От кого произошли мексиканцы. Мексиканцы

История страны, разнообразна, интересна и трагична. Первые следы человеческого присутствия на территории Мексики датируются периодом около 10 тыс. лет до н. э. Между 1800 и 300 годом до н. э. начал формироваться комплекс высокоразвитых культур. Теотиуакан город-государство, образовавшийся примерно в 100 году н. э. и просуществовавший до VII века н. э. Ацтеки , Майя , Миштеки, Ольмеки, Пурепеча, Сапотеки, Тольтеки, Тотонаки, Уастеки, Чичимеки, эти цивилизации, существовали на территории современной Мексики, и достигли высоких результатов в областях храмового строительства, математики, астрономии, медицины и теологии.
Но если центральная и южная часть Мексики (известные под собирательным термином Месоамерика), в древности были средоточием развитых цивилизаций, то по-иному обстояли дела на западе Мексики - в засушливой Аридоамерике, где местные культуры находились на более низком уровне, а некоторые крупные племена даже ко времени прихода европейцев, занимались охотой и собирательством.

Идея покорения Мексики принадлежала испанскому конкистадору Диего Веласкесу де Куэльяру, он же финансировал поход. В 1518 году, командующим экспедицией был назначен Эрнан Кортес. Испанцы располагали 11 судами, армия Кортеса включала 518 пехотинцев, 16 конных рыцарей (несколько из которых вскладчину владели одной лошадью), 13 аркебузников, 32 арбалетчика, 110 матросов и 200 рабов - кубинских индейцев и негров, в качестве слуг и носильщиков. Снаряжение включало 32 лошади, 10 пушек и 4 фальконета. Подробнее о Конкисте Мексики, можно прочитать .

Падение империи ацтеков, ознаменовало новую эпоху в истории Мексики - период 300-летнего испанского владычества, известный как Новая Испания. В состав Новой Испании входили современные территории Мексики, юго-западных штатов США (а также Флориды), Гватемалы, Белиза, Никарагуа, Сальвадора, Коста-Рики, Кубы. Кроме этого, в подчинение Новой Испании были Филиппины и различные острова в Тихом океане и Карибском море. Столица располагалась в Мехико, назначаемый вице-король подчинялся непосредственно монарху Испании.

Большую часть населения Новой Испании составляли её уроженцы и около 40 % из них были индейцами. Первое столетие после конкисты было обозначено резким сокращением их численности, что заставило колонизаторов, нуждавшихся в рабочей силе и налогоплательщиках, перейти от прямого ограбления и истребления коренных жителей к организованной эксплуатации, которая приобрела феодализированную форму. В результате этих изменений, со второй половины XVII века, начался медленный прирост аборигенного населения, и к началу XIX века, его численность достигла уже 2,3 - 2,4 миллионов человек.
Так продолжалось до 16 сентября 1810 года, когда священник Мигель Идальго и Костилья, под знаменем Девы Марии Гвадалупе , поднял восстание в селении Долорес. В январе 1811 года, повстанческая армия была разгромлена испанцами, Идальго был схвачен и расстрелян 30 июля 1811 года, в городе Чиуауа.

После смерти Идальго, руководство революционной армией, возглавил другой приходской священник - Хосе Мария Морелос. Под его руководством, были заняты города Оахака и Акапулько. В 1813 году, по его инициативе, был подписан первый официальный документ о независимости, известный как: «торжественный акт Декларации независимости Северной Америки ». Но в 1815 году, Морелос также был пойман испанскими властями, и казнен за государственную измену.

С 1815 по 1821 годы, освободительное движение в Мексике носило характер партизанской войны. В декабре 1820 года, вице-король Хуан Руис де Аподака, направил войска во главе с офицером креолом Агустином де Итурбиде, чтобы нанести поражение армии предводителя партизан Висенте Герреро. Однако Итурбиде, изменил позицию и перешел на сторону повстанцев, объединившись с силами Герреро. 24 февраля 1821 года, в городе Игуала он провозгласил три принципа или «три гарантии» для мексиканцев: независимость Мексики и установление конституционной монархии, равенство прав креолов и испанцев и сохранение привилегий католической церкви . Эти принципы получили название «План Игуала».

Количество его приверженцев быстро возросло, он взял Мехико, где 27 сентября 1821 года, представители испанской короны и предводители повстанцев подписали договор, по которому Мексика получала независимость. 18 мая 1822 года, народ и гарнизон города Мехико провозгласили Итурбиде императором, и он вступил на мексиканский престол под именем Агустина I. Так начало свой отсчет времени новое государство под названием Мексика.

В декабре 1822 года, командующий гарнизоном Веракруса, Антонио Лопес де Санта-Анна, поднял восстание и объявил Мексику республикой. В марте 1823 года, Итурбиде вынужден был отречься от престола и эмигрировать. В 1835 году, президент Мексики генерал Антонио Лопес де Санта-Анна предложил новую конституцию, согласно которой отменялось рабство, бывшее нормой среди американских переселенцев. Кроме того, он усилил давление на американцев, требуя разоружения и принудительного выдворения нелегальных иммигрантов из пограничных штатов США и отдачи их земель. Эта политика мексиканского правительства, вызывала недовольство среди жителей Техаса и послужила поводом к войне за независимость.
Самым известным сражением войны стал бой за Аламо. 6 марта 1836 года, в 5:30 утра, армия Санта-Анны начала штурм крепости Аламо, в Сан-Антонио. Все защитники Аламо были убиты, мексиканцы потеряли от 70 до 200 человек убитыми и от 300 до 400 ранеными. Среди находившихся в Аламо, мексиканцы оставили в живых только 16 человек (женщин, детей, а также раба Тревиса Джо, раба Боуи Сэма и мексиканского дезертира Бригидо Гереро, выдавшего себя за военнопленного).
21 апреля 1836 года, произошло решающее сражение между техасской и мексиканской армиями у Сан Хасинто (недалеко от нынешнего Ла Порте). Общим итогом битвы, длившейся всего 18 минут, был полный разгром мексиканцев (которые потеряли 630 человек убитыми, 208 ранеными и 730 взятыми в плен; техасцы потеряли 9 убитыми и 26 ранеными). Санта-Анна скрылся, но вскоре был обнаружен и взят в плен.
В результате успешной войны 1836 года, после поражения и захвата в плен Антонио Лопеса де Санта Анны, Техас добился независимости и вывода мексиканской армии. Однако, Мексика никогда не признавала потерю Техаса, либо независимость Республики Техас и объявила о своих намерениях снова захватить так называемую отпавшую провинцию.

В 1845 году, Техас вошел в состав США. Мексиканское правительство выразило недовольство, что присоединением её «мятежной провинции» Соединённые Штаты вмешались во внутренние дела Мексики и необоснованно завладели её территорией.
24 апреля 1846 года, после споров по вопросу о границе, и невыполнения мексиканских официальных требований к США, отвести войска к реке Нуэсес, 2-х тысячный мексиканский конный отряд, атаковал американский патруль численностью 63 человека к северу от Рио Гранде, убив 11 американских солдат. То, что впоследствии, назвали Делом Торнтона - по имени убитого американского офицера, который командовал патрулем. Несколько уцелевших отступили и вернулись в форт Браун.
США объявили войну Мексике 13 мая 1846 года, а Мексика объявила войну 23 мая. Результатом войны, полностью проигранной мексиканцами, ведомыми президентом-идиотом по имени Санта-Ана, стал договор Гуадалупе-Идальго, подписанный 2 февраля 1848 года. Он положил конец войне и дал США неоспоримый контроль над Техасом, а также над Калифорнией, Невадой, Ютой и частями Колорадо, Аризоны, Нью-Мехико и Вайоминга. Взамен Мексика получила 18 млн. 250 тыс. долларов, что эквивалентно 627 млн. 500 тыс. долларам по курсу середины 2000-х года.

В 1862 году, Наполеон III предпринял экспедицию в Мексику, его поддержали мексиканские республиканцы, которые проиграли гражданскую войну либералам годом ранее. 19 апреля, начались боевые действия между французской армией и мексиканской (26 тыс. солдат). В начале мая, небольшая французская армия подошла к городу Пуэбла, гарнизон которого был малочислен и очень плохо вооружён. Штурм Пуэблы привел французов к победе и 5 мая Пуэбла пала. 21 сентября 1862 года, в Мексику прибыло большое количество французских войск. Падение Пуэблы означало, что теперь французы без препятствий смогут продвигаться к Мехико. Французы заняли Мехико без боя. В июне 1863 года, было выбрано временное правительство. Президент Бенито Хуарес бежал. В октябре делегация мексиканских консерваторов, пригласила эрцгерцога Максимилиана, брата австрийского императора Франца Иосифа I, принять мексиканскую корону.
В результате многочисленных телодвижений различных заинтересованных в Мексике стран, Наполеон III, опасаясь внезапного нападения прусских войск, объявил о выводе французских войск из Мексики, который начался 31 мая и закончился в ноябре 1866 года. Объединенные республиканские силы одержали серию побед, 25 марта оккупировали Чиуауа, 8 июля взяли Гвадалахару, и позже в июле, захватили Матаморос, Тампико и Акапулько. Наполеон III, призвал Максимилиана покинуть Мексику. Французы оставили 26 июля Монтеррей, 5 августа Сальтильо и в сентябре весь штат Сонору. 18 сентября, члены французского кабинета Максимилиана ушли в отставку. В октябре, республиканцы разгромили имперские войска при Миауатлане в Оахаке, в ноябре оккупировали всю Оахаку. А 19 июня, Максимилиан был расстрелян солдатами, лояльными президенту Бенито Хуаресу.
После казни сдалась столица - город Мехико. Республика была восстановлена. Президент Хуарес вернулся к власти в столице.

В 1876 году, к власти в Мексике пришел генерал Порфирио Диас, управлявший страной более 30 лет (этот период получил название «Порфириато»). В эпоху его правления были свои плюсы и минусы, а закончилось все революцией и гражданской войной 1910-1917 годов, сделавшей известными таких героев как Панчо Вилья и Эмильяно Сапата , о чем подробно можно прочитать . После небольшого перерыва, началась гражданская война 1926-1929 годов. Антиклерикальная программа новой конституции, вызвала обострение отношений государства с церковью. В 1926 году, в Мексике началось восстание кристерос, сторонников церкви, в основном крестьян, которые убивали представителей правительства и сжигали светские школы. В 1929 году, восстание было подавлено правительственными войсками.

С 1934 года, все вошло в более менее спокойное русло и президенты мирно сменяли друг друга. Немного оживило ситуацию, начавшееся 1 января 1994 года, вооружённое восстание сапатистов, бедных индейцев-крестьян. Их отряды без единого выстрела занимают семь муниципальных центров штата Чьяпас. Однако 2 января, сапатисты отходят в горы под натиском федеральных войск, авиация начинает бомбёжки сельвы. На улицы Мехико и других городов страны стихийно выходят сотни тысяч людей, требуя от правительства прекращения бойни и начала переговоров.

А в 2006 году, в Мексике прошли многотысячные акции протеста против результатов президентских выборов, на которых победил представитель консервативной партии «Национальное действие» Фелипе Кальдерон.
Противник Кальдерона - Андреас Мануэль Лопес Обрадор, сразу отказался признавать поражение и обвинил власти в фальсификациях. Затем начал требовать ручного пересчёта всех бюллетеней. В центре Мехико на площади Сокало и близлежащих улицах был разбит палаточный городок.
В сентябре 2006 года, Федеральный избирательный трибунал Мексики, признал Фелипе Кальдерона избранным президентом. Новый президент вступил в свою должность 1 декабря 2006 года, сроком на шесть лет. Его вступление в должность, ознаменовало начало ожесточенейшей войны с мексиканскими наркокартелями , в результате которой, за последние 6 лет, были убиты свыше 26 тысяч человек. И которая длится до сих пор, с переменным успехом.



План:

    Введение
  • 1 Название
  • 2 Формирование
  • 3 Расовая и цветовая иерархия в мексиканском обществе
  • 4 Численность
  • 5 Язык
  • 6 Религия
  • 7 Известные мексиканцы
  • Примечания

Введение

Мексика́нцы (исп. Meхicanos - мехиканос ) - третья по величине (после американцев США и бразильцев) нация Западного полушария. Мексиканцы имеют разнообразное расово-этническое происхождение, но их объединяет общая латиноамериканская, а точнее мексиканская культура и испанский язык. Мексиканцы составляют основное население Мексики (около 112 млн чел) и являются второй по численности этнической группой в США (32 миллиона), где в ряде юго-западных районов они абсолютно преобладают ещё с колониальных времён (чикано). Родным для большинства современных мексиканцев является испанский язык, вернее его особый языковой вариант - мексиканский. В США обычно двуязычны. Мексиканцы - один из крупнейших и быстро растущих народов мира. С этнографической точки зрения мексиканцы причисляются к латиноамериканским народам, а по языку также к романским народам.


1. Название

Слово мехиканос является испанским заимствованием из индейского языка науатль, где корень мешик[а] представлял собой самоназвание одного из основных народов ацтекской империи, а окончание нос - испанского происхождения, указывающее на принадлежность кого-либо к определённому этносу или группе.

2. Формирование

Мексиканцы, как и практически большинство современных народов западного полушария, сформировались в ходе европейской колонизации, которую в центральноамериканском регионе проводила Испания, создавшая после открытий 1492 года Испанскую колониальную империю. Иммиграция собственно испанцев (пенинсулярес) в Мексику имела ограниченный характер вследствие удалённости и труднодоступности. Из-за отсутствия испанских женщин, которых на корабли долго не брали из-за развитых предрассудков, большинство испанцев вступило в половые связи с местными индейскими женщинами. Это привело к быстрому формированию смешанного испаноязычного класса метисов. Позднее в Мексику стали допускаться женщины и из Испании, но межрасовые отношения не прекращались на неформальном уровне. Рождённые в Мексике Испанцы получили название креолы, и, как правило, занимали ведущие посты в политике и экономике.


3. Расовая и цветовая иерархия в мексиканском обществе

Как и население соседних США, население Мексики - мексиканцы - имеют разнообразное и довольно гетерогенное расово-этническое происхождение, однако взаимоотношения между различными группами в корне различаются. В США различные расовые и этнические группы чётко противопоставлены друг другу статистически и на бытовом уровне. Между ними существует огромная социально непреодолимая дистанция, известная как стеклянный потолок, исторически сложилась чёткая система различных ограничений и стереотипов касательно социально доминантного белого населения англо-саксонского происхождения (БАСП) и различных цветных групп (правило одной капли крови, сегрегация и т. д.). В Мексике подобная модель социальных отношений, известная как колониальный менталитет также в целом знакома, однако на бытовом уровне она реализуется иначе - не чётко очерченным набором характеристик, а скорее плавным переходом из одной расово-классовой группы в другую. Уровень культурной общности мексиканцев в целом выше. Условно мексиканцы всё же делятся на три условные группы: белые (20 %), цветные (в основном метисы,также мулаты и негры) (70 %) и индейцы (10 %), однако между этими группами нет чётких границ. При этом, в отличие от США, мексиканцы автохтонного происхождения не испытывают сильного давления в направлении языковой ассимиляции и довольно хорошо сохраняют индейские языки.


4. Численность

Численность мексиканцев до конца XIX века увеличивалась незначительно вследствие высокой детской смертности, небольшой продолжительности жизни, тяжёлых условий труда и т. д. В колониальный период их число было стабильно (так как рост числа метисов и испанцев происходил на фоне массовой гибели индейцев от болезней, завезённых европейцами) - на уровне около 6-10 миллионов человек. К началу XX века их насчитывалось порядка 20 миллионов. Успехи, проделанные медициной в развивающихся странах привели к сокращению этих явлений, и в 1950-1960-х годах число мексиканцев увеличивалось на 3-3,5 % в год. К 1971 году их насчитывалось уже 43 миллиона человек. В настоящее время (2007 год) только в Мексике проживает порядка 108 миллионов мексиканцев. Кроме того, около 4 млн мексиканцев живёт в юго-западных штатах США.


5. Язык

Родной язык большинства (93-95 %) современных мексиканцев - испанский, а точнее его особый языковой вариант (см. Испанский язык в Мексике). В сельских районах на юге страны распространены также некоторые индейские языки (7 %), самые распространённый из которых - нахуатль. Примечательно, что число носителей автохонных языков в Мексике постоянно возрастает, хотя их доля в населении значительно сократилась за последние 300 лет.


6. Религия

Самая распространённая религия - католичество. В прошлом католическое духовенство имело огромное влияние на все аспекты повседневной жизни мексиканцев, но в настоящее время большинство из них ведёт светский образ жизни. Ситуация в стране прямо противоположна ситуации с религией в США. В сельских районах Мексики католицизм переплёлся с местными культами и приобрёл экзотические формы (например, в ряде мест существует ритуал угощения святых «Кока-колой»).


7. Известные мексиканцы

  • Ривера, Диего - великий живописец-монументалист
  • Альфаро Сикейрос, Хосе Давид - живописец, график, муралист
  • Кало, Фрида - художница-примитивистка, жена Риверы
  • Виктория Руффо - актриса
  • Вероника Кастро - актриса
  • Сальма Хайек - актриса, мексиканка по матери
  • Гаэль Гарсия Берналь - актёр
  • Эдуардо Яньес - актёр
  • Сизар Миллан - профессиональный тренер собак
  • Кейн Веласкес - чемпион среди бойцов-тяжеловесов MMA по версии Sherdog по состоянию на 23 ноября 2010 года
  • Куаутемок Бланко - мексиканский футболист, дважды победитель Кубка КОНКАКАФ в составе сборной Мексики и обладатель Кубка Конфедераций 1999 года
  • Деми Ловато - актриса всемирно известного телеканала Disney

Реже протестантизм

Расовый тип

смешанный,
неоднородный

Входит в Родственные народы Этнические группы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение

Название

Слово мехиканос является испанским заимствованием из индейского языка науатль , где корень мешик[а] представлял собой самоназвание одного из основных народов ацтекской империи , а окончание нос - испанского происхождения, указывающее на принадлежность кого-либо к определённому этносу или группе.

Формирование

Мексиканцы, как и практически большинство современных народов западного полушария, сформировались в ходе европейской колонизации, которую в центральноамериканском регионе проводила Испания , создавшая после открытий 1492 года Испанскую колониальную империю . Иммиграция собственно испанцев (пенинсулярес) в Мексику имела ограниченный характер вследствие удалённости и труднодоступности. Из-за отсутствия испанских женщин, которых на корабли долго не брали из-за развитых предрассудков, большинство испанцев вступило в половые связи с местными индейскими женщинами. Это привело к быстрому формированию смешанного испаноязычного класса метисов . Позднее в Мексику стали допускаться женщины и из Испании, но межрасовые отношения не прекращались на неформальном уровне. Рождённые в Мексике испанцы получили название креолы , и, как правило, занимали ведущие посты в политике и экономике.

Расовая и цветовая иерархия в мексиканском обществе

Как и население соседних США, население Мексики - мексиканцы - имеют разнообразное и довольно гетерогенное расово-этническое происхождение, однако взаимоотношения между различными группами в корне различаются. В США различные расовые и этнические группы чётко противопоставлены друг другу статистически и на бытовом уровне. Между ними существует огромная социально непреодолимая дистанция, известная как стеклянный потолок, исторически сложилась чёткая система различных ограничений и стереотипов касательно социально доминантного белого населения англо-саксонского происхождения (БАСП) и различных цветных групп (правило одной капли крови, сегрегация и т. д.). В Мексике подобная модель социальных отношений, известная как колониальный менталитет также в целом знакома, однако на бытовом уровне она реализуется иначе - не чётко очерченным набором характеристик, а скорее плавным переходом из одной расово-классовой группы в другую. Уровень культурной общности мексиканцев в целом выше. Условно мексиканцы всё же делятся на три условные группы: белые (20 %), цветные (в основном метисы , также мулаты и негры) (70 %) и индейцы (10 %), однако между этими группами нет чётких границ. При этом, в отличие от США, где даже метисы часто относят себя к белым, мексиканцы автохтонного происхождения не испытывают сильного давления в направлении языковой ассимиляции и довольно хорошо сохраняют индейские языки .

Численность

Численность мексиканцев до конца XIX века увеличивалась незначительно вследствие высокой детской смертности , небольшой продолжительности жизни, тяжёлых условий труда и т. д. В колониальный период их число было стабильно (так как рост числа метисов и испанцев происходил на фоне массовой гибели индейцев от болезней, завезённых европейцами) - на уровне около 6-10 миллионов человек. К началу XX века их насчитывалось порядка 20 миллионов. Успехи, проделанные медициной в развивающихся странах привели к сокращению этих явлений, и в 1950-1960-х годах число мексиканцев увеличивалось на 3-3,5 % в год. К 1971 году их насчитывалось уже 43 миллиона человек. В настоящее время (2007 год) только в Мексике проживает порядка 108 миллионов мексиканцев. Кроме того, около 4 млн мексиканцев живёт в юго-западных штатах США. Иммигранты из Мексики и их потомки составляют более трети населения Калифорнии и около 20 % жителей Аризоны.

Язык

Родной язык большинства (93-95 %) современных мексиканцев - испанский , а точнее его особый языковой вариант (см. Испанский язык в Мексике). В сельских районах на юге страны распространены также некоторые индейские языки (7 %), самые распространённый из которых - науатль . Примечательно, что число носителей автохтонных языков в Мексике постоянно возрастает, хотя их доля в населении значительно сократилась за последние 300 лет.

Религия

Самая распространённая религия - католичество . В прошлом католическое духовенство имело огромное влияние на все аспекты повседневной жизни мексиканцев, но в настоящее время большинство из них ведёт светский образ жизни. Ситуация в стране прямо противоположна ситуации с религией в США , где сохраняется сильная консервативность и сохранение самобытности каждой конфессии (расколы в церкви стали вноситься из-за попыток насаждения однополых браках, и то неоднозначность сохраняется на местном уровне) . В сельских районах Мексики католицизм переплёлся с местными культами и приобрёл экзотические формы (например, в ряде мест существует ритуал угощения святых «Кока-колой»).

Известные мексиканцы

  • Хуана Инес де ла Крус (Сор Хуана) - поэтесса XVII ст. (монахиня-иеронимитка)
  • Ривера, Диего - великий живописец-монументалист
  • Альфаро Сикейрос, Хосе Давид - живописец, график, муралист
  • Кало, Фрида - художница-примитивистка, жена Риверы
  • Долорес дель Рио
  • Лупе Велес - выдающаяся актриса мирового кино 30-50 гг.
  • Энтони Куинн - выдающийся актёр мирового кино 30 - 90 гг.
  • Рикардо Монтальбан - актёр мексиканского и американского кино и телевидения
  • Рамон Новарро - выдающийся актёр мирового кино 20-60 гг.
  • Кантинфлас - самый популярный комедиант испаноязычного мира. Снимался и в Голливуде, 30-80 гг.
  • Альфонсо Гарсия Роблес - лауреат Нобелевской премии мира в 1982 г.
  • Октавио Пас - писатель, поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе в 1990 г.
  • Гильермо Аро - астроном, лауреат золотой медали имени М. В. Ломоносова АН СССР, 1985 и др. международными премиями
  • Марио Молина - лауреат Нобелевской премии в области химии в 1995 г.
  • Консуэло Веласкес - пианистка, композитор, автор сотен песен, среди них «Бесаме мучо» .
  • Хувентино Росас - композитор вальсов мировой известности («Над волнами»)
  • Элена Понятовска - писательница
  • Карлос Фуэнтес - писатель
  • Роландо Вильясон - оперный певец
  • Виктория Руффо - актриса
  • Вероника Кастро - актриса
  • Кристиан Кастро - певец
  • Сальма Хайек - актриса, мексиканка по матери
  • Эдвард Фёрлонг - актёр, мексиканец по матери
  • Гаэль Гарсия Берналь - актёр
  • Эдуардо Яньес - актёр
  • Фелипе Муньос - олимпийский чемпион в плавании
  • Сизар Миллан - профессиональный тренер собак
  • Кейн Веласкес - чемпион UFC в тяжелом весе.
  • Куаутемок Бланко - мексиканский футболист, дважды победитель Кубка КОНКАКАФ в составе сборной Мексики и обладатель Кубка Конфедераций 1999 года
  • Деми Ловато - актриса всемирно известного телеканала Disney
  • Карлос Сантана - известный музыкант
  • Ник Диаз - бывший чемпион Страйкфорс в полусреднем дивизионе.
  • Нейт Диаз - победитель серии «Абсолютный боец UFC» (The Ultimate Fighter ) в легком дивизионе.
  • Тито Ортис - бывший чемпион UFC в полутяжелом весе, введен в зал Славы UFC.
  • Фелипе Коломбо - актёр, живёт в Аргентине, но родом из Мексики.

См. также

  • Американцы мексиканского происхождения
    • в том числе чикано
  • Текс-Мекс - мексиканская культура Техаса
  • Техано - коренные мексиканские жители юго-запада США

Напишите отзыв о статье "Мексиканцы"

Примечания

Ссылки

  • Мексиканцы - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Мексиканцы

Прошло восемь напряжённых лет. Светодар превратился в чудесного юношу, теперь уже намного более походившего на своего мужественного отца – Иисуса-Радомира. Он возмужал и окреп, а в его чистых голубых глазах всё чаще стал появляться знакомый стальной оттенок, так ярко вспыхивавший когда-то в глазах его отца.
Светодар жил и очень старательно учился, всей душой надеясь когда-нибудь стать похожим на Радомира. Мудрости и Знанию его обучал пришедший туда Волхв Истень. Да, да, Изидора! – заметив моё удивление, улыбнулся Сеевер. – тот же Истень, которого ты встретила в Мэтэоре. Истень, вместе с Раданом, старались всячески развивать живое мышление Светодара, пытаясь как можно шире открыть для него загадочный Мир Знаний, чтобы (в случае беды) мальчик не остался беспомощным и умел за себя постоять, встретившись лицом к лицу с врагом или потерями.
Простившись когда-то очень давно со своей чудесной сестрёнкой и Магдалиной, Светодар никогда уже больше не видел их живыми... И хотя почти каждый месяц кто-нибудь приносил ему от них свежую весточку, его одинокое сердце глубоко тосковало по матери и сестре – его единственной настоящей семье, не считая, дяди Радана. Но, несмотря на свой ранний возраст, Светодар уже тогда научился не показывать своих чувств, которые считал непростительной слабостью настоящего мужчины. Он стремился вырасти Воином, как его отец, и не желал показывать окружающим свою уязвимость. Так учил его дядя Радан... и так просила в своих посланиях его мать... далёкая и любимая Золотая Мария.
После бессмысленной и страшной гибели Магдалины, весь внутренний мир Светодара превратился в сплошную боль... Его раненная душа не желала смиряться с такой несправедливой потерей. И хотя дядя Радан готовил его к такой возможности давно – пришедшее несчастье обрушилось на юношу ураганом нестерпимой муки, от которой не было спасения... Его душа страдала, корчась в бессильном гневе, ибо ничего уже нельзя было изменить... ничего нельзя было вернуть назад. Его чудесная, нежная мать ушла в далёкий и незнакомый мир, забрав вместе с собой его милую маленькую сестрёнку...
Он оставался теперь совсем один в этой жестокой, холодной реальности, даже не успев ещё стать настоящим взрослым мужчиной, и не сумев хорошенько понять, как же во всей этой ненависти и враждебности остаться живым...
Но кровь Радомира и Магдалины, видимо, недаром текла в их единственном сыне – выстрадав свою боль и оставшись таким же стойким, Светодар удивил даже Радана, который (как никто другой!) знал, сколь глубоко ранимой может быть душа, и как тяжко иногда даётся возвращение назад, где уже нету тех, кого ты любил и по кому так искренне и глубоко тосковал...
Светодар не желал сдаваться на милость горя и боли... Чем безжалостнее «била» его жизнь, тем яростнее он старался бороться, познавая пути к Свету, к Добру, и к спасению заблудших во тьме человеческих душ... Люди шли к нему потоком, умоляя о помощи. Кто-то жаждал избавиться от болезни, кто-то жаждал вылечить своё сердце, ну, а кто-то и просто стремился к Свету, которым так щедро делился Светодар.
Тревога Радана росла. Слава о «чудесах», творимых его неосторожным племянником, перевалила за Пиренейские горы... Всё больше и больше страждущих, желали обратиться к новоявленному «чудотворцу». А он, будто не замечая назревавшей опасности, и дальше никому не отказывал, уверенно идя стопами погибшего Радомира...
Прошло ещё несколько тревожных лет. Светодар мужал, становясь всё сильнее и всё спокойнее. Вместе с Раданом они давно перебрались в Окситанию, где даже воздух, казалось, дышал учением его матери – безвременно погибшей Магдалины. Оставшиеся в живых Рыцари Храма с распростёртыми объятиями приняли её сына, поклявшись хранить его, и помогать ему, насколько у них хватит на это сил.
И вот однажды, наступил день, когда Радан почувствовал настоящую, открыто грозящую опасность... Это была восьмая годовщина смерти Золотой Марии и Весты – любимых матери и сестры Светодара...

– Смотри, Изидора... – тихо произнёс Север. – Я покажу тебе, если желаешь.
Передо мной тут же появилась яркая, но тоскливая, живая картина...
Хмурые, туманные горы щедро окроплял назойливый, моросящий дождь, оставлявший в душе ощущение неуверенности и печали... Серая, непроглядная мгла кутала ближайшие замки в коконы тумана, превращая их в одиноких стажей, охранявших в долине вечный покой... Долина Магов хмуро взирала на пасмурную, безрадостную картину, вспоминая яркие, радостные дни, освещённые лучами жаркого летнего солнца... И от этого всё кругом становилось ещё тоскливее и ещё грустней.
Высокий и стройный молодой человек стоял застывшим «изваянием» у входа знакомой пещеры, не шевелясь и не подавая никаких признаков жизни, будто горестная каменная статуя, незнакомым мастером выбитая прямо в той же холодной каменной скале... Я поняла – это наверняка и был взрослый Светодар. Он выглядел возмужавшим и сильным. Властным и в то же время – очень добрым... Гордая, высоко поднятая голова говорила о бесстрашии и чести. Очень длинные светлые волосы, повязаны на лбу красной лентою, ниспадали тяжёлыми волнами за плечи, делая его похожим на древнего короля... гордого потомка Меравинглей. Прислонившись к влажному камню, Светодар стоял, не чувствуя ни холода, ни влаги, вернее – не чувствуя ничего...
Здесь, ровно восемь лет назад, скончалась его мать – Золотая Мария, и его маленькая сестра – смелая, ласковая Веста... Они умерли, зверски и подло убитые сумасшедшим, злым человеком... посланным «отцами» святейшей церкви. Магдалина так и не дожила, чтобы обнять своего возмужавшего сына, так же смело и преданно, как она, идущего по знакомой дороге Света и Знания.... По жестокой земной дороге горечи и потерь...

– Светодар никогда так и не смог простить себе, что не оказался здесь, когда они нуждались в его защите – снова тихо продолжил Север. – Вина и горечь грызли его чистое, горячее сердце, заставляя ещё яростнее бороться с нелюдью, называвшую себя «слугами бога», «спасителями» души человека... Он сжимал кулаки и тысячный раз клялся себе, что «перестроит» этот «неправильный» земной мир! Уничтожит в нём всё ложное, «чёрное» и злое...
На широкой груди Светодара алел кровавый крест Рыцарей Храма... Крест памяти Магдалины. И никакая Земная сила не могла заставить его забыть клятву рыцарской мести. Сколь добрым и ласковым к светлым и честным людям было его молодое сердце, столь безжалостным и суровым был к предателям и «слугам» церкви его холодный мозг. Светодар был слишком решительным и строгим в отношении к себе, но удивительно терпеливым и добрым по отношению к другим. И только лишь люди без совести и чести вызывали у него настоящую неприязнь. Он не прощал предательство и ложь в любой их проявлявшейся форме, и воевал с этим позором человека всеми возможными средствами, иногда даже зная, что может проиграть.
Вдруг, через серую пелену дождя, по нависшей прямо над ним скале побежала странная, невиданная вода, тёмные брызги которой окропляли стены пещеры, оставляя на ней жутковатые бурые капли... Ушедший глубоко в себя Светодар в начале не обратил на это внимания, но потом, присмотревшись по лучше, вздрогнул – вода была тёмно красной! Она текла с горы потоком тёмной «человеческой крови», будто сама Земля, не выдержав более подлости и жестокости человека, открылась ранами всех его прегрешений... После первого потока полился второй... третий... четвёртый... Пока вся гора не струилась ручьями красной воды. Её было очень много... Казалось, святая кровь Магдалины взывала о мщении, напоминая живущим о её скорби!.. В низине, бурлящие красные ручьи сливались в один, заполняя широкую реку Од (Aude), которая, не обращая ни на что внимания, величаво себе плыла, омывая по пути стены старого Каркасона, унося свои потоки дальше в тёплое синее море...

Красная глина в Окситании

(Посетив эти священные места, мне удалось узнать, что вода в горах Окситании становится красной из-за красной глины. Но вид бегущей «кровавой» воды и вправду производил очень сильное впечатление...).
Вдруг Светодар настороженно прислушался... но тут же тепло улыбнулся.
– Ты снова меня бережёшь, дядя?.. Я ведь давно говорил тебе – не желаю скрываться!
Радан вышел из-за каменного уступа, грустно качая поседевшей головой. Годы не пожалели его, наложив на светлое лицо жёсткий отпечаток тревог и потерь... Он уже не казался тем счастливым юношей, тем вечно-смеющимся солнышком-Раданом, который мог растопить когда-то даже самое чёрствое сердце. Теперь же это был закалённый невзгодами Воин, пытавшийся любыми путями сберечь самое дорогое своё сокровище – сына Радомира и Магдалины, единственное живое напоминание их трагических жизней... их мужества... их света и их любви.
– У тебя есть Долг, Светодарушка... Так же, как и у меня. Ты должен выжить. Чего бы это ни стоило. Потому, что если не станет и тебя – это будет означать, что твои отец и мать погибли напрасно. Что подлецы и трусы выиграли нашу войну... Ты не имеешь на это права, мой мальчик!
– Ошибаешься, дядя. Я имею на это своё право, так как это моя жизнь! И я не позволю кому-либо заранее писать для неё законы. Мой отец прожил свою краткую жизнь, подчиняясь чужой воле... Так же, как и моя бедная мать. Только потому, что по чужому решению они спасали тех, кто их ненавидел. Я же не намерен подчинятся воле одного человека, даже если этот человек – мой родной дедушка. Это моя жизнь, и я проживу её так, как считаю нужным и честным!.. Прости, дядя Радан!
Светодар горячился. Его молодой разум возмущался против чужого влияния на его собственную судьбу. По закону молодости он желал сам решать за себя, не дозволяя кому-то со стороны влиять на его ценную жизнь. Радан лишь грустно улыбался, наблюдая за своим мужественным питомцем... В Светодаре было достаточно всего – силы, ума, выдержки и упорства. Он хотел прожить свою жизнь честно и открыто... только, к сожалению, ещё не понимал, что с теми, кто на него охотился, открытой войны быть не могло. Просто потому, что именно у них-то и не было ни чести, ни совести, ни сердца...