Классный час "этикет и мы". Методическая разработка открытого классного часа "этикет и мы" Классный час этикет для меня

Классный час «Этикет. Правила этикета.

Цели: познакомить учащихся с элементарными нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развивать коммуникативные способности, умение анализировать.

Ход классного часа.

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами начинаем разговор о вежливости, о науке, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе. Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах

Что такое этикет? Это каждый знает:

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья

А теперь серьезное дадим определенье.

Дети хором читают слова «Этикет – это правила поведения человека среди других людей»

Учитель : А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?

В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - это знаток правил поведения. И сегодня Вежа будет гостем на нашем занятии (на доску вывешивается картинка с изображением Вежи).

Перед нами карта – лабиринт. Прежде, чем зайти в лабиринт, вы должны знать, что в него легко войти, а выйти можно, только, овладев правилами. Каждая остановка имеет свою потайную дверцу, которая выпустит того, кто усвоил все правила, выполнил задания. Ну что же, откроем первую дверцу.

    Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствие.

А какие вы знаете формы приветствия? Не всегда мы используем эти «волшебные» слова, поэтому иногда происходит следующее:

«Случай из школьной жизни»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.

Определите, с каким настроением вы приходите в школу (карточки на каждого)

Мы с вами открыли первую дверцу и запомнили, что есть слова приветствия и прощания, которые мы используем всегда.

Вот стул, на нем сидят,

вот стол, за ним сидят,

вот школа, дом, где мы живем,

вот магазин, куда идем,

дорога, транспорт, пеший путь,

лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Интересно, ребята, а много ли надо знать про то, как садиться и сидеть на стуле? (можно разобрать несколько приемов.

На стуле надо сидеть прямо, но свободно, не напрягаясь. Нельзя вытягивать ноги далеко от стула, это мешает другим. Некрасиво сидеть, расставив ноги, ноги должны быть вместе.

Откроем вторую дверцу, прочитаем, что написано: "Уважая человека - уважаешь себя". Это главная мысль нашего занятия. Хотите продолжить путешествие?

  1. Вежа приглашает вас к столу, кто знает как правильно накрыть на стол? (тарелка, чашка, ложка, кружка, салфетка). Игра «Как правильно накрыть на стол.

http://klipariki.net/karaoke/?idkaraoke=30 – просмотр мульткараоке про Винни-Пуха

Какую ошибку допустил В-П?

Как надо себя вести за столом?

Откроем третью дверцу?

    Вот школа, дом, где мы живем.

Сегодня Вежа заглянул к нам в школу. Как вы думаете, что он увидел? .

А теперь постараемся взглянуть на себя со стороны и исправить все ошибки. Для этого ответим на следующие вопросы.

1. Ты вошел в гардероб, там много ребят. Рядом с тобой девочка. как ты поступишь?

2. Утро, ты входишь в класс. В классе несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?

3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как ты поступишь в этой ситуации?

4. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?

5. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще раз?

6. Девочка обозвала тебя. Что ты сделаешь?

7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

8. На утреннике тебя попросили выступить, а тебе не хочется. Как ты поступишь?

9. – Вы стоите перед входом в школу, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать?

10. –Вы идете по коридору школы вместе со своим другом, рядом толкаются мальчики, один из них падает, ваша реакция?

Посмотрите, лабиринт мы прошли, а как вы думаете, все ли об этикете мы вспомнили? О каких правилах еще не говорили?

Итог классного часа:

Что нового вы узнали на классном часе?

Классный час «Поговорим об этикете»

Цели:

познавательная: познакомиться с историей этикета, выявить уровень своих знаний в этой области, побудить применять эти знания на практике.

воспитательная: способствовать усвоению студентами норм этикета и повышению общей культуры.

развивающая: продолжать развитие умений работать в коллективе, внимательно слушать и задавать вопросы, адекватно оценивать себя и свои поступки.

Структура:

Складывается из трёх этапов.

проектировочный.

Подбор материала, место данного занятия в системе классных часов, определение целей, методов и форм проведения.

2. исследовательский.

Работа студентов в микрогруппах по предложенным ситуациям, составление памяток, анкетирование.

3. рефлексивный.

Направлен на осознание и осмысление результатов своей деятельности.

Нормы исследования.

теоретический этап (Кл. руководитель).

Практический (самостоятельная деятельность студентов).

Регламент проведения 40 - 45 минут.

Метод

Групповая исследовательская деятельность студентов, индивидуальная деятельность.

Результат:

Проследить достаточно сложно, в идеале это усвоение норм этикета, применение этих правил в повседневной жизни.

Введение

В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Быстрый ритм современной жизни предъявляет к человеку много требований: быть образованным, мобильным, успешным, творческим - перечислять можно бесконечно. Однако многое в жизни каждого человека зависит от умения произвести впечатление, внимательно выслушать собеседника, уверенности в себе, правильной речи и т. д. Этикет пронизывает все стороны жизни человека. Основы этих знаний закладываются в семье и школе, и тем не менее каждый человек, вступающий в самостоятельную жизнь и намеревающийся реализовать свои таланты и способности, нуждается в их совершенствовании и развитии.

Знание этикета открывает путь к успеху в личной и профессиональной сфере и помогает избежать лишних стрессов и волнений.

Поэтому выбор темы «Этикет» для классных часов я считаю актуальным и необходимым.

Алгоритм проведения

Из истории этикета (вступительное слово кл.руководителя)

Этикет- слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времён французского короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король- Солнце за необычайную любовь к роскоши. На одном из пышных приёмов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикеток и произошло слово «этикет».

В 18 веке потерпела крах наша миссия в Китае из-за того, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени, т. к. это требовал этикет Пекинского двора.

В 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблём российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением появление голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в поклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки русских поклониться на этот манер японцы больше не беспокоились на их счёт. И опять - таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.

Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо да и ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. На крайнем севере охотники, встречаясь, тёрлись носами. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, а винных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки … Теперь это нам кажется смешными, не так ли?

Актуализация знаний ребят о правилах поведения.

А что вы знаете об этикете?

Необходимы ли правила этикета в современной жизни? Почему?

Нужно ли пополнять знания об этикете, в связи с изменяющимися условиями жизни.

Знакомство с человеком всегда начинается с приветствия.

Вспомните, словесные приветствия русского и других народов (Привет! Как поживаешь! Добрый день! Здоровенько буллы!).

«Здоров ли ваш скот» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу» В Китае спрашивают: « Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А как звучит это по- русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим, считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

А сейчас давайте проверим насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.

Исследование.

Ребята разбиваются на группы в зависимости от общего количества, каждая микрогруппа получает задание.

Задание включает в себя рассказ с ошибками, которые необходимо найти и исправить, а также итогом работы микрогруппы должна стать памятка с правилами поведения в зависимости от ситуации, которую необходимо защитить перед другими группами.

Задание для м/г - 1.

Действие первое «Привет, именинник!»

У Серёжи день рождения. Он ждёт гостей, в комнате мама хлопочет у стола, папа с Серёжей смотрят телевизор, дедушка читает газету. Раздаётся звонок в дверь, входят одноклассники Серёжи - Илья и Настя.

Серёжа: «Ну наконец - то, я вас уже заждался. Что не могли раньше прийти?!»

Илья: «Серёжа, мы тебя поздравляем с днём рождения!»

Настя: «Это тебе от нас подарок». Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Серёжа проводит ребят в комнату и кладёт подарок на полку.

Серёжа: «Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда всё будет готово, а мы пока в приставку поиграем».

Мама: «Хорошо, детки. Я постараюсь управиться побыстрее. Правда нужно ещё бутерброды сделать.

Серёжа: «Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Серёжа с одноклассниками удаляется в другую комнату.

М/г - 1 разбирается, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность? Каковы самые элементарные правила поведения в гостях? Эти правила отражаются в памятке, которую можно выполнить на бумаге или устно.

Памятка 1 . Правила для гостей и хозяев.

Входя в дом необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить точно назначенное время, об опоздании предупреждать. Заранее приходить не стоит т. к. это может вызвать неудобства для хозяина, который ещё не готов к встрече.

Хозяину дома нужно начать разговор не с нападок и претензий, а радостно приветствовать своих гостей.

Хозяину дома необходимо представит окружающим своих друзей поимённо.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя; ни в коем случае не спрашивать о стоимости подаренной вещи; неприлично оставлять без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от неё. Гостей необходимо занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Задание для м/г - 2.

Действие второе «Почему обиделась мама»

Подруга: «Алло, Катя, это ты?»

Мама: «Нет, это не Катя, а кто её спрашивает?»

Подруга: «Да, так, знакомая. А где Катя?»

Мама: «Её нет дома. Что ей передать?»

Подруга: «Вот, коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!»

Мама: « Простите, я с вами в таком тоне не могу дальше разговаривать».

После прочтения диалога м/г - 2 обсуждает ошибки и составляет памятку по телефонному этикету.

Памятка 2. Телефонный этикет.

На телефонный звонок отвечайте сразу.

Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.

Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного человека, просит передать какое-нибудь сообщение.

Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»

Если звонивший ошибся номером отвечайте вежливо.

Если вам в гостях необходимо позвонить не забудьте спросит разрешения.

Если на пятый-шестой сигнал не отвечают, вешайте трубку.

Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - «извините», «пожалуйста», «спасибо» - особенно полезны при телефонных разговорах.

Задание для м/г - 3.

Действие третье. В кинотеатре.

Саша и Петя давно собирались на новый фильм Стивена Спилберга. Они договорились встретиться у кинотеатра ровно перед началом сеанса. Однако, заигравшись в компьютерные игры, Саша опоздал. У кинотеатра его ждал злой Петя. Схватив друга за руку, и забыв извиниться, Саша потащил друга в зал. Пробираясь к своему месту Петя, нечаянно наступил одному из зрителей на ногу, но извинился. Ребята боялись пропустить самое интересное, и толкая друг друга, торопились на свои места. Наконец-то заняв их, они зашуршали фантиками от конфет, и довольные приступили к просмотру фильма.

(После прочтения действия 3 м/г №3 исправляет ошибки ребят и представляет свою памятку «О правилах поведения в общественных местах»).

Памятка 3. Поведение в общественных местах (на примере кинотеатра).

Пунктуальность в кинотеатре не так обязательна как в театре, но её всё же следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы не мешать другим зрителям.

Тот, кто входит в зал уже после начала фильма, должен выждать в начале прохода, пока глаза не привыкнут к полутьме, чтобы не спотыкаться, не наступать людям на ноги и поскорее найти свободное место, где можно присесть.

Если вы идёте на просмотр фильма с группой друзей, а зал полон зрителей, не старайтесь все непременно сесть в один ряд, не кричите и не размахивайте руками, указывая друг другу свободные места: до них можно добраться спокойно, без лишнего шума, не толкая других зрителей.

Во время сеанса не прилично шуршать фантиками от конфет, перешёптываться и комментировать происходящее.

Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей.

Задание для м/г - 4.

Действие четвёртое. Зав столом.

Ваня торопился в гости к своей подруге Маше, поэтому пришёл за полчаса до назначенного времени. Его встретили очень радушно и пригласили к столу. Как культурный человек за столом Ваня пользовался приборами, а не ел руками. Причём вилку он держал в правой руке, а нож в левой. Вспомнив о салфетке, Ваня заправил её за воротник рубашки. На столе чего только не было. Ваня решил, что нужно пробовать всё. На тарелку он положил очень много и как не старался доесть не смог. Затем хозяйка принесла своё фирменное блюдо, и Ваня очень подробно расспрашивал как оно готовится. Потом Маша принесла торт и вишнёвый компот. Компот был очень вкусный и Ваня выпил 2 стакана, мужественно глотая косточки.

Напившись компота, Ваня сказал: «Ну и наелся же я,» - встал из-за стола и поблагодарил Машу за обед.

(После прочтения четвёртого действия м/г №4 составляет памятку «Правила поведения за столом» ).

Памятка 4. Поведение за столом.

В гости приходят в точно назначенное время, раньше приходить не рекомендуется, чтобы не застать врасплох.

Во время еды рот не должен производить никакого шума, есть нужно спокойно, неторопливо, не давясь.

Нож всегда полагается использовать в паре с вилкой. Нож держат в правой руке, вилку - в левой.

Салфетку необязательно развёртывать полностью, достаточно образовать широкий треугольник и положить его на колени. Никогда не заправляйте салфетку за воротник рубашки, за вырез жилетки и не повязывайте вокруг шеи. По окончании трапезы салфетку кладут слева от своей тарелки.

Не накладывайте на тарелку слишком много, не оставляйте слишком много объедков, не крошите хлеб и не размазывайте соус.

Никогда не расспрашивайте слишком подробно о поданном блюде, прежде чем положить порцию себе на тарелку.

Не нужно глотать апельсиновые семечки, вищневые и сливовые косточки, их полагается тихонько выплёвывать в поднесенный ко рту кулак, а затем незаметно класть на тарелку.

Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты. Нельзя отпускать замечания вслух по поводу подаваемых блюд, сплетничать с соседями по столу о тех, кто сидит дальше, наклоняться и тянуться к собеседнику, сидящему через одного от вас.

После того, как каждая микрогруппа представит свои результаты в виде разбора ошибок и составит памятки, ребята продолжают исследование на индивидуальном уровне. Студентам предлагается выполнить два теста «Приятно ли с вами общаться» и «Умеете ли вы слушать?»

После классный руководитель подводит небольшой итог.

Рассмотрев несколько жизненных ситуаций мы с вами показали и доказали, что тема нашего классного часа актуальна и полезна.

Я надеюсь, что она помогла всем вам задуматься и посмотреть на себя со стороны. Может быть вы исправите некоторые шибки в своём поведении, в контакте с друзьями, родными и знакомыми, в общении между собой, дома, по телефону и в учебном заведении.

Рефлексия

Выборочно или каждого опросить о том, что полезного и нового для себя они узнали на классном часе - это показатель результатов деятельности по содержанию.

В качестве оценки результатов по личному состоянию, можно использовать смешные рожицы, предварительно задав вопрос: «Был ли для вас полезен, занимателен, данный классный час? Уверенно ли вы себя чувствовали, когда выступали, высказывали собственное мнение?»

Литература:

1. Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. Классные часы в 10-11 классах.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.

2. Современный этикет. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

3. Трофименко А., Волгин А. Поговорим об этикете. М: «Московская Правда», 1991.

Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Класс(ы):
5 класс

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно
оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной
жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учимся быть культурными»(для учащихся 5 класса)
«Поведение - это зеркало,
в котором каждый показывает
свой облик».
Гете
Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но
главное направление разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к
окружающим.
Значительную часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения,
формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить,
почему им нужно вести себя культурно.
Практическая часть требует некоторой психологической подготовки: пятиклассники обычно стесняются
проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь
упражнение – упражнение в культуре поведения – такое же, как физическое упражнение. Только там
наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А она, кстати, у каждого мужчины проявляется,
прежде всего, в том, как он относится к женщинам.
Необходимо предупредить и девочек, чтобы они помогли ребятам, подыграли им. В конечном итоге выиграет
от этих упражнений весь класс.

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и
других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт
нравственных взаимоотношений в коллективе.
Предварительная подготовка.
1. Работа с детьми.
Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить
упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит
атмосферу в классе.
2. Реквизит.
Заготовить лотерейные билеты с номерами от 1 до …(по количеству мальчиков в классе). По ходу
игры мальчики тянут билеты с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики
выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек
класса.
3. Оформление класса.
На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.

План классного часа.



Ход классного часа.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
Классный руководитель.Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая
груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную ­ поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной ­ плоды хорошие.
Классный руководитель.Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Классный руководитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Классный руководитель.Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно
сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Классный руководитель.Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он
станет?
Дети хором отвечают: культурным
Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?
– Это значит соблюдать правила культурного поведения.
– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Классный руководитель. Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли
«неотесанный»?
– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
– Того, который ничему не учился.
– Того, которого никто не уважает.
Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими
блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный ­ значит
невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.
Классный руководитель.Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета
очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся
к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа,
никогда не ошибешься!
В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по
рядам: каждая группа – половина ряда)
1. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это
неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному
движению людей)
2. Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками,
жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать,
смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое
настроение, и ваш смех их может раздражать)
4. Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к
труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
5. Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в
обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что
это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
6. Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать
вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора
изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»
Классный руководитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон
обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот
закон?
Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что­то непонятное. С ним перестали здороваться
знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее
во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя
математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему
никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5­Б. Он буквально
сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал
разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Примерные ответы детей.
– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними
поздороваются.
– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики
первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда
не помешает.
А теперь продолжение этого рассказа.
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен
был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не
просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках.
«Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия.
Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и
радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку
на 5 этаж. Из­за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать
учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не
рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в
коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте,Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за
спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный,
Димка пошел к 5­Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка
возмутилась и прочитала ему лекцию»
Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?
Примерные ответы детей.
– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену
– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться
за руку с ней не надо.
– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет
значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.
Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.
И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех
наших мальчиков.
Мальчики выходят к доске.
Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную
лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило
этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст
задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и
медленно направится к двери
2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять
девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить
воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с
курткой, пиджаком или пальто
4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя
девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки),узнайте, что задано по математике.И, если
девочки нет дома, поговорите с ее мамой.
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста,
что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику,
ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
6. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске
7. Вы чихнули (Скажи «ап­чхи!»). Ваши действия.
(Нужно сказать: «Простите»)
8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
9. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
10. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия
(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»
11. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего­то хорошего.
12. Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего­нибудь хорошего
13. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)
14. Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»
15. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.
(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам
сесть)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки
Классный руководитель.Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она
называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

5. Подведение итогов.
Классный руководитель.Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными,
устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?
Примерные ответы детей.
– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга
– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся
– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей

Классный час: Правила этикета.

Цель:

Привитие культуры поведения, речи, внешнего вида и общения подростков.

Ход классного часа:

Что такое этикет? Этикет - это общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и общении с людьми.

Нужны ли такие общие правила? Конечно. Они помогают людям разумно и красиво оформить свое поведение, чтобы другие почувствовали проявленное уважение к ним, чтобы им было приятно общаться друг с другом.

Мозговой штурм.

Какие правила этикета вы знаете?

Ответы учащихся записываются на доске

Каждый должен быть аккуратным, опрятным, чтобы с ним было приятно другим. Он должен быть вежлив, чтобы никто с ним не испытывал чувство неловкости, точным, чтобы его никто не ждал, верным своему слову, чтобы никого не подводить. Как мы называем человека, который всегда следует правилам этикета? Это воспитанный человек. В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - это знаток правил поведения.

Интересно, ребята, а много ли надо знать про то, как садиться и сидеть на стуле? (можно разобрать несколько приемов) На стуле надо сидеть прямо, но свободно, не напрягаясь. Нельзя вытягивать ноги далеко от стула, это мешает другим. Некрасиво сидеть, расставив ноги, ноги должны быть вместе.

1. Ты вошел в раздевалку, там много ребят. Рядом с тобой девочка. как ты поступишь?

2. Утро, ты входишь в класс. В классе несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?

3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как ты поступишь в этой ситуации?

4. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?

5. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще раз?

6. Девочка обозвала тебя. Что ты сделаешь?

7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

Старайтесь, ребята, придерживаться этих правил, тогда окружающим людям и вам будет всегда хорошо.

_______________________________________________________________________

Почему-то многие подростки, да и взрослые люди, считают, что правила этикета для зануд и высоколобых эстетов.

Но никто из них не задумывается, что этикет делает тебя воспитанным, приятным человеком и награждает тебя характеристиками, которых порой нам всем не хватает. Для того, чтобы ты чувствовала себя уверенной и соответствующей ситуации, я предлагаю ознакомиться с немногочисленными правилами, которое можно использовать каждый день и при этом совершенно не выделяться «белой вороной».

1. Не стоит класть телефон на стол в гостях, ресторане, кафе и на встрече с друзьями. Вы пришли разговаривать с определенными людьми. Насладитесь живым общением с теми, с кем вы пришли. Забудьте о средстве связи и постарайтесь игнорировать желание полазить в телефоне. Таким образом, вы можете обидеть друзей или собеседника.

2. Следи за чистотой своей обуви. Заведи в сумку упаковку влажных салфеток и протирай обувь в том случае, если она пачкается. Всегда выходя из дома следи за чистотой туфель, ботинок или сапог.

3. Опоздала в кино или театр? Пробирайся на свои места в центре зала только лицом к сидящим.

4. Никогда не используй много духов. Тебе может казаться, что от тебя не исходит запах любимого парфюма, но поверь – толпа вокруг может просто задохнуться, если ты переборщишь с дозой.

5. В кафе или ресторан мужчина входит первым. Исключение составляет только та ситуация, когда вас встречает швейцар и открывает дверь. Тогда входит первой дама.
6. Всегда говори «спасибо» и «извините».

7. Опаздывать НЕЛЬЗЯ. В самом крайнем случае – на 15 минут. И не забудь предупредить друзей о задержке.

8. В лифт первым входит мужчина, а вот выходит тот – кто ближе всех стоит к дверям из него.

9. Ролевая игра.

Не отдавай свою сумку молодому человеку. Мужчина может понести тяжелый рюкзак или пакет, хозяйственные сумки или на крайний случай – тебя саму. Не позволяй ему таскать дамскую сумочку, даже если у самой отрываются руки.

Не ешь в общественном транспорте. Конечно, речь не идет об украдкой откусанной шоколадке или конфете. Хот-доги, бутерброды, стаканы с водой или бутылки с пивом – все это запрещено, так как ты можешь испачкать окружающих или раздражать их запахом.

Не используй в своей речи жаргон . Также – идеальным будет не использовать мат, зарубежные словечки вроде «ОК» и прочие «непонятности».

Надеюсь, мои небольшие советы помогут тебе стать чуточку лучше!! Есть вопрос по этикету?

Этикет в общественных местах

Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Главное правило поведение в общественных местах - не забывать, что если бы каждый поступал, руководствуясь заботой только о своих удобствах и желаниях, то во многих случаях в результате этого возникла бы невозможность пользования театром, кино, музеем и т.д.

В театре и кино этикет требует сидеть спокойно, не клонясь то влево, то вправо, особенно если у вас пышная шевелюра или (в кино) высокий головной убор: тот кто сидит за вами будет вынужден все время следовать за вашими перемещениями.

На концертах не нужно подпевать или подсвистывать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами или дирижировать. Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта нужно откладывать до антракта или хотя бы до конца номера, до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Если ваше место в середине ряда, то проходить к нему необходимо лицом к зрителям уже сидящим в этом ряду.

В магазинах следует соблюдать те же правила, что и в других общественных местах: не толкаться, не нарушать общего порядка, не стараться быть обслуженным вне очереди.

Нельзя, особенно за границей, самому перебирать и переставлять выставленные вещи, снимать их с полок, пробовать запоры закрывающихся изделий - все это должен продемонстрировать продавец. Если предмет очень заинтересовал вас и вы решили купить его - попросите разрешение самому проделать с ним, для ознакомления, необходимые манипуляции, но соблюдайте при этом осторожность.

В магазинах тканей и готовых изделий не следует усиленно перетирать пальцами выставленные образцы. На Западе даже очень вежливые продавцы при виде энергично трущего пальцами ткань покупателя сначала неодобрительно покашливают, а если этот процесс затягивается больше, чем 5-7 секунд, решительно останавливают его.

В магазинах готового платья и обуви не нужно приводить в отчаяние продавцов неосуществимыми требованиями или просьбами относительно желаемых вами сочетаний форм, расцветок, качества изделия, если таких товаров в магазинах не имеется.

В продовольственных магазинах нельзя трогать руками товары без упаковки. При посещении магазинов за границей во избежании недоразумений храните кассовый чек до выхода из магазина.

Нормы нашего поведения на улице приобретают большое общественное значение. При современном темпе жизни люди на улице обычно торопятся. Но то обстоятельство, что каждому "некогда", не дает никому ни права, ни оснований толкаться, наоборот, обязывает к тому, чтобы стараться не толкнуть кого-либо. Если же это нечаянно случиться - обязательно нужно извиниться.

Встречных нужно обходить со своей правой стороны, обгонять - так же.

Не следует на ходу балансировать руками, особенно если в них что-нибудь есть: зонт, трость, портфель и т.п.

Не останавливайте на улице знакомого, если он идет не один: не известно, понравится ли знакомство с вами человеку, которому ваш знакомы обязан будет вас представить, да и нужно ли это знакомство вам самому.

В обратном случае - если вы не один, но вам очень нужно остановиться для краткого разговора со встреченным вами на улице знакомым, предварительно спросите разрешение на это у вашего спутника и, в случае его согласия, представив его знакомому, можете переговорить с ним в присутствии вашего спутника. Очень невежливо отзывать встреченных вами знакомых от их спутников (кроме того вы можете натолкнуться на отказ) или отходить от своего спутника для разговора со встреченным знакомым.

На общественный транспорт распространяется общее правило хорошего тона: женщину, старшего и занимающего более высокое положение следует пропускать впереди себя. При выходе из транспорта поступают наоборот: мужчина и младший выходят перед женщиной и старшим. Это правило не работает, если речь идет о вышестоящих лицах, которые всегда проходят первыми. Это происходит потому, что выходящий первым помогает выйти второму, и правило становится бессмысленным, когда речь идет о субординации. Иными словами, подавать руку начальнику при выходе из транспорта не стоит (если он, конечно, не женщина).

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только в общественных местах, но и дома.