выражением несостоявшейся любви с Татьяной Яковлевой.

Смысл

Смысл, который вкладывает В. Маяковский в своё стихотворение, в любви и верности своему Отечеству. Поэт настолько обворожен Парижем, что даже выражает свое желание жить и умереть в этом месте. Почему творец не остался навсегда в городе, который осчастливил его, заставил «расквасить сердце сентиментальностью» в момент прощания? Тут все гораздо сложнее. Убеждения поэта в успехе и правильности социалистического государства стояли превыше чувств, вызванных пребыванием в Европе. Настоящее искренней счастье, по мнению автора, можно испытывать только в Советском союзе. Поэт остается преданным Отчизне несмотря ни на что.

Сам он пропагандировал самоотречение во имя светлого социалистического будущего, призывал людей объединиться во имя общих целей и забыть о мелочных обидах и дрязгах. Это основная идея его творчества. Поэтому его выбор был логическим продолжением того, что он писал на протяжении всей жизни.

Средства художественной выразительности

Средства выразительности в поэзии В. Маяковского, без сомнения, можно назвать легендарными. В своих произведениях использовал множество приемов для придания образности своему творению. И в небольшом стихотворении «Прощание» поэт не обошелся без использования изобразительных средств языка.

«Разлуки жижа» (т.е. слезы) — очень глубокий по содержанию перифраз, тонко передающий грусть от расставания. Поэт также использует эпитет «невозможная краса», подчеркивая свое восхищение Парижем. В стихотворении можно встретить столь любимый автором прием –олицетворение — «Париж бежит» и «подступай…жижа…расквась».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!